Каинова печать что это значит
Каинова печать цивилизации
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Преступление и наказание
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться, он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Православная Жизнь
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Преступление и наказание
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом.
Культура, разрушающая гармонию
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца.
Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир.
А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности.
Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться. Это заложено в человеческой природе – совершивший зло страшится такого же воздаяния. Но от кого хотел оградиться Каин? Ведь на земле не было других людей кроме членов его семьи. По преданию, после совершенного убийства на Каина стали охотиться дикие звери (до этого они на людей не нападали). Именно тогда Земля перестала быть для человека домом и превратилась в “окружающую среду”. Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Механизм этого разрыва объяснить невозможно, но последствия его – очевидны. Кстати, в истории Церкви много примеров, когда святые (т.е. люди, восстановившие в себе эту связь с Богом и сотворенным Им миром) общались с самыми опасными хищниками, как с домашними животными.
Таким образом, строительство первого города было прямым следствием братоубийства. Все грядущие войны, междоусобицы, борьба за выживание в условиях меняющегося климата, – вся трагичная история человечества пророчески изображена в библейском рассказе о первом рожденном на земле человеке.
Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией. Об одном из них, Иувале, сказано, что “ он был отец всех играющих на гуслях и свирели”. Другой, его брат Тувалкаин “был ковачем всех орудий из меди и железа”, провозвестником “медного” и “железного” веков. Потомки Каина начали вооружаться – первое братоубийство предопределило неизбежность дальнейших войн. А сельскохозяйственные орудия, сделанные Тувалкаином, были нужны, чтобы силой вырвать у земли те блага, которые она перестала давать людям, оросившим ее кровью. А искусство помогало заслониться от пустоты, вторгшейся в человеческую жизнь.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф.
В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем. Именно стремление к Богу сынов Сифа, вплетаясь в художественные изыски потомков Каина, привело к появлению такого искусства, благодаря которому мы и сегодня чувствуем, что есть в мире нечто большее, чем мы сами и все наши земные дела и заботы. И при звуках музыки знаменитого церковного певчего – Баха хочется молиться, даже если не знаешь, как это делается. Потому что такое искусство сохранило память о гармонии всего сущего, так неосмотрительно разрушенной в самом начале нашей истории.
Каин: печать милосердия
Но почему Бог не принял жертву Каина? Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу то, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Но ведь очевидно, что Богу вообще не нужны никакие приношения от людей. Все, что человек может принести Ему в дар, Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты и зефирины, а может, отведя глаза в сторону, сунуть им пару слипшихся карамелек. И если он пожалел самое вкусное лакомство, приберегая его для себя, родителям есть от чего расстроиться. Но причиной этого огорчения будет тревога и горечь за свое чадо, которое растет жадиной.
Можно ли считать человека лишь игрушкой в руках Бога? Есть ли у Бога «любимчики» и «гадкие утята»? Чем человек отличается от куклы, а Бог от Карабаса Барабаса? У каждого из нас, как и у одного из читателей «Фомы», иногда возникают такие вопросы. Ответить на них попытался психолог и постоянный автор нашего журнала Александр Ткаченко.
Так и с жертвой Богу — она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: «Смотри, Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Без Твоего благословения эти плоды никогда не стали бы такими прекрасными, возьми их часть Себе!» Так человек своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А что же сделал Каин? К сожалению, он поступил так же, как жадный ребенок на новогоднем утреннике, и принес свою жертву по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Святитель Иоанн Златоуст писал об этом так: «Каин, сказано, принес от плодов земли жертву Господу. Потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных он принес самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, то есть — из самого приятного, наилучшего. О Каине же ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора».
И, наверное, не так уж важно, что же именно принес Каин в жертву Богу. В любом случае ясно, что это была не лучшая часть его урожая, а значит, и о любви к Богу тут говорить не приходится.
Но, отвергнув его жертву, Бог вовсе не отверг его самого. Непринятие даров Каина было, если можно так выразиться, воспитательной мерой, призванной пробудить в нем сомнение в собственной правоте: ведь если Бог не принял твоей жертвы, значит, ты что-то делаешь не так. Бог не принял плоды Каина, давая ему повод задуматься над причинами этого отказа, желая помочь ему разобраться в себе и вернуть в душу утраченную любовь. Однако в отношениях человека и Бога далеко не все определяется действиями и намерениями Бога. Человек волен отвергнуть предложенную ему помощь, восприняв ее как оскорбление, и остаться наедине со своей обидой. Именно такой выбор, к несчастью, сделал Каин.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть каиновой печатью. В чем она заключалась, сказать трудно. В Библии сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог (отсюда, кстати, и пошла поговорка: «Бог шельму метит»).
Под каиновой печатью обычно понимают некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Однако Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что, несмотря на совершенное им преступление, он находится под защитой Господа.
Каинова печать
Смотреть что такое «Каинова печать» в других словарях:
КАИНОВА ПЕЧАТЬ — «КАИНОВА ПЕЧАТЬ», Россия, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЕЩАНИЕ ЛАД, 1996, цв., 41 мин. Телетеатр. По книге А.Родина. В основе сюжета воспоминания Николая Мартынова, убившего на дуэле М.Лермонтова. В ролях: Игорь Ясулович (см. ЯСУЛОВИЧ Игорь Николаевич).… … Энциклопедия кино
каинова печать — сущ., кол во синонимов: 1 • грех преступления (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
КАИНОВА ПЕЧАТЬ — что Клеймо изгоя или преступника. Подразумевается совершение поступков, обладание характеристиками, которые отвергаются обществом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х), реже организация (Z) отмечены очевидными признаками осуществлённых ими … Фразеологический словарь русского языка
Каинова печать — это особый знак, которым, согласно Ветхому Завету, был отмечен Богом старший сын Адама и Евы. Каин – первый плод чадорождения во грехе. Он от рождения был угрюм, злобен, завистлив. Эти качества подтолкнули его на страшный грех братоубийства… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Каинова печать — Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /em> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444 … Большой словарь русских поговорок
ПЕЧАТЬ — Каинова печать. Книжн. Отпечаток, след, внешние признаки преступности. /em> Восходит к Библии. ФСРЯ, 319; БМС 1998, 444. Класть/ положить печать на кого, на что. Книжн. Устар. Оставлять на ком л., на чём л. след какого л. воздействия, влияния. Ф… … Большой словарь русских поговорок
ДЕМОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ — в демонологии считалось, что при заключении договора с Сатаной на неофита возлагалось клеймо дьявола, или «печать Сатаны». Оно являлось символом служения силам тьмы. Клеймо дьявола напоминало шрам, родимое пятно или татуировку. Оно могло иметь… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Какую метку сделал Бог на теле Каина, чтобы того не убили
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Есть в библейском повествовании несколько личностей, имена которых, став нарицательными, навсегда превратились в синонимы зла. Народная молва традиционно именует предателя Иудой, жестокого и безжалостного человека – Иродом, грубого и бестактного – Хамом. И первым в этом ряду стоит имя человека, пролившего кровь родного брата. Имя это – Каин – породило множество неологизмов: “каиново семя”, “каинова печать”. Кем же на самом деле был Каин и так ли однозначна его роль в истории человечества?
Рога и борода
Тот же Зонди упоминает поэта Шахина, который представлял, что Бог наградил Каина столь страшной бородой, что от убийцы бежали прочь даже дикие звери.
Знак Каина
Два момента свидетельствуют в пользу предположения о рогах: [29] Во-первых, Моисея, находящегося в состоянии аффекта, тоже изображали с рожками. Во-вторых, требовалось украшать рогами животных алтарь. Любой убийца, если он успевал добежать до алтаря и притрагивался руками к украшавшим его рогам, не подвергался смертной казни. В Библии также говорится о рогах алтаря:
«Возьми крови тельца и возложи перстом своим на роги жертвенника, а всю остальную кровь вылей у основания жертвенника» (2. Исх. 29, 12).
Еще более примечательным является сказанное иудейско-персидским поэтом Шахиным:
«И дал Господь Каину такую бороду, что ее даже звери боялись и бежали от него прочь» [31b].
Из всех толкований знака Каина для судьбопсихологии наибольший интерес представляет следующее:
Что привлекает в этой интерпретации, так это допущение, что Каин является неумирающим. В качестве побуждающей потребности действительно Каин действовал всегда и будет действовать вечно.
В противоположность христианскому толкованию, в котором знак Каина понимается как признак неполноценности [31d], мы представим здесь мнение, высказанное в книге американского психиатра Ф. Уэртема, изданной в 1966 году и озаглавленной «Знак Каина»:
Следует здесь упомянуть и то, что еще в прошлом столетии кровь убийц считалась лекарством от эпилепсии. Г. Бальцер пишет:
Болезни
Другие толкователи почти уверены в том, что Бог ниспослал на Каина какую-то болезнь, чаще всего заразную, например, проказу. А Иоанн Златоуст утверждал, что убийца наверняка был отмечен другим заболеванием, наличие которое вызывало бы в людях чувство жалости к Каину, но никак не страха. Иоанн Златоуст писал, что Каином овладела некая телесная слабость, плоть его все время дрожала, тем самым напоминая остальным об опасности и последствиях греха (Иоанн Златоуст «Против иудеев»).
Священник Даниил Сысоев в книге «Летопись начала» упоминал, что, согласно переводу 70-ти толковников, после убийства брата Каин все время стонал, тряс головой и правой рукой, которой и расправился с Авелем. Конечно, благодаря этому знамению-недугу он не мог совершать даже примитивных действий, в частности принимать пищу. Несомненно, такого больного человека большинство людей не тронули бы. Хотя Бог, конечно, допускал возможность того, что кто-то может и, напротив, воспользоваться слабостью Каина, а потому он, делая знамение для Каина, для верности произнес: «За то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4:15).
О болезни Каина говорит и отец Олег Моленко на сайте церкви Иоанна Богослова. В частности Моленко приводит в пример эпилептические припадки. Кроме того, священник предполагает, что после совершения преступления Каин начал страдать и психическими отклонениями.
Печать каина
В прошлом многие считали, что знаком Каина была темная кожа – что Бог изменил цвет его кожи на черный. Поскольку Каин был также проклят, это убеждение вело к тому, что многие считали темнокожих людей проклятыми. Многие использовали это учение о «знаке Каина» в качестве оправдания торговли африканскими рабами и дискриминации людей с темной кожей. Такая интерпретация знака Каина совершенно не соответствует Библии. Нигде в еврейских Писаниях слово «owth» не используется для обозначения цвета кожи. Проклятие Каина, описанное в Бытие 4, относилось лишь к нему самому – нигде не сказано о том, что оно распространялось и на его потомков.
Не существует абсолютно никакого библейского основания для утверждений, что потомки Каина были темнокожими. Более того, если ни одна из жен сыновей Ноя не была потомком Каина (что весьма маловероятно), то родовая линия Каина, скорее всего, была прервана при потопе.Каким знаком Бог отметил Каина? В Библии об этом не говорится. Значение знака – что Каина не следует убивать – было важнее того, каким был этот знак. Каким бы он ни был, он не имел никакого отношения к цвету кожи или родовому проклятию потомков Каина. И, тем более, Библия не дает абсолютно никаких оснований для использования знака Каина в качестве оправдания расизма или дискриминации.
Вернуться на русскую стартовую страницуКаким знаком Бог отметил Каина (Бытие 4:15)?
навигация
ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы
Сборник словарей и энциклопедий → Фразеологический словарь русского языка → Слова на букву «К» в Фразеологическом словаре русского языка → КАИНОВА ПЕЧАТЬ в Фразеологическом словаре русского языка
КАИНОВА ПЕЧАТЬ — это
Клеймо изгоя или преступника.
В роли именной части сказ., подлеж., доп. и в сравнит. оборотах.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Его врождённое уродство — это же каинова печать, с детских лет отталкивающая от него сверстников, заставляющая избегать его. (Реч.)Пусть теперешний ИНН в том виде, в каком он пока ещё есть, не каинова печать, но он — ИНН — первый к этой каиновой печати шаг. Новый Петербургъ, 2001.
— У тебя, наверное, какая-нибудь каинова печать на лбу стоит. Лешие её видят и пускаются в бега. В. Тучков, Русская рулетка.
Как же быть с памятью о невинно убиенных во время репрессий, с их семьями, детьми и внуками, которые десятилетиями несли несправедливо поставленную каинову печать? Трибуна, 2001.
Возрождение компартии давно вызывало у лидеров «Гражданского союза» сильную мигрень. На купцовское предложение заключить союз могут быть два ответа — и оба для ГС оказываются плохими. В случае согласия утрачивается политическая идентичность и внезапно реализуются упрёки радикалов в том, что ГС имеет на себе каинову печать КПСС. Коммерсантъ-Daily, 1993.
Сегодняшние «Ведомости» выдвигают версию введения странами Восточной Европы визового режима в отношении России. Оказывается, они опасаются потока политических эмигрантов после прихода к власти «человека с каиновой печатью» — сотрудника КГБ Владимира Путина. Полит.Ру, 2000.
Само лечение не из лёгких, а многие операции, как говорят специалисты, калечащие. И это, как каинова печать, на всю жизнь.
Представьте на минуту: молодой женщине ампутировали грудь. Да, женщина выздоровела, но как ей пойти на пляж, как раздеться на глазах любимого человека. Российская газета, 2000.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.
Татуировка
Многие понимают священные тексты буквально, а потому уверены в том, что на теле Каина Господь нарисовал какое-то изображение или сделал несмываемую надпись, вроде татуировки. Один из известных комментаторов Торы Раши писал, что Бог поставил на лоб убийцы одну из букв своего имени. Согласно иудейской и каббалистической традициям, полное имя Бога, так называемый «тетраграмматон», состоит из 4-х букв, но произнести его нельзя: это табу. Поэтому Всевышний и написал только одну букву. Но даже она одна внушала в окружающих такой страх или трепет другого рода, что никто не смел поднять руку на Каина.
Однако раввин-философ Авраам ибн Эзра был уверен в том, что Всевышний сделал это не для того, чтобы отпугнуть кого бы то ни было от Каина, а для того, чтобы вернуть тому веру в то, что Бог всегда будет рядом с ним и защитит его от любых опасностей.
КАИНОВА ПЕЧАТЬ. Печать Каина.
Ключом к этому вопросу является ответ не другой не менее интерес- ный вопрос:«Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь
не призрел?» кто прав: Ева или Апостол Иоанн? Ева о Каине: «Приобрела
я человека от Господа».
Ап. Иоанн: «Не так как Каин, который был от лукавого» (1 Иоан. 3:12). Если права Ева, то почему так изломана жизнь её сына? Чёрная зависть брату, безразличие к Божьему предостережению, братоубийство, дерзкий разговор с Богом («что я сторож брату моему?»), и демонстративный уход от лица Господня в землю Нод, где и был убит одним из потомком Адама в четвертом поколении — Ламехом. (Быт. 4:23—24), когда Каин уже соста- рился и его сопровождал отрок. Грех Адама и Евы тяжелее, чем кажется на первый взгляд: непослушание, запретный плод… они продали, гене- тически всё человечество греху, который терзает ещё и сегодня 6 млрд,
Почему жертва Авеля была принята Богом, а на жертву Каина Господь не призрел?
И после всего, после страшной сделки, ни слова раскаяния?! Свалили каждый свою вину на кого-то: Ева на змея, Адам — на Бога («это жена, которую Ты дал мне»). И, обиженные, шагнув за пределы рая, утонули в буд- нях, так и не раскаявшись. Рождается сын, мать в восторге: «Приобрела я человека от Господа». Но диавол уже поставил печать на проданного
ему Адамом и Евой сына.
Ап. Иоанн, видящий несравненно глубже, чем нераскаявшаяся мать, пишет: «Не так, как Каин, который был от лукавого».
Христиане — супруги знайте, если вы впадете в грех и не раскаетесь, притихнув в церкви, то первый, кто родится в вашей семье после этого, может быть о. Будь это изломанная жизнь, бо- лезнь Дауна или скверный характер, или ещё что-то в этом роде, вплоть до одержимости. Многочисленные факты подтверждают возможность это-
го в большинстве случаев, хотя бывают и исключения.
С такой печатью, с таким дерзким характером религиозный Каин при- носит жертву Богу. Но Бог не призрел на неё. И совсем не потому, как
толкуют, что Авель принёс кровную жертву, как прообраз жертвы Христа.
А Каин — бескровную.
Каждый принёс от того, чем занимался. И мы сегодня служим Господу к тем, чем богаты, отдаем Ему от наших способностей и возможностей. При- мет Господь или отвергнет наш дар — зависит лишь от того, чья печать проступает в нашей жизни — печать принадлежности Господу или диаво- лу, которому мы не только даём место, но, порою, предоставляем простор на уровне языка, помыслов и поступков, хотя остаемся религиозными, как
Каин, и даже пытаемся что-то делать для Бога.
Значение фразеологизма – Каинова печать или печать Каина.
Примечания
Оригинальный текст (рус.)
Оригинальный текст (рус.)
„Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.
происхождение Сеира, которое, по словам Ибн-Эзры, покрыто неизвестностью, объясняется в Сефер га-Я. таким образом, что Сеир является сыном Гура, внуком Гори и правнуком Каина.