Как бы вы прокомментировали высказывание ф шлегеля чем больше знают
Технологическая карта урока обществознания на тему «Познавательная и коммуникативная деятельность» 10 класс.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обществознание 10 класс
Тема урока: Познавательная и коммуникативная деятельность
характеристика проблемы познаваемости мира, выяснение сущности процесса познания, проблемы истины.
1. Раскрыть основные понятия урока; познакомить учащихся различными подходами к решению проблемы познания мира.
2.Выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины
3.Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания;
4.формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
Тип урока : урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование учебник, компьютер, презентация, тетради учащихся
Форма работы : индивидуальная, групповая
Познание чувственное и рациональное.
Истина и ее критерии.
Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания
Многообразие человеческого знания
Познание и коммуникативная деятельность
Беседа о деятельности человека.
ВОПРОС Что такое знание?
Знание – — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека,
т.е. это результат познания
Познание- – получение нового знания об окружающем мире.
Познавательны е: умение обобщать и формулировать проблемные вопросы. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности
Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»?
(В высказывании английского философа Ф.Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности.)
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.
Личностные: самоопределение к деятельности, готовность и способность учащихся к саморазвитию. Коммуникативные: умение воспринимать информацию. Регулятивные: умение определять проблему урока, находить пути ее решения.
Открытие нового знания
Работа с учебником стр. 58
Пессимисты отрицают познаваемость мира
Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем
Скептики признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания
Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей
Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы
являются лишь соглашениями между учеными.
Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности
вещей, утверждает, что познание мира возможно.
ВОПРОС Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте
2. Познание чувственное и рациональное.
ЗАДАНИЕ. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
Существует две ступени познавательной деятельности.
Первая группа заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.
Проверка результатов заполнения таблицы.
Рациональная познавательная способность связана с мышлением
ВОПРОС Как схематично можно представить данное утверждение?
Мышление речь язык Язык — зто система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут виступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают:
Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. Считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»
Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника.
ВОПРОС Кто же прав? Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.
3. Истина и ее критерии
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Абсолютная ─ полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо
предмете или явлении
О тносительная ─ неполное, ограниченное верное лишь в определенных условиях знание (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничены данным конкретным моментом)
ВОПРОС На примерах покажите абсолютность и относительность истины.
Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует несколько критериев истины. Попробуйте выбрать правильные варианты.
Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
Признание истинным того, что полезно для человека
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
4. Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание в основе которого лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности
Особенности:
1. научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)
2. научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.
3. науке свойственна особая системность знания. (знание упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);
4. научному знанию свойственна проверяемость.
Уровни научного познания
1.Эмпирический Методами являются: наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент
2.Теоретический Методами являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.
5. Социальные и гуманитарные знания
Общетвенные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе.
Социальное знание — это знание об отношениях между народами, классами, профессиональными группами, социально-демографическими и и т. д.
Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
6. Многообразие человеческого знания
1. мифологическое;
2. народная мудрость → здравый смысл
3. практическое знание; Жизненный опыт
5. паранаука;
6. наука.
Познание и коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность ─зто общение, передача информации от человека к человеку (от лат. сообщеиие, передача)
Познавательная конвенция ─введение норм, правил, знаков, символов, языковмх и других
систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, выражать собственное мнение и аргументировать его; умение слушать и понимать других. Познавательны е: умение на основе анализа объектов делать выводы, наблюдения над историческим материалом, структурировать знания; извлекать информацию из иллюстраций, текста, делать выводы; понимание фактического и образного содержания. Личностные: самоопределение к деятельности, понимание значимости выполняемого задания; формирование внутренних нравственных правил общения друг с другом. Регулятивные: понимание выполнения задания, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения
Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»
Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте
Познавательны е: умение находить ответы на вопросы, используя пособие и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания, сравнивая результата с эталоном
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: стремление к успешности в учебной деятельности
Первая группа заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.
отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов
Целостное отражение предметов в многообразии их свойств
отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта
Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)
Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается
Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
Методическая разработка урока в 10 классе на тему: «Познание и знание»
Методическая разработка урока в 10 классе на тему: «Познание и знание»
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 10 классе на тему: «Познание и знание»»
МКОУ Новочуртахская СОШ № 1
Тема урока: «Познание и знание»
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развиватьумение сравнивать, делать выводы и обобщения.Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
1.Раскрыть основные понятия урока; познакомить учащихся различными подходами к решению проблемы познания мира.
2.Выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины
3.Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания;
4.формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под ред. Л.Н.Боголюбова. –М.: Просвещение,2009; интерактивная доска; тетради учащихся
Форма работы: индивидуальная, групповая
Истина и ее критерии.
Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Истина
Абсолютная Относительная
Полное, неизменное, неполное, ограничен
ное знание о каком-либо определенных усло-
предмете или явлении виях знание
На примерах покажите абсолютность и относительность истины.
-Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует несколько критериев истины.
Попробуйте выбрать правильные варианты.
Критерии истины
1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
2. Признание истинным того,что полезно для человека
Отметьте в тетраде главный критерий истины.
-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.
Заблуждение— это ложное знание, принимаемое за истинное.
Ложь— это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
4. Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание.
В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.
Особенности.
1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)
2.Обладает рационалистической обоснованностью.
3.Свойственна особая системность знания.
-Используя материал учебника, выделите уровни научного познания
Социальные и гуманитарные знания
Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
Многообразие человеческого знания
3. Народная мудрость.
Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»
Обобщение материала.
Выводы.
1. Целью познания как деятельности является приобретение истины, т.е. правильной, достоверной информации об окружающем мире.
2. Познание осуществляется имеющимися у человека познавательными способностями, чувственными и рациональными.
3. Основным критерием истины является практика.
Домашнее задание
Поразмышляйте над вопросами, это подготовка к следующему уроку.
Контрольное задание
1. Выберите верные суждения о функциях коммуникативной деятельности в научном
Познании.
1.Коммуникативная деятельность в познании выполняет функции оформления знаний в виде текстов, передачи системы методологических,-мировоззренческих и иных нормативов основ научных выводов.
2.Коммуникативная деятельность в познании не существует.
3.Коммуникативная деятельность в познании охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию
4.Коммуникативной деятельностью не может быть профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарны
1. Восстановите смысловое значение предложений:
Ближе всего к истине стоит _______ знание, которое приобретается через научное познание.
Результаты человеческих ______ не ограничиваются наукой.
Урок по обществознанию «Коммуникативная и познавательная деятельность» 10 класс
Разработка урока для десятого класса по теме «Коммуникативная и познавательная деятельность».
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию «Коммуникативная и познавательная деятельность» 10 класс»
Обществознание 10 класс (базовый уровень)
Тема урока: Познавательная и коммуникативная деятельность
Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процесса познания, выяснить проблему истины.
Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира.
Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
1.Раскрыть основные понятия урока; познакомить учащихся различными подходами к решению проблемы познания мира.
2.Выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины
3.Развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания;
4.формировать умение извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование учебник, компьютер, презентация, тетради учащихся
Форма работы: индивидуальная, групповая
Познание чувственное и рациональное.
Истина и ее критерии.
Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания
Многообразие человеческого знания
Познание и коммуникативная деятельность
III Мотивация учебной деятельности
Как вы понимаете слова английского философа Френсиса Бэкона «Знание-сила»?
(В высказывании английского философа Ф.Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности.)
ВОПРОС Что такое знание?
Знание –— это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека,
т.е.это результат познания
Познание- – получение нового знания об окружающем мире.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.
ВОПРОС. Как вы думаете, познаваем ли мир? Работа с учебником стр. 58
Пессимисты отрицают познаваемость мира
Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем
Скептики признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания
Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей
Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы
являются лишь соглашениями между учеными.
Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности
вещей, утверждает, что познание мира возможно.
ВОПРОС Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте
2. Познание чувственное и рациональное.
ЗАДАНИЕ. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
Существует две ступени познавательной деятельности.
Первая группа заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.
отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов
Целостное отражение предметов в многообразии их свойств
отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта
Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)
Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается
Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
Рациональная познавательная способность связана с мышлением
ВОПРОС Как схематично можно представить данное утверждение?
Мышление речь язык Язык — зто система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут виступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают:
Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. Считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не
было бы в чувствах»
Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника ВОПРОС Кто же прав? Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.
3. Истина и ее критерии
Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ход познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Абсолютная ─полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо
предмете или явлении
ВОПРОС На примерах покажите абсолютность и относительность истины.
Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует несколько критериев истины. Попробуйте выбрать правильные варианты.
Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
Признание истинным того,что полезно для человека
Практика— более надежный критерий истины.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
Заблуждение— это ложное знание, принимаемое за истинное.
Ложь— это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
4. Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание в основе которого лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности
Особенности:
1. научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)
2. научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.
3. науке свойственна особая системность знания. (знание упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);
4. научному знанию свойственна проверяемость.
Уровни научного познания
1.Эмпирический Методами являются: наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент
2.Теоретический Методами являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.
5. Социальные и гуманитарные знания
Общетвенные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе.
Социальное знание — это знание об отношениях между народами, классами, профессиональными группами, социально-демографическими и и т. д.
Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
6. Многообразие человеческого знания
1. мифологическое;
2. народная мудрость → здравый смысл
3. практическое знание; Жизненный опыт
5. паранаука;
6. наука.
Познание и коммуникативная деятельность
Коммуникативная деятельность ─зто общение, передача информации от человека к человеку (от лат. сообщеиие, передача)
Познавательная конвенция ─введение норм, правил, знаков, символов, языковмх и других
систем на основе договоренности и соглашения суб’ьектов познания.
Задание. Как бы вы прокомментировали высказывание Ф.Шлегеля «Чем больше знают, тем больше имеют еще для изучения. Вместе со знанием растет равномерно и наше познание или, вернее наше познавание размера еще не познанного?»
Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте
V Задание на дом § 6, вопросы в конце параграфа, задание №1,2