Как доказать что автомобиль используется в предпринимательской деятельности
Как ИП оформить покупку автомобиля
Я ИП, хочу купить автомобиль. Как лучше его оформить? Какие могут быть сложности? И что по этому поводу может спросить налоговая?
Отвечаем: налоговая заинтересуется, если вы купили автомобиль как ИП, но не используете его для работы
Для налоговой всё просто: если нужна машина, чтобы на ней развозить товар — вопросов нет, можно оформлять автомобиль на ИП. Если для бизнеса машина не нужна — например, у ИП ногтевая студия, то нужно покупать на физлицо.
На практике автомобиль часто оформляют на ИП, чтобы вписать его в расходы и уменьшить налог: платишь за обслуживание машины, но платишь меньше налогов.
Статья 346.16 — что ИП на упрощенке 15% могут включить в расходы
Это подходит для предпринимателей на основной системе налогообложения или на упрощенке 15%. По закону налог платится с доходов, из которых вычли расходы. Автомобиль, который используется, чтобы получать прибыль, относится к расходам.
Статья 247 НК — о налоге, который платится с прибыли
ИП на патенте или УСН 6% не могут уменьшить налог на расходы, поэтому им лучше оформлять автомобиль на физлицо — для этого подойдет обычный договор купли-продажи. Такой способ проще: не нужно оформлять путевые листы и доказывать налоговой, что ИП использует автомобиль для предпринимательской деятельности.
Какие документы нужны, чтобы оформить автомобиль на ИП
Чтобы можно было учесть автомобиль в расходах, и налоговая не задавала вопросов, нужно:
Форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче объекта основных средств с сайта Консультанта
Как доказать налоговой, что автомобиль нужен для работы
Кажется, что с этим все просто: сохраняешь чеки с заправок и спокойно уменьшаешь налоги. Но налоговую это не убедит: так она не знает, куда ездит предприниматель — доставляет заказы или возит детей в школу. Чтобы включить затраты на автомобиль в расходы, одних чеков на бензин не хватит.
Что нужно оформлять и хранить:
Если у налоговой возникнут вопросы, эти документы помогут ее убедить.
Что делать, если бизнес не связан с перевозками, а машина всё равно нужна
Водитель компании нарушил ПДД. Кто платит?
Бывает так, что ИП работает, например, дизайнером интерьеров или юристом, и автомобиль нужен, чтобы встречаться с клиентами или осматривать помещения.
Для этого можно прописать в договоре с клиентами такую формулировку: «Работа, оказание услуг или переговоры ведутся на территории клиента», а еще заполнять путевые листы и сохранять чеки. Правда, налоговую это может не убедить, поэтому с таким родом деятельности лучше покупать машину на физлицо.
Что будет, если уменьшить налог, а налоговая не поверит
Куда жаловаться на налоговую — статья в «Деле»
Самое страшное, что может случиться — налоговая скажет, что ИП необоснованно уменьшил налог, и доначислит недостающую сумму. И еще пени и штраф за то, что налог не был уплачен вовремя. Решение налоговой можно оспорить.
Кредит для бизнеса под залог квартиры до 10млн₽
До 5 лет, от 11% годовых с возобновляемой кредитной линией
Как доказать что автомобиль используется в предпринимательской деятельности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Физическое лицо продало свое транспортное средство, которым оно владело более трех лет. При этом физическое лицо это же транспортное средство использовало в своей предпринимательской деятельности по ИП. ИП применяет УСН и ЕНВД. Проданное в 2018 году транспортное средство (грузовой автомобиль) использовалось в деятельности, облагаемой ЕНВД (грузоперевозки). Продажа транспортного средства является разовой операцией, но соответствующий вид деятельности заявлен в составе осуществляемых ИП видов деятельности. После продажи транспортного средства нужно ли платить какие-либо налоги? Нужно платить НДФЛ 13% или 6% от дохода по УСН?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от продажи транспортного средства в рассматриваемой ситуации облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
НДФЛ при использовании служебного транспорта
Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/80658 от 21.10.2019
Расходы на содержание служебного транспорта при налогообложении прибыли относятся к прочим расходам. Для признания расходов они должны быть (п. 1 ст. 252 НК РФ):
произведены в целях получения дохода.
НДФЛ у водителя
Если сотрудник использует автомобиль фирмы для служебных поездок, дохода, облагаемого НДФЛ, у него нет. Ведь он оказывает транспортные услуги организации, а не самому себе.
То, что автомобиль используется в служебных, производственных целях, для управленческих нужд должно следовать из имеющихся в организации документов.
Такими документами могут быть должностная инструкция сотрудника, договоры с поставщиками, покупателями, заказчиками, акты о показаниях спидометров и т.д. (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007413@).
Однако главным документом, который подтверждает использование автотранспорта в производственных целях, является путевой лист. Еще в письме от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 Минфин указал, что реквизиты путевого листа являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. Это утверждение неоднократно подтверждали суды (см. например, постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/15 по делу № А40-108772/2014).
Документ двойного назначения
На основании путевого листа предприятие выпускает транспортное средство со своей территории для выполнения работ или оказания транспортных услуг. Одновременно путевой лист является первичным документом, так как содержит учетные данные, необходимые для бухгалтерского и налогового учета.
Это говорит о том, что путевой лист является документом двойного назначения. Поэтому и заполнять этот документ нужно так, чтобы его можно было предъявить:
Таким образом, путевые листы в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта. Для этого он должен быть оформлен по всем правилам.
Обязательные реквизиты
Приказом Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 (далее – Приказ № 152) утвержден порядок заполнения и состав реквизитов путевых листов. Форма типового бланка путевого листа этим приказом не установлена. Ее можно разработать и утвердить самостоятельно. Но обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов должны применять все юрлица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства.
Документ считается действительным только при наличии обязательных реквизитов, указанных в Приказе № 152.
название путевого листа с указанием на тип автомобиля: «Путевой лист легкового автомобиля», «Путевой лист автобуса» и т.п.;
номер путевого листа и указание на срок его действия. Номер проставляют в заголовке документа и указывают в хронологическом порядке;
сведения о типе (легковой, грузовой и т.д.), марке и модели автомобиля;
государственный номер автомобиля;
показания одометра при выезде и заезде автомобиля, а также дата выезда-заезда;
ФИО и подпись сотрудника, ответственного за указание показаний одометра и даты перемещения транспортного средства;
сведения о водителе транспортного средства. Если водителей в период действия путевого листа несколько, можно оформить на каждого из них отдельный путевой лист. Если в течение смены водитель совершает несколько рейсов, лист нужно оформлять до начала первого рейса;
отметка о предрейсовых и послерейсовых медицинских освидетельствованиях водителя, подпись, штамп и данные медработника, ответственного за их проведение;
информация о предрейсовом техническом осмотре транспортного средства, и сведения о механике (ФИО, подпись, замечания), его осуществившем.
С налоговой точки зрения путевые листы могут подтверждать расходы только в том случае, если они составлены в порядке, установленном приказом № 152.
Соответственно, если в путевом листе не содержатся какой-либо обязательный реквизит, налоговики, скорее всего, сочтут, что путевой лист оформлен с нарушением установленных требований, не отвечает пункту 1 статьи 252 НК РФ и не может являться документальным подтверждением расходов.
Дополнительные реквизиты
Обязательность реквизитов не позволяет исключать их из состава формы.
В то же время дополнительные реквизиты в форму путевого листа можно вносить. Это нужно при расчете налога на прибыль в случаях, если такие сведения необходимы для подтверждения расходов организации (ИП) с учетом специфики перевозок.
Обратимся к письму Министерства транспорта РФ от 14.05.2019 № ДЗ/10239-ис, посвященному вопросу заполнения путевых листов, а именно к указанию маршрута.
С точки зрения безопасности дорожного движения информация о маршруте в путевом листе не является обязательной. Но она нужна для подтверждения налоговых расходов компании.
Минтранс уточнил, что в путевом листе следует отражать детализированный маршрут перевозки для целей подтверждения транспортных расходов. Это подкрепляет позицию налоговиков. Без информации о маршруте следования расходы не подтвердить. Ведь отсутствие маршрута не позволяет доказать использование автомобиля в служебных целях. Это подтверждается многочисленными судебными спорами, проигранными налогоплательщиками (см. постановление АС Московского округа от 08.04.15 № А40-108772/14, постановление АС Поволжского округа от 02.12.16 № Ф06-15152/2016).
А ВАС РФ в определении от 30.08.13 № ВАС-11880/13 был конкретен. Он указал, что в путевом листе необходимо указывать информацию о месте следования автомобиля, а не использовать в путевом листе формулировку «по городу», которую многие нередко используют, в том числе и для экономии времени.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Расходы на личный автомобиль ИП на УСН «Доходы минус расходы»
Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога.
Расходы на покупку личного автомобиля
Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.
Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.
Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:
Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».
Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.
Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Расходы на использование автомобиля
Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт.
Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму.
Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.
Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется. Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34. Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.
Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Использование личного имущества ИП в предпринимательской деятельности
Использование имущества в предпринимательской деятельности — это стандартная ситуация для ИП, при которой коммерсант эксплуатирует предметы личной собственности в бизнесе. Эксплуатация требует дополнительных затрат. Проблемы возникают у коммерсантов на УСНО 15%, ведь ФНС не всегда соглашается с коммерсантами по составу расходов. О том, как правильно эксплуатировать личную собственность в бизнесе, рассказали налоговики.
Какое имущество ИП вправе использовать в своей деятельности
Имущество предпринимателя сложно разделить на личное (семейной) и деловое (рабочее). Например, бизнесмен ездит на одной и той же машине за ребенком в детский сад или к врачу, успевая на бизнес-встречи. Или, к примеру, рабочий ноутбук дизайнера использует вся семья для игр и социальных сетей.
Но это не значит, что никаких критериев для группировки не существует. Чтобы разделить имущество, четко определите, как и каким образом, конкретная вещь используется в бизнесе. Приносит ли она пользу. И главное, подтверждены ли эти факты документально.
Допустим, все тот же пример с автомобилем. Это имущество ИП, используемое в предпринимательской деятельности. Траты на содержание и эксплуатацию подтверждены путевыми листами, чеками с автозаправочных станций, договорами на техобслуживание. То есть коммерсант документально подтвердил, что машина «работает» в бизнесе. Тогда у контролеров вопросов не возникнет.
Как ввести в эксплуатацию имущество
На упрощенном режиме обложения (доходы минус расходы), налогоплательщик вправе учесть произведенные затраты при расчете суммы налога. Чем больше издержек на бизнес, тем ниже сумма к уплате в бюджет. Коммерсанты стараются учесть практически все покупки и траты: даже те, что совсем не связаны с деятельностью.
Первоначальная проблема в использовании личного имущества ИП в предпринимательской деятельности — это документальное оформление и подтверждение бизнес-выгоды. Как это понимать? Рассмотрим два примера.
Дизайнер-ИП купил себе новый компьютер. Затраты на приобретение, настройку и ПО коммерсант учел при расчете УСНО 15%. По сути, у ФНС не возникнет никаких вопросов. К омпьютер и ПО непосредственно используются для разработки дизайн-проектов. Выгода для бизнеса налицо.
Коммерсант занимается грузоперевозками. Он приобрел ноутбук и хочет учесть затраты при исчислении налога. Вот тут и возникает проблема: основная деятельность ИП не связана с компьютером. Вопросов бы не возникло, если бы ИП приобрел автомобиль или запчасти к нему. А с ноутбуком ситуация спорная.
Как быть? Коммерсант приобрел ноутбук, чтобы вести отчетность и документацию в электронном виде. К тому же компьютер позволяет принимать заказы в режиме онлайн. Доказав свою позицию ФНС, он вправе принять затраты на покупку при исчислении УСН.
Что учесть при вводе собственности в эксплуатацию
В расходы на покупку учитывайте не только фактическую стоимость объекта, но и иные траты, связанные с настройкой, транспортировкой, монтажом оборудования. Допускается учесть пошлины, налоги и сборы, включенные в стоимость актива.
Как учесть расходы на пользование имуществом
Приобретая имущества для семьи и бизнеса, не забывайте, что активы придется содержать. Некоторые объекты не требуют значительных вложений. Но большая часть собственности нуждается в ежемесячном содержании. Например, бензин, ГСМ, запчасти, коммунальные платежи, оплата услуг связи и интернет и многое другое.
Затраты на транспорт
Деловые разъезды на личном транспорте подтвердите документально, чтобы списать ГСМ. Для этого придется на каждую поездку оформлять путевые листы. В путевке обязательно указывайте показания одометра (до выезда и по возвращению в гараж). Можете разработать собственный бланк путевки.
Если ИП занимается грузоперевозками или перевозкой пассажиров, то придется заполнять специальные бланки путевок.
Заключите отдельный договор на обслуживание транспорта и замену запчастей со специализированной организацией. Важно, чтобы в договоре заказчиком выступал коммерсант, а не простое физлицо. Страховку оформите аналогично. Иначе ФНС не согласится с позицией коммерсанта.
Коммуналки и интернет
Для большинства коммерсантов квартира — это и офис, и дом. А за жилье приходится платить ежемесячно. Учесть платежи за коммунальные услуги при исчислении УСН нельзя: коммуналка начисляется в отношении пользователей жилых помещений. Ни о каком бизнесе речи не идет. И нельзя разделить затраты на коммунальные услуги между личными и деловыми целями.
Ситуация с интернетом и стационарной связью аналогична. Доказать налоговикам, что домашний интернет используется только для бизнеса, невозможно. Остается лишь обратиться в суд. Но и суды не всегда поддерживают позицию бизнесменов.
Мобильная связь
Зачесть расходы на сотовую связь при расчете УСН допустимо. Но есть ряд нюансов:
Платить ли налог на содержание имущества
Бизнесмены на спецрежимах освобождены от уплаты налога на собственность. Но распространяется льгота на имущество, используемое в предпринимательской деятельности. Личная недвижимость, не принимающая участия в бизнесе, облагается в стандартном режиме.
Чтобы получить освобождение от имущественного сбора, придется:
Как продать имущество, используемое в деятельности ИП
Простые граждане обязаны уплачивать в бюджет со своих доходов 13% НДФЛ, в том числе и с продажи имущества. А коммерсанты платят налоги с доходов по выбранным режимам обложения (УСН, ЕНВД, ПНС). Но если ИП продает имущество, используемое в предпринимательской деятельности, то заплатить НДФЛ придется в любом случае.
В отношении физлиц чиновники предусмотрели льготу. Если имущество в собственности пробыло более 5 лет, то НДФЛ платить не нужно. Поэтому большинство предпринимателей стараются реализовать недвижимость как физическое лицо. Но ФНС пристально следит за правильностью исполнения фискального законодательства.
Как платить налоги с продажи имущества ИП
Если предприниматель продает имущество, использованное в бизнесе, то воспользоваться льготой для физлиц не получится. Придется уплатить НДФЛ в сумме 13% от продажи. Налогоплательщик подает декларацию по форме 3-НДФЛ, в которой отражает факт реализации собственности. Исчисленную сумму следует уплатить в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода.
Например, продажа ИП имущества, используемого в предпринимательской деятельности, произведена в 2020 году. Значит, сдайте декларацию до 30.04.2021, а уплатите НДФЛ — до 15.07.2021.
Будет ли освобождение от НДФЛ, если закрыть ИП и продать недвижимость? Нет, если реализовать собственность сразу по закрытию предпринимательства, то льготы не будет. Если закрыть ИП, выждать минимальный срок пользования (5 лет), то льгота по НДФЛ предоставляется в общем порядке.