Как доказать что произведение художественное
как доказать что текст написан художественным стилем?
Художественный стиль употребляется в словесно – художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью образов на чувства и мысли читателя и слушателя.
Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, поэтому данный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.
В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.
В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.
Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, аллегория, метафора и т. п. И стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры
Содержание:
Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.
В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.
В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.
Особенности художественного стиля
Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.
Выразительные средства
– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.
– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.
– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.
– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).
создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.
– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.
– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.
– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.
—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).
Языковые особенности:
Признаки и отличительные черты художественного стиля речи
Основными признаками художественного стиля называют:
Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.
Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.
Функции художественного стиля
Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:
Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.
Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.
Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.
Подстили и жанры художественного стиля
Эпический (описываются сюжетные линии).
Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).
Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).
С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).
Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).
М. Горький. На дне (драма).
Комбинированный (сочетание стилей).
А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).
Примеры художественного стиля
«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».
Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».
«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».
Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».
Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.
Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Текст – шаблон – доказательство
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах светится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Данный текст представляет стиль художественной литературы (художественный стиль). Его главная функция эстетическая и функция воздействия словом. Задача данного стиля – вызвать у читателя ответную реакцию, воздействовать на его чувства.
Сфера употребления – художественная литература (проза, поэзия, драматургия). Его особенности – жёсткая мотивированность в зависимости от содержания, яркая образность, авторская индивидуальность, неповторимость слога писателя или поэта. А предложенный текст – стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака».
Слово в художественном стиле выполняет художественно – образную роль. Оно уточняет понятие, переводит его в художественный образ. Поэтому язык этого стиля очень богатый и отличается особой эстетичностью, он выполняет функцию эмоционально – образного воздействия на читателя или слушателя. В рамках художественного произведения любое сочетание слов рождает образность. У языка художественного стиля есть свои особенности.
Во – первых, это необычайно богатый, разнообразный словарь, лексика этого стиля неограниченна. В данном стихотворении Ф. Тютчев использует разные лексические пласты : общеупотребительные слова ( облака, река, зеркало, поле, зной ), неполные фразеологические сочетания ( час от часу ), слова с особой окраской ( чудный, вечный, лучистый ).
Во – вторых, слова в тексте образуют тропы. Видим здесь красочные эпитеты : « жар сильней », «к немым дубровам», «в вечном строе»; сравнение (« река, словно зеркало стальное », « запах медовый » (как медь); метафора (« будут… поля дышать », « тень ушла ». Использование троп – один из ведущих признаков художественной литературы и его стиля.
В – третьих, характерны для текста и стилистические фигуры: инверсия (« тают облака», «светится река», «будет течь и искриться река», « запахом медовым», «зеркало стальное »); риторическое восклицание (« чудный день! »); единоначатие (анафора ). Причём анафора сквозная: в каждой строфе (их три) одна строчка начинается с союза И:
И, лучистая на зное…
И с белеющих полей…
И поля дышать на зное.
В – четвёртых, автор художественного произведения словами создаёт конкретные картины (в данном тексте – это природа), образы ( облака, река, тень. дубровы, поля, запахи, река ). И эта образность придаёт тексту особую колоритность и зримость.
Итак, данный текст по всем признакам относится к художественному стилю.
Очень короткий рассказ 1. Докажите, что данное произведение является художественным
Очень короткий рассказ
1. Докажите, что данное произведение является художественным.
Данное произведение можно считать художественным, так как абсолютно любое художественное произведение обладает одними и теми же обобщенными признаками. Произведение считается художественным, если оно, прежде всего, написано посредством художественного стиля речи. Более того, любое художественное произведение имеет присущую ему художественную речь. Она представляет собой создание совокупности художественных образов, посредством которых автор передает восприятие окружающего его мира. Исходя из этого, выбор используемых языковых средств художественного стиля предопределяется эстетической речевой функцией. В произведении Э. Хемингуэя присутствие описания лирической составляющей отношений между мужчиной и женщиной, представление слов молитвы одного из героев, описательные эпитеты (досадно, сыро, дождливо, неожиданно, грустно, детский и т. д.) свидетельствуют об использовании автором художественного стиля с присущими ему особенностями художественной речи. Исходя из вышеперечисленной информации, можно сделать заключение, что текст «Очень короткого рассказа» и все произведение в целом можно считать художественным.
2. Определите родовую и жанровую принадлежность произведения.
Исходя из объема произведения и характера изложения автором мыслей, можно с уверенностью сказать, что данное произведение Э. Хемингуэя представляет собой эпическую новеллу с ярко выраженными элементами интимной лирики. Это подтверждается детальным описанием чувств героини рассказа Лиз в письмах к Нему, в которых она рассказывает, как «ей трудно без него, как она его любит и жить без него не может».
3. Классифицируйте тему, проблему, вид конфликта художественного произведения.
Темой произведения выступает отсутствие понимания между двумя «влюбленными» (демонстрация автором наставлений Люз своему кавалеру о том, что «он не должен пить и видеться с приятелями», принудительной смены приоритетов ее молодого человека «не должен ехать домой, а сразу искать хорошую работу, чтобы пожениться»). Также в качестве еще одной темы, отраженной в произведении, можно назвать военные конфликты, разбрасывающие судьбы и изменяющие их ход, как и ход мыслей их обладателей. Об этом говорит упоминание военных действий (общение путем писем во время пребывания одного из главных героев на фронте, военные действия при Фоссальте).
Проблема же, однако, скрыта в мелочах, но имеет достаточно огромный вес в произведении. Я считаю, что проблема новеллы заключается в демонстрации автором безнравственности и бесхарактерности людей, отражающиеся в характерах и поступках его персонажей. К примеру, именно из-за отсутствия должных нравственных приоритетов и твердости характера Люз смогла «разлюбить», а затем и вовсе, написав прощальное письмо, известить жениха о предстоящем разрыве их отношений в силу того, что она уже нашла другого на его место и собирается в скором времени выйти за него замуж. Проблема произведения отражается также и в действии безымянного главного героя, который, не глядя на моральные принципы военного человека, смог так грубо и вульгарно связать себя узами временной связи с девушкой в такси по дороге к Линкольн-парку. Это закончилось заражением венерического заболевания.
Вид конфликта, представленныйЭ. Хемингуэем, является любовный: описание отношений между двумя главными персонажами произведения, имеющие любовный характер; драматическое их завершение как со стороны одного, так и другого главного героя.
4. Опишите особенности композиции художественного произведения.
1.План текста (микротемы), сюжетная схема.
- Беседа на крыше здания, на основании общего желания вынесение решения о женитьбе; Уезд на фронт, общение письмами; Освобождение с линии фронта, встреча, ссора, разлука; Смена приоритетов, письмо в Чикаго с намерением разорвать любовные отношения; Заболевание главного героя гонореей, повторная отправка на фронт, молитва; Подведение итогов.
2.Опорные точки композиции.
3.Повторы и противопоставления.
В произведении автор на протяжении всего новельного повествования, не называя своего героя по имени, дарит ему называние путем местоимений (он, его, с ним). Также в качестве повтора может выступить решение Люз о женитьбе, которое в тексте всплывает дважды. В качестве противопоставления могут выступать главный герой и майор, так как автор делает отдельный акцент, то у Люз «никогда еще прежде не было итальянских знакомых».
4.Композиционные приёмы, их роль.
Противопоставление и повтор рассмотрены в вопросе выше. Усиление проявляется в инкрустировании автором в произведение таких композиционных моментов, как изложение сути писем Люз, ее письмо с намерением расторгнуть отношения, молитва главного героя и основные моменты, перечисляющиеся в ней. Монтажом в произведении по праву может считаться элемент употребления письма в качестве отражателя как внутреннего мира героев, так и их чувственных и эмоциональных посылов.
Роль, исполняемая абсолютно всеми четырьмя композиционными приемами, проявляется в том, что они определяют и регулируют весь текст (на макроуровне), при этом становясь основным и слаженным композиционным принципом.
5.Сильные позиции текста.
В качестве сильных позиций текста могут выступать два элемента произведения: начало и концовка повествования, так как именно эти элементы в полной мере проявляют диссонанс различий полюсов, представленных в начале и в конце новеллы. Например, в начале два главных героя стремятся стать законными супругами, в конце же истории они расстались, каждый из них живет своей жизнью, у главного героя происходит резонанс мышления.
6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды.
Языковая композиция в произведении выражена не особо сильно, но все же присутствует. Она, являя собой устную фиксацию автором, предстает в виде малочисленных монологических высказываниях. Лексика использована довольно простая с целью более доступного ее понимания широким кругом читателей.
Ключевые слова: любовь, война, военные действия, фронт, разлука, жениться;
7.Вид и тип композиции.
В произведении Э. Хемингуэя композиция представлена в виде последовательной с характерными элементами проспекции.
8.Система образов персонажей.
Система образов персонажей в произведении «Очень короткий рассказ» представляет собой не очень большую цепочку. К примеру, существуют два главных героя, Люз и Он, и несколько относительно второстепенных, таких как Мы и майор. В очень отдаленном аспекте проявления образности персонажей предстают батальон и продавщица универсального магазина.
9.Смена точек зрения в структуре текста.
Смена точки зрения самого автора в произведении не производится, так как нет повествования от первого лица. емингуэй с лихвой восполнил этот пробел путем наделения смены точек зрения своих персонажей. Имеется в виду желание Люз выйти замуж за Него, а после смена приоритетов и преобладание желания выйти замуж за майора. Таким же примером может выступать и ситуация, произошедшая с главным героем в окопе, когда он молился Иисусу, клянясь в том, что если он будет спасен, то всегда и всем будет говорить, что лишь в Иисуса нужно верить. Но в результате, как показывает нам автор, у главного героя к концу произведения происходит смена точки зрения, в силу которой он никому никогда про Иисуса не говорил.
5. Охарактеризуйте образную структуру произведения, укажите, какие типы образов отражены в анализируемом тексте.
Что касается образной структуры данного произведения Э. Хемингуэя, то необходимо отметить, что перед читателем предстает богатый и запутанный мир образов. Но предопределяющим фактором, позволяющим дать правильный ответ на этот вопрос, является нахождение человека в центре произведения. Имеется в виду не конкретный персонаж, а человек в целом. Тогда мы можем с уверенностью сказать, что в произведении преобладает образная структура, характерная новеллистическим произведениям, к которым, собственно, и относится данное произведение «Очень короткий рассказ». По поводу типов образов можно сказать, что автор использовал несколько типов:
6. Охарактеризуйте язык литературно-художественного произведения.
Использованный автором литературный язык в произведении не содержит в себе неологизмов, диалектов, просторечий. Однако стоит отметить, что в тексте присутствует использование одного иноязычного слова, имеющего итальянское происхождение и означающего «собор» (Duomo).
Представим использованные в «Очень коротком рассказе» художественные приемы:
Эпитеты: душный вечер, свежая и прохладная кровать, забавная шутка, нелепая болтливость, госпитальные новости, хорошая работа, грязный и дождливый городишко, детская любовь, большое будущее.
Метафора: письма дошли, госпиталь открывался, огонь разносил окопы, огонь передвинулся, взошло солнце.
Как становится ясным их анализа текста на наличие тех или иных художественных приемов, автор в основном использовал эпитеты и метафоры, представленные выше. Поэтому можно сделать вывод, что анализ литературного текста показал не особо учащенное употребление художественных образов. Более того, он также показал, что в тексте в целом использованы только простые предложения, характеризующиеся одной грамматической основой.
7. Охарактеризуйте ритмическую организацию художественного произведения.
Ритмическая организация данного литературного произведения характеризуется отсутствием конкретных диалоговых конструкций. Однако присутствует одна монологическая структура, которая отражена практически в конце текста, в эпизоде, когда главный герой, именуемый Он, принялся за яростную молитву, которая по своему определению является отражением монологической директивы коммуникации. Сама структура текста являет собой эпизоды статичного (описательного) и динамического (сюжетно-повествовательного). Статичность проявляется в описании окружающего главного героя интерьера, пейзажа в моменты пребывания в больнице, на крыше, на фронте и на миланском вокзале. Но само произведение базируется на динамической основе, то есть оно построено на сюжетно-повествовательном элементе, который сопровождает читателя в течение всего повествования.
Примечателен и тот факт, что в произведении отсутствует ритмическая инерция или предсказуемость следующего элемента. И эта особенность напрямую демонстрирует читателю индивидуальный и оригинальный стиль автора.
8. Выявите особенности литературного направления, течения, школы, к которым относится автор, отраженные в художественном произведении.
Из хронологических рамок жизни Э. Хемингуэя несложно определить, что его произведения относятся к литературному периоду, называющемся «модернизмом». Достаточно удивительным предстает тот факт, что произведение Эрнеста Хемингуэя «Очень короткий рассказ» абсолютно по всем параметрическим особенностям соответствует образцовому произведению модернизма. К примеру, в произведении автор вместо образования своего собственного, возможно, вымышленного мира, предлагает читательскому восприятию целый ряд готовых концепций, становясь, таким образом, воплощением и отражением реальности или ее полной противоположности. Автор в произведении «Очень короткий рассказ» перестает быть наглядной ассоциацией живой истины и начинает достаточно радикальным образом демонстрировать ее относительность. Вследствие этого, целостность мира произведения пошатывается и, в конечном итоге, надламывается. Это проявляется в том, что и без того спокойное повествование, представляющее собой линейную схему, трансформируется в обрывочное, раздробленное на маленькие эпизоды. При этой особенности стоит указать, что это повествование также насыщено несколькими героями, которые имеют сначала более чем общие, а потом разительно противоположные взгляды на излагаемые факты и события.
Исходя из вышеперечисленных фактов, считается возможным определить, к какой литературной школе относится автор и как это проявляется в тексте. С учетом того, что в тексте произведения радикальным образом обнажается вся подноготная различных сфер человеческой жизни (от лирической до военно-конфликтной ее стороны), можно безошибочно сказать, что Эрнест Хемингуэй принадлежал к литературной школе под названием «Критический реализм». Ее суть заключается в том, что в ней преобладает в достаточной мере критическое отношение к изображаемой реальности.
9. Выявите интертекстуальные связи художественного произведения. Анализ соотношения фабулы и сюжета
1. Пространственно-временная организация текста.
Исходя из представленной в произведении композиции, можно сказать, что пространственно-временная организация текста представляется военными действиями в районе Италии, конкретнее Падуя, Порденон, Милан, Фоссальта. И если учесть, что речь об этих городах идет в контексте фронтового времени, то можно сделать вывод, что в произведении описывается время Второй Мировой войны.
2. Исходная коллизия. Тип конфликта.
По определению Георга Гегеля, коллизия являет собой такое изменение состояния гармонии, которое и должно быть изменено. Другими словами, гармоничное состояние в произведении представляется двумя влюбленными, мечтавшими о женитьбе. Но и как следует из самого определения исходной коллизии, такое гармоничное состояние должно нарушиться. Следовательно, молодожены разлучены и их отношения разорваны. Что и требовалось от присутствия исходной коллизии.
Что касается типа конфликта, то можно с уверенностью сказать, что он представлен в виде любовного и идейного конфликтов, как нами уже указывалось выше.
3. Развитие фабульного действия (эпизоды).
В литературной традиции развитие фабульного действия представляется введением в произведение новых лиц или эпизодов. Исходя из этого, можно установить, что изначально фабульное действие разворачивается между Люз и Ним. Затем в композицию вводится такой персонаж, как майор батальона, а уже в завершении мельком указывается продавщица универсального магазина.
4. Действующие лица. Мотивы их поведения и характеры. Детали поведения персонажей. Способы изображения действующих лиц.
Действующие лица: Люз, Он, Майор и продавщица универсального магазина. Все они разные по манерам поведения и характерам. К примеру, Люз представляется автором как человек со слабым характером, непостоянным и жестоким персонажем. Он показывается как слабый и не очень волевой человек. Майора нельзя достаточно точно охарактеризовать, так как он промелькнул лишь в двух предложениях. И, само собой разумеется, что продавщица универсального магазина представляет собой далеко не эталон целомудрия. Об этом свидетельствует ее вступление в физический контакт в такси с Ним и передача ему венерического заболевания.
Что касается деталей поведения персонажей, то имеет смысл сказать, что Люз, помимо всех вышеупомянутых качеств, также представляется автором лицемерным персонажем. Об этом свидетельствуют ее откровения в письмах и жаркие признания в любви, а затем легкий отказ от них. То же самое можно сказать и про Него. Достаточно лишь вспомнить эпизод молитвы Иисусу и его клятвы о вечном прославлении в случае, если останется жив. Но, как показывает нам автор, этого не произошло.
Примечателен и тот факт, что автор не наделил никого из персонажей положительными качествами, всех изобразив потенциально потерянными в мире нравственности и духовных ценностей.
5. Позиция повествователя. Степень присутствия повествователя в тексте и выражение авторской позиции.
Позиция повествователя выражена очень скрыто, так как сам Эрнест Хемингуэй, устанавливая коммуникационную связь с читателем, выбирает позицию нейтралитета, предоставляя обычное повествование без определенных акцентов на том или ином персонаже или же его определенном действии.
В качестве развязки автор предоставил читателю обширную площадь для размышлений. Он не говорит о том, что главный герой ушел из жизни, но плавным образом намекает на то, что клятвы Он своей так и не выполнил. Стоит отдельное внимание уделить и тому, что аналогичный способ был применен автором в отношении майора при описании того, что «майор не женился на ней ни весной, ни осенью». Такой подход к развязке произведения считается действительно авторским, так как это является одним из тех факторов, прославивших Э. Хемингуэя и подаривших его произведениям такую известность
10. Выявите особенности художественного метода и стиля автора, отраженные в художественном произведении.
Прежде чем давать полный ответ на поставленный вопрос, стоит указать, что многие из ученых-литературоведов отождествляют понятие метода и стиля автора. И лично я не могу сказать, что не согласен с ними. Стиль автора представляет собой ту самую совокупность индивидуальностей, который, как бы сам автор того ни хотел, но найдут своей отражение в тексте, отображаясь в репликах, поведении или даже территориальных деталях произведения.
Что касается особенности метода и стиля Э. Хемингуэя в его «Очень коротком рассказе», то стоит отметить, что сам автор в своей жизни прошел достаточно жесткую школу фронта и боевых действий, и он в своем произведении сумел интегрировать свои чувства и переживания, связанные с боевыми действиями, в лирический эпос, привнося в него боевые действия. И Это поистине можно считать основной особенностью метода и стиля автора.
Исходя из всей приведенной выше информации, можно сделать следующий вывод, что сам автор в качестве основной тематической проблематики выбирает лишение взаимопонимания, которое присваивает двум героям своего произведения, между которыми присутствуют любовные отношения. И автор достаточно мастерским способом описывает проявления данного недопонимания, которое отражается в поучениях и помыканиях главной героини своего возлюбленного.
Говоря о выводах анализа произведения Э. Хемингуэя «Очень короткий рассказ», нельзя не упомянуть о еще одной отображенной в тексте темы, которая обладает достаточной актуальностью, с точки зрения автора. Такая тема являет собой конфликты военного характера, которые, исходя из биографических данных, оставили глубокий, практически неизгладимый след как в жизни автора, так и в событийных линиях жизней представленных им персонажей. Об этом свидетельствует упоминание военных действий (общение посредством писем во время пребывания одного из главных героев на фронте, военные действия при Фоссальте).
В завершении стоит отметить, что основная проблематика новеллы представляется автором в виде безнравственности и бесхарактерности людей, отражающиеся в мыслях и поступках его персонажей. И, несмотря на достаточно небольшой объем произведения, автор сумел поместить в текст своего произведения некоторые примеры, ярко подтверждающие такое суждение. Отсутствие моральных принципов, вульгарное поведение, деморализованное мировосприятие – все это приводится автором в качестве основных проблемных аспектов, отраженных в произведении.