Как доказать что равносторонний треугольник равносторонний
равносторонний треугольник площадь, высота, радиус вписанной и описанной
Что такое равносторонний треугольник, площадь равносторонних треугольников, равносторонние треугольники примеры.
Если все углы треугольника равны то, то это равносторонний треугольник и все стороны у такого треугольника равны.
Всё о равностороннем треугольнике!
Что такое равносторонний треугольник
В равностороннем треугольнике все углы равны аксиома.
На странице виды треугольников, мы упоминали о таком виде треугольников, как равносторонний треугольник.
Что из себя представляет равносторонний треугольник!?
Из самого названия видно, что все стороны данного треугольника равны:
Равносторонний треугольник называют еще правильным.
Какой первый интересный вопрос у вас возникает при виде равностороннего треугольника!?
Сколько градусов составляет угол в равностороннем треугольнике!?
Нет!? Не угадал. жаль.
Но тем не менее, раз уж вопрос задан, то узнать сколько градусов составляет угол разностороннего треугольника :
180° разделить на 3.
Поскольку у нас треугольник равносторонний. то все углы у такого треугольника будут равны.
Равносторонний треугольник максимальный угол
Высота равностороннего треугольника
Формула высоты равностороннего треугольника, если сторону выразить через символ «a», то формула звучит так :
Высота равностороннего треугольника формула через сторону
Если мы опустим высоту из верхнего угла, то это будет биссектрисой, которая в данном случае не только разделит угол пополам, но и сторону противолежащую.
И если верхний угол будет поделен на 2, то он будет равен :
И если мы прибавим 30 и например оставшийся справа 60, то получим 60 + 30 = 90.
И далее мы можем получить угол между высотой «h» и стороной «a».
И мы получим прямоугольный треугольник, в котором все стороны обозначены.
. и отсюда мы уже можем вывести по теореме пифагора
c² = a² + b² a² = a² 2² + h² = a² 4 + h²
Обе стороны умножим на 4, чтобы избавиться от 4 в дроби :
высоту оставляем одну слева и получаем:
И осталось извлечь квадратный корень из правой стороны.
И далее получаем
Площадь равностороннего треугольника
Какая формула для площади равностороннего треугольника!?
Площадь равностороннего треугольника равна : корень из 3 деленное на 4, умноженное на сторону в квадрате:
Выше мы уже доказали, чему равна высота. возьмем одну сторону треугольника на высоту h.
Вторая сторона будет равна а/2
И далее нам нужно умножить высоту на сторону, поделив на 2. По правилу вычисления площади прямоугольного треугольника.
Мы получаем предварительный результат:
И поскольку у нас два таких треугольника, то правую сторону надо умножить на 2, две двойки сокращаются.
И далее заменим высоту из выше пройденного пункта:
Радиус окружности, вписанной в равносторонний треугольник
Или вам может встретиться вторая формула вписанной окружности в равносторонний треугольник :
Почему встречаются две формулы радиуса вписанной окружности!?
Сможете доказать самостоятельно выше озвученный тезис?
Доказательство первой формулы радиус вписанной окружности равностороннего треугольника
Соотношение радиуса вписанной и описанной окружностей 1 : 2(на момент написания данной страницу мы еще это не прошли на сайте)
Отсюда мы получаем, что :
Подставляем ранее выведенную высоту
r = 1 3 * √ 3 2 a = √ 3 6 a
Доказательство второй формулы радиус вписанной окружности равностороннего треугольника
Не будем здесь доказывать, что два треугольника «ABM» и «AOK» подобные и отличаются в своих размерах и других показателях на коэффициент «Х».
Из этого мы можем создать зависимость:
«AK» и «BM» равны одному и тому же а/2.
Далее мы можем записать эту зависимость как :
Как вы знаете, что при делении подобные выражения ведут себя не так, как при умножении(скоро и про это напишем), поэтому заменим деление на умножение:
Теперь мы можем избавиться в левой стороне от дроби 2/а, умножив две стороны на а/2 :
В последней дроби заменяем «h» на наши значение из пункта 2 и поскольку получается опять деление, меняем знак и переворачиваем дробь( см.: деление дробей)
r = а 2 * а 2 * 1 h = а 2 * а 2 * 2 √ 3 * а
r = а 2 * а 2 * 2 √ 3 * а
И в итоге получаем :
Радиус описанной окружности равностороннего треугольника
С описанной окружностью доказывается аналогично, лишь с той разницей, что радиус больше в два раза:
Задача : Вписанный квадрат в равносторонний треугольник.
Докажите, что вписанный квадрат в равносторонний треугольник делит одним углом, сторону треугольника пополам или не делит.
Решение задачи :
Мы знаем, что в равностороннем треугольнике все углы равны 60 :
То стороны у этого треугольника будут равны между собой.
И одна из сторон совпадает со стороной квадрата.
Поэтому сторона » AB » равна стороне квадрата » BC » и стороне » BE «
Но » BE » не равна » BD «. Катет всегда будет меньше гипотенузы.
Если » BE » не равно » BD «, то » BD » не равно » AB «, что означает, что точка B не находится в середине отрезка » AD «.
Отсюда мы делаем вывод :
Угол вписанного квадрата не делит сторону равностороннего треугольника пополам!
Периметр равностороннего треугольника формула
Напишите «формулу периметра равностороннего треугольника»:
Обозначается периметр буквой P
Поскольку все стороны у равностороннего треугольника равны,
то периметр равностороннего треугольника будет равен :
3 умноженное на сторону а треугольника:
Формула периметра равностороннего треугольника
Конечно, можно еще представить данную формулу таким образом:
Но такого написания, я никогда не встречал.
Задача : найти высоту равностороннего если известна сторона вписанного квадрата.
Известна сторона «CB» вписанного квадрата, требуется найти высоту равностороннего треугольника «AM».
В пункте №6 и подпункте 4, мы вывели, что :
Сторона «AB» равна стороне квадрата «BC» и стороне «BE»
Поэтому, высота «AN» маленького треугольника будет равна :
И далее мы уже можем вывести высоту треугольника :
Задача : найти сторону равностороннего треугольника через площадь.
Известна площадь равностороннего треугольника «S», требуется узнать его сторону «а».
Я уже вывел площадь равностороннего треугольника в этом пункте, там же было доказательство!
Нам понадобится данная формула для решения выше озвученной задачи!
Нам всего-то навсего нужно выразить сторону «а» через «S»
Умножаем обе стороны на
Справа, в выражении дробь сократится, а слева появится данная дробь в перевернутом виде:
Далее, чтобы получить сторону через площадь, нам нужно извлечь корень :
Преобразуем еще раз:
Ответ задачи : найти сторону равностороннего треугольника через площадь.
Сторона равностороннего треугольника равна корню из площади умноженное на 2, и деленное на корень 4 степени из 3.
Задача : если радиус описанной окружности в 2 раза больше радиуса вписанной окружности то треугольник равносторонний
Повстречал вот такой поисковый запрос :
«если радиус описанной окружности в 2 раза больше радиуса вписанной окружности то треугольник равносторонний«
Данную формулировку можно перефразировать и будет выглядеть совсем по другому:
Докажите, что радиус вписанной окружности равностороннего треугольника больше в два раза, радиуса описанной окружности
А почему, вы узнаете дальше.
Для доказательства данного утверждения нам понадобится :
Радиус вписанной окружности равностороннего треугольника, о котором я рассказывал здесь :
Как вы наверное знаете, что при делении одной дроби н вторую существует правило, по которому вторую дробь нужно перевернуть и знак будет умножить.
После этого, смотрим, что можно сократить
Сокращаются квадратный корень из 3.
6 и 3, сокращаются только на 3. Сверху остается 2.
Конспект по математике «Геометрия правильного треугольника»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Геометрия является самым могущественным
средством для изощрения наших умственных
способностей и дает нам возможность
правильно мыслить и рассуждать
Среди огромного количества самых разнообразных книг, по геометрии начиная от школьных учебников и кончая олимпиадными сборниками c ложно объединить известные или малоизвестные нам свойства геометрических фигур и их элементов. Поэтому появилось желание поглубже и повнимательнее рассмотреть, доказать иногда очевидное, иногда поразительное, а иногда просто фантастические, изумительные свойства привычных нам фигур.
На создание работы натолкнула старинная задача:
Сколько равносторонних треугольников изображено на знаменитой печати царя Соломона, изображенной на его гробнице?
Объект исследования— изучение различных свойств равностороннего треугольника и задач, связанных с ним.
Предмет исследования –подбор задач и теорем.
Цели исследования— расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках математики, а также развитие умений применять полученные знания к решению нестандартных задач, формирование определенной культуры работы над задачами.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1) самостоятельно исследовать известные свойства равностороннего треугольника;
2) изучить дополнительную литературу с целью ознакомления с другими интересными свойствами;
3) объединить и обобщить свойства и теоремы из различных источников;
4) провести анализ различных способов решения и доказательства;
5) исследовать значимость данных задач в школьном курсе математии и для подготовки при поступлении в вузы;
6) пропагандировать необходимость изучения данной темы в школьном курсе математики.
Гипотеза: сколько существует свойств равностороннего треугольника?
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
1.Анализ литературы и источников Интернет по заявленной теме.
3.Создание презентации исследования.
4.Представление результатов на НПК.
5.Обсуждение вопросов исследования на конференции.
Актуальность и практическая значимость:
— исследованные теоремы и задачи способствуют эффективному и рациональному решению задач;
-её могут использовать школьники и взрослые при решении определенных задач;
-учителя при проведении уроков математики и факультативных занятий;
-данное исследование будет полезно учащимся при самостоятельной подготовке к выпускным и вступительным экзаменам;
-полезно ученикам, для которых математика не просто школьный предмет.
С надеждой отмечаю, что знание этих свойств, многие из которых составляют содержания известных теорем, а другие еще не попали в школьные учебники, являются вполне достаточным условием для решения задач по планиметрии.
2.1 Основные свойства и теоремы
Определение 1. Если все три стороны треугольника равны, то такой треугольник называется равносторонним.
Он является частным видом равнобедренного треугольника.
Свойство 1. Высота равностороннего треугольника, опущенная на строну, одновременно является биссектрисой угла между сторонами, медианой и осью симметрии стороны.
Свойство 2. В равностороннем треугольнике совпадают все замечательные точки: центр тяжести, центры вписанной и описанной окружностей, точка пересечения высот (называемая ортоцентром треугольника).
Свойство 3. Из всех треугольников с заданным периметром равносторонний треугольник имеет наибольшую площадь.
Свойство 4. Из всех треугольников с заданной площадью равносторонний треугольник имеет наименьший периметр
Таблица зависимости между элементами равностороннего треугольника
2.2 Произвольная точка внутри треугольника
1. Сумма расстояний от любой точки внутри правильного треугольника до его сторон равна высоте этого треугольника
Действительно, соединяем точку P с вершинами ∆ABC S ABP =AB•PK
S CPB = •PL•BC
S APC = •AC•PM
S ABC = •AC•h
a•h= a•PM+ a•PL+ a•PM
2. Из некоторой точки М внутри правильного ∆АВС опущены перпендикуляры МН, МК и МР на стороны АВ, ВС и СА соответственно. Справедливы следующие соотношения:
а)
1) Соединим точку М с вершинами ∆АВС
5) Аналогично для ∆HMB, ∆MKC, ∆APM
6)вычтя первое равенство из второго, получим
HB 2 + KC 2 + PA 2 = CP 2 +BK 2 + AH 2
1) Проведём через M прямые, параллельные сторонам ∆ABC
5) ∆QMR, ∆FMN, ∆LME – равносторонние
6) MP, MH, MK – высоты, медианы, биссектриса
AK+BK+CP=HB+KC+PA AF+FH+BL+LK+CR+RP=HN+NB+KE+EC+PQ+RA
AH + BK + CP = HB + KC + PA
3.Если из любой точки внутри равностороннего треугольника, опустить перпендикуляры на стороны и соединить с вершинами, то сумма площадей трех из шести треугольников через одного равна сумме оставшихся.
Проведем через эту точку прямые параллельные сторонам. Заметим, что теперь получились 12 треугольников, которые попарно равныплощади их тоже равнытакже каждый из двух равных треугольников не входит в одинаковую тройкуплощадь каждой тройки состоит из 6 разных маленьких площадейплощадь троек равна
4. Через точку О внутри равностороннего треугольника проведены прямые, проходящие через его вершины. В результате получилось 6 треугольников, 3 из которых через один заштриховали. Д-ть, что если сумма площадей заштрихованных треугольников равна половине площади равностороннего треугольника, то точка О лежит на одной из медиан этого треугольника.
Примем сторону равностороннего треугольника равной 2 и обозначим длины отрезков АС1, ВА1 и СВ1 через 1+а, 1+b и 1+с соответственно. Тогда длины отрезков С1В, А1С и В1А соответственно равны 1-а, 1-b и 1-с. Заметим, что сумма площадей треугольников АВВ1, ВСС1 и САА1 равна полутора площадям треугольника АВС. Если обозначить высоту треугольника АВС через h, то это равенство можно записать:
,
=0
С другой стороны, отношение площадей треугольников АОС и ВОС равно
, т.к. у них общее основание ОС, а высоты относятся, как . Аналогично отношение площадей треугольников ВОА и АОС, ВОС и АОВ равно и соответственно. Перемножим эти отношения и заметим, что площадь каждого из трех треугольников АОВ, АОС и ВОС по одному разу встречается в числителе и знаменателе, т.е. это произведение равно 1.Отсюда:
.
Раскрыв скобки и приведя подобные члены, получим:
Но =0, . Это означает, что хотя бы одно из чисел a,b,c равно 0, т.е. точка О лежит на одной из медиан.
2.3 Правильный треугольник и описанная окружность
1. Если вокруг правильного ∆АВС описать окружность, и на дуге ВС взять точку М, то справедливо равенство
По теореме Птолемея для четырехугольника ABMC :
а •|AM| = а •|BM| + а •|CM|
Пусть ∆АВС – правильный и М – произвольная точка плоскости, не лежащая на описанной окружности. Докажем, что существует треугольник со сторонами AM, BM и CM|
Отметим точки пересечения хорды А1С1 с ∆АВС – E и F.
, т.к. равен ,аналогично
BF=EF FA1=EF. Аналогично получаем, что C1E=EF.
1)Отметим точку О так, что BO=OC. Проводим OK и OL. OK=OL=BO=OC=R ∆BOK и ∆OLC равнобедренные. Но BOK равен дуге BK, а OBK равен полудуге и KLC и равен дуге BK (аналогично для ∆OLC) ∆OBK равен ∆OCL – они оба равносторонние.
2) ∆ALC равен ∆ABK (ABK = ALC
OP=OQ и BO – OP=OC-OQ
AQC= ALO
OL=1/2•AC OQ=1/2•QC
2OQ=OC=PQ
2.4 Правильный треугольник и произвольная окружность
1 Если окружность делит каждую из сторон треугольника на три равные части (A A2=C1 A2=C C1 ; A1B2=B2B= AA1; ВВ1=В1С2=С2С), то треугольник – правильный.
По свойству двух секущих к окружности:
a (a+a)=b(b+b)
a 2 =b 2
Аналогично b=c=a
Из этих трех равенств получаем:
3. Окружность высекает на сторонах правильного ∆ ABC равные отрезки Тогда
По свойству двух секущих к окружности:
Что возможно только при АА1=АА2.
2.5 Высоты в треугольнике
1. Если ортоцентр остроугольного треугольника делит его высоты в одном и том же отношении, то треугольник – правильный.
KLA = B N К =90°
∆ AKL и ∆BK N подобны.
по условию- ;
Из п.1 ;
, по условию AK=z•KN,
AK=KB;
KL= NK
Т.к. АМ и С N – высоты, то точки N и M, лежат на полуокружности с диаметром АС и центром в точке Q.
=30 0
QM = QN = NM
— равносторонний
3. Медианы разбивают треугольник АВС на шесть треугольников. Оказалось, что четыре из окружностей, вписанных в эти треугольники, равны. Доказать, что треугольник правильный.
Площади всех шести треугольников, на которые разбивается данный треугольник его медианами, равны.
В силу этого равенства радиусов вписанных окружностей и формулы S = pr следует равенство периметров четырех из таких треугольников.
Так как два из них примыкают к одной стороне, скажем к АВ, то АМ=МВ, поэтому МК – медиана и высота АМВ и АС=ВС.
Если равны периметры CLM и КМВ, то, пользуясь равенством длин отрезков касательной, проведенных из одной точки, получим: CL + LM + CM =2. CL +2 x =2.ВК+2х (х – расстояние от точки М до точки касания с соответствующей окружностью). Отсюда следует, что АС=АВ.
2.6 Интересные задачи
1.Возьмем внутри квадрата ABCD такую точку N, что NDC=NCD=15°. Тогда ∆ANB – правильный.
NDC = NCD=. Решим обратную задачу.
Построим на стороне AB квадрата равносторонний ∆ABN, чтобы вершина N лежала внутри квадрата. Тогда ∆CNB равнобедренный. Его угол при вершине равен , следовательно, угол при основании равен. Отсюда DCN== . Аналогично получаемCND =.По условию DCM= CDM= . Значит, точка N лежит на луче СМ и на луче DM, следовательно, совпадает с М.
3.Если равносторонние треугольники АВС и PQR расположены так, что вершина С лежит на стороне PQ, а вершина R – на стороне АВ, то четырехугольник ABPQ – трапеция.
около четырехугольника ARCQ можно описать окружность.
около четырехугольника B RC P можно описать окружность.
, и поэтому
4.Чему будет равняться угол между двумя лучами, выпущенными из вершин при основании равностороннего треугольника, если площадь треугольника APC равна площади четырехугольника BMPN?
, т.к. — общая площадь
, образован поворотом вокруг т.А и сдвигом на
Угол поворота равен 120 0
Угол между CN и AM тоже 120 0
2.7 Построения при помощи линейки и шаблона в форме равностороннего треугольника
1. Пользуясь односторонней линейкой и шаблоном имеющим форму правильного треугольника, разделите данный отрезок на 2 равных отрезка.
С помощью линейки продолжим отрезок АВ за точки А и В, затем с помощью шаблона по разные стороны прямой АВ построим два равносторонних треугольника. Отрезок, соединяющих вершины этих треугольников, пересекает отрезок АВ в его середине.
2. Пользуясь односторонней линейкой и шаблоном, имеющим форму правильного треугольника, разделите данный отрезок на три равных отрезка.
Выполнив построения показанные на рисунке получим точки C и D, делящие отрезок АВ на три равные части.
2.8 Исторические задачи
Теоремы Наполеона
Часто для доказательства теоремы Наполеона использует комплексные числа, мы же нашли красивое геометрическое доказательство.
Лемма. Окружности, описанные около ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ, пересекаются в одной точке.
Обозначим через K, L и M центры ∆ABX, ∆BCY и ∆CAZ соответственно. Как известно, прямая, соединяющая центры пересекающихся окружностей, перпендикулярна их общей хорде. Отсюда следует, что KL перпендикулярно BP, LM перпендикулярно CP и MK перпендикулярно AP. В доказательстве леммы мы установили, что APB, BPC и CPA равны 120° (в случае, если точка P лежит внутри ∆ABC). По свойству углов с перпендикулярными сторонами отсюда вытекает, что KLM, LMK и MKL равны 60°, что и требовалось доказать.
2.Задача Тарталя
На данном отрезке АВ при помощи данного раствора циркуля (не равного АВ) и линейки построить равносторонний треугольник.
На данной конечной прямой АВ построить равносторонний треугольник.
Приняв A за центр, опишем окружность радиусом, равным данному отрезку. Далее, приняв В за центр опишем другую окружность с тем же радиусом. Обозначив одну из точек пересечения окружности через С и соединив ее прямыми с А и В, получим треугольник АВС, Который, как легко проверить, есть искомый.
В результате выполнения работы у меня расширились знания по математике.
Применение новых свойств ускоряет решение некоторых задач в планиметрии.
Предложенный материал можно использовать на уроках математики, на факультативных занятиях с учащимися 7-11 классов.
1.А. А. Фомин, Г. М. Кузнецова (сост.). Международные математические олимпиады- Дрофа, 1998.
2.Агаханов Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский; [под общ. ред. С. И. Демидовой, И. И. Колисниченко]. — М. : Просвещение, 2009. — 159 с.
3.Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.
3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 364с.
5.Математика. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 / [Н. X. Агаханов, И. И. Богданов, П. А. Кожевников и др.]. — М. : Просвещение, 2008. — 192 с. ил.