Как доказать что ты оплатил проезд банковской картой
Как подтвердить оплату проезда в городском транспорте при оплате банковской картой
Вот уже как более чем один год в общественном городском транспорте на территории России можно оплачивать проезд не только при помощи проездных билетов, как это было всегда, но еще и при помощи банковских карт. Более того, поддерживаются не только любые, но еще и платежные системы Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay и прочие. Это очень удобно, ведь возможность купить проездной билет по низкой цене, либо же пополнить уже имеющийся, возможно далеко не везде и не круглосуточно, поэтому оплата проезда банковской картой с поддержкой технологии NFC (PayPass) может быть хорошей альтернативой. Тем не менее, многие задаются вопросом о том, что делать, когда в автобус, трамвай или троллейбус войдут контролеры.
Если оплата производилась при помощи проездного билета, достаточно просто такой предъявить, как затем они его просто отсканируют и, убедившись в факте оплаты, отдадут обратно. В случае же с банковской картой все не так просто, по крайне мере по мнению большинства россиян. Издание AKKet.com получило вопрос от одного из читателей о том, как подтвердить оплату проезда в городском транспорте, если оплата осуществлялась при помощи банковской карты или же через платежную систему на смартфоне. К счастью, платить штраф в размере 1 000 рублей за безбилетный проезд в таком случае не придется, потому что подобный нюанс предусмотрен с самого запуска нового способа оплаты проезда на территории России.
Если в автобусе, электробусе, троллейбусе или трамвае установлены валидаторы нового образца, то оплатить проезд можно при помощи банковской карты. Они принимают только безналичные карточки и смартфоны с чипом NFC, на которых настроена одна из популярных платежных систем. Одна поездка, вне зависимости от карточки и платежной системы, обойдется в 42 рублей (для Москвы и МО), но ее стоимость может разниться для различных городов. Когда возникнет необходимость подтвердить факт оплаты проезда, а это гарантированно однажды случится, не нужно из-за этого паниковать, потому что требуется всего-навсего приложить банковскую карту к устройству контролера.
В таком случае это устройство считает номер банковской карты, и проверит через базу данных факт оплаты. Если совпадение будет найдено, на устройстве контролера загорится соответствующая надпись. Тоже самое требуется сделать и при использовании платежной системы. Нужно приложить телефон к устройству контролера, а затем ввести пароль, отсканировать лицо или отсканировать палец. Как сказано на официальном сайте Мосгортранса, контролер не увидит персональные данные, то есть он сможет лишь узнать, была совершена оплата проезда, либо же нет. В случае с Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay или другой платежной системой также в качестве альтернативы можно показать транзакцию оплаты в истории операций на телефоне, однако принимать такой факт в качестве оплаты проезда или нет – это уже на усмотрение конкретного контролера.
Ранее стало известно о том, что транспортная карта «Тройка» появилась в Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay.
Как доказать контролеру, что оплатил проезд банковской картой
С недавних пор проезд в городском транспорте можно оплачивать чипованными и бесконтактными банковскими картами. Для успешной оплаты поездки нужно иметь активную карточку с достаточным количеством денег на счете.
Как платить за проезд картой?
При входе в общественный транспорт необходимо приложить карту, поддерживающую технологию бесконтактных платежей, к считывающему устройству терминала. ПИН-код вводить не требуется. После успешного завершения операции терминал подтвердит оплату звуковым сигналом. Также появится сообщение на экране: «Одобрено. Тариф ХХ рублей». Аналогичным способом можно платить смартфоном, поддерживающим технологию NFC и один из сервисов Android Pay, Apple Pay и прочих.
Как подтвердить контролеру, что проезд оплачен?
Контролер увидит факт оплаты у себя на терминале. Пассажиру нужно поднести чипованную карту или смартфон с NFC к считывающему устройству, и будет сразу видно, что он заплатил за проезд. По поводу повторного снятия денег можно не беспокоиться. В процессе проверки на экране терминала высветится информация о последней оплате. За сохранность конфиденциальных данных карточки пассажир тоже может не переживать, поскольку устройство контролера их не считывает.
Другие варианты проверки оплаты
История перечисления средств за проезд хранится в Личном кабинете пассажира. Чтобы войти в него, понадобится только номер карточки и временный код с экрана. Месяц окончания действия карты, CVV и ПИН-код вводить не надо. На разных видах транспорта и у разных перевозчиков и разных банках свои личные кабинеты.
Банковский эквайринг не безгрешен, платежи порой обрабатываются с задержкой. В таких случаях информация о поездке отображается в Личном кабинете только через некоторое время. Соответственно, списание денег тоже запаздывает на срок до 5 дней. Если к тому времени на карточке уже нет денег, запрос на списание средств приходит повторно необходимое количество раз. Как только деньги на счете появляются, оплата за проезд уходит адресату.
Как подтвердить контролеру, что заплатил за проезд через валидатор?
42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7. Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя. «Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.
Все кондукторы в автобусах стали контролерами?
Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами. О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.
Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?
Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.
Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?
Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.
Как узнать контролера?
У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.
Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?
Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.
Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?
Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.
СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?
Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней. Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.
Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?
Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.
Что грозит безбилетникам?
Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале. Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.
Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?
По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе. Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.
Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках «Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?
Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.
Выдают ли валидаторы чеки?
Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.
Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?
Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом. Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.
Валидатор написал, что карта в стоп-листе. Что делать?
Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.
Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?
Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь. При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.
Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?
Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.
Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?
Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?
Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.
У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?
Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.
Оплачивая проезд к месту использования отпуска с чужой карты, можно остаться без компенсации
artush / Depositphotos.com |
Суд рассмотрел спор о взыскании с работника полученных авансом на проезд к месту использования отпуска денежных средств (Определение Третьего КСОЮ от 17 июня 2020 г. по делу № 8Г-3762/2020[88-5813/2020]).
Напомним, что согласно ст. 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В целях реализации указанной гарантии работодатель выдал своему работнику 40000 рублей в качестве аванса на приобретение билетов. По выходу из отпуска работник предоставил авансовый отчет о приобретении авиа- и железнодорожных билетов на общую сумму в 39334 рубля. Приобретены они были безналичным путем, но при этом работник не смог подтвердить принадлежность соответствующей банковской карты.
Судьи заключили, что по своему предназначению компенсация работнику расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно является дополнительной гарантией реализации им своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и мерой, обеспечивающей ему возможность проведения отпуска за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При таких обстоятельствах, расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно подлежат возмещению в том случае, если оплата за такой проезд произведена с банковской карты самого работника либо его супруга (супруги).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Поскольку работник не предоставил работодателю соответствующих доказательств, несение им расходов по оплате проезда нельзя считать подтвержденным, в связи с чем у работника образовалась задолженность по авансу на проезд к месту проведения отпуска и обратно, которая подлежит взысканию в пользу работодателя.
Оплачивая проезд к месту использования отпуска с чужой карты, можно остаться без компенсации
artush / Depositphotos.com |
Суд рассмотрел спор о взыскании с работника полученных авансом на проезд к месту использования отпуска денежных средств (Определение Третьего КСОЮ от 17 июня 2020 г. по делу № 8Г-3762/2020[88-5813/2020]).
Напомним, что согласно ст. 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В целях реализации указанной гарантии работодатель выдал своему работнику 40000 рублей в качестве аванса на приобретение билетов. По выходу из отпуска работник предоставил авансовый отчет о приобретении авиа- и железнодорожных билетов на общую сумму в 39334 рубля. Приобретены они были безналичным путем, но при этом работник не смог подтвердить принадлежность соответствующей банковской карты.
Судьи заключили, что по своему предназначению компенсация работнику расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно является дополнительной гарантией реализации им своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск и мерой, обеспечивающей ему возможность проведения отпуска за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При таких обстоятельствах, расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно подлежат возмещению в том случае, если оплата за такой проезд произведена с банковской карты самого работника либо его супруга (супруги).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Поскольку работник не предоставил работодателю соответствующих доказательств, несение им расходов по оплате проезда нельзя считать подтвержденным, в связи с чем у работника образовалась задолженность по авансу на проезд к месту проведения отпуска и обратно, которая подлежит взысканию в пользу работодателя.