Как доказать что всевышний существует
Как доказать что всевышний существует
Научные доказательства существования Бога. (Источник фото: freepik.com)
Наука – это изучение природы и событий вокруг, основанное на фактах, полученных в результате экспериментов и наблюдений. Хотя некоторые могут использовать науку, чтобы поддержать неверие в Аллаха, наука же, наоборот, приводит немало доказательств существования Всевышнего.
Создатель призывает нас изучать мир, чтобы обнаружить Его знамения: «И Аллаху принадлежит (вся) власть над небом и землёй. И Аллах способен на всё. Поистине, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня – знамения для обладающих разумом» (сура «Али Имран» 189-190 аяты).
Научная теория – это прочно обоснованное объяснение чего-то в естественном мире. Сегодня мы ознакомимся с несколькими научными теориями, которые подтверждают существование Аллаха.
Теория большого взрыва и закон причины и следствия
Теория большого взрыва гласит о том, что Вселенная началась с гигантского взрыва концентрированной материи и что Вселенная всё ещё расширяется. О теории большого взрыва говорится в Благородном Коране:
«Неужели не видят неверующие, что небеса и земля были единым целым, а Мы разделили их и создали всё живое из воды? Почему бы им не уверовать (в Мою Единственность)?» (сура «аль-Анбия» 30 аят).
Об этом же говорится и в другом месте: «И небо Мы воздвигли Своим Могуществом, и Мы сильны» (сура «аз-Зарият» 47 аят).
Закон причины и следствия гласит, что каждое следствие в нашей жизни имеет причину. Он настолько важен, что был назван железным законом Вселенной. Он утверждает, что всё происходит по какой-либо причине вне зависимости от нашего знания о ней. Нет ничего случайного.
«Они (иудеи и христиане) сказали: «У Аллаха есть сын». Пречист Он (от всех недостатков)! Нет, Ему принадлежит всё, что на небесах и на земле. Всё покорно Ему Одному. (Он – Единственный) Создатель небес и земли. И когда Он желает чего-либо, то ему стоит только сказать: «Будь!» – и это появляется (тут же)» (сура «аль-Бакара» 116-117 аяты).
Наука не может объяснить тот невероятный порядок, устройство и организацию, которые существуют в мире, даже внутри крошечной клетки. Откуда взялся этот порядок? Он исходит от более могущественной силы.
«(Он – Тот) Кто создал семь небес одно над другим. В сотворённом Милостивым ты не увидишь никаких недостатков. Посмотри ещё раз. Видишь ли ты (где-нибудь) трещину?» (сура «аль-Мульк» 3 аят).
«(Если им необходимы доказательства истинности твоих утверждений о единственности Всевышнего Аллаха, укажи им на следующие знамения): Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (гружёных) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвёл с неба и которой Он оживил мёртвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землёй, – (во всём этом) знамения для людей разумных (каждое из которых указывает на могущество Всевышнего Аллаха, Его великую мудрость и безграничную милость)» (сура «аль-Бакара» 164 аят).
Закон биогенеза гласит, что живые существа могут происходить только от других живых существ и что жизнь на Земле породил живой источник. Неживые химические вещества, которые существовали на Земле до возникновения жизни, не способны принести жизнь. Аллах также говорит об этом в Благородном Коране: «Неужели они были сотворены сами по себе (возникли без причины)? Или же они сами творцы?» (сура «ат-Тур» 35 аят).
Одно из имён Аллаха – «Аль-Хайй», то есть Вечно живущий: «Полагайся на Живого, Который не умирает, возвеличивай Его и восхваляй. Достаточно того, что Он знает о (тайных и явных) грехах Своих рабов» (сура «аль-Фуркан» 58 аят).
«Как вы можете не верить в Аллаха, тогда как вы были мертвы (будучи каплей неживого семени), а Он дал вам жизнь (уже в утробах ваших матерей)?! Потом (с истечением срока вашей жизни) Он умертвит вас, после (смерти вновь) оживит, а затем (в Судный День] вы будете возвращены к Нему» (сура «аль-Бакара» 28 аят).
Как доказать, что Аллах существует? Можно ли разумом прийти к идее существования Аллаха?
Вопрос: Как доказать, что Аллах существует? Можно ли разумом прийти к идее существования Аллаха?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Именно разумом и постигается существование Аллаха. Невозможно в этом опираться, например, на Куръан, потому что для того, чтобы поверить в Куръан, нужно сначала поверить в Аллаха. И если человек убедится, что Аллах существует, то уже на следующем этапе он поверит в то, что Куръан – слово Аллаха, но никак не наоборот.
Поэтому многие ученые пришли к заключению, что первая шариатская обязанность каждого половозрелого разумного человека – это познать разумом, что Бог существует, согласно словам Всевышнего Аллаха:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا اللَّـهُ
«Знай (познай), что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха» (Мухаммад, 19), – то есть от человека требуется рационально обоснованная вера.
Вера же того, кто считает себя мусульманином только потому, например, что его предки мусульмане, действительна (если он верит правильно), однако не полноценна.
Главным доказательством существования Аллаха служит существование этого мира. Мы не сомневаемся в существовании нас самих и мира вокруг нас. И то насколько сложно, гармонично и мудро этот мир устроен, указывает на наличие у него Создателя. Всевышний Аллах Сам говорит об этом:
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّـهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (груженых) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землей, – (во всем этом) знамения для людей разумных» (сура «аль-Бакара», аят 164).
Суть этого доказательства существования Аллаха состоит в следующем:
1. Все в мире вокруг нас имеет начало. Сама вселенная имеет начало.
2. Все, что имеет начало, нуждается в том, кто даст ему начало, то есть в создателе.
3. Значит, у мира есть создатель.
Также можно привести следующую цепочку рассуждений:
1. Любое качество творений – это выбор из ряда допустимых для него качеств. Например, если рост человека 175 см, то значит, что произошел выбор именно этого значения, и его рост не 165 и не 180.
2. Выбор из ряда равнозначных вариантов без выбирающего абсурден.
3. Значит, у каждого выбора есть тот, кто этот выбор сделал.
Мир появился после небытия. Значит, кто-то пожелал, чтобы он появился и дал ему начало. Мальчик родился 9 июня 2019 года. Значит, кто-то выбрал, что он родился именно 9 июня, а не 8 или 10. С позиции разума эти примеры равнозначны – произошел выбор одного варианта из двух и более допустимых вариантов. Значит, кто-то этот выбор сделал.
И этот «кто-то», кто совершает выбор, дает начало и осуществляет изменения, должен быть вечным и всемогущим и отличаться от своих творений.
4 неопровержимых доказательства, что Аллах существует
«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?»» (Сура «Ибрахим», аят 10).
В истории человечества вера в существование Творца Вселенной прослеживается с незапамятных времен. Поэтому миссия пророков заключалась, в основном, не столько в призыве к вере в Бога, сколько в предостережении от язычества. В Коране говорится:
«Посланники говорили им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?»» (Сура «Ибрахим», аят 10).
Ранние мусульманские ученые не считали необходимым в своих трудах приводить доказательства существования Аллаха. Это для всех был очевидный факт, непреложная истина. Но тем не менее, к X-XI векам в мусульманском обществе начинают распространяться атеистические идеи и ученым срочно пришлось изыскивать способ решения этой проблемы.
На самом деле, нас окружают бесчисленные свидетельства существования Аллаха – Творца Вселенной, но для простоты восприятия все они могут быть распределены на 4 основные категории.
Доказательство из Священных Писаний
Доказательство фитры (врожденной веры в Аллаха)
Человек появляется на свет с врожденной верой в Аллаха. Задолго до нашего рождения Аллах взял со всех душ клятву, что нашло свое отражение в Коране:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я — не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем»» (Сура «аль-Араф», аят 172).
Но часто голос фитры заглушается обществом или различными культурными традициями. Однако во время бедствий и горя человек, в какой бы он среде не воспитывался, всегда будет обращаться к Создателю. Перед лицом смерти и катастроф атеистов не бывает.
Всевышний Аллах говорит:
«Он — Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!» Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то» (Сура «Йунус», аят 22-23).
Беззаботная жизнь очень часто отвлекает человека от поклонения. Всевышний Аллах говорит:
«Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде, и равняет с Аллахом других…» (Сура «аз-Зумар», аят 8).
Чтобы пробудить дремлющую фитру людей, Аллах посылал в этот мир Своих пророков. Они напоминали людям об их истинной религии и призывали поклоняться одному лишь Аллаху. Аллах предписал Своим Посланникам возглашать:
«Скажи: «О люди! Если вы сомневаетесь в моей религии, то ведь я не поклоняюсь тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Я поклоняюсь Аллаху, Который умертвит вас, и мне приказано быть одним из верующих»» (Сура «Йунус», аят 104).
«Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению» (Сура «ар-Рум», аят 30).
Интуитивно понятно и доказано наукой, что у Вселенной было начало. Любое действие требует наличие того, кто это действие совершает. Таким образом, любое творение указывает на существование творца. Всевышний Аллах говорит:
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами?» (Сура «ат-Тур», аят 35).
Очевидно, что мы были однажды созданы, в то время как мы не создавали себя сами. Признав необходимость существования Создателя, человек понимает, что Создатель может быть только один. Аллах говорит:
«Если бы на них были иные божества наряду с Аллахом, то они разрушились бы» (Сура «аль-Анбийа», аят 22).
«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (Сура «аль-Муминун», аят 91).
Кроме того, единственный Создатель не может быть похожим на Свои творения:
«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит?» (Сура «ан-Нахль», аят 17).
Каждый мусульманин является свидетелем того, как Аллах отвечает на наши молитвы, а это само по себе доказательство Его существования. Аллах Всевышний говорит:
«Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам…» (Сура «аль-Анфаль», аят 9).
Однако необходимо понимать, что как бы много не было доказательств существования Творца, они будут полезны только тем, кто искренне ищет истину. Что касается тех упрямцев, кто отказывается признать правду, то они никогда не оставят свои споры.
Всевышний Аллах говорит:
«Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой — завеса. Трудись же, и мы будем трудиться»» (Сура «Фуссылат», аят 5).
А также: «Воистину, те, о которых подтвердилось Слово Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, даже если им явятся любые знамения» (Сура «Йунус», аят 96-97).
Также по этой теме читайте:
Почему мусульманину нельзя говорить: «Аллах забыл обо мне»?
Доказательства существования Аллаха. Атрибут Бытия (Аль-Вуджуд)
Доказательства существования Аллаха
Аль-Вуджуд означает существование. Аллах существует, однако Его существование отличается от всего сущего. Существование Божественной Сущности обязательное, а его противоположность, небытие, – неприемлемо и абсурдно. Атрибут Бытия является вечным, безначальным Атрибутом, описывающим божественную Сущность. Атрибут Бытия – это основа и суть всех остальных атрибутов Аллаха.
Наши суннитские богословы нашли множество доказательств, подтверждающих существование Аллаха. И, конечно, в первую очередь, это аяты Корана. Анализируя их содержание, можно установить, что в большинстве этих аятов содержится призыв к изучению окружающего мира, которое должно привести к познанию существования Аллаха и Его атрибутов. Например, в одном из таких аятов сказано:
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِوَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنْ السَّمَاءِ مِنْ مَاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِنْ كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [Воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).
Этот аят представляет все упомянутые в нем события и явления как знамение (доказательство) существования Аллаха. В другой группе аятов сказано:
أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ(17)وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ(18)وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ(19)وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ(20)
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (88:17-20)
В этом аяте звучит призыв размышлять о созданиях Аллаха. И подобные размышления обязательно должны натолкнуть человека на мысль о Его существовании.
Другим видом доказательства существования Аллаха является доказательство, основанное на природе человека (фитра). Каждый человек рождается и живет с врожденной верой в существование Аллаха. Эта вера никогда не исчезает, а постоянно сохраняется в человеке и по мере его духовного прогресса или регресса может либо обостряться, либо притупляться. Подтверждение наличия врожденной веры заключается в том, что в трудных ситуациях люди склонны обращаться к Аллаху. В Коране говорится:
وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя» (10:12).
Вот пример такого доказательства: Джагфар ас-Садык, да смилостивится над ним Аллах, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джагфар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джагфар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джагфар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джагфар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».
Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего. Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.
Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Приведем несколько примеров таких доводов:
Это доказательство берет начала в первых веках Ислама, его часто связывают с именем нашего имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. Хотя Абу Ханифа больше известен как ученый правовед, но в молодости, до того как серьезно заняться фикхом, он часто вел дискуссии с атеистами того времени.
Как доказать, что Аллах существует?
Доказательства существования Аллаха. (Источник фото: freepik.com)
Как доказать, что Аллах существует? Можно ли разумом прийти к идее существования Аллаха?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Именно разумом и постигается существование Аллаха. Невозможно в этом опираться, например, на Коран, потому что для того, чтобы поверить в Коран, нужно сначала поверить в Аллаха. И если человек убедится, что Аллах существует, то уже на следующем этапе он поверит в то, что Коран – слово Аллаха, но никак не наоборот.
Поэтому многие ученые пришли к заключению, что первая шариатская обязанность каждого половозрелого разумного человека – это познать разумом, что Бог существует, согласно словам Всевышнего Аллаха:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَـٰهَ إِلَّا اللَّـهُ
«Знай (познай), что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха» (Мухаммад, 19), – то есть от человека требуется рационально обоснованная вера.
Вера же того, кто считает себя мусульманином только потому, например, что его предки мусульмане, действительна (если он верит правильно), однако не полноценна.
Главным доказательством существования Аллаха служит существование этого мира. Мы не сомневаемся в существовании нас самих и мира вокруг нас. И то насколько сложно, гармонично и мудро этот мир устроен, указывает на наличие у него Создателя. Всевышний Аллах Сам говорит об этом:
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّـهُ مِنَ السَّمَاءِ مِن مَّاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِن كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Поистине, в сотворении небес и земли; в смене ночи и дня; в (груженых) кораблях, (легко) плывущих по морю с тем, что приносит пользу людям (с необходимыми для жизни товарами); в воде, которую Аллах низвел с неба и которой Он оживил мертвую землю, расселив на ней все виды животных; в смене ветров, в облаках, покорных (Аллаху и находящихся) между небом и землей, – (во всем этом) знамения для людей разумных» (сура «аль-Бакара», аят 164).
Суть этого доказательства существования Аллаха состоит в следующем:
1. Все в мире вокруг нас имеет начало. Сама вселенная имеет начало.
2. Все, что имеет начало, нуждается в том, кто даст ему начало, то есть в создателе.
3. Значит, у мира есть создатель.
Также можно привести следующую цепочку рассуждений:
1. Любое качество творений – это выбор из ряда допустимых для него качеств. Например, если рост человека 175 см, то значит, что произошел выбор именно этого значения, и его рост не 165 и не 180.
2. Выбор из ряда равнозначных вариантов без выбирающего абсурден.
3. Значит, у каждого выбора есть тот, кто этот выбор сделал.
Мир появился после небытия. Значит, кто-то пожелал, чтобы он появился и дал ему начало. Мальчик родился 9 июня 2019 года. Значит, кто-то выбрал, что он родился именно 9 июня, а не 8 или 10. С позиции разума эти примеры равнозначны – произошел выбор одного варианта из двух и более допустимых вариантов. Значит, кто-то этот выбор сделал.
И этот «кто-то», кто совершает выбор, дает начало и осуществляет изменения, должен быть вечным и всемогущим и отличаться от своих творений.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин