Как доказать что я не стукач
Как доказать, что ты не стукач
Это вопрос жизни и смерти в тюрьме и на зоне. Участь стукача довольно незавидна. Я думаю, вы сами понимаете, что его ждет. В лучшем случае, он будет долго лечиться в больнице. А заподозрить в этом могут любого заключенного.
Предлагаю прочитать одну тюремную байку, разные варианты которой пересказываются из уст в уста.
Однажды молодого студента первохода посадили в камеру к трем блатным, за плечами каждого из которых было много тюремных сроков, авторитетных связей, опыта и лагерной романтики.
Несмотря на кажущийся очевидным финал этой встречи, жилось студенту довольно неплохо. Оказалось, что один из блатных был его земляком и поэтому покровительство студенту было обеспечено, в рамках человеческих понятий. В том регионе, откуда они были, землячество было в порядке вещей.
Но вскоре случилось неприятное. Стали происходить неприятные события, из которых стало понятно, что кто-то в камере стучит тюремному начальству. О том, какие ходят разговоры, где хранятся запрещенные вещи и каким именно образом нарушается режим.
Подозрение пало, конечно же, на студента. И в данном вопросе никакое покровительство авторитетного земляка уже не сыграло бы роли. Доказательств не было, конечно, но дело шло к тому, что новоиспеченному зеку собирались предъявить и спросить по всей строгости.
Тогда он попросил дать ему сутки на то, чтобы доказать свою невиновность. На том и порешили.
Поразмышляв некоторое время, студент сделал так. Написал на листке: «Спасайте! Меня раскрыли». И выбросил листок через решетку таким образом, чтобы его увидели сотрудники тюрьмы. Прибежавшие через некоторое время взволнованные охранники вывели из камеры одного из блатных. Так и было доказано, что тот блатной и есть стукач, ведь именно его пришли спасать сотрудники тюрьмы, знавшие своего человека в камере.
А студент не только спас свою жизнь, но и приобрел некоторый авторитет в глазах остальных сидельцев.
Откуда берутся стукачи и как от них защититься
С моей склонностью к «раскладыванию по полочкам» озадачился я тут вчера темой стукачества. Разозлили они меня. И так жизнь не сахар, так они ещё со своими стуками…
Впрочем, клеймить их позором скучно и банально. Гораздо интереснее разобраться, откуда «ноги растут».
Ещё есть стукачи-самоучки, постепенно выросшие из любителей посплетничать, для «падения» которых была создана подходящая атмосфера. Причем подходящей атмосферой может быть не столько соответствующая политика поощрения стукачества руководством (что часто бывает), сколько общая атмосфера негласного потакания сплетням в среде обитания.
Ещё время от времени стукачи «вылупляются» из слабаков и нытиков, и вообще из слабовольных людей, которым ставят непременное условием «стучать» на ближних, иначе… (дальше идут всякие страшные запугивания).
Ну, и есть ещё одна категория. Люди, которые не склонны к жалобам и стукачеству в принципе, однако доведенные до определенного психологического состояния, в котором единственным выходом из создавшейся для них неблагоприятной ситуации является прямой донос или жалоба. Во всяком случае, другого выхода они не видят.
Впрочем, подобные «срывы» обычно бывают спровоцированы эмоциями и носят разовый характер. А настоящие стукачи обычно действуют планомерно, регулярно и продуманно…
Что самое плохое в стукачах? То, что в 99 % случаев их существование и активная деятельность становятся возможными с согласия и одобрения «хозяев». Иными словами, если рядом с вами «стучат», значит, ваша «рыба» действительно гниет с головы.
И самое обидное, что это происходит повсюду – на «зоне», в офисе, в учебной заведении, в неформальной тусовке, в семье…
Откуда их столько?! Ведь стукачество всегда претило русскому человеку…
Впрочем, вопрос этот риторический.
Гораздо интереснее (и более ценно с практической точки зрения) ответить на вопрос, как от стукачей защититься. Подумал я и об этом вчера.
Идеальный вариант — узнать, какое слабое место (или страшная тайна) есть у самого стукача. А еще лучше — накопить на него некий компромат – досье с информацией о его ошибках, просчетах, проколах и неблаговидных поступках. Однако в этом случае есть опасность самому превратиться в не очень приятного персонажа. Да и не так это просто, потому что стукачи соблюдают конспирацию.
Поэтому единственным правильным вариантом мне кажется опережающая защита. Каждый раз, когда ты совершаешь хоть сколько-нибудь значительный промах, информация о котором может просочиться в окружающую среду и стать благодатной почвой для доноса какого-нибудь стукача, надо самому пойти к начальству с повинной головой. Если он узнает неприятные новости от тебя, он вряд ли будет слишком бурно реагировать на доносы «верных людей». Да и заинтересованное лицо, описывая свои промахи, постарается смягчить эффект и не будет сгущать краски – в отличие от стукача.
Этот способ оптимален исключительно в условиях офиса (в условиях мест заключения он скорее противопоказан). Однако даже в офисе, в целях личной безопасности, следует не просто сухо сообщить боссу об ошибке, но сразу же предложить готовые решения по исправлению ошибки. А еще лучше, коротко рассказав о неприятности, тут же сообщить, что ситуация уже исправлена.
Этот способ можно назвать «стукачеством наоборот» или «стукачеством со знаком плюс», поскольку ты как бы «стучишь» сам на себя. Однако при этом ты сразу же нейтрализуешь негативную информацию позитивной. Ни один стукач такого для тебя не сделает.
Как наказать стукача на работе
Автор: Мансурова В.Д. 12 января 2019 Категория: Карьера
Если вы ещё не сталкивались с таким явлением, как стукачество на работе, то вам неизбежно предстоит знакомство с этим видом борьбы за «место под солнцем». Явление нередкое и неприятное предстоит для всего коллектива, потому что вносит оттенок нервозности как в производственные, так и в личные отношения сотрудников. А уж если вы сами стали жертвой такого наушника, очень неплохо бы знать, как помешать ему испортить вашу репутацию в глазах начальства и коллектива, как наказать стукача на работе, чтобы никому больше неповадно было заниматься этим видом «сольного творчества».
Итак, как наказать стукача на работе
Вычислить доносчика можно по внешним признакам: он любит быть инициатором разговора, но никогда не высказывает чёткого мнения по обсуждаемому вопросу. Говорит общими фразами, в третьем лице («есть мнение, что…», «говорят, что…»). Он приятен в общении, коммуникабелен, всегда в центре событий. Если кому-то перемывают кости или где-то намечается конфликт – он тут как тут. Ему некогда работать – он на посту.
О хорошем: если на вас стучат, значит, в глазах начальства вы что-то из себя представляете, иначе зачем «дятлу» пытаться вас очернить? Раз стукач на вас доносит, значит, его уязвляет сам факт вашего существования, а это уже начало успешной карьеры. И хотя это слабое утешение в ситуации, когда вы, благодаря «доброжелателю», находитесь под пристальным вниманием руководства, всё же из этого можно даже извлечь для себя пользу: работайте с огоньком, и начальству придётся это заметить. И уж тогда ваш начальник сам будет думать, как наказать стукача, который ввёл его в заблуждение на ваш счёт.
Некоторые думают, что, предложив доносчику свою дружбу, они обезопасят себя от результатов его деятельности. Увы! Рождённый доносить не делает исключений ни для кого. Вашу дружбу он расценит как шанс узнать вас поближе, чтобы настучать о вас побольше. И бесполезно взывать к его совести: он вас не поймёт, он не считает стукачество чем-то позорным. Если не хотите, чтобы о вас сплетничали шефу, не рассказывайте о себе ничего лишнего. Не кормите любопытство ваших сотрудников, не давайте пищу для домыслов и вымыслов информатору.
Подавайте информацию дозированно и с выгодой для себя. Расскажите, например, что в свободное от работы время занимаетесь изучением иностранного языка, что читаете специальную литературу с целью повысить свой профессиональный уровень. Намекните между делом, что у вас сильные покровители, это добавит вам баллов в глазах шефа. Но не перестарайтесь: начальник может обратиться к вам с просьбой решить через ваши связи серьёзную проблему, а вы можете не суметь ему помочь.
Продумывая ходы, как в шахматах, вы сможете посадить стукача в лужу. Слейте, например, в общей беседе в присутствии «дятла» некую дезинформацию, с которой он тут же побежит к начальству. Когда выяснится, что имела место «деза», начальственный гнев падёт на голову осведомителя. Ещё пара таких проколов, и репутация стукача в глазах шефа погибнет безвозвратно.
Если стукач не скрывает своей подлой сущности и бегает в кабинет руководителя, никого не стесняясь, метод борьбы с ним должен быть таким же откровенным: игнорируйте «дятла» на всех уровнях, кроме производственного. Не разговаривайте с ним, не обращайтесь ни с какими просьбами, не отвечайте на его вопросы, смотрите сквозь него. Никто не сможет долго выдержать такого отношения. Обычно, хватает полгода на то, чтобы довести стукача до увольнения.
На самом деле, гарантированно устранить «дятла» может только начальник. Ему достаточно лишь прекратить поощрять доносительство и наказать стукача. Но таких принципиальных руководителей немного, большинство из них хоть и не любит «мастеров художественного стука», но хотят знать, что происходит в коллективе за их спиной, и негласно поощряют этот вид офисного искусства. Рядовому сотруднику бороться с осведомителем трудно, но можно попытаться лишить его поводов для творчества: не опаздывайте, не прогуливайте, не зависайте в рабочее время в соцсетях. Короче, соблюдайте трудовую дисциплину, и «санитару офиса» просто нечего будет вам вменить.
Стукачи на работе — специфика и методы борьбы
Сегодня мы с вами поговорим об офисных стукачах. Я уверен, многие из вас сталкивались с этим явлением и, более того, почти все волей-неволей становились стукачами. Атмосфера в офисе к этому очень располагает.
Почему психология людей такова, что они мало надеются на начальство, на то, что тот сам все увидит и поймет. Видимо, в большинстве случаев руководителю просто наплевать на то, кто и насколько выкладывается, он следить за показателями и результатами, не обращая внимания на перевес работы в сторону того или другого сотрудника. Либо обращает, но не на трудоголика, а на имитатора деятельности.
В детском саду мы называли стукачей «ябеда»
Это было страшным оскорблением. То есть как бы мы, трехлетние засранцы, находились по одну сторону баррикад, а воспитатели по другую. Думаете, психология изменилась с тех пор, как вы стали взрослыми? Не думаю. Мы точно также бежим к более влиятельному человеку и пытаемся его руками наказать неугодного Вам работника.
Офисные стукачи бывает разные
Это очень сильно зависит от того, мужчина стучит или женщина. Специфика стукачества просто напросто различается в корне.
Очень трудно доказать, что сотрудник занимается ерундой, вместо того, чтобы работать. Иногда это просто невозможно. Опытный халявщик имитирует бурную деятельность, громоздит бумаги на столе и постоянно суетится перед носом начальства, беря трубку телефона или отправляя сам себе смс-ки и тут же выбегая.
Поэтому тактика женского доноса чаще всего бьет прямо в цель и еще пара-тройка таких стукачеств, и начальник подсознательно начинает относиться к неугодному сотруднику менее лояльно.
Все, стукачок сделал свое дело, стукачок может уходить. Это менее эффективно, чем женская тактика доноса, но тоже неплохо работает. Работает тем более эффективно, чем авторитетнее выглядит стукач.
Такая форма доноса, как бы от чистого сердца и вроде как «Ну не могу уже держать в себе все это!» не слишком эффективна. Разговор по душам с начальником всегда дает эффект в несколько раз лучше.
Я не рассматриваю вариантов с женщиной-начальником. Чтобы кто ни говорил, но не бывает (или просто не удержится) женщина в начальственном кресле, если она не умеет мыслить выше своих эмоций. Так что четко разделяем эти понятия и не путаем делопроизводителя Марину и руководителя отдела продаж Ольгу Олеговну. Кресло начальника накладывает свой отпечаток, причем уже не стираемый.
Итак, в случае с женщиной просто работайте и не обращайте на нее внимания.
Кто бы что ни говорил, а метод силы и угрозы является самым эффективным. Люди придумывают новые технологии, пытаются покорить хотя бы немного космоса и что-то мутят с нанотехнологиями, но психология человека не меняется. Ребенок никогда не станет лучше, если не применять ремень, такова правда жизни. Человека никогда не поймет, что он делает что-то неправильно, пока не натолкнется на ограничитель в виде кулака.
Как относиться к доносам в офисе? Тук, тук, тук, я твой «друг»…
Стукач в компании. Нужен ли он? Я с таким вопросом обратилась к нескольким своим клиентам — руководителям среднего и крупного бизнеса. В 90% случаях получила однозначный ответ: «Конечно, нужен! Я должен знать, что творится в компании. Мне нужна обратная связь!»
Нужны ли такие сотрудники — решать, конечно, руководителю. На мой взгляд, есть в этом явлении что-то низкое, предательское. Есть много других способов почувствовать атмосферу в коллективе, понять отношение каждого сотрудника к нововведению и исполнению распоряжений шефа.
Когда-то по заданию своего клиента разрабатывала правила внутреннего распорядка, гдё чётко прописала схему — когда, о чём и как сотрудники должны докладывать руководству. Это касалось не рутинной работы и должностных обязанностей, так формировалась корпоративная культура, пресекались сплетни и слухи. Ведь известно, что каждый стукач передаёт сведения субъективно, со своей оценкой происходящего. Придаёт нужную окраску и использует этот инструмент как средство сведения счётов с неприятными ему коллегами. К тому же обычно такие люди — прекрасные психологи, серые кардиналы, они умело манипулируют руководителем, нажимая на его «красные кнопки».
В компаниях, действительно заботящихся о здоровом микроклимате в коллективе, часто прибегают к помощи социологии. Социометрия — самая распространенная и очень широко применяемая во всём мире прогрессивная методика. Она даёт возможность увидеть скрытую информацию о межличностных конфликтах в коллективе, проводится быстро, на выходе — качественный материал.
Мне повезло работать с грамотными эйчерами, профессиональными кадровиками. У всех было специальное базовое образование плюс образование психолога-практика. Они беседовали с каждым увольняющимся. Человеку нечего терять — он выливает всю свою боль, все свои выводы и выдает очень нужную информацию и о компании, и о ее методах руководства, и о коллективе в целом. Главное — убрать эмоции и отделить зерна от плевел.
Интересный факт — в 2002 году журнал «Time», подводя итоги акции «Человек года», выбрал вместо одного сразу трёх кандидатов. Все трое были своего рода «доносчиками». Вице-президент компании Enron Шэрон Уоткинс (Sherron Watkins). Она стала инициатором разоблачения финансовых махинаций в своей компании. Об этом много и подробно писали в своё время. Шэрон предложили огромный гонорар за книгу об истории банкротства компании.
Второй номинант-2002, по мнению журнала Time, — сотрудница ФБР Колин Роули. Она в свое время подала многостраничный отчет о своем руководстве в штате Миннеаполис (США), где обвинила своих боссов в том, что они отказались расследовать деятельность террориста, принимавшего участие в терактах 11 сентября.
И третья «санитарка» фирмы — 38-летняя Синтия Купер, внутренний аудитор компании WorldCom. Она поведала о недостаче в своей фирме, придав огласке финансовые дела крупнейшей телекоммуникационной компании США. Через месяц после ее доклада компания объявила себя банкротом.
Позже в своих интервью все трое номинанток с горечью рассказывали о том, что потеряли связь со своими коллегами, стали изгоями.
Нужно сказать, что доносчиков в США поощряют и морально, и материально. Это закреплено законом страны.
В России отношение к таким людям всегда было неоднозначным. Роль информатора — несчастный удел. Попадают в этот капкан по-разному. Кто-то делает это с удовольствием и по внутреннему призванию. Кто-то таким образом болеет за общее дело и так давно в компании, что считает своим долгом обо всех нарушениях и недоработках тут же донести своему начальству. И зачастую делает это открыто. А кто-то назначается быть информатором — за провинность или оказанную шефом услугу. Для него это тяжелое бремя, однако нужно отдавать долги…
Какова бы ни была природа этого явления, каков бы ни был психологический мотив доносчика, суть дела не это меняет. Строить отношения в коллективе всегда непросто. И всё зависит от системы ценностей каждой компании.