Как доказать что земля круглая 1 класс
Учебник Плешаков 1 класс. 1 часть. Страницы 48, 49
На что похожа наша планета?
Вспомните, что вы знаете о нашей планете.
Наша планета называется Земля.
Это одна из планет Солнечной системы, единственная, на которой живут люди.
Наша планета кажется нам огромной, но в масштабах космоса она очень маленькая.
Поэтому мы должны беречь и охранять нашу планету.
Наша планета называется Земля. Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное — № 1 или № 2. Докажите. (Рисунки № 3 и № 4 подскажут вам доказательства верного предположения.)
Правильное изображение Земли на рисунке № 2
Изображение 1 показывает, как представляли себе нашу планету люди в глубокой древности. Они считали, что Земля плоская и окружена хрустальным куполом небес.
Но потом люди узнали, что Земля шар, и вращается вокруг Солнца.
Еще в древности люди заметили, что корабль постепенно появляется на горизонте, сперва паруса, потом все остальное. Это наблюдение позволило сделать людям вывод о том, что Земля круглая. А когда человек полетел в космос, он лично убедился в том что Земля похожа на шар.
Много — много лет назад один учёный впервые создал модель Земли — глобус. И назвал его «земным яблоком». Как вы думаете, почему? На что ещё похожа наша планета?
Глобус — это модель Земли шарообразной формы. Яблоко тоже по форме напоминает шар, поэтому тот ученый и назвал свой глобус земным яблоком. Но он мог назвать глобус и земным мячиком, или земным шариком.
Земля неподвижна или она движется? Рассмотрите рисунки-схемы. Они помогут вам понять, как движется Земля.
Нам кажется, что Земля неподвижна, но на само деле она совершает два вида вращения. Земля вращается вокруг своей оси, как юла, и это приводит к смене дня и ночи. И Земля вращается вокруг Солнца, как детская карусель, и это приводит к смене времён года.
Подумайте, как вылепить из пластилина модель Земли. Сделайте это.
Поскольку земля шар, то вылепить ее из пластилина несложно. Следует взять кусок пластилина голубого цвета, ведь именно голубой Земля видна из космоса, и скатать из него шар. Для достоверности, на этом шаре можно наклеить кусочки коричневого пластилина — материки и острова.
Ответы на вопросы в конце темы:
1. Какую форму имеет Земля?
Земля имеет форму шара.
2. Как доказать, что Земля имеет шарообразную форму?
Доказать шарообразность Земли можно поднявшись в космос, или наблюдая за тем, как постепенно вырастают из-за горизонта плывущие корабли.
3. Что такое глобус?
Глобус — это модель Земли, ее уменьшенная копия.
4. Как движется Земля?
Земля вращается вокруг своей оси, и вращается вокруг Солнца.
Окружающий мир 1 класс 1 часть. На что похожа наша планета стр. 48 – 49
Из этой темы учебника «Окружающий мир» первоклассник узнает о том, на что похожа наша планета, как она называется и что такое модель Земли.
1) Вспомните, что вы знаете о нашей планете.
Мы называем нашу планету Земля.
Это одна из планет Солнечной системы, единственная, на которой живут люди.
Она кажется нам огромной, но в масштабах космоса очень маленькая.
Поэтому долг человека беречь и охранять Землю.
2) Наша планета называется Земля. Выскажите предположение, какое изображение Земли правильное — № 1 или № 2. Докажите. (Рисунки № 3 и № 4 подскажут вам доказательства верного предположения.)
Изображение 1 показывает, как представляли себе нашу планету люди в глубокой древности. Они считали, что Земля плоская и окружена хрустальным куполом небес.
Но потом люди узнали, что планета шар, и вращается она вокруг Солнца в космосе.
Ещё в древности люди заметили, что корабль постепенно появляется на горизонте, сперва его паруса, потом всё остальное. Это наблюдение позволило сделать людям вывод о том, что Земля круглая. А когда человек полетел в космос, он лично убедился в шарообразности планеты.
Изображение Земли на рисунке 2 верное.
3) Много-много лет назад один учёный впервые создал модель Земли — глобус. И назвал его «земным яблоком». Как вы думаете, почему? На что ещё похожа наша планета?
Глобус — это модель Земли шарообразной формы. Яблоко тоже по форме напоминает шар, поэтому тот учёный и назвал свой глобус земным яблоком. Но он мог назвать глобус земным мячиком или шариком. А ещё наша планета похожа на колобок.
4) Земля неподвижна или она движется? Рассмотрите рисунки-схемы. Они помогут вам понять, как движется Земля.
Нам кажется, что Земля неподвижна, но на самом деле она совершает два вида вращения. Она вращается с запада на восток вокруг своей оси, как юла, и это приводит к смене дня и ночи. И она крутится вокруг Солнца, как детская карусель, а это приводит к смене сезонов года.
5) Подумайте, как вылепить из пластилина модель Земли. Сделайте это.
Поскольку планета шар, то вылепить её из пластилина несложно. Следует взять кусок пластилина голубого цвета, ведь именно такой она видна из космоса, и скатать из него шар. Для достоверности на этом шаре можно наклеить кусочки коричневого пластилина — материки и острова.
Домашнее задание
1. Какую форму имеет Земля?
Она имеет форму шара.
2. Как доказать, что Земля имеет шарообразную форму?
Доказать шарообразность можно поднявшись в космос, или наблюдая за тем, как постепенно вырастают из-за горизонта плывущие корабли.
3. Что такое глобус?
Глобус — это модель нашей планеты, её уменьшенная копия.
4. Как движется Земля?
Она вращается вокруг своей собственной оси и вокруг Солнца.
Окружающий мир 1 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 45
👉 Ответы к странице 45. Окружающий мир 1 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Много-много лет назад один учёный впервые создал модель Земли – глобус. И назвал его «земным яблоком». Как вы думаете, почему? На что ещё похожа наша планета?
На что похожа наша планета?
Ученый назвал глобус «земным яблоком», потому что форма Земли внешне похожа на яблоко. На мой взгляд, нашу планету еще можно сравнить с мячом, колобком, апельсином или шариком.
Земля неподвижна или она движется? Рассмотрите рисунки-схемы. Они помогут вам понять, как движется Земля.
Земля все время находится в движении. Во-первых, она вращается вокруг Солнца, а во-вторых, вокруг своей оси. Таким образом, ее можно сравнить с волчком, который крутится вокруг себя или с каруселью, которая заставляет вращаться самолетики вокруг своего центра.
Вращение планеты вокруг своей оси приводит к тому, что у нас меняется время суток, а вращение вокруг Солнца объясняет смену времен года.
Подумайте, как вылепить из пластилина модель Земли. Сделайте это.
Модель Земли из пластилина
Для того чтобы из пластилина вылепить модель Земли, нужно взять кусочек голубого цвета и скатать его в шарик. На поверхность шара можно наклеить кусочки зеленого и коричневого цвета, которые позволят показать материки и острова.
Фотография: планета Земля из пластелина
Какую форму имеет Земля?
Земля имеет форму шара. Внешне она похода на шарик, мячик, яблоко или колобка.
Как доказать, что Земля имеет шарообразную форму?
Для того чтобы доказать, что Земля шарообразная, нужно посмотреть на горизонт. Мы увидим, что предметы постепенно появляются из-за него по мере своего приближения. Так мы понимаем, что форма планеты близка к шарообразной.
Глобус – это упрощенная модель Земли, которая позволяет рассматривать карту нашей планеты в объеме.
Как движется Земля?
Земля вращается в двух направлениях. Она вращается вокруг своей оси, что приводит к смене дня и ночи. А также она крутится вокруг Солнца, что вызывает смену времен года.
Как доказать даже ребенку, что Земля действительно круглая
Земля круглая или плоская? Этот вопрос мучил живших тысячи лет назад ученых, и они придумали несколько способов это проверить. К сожалению, с законами физики сегодня знакомы не все, и доказать то, что Земля круглая без полета в космос достаточно непросто. Но можно ли просто объяснить ребенку, почему Земля круглая, а не плоская? Мы расскажем о нескольких шагах, которые помогут доказать правдивость того факта.
Почему Земля круглая
На сегодняшний день астрономы не нашли ни одно достаточно большое тело в космосе, которое имело бы отличную от шара форму. Все дело в том, что шар — это фигура с наименьшей площадью поверхности при наибольшем объеме. Эти характеристики удовлетворяют правилу минимума энергии — при образовании система стремится к состоянию, в котором ее энергия минимальна. Именно поэтому Земля круглая, ведь в другой форме она просто не была бы устойчива и все равно во временем превратилась бы в шар.
Кто доказал, что земля круглая?
Самую первую теорию круглой Земли предложил всем известный древнегреческий математик Пифагор в VI веке до н. э. Сыграли роль в распространении этой точки зрения и другие умы Древней Греции, такие как Аристотель, Платон и Эратосфен. В Средневековье эта теория была подвергнута критике со стороны церкви, однако несмотря на все трудности, ученые смогли сохранить истину и донести ее до широких масс.
Доказываем, что Земля — диск или шар
Начнем с того, что определимся с очертаниями родной планеты. Имеет ли она форму чемодана или там, внизу черепаха и слоны? Есть очень простой способ понять, что Земля — это диск или сфера. Для этого достаточно дождаться полноголунного затмения, они происходят каждый год. Поезжайте с ребенком туда, где в этот день точно будет ясное небо, и смотрите, как круглая тень Земли медленно закрывает Луну. Перед этим продемонстрируйте, как форма тени зависит от тени предмета — покажите тенями рук на стене волка или лося. Если тень круглая, значит, и тело, которое её отбрасывает, круглое. После этого останется только понять, имеет земля форму шара или диска.
Выбираем между диском и сферой
Чтобы ответить на вопрос о том, является ли Земля круглой или плоской, нам понадобится: выбраться за город, мячик и муравей (жук, божья коровка или таракан — на выбор).
Сначала нам нужно найти высокое отдельностоящее на равнинной местности сооружение (например, опору линии электропередач) и пойти от него. Точно так же, как корабль на море, опора будет пропадать из виду не сразу, а постепенно — сначала «ноги», потом средняя часть и, наконец, верхушка с проводами. Это может показаться странным, но если «смотреть за руками» внимательно, можно объяснить, что Земля круглая детям.
Теперь интерпретируем результаты наблюдений. Если бы мы имели дело с высокой башней на плоскости, то она, отдаляясь, становилась бы все меньше и меньше, но, даже оставаясь едва заметной, была бы видна полностью. На поверхности сферы же объекты пропадают из виду постепенно. Этот опыт показывает, что Земля круглая.
Для закрепления проведем тот же самый опыт в меньшем масштабе — он также призван показать, что Земля — шар. Берем мячик и сажаем на него насекомое. Подносим мячик очень-очень близко к глазам так, чтобы насекомое оказалось наполовину за «горзонтом» — дальним видимым краем мячика. Видна будет только часть тела животного — как видна издалека только часть вышки. Теперь можно с уверенностью заключить, что мы живем на поверхности земного (кроме шуток) шара.
Еще раз о шаре
Еще один отличный способ убедиться в том, что Земля круглая — выйти на рассвете в поле. Захватите с собой часы и стойте лицом к самому светлому краю неба. Как только краешек Солнца (или Луны — это неважно) покажется за горизонтом, лягте на Землю и засеките время. Смотрите в том же направлении. На несколько секунд светило снова скроется за горизонтом. Почему? Потому что вы изменили угол наблюдения, и на короткое время Солнце (или Луна) оказались скрыты от вас выпуклой поверхностью Земли.
То же самое можно проделать на закате или наблюдая, как садится Луна, но только в обратном порядке: сначала наблюдать лежа, а потом — стоя. Так вы получите новые доказательства, что Земля круглая.
Определяем размеры шара
Впервые длину окружности экватора рассчитал библиотекарь Александрийской библиотеки Эратосфен Киренский. Древний мудрец сравнил отклонение Солнца от зенита в один и тот же день года в двух городах, расположенных на расстоянии 800 километров друг от друга — Александрии и Сиене. Уже тогда, используя знания геометрии, люди определили, что Земля круглая.
Солнце в зените поймать легко: в этот момент его лучи падают даже на дно глубоких ям (Эратосфен ориентировался на колодцы), а предметы не отбрасывают тени. В один и тот же день Солнце роняло на Александрию отвесные лучи, а в Сиенне — нет. Оно отклонялось от зенита на 7,2°. Семь градусов от 360 — это два процента. Умножаем 800 на 50 и получаем 40 тысяч (километров): такова длина Экватора, это подтверждено и современными высокоточными измерениями.
Повторить эксперимент Эратосфена довольно просто, но придётся заручиться помощью друзей в другом городе. Дождитесь момента, когда Солнце будет в зените (можно дать слабину и посмотреть в интернете, можно ориентироваться по солнечным часам — палке, воткнутой в Землю. Когда тень самая короткая, тогда Солнце ближе всего к зениту). Над средней полосой Солнце никогда не бывает в зените, но это неважно. Важно в тот момент, когда тень от вашей палки дойдёт до своего минимума, позвонить друзьям в город, расположенный от вас довольно далеко — из Москвы, например, в Петербург, и попросить измерить длину тени у них (и высоту палки). Рассчитайте значение острого угла между палкой и воображаемой прямой от конца палки до конца тени у вас и в далёком городе. Дальше — чистая арифметика: должно получиться около 40 тысяч километров. Лишнее доказательство, что Земля круглая.
Еще раз измеряем размеры шара
Возвращаемся к экспериментам с часами и восходами (закатами). Мы не просто так засекали время: зная его и собственный рост, можно решить задачку о радиусе нашей планеты и показать, что Земля — шар.
Сначала найдем угол, на который Земля, имеющая форму шара, повернулась в промежутке между тем, как вы увидели краешек восходящего Солнца или Луны на рассвете стоя и лежа. Для этого решите простую пропорцию. Если Земля поворачивается на 360° за 24 часа, то на какой угол она повернулась за время, которое вы засекли? Посчитайте и назовите его углом α.
Представьте, что это не вы падали и вставали. Вместо этого восход наблюдали два человека: Иван 1 и Иван 2, на таком расстоянии друг от друга, что первый увидел Солнце позже другого ровно на то самое время T. Два радиуса R до Ивана 1 и Ивана 2 образуют равнобедренный треугольник с углом α.
Дополните радиус до Ивана 2 отрезком, равным вашему росту h, и соедините его конец с точкой, где стоит Иван 1. Получим прямоугольный треугольник с гипотенузой R+h и известным острым углом. Немного тригонометрии — и мы вычисляем радиус Земли.
Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему «Земля имеет форму шара»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет окружающий мир
Тема «Земля имеет форму шара»
Класс 1 Г 2018-2019 учебный год
Цель: познакомить с формой и движением Земли, с глобусом
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать глобус для объяснения шарообразной формы Земли;
объяснять особенности движения Земли.
Оборудование: карта России, глобус, тарелка, мяч
У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, передайте тепло друг другу.
Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
Какие предметы в доме могут быть опасными?
Как нужно с ними обращаться, чтобы они стали для нас друзьями?
Найдите и соедините ситуацию и номер телефона службы помощи.
Муравьишка задумался над теми предметами, что увидел у Мудрой Черепахи.
(На доске карта мира, у учителя на столе глобус)
-Посмотрите, ребята, какие это предметы и для чего они нужны?
Послушайте загадку и подумайте о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Ни начала, ни конца,
Что наш дом большущий шар.
Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Кто из вас уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?
Откройте учебник на с. 48 и прочитайте тему урока
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Что вы знаете о нашей планете?
Однажды Муравьишка задался вопросом: На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?
Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара.
— Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли?
— А если Земля – шар, можно ли дойти до края?
Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удавалось… А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами? Почему тогда они не падают?
— Покажите, на каком из рисунков Земля показана плоская, а на каком шарообразная.
— Какое же изображение правильное?
Сегодня известно, что Земля имеет форму шара.
В древности представления о Земле были разными.
В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещается небесный океан, а еще выше живут боги.
Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля-Огромный остров.
Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе
Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.
И вот португальский ученый путешественник решил обойти вокруг Земли на корабле. Магеллан снарядил пять судов.
Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном
и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.
Три года корабли плыли все вперед и вперед не меняя направления. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года. Магелан доказал, что Земля круглая.
Также в древности по своим наблюдениям доказали, что Земля имеет форму шара.
В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Земля имеет форму шара. Но мы этого не замечаем, потому что шар очень – очень велик.
Давайте вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель?
Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях?
Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета. Но как же расположена суша на Земле?
Люди это давно уже изучили и создали глобус. Кто из вас знает, что такое глобус?
Суша показана коричневым, жёлтым, зелёным цветами.
Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение.
Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
Рассмотрите рисунки-схемы на с.49. Порассуждайте с товарищем по парте о том, как движется наша Земля.
Земля-третья планета Солнечной системы.
Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца
Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает оборот вокруг своей оси, проходят 24 часа, т.е. сутки – день и ночь.
Работа в тетради с.33 з.2
— Какую форму имеет наша планета?
— Как это можно доказать?
— Как движется Земля?
— Какая задача стояла перед нами в начале урока?