Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература Оксана Санько
Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе

-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину

-продолжать воспитывать бережно отношение к хлебу.

Материал:иллюстрации ростков ржи и пшеницы, серп, цеп,иллюстрации поочерёдности выращивания хлеба в старину, настоящий хлеб в виде каравая.

Ход беседы:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый».

-Правильно, это загадка о хлебе. Этот продукт мы очень любим, и он всегда у нас на столе. А из чего же его делают? (из муки).

А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).

Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый, а из ржаной? (тёмный).

-Ребята, мы с Вами уже знаем, как сегодня люди выращивают пшеницу и рожь.Очень много у них помощников-машин:это трактора, сеялки, комбайны. Но раньше не было столько техники у людей. Её ещё не придумали. И поэтому весь процесс появления хлеба на столе был сложнее и дольше. Я Вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевал чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле, на заранее вспаханную землю. В лукошке лежали семена ржи и пшеницы. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте мы представим, что мы тоже сеем зерно (дети встают со своих мест и иммитируют сев зерна).

-А что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождик).

Вот и кликали люди дождик:

«Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

Ну что ж, выросли пшеница и рожь, пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле (показ иллюстрации с изображением серпа). Им срезал колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было ещё обмолотить, то есть вынуть из колосьев зёрна, а для этого люди брали цеп-ручное орудие для молотьбы- и били им по колосьям. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, получалась мука, а из неё, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное-хлеб.

Физминутка :»Колосок растёт».

Воспитатель:Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, что бы в каждом доме был хлеб. Поэтому как Вы думаете, как мы все должны относиться к хлебу (бережно).

-Что значит бережно?

-Куда можно деть крошки и недоеденный хлеб?

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют«.

Воспитатель:На Руси хлеб называли Каравай. Их пекли каждый день. А на праздники пекли каравай и украшали его всякими узорами в виде листьев и цветочков. Ребята, сегодня Вы узнали как тяжело раньше было растить хлеб. Поэтому его очень берегли. И нам надо тоже бережно к нему относиться. Сегодня я принесла Вам настоящий каравай. Посмотрите, какой он красивый. Давайте угостимся им, он очень вкусный.

В завершение детей угощают хлебным караваем.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литератураФотоотчет «Как мы выращивали пшеницу» в рамках проекта «Откуда хлеб пришел» Исследовательская деятельность детей, экспериментирование в детском саду дает нам, педагогам, необыкновенные возможности для развития познавательной.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литератураКонспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка» Цель: развивать интерес к празднику Новый год Материал: Презентация «Дед Мороз и Снегурочка» Содержание 1. Рассказ о наступающем празднике.

Конспект беседы «Моя мамочка родная» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Задачи: Расширять.

Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Автор: Алеханова Рита. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литератураКонспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Задачи: Образовательные: дать представление о том, что хлеб ценный продукт питания,.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литератураКонспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.

Источник

Хлеб и его предки

Хлеб, лепешки, блины, лапша, клецки, каша настолько привычны для нас, что мы никогда не задумываемся о том, когда и в каком порядке они возникли на нашем столе. Поскольку эти блюда многие столетия были и остается главными в рационе человека, давайте познакомимся поближе с хлебом и его родственниками. За тысячиелетия человек настолько изменил способы кулинарной обработки урожая, что сегодня мало кто себе представляет с чего собственно все начиналось.

Конечно, хлеб в его современном виде возник не сразу. Первым предшественником хлеба была каша из целых зерен. Древние греки перед посевом справляли особый обряд: во всех домах в грубые глиняные горшки складывали различные злаки (зерно ячменя, гороха, пшеницы) и варили священную кашу – всезерние. И сегодня в обрядах разных конфессий прочно сохраняются древние кулинарные рецепты, вспомним хотя бы наши блины.

Во многих кашах используется ячневая крупа, то есть дробленое зерно ячменя, освобожденное от пленок. Разваривается она за 40–45 минут и увеличивается в объеме примерно в пять раз. Но можно использовать и другой вид ячменной крупы – перловую. Она содержит меньше клетчатки и имеет лучший товарный вид.

С перлового зерна сначала удаляют цветочные пленки, затем ядро шлифуют, в результате чего снимается большая часть плодовых и семенных оболочек. Зерна становятся овальными или круглыми, с гладкой поверхностью. Такая крупа варится 60-90 минут и увеличивается в объеме в 5-6 раз. Каша получается рассыпчатой, но когда остывает, то становится жесткой, поскольку набухший при варке крахмал легко отдает воду.

Например, семена овощного гороха мы обычно убираем недозрелыми, в фазе молочной спелости. Созревший же овощной горох годится только на семена. Однажды у меня накопилось довольно много таких семян, и я попытался сварить из них кашу. Но они остались твердыми, несмотря на то, что заранее замочил горох и варил его целый день. Оказалось, что даже внутри одного вида Pisum sativum L. существует генетическое разнообразие по разваримости семян.

Конечно, если в каше попадалась шелуха, то это было крайне неприятно. С древнейших времен обработка большинства видов зерна (пшеницы полбы, ячменя, овса, проса, гречихи) начиналась с освобождения его от пленок (цветочных и зерновых чешуй). Для этого зерно толкли пестом в больших дубовых ступах (примерно такого же размера как у Бабы Яги). Зерно при этом должно было не расплющиться и легко освободиться от пленок. Злаки, которые обрушивались с большим трудом, постепенно выходили из рациона. Сеяли только те образцы, которые давали вкусную, рассыпчатую, чистую от шелухи кашу.

Что представляла собой ручная мельница? Древнейшей мельницей была каменная терка, состоящая из двух плоских камней. Нижний был длиной около 50 см, шириной 30 см, толщиной примерно 6 см и имел немного вогнутую поверхность. По нему взад-вперед двигался меньший по размеру камень, а засыпанное между ними зерно растиралось в муку. Такие терки известны археологам еще с начала неолита, их возрасст до8 тыс. лет.

Позднее поступательное движение верхнего камня заменили вращением – это было более экономично. Каменная терка превратилась в мельницу, состоящую из двух плоских базальтовых камней-жерновов, причем нижний вкапывали в землю. Зерно для помола поступало через отверстие в верхнем камне, а муку ссыпали на расстеленный холст или в большое плоское блюдо, стоящее у нижнего края мельницы. Позднее на поверхности жерновов стали делать насечку (чтобы зерно лучше растиралось), а на нижнем камне еще и углубленные бороздки, по которым мука сыпалась из мельницы. Такие мельницы были широко распространены уже в древней Греции и в Палестине библейских времен, т.е. не позднее полутора тысяч лет до н.э.

Замешенную с водой муку можно было есть сразу в виде болтушки или киселя. Кисели (гороховые, овсяные, ржаные, пшеничные) можно считать древнейшим кушаньем – им не менее нескольких тысяч лет. Для приготовления киселя требовались совсем другие свойства зерна.

При варке каши вещества слабо экстрагируются в кипяток, потому она становится рассыпчатой. А кисель образуют сильно набухшие вещества, перешедшие из зерна в раствор. В наше время зерновые кисели практически забыты. Им на смену пришли ягодные кисели на крахмале, которые появились почти на 900 лет позже зерновых.

В исторических романах иногда упоминается и такое кушанье, как толокно. Это блюдо готовили из зерна овса, выдержанного всю ночь в теплой русской печи. Мука, полученная после выдерживания овса в печи, теряла способность образовывать клейковину, зато хорошо набухала в воде и быстро густела. Толокно замешивали с охлажденной кипяченой водой, приправленной солью. В сухом виде толокно, как и ржаную муку, в средневековой России выдавали служилым людям в качестве продовольственного пайка.

Западная Европа мало знакома с нашими блинами и принимает за них толстые жирные и совсем невкусные оладьи. Каким должен быть блин? Тонким, почти прозрачным, даже кружевным по краям. Для того, что сделать такой блин, потребовались новые свойства зерна. Его белки должны образовать клейковину, то есть сеть из сцепленных молекул, которая не дает блину развалиться. Позже, когда появился печеный хлеб, качество клейковины стало основным требованием кулинаров к зерну и муке.

Изобретя блины, человек впервые встретился с дрожжами. Понятное дело, славянин (тем более житель древнего Египта) не мог купить их в магазине. В качестве культуры дрожжей использовали пивную или квасную гущу и, даже, отстой из кувшинов, в которых бродило молодое вино. Могли использовать и прокисшее пресное тесто, в которое дикая культура дрожжей попадала вместе с пылью. Существует много видов дрожжей, соответственно и продукты брожения у них разные.

Клетки винных дрожжей легко превращают сахар в спирт и углекислый газ, но плохо расщепляют крахмал на сахара. Квасные дрожжи образуют небольшое количество спирта и много органических кислот – потому квас имеет кислый вкус. Пивные расщепляют крахмал удовлетворительно, на троечку, но, самое главное, кроме спирта и углекислого газа они производят ароматические вещества, придающие пиву его неповторимый вкус.

Если жидкое тесто, пролитое на горячий камень, породило блины, то вылитое в кипяток дало начало клецкам, галушкам и лапше. Густо замешенное тесто для галушек видимо и было предшественником теста для хлеба. Если варить тесто в кипятке, то из него переходят в воду экстрактивные вещества. Значит, для приготовления галушек, клецек и, тем более, лапши и макарон тесто не должно сильно набухать и содержать мало растворимых веществ. А само тесто не должно расползаться в горячей воде. В идеале, после варки лапши или макарон вода должна оставаться прозрачная.

Что это значит? А то, что опять изменились требования к качеству зерна. Зерно «для каши» не годится для галушек, равно как и зерно «для пива и кваса» не подходит для блинов. Сейчас мы готовим галушки из обычной пшеничной муки, полученной из мягкой пшеницы Triticum aestivum L. (для лучшей связанности добавляют яица). А вот макароны изготовляют из муки твердой высокобелковой пшеницы T. durum Desf. Селекционеры потратили массу сил на то, чтобы поднять макаронное качество мягкой пшеницы до уровня твердой. И все-таки твердую пшеницу заменить не удается.

Как только человек начал замешивать тесто для чего-то вроде галушек, он догадался, что тонко раскатанные листы его (сочни) можно высушить и сохранить про запас. Лапша и другие подобные ей изделия, заготовляемые впрок, были одним из первых случаев консервирования продуктов земледелия на «черный день».

Пальму первенства в изобретении макарон и прочей «пасты» давно оспаривают друг у друга итальянцы, арабы, греки и китайцы. Видимо, китайцы могут торжествовать: в отложениях реки Хуанхэ на северо-востоке Китая археологами был найден горшок, а в нем тонкая желтая лапша, похожая на спагетти. Горшок пролежал в земле около 4000 лет, а значит, китайцы ели это блюдо как минимум на тысячу лет раньше, чем появились первые известные нам свидетельства о длинных макаронных изделиях.

Сейчас почти никто не готовит их дома, предпочитая покупать в магазине. Но еще в моем детстве это был целый ритуал. Замешанное на молоке (а кто победнее, у тех на молочной сыворотке) тесто раскатывали скалкой в здоровенные тонкие блины и слегка подсушивали. Только слегка, чтобы они не ломались при скатывании в рулон. А затем острым ножом резали рулон поперек тонкими ломтиками и растрясали их на полоски лапши. Дальше следовала окончательная сушка на посыпанном мукой столе.

Позднее в тесто стали добавлять закваску для получения кислого, дрожжевого хлеба. Такой хлеб много вкуснее пресного, но быстро черствеет.

Почему хлеб занял такое почетное место среди других изделий из зерна и муки? Иногда отвечают: «Потому, что хлеб вкусный». Это справедливо для современного белого хлеба из пшеничной муки, но особое положение хлеб занял еще в то время, когда его пекли из ячменя или ржи. Дело в том, что хлеб, как никакой другой продукт, дает ощущение сытости на очень долгое время. Поел человек без хлеба, наелся до отвала, а скоро опять хочется есть. Если же он пообедал с хлебом (даже при самом скромном наборе других кушаний), то и сыт надолго.

Простейший способ выпечки хлеба в древние времена заключался в том, что лепешки из густо замешанного теста клали на раскаленные на костре камни или в горячую золу. Тесто готовили из муки мелкого помола и растительного масла; поэтому выпеченные из него лепешки назывались «лепешками на елее» или «с елеем». Эти лепешки отличались от тех пресных хлебов, которые только смазывали маслом.

Специальные хлебные печи появились уже в древнем Египте, не позднее 1500 лет до н.э. Лепешки через отверстие лепили на внутренние стенки раскаленной печи. Хлебные печи делали не в жилых домах, а во дворах. Благодаря большим размерам, в таких печах одновременно пекли хлеб до десяти женщин. В Средней Азии и сейчас в подобных печах делают традиционный лаваш. До сих пор специально для выпечки лаваша в Средней Азии выращивают местную пшеницу Triticum turanicum L. Урожай она дает невысокий и не может конкурировать с современными сортами, но выпеченные из нее лепешки очень вкусные и неделю не черствеют даже на самаркандской жаре.

Почему хлеб черствеет? Крахмал и белки печеного хлеба — это коллоид, молекулы которого связаны с большим количеством воды. При хранении хлеба коллоиды стареют, то есть теряют воду и перестают быть упругими. Хлеб становится жестким и крошится. Древние люди выпекали лепешки из тетраплоидных видов пшеницы с относительно крупным зерном. Твердая пшеница T. durum Desf. — древнейшая культура, но из нее до сих пор получают лучшее макаронное зерно. Такие пшеницы имеют очень упругую, но мало эластичную клейковину. Хлеб из них не бывает пышным, но черствеет медленно.

Пышную, мягкую (и более вкусную) булку дает только мягкая гексаплоидная пшеница Triticum aestivum L. Кроме того, мягкая пшеница лучше других растет в самых различных условиях. Она дает хороший урожай на юге, и на севере; в степной и в лесной зоне. Потому, именно мягкая пшеница и стала главной хлебопекарной культурой человечества. Хлеб из нее пышный, вкусный, но быстро черствеет. Сначала он был по карману только зажиточным людям, бедняки же продолжали есть ячменный хлеб.

Почему хлеб мягкий? Надавишь на булку, и она сожмется, отпустишь – опять расправится. Способность давать тесто большого объема, образовать при выпечке пышную, мягкую булку зависит, главным образом, от количества в зерне запасных белков и от их качества.

Стоит опара а тепле, в ней работают дрожжи, которые превращают крахмал муки в сахар и сбраживают его — образуются спирт и углекислый газ. Углекислый газ разрыхляет тесто, оно растягивается, наполняясь пузырьками углекислого газа, и увеличивается в объеме. В какой то момент давление в пузырьке становится настолько сильным, что он разрывается и газ выходит наружу. Мы слышим, как тесто пыхтит, дышит — из него выходит часть углекислого газа. Тесто при этом оседает, уплотняется.

Иногда вместо дрожжей мы добавляем в муку соду. При соединении ее с кислыми ингредиентами (например, пахтой или йогуртом) выделяется двуокись углерода, которая и обеспечивает подъем теста. Поскольку реакция происходит мгновенно, начинайте вымешивать тесто, как только сода станет влажной, и сразу же ставьте в печь. Повышение температуры в процессе выпечки завершает распад молекул соды и выделение остатков углекислого газа.

Иногда используют не соду, а специальный разрыхлитель (пекарский порошок). Это смесь питьевой соды и кислоты (обычно виннокаменной). Часть газа выделяется, когда разрыхлитель увлажнился, а остальная часть — во время выпекания. Разрыхлитель можно хранить полгода в холодном сухом месте. Если вы не уверены, что разрыхлитель свежий, смешайте 1/2 ч. ложки разрыхлителя с 60 мл горячей воды. Если смесь «вскипит», разрыхлитель пригоден для использования.

Чтобы удержать газ, тесто должно быть эластичным, то есть растягиваться без разрывов. Эту эластичность или, как говорят технологи, газоудерживающую способность, и обеспечивают запасные белки зерна. Здесь важно не только их количество, но и величина создаваемой ими эластичности. При замесе муки с водой молекулы запасных белков образуют упругую сеть, которая и дает тесту эластичность. Такой белковый комплекс называется клейковиной.

Если эластичность теста мала, то хлеб не поднимется и булка будет плоской и плотной. Именно такой хлеб получается из муки ячменя, овса или кукурузы. Чем крепче связаны молекулы белков в эластичную сеть клейковины, тем пышнее будет хлеб, но тем труднее ферментам желудочного сока разрушить этот комплекс. Потому пышный мягкий пшеничный хлеб труднее усваивается. (Недаром после операции на желудке или кишечнике больному разрешают есть хлеб в последнюю очередь.

Однажды я дал задание испечь хлебцы из равного количества пшеничной, ячменной и овсяной муки. Очень хотелось мне попробовать хлеб, который люди ели в бронзовом веке. Когда возьмешь в руку ячменную или овсяную булочку, она кажется твердой и тяжелой, как камень. Но это заблуждение. Мука была взята в равном весе, да и пшеничное тесто удерживает больше воды, чем ячменное или овсяное. Просто пшеничная булочка гораздо больше по объему, пышнее и потому кажется легкой.

Потрогал я их, покачал в руке. Разрезал. Корка пшеничного хлеба режется с хрустом, а мякиш легко сминается. Запах. Ну, вы знаете, как пахнет только что испеченный хлеб. Ячменная и овсяная булочки режутся как пряник и ничем не пахнут. Ладно, теперь оценим вкус. Овсяная булочка крошится во рту и вкуса не имеет, ощущение такое, будто жуешь древесные опилки. А вот ячменная имеет вкус глины. Точно говорю! Как его ели, и притом наслаждались им, люди древнего Египта или Месопотамии – не представляю!

Пшенничный хлеб менее питателен по сравнению с ржаным. Кроме того, просеянная мука без отрубей теряет большую часть витаминов группы В, которые содержатся в оболочке зерна. Здесь вкусовые и диетические достоинства хлеба вступают в неразрешимое противоречие: грубый хлеб с отрубями более питательный, но менее вкусный.

Как можно улучшить клейковину муки? Этот секрет известен всем хозяйкам, которые даже не слышали о клейковине. Когда мы замешиваем тесто на молоке, сыворотке или добавляем в него куриные яйца, то вводим в него белки, которые также могут увеличивать упругость и растяжимость теста.

Клеящие свойства белка известны людям давно. Недаром приходится слышать легенды о том, что стены такой-то крепости или церкви сложены на известковом растворе с добавкой яиц. И потому, говорят нам местные старожилы, выстояли они нерушимо многие столетия. Слышал я такую сказку и про стены нашего Кремля. Это, конечно ни на чем не основанные легенды.
Где средневековым людям было взять столько яиц!

Помню, во время командировки в Германию мне так не хватало нашего хлеба. И это при всем обилии тамошних мясных разносолов. Ни в чем так не проявляется различие между народами, как в отношении к этому продукту. Запад не испытывает почтения к хлебу.

И, в заключении, вот вам рецепт коровая, который пекли на свадьбу:

КОРОВАЙ СВАДЕБНЫЙ
ПРОДУКТЫ: 1 кг муки пшеничной, 50 г дрожжей, 250 г сливочного масла, 1 стакан сахара, 1/2 литра молока, 2 яйца, соль.
Замесить крутое дрожжевое тесто, припорошить его мукой, накрыть полотенцем и оставить в теплом месте для расстойки на полтора часа. Когда тесто поднимется во второй раз, выложить его на стол, тщательно вымесить и закатать в шар, который положить на смазанный маслом противень. Украсить его шнурами и веточками из очень крутого теста. Смазать поверхность яичным желтком с сахаром. Тогда верхняя корка коровая при выпечке приобретет золотисто-коричневый цвет.

БЕЛЫЙ ХЛЕБ
ПРОДУКТЫ на одну большую буханку: 700 г хлебной муки, воды примерно 0,5 литра, 1 чайная ложка быстрых сухих дрожжей и 1 чайная ложка сахара, соли по вкусу (1 столовая ложка).
Муку подогреть в духовке в течение 10 мин при самой низкой температуре. Затем просеять муку в миску, добавить дрожжи, соли по вкусу, 1 чайную ложку сахара. Сделать в середине муки колодец и добавить достаточно горячей воды (понадобится около 425 мл) и замесить тесто.

Положить тесто на плоскую поверхность и месить пока оно ни станет эластичным. Когда тесто станет очень гладким и упругим, а на поверхности появятся пузырьки, оно готово выстаиваться. Если хотите, вот более простой способ: смешайте все ингредиенты в кухонном комбайне насадкой для теста и месите тесто 3 минуты на медленной скорости.

Поместите тесто в чистую миску и накройте пленкой, смазанной маслом. Если дать тесту достаточно времени, оно поднимется в два раза. Процесс можно ускорить, поставив тесто в теплое место, но ЧЕМ ДОЛЬШЕ ОНО ПОДНИМАЕТСЯ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ ХЛЕБ. Хлеб поднимется даже в холоде, поэтому вы можете поставить его на нижнюю полку холодильника вечером и испечь утром. Достаточно поднявшееся тесто должно быть упругим и пружинистым.

Источник

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Сегодня поговорим о том, почему история хлеба неразрывно связана с историей становления и развития народов, государств и всей цивилизации в целом.

Наступили времена жатвы – самое радостное, хоть и тяжёлое время для любого труженика земли. Но радость от богатства, золотом льющегося в мешки, амбары и сусели с полей, превышала тяжесть труда крестьянина, поэтому выходили в поля всей семьёй в праздничных красных рубахах, подпоясанные широкими узорчатыми поясами, с весёлыми песнями.

Хлеб, для наших предков, не просто голова стола или основная еда, как пишут некоторые этнографы, – это дар Богов людям, то, что даёт возможность проанализировать, как ты трудишься духовно, меняется твоё сознание. Ведь на двух полосах рядом на одинаковой почве, при одинаковом севе и удобрении, но у разных хозяев по развитию вырастет очень разный урожай.

В подтверждении этому – наличие северных регионов, где еще в 18-19 веке ставили рекорды по выращиванию ржи и пшеницы, несмотря на короткое лето, бедные почвы и т.п. Но вернёмся к хлебу.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

История хлеба. Изобретение

На вопрос, когда появился хлеб, никто и никогда, наверное, не сможет ответить точно и четко. Точного времени его появления нет. Но есть первое письменное упоминание – это упоминание найдено в древних записях Египта, где указано, что данный продукт находится в употреблении разных слоёв населения.

Начало употребления злаков в письменах датируется приблизительно 15 веком до нашей эры. Археологами отмечено, что, в основном, злаки перемалывались каменными жерновами. Таким образом, получали муку.

Первую муку использовали не для выпечки, а делали из нее похлебку. Мука заливалась горячей водой и получалась горячая вязкая масса, которую люди употребляли в пищу, как горячее блюдо. Есть версия, по которой такая густая похлебка случайно попала в печь – её просто-напросто пролили, готовя похлёбку.

Пока человек думал, как же её убрать и непосредственно убирал, разлитая похлебка успела запечься и превратилась в первую лепешку. Люди решили попробовать, что же это такое получилось, и результат им очень понравился. С тех пор и стали выпекать первый хлеб в виде лепешек в печи. И так люди попробовали первый хлеб. Но насколько эта версия правдивая, не знает никто, однако, как вариант, вполне имеет право на жизнь.

История хлеба в разных странах

Египет

Легенда о дрожжевом хлебе рассказывает, что в Египте также выпекали лепешки, так как ничего другого пока печь не умели. Один из рабов, который должен был выпечь хлеб, по каким-то причинам оставил замешанное тесто на солнце. Заготовка соответственно немного прокисла на жаре. Раб испугался, что его покарают, и не сказал об этом случае. Он решил печь из этого теста. Лепешки вышли румянее, мягче, пышнее. Пекаря не наказали, а наоборот – его рецепт стал основным по выпеканию лепешек вскоре для целой страны. Так родился хлеб из пшеницы и дурры, известный в Египте.

История хлеба знает примеры использования другими народами (галлы и иберийцы в I веке н.э.) в качестве дрожжей, пивную пену, добавляемую в тесто. А в некоторых странах закваской становились отруби, пропитанные вином.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Греция

В Греции хлеб был не дополнением, а непосредственно отдельным блюдом для низших слоёв населения: часто завтрак или ужин состоял только из хлеба и вина, разбавленного водой. Но строгое правило приема пищи запрещало есть без хлеба и другие блюда. Если грек принял пищу без лепешек, то это считалось тяжелым грехом. С этих времен греческий народ начал употреблять еду исключительно дополняя её хлебом, даже фрукты.

Италия

В Риме до сегодняшних дней сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.

Турция

Такое понятие как гарантия на выпеченный хлеб было введено в Османской империи. В данном государстве хлеб ели все. Богачи дополняли им прием пищи, а вот кто беднее, вообще только им и питались. Когда Стамбул был захвачен Мехмедом Фатихом, правителем города стал Хазым Бея. Он в свою очередь отнесся к выпечке хлеба очень серьёзно. В 1502 году султаном Баязидом была придумана и успешно внедрена в жизнь первая гарантия на хлеб. После этого начали строить лучшие в мире пекарни, где работали лучшие специалисты своего дела. Профессия пекаря, долго была престижной и уважаемой в стране.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Византия

В Византии в 10 веке в местах выпечки хлеба существовал специальный приказ, который запрещал привлекать пекарей к каким-то провинностям перед государством. В Византии обилие сортов хлеба и способов его приготовления говорит о важности данного продукта.

Существовал хлеб высшего сорта – силигнитис, который пекли только для богатых людей из высших сортов пшеницы. А также его использовали для причастия в храмах и давали больным, т. к. силигнитис способствовал пищеварению. Далее следовал хлеб сеидалитис, который выпекали из муки более низкого качества. Также имелись средние сорта хлеба, и, наконец, грубый хлеб для бедных. У солдат и монахов был свой хлеб – пексамас. Он был довольно жестким, так как его два раза пекли в печи, чтобы испарялась вся влага.

Англия

Английские власти также не обошли стороной хлеб. В стране даже звания Лордов были взаимосвязанные с культом хлеба. В переводе «лорд» значит «добытчик еды». А учитывая тот факт, что основным продуктом питания был хлеб, то именно о его добыче идет речь в звании. Если перевести слово «леди», то выясняется, что оно обозначает – «месящий хлеб». Соответственно, Лорд занимался поиском продукта, а Леди готовила и делила этот продукт. Интересно, что одной из самых древних единиц измерения в Англии и не только было ячменное зерно. Так, например, дюйм в англосаксонской системе исчисления равен трём ячменным зёрнышкам.

Индия

История хлеба в этой стране связана с тропическим климатом, палящим солнцем и перенаселенностью – это факторы основной причины, по которой без хлеба в Индии питание просто немыслимо.

Индийские лепешки легко переносят жару, хорошо насыщают и их можно всегда держать под рукой. Мука для производства хлеба используется специфическая. Цельные зерна пшеницы перемалывают до состояния темно-желтого порошка. Такая мука называется «атта». Хлеб из нее получается необыкновенный – бархатистый, с желтоватым мякишем и хрустящей корочкой. Интересны и способы приготовления индийского хлеба.

Национальная печь тандур появилась в Индии более 4-х тысяч лет назад – отверстие в земле, обмазанное глиной, на дне которого тлеют древесные угли. В ней чаще всего пекут наан, приклеивая тонкие пласты теста прямо на глиняные стенки. Лепешки чапати жарят на чугунных сковородках, а вкусную выпечку пури – обжаривают во фритюре. Хлеб не заготавливают впрок, во влажном тропическом климате это неразумно.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Тибет

Самый простой плоский тибетский хлеб печется из муки, воды и щепотки соли на больших, тяжелых сковородках с маслом или без.

Национальное блюдо, которое считается тибетским хлебом, называется – Цампа. При его изготовлении используется: муку из слегка поджаренных зерен ячменя, сыр и молоко яка. Цампа – основная часть рациона тибетцев. Она также используется в ритуальных целях: щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов.

Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом, как «символ празднования и радости» и стал использоваться при рождении ребёнка. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году для себя и для других.

История хлеба. Швейцария

Самый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере, относится к 3530 году до н.э. Первоначально здесь не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности.

В эпоху раннего средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за один раз. Наряду с большим количеством выпеченного, впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий – дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.

С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.

Франция

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

В средние века во Франции хлеб пекли только в монастырях. Караваи были тяжелыми, выпекались в основном из ячменя и ржаной муки грубого помола, часто с отрубями. Это был хлеб для бедняков. Зато пшеничный хлеб считался символом достатка и подавался к столу богачей и знати. Существовала прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным статусом.

Королевская семья ела хлеб свежеиспеченный, белый. Вчерашний был для знати. Хлеб двухдневной выпечки предназначался для мелкого дворянства. Хлеб трехдневный получали монахи и школяры, хлебом, испеченным четыре дня назад, питались ремесленники.

Твердая цена на хлеб была установлена еще со средних веков. Высокие налоги на зерно в сочетании с регламентируемыми ценами на хлеб зачастую заставляли пекарей продавать его ниже себестоимости. В 1505 году Генрих IV отменил все налоги на зерно. За это получил гордый титул – Король Хлеба.

История хлеба на Руси

Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне.

Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры. Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.

Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна.

В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница.

Где выпекали хлеб

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.

Уже в средневековье история хлеба в России описывает существование специальных служб контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба. При условии существования каких-либо нарушений, приставы выписывали штраф провинившимся пекарям.

Существовали на Руси избы, где выпекали хлеб, а также настоящие «дворцы», в которых пекари выпекали много ароматного мягкого хлеба, который скупала вся округа – специальные «Хлебные дома». В них производили качественный хлеб и только по индивидуальному рецепту. Рецепт хранился в тайне, его могли передать только следующему поколению. Никогда не бывало так, чтоб хлеб из разных мест выпечки имел одинаковый вкус.

Конечно, выпекался хлеб и в любом русском доме, обычными людьми. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига – это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.

Кстати, именно на Руси появился черный хлеб. Данный продукт обходился дешевле, а вот по количеству питательных веществ он превосходил белый хлеб.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Thank you!

We will contact you soon.

Ржаной хлеб неоднократно присутствовал в строках Пушкина. Поэт в одном из мемуаров написал, что нет для него жизни в Париже. А причиной было то, что там нет ржаного хлеба.

Добавление трав в хлеб

Неурожай был страшным горем для русских людей. Некоторые этнографы считают, что именно из-за этого в хлеб стали добавлять некоторые ингредиенты: тесто разбавляли желудями, свеклой, крапивой, лебедой, ширицей (амарантом) и т.п. – до сотни ингредиентов. Но так пишут те, кто совершенно не знает богатство и сакральность русской культуры!

Наши предки понимали ценность каждого растения на земле (неслучайно русские травники так дорого ценились в средневековье за границей, а уж такого количества травяных мифов и сказок нет ни в одной культуре)!

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Именно поэтому добавляли дополнительные составы в хлеб не по бедности, а по знанию, занимаясь профилактикой многих заболеваний, обогащая свой рацион витаминами. А также, в соответствии с наукой о страве, почитали так Богов, впитывая их силу разнообразную через пищу.

Познакомиться с наукой о страве вы можете посмотрев запись семинара «Осенняя и Зимняя Страва».

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

История хлеба ХХ века

Но оболванивание дрожжами искусственного происхождения, начавшееся при Николае 1, во время революции (к нам вагонами везли хлеб с Европы, причем наша страна туда поставляла зерно), после ВОВ, привело к стиранию памяти предков – и вот уже в 30-х и 50-60-х годах на Украине, на юге России если власти забирали пшеницу, то наступал голод – люди не знали, как поступать, как обратиться за помощью к природе. В тот период времени голод унес жизни миллионов крестьян, погибло очень много детей. В колхозах власти принимали решения закрывать пекарни, изымали зерна из хранилищ.

Власти знали, что крестьян можно легко истребить, нужно лишь забрать у них самое главное — хлеб. Ведь использовать ресурсы природы к тому моменту уже не умели. Только староверы и старообрядцы, кого не достали власти, умудрялись выращивать зерновые культуры и в болотистой, и горной местности, и на заимках Сибири.

Несмотря на наличие даже материалов, записей о пользе и пищевой ценности амаранта, лебеды, берёзовой и сосновой коры, первоцветов, сохранившемся зерновом фонде пшеницы урарту (самой древней и выносливой, правда не пригодной для сбора комбайном) и много другого, что могло бы помочь людям, эти знаниями не пользовались в период ВОВ ни после него.

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Загадки, пословицы и поговорки о хлебе:

История хлеба. Происхождение названий

Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Смотреть картинку Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Картинка про Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература. Фото Как древние люди сеяли хлеб что они должны были сделать литература

Давайте ещё поговорим о названиях:

Какой хлеб пекли в царских пекарнях 300 лет назад? Конечно, калачи! Сохранился документ с перечнем яств, которыми одаривал Петр I в день своего рождения свою дворцовую челядь. Это были Калачи!

Калач – это не просто лакомство. Это символ любви, заботы, внимания, надежды, т.е. всего того, что несёт Солнце. Ведь именно от его древнего названия «Коло» происходит слово «калач».

Или такая поучительная история. Булочник Иван Филиппов изобрёл сайки с изюмом таким образом. Генерал-губернатору Москвы каждое утро подавали сайки И. Филиппова. И однажды попалась сайка с тараканом. Филиппов не растерялся и объяснил, что это сайка с изюмом, да и съел её на глазах у всех. Генерал-губернатор ничего не заподозрил, а после похвалил Филиппова за такие сайки.

Ну а дальше мы продолжим разговор на практических уроках по изготовлению интересных хлебных рецептов совместно с Татьяной Друк.

П.С. Будем вам очень благодарны, если вы поделитесь старыми семейными рецептами хлеба.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *