Как говорил заратустра о чем
Краткое содержание Ницше Так говорил Заратустра
Часть 1
Пророк Заратустра много лет скитался и обрёл мудрость. Он сумел познать то, что многим недоступно и стремиться поделиться этими откровениями с человечеством. Книга представляет собой роман, умело переплетённый с философией. Мировоззрение пророка – это основа всего романа, его глубинная суть. Герой спускается с гор, в которых пребывал много лет. И встречает отшельника, который посвятил себя служению Богу. Он говорит Заратустре о своей любви к Всевышнему и о том, как это чувство наполняет его, неся энергию и силы. Его слова удивляют пророка, не понимающего, почему отшельник не ведает о смерти Бога.
Заратустра продолжает свой путь дальше. Он возвращается в город, чтобы поделиться своими знаниями с людьми. Он приходит в город в тот момент, когда большое скопление людей смотрит цирковое представление. Странник говорит народу о сверхчеловеке, как высшей форме развития человека. Пророк также призывает людей перестать верить в Бога, утверждая, что тот мёртв. Однако его идеи не находят отклика у людей, вызывая только насмешки. Люди переключают своё внимание на выступление канатоходца. Неожиданно тот теряет равновесие и летит вниз. Заратустра забирает его останки с собой и покидает город. Его сопровождает Змея и Орёл.
Часть 2
Спустя некоторое время Заратустра вновь становится затворником. Он селится в пещере и живёт там.
Проходит много лет, когда он снова решает поделиться с людьми своими знаниями. Он рассказывает им притчи. Мудрец едко отзывается о религии, церкви.
Эта часть книги изобилует цитатами, разоблачающими веру. Также он осмеивает идею равноправия людей, утверждая, что она придумана церковью, дабы карать сильных людей и возвеличить слабых. Люди не равны и не должны быть равны – таково его твёрдое убеждение. Все живые существа стремятся к власти. И это стремление сильнее и важнее даже такому сильному и базовому желанию любого человека, как желание жить. Потому слабое должно починяться, а сильное – подчинять. Пророк призывает вместо сострадания другим направить силы на созидание.
Критике бывшего затворника подвергается большинство общественных устоев и правил. Он утверждает, что почитаемые мудрецы фальшивы, потому как не обладают знанием, а лишь потворствуют суеверию необразованного люда. Истинная мудрость появляется вдали от городской суеты. И она видит мир таким, каков он есть, без ложных иллюзий. Также он высмеивает поэтов, считая их немужественными и легкомысленными людьми.
Часть 3
Пророк отрицает любые принципы общего, универсального пути. Оратор говорит о личном, неповторимом пути для каждого индивидуума. И потому, каждый должен составить своё собственное видение этики, морали, нравственности. Судьба любого человека – это некий клубок случайностей.
Героя романа восхищает себялюбие, властность, чувственность. Эти качества он считает естественными проявлениями здоровой личности. Такая личность свободна от любых правил и догм. Заратустра вообще отрицает необходимость каких-либо законов, правил в устройстве здорового общества. Единственное, что имеет значение – это сила. И только благодаря ей способен устанавливаться естественный порядок торжества сильных личностей над слабыми людьми.
Часть 4
Заратустра постарел. Его идеалы и верования ничуть не изменились. Он всё также проповедует, что стать Сверхчеловеком можно лишь тогда, когда человек становится тем, кем он и является на самом деле. «Будь собой!» – вот главный лозунг достойного старца.
Как-то раз мудрец оставил своё пещерное жилице, поспешив на крик о помощи. На своём пути он сталкивается с массой интересных персонажей. Это и Прорицатель, и Чародей, и Совестливы духом, и Самого безобразного человека, и Тень, и Нищего. Всех этих личностей он зовёт к себе в гости. Они откликаются на его приглашение.
В своей пещере пророк делится с ними теми же историями, цитатами и выводами, которые прежде представлял на суд людской толпы. Этот рассказ является своего рода сводным резюме. Здесь эти все разбросанные по томам фразы соединяются, образуя чёткое, структурированное учение.
Дальше идёт описание вечери, которая очень напоминает собой евангельскую вечерю. Тут гости кушают мясо, молятся и превозносят учение Заратустры. Затем тот объявляет о скором наступлении Великого Полудня. На следующий день, рано утром мудрец покидает свою пещеру. Таков конец книги.
Ницше планировал написать продолжение романа, но так и не сумел исполнить свой замысел.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Нау девушка, которая живет в тундре. Однажды, она влюбляется в кита, а он в нее. Сила их любви была настолько велика, что кит смог преобразиться в мужчину. Но он мог находиться на земле только то время, пока солнце стояло в небе
Мальчик, от лица которого ведется повествование, помогает своему дедушке в заготовке ореховых веток. Точнее, это дедушка, изловчившись, отсекает ветки, используя маленький топорик – цангу. А мальчишка собирает их в пучки.
В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства.
Произведение автора вошло в сборник «Донские рассказы», созданный им, во времена гражданской войны. Это рассказ повествует нам о маленьком мальчике по имени Минька. Семья у него состоит из матери и дедушки.
Произведение представляет собой философское исследование политических и религиозных аспектов современного общества.
Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»
Об авторе
Фридрих Вильгельм Ницше – знаменитый немецкий философ, композитор и поэт. Родился он в семье пастора, окончил гимназию, где начал писать стих, потом мечтал стать музыкантом, интересовался философской литературой. Ницше поступил в университет в Бонне, потом перевелся в Лейпциг, подавал очень большие надежды, стал профессором в 24 года, преподавал. Оставил работу в университете из-за болезни, но начал писательскую деятельность.
Ницше – автор таких известных произведений:
Сюжет книги «Так говорил Заратустра»
В романе рассказывается о пророке Заратусте, который провел около десяти лет вдали от людей в горной пещере совсем один. Он познал все о сверхчеловеке. Заратустра решает спуститься и поведать народу о том, что Бога нет, он умер.
Но людям, находящимся на городской площади, это не интересно, они смотрят выступление канатоходца, который падает и умирает на глазах всей толпы. Заратуста забирает тело и уходит опечаленный из города, вместе с Орлом и Змеёй.
У него в запасе более двадцати притч, с которыми мудрец обращается к горожанам, в них он высмеивает ложные нравы человечества и устои государства. Он пытается объяснить, какими должны быть люди: предлагает сторониться славы, не отвечать добром на зло, наказывать своих обидчиков. Заратуста говорит об уважении к воинам, которые не бояться прожить короткую жизнь, преодолевают себя, что достойно поклонения. Разгадкой женской природы есть беременность и рождение нового человека. Он придумал для людей веру в Сверхчеловека, а не поклонение умершим богам.
Мудрец снова отправляется в свою пещеру, однако его тянет донести до людей новые притчи. Он предлагает отказаться от любой религии, больше созидать. Заратустра развенчает понятие равенства среди людей.
О мудрецах Заратустра говорит, что они должны жить в одиночестве, а не в шумных городах. Он считает, что воля человека к власти заставляет последнего быть сильнее и тверже. Мудрец не жалует актеров, поэтов, он считает их нечистоплотными и поверхностными. Движущей силой всех великих событий есть воля к власти.
Всю свою мудрость Заратуста спешит передать слушателям, но они покидают его, не понимая. Тогда он пытается беседовать со встречными людьми и попутчиками. Им пророк рассказывает о Духе Тяжести, который представился ему карликом и начал его вгонять в сомнения. Однако мудрец мужественно с ним борется.
Дух Тяжести – это понятия добра и зла, которые каждый человек выбирает для себя еще при рождении. Нет единого пути для всех людей, каждый делает выбор сам, согласно своей морали. В мире все определяет ее величество случайность.
Проходя через множество городов, Заратустра рассказывает, что люди стали жить в комфорте, души их измельчали, они не хотят знать истину. Пророк не порицает такие человеческие качества, как любовь к себе, к власти и сладострастию. Это нормальные инстинкты, они присущи людям будущего с новой моралью. Эти люди будут хотеть власти, будут мудрыми и щедрыми. Отстающим и слабым нужно помочь упасть. Мужчины должны быть, по его мнению, воинами, а женщины – способными к продолжению рода…
Микропересказ : Рассказывая людям притчи и истории морально-философского содержания, бродячий философ проповедует учение о Сверхчеловеке, но мир равнодушен к речам мудреца.
Роман состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».
Часть первая
Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.
Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»
В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.
В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.
Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.
Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:
Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».
Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.
Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».
Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.
Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».
Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».
Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и весёлых.
Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».
Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».
О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»
Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.
Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».
«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.
Часть вторая
Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.
Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.
Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.
Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»
Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».
Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».
Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»
Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».
Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.
Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».
В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.
Часть третья
Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.
Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».
Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.
«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!»
Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».
Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».
Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»
Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»
Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии». Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми. «Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.
Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».
Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.
Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.
Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».
Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».
После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».
Часть четвёртая и последняя
Заратустра состарился и «волосы его поседели».
Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»
Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека». Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.
Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.
После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.
Мудрец называет своих гостей «выздоравливающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».
Утром Заратустра покидает свою пещеру.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
15 афоризмов из книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений
Фридрих Вильгельм Ницше (1844 — 1900) — выдающийся немецкий мыслитель. Он создал собственную философскую систему, в которой поставил под сомнение устоявшиеся в европейском обществе нормы морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Его главным произведением стала книга «Так говорил Заратустра», посвященная концепции «сверхчеловека». Этот труд оказал огромное влияние на развитие мировой литературы и философии последних полутора столетий.
Мы выбрали из него 15 цитат:
Человек — самый жестокий зверь.
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя — но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя.
Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?
Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой — потому что он хотел бы потерять себя.
Тот, кто хвалит, делает вид, будто воздает он должное, но на самом деле он хочет получить еще больше!
Вдвоем человек бывает более одиноким, чем наедине с собою.
Надо научиться не замечать себя, чтобы многое видеть.
Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя.
Говорит мне справедливость: «люди не равны». И они не должны быть равны!
Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
Церковь — это род государства, притом — самый лживый.
3. 050. Фридрих Ницше, Так говорил Заратустра
3.050. Фридрих Ницше, Так говорил Заратустра
Фридрих Ницше
(1844—1900)
Немецкий писатель и философ Фридрих Ницше (1844—1900), апологет западной культуры и в то же время первый ее декадент и ниспровергатель, поэт-безумец, пророк, в котором было больше от лжепророка, прославился, прежде всего, своим философским трактатом, который многие специалисты склонны считать философским романом, — «Also sprach Zarathustra. Ein Buch f;r Alle und Keinen» — «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—84). Сам автор называл его «симфонией».
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
(1883—1884)
Подходить к творчеству Ницше со здравым смыслом опасно — можно запросто его потерять и повторить судьбу самого философа. «Заратустру» как и «120 дней Содома» маркиза де Сада лучше держать подальше от глаз. Два этих романа, да еще, пожалуй, «Улисс» Джойса задали XIX и XX векам такого жару, что и в нынешний XXI этим жаром пышет, как из преисподней.
Этот роман о чем угодно, только не о любви, в т.ч. в христианском ее понимании. Да и сам писатель не раз выказывал свое отвращение к романам с однообразной любовной интригой, отдавая предпочтение другому человеческому чувству — дружбе. Правы те, кто утверждают, что «в текстах Ницше можно вычитать все, что угодно» — как у всякого пророка, того же Нострадамуса.
В 1881—1882 гг. на Ницше, по его собственному признанию, снизошли два «видения»: сначала мысль о «вечном возвращении», а потом и образ самого Заратустры.
Книга, включающая речи Заратустры, притчи, песни, создавалась урывками, но необыкновенно быстро: по десять дней на каждую из первых трех частей, хотя этому «чистому» писанию предшествовали года раздумий, да и вся работа заняла четыре года. К тому же, именно в это время философ тяжело пережил разрыв с дочерью петербургского генерала — Лу фон Саломэ, на которой хотел жениться, и «на вершине отчаяния» создал свое творение, рожденное «из его иллюзий о Лу». Лу, по мнению специалистов, и стала прообразом Заратустры.
Изданы эти части были в 1883—1884 гг. Ницше намеревался написать еще три части, но закончил только одну — четвертую. Она была написана в 1885 г. и вышла в свет в количестве 40 экз. Прочитали ее всего 7 человек — близкие знакомые, которым писатель раздал свое сочинение.
Многие исследователи принимают за авторизованный вариант книги первые три ее части, т.к. четвертая была включена в текст в 1892 г., без ведома Ницше. После смерти Ницше книга была опубликована в одном томе.
Заратустра (Заратуштра, Зороастр, Зардушт) — легендарный основатель персидской религии зороастризма, живший в VII—VI вв. до н.э. Образ пророка, могучего борца «светлых сил» идеально подходил для воплощения ницшеанской идеи «сверхчеловека», хотя Заратустра Ницше не имел к нему никакого отношения.
Перекличка с составителем священной книги зороастризма «Авесты» понадобилась философу, скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть отличие «жизненной мудрости», проповедуемой его героем, от традиционных европейско-христианских норм и ценностей. Вся книга пронизана парафразами из Гомера, Аристотеля, М. Лютера, И.В. Гёте, Р. Вагнера и др., а также пародийными параллелями к Ветхому и Новому Заветам.
Что касается подзаголовка «Книга для всех и ни для кого», — не исключено, что в нем писатель указал на метафоричность произведения, которое не надо понимать буквально. А может, и провидел судьбу книги — ею действительно воспользовались все, кто мыслил себя «сверхчеловеком», но никто не воспринял так, как задумал автор. Впрочем, что он задумал, вряд ли мы уже узнаем. Посему не станем утруждать себя и читателя суесловием.
Роману можно было дать и другой подзаголовок — «Записки сумасшедшего». Во всяком случае, Л.Н. Толстой именно так оценил это сочинение в 1902 г.: «Являются бессвязные, самым пошлым образом бьющие на эффект писания одержимого манией величия, бойкого, но ограниченного и ненормального немца… Все так называемое образованное человечество восхищается бредом г-на Ничше, оспаривает и разъясняет его, и сочинения его печатаются на всех языках в бесчисленном количестве экземпляров».
Заслуживает внимание тот факт, что два года спустя после кончины философа его «бред» стал достоянием всего человечества. При этом настоящее сумасшествие автора придало его роману немалый, хотя и трагический вес.
Итак, фабула. В 30 лет Заратустра ушел в горы, где 10 лет провел в отшельничестве. Затем спустился в долину и, встретив святого старца, поразился что тот «в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв».
Придя в город, Заратустра стал учить народ о сверхчеловеке. Однако народ больше привлекало зрелище плясуна на канате, который упал с него и разбился. «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной», — изрек Заратустра и понес труп плясуна с собой, но потом решил, что мертвого лучше оставить в дупле.
Это внешняя канва начальных событий, насыщенных самыми разными мыслями и речами героя — «О трех превращениях», «О кафедрах добродетели», «О потусторонниках» и т.д. — всего 22 главки, заканчивающихся словами «Так говорил Заратустра» — рефрен, напоминающий турецкий барабан. В конце первой части герой произнес: «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек». В целом, первая часть солнечная и даже радостная.
Во второй части Заратустра вернулся в горы, провел там много лет, вновь спустился в мир, ходил среди людей и изрекал свои чаще всего желчные речи: «Ребенок и зеркало», «На блаженных островах» и т.д. — еще 21 главка, заканчивающиеся не только словом «говорил», но еще и «пел».
В третьей части — 14 речей, разбитых на подглавки. В четвертой — 17 речей. Последняя — «Знамение». После того, как поседевшего в странствиях и раздумьях Заратустру приласкали голуби и лев, он, «сияющий и сильный, как утреннее солнце, подымающееся из-за темных гор», воскликнул: «Сострадание! Сострадание к высшему человеку!» — и покинул свою пещеру.
Прямо скажем, ясности и стройности в романе искать не следует. Одно бесспорно — это энциклопедия афоризмов, не всегда равноценных, но зачастую блестящих.
Что касается философского содержания произведения, у специалистов можно найти много интересных соображений, но, думаю, «широкому» читателю они будут крайне неинтересны.
Какие же идеи развил автор? Если вспомнить, что через несколько лет после написания «Заратустры» Ницше вдруг «увидел» самого себя в золотом нимбе, а страдания своей души и плоти стал соотносить со страданиями Спасителя человечества, то вполне вероятно, что находясь еще в здравом уме, философ мыслил себя не иначе как основателем новой веры. Впрочем, это только догадка.
Помимо смерти Бога, центральной идеей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека. С этой мыслью связано учение о «воле к власти». Рассматривая проблему морали господ и морали рабов, Ницше предложил выход из тупика в идее сверхчеловека — представителя творческой интеллигенции, героя, стоящего заведомо выше героев толпы.
Понятно, что интеллигенция, вышедшая из толпы, охотно подхватила и тиражировала эту идею. А под «волей к власти» Ницше понимал не какое-то стремление или желание, а господство, приказание.
Сам Ницше основной концепцией своего произведения считал довольно туманное «Вечное Возвращение того же самого, или всех вещей», запечатленное им в образах спутников Заратустры: орла и змеи.
Высшим прозрением автора стало то, что ужасно, оказывается, не Вечное Возвращение, а абсолютный конец.
Ницше устами Заратустры тщетно предостерег человечество: «Туда, где кончается государство, — туда смотрите, братья мои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку?» Именно это мы и видим сегодня в т.н. цивилизованных странах Запада и в России. На руинах государства шабаш сверхчеловеков заменил созидательный труд простых людей. Но это уже другая песнь.
Ницше не без гордости (и не без оснований) заявлял, что «Заратустрой» он довел немецкий язык до совершенства.
В 1889 г. датский филолог Г. Брандес прочел курс лекций, посвященных учению Ницше, в т.ч. и «Заратустре», после чего и началась окончательная духовная деградация интеллектуальной элиты человечества, напялившей на себя маску сверхчеловека.
На русский язык роман переводили Ю.М. Антоновский, В.В. Рынкевич.
В 1896 г. немецкий композитор Р. Штраус создал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
По роману был снят единственный короткометражный фильм в 2001 г. (режиссер Н. Зедда).