Как говорить с психологом с чего начать
Что сказать психологу на первой консультации?
- Что побудило Вас обратиться к психологу?
Задумайтесь, в какой момент у Вас появилась такая идея. Может быть, произошла какая-то ситуация, которая подтолкнула к принятию решения посетить специалиста. Может быть, ничего особенного не происходило, но присутствует смутное ощущение, как будто что-то идет не так, как надо. А может быть, все идет хорошо, но Вам хочется внутреннего развития, и Вы чувствуете, что дела могут идти еще лучше? Конкретизируйте причину обращения.
Оцените, насколько конкретно Вы описали на предыдущем этапе причину обращения к психологу. Будет отлично, если Вы найдете несколько конкретных примеров, иллюстрирующих причину обращения.
Например, причиной, побуждающей обратиться к психологу, может стать неуверенность в себе. Неуверенность в себе – понятие очень расплывчатое. Она может проявляться совершенно по-разному, и, соответственно, психологическая работа может строиться по-разному, в зависимости от конкретики. Например, может быть неуверенность на работе, может быть неуверенность в отстаивании своего мнения перед близким человеком, в принятии решений или в привлекательности для противоположного пола. Все это разные виды неуверенности. Поэтому, для того, чтобы максимально точно определить, в чем же именно заключается неуверенность, лучше всего отталкиваться от конкретных жизненных ситуаций. Где, в какие моменты чувствуется неуверенность? Как это влияет на всю ситуацию в целом? Почему неуверенность является проблемой?
Другой пример. За жалобами женщины на напряженные отношения с мужем могут скрываться совершенно разные причины. Для того чтобы в них разобраться, стоит привести в пример какое-то количество ситуаций, в которых эта напряженность проявляется.
Четкое понимание того, как и при каких обстоятельствах проявляется то, что Вы хотели бы изменить, необходимо не только для того, чтобы быстро ввести психолога в курс дела. Впоследствии Вы сможете оценивать свои изменения, произошедшие в результате работы с психологом, и названные Вами ситуации станут для Вас индикатором перемен. Ведь если не «приземлить» существующую проблему на жизненную конкретику, потом будет сложно понять, что же изменилось. Сформулируйте, чего Вы хотите.
Если до этого Вы описывали, что Вас не устраивает, теперь пришло время подумать, куда Вы хотите двигаться. Это тоже стоит сделать максимально конкретно. Что поменяется в Вашей жизни? Как будут выглядеть те жизненные ситуации, которые в данный момент Вас не устраивают? Описание желаемых результатов важно делать не через отрицание существующего положения вещей. К примеру, если молодой человек нервничает при общении с девушками, то ему не стоит описывать желаемую ситуацию так: «При общении с девушками у меня нет нервозности». Ему стоит сосредоточиться на том, что должно появиться, когда уйдет нервозность. Возможно, появится легкость в общении, уверенность, способность шутить и т.д. Как Вам кажется, что необходимо поменять в себе для того, чтобы изменить существующее положение вещей?
Результатом работы с психологом всегда являются внутренние трансформации. Меняя себя, человек меняет и свою жизненную ситуацию. Есть ли у Вас предположения, какие внутренние перемены помогут Вам поменять ситуацию? Может быть, необходимо научиться управлять своими эмоциями, или повысить самооценку, или развить умение договариваться с другими людьми, или научиться лучше понимать себя. Связываете ли Вы проблемные ситуации сейчас с опытом из прошлого?
Часто проблемные ситуации сейчас имеют свои корни в прошлом. Например, неуверенность в себе может сопровождать человека всю жизнь и быть связана с отсутствием поддержки со стороны родителей. Страхи и недоверие в отношениях с любимым человеком могут быть связаны с болезненным опытом предыдущих отношений.
Отвечая на вопросы, Вы готовитесь к предстоящей работе: Вы заглядываете внутрь себя, прислушиваетесь к себе, учитесь лучше себя понимать. Это, в конечном итоге, экономит время на консультации и ускоряет Вашу работу с психологом.
Стоит сказать, что на все пять вопросов ответить неподготовленному человеку может быть очень непросто. Даже самый первый вопрос о том, что Вас побудило обратиться к психологу, может оказаться сложным: человек может только смутно чувствовать, что нужно что-то изменить, и помощь психолога будет полезной, но ничего более конкретного сказать не может.
Если у Вас есть желание обратиться к психологу, и при этом Вы не смогли ответить на вопросы в статье, это может стать первой целью работы с психологом. Тогда запрос к психологу может, например, выглядеть так:
Чувствую, что в моей жизни что-то идет не так. Хочу разобраться, куда двинуться дальше.
У меня вроде бы все хорошо, но почему-то присутствует чувство недовольства происходящим. Хочу лучше понять себя, понять, что же меня не устраивает.
Меня не устраивает сложившееся положение вещей, но я не знаю, в каком направлении мне стоит двигаться, и что стоит изменить.
Даже если Вы совсем не знаете, что сказать психологу, не переживайте: тогда специалист Вам поможет сформулировать Ваш запрос, поставить цели психологической работы, сориентирует, чем Вам может быть полезна работа с психологом.
Встреча с психологом. Как правильно к ней подготовиться
Дорога к психологу только на первый взгляд недолга. На практике этот путь витиеват и усеян множеством препятствий. Столкнувшись с ними, одни считают, что легче и не начинать вовсе. Другие, все же начав, сворачивают на половине пути. И лишь единицы доходят до победного конца. Из каких шагов состоит этот путь, и что за препятствия мешают достичь цели? Об этом пойдет речь.
Препятствий здесь предостаточно. Само по себе наличие проблемы, не означает, что человек собирается что-то менять. Можно годами страдать от бессонницы, жить с нелюбимым человеком и задыхаться от раздражения, бояться общения, испытывать чувство вины, да мало ли чего еще. Человек может привыкнуть к боли и перестать ее чувствовать, убедить себя, что боли нет, или считать, что в ней повинны другие. Способов уйти от решения проблемы много. И все же, если вы достаточно созрели для первого шага, то вы (1) испытываете достаточно высокий уровень дискомфорта от проблемы, (2) допускаете себя причиной хотя бы ее части и (3) хотите с этим что-то делать. Психологи называют это мотивацией клиента. Если таковая у вас есть, вы начинаете искать помощи.
Шаг второй. Как это ни странно, идея искать профессиональной помощи у психолога приходит не сразу, и даже едва ли не в последнюю очередь.
Информация для справок: обычно продолжительность индивидуального приема составляет 60 минут. Иногда первая встреча с клиентом длится дольше и доходит до полутора часов. Практика показывает, что превышение этого времени излишне и снижает эффективность работы за счет утомления.
В любой момент вы вольны прекратить общение, если какое-то из условий вас не устроит или что-то не понравится в разговоре. Если же вы находите, что все вас устраивает, вы записываетесь на прием.
Шаг четвертый. Итак, вы договариваетесь с психологом о подходящем времени и дате предстоящей встрече. Неужели и здесь могут быть трудности? Да, могут, например, ожидания, что психолог должен принять вас немедленно и разочарование, из-за отказа. Придется принять в расчет, что у психолога есть другие клиенты и сформировано » расписание, поэтому будьте готовы, к тому, что встреча состоится не сразу. Другая крайность, когда сам клиент затрудняется найти в собственном расписании свободное время. Чтобы избежать подобного замешательства определите для себя время, которое вы можете выделить для встречи.
Ну вот, договоренность произошла и вам предстоит сделать пятый шаг, то есть прийти на встречу.
Вы знакомы со следующим эффектом: зубная боль внезапно проходит в ожидании перед кабинетом стоматолога. Такое бывает нередко и с клиентами психологов. Внезапно, на кануне встречи клиент чувствует облегчение или решает, что у него нет причин для визита к психологу. Чудеса? Вовсе нет, все куда прозаичнее. Дело в страхе, еще большем, чем перед звонком. Что там будет происходить? Что я должен (должна) буду говорить? А что если я не понравлюсь психологу? Тревога разрастается до такой степени, что хочется всего этого избежать. Вот и получается, внезапно проходят все проблемы, или вдруг наваливается куча неотложных дел. Другой вариант, еще более забавный, клиент вовсе забывает о встрече, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Или приходят совершенно не то время, и не в тот день.
Более сознательные клиенты все же предпринимают попытку добраться до психолога в назначенный срок, но на пути встречают непреодолимые препятствия с транспортом, или приходят, но не на тот адрес. И в конечном итоге тоже не добираются до цели.
Если все же ваше намерение довести дело до конца серьезно, то для этого нужно: запомнить и записать время и место предстоящей встречи, выяснить маршрут и запастись достаточным количеством времени на дорогу, и иметь при себе номер телефона психолога, на случай если все же на вашем пути возникнут препятствия.
Что я должен буду делать? Очень распространенный вопрос. Начнем с того, что Вы ничего не должны. У психолога вы говорите и делаете то, что считаете важным для себя, то, что вы хотите сказать или сделать. Это может быть все что угодно, например, вы молчите, если вам не хочется говорить. Ведь вы пришли туда, где приветствуется быть самим собой.
Естественно, первая встреча имеет свою структуру. Скорее всего, после знакомства, психолог попросит вас рассказать о том, что привело вас к нему. Слушая вас, психолог будет уточнять свое понимание. К концу беседы вам обоим станет ясно, что именно вы хотите от психолога, и чем он в действительности может вам помочь. Возможно, уже в результате первой беседы вы сможете иначе взглянуть на проблему, переосмыслить ее причины и по-новому сформулировать цель предстоящей работы. Другими словами, во время первой встречи происходит прояснение ожиданий и запроса клиента. Если психологу и клиенту удается совместно сформулировать цель, заключается договоренность о предстоящей работе, о необходимом количестве встреч.
В принципе, с этого момента можно говорить о начале нового, вашего личного пути к самому себе. Об этом еще никто ничего не знает, еще ничего не сказано и не написано. Этот путь предстоит впервые открыть вам. И как окажется, все предыдущие шаги и преодоленные препятствия были лишь подготовкой к этому большому путешествию, с той разницей, что в него вы отправитесь в сопровождении спутника, которым станет для вас психолог.
Автор: Андрей Коновалов. Опубликовано на личном сайте.
Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
Статья создана при участии эксперта
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Читайте в статье:
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Мы подготовили простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Начало консультации
Очевидное, но важное напоминание — не опаздывайте. Занесите встречу в ежедневник, поставьте уведомление в телефоне, оставьте немного времени на форс-мажоры.
Знакомство
Итак, вы на месте, клиент заходит в кабинет или выходит на связь, если это онлайн-консультация. Первое, что вам нужно сделать — представиться и познакомиться. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?». В будущем используйте именно ту форму, которую он назовет.
Затем скажите, сколько продлиться сессия, и предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Можно спросить об ожиданиях клиента, например:
«Может быть, вас интересует что-то касаемо самой консультации?»
Возможно, клиент захочет уточнить структуру встречи. Тогда вы можете ответить так:
«Сначала мы с вами познакомимся, определимся с запросами и главной темой на сегодня. Потом вы расскажите о том, что беспокоит. Я буду внимательно слушать вас, поддерживать, комментировать, задавать вопросы. В конце консультации мы подведем итоги, определимся с планом работы на будущее. Вас это устраивает? Может быть, хотите еще что-то узнать?»
Выяснение запроса
Затем можно переходить к разбору темы консультации. Выслушайте, с чем пришел клиент. Узнайте его видение ситуации и позицию по этому вопросу. Когда он акончит рассказывать, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Выслушивая клиента, разрабатывайте стратегию консультации. Определите степень контроля — если клиент отвлекается от темы, то мягко возвращайте его к главному:
«Позвольте уточнить. Вы сказали … (повторяем что-то важное из слов клиента, а потом задаем вопрос по теме)»
Если он последовательно и уверенно излагает свои мысли, то на первых минутах консультации вы можете занять пассивную позицию. Если клиенту сложно раскрыться, вам нужно быть чуть активнее.
Отмечайте в блокноте все жалобы клиента. Перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что-то еще?» помогут вам собрать полную картину.
Завершающий шаг в диагностике — повтор всех жалоб, связанных с ними чувств и мыслей. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Середина консультации
Трансформируйте жалобы и связанные с ними эмоции и чувства в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Проговорите их, получите обратную связь: согласен он с этим или нет.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Попросите клиента назвать самое важное для него направление — то, с которого начнете работу. Сконцентрируйтесь на этом. Предложите клиенту рассказать, почему он выбрал именно эту тему, почему она так важна для него.
И еще раз проясняем, что клиент хотел бы получить в конце работы. Зачастую видение конечного результата трансформируется. Особенно по мере проговаривания и осознания клиентом ситуации.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Перефразируйте слова клиента, чтобы вернуться к сути разговора. Если вам кажется, что вы теряете контроль над ситуацией, то подытожьте все сказанное и продолжите обсуждение.
Получите алгоритм первой сессии на электронную почту
Чтобы был под рукой в нужный момент
Правила общения с клиентом
О чем нужно помнить в процессе общения:
Отслеживайте время консультации, чтобы его было достаточно для ее полноценного завершения. Главное — следить за временем так, чтобы со стороны это не выглядело как желание поскорее «разделаться с этим».
Преподаватель-эксперт Шахбази Татьяна Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог, специалист в области судебной психиатрии, стаж работы 14 лет. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Важный момент — следить за временем и уметь разделить его так, чтобы полноценно начать, углубиться в проблему и погрузить в нее клиента, а затем иметь достаточно времени для выхода из работы и оценки сессии.
Тайминг консультации определяется индивидуально в каждом случае — универсальной формулы здесь нет. Распределение времени зависит от двух факторов.
Первый, это личность клиента — открыт он или скрытен. Более застенчивому, недоверчивому клиенту иногда нужно больше времени на адаптацию к личности психолога, к ситуации консультирования.
Второй — характер проблемы. Например, жертвам физического или длительного психологического насилия требуется больше времени, чтобы просто проговорить проблему и, конечно, много времени, чтобы погрузиться в эти тяжелые воспоминания и подавленные чувства, а затем выйти из них.
Завершение консультации
До конца сессии осталось 10-15 минут, самое время подвести итоги:
«Итак, мы выяснили. », «Подытожим все сказанное»
«Не упустили ли мы чего-нибудь важного, есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию. Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Вам важно получить и дать обратную связь:
Преподаватель-эксперт Творогова Татьяна Сергеевна
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Избегайте фраз типа «Сегодня вы отлично поработали. Думаю, мы успешно решим вашу проблему». Это оценочное суждение и необоснованное обнадеживание. В конце консультации просто поблагодарите клиента.
Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты из истории клиента, имена, даты. Это нужно, чтобы не забыть ничего важного.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал встречи способен испортить даже самую лучшую сессию. Уделите достаточно времени завершающей части.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Можете похвалить себя и отдохнуть. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Статья создана при участии эксперта
Твороговой Татьяны Сергеевны
Практикующий психолог, судебный эксперт-психолог. Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении. Преподаватель психологии.
Как проходит первичный прием у психотерапевта: что нужно знать, как себя вести
Как проходит прием у психолога? Этим вопросом задается практически каждый человек, который решил обратиться за профессиональной помощью и делает это впервые. Дело в том, что вокруг услуг психологов и психотерапевтов витает множество слухов и домыслов, большинство из которых очень далеки от правды.
На сегодняшний день помощь психолога требуется множеству людей, но далеко не каждый решается на столь ответственный шаг. На самом деле ничего страшного в этом нет, а польза от психотерапии может быть колоссальной.
Первое и важнейшее, что необходимо знать, современные психологи руководствуются 2 основными правилами: безопасность клиента и полная конфиденциальность. Учитывая эти факты, бояться вам нечего, нужно настроиться, быть честными с собой и специалистом, а также отринуть все домыслы и страхи.
Как проходит первичный прием у психотерапевта: что нужно знать, как себя вести
На сегодняшний день помощь психолога требуется множеству людей, но далеко не каждый решается на столь ответственный шаг. На самом деле ничего страшного в этом нет, а польза от психотерапии может быть колоссальной.
Первое и важнейшее, что необходимо знать, современные психологи руководствуются 2 основными правилами: безопасность клиента и полная конфиденциальность. Учитывая эти факты, бояться вам нечего, нужно настроиться, быть честными с собой и специалистом, а также отринуть все домыслы и страхи.
9 правил хорошего психолога
Вы пришли на первый сеанс к психологу. О чем он должен вас предупредить на старте и на какие «сигналы» клиенту нужно обратить внимание при знакомстве? Чего можно ждать от профессионального консультанта, а на что рассчитывать не стоит?
Прежде чем включаться в короткую и тем более — в длительную психотерапию, клиенту стоит позаботиться о собственной безопасности. Она состоит из нескольких параметров. О чем обеим сторонам стоит договариваться «на берегу»?
Психолог-консультант Ирина Богораз считает, что при работе с клиентом важнее всего вопросы психологической этики. Увы, в России работа психологов не регламентируется законодательно, и уже несколько лет ведутся дискуссии о том, что необходимо принять закон о психологических услугах населению.
Пока такой документ не принят на государственном уровне, каждое направление психологии создает свои этические кодексы. В чем-то они отличаются, в чем-то похожи.
1. Зачем нужен контракт
С чего начинается психотерапия? Даже для тех, кто уже бывал в кабинете психолога, иногда становится откровением тот факт, что между участниками процесса заключается контракт.
«Это не всегда должен быть письменный договор, можно договориться устно, — говорит Ирина Богораз. — Но по моему опыту — а я практикую 9 лет — на первой встрече клиент, как правило, волнуется и может забыть, о чем они договорились со специалистом. Поэтому я предпочитаю контракт на бумаге.
Это не юридический документ, это просто визуализация договоренностей, шпаргалка на будущее. Ее даже не обязательно подписывать — можно отправить на почту».
Сначала психолог выясняет запрос и подтверждает, что может взять себе этого клиента — бывают и «противопоказания»
Затем в заранее подготовленный текст вписываются конкретные параметры, устраивающие обоих. Сколько стоит одна сессия, за сколько времени психотерапевт должен уведомить клиента об изменении цены, как часто проходят встречи, какие последствия будут у опозданий и пропусков встречи — как со стороны клиента, так и со стороны терапевта.
«Это зависит от конкретного психолога: есть среди моих коллег те, кто требует полностью оплатить пропущенную сессию, если клиент не отменил ее за сутки или за несколько часов», — поясняет Ирина. Часто это вынужденная мера — ведь не у каждого психолога есть свой кабинет и он оплачивает аренду, независимо от обстоятельств клиента.
«Об этом пункте и финансовых нюансах очень важно предупредить заранее. Меня удивляют коллеги, которые говорят: «Ну, вы приходите, а там договоримся». О цене первой сессии и о стоимости последующих встреч необходимо заявлять до того, как клиент потратил свое время и приехал. Терапевт обязан создать безопасные условия для клиента, и контракт — устный или письменный — их основа». Там же прописывается, можно ли психологу вести записи.