Как и чем обработать лосиные рога

Череп лося: обработка рогов и отбеливание кости, рекомендации

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Любой охотник, подстрелив лося с красивыми, полными рогами, задумается, прежде чем выкидывать его череп. Нередко приходится встречать роскошно выглядящие трофеи, которые грамотно оформили. И тогда возникает подобный вопрос: «Как обработать рога лося в домашних условиях?» В принципе, это возможно, но нужно придерживаться определенной последовательности действий и условий работы. Каждый мастер обязан помнить о технике безопасности: при работе с препаратами следует надевать перчатки, маску или респиратор, защитную одежду (фартук). Какие рога подходят?

Выбор материала под трофей

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Существует несколько разных видов копытных: полорогие, у которых рога не ветвятся, а растут всю жизнь, и полнорогие, меняющие их время от времени. У самок лосей, как у представительниц полнорогих, рогов нет, но у полорогих они могут наблюдаться (коровы, козы). Ранее такие трофеи Международный совет охотников просто не знал, как оценивать, а потому на различные выставки подобные черепа просто не допускались. Однако в 1975 году была разработана специальная форма их оценки, и трофеи начали участвовать в конкурсах и выставках.

Не каждый череп подойдет

Допустим, охотник нашел в лесу рога, которые неизвестно сколько времени лежали в земле, омывались дождями и поедались червяками, грызунами. Подходит ли такой материал на трофей? Логично, что нет. Не подойдут даже такие рога и черепа лося:

Кроме того, из-за прекратившейся подпитки костей от живого зверя, нужно следить, чтобы воздействие воды не сделало рога домом для плесени и не повредило их структуру.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Подготовительные работы

С рогов нужно очистить грязь, но сделать это без воды. Лучше всего будет их подсушивание и удаление пыли мягкой щеткой. Далее их можно отполировать воском. Работа производится материей из байки или любого натурального материала. К рогам положены деревянные подставки, выполненные под их размер и структуру, но об этом позднее.

Как выварить череп лося

Прежде всего, нужно помнить о том, что рога мочить нежелательно, но череп нужно выварить, а потому стоит позаботиться о необходимой посудине, где полностью поместится череп, но рога не будут погружаться в жидкость. Часто для этого их снизу дополнительно крепят к деревянным доскам, работающим как плот. Нижнюю часть будет неплохо обмотать сухой тряпкой. Сам череп заливают холодной водой, а потом доводят ее до кипения.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Вода нужна без хлора, чтобы испарения не повлияли на кость (поверхность не потемнела и не появились трещины), а значит, водопроводная не подойдет. Для этих целей набирается вода из ручья, колодца, сгодится дождевая, талая или родниковая – любая, где будет поменьше примесей. Сколько нужно варить череп лося? Несколько часов, а за это время нужно пополнять вывариваемую воду до первоначального уровня. Дальше будущий трофей оставляют на 8 часов в воде температурой около 10-20 градусов на 8 часов, чтобы он остыл.

Правильная опиловка

После этого черепу дают высохнуть в тени, но так, чтобы на протяжении дня на него не попадали солнечные лучи. Потом можно приступать к опиловке черепа лося. Это важный процесс, так как от него зависит аккуратность будущей работы, а испортить все почти в самом конце было бы обидно. В отличие от черепов баранов, оленей, козлов, лосиный подвергается опиловке, чтобы он не забирал на себя внимание, предназначенное рогам. Что касается вышеперечисленных животных, то при обработке этих трофеев нижняя часть черепа оставляется – нижняя челюсть содержит зубы, по которым определяется возраст животного.

Но вернемся к основной теме нашей статьи. Оставить нужно глазницы, межчелюстные и носовые кости. Вся нижняя часть, обе челюсти, основание черепа полностью удаляются. Для этого его погружают в воду до того участка, где нужно делать отпил, наводят границу сухой и мокрой кости карандашом. Отпил производится хирургической или столярной пилой, где зубья наиболее мелкие. Мочат кость для того, чтобы она не крошилась и не трескалась, ведь тогда целостность будет нарушена. Загрязнившийся или жирный череп промывают в поваренной соли или соде.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как отбелить череп лося

Есть несколько способов отбеливания, но не каждый можно воспроизвести без заготовленных заранее препаратов. Самый распространенный – это приготовление раствора аммиака (25%) и перекиси водорода (15%) в пропорции 5:1. Сам череп лося обматывают ватой или тканью, привязывая ее шнуром. Рога оставляют на открытом воздухе, так как их отбеливать не нужно. Приготовленный раствор заливают в посудину и туда опускают череп. Уровень жидкости будет идеальным, если череп окажется ниже его на 2 см. Дальше идут рога, поэтому доливать раствор не нужно. Держать 20 часов.

Другой вариант этого же способа – это такое же обертывание ватой, но приготовление немного другого раствора. Вату пропитывать нужно водой, где содержится 7-10% перекиси водорода и 5 мл 25% аммиака. Оставить посудину нужно на 4 или 5 часов в помещении, где темно и нет прямых солнечных лучей. Есть более быстрый способ: замачивают череп в 30% перекиси водорода на 15 минут. После этого его промывают водой, при этом следя, чтобы ни вода, ни раствор не попали на рога.

Другие способы отбеливания

На фото череп лося с рогами, отбеленный тем или другим способом, выглядит презентабельно, если работа выполнена аккуратно. Следующий способ требует от мастера именно этого. Перед отбеливанием трофей замачивают в воде на 1-2 часа и кипятят несколько минут. После этого кость подсушивают и наносят на нее заранее приготовленный раствор. В него входит 33% перекись, мел и магний в одинаковых пропорциях (столько, чтобы получилась сметанообразная густота). Оставляют на 10-20 часов во влажном месте, а после очищают щеткой. Неосторожное движение приведет к попаданию раствора на рога, на которых могут остаться выцветшие капли.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Также можно прокипятить череп в 25% растворе нашатыря (250 см 3 на 1 литр воды). Потом наносят кисточкой 33% перекись водорода, а после этого высушивают. Каждый метод имеет право на существование, и каждый мастер волен выбирать любой из них с учетом собственных предпочтений.

Важность обезжиривания

Для выведения жира из костной ткани на сутки опускают кость в бензин. После этого кладут череп в воду и доводят ее до кипения. Рога натирают щеткой, смоченной в слабом растворе стирального порошка. Этот способ вызывает вопросы у многих, так как рога следовало до этого беречь от жидкости. Что ж, охотник может выбрать, какого придерживаться мнения: согласиться на риск появления плесени, но убрать возможные темные пятна жира, которые появятся со временем, или не рисковать.

Завершающий этап: полировка

Для полировки черепа лося с рогами нужен свой рецепт. Здесь тоже есть несколько способов: взять мел и денатурированный спирт в соотношении 1:2, нанести на материю и обтереть ею все участки, выемки и сгибы. Второй рецепт заключается в использовании венской извести и порошкового мела в соотношении 2:1. Смесь таким же образом наносят на материю и ею вытирают поверхность черепа. Нельзя пытаться втереть всю смесь в кость – легких движений будет достаточно.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

На этой же стадии можно придать блеск или матовый оттенок. Для этого растирают по поверхности кости парафин тонким слоем. Разрешается подкрашивать рога лося, однако делать это нужно, будучи уверенным, что цвет получится натуральным. Неестественно светлые рога создадут иллюзию подделки, а неумело покрашенные – и вовсе испортят ощущения от трофея. Запрещается покрывать украшение лаком. Если трофей должен отправиться на выставку, нужно учитывать правила оформления и обратить внимание на вопрос о том, какие красители категорически запрещено использовать.

Крепления в трофее

Существует способ изготовления трофеев сразу из нескольких животных: рога лося крепят к черепу животного, сбросившего рога или вообще не имеющего их. Тогда череп обрабатывается отдельно, а значит, сам процесс не настолько утомителен. Для отбеливания его натирают 15% перекисью водорода. Можно сделать иначе: обернуть марлей в несколько слоев и нагреть до 70-80 градусов в духовке. Дать остыть и смочить несколько раз в денатурированном спирте, просушить и зажать тисами. Проделать отверстия диаметром 5-6 мм, в которые вставляются пеньки – полые трубки 3-4 см. В них потом вставляются рога.

Дальше череп лося обрабатывают ацетоном, снаружи обрабатывают пеньки глиной, а изнутри – эпоксидной смолой. Цвет рогов и лба из-за чужеродности может сильно контрастировать, и чтобы сгладить впечатление, нужно смазать лоб смесью глины, клея, мела и нитролака. Рога крепятся винтами, которые потом заливаются клеем, а отверстия вокруг креплений обрабатываются ацетоном. К подставке трофей крепится не винтами, а проволокой.

Правильная подставка

Как выглядит череп лося с неправильной подставкой? Как минимум нелепо. Следует обратить внимание, что для трофеев, предназначенных для настенного украшения, делается подставка определенной формы и стиля. Прежде всего учтите, что медальон должен выдержать тяжелый вес рогов лося. С этой задачей справятся деревянные доски, толщина которых будет около 4 см. К стене конструкция крепится двумя скобами. В медальоне выделяются две части. Первая – декоративная, она идет вокруг черепа и может быть оформлена в виде узоров, листьев, коры дерева и других деталей. Ее может и не быть, если подставка должна быть простая, выполненная строго.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Вторая часть представляет собой место, где крепится череп. Оно не имеет узоров и очерчено строго по форме черепа. Кость крепится проволокой, но есть и другой способ. Массивные рога лося требуют прочного крепления, и проволоки может оказаться недостаточно. Для этого череп крепят саморезами к подставке.

Рекомендации напоследок

Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут справиться с неожиданными трудностями. Чтобы на фото череп лося выглядел презентабельно, нужно знать такие хитрости:

Таким образом, каждый охотник может собрать свою коллекцию трофеев, созданных своими руками. Особо качественные работы могут участвовать в выставках и конкурсах, но для этого нужно изучить правила подобного мероприятия. Чтобы не забыть дату и место триумфа, можно выгравировать на подставке название животного, возраст и место охоты.

Источник

Как обработать рога. Поделки из рогов.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как обработать рога?

Окостенелые рога парнокопытных, например оленя, лося или косули это уникальные и ценные охотничьи трофеи, которые могут украсить любой уголок интерьера. Для обработки рогов, рога прежде всего должны быть целыми и сухими, без особых дефектов, трещин, сколов и т.д.

Чтобы охотничий трофей из рогов сохранился его необходимо правильно обработать. Эта статья посвящена рассказу, как обработать рога в домашних условиях подручными средствами.

Материалы для обработки рогов:

Первым делом трофейные рога, должны быть отделены от черепа если он имеется. Во избежание повреждения рогов отделять нужно максимально аккуратно.

Далее нужно произвести чистку рогов от мягких тканей и ненужных фрагментов. Также следует устранить поврежденные участки, сохраняя пропорциональность рогов. Далее вторым делом нужно отмочить трофейные рога в соляном растворе.

Этот процесс должен быть обязательным так, как рога должны подвергнуться про дезинфицированию. После про дезинфицирования рога нужно поместить в насыщенный раствор из соли не менее 2 суток. При помещении рогов в раствор его температура должна составлять 50-70 градусов.

Далее следует вытащить трофейные рога из соляного раствора, промыть его для удаления различных фрагментов и высушить их например с помощью камеры для сушки. Если у вас нету сушильной камеры, то рога можно просушить в любом закрытом помещении при постоянной температуре не менее 27 градусов. Высушенные оленьи рога до обработки должны пролежать в сухом прохладном месте не менее 10 суток.

Третьим делом трофейные рога должны подвергнуться шлифовке чтоб придать им сувенирный вид. Зерно для шлифовки на наждачной шкурке следует подобрать максимально мелкое. Затем после грубого зашкуривания рога и устранения всех изъянов, нужно отполировать рога. Материалом для полировки рогов служит бархаток и войлок.

Четвертым делом обработанные рога нужно пропитать морилкой желательно спиртовой. Для приобретения естественного блеска, лучше не лакировать рога. Но если у вас сильно поврежденные или старые рога можно подвергнуть лакированию.

Интерьер

Рога животных можно укрепить на различных поверхностях, например на стене, на различных медальонах или подставках.

Подставки для закрепления рогов могут быть изготовлены разного типа и формы. Материал для подставок может быть изготовлен из березы или березового капа. При поделке следует учесть размеры подставки пропорционально к трофейным рогам. Материалом для подставки служит сухая древесина без повреждений и нетронутой птицами и насекомыми.

Готовые подставки можно обработать лакокрасочными средствами в темно-коричневый или светлый свет периодически шлифуя поверхность до появления матовости.

Что говоря про медальоны то они в основном используются под крупные рога например большого лося, оленя или дикого барана. Основой для медальона применяют более прочные материалы — бук, береза, дуб. Также следует учесть форму медальона они должны соответствовать размерам трофейных рогов и гармонировать с окружающим интерьером.

Следуя по выше описанной схеме, рога могут сохранить свой естественный вид, и красиво гармонировать с интерьером дома или хижины охотника!

Источник

Как обработать рога?

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как обработать рога?

При ответе на вопрос «как обработать рога?» сперва необходимо сказать о том, что рога разделяют на трофейные и сброшенные. Сброшенные рога употребляют как материал для изготовления предметов прикладного искусства. Их качество зависит от твердости и толщины роговой эмали, от рисунка жемчужин и бороздок. О хорошем качестве рогов свидетельствуют толщина желобков между жемчужинами, симметричность и размыкание стволов. Самые красивые и правильные розетки у сброшенных рогов крупных особей. Толщина эмали качественных рогов составляет примерно 2/5 диаметра ствола, а сердцевина 3/5. При обработке надглазничных отростков эмаль качественного рога гладкая и блестит, как слоновая кость. Это касается и верхушек отростков. Указанные признаки свидетельствуют также о хорошем состоянии здоровья зверей. Встречаются рога с дефектами: их жемчужины небольшие, мелкие и редкие, эмаль тонкая, а сердцевина большая, часто выходящая на поверхность на верхушках короны. Роговина таких оленьих рогов содержит мало извести, особенно у слабых или молодых особей.

Следующим источником роговины для изготовления предметов прикладного искусства являются сброшенные рога, найденные через 2—3 года. Обычно они к этому времени теряют свой естественный цвет (посерели), иногда их повреждают грызуны. Такую роговину сначала очищают, моют в щелочном растворе и лишь потом при помощи морилки придают ей любой оттенок. Чтобы верхушки приобрели белый цвет, их шлифуют мягкой наждачной бумагой, затем роговину покрывают двумя слоями матового нитролака, разведенного ацетоном. Роговину можно обрабатывать обычными инструментами. Рога разрезают столярной пилой с небольшими зубьями, лепестковой пилкой или ленточной пилой. Роговину обтачивают мелкими напильниками, наждачной бумагой или точильным камнем в форме диска. Для сверления употребляют слесарные сверла (в крайнем случае можно воспользоваться и сверлом для дерева). Чтобы белый цвет рогов около разреза не пачкался от прикосновения, их натирают матовым лаком. Для этого можно использовать окислин, разбавленный ацетоном. Роговину прикрепляют к дереву винтом с гайкой, в этом случае исключается какое-либо ее повреждение, а роговину с роговиной скрепляют двойным винтом: сваривают головки двух винтов и, ввертывая их в обе роговины, получают невидимое соединение. Работать с рогами надо очень осторожно, чтобы винтами не повредить жемчужины и верхушки.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как обработать рога?

Особую ценность представляет правильно развитая и с неповрежденным венцом розетка, из которой изготовляют украшения и значки на шляпы. Такие предметы могут быть пластичными, рельефными или оконтуренными лобзиком, причем сам мотив остается плоским. Для выпиливания плоского или пластичного мотива розетку подготовляют следующим образом. Если расчлененность жемчужин венца позволяет, ровным гладким разрезом пилки отрезают выпуклость розетки, которой рог нормально прирос к основанию. Затем ровным разрезом розетку отделяют от остальной части сброшенных рогов. Если жемчужины мешают, то выпуклость удаляют наждачной бумагой, точильным диском или фрезой, но при этом жемчужины должны остаться неповрежденными. На белой отшлифованной плоской середине твердым карандашом рисуют изображение. Еще до начала выпиливания необходимо решить, в каких местах изображение будет связано с краем венца.

Для получения плоского изображения небольшим долотом делают контуры основного рисунка. В них при помощи авторучки наливают коричневую тушь или краску, затем всю поверхность розетки полируют раствором бесцветного окислина, разбавленного ацетоном. Готовую розетку наклеивают на зеленое полотно. Для этого используют клей L 33 или CHS 1200; и тот и другой склеивает любые обезжиренные материалы. Перед нанесением клея поверхность очищают ацетоном, а после склеивания зажимают в тисках или в зажимном винте на все время сушки.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

При обработке пластичного рельефа требуется набор сверл. Чтобы не повредить розетку, ее предварительно прибивают маленькими гвоздиками к дощечке размером 10×15 см. Такой вид обработки требует определенных навыков в резьбе. Для изготовления пуговицы брошек роговину разрезают пилой на плоские дощечки. Круглую форму придают на токарном станке. Подобным образом обрабатывают зубы или кости птиц и млекопитающих.

Рога животных в интерьере

Для изготовления охотничьих предметов прикладного искусства употребляют всегда такой природный материал, свойства и форма которого отвечают требованиям определенного предмета. Выбирать материал надо с учетом не только декоративных качеств, но и будущего назначения и применения предмета, который должен к тому же гармонировать с остальным интерьером охотничьего домика или помещения. Например, рамки для картин и подставки для фотографий — это дополняющие предметы, которые не должны отвлекать внимание от самой картины или фотографии, а наоборот, подчеркивать ее; поэтому они должны быть скромными, не привлекающими излишнего внимания, и вместе с тем должны гармонировать с основными, дополняемыми предметами.

Теперь Вы знаете как обработать рога. До новых встреч!

Источник

Обработка охотничьих трофеев: как сделать череп своими руками

Среди охотников можно встретить немалое количество настоящих коллекционеров. В их коллекциях часто можно найти экспонаты копытных животных, в частности их черепа и рога. Такой экспонат – предмет гордости любого охотника и настоящий охотничий трофей. При желании такой трофей можно изготовить своими руками.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Краткая информация о копытных животных

Среди копытных животных охотников в основном интересуют два семейства – полнорогие и полорогие. Рассмотрим их немного подробнее.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как выбирать рога для трофеев

Существует несколько простых правил, согласно которым нужно отбирать рога парнокопытных, из которых будет изготовлен охотничий трофей.

Следуя этим рекомендациям, можно понять как, например, выбрать и обработать рога лося:

Как правильно обрабатывать

В качестве примера мы рассмотрим особенности обработки рогов лося.

Чтобы трофей хорошо выглядел и долго хранился, необходимо правильно его обработать:

После обработки трофеи закрепляются на подставке. Таким образом, можно легко сообразить, как сделать рога оленя своими руками.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Этапы обработки черепа

Когда стоит задача – как сделать череп, то есть несколько этапов, в которые необходимо проводить его обработку.

При обработке нужно соблюдать все этапы:

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Опиловка

Этот процесс очень тонкий и ответственный, так как испортить столько усилий, проделанных ранее, будет очень неприятно.

Есть несколько правил, соблюдая которые, вся проделанная работа не пройдет прахом:

Чтобы череп не крошился, его распиливают только пока он влажный. Если после отваривания, осталась грязь, то его можно прополоскать в воде с добавлением соли или соды. Нашатырным спиртом протереть от жирных пятен.

Как происходит отпиливание черепа:

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Отбеливание черепа

Этот этап подготавливает охотничий трофей к завершению.

Чтобы отбеливание кости было качественным, нужно опять же соблюсти несколько вполне простых правил:

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Полировка

Этот этап является завершающим в изготовлении трофея.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Несколько хитростей таксидермиста

Есть несколько секретов, при использовании которых понять, как слепить череп идеально:

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Обработка черепа без рогов

На выставках можно встретить варианты, когда рога выставлены с черепом совсем от другого животного. У заядлых участников выставок в запасе всегда есть несколько черепов, изготовленных по всем правилам. Как его изготовить?

На самом деле, черепа без рогов отбеливать легче. Для этого, после отваривания, кости обрабатывают 15% перекисью водорода или обернутый череп помещают в духовку, нагревают до 80 градусов в течение пяти минут. Потом, когда марля остывает, ее смачивают по очереди в растворе соды и спирта. Эта процедура проделывается около трех раз. После этих действий череп сушат и только после этого вырезают часть черепной коробки. Там, где на черепе расположены пеньки для рогов, выпиливаются два отверстия. В них и крепятся рога.

После этих действий, череп полностью обрабатывают ацетоном. Основания у отверстий закладывают глиной, а внутри эпоксидной смолой или клеем, который не пропускает воду. Через сутки глину убирают, череп очищают, а стыки замазывают бесцветным клеем. Отверстие для рогов обрабатывают ацетоном и заливают края клеем, а проволокой уже прикрепляют к черепу рога.

Итак, сделать охотничий трофей в виде рогов своими руками не так сложно, но все-таки этот процесс требует выдержки и терпения.

Видео

В нашем видео вы найдете пошаговую инструкцию по обработке черепа на примере косули.

Источник

Как и чем обработать лосиные рога

Текущее время: 15.12.21, 0:41

Работа с рогом и костью

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Работа с рогом и костью

Рог — это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный, так называемый монолитный конец.

Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые условно можно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих местах России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба звонкоголосой жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы народных музыкальных инструментов — волынок. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных сосудов для вина — кубков. Его богато украшали резным серебром или латунью.

Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения, а также резные и точеные фигурки, выполненные из монолитного конца рога. Пластинки коровьего рога хорошо режутся (в распаренном виде ножницами), гнутся, прессуются, полируются и окрашиваются. Рог можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой.

Рисунок рога очень разнообразен, хотя и имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания поверхности пластин — небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для войлочного шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина — 3—4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.

Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск — на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные и узкие углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном кругу. Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет швейная машинка, прошейте их. Отступив от края на 3—4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3—4 см от него. Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.

Подготовив инструменты и приспособления, приступайте к обработке заготовленного сырья. Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами — вымочить-рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте тонкие неровные края.

Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей. Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку.

Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного. Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают это сходство. Редкий мастер удерживается, чтобы не выполнить из такого рода анималистическую скульптуру. Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки и даже обрабатывать скульптурно. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос — и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука. Порой выразительность скульптуры усиливают добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.

Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры — наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.

Прежде всего необходимо научиться распрямлять и гнуть пластинки рога. Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ. Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми. Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать очень медленно. После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.

Есть и другой способ выпрямления рога — его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее. Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите его в прессе между двумя медными плитами. После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.

Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить способом прессования декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры. Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме будущего изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.

Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рашпилями, отшлифуйте и отполируйте. Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом. После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.

При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие — над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку согните под нужным углом и дайте ей остыть в этом положении. Крупные детали гните или скручивайте в рукавицах.

Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия чуть 240 меньше диаметра заготовленной проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, шилом слегка расширьте отверстие и вставьте в него проволоку. Затем проволоку обрежьте кусачками заподлицо. Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте инкрустированную поверхность наждачной бумагой и отполируйте пастой ГОИ.

Крупную деталь или целый рог без инкрустации довольно легко шлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон. Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании с рога снимаются очень тонкие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.

Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой. Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти. Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску. Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога. Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.

Следующий этап отделки рога — полировка. Полируют рог на войлочном круге с пастой ГОИ. Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску — от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжайте полирование на чистом и сухом тряпичном диске — оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.

Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.

Для многих поделок полировка — заключительная стадия работы. Если же изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.

В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке. Места склейки зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянуть струбцинами — все будет зависеть от конфигурации деталей. Окончательно рыбий клей высохнет примерно через 5—6 часов.

Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке. Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора. Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце. Пластинку нужно вынимать из воды, как только она приобретет желаемую окраску. Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.

Подкраску можно применять и в тех случаях, когда необходимо сделать более выразительной гравировку, выполненную на светлом роге. Гравированный рисунок натрите масляной краской более темного тона, чем цвет рога. Затем протрите поверхность чистой сухой тряпкой. Оставшаяся в гравированных линиях краска сделает рисунок более четким и выразительным.

Некоторые мастера предпочитают не полировать, а лакировать рог. Лак защищает рог’ от проникновения в него влаги.

Изделия из рога
Все роговые вещества содержат белок кератина, относящийся к протеиновым телам. Роговое вещество нерастворимо в воде и кислотах, но при нагревании в них набухает и становится мягким; в щелочах растворяется только при кипячении, при сгорании дает запах тлеющего волоса.

Из рогов изготовляют сувениры и художественные изделия, простейшие духовые инструменты, бокалы, мундштуки, пуговицы, гребни, ручки для ножей и вилок.

Для выделки изделий чаще всего используют рога оленей, козуль (у них самые плотные рога), быков и реже коров. От бычьих рогов на роговые изделия используют главным образом концы, а коровьи рога для данной цели вообще считаются малоценным материалом.

Отбеливание. Естественный цвет рога большей частью темно-бурый, неровный, иногда с черными или грязными пятнами. Чтобы изделие из рога сделать белым и пригодным для любой окраски, его обрабатывают одним из следующих способов:

1. Едкое кали (1 масс. ч.) растворяют в воде (20 масс. ч.), добавляют к раствору гашеную известь (6 масс. ч.) и свинцовый сурик (1 масс. ч.). Смесь тщательно перемешивают и погружают в нее изделие на 15—20 мин; затем вынимают, протирают слегка шерстяной тряпкой и опускают в 5%-ный раствор соляной кислоты, в которой оно становится белым. После этого изделие либо сушат, либо переносят в ванну для окрашивания.

2. Изделие обезжиривают в течение 1—2 ч в теплом 5%-ном растворе соды, промывают водой и опускают в 15%-ный раствор азотнокислого свинца на 20—24 ч. Затем промывают водой и погружают на 1 ч в 5%-ный раствор соляной кислоты. Изделие приобретает белый цвет.

Шлифование и полирование. Шлифование поверхности рога в домашних условиях производят порошком пемзы и толченым древесным углем (лучше липовым): сначала смесь порошков насыпают на тампон из шерстяной ткани и трут им по поверхности рога во всех направлениях, затем порошок пемзы и уголь смешивают в равных количествах, увлажняют водой и этой смесью трут по поверхности, но только уже вдоль волокон рога и с сильным нажимом.

Шлифование заканчивают, когда с обрабатываемой поверхности будут удалены все неровности.

Полирование поверхности рога производят только вдоль волокон. Для этого берут тампон из фланели, смачивают его в уксусе, в котором растворено немного поваренной соли (5—6 г соли на 100 г уксуса), и натирают поверхность рога, затем изделие погружают в слабый раствор соды и протирают отмученным мелом или зубным порошком.

Рог можно отполировать также, покрыв его тонким слоем мыла и натирая тонким порошком пемзы или отмученным мелом до тех пор, пока мыло не будет полностью удалено. Но лучший эффект получается при полировании политурой, смешанной с растительным маслом и тонким порошком пемзы или талька; при натирании этой смесью поверхность рога приобретает зеркальный блеск.

Окрашивание. Окрашивают только отбеленные изделия из рога. Отбеленный рог можно окрашивать в различные цвета. Для окрашивания применяют те же составы, что и для окрашивания кости, но есть и специальные составы, пригодные только для окрашивания рога:

— в серый цвет — уксуснокислый свинец растворяют в воде в соотношении 1 : 1,5. Изделие погружают в раствор и выдерживают при кипячении в нем 20—30 мин. Затем промывают водой и опускают на 15—20 мин в водный раствор азотнокислой закиси ртути (1 :4);

— в зеленый цвет — хромовокислый цинк (100 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в него изделие на 1—2 ч;

— в черный цвет — азотнокислую ртуть (250 г) растворяют в воде (1 л) и погружают в раствор изделие на 10—12 ч, изделие при этом становится сначала красным, затем коричневым. Для получения черной окраски коричневое изделие опускают на 1—2 ч в раствор полисульфида натрия (серная печень), затем тщательно промывают водой, подкисленной уксусной кислотой. После высушивания и полировки изделие приобретает красивый черный цвет;

— в серебристо-белый цвет — отбеленное изделие протирают бензином (для обезжиривания) и опускают на 20—24 ч в теплый 12%-ный раствор азотнокислого свинца. Затем изделие переносят в 3—5%-ный раствор соляной кислоты;

— в желто-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлористого цинка и выдерживают в нем до получения нужного цвета;

— в черно-бронзовый цвет — отбеленное, обезжиренное изделие погружают в 2—3%-ный раствор хлорной меди и выдерживают в нем до получения нужного цвета, затем сушат при температуре около 60° С;

— под перламутр — отбеленное изделие погружают на 1—2 ч в горячий 10%-ный экстракт крушины, затем переносят в горячий 5%-ный раствор уксуснокислого свинца, в котором выдерживают 1 ч. После этого изделие опускают на 10—15 мин в 2—3%-ный раствор соляной кислоты. На поверхности изделия осаждается серебристо-белый слой хлористого свинца с перламутровым отливом.

Окраску, напоминающую черепаху, можно получить тремя способами:

1. Отбеленное изделие погружают на 5—10 мин в разбавленную азотную кислоту (1 масс. ч. кислоты на 5 масс. ч. воды) для получения золотисто-желтого грунта; затем промывают водой и тампоном наносят на отдельные места густую кашицу, приготовленную из смеси свинцового сурика (1 масс. ч.) и гашеной извести (4 масс. ч.). На местах, покрытых кашицей, образуются темные пятна.

2. Неотбеленное изделие из рога покрывают в отдельных местах тестообразной смесью, содержащей известь (3 масс. ч.), свинцовый сурик (1 масс. ч.), соду (1—2 масс. ч.) и воду (10 масс. ч.). Изделие кладут в теплое место, при этом на обмазанных тестом местах проявляются темные пятна; чем больше в тесте соды, тем пятна чернее.

3. Смешивают негашеную известь (1 масс. ч.) и свинцовый глет (2 масс. ч.); к смеси добавляют 5%-ный раствор нашатырного спирта до получения густого теста. Изделие в отдельных местах покрывают приготовленной массой и выставляют на солнце на несколько часов, затем промывают, сушат и полируют.

Склеивание. Изделия из рога склеивают роговым и шеллачным лаками, составами, описанными для склеивания кости. Для получения клея из рога обезжиренный рог истирают в порошок и растворяют в горячем спирте. Полученный роговой лак очень стоек, эластичен и дает хорошее сцепление не только с поверхностью рога, но также с поверхностью кожи и кости.

Для склеивания роговых изделий можно также применять следующие составы: (масс. ч.)
вариант 1: Смола-мастика 10, Скипидар 4, Льняное масло 12. перед применением состав подогревают.
вариант 2. Столярный клей 5, Рыбий клей 10, Спирт-денатурат 1, Мраморная крошка 2. столярный и рыбий клей замачивают в воде до набухания, затем нагревают и в теплый клеевой раствор добавляют тонко растертую мраморную крошку и спирт-денатурат.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Работа с костью

Выжигание по кости

Работа Наталии Бобровской. Она является автором и исполнителем рисунков на рукояти ножа.
http://www.carver7.ru/forum_viewtopic.php?42.774″ onclick=»window.open(this.href);return false;

Если такие ручки делаются на ножи, то на бритве такая ручка точно была бы эталоном работы с костью.

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

Re: Работа с костью

Кости мамонта и мастодонта

Почти пятьдесят миллионов лет планету населяли животные, имеющие хобот, их было более 160 различных видов. Слоны отличаются от своих предков отсутствием эмали вокруг бивней, состоящих из твердого дентина. Имея африканское происхождение, три родословные этого вида привели к происхождению африканского слона, мигрировавшего позже азиатского слона и разнообразных мамонтов. Примерно три миллиона лет назад мамонты начали свое перемещение в Европу и, в конце концов, мигрировали из Азии в Северную Америку, около 1,5 миллиона лет назад. Существовало много разновидностей мамонтов, но многие люди считают американского мастодонта и мохнатого мамонта классическими представителями предков слона; оба вида люди называют словом «мамонт».

Примерно между 40 000 и 10 000 лет назад до конца не разгаданные события привели к резкому исчезновению этих видов, как и многих других млекопитающих той эпохи. Эксперты объясняют это комбинацией факторов, среди которых, климатическое изменение естественной среды обитания и человеческая деятельность, оказавшая влияние на исчезновение этих видов. Останки древних животных извлекают почти каждый день на многих территориях северного полушария, но хрупкость костей и их полуразрушенное состояние делают их нестойкими. Однако, останки, извлекаемые в полярных районах, замерзли с течением времени. Хорошо сохранившиеся во льдах, они очень значительны и красивы на вид.

В Сибири можно найти много доисторических бивней мамонтов, но только недавно были сняты строгие ограничения на их экспорт. Очевидно, что и другие полярные районы, включая Аляску и Канаду, также хранят в себе ценные исторические ресурсы. Тундра в России также покрывает значительные территории, и природная среда, влияющая на местные залежи, еще долго останется постоянной. Защищенные коркой льда лежат бессчетные запасы мамонтовых бивней, некоторые сохранились очень хорошо. Российское правительство заняло более серьезную позицию в вопросах приобретения и защиты мамонтовых находок за последние двести лет, хотя, бывали случаи, когда ценные находки безумно расточались, когда они обнаруживались в процессе добычи полезных ископаемых. Необходимость прокормить страну привела к увеличению экспорта этих залежей, в целях привлечения ценного иностранного капитала. Доходы от стофунтовой мамонтовой кости могут быть незначительными для многих западных стран, но для русских граждан представляют большую удачу.

Использование останков мамонта для создания художественных произведений – это одна из старинных и чтимых традиций человечества. Проживая в непосредственной близости от обширных стад мамонтов, человек нашел много способов использования мамонтового сырья, включая изготовление инструментов из костей и усиление примитивных построек человека при помощи огромных костей. Древние люди выцарапывали, вырезали и разукрашивали изображения мамонтов, как дань этим почитаемым и величественным существам, жившим рядом с ними. Невероятной красоты многие древние произведения искусства были выполнены человеком именно из мамонтовой кости.

Разницу между мамонтовым бивнем и слоновой костью определить легко, при условии, что перед вами целый бивень. Внешняя часть бивня по-разному минерализируется, принимая окрас прилегающей к кости почвы; размеры и искривленность бивней также существенно различаются. Внутренние срезы различаются сложнее, хотя обычно, у мамонта цвет среза будет кремовый или медовый. Хорошо сохранившиеся бивни, заточенные в лед, и не контактировавшие с почвой могут быть исключением из этих правил, имея внутренний окрас очень схожий с окрасом современных видов.

В результате частичного оттаивания, происходящего во время периодических колебаний температур в мировой истории, кости мамонта могут расширяться и сжиматься. Характерные трещины и расколы не характерны для современных бивней, работать с таким сырьем очень трудно из-за хрупкости и работа требует большого напряжения. После извлечения кости, нужно провести процесс восстановления, подобно процессу восстановления дерева с твердой древесиной, в целях ограничения и предотвращения растрескивания материала после его просушки.

Как и сечение бивня современного слона, сечение на мамонтовом бивне показывает то же строение кости, но с слегка более выделенными заострениями. Однако, после того как бивень обработан и превращен в предмет искусства, определение происхождения кости может представлять определенную трудность, за исключением датировки радиоуглеродным методом или определения экспертом в этой области. Это создало серьезные трудности для работников таможни по всему миру в их попытке противостоять импорту современных слоновых костей.

Стоимость костей мамонта варьируется в зависимости от их состояния, причем состояние костей может розниться существеннее, чем другие виды костей. Раскопки происходят постоянно во многих теплых странах мира, но за них не предлагают вознаграждение. Полярные находки являются чаще случайными, и обнаруженные кости часто повреждены и поломаны. Парные бивни находят редко, они очень хрупкие и нестойкие, их трудно экспонировать в таком состоянии, также как и одиночные бивни. Подобно слоновым костям, кости мамонта знатоки разрезают на более мелкие части; они знают, как получить наибольшую прибыль. Большие кости ценятся коллекционерами, но размер не очень влияет на цену за один фунт, в отличие от большей цены на большие зубы кита.

Кора может выглядеть очень красиво, но на ней может быть очень трудно гравировать. Очень расстраивает мастеров-резчиков, когда при резьбе они задевают «подкорку» ниже коры. Дентин ровнее и более восприимчив к окрашиванию; художнику не нужно гравировать несколько раз по одной и той же области, чтобы добиться желаемого результата. Как и с зубом кита, резчики предпочитают ровную поверхность. Среднюю часть кости или «дентин» могут разрезать на пластины, если кость хорошо сохранилась. Размер этих пластин ограничивается только качеством самой кости.

Отрезать часть кости с десятитысячилетней историей земли требует нервов и стали. Многие художники чувствуют глубокую ответственность, перед работой над исторически значимым и красивым напоминанием такого величественного и уже исчезнувшего с лица земли животного. Понимание исторического родства с мамонтом и художественное вдохновение автора особо значимы для коллекционеров. Многие величайшие работы мастеров выполнены именно на мамонтовых костях.

Художественная резьба по кости

. Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывалась в разных местах. Так, жители побережья Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.

Одновременно с этим в районах вечной мерзлоты добывали ископаемую мамонтовую кость. Ею особенно славилась далекая, суровая Якутия. Много бивней находили на островах в море Лаптевых. Не случайно побережье Ледовитого океана с близлежащими островами называли «мамонтовым берегом». В середине XVIII века в Петербурге в типографии Академии наук издавались: «Ежемесячные сочинения», где можно было прочитать следующее: «Мамонтовая кость находится в земле, особливо в ярах по большим рекам и по берегу Ледовитого моря. Когда вода оные берега несколько подмоет, тогда кость из земли оказывается. Самая лучшая та, которая из реки Хатанги в Мангазею и с реки Индигирки в Якутск привозится». Ещё в середине XVII века «охочие служилые люди» Семен Дежнев и Юрий Селивестров с товарищами промышляли в районе устья Анадыря. В 1656 году они добыли там 289 пудов «кости рыбьи моржового зуба». Оттуда промышленники доставляли десятки и сотни пудов кости в Москву, где она особенно высоко ценилась. Если в Якутске пуд самых лучших мамонтовых бивней продавали по три-четыре рубля, то в Мангазее уже по шесть рублей, в Москве, естественно, намного выше. Обычно охотники платили государству налог – «десятую кость», а с 1649 года была введена государственная монополия на ее продажу.

Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.
Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.
Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.
Мамонтовая «голубая» кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.

Бивни мамонта, слона, моржовая кость и зуб кашалота, называемые благородной костью, мастера исстари применяли для резных работ. Благородная кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали в северных районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера всегда испытывали трудности с материалами, поэтому постоянно велись поиски более дешевой и доступной кости. Таким материалом оказалась так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбеливать кость нужно в растворе перекиси водорода (гидроперита). Обычно на 200 г горячей воды достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Полежав примерно около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания периодически смачивайте пилу мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев. Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу. Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем — большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачивают на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты: для грубой обработки — косарь, наборы стамесок и рашпилей; для выполнения ажура — лобзик, надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной спицы. Отожгите ее, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже сделайте из стальной спицы, расплющив ее на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски.

Резьбу выполняют с помощью резцов-штихелей. Штихели для гравировки по металлу можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Штихели — для начала хотя бы трех основных видов — можно сделать и самим. руководствуясь рисунками, которые мы здесь приводим. Грабштихель — резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий. Болтштихель — резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала. Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции. Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (примерно до 800°С), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45—30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу. Для гравировки по кости служит коготок (форма его изображена на рисунке).

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы — сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так. Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 1—2 мм. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стирался, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками. Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными, поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненный на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются в результате кропотливого труда. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте его лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель — крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость в настое шафрана, красно-коричневой — в отваре листьев щавеля.

Можно попробовать и другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной бузины — олив-ково-зеленый, цветы зверобоя — красный, листья крапивы — зеленый, кора крушины — желто-зеленый, дубовая кора — коричневый, луковая шелуха — золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком или гравировальной иглой. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветным карандашом.

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте тонкомолотой пемзой или зубным порошком.

Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Отбеливание изделий из кости

Кость широко используют для изготовления различных художественно-декоративных изделий и сувениров; из кости изготовляют клавиши музыкальных инструментов, биллиардные шары, шахматные фигуры и другие изделия.

Изделия из кости, пожелтевшие от времени или изготовленные из темной костной массы, отбеливают следующими способами.

1. Наиболее быстрым и надежным способом является беление перекисью водорода. Отбеливающее действие перекиси водорода основано на ее способности при разложении выделять кислород, который окисляет окрашенные вещества в бесцветные соединения. Перекись водорода быстро разлагается при нагревании и в щелочной среде.

Изделие из кости погружают в 3%-ный раствор перекиси водорода так, чтобы оно целиком было покрыто жидкостью, и ставят в теплое место (температура 30—35° С) на 20—24 ч. Отбеленное изделие промывают чистой водой и сушат на воздухе или вытирают мягкой тканью.

2. Изделия промывают 5%-ным раствором соды и покрывают свежеприготовленной кашицей из хлорной извести. Кашицу готовят из хлорной извести и воды, размешивая их в любом соотношении. Через 10—12 ч кашицу с изделия смывают водой и протирают поверхность сухой мягкой тканью.

3. К мыльному раствору приливают небольшое количество нашатырного спирта и промывают изделие. Промытое изделие погружают в 1%-ный раствор гидросульфита. Побелевшее изделие споласкивают теплой водой, добавив к ней немного уксуса.

4. К раствору 3%-ной перекиси водорода добавляют немного нашатырного спирта и погружают изделие в раствор на 10—12 ч; отбеленное изделие промывают чистой водой и вытирают сухой тряпкой.

Кроме того, изделия из кости можно мыть бензином, скипидаром, спиртом-денатуратом. Из средств, имеющихся в продаже, можно использовать кислородсодержащие отбеливатели.

Чистка и отбеливание
Чтобы восстановить первоначальную белизну слоновой кости, их осторожно протирают перекисью водорода с нашатырным спиртом и вытирают чистой сухой мягкой тканью. Сильно пожелтевшие протирают 5%-ным раствором соды и намазывают кашицей из хлорной извести и воды. Через несколько (1-2) часов, состав удаляют с клавиш сухой тряпкой. Жировые загрязнения смывают бензином.

Окрашивание изделий из кости
Перед окрашиванием изделие из кости погружают на 3—4 ч в 3%-ный раствор соляной кислоты; за это время с поверхности изделия удаляются присутствующие в нем минеральные соли, которые мешают процессу окрашивания. После обработки кислотой изделие тщательно промывают водой и погружают на 10—15 мин в слабый раствор хлористого олова (1 г хлористого олова на 4 л воды) для протравливания поверхности. Затем изделие окунают в чистую воду и быстро переносят в ванну для окрашивания.

Для окрашивания изделий применяют протравные органические красители и некоторые минеральные соли. Кость можно окрашивать в различные цвета, применяя следующие способы:

— в желтый цвет — окрашиваемое изделие погружают в раствор красителя протравного желтого (1—2 масс. ч. на 100 масс. ч. воды) и выдерживают в нем до нужной интенсивности окраски. По другому способу окрашиваемое изделие погружают на 5— 10 мин в раствор сернокислого цинка (1 масс, ч на 5 масс. ч. воды), затем переносят в раствор хромовокислого калия (1 масс. ч. на 5 масс. ч. воды), в котором выдерживают до получения нужной окраски;

— в желто-коричневый цвет — изделие погружают на 15—20 мин в раствор двухромовокислого калия (1 масс. ч. хромпика на 5 масс. ч. воды);

— в коричневый цвет — изделие погружают на 10 мин в раствор хлорного железа (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды), а потом переносят в раствор хромпика (1 масс. ч. на 10 масс. ч. воды);

— в черный цвет — изделие погружают на 10 мин в раствор танина (1 масс. ч. на 30 масс. ч. воды), затем переносят в раствор уксуснокислого железа (1 масс. ч. на 5 масс. ч. воды). По другому способу изделие окрашивают, погружая его в раствор водорастворимого нигрозина (1 масс. ч. на 30 масс. ч. воды);

— в серый цвет — изделие погружают в растворы, приготовленные для окраски в черный цвет, но разбавленные в два раза водой;

— в синий цвет — индиго (15 масс. ч.) растворяют в концентрированной серной кислоте (100 масс. ч.); полученный раствор осторожно небольшими порциями вливают в горячую воду (1л) и погружают в него на 3—5 мин изделие;

— в красный цвет — кармин (2 масс. ч.) растворяют в 10%-ном нашатырном спирте (2—3 масс. ч.) и приливают воду (10 масс. ч.); после растворения кармина к раствору добавляют еще воду (490 масс. ч.) и нагревают раствор до кипения. В кипящий раствор погружают изделие и держат в растворе до получения на нем ярко-красной окраски;

— в зеленый цвет — уксуснокислую медь (2 масс. ч.) растворяют в 6%-ной уксусной кислоте (20 масс. ч.). Изделие погружают в раствор на 30—40 мин.

Изделия из кости можно окрашивать также в растворах анилиновых красителей всех цветов. Для приготовления раствора анилинового красителя в воду (1 л) вливают уксус (1—2 чайные ложки) и высыпают порошок анилинового красителя (0,5—1,5 г). Изделие погружают в раствор на 10—12 ч, периодически проверяя интенсивность окраски.

Ремонт изделий из кости
Для заделки трещин в изделиях из слоновой кости применяют замазку, приготовленную из воска, канифоли и скипидара. Компоненты, взятые в равных количествах, смешивают при умеренном нагревании до получения густой жидкости.

Трещину промазывают теплой жидкостью; при замазке трещин на окрашенных изделиях жидкость подкрашивают в нужный цвет небольшим количеством минеральной краски.

Для склеивания разбитых изделий из кости применяют костный и нитроцеллюлозные клеи, а также следующие составы:

1. Смешивают шеллак (1 масс. ч.), скипидар (1 масс. ч.) и эфир (2 масс, ч.); этой смесыо обмазывают склеиваемые части и плотно прижимают друг к другу.

2. Натуральный каучук (1 масс. ч.) растворяют в бензине (1 масс. ч.) и смазывают склеиваемые части.

3. К рыбьему клею (90 масс. ч.) добавляют воду (120 масс. ч.) и нагревают на водяной бане (температура 60—70°С), процеживают и добавляют желатину (50 масс. ч.). Затем при непрерывном перемешивании добавляют окись цинка (30 масс. ч.) и скипидар (2 масс. ч.), смешанный со спиртом (20 масс. ч.).

Резьба из мамонтовой кости

Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть фото Как и чем обработать лосиные рога. Смотреть картинку Как и чем обработать лосиные рога. Картинка про Как и чем обработать лосиные рога. Фото Как и чем обработать лосиные рога

«Производственная техно-химическая рецептура», Москва 1931г

Сообщение N*X*S » 23.01.11, 13:34

Справочник Кустаря, Москва 2001г.
Печать по книге «Производственная техно-химическая рецептура», Москва 1931г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *