Как и с чего начинается ода
Prigorok
Урок 15. М.В. Ломоносов (1711 – 1765)
В начале – повторный опрос по стихосложению. Сбор листков, взятых на дом. Устно – что получилось из поправок к Тредиаковскому (по-настоящему хорошо еще ни разу не получилось). О Ломоносове ребята должны что-то знать и сами, поэтому начинаем с расспросов.
– Откуда он родом? Кто его родители? – Родом с русского поморского севера, из села Холмогоры. Отец его – государственный крестьянин (не крепостной!), имевший немалый достаток; мать умерла, а мачеха попрекала пасынка пристрастием к чтению книг, потому он вынужден был прятаться и читать на холоде. Главный промысел отца – рыболовство в Белом море. Взрослый сын выходил вместе с ним в море. А потом с обозом мороженой рыбы ушел в Москву.
– По каким книгам он учился? – по «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметике» Магницкого. Да еще была у него «Рифмотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
– Где учился, сбежав из дому? – Сначала в Славяно-греко-латинской академии в Москве (ему было уже 19 лет, и мальчишки смеялись над ним, что такой взрослый дяденька начинает учит латынь). Потом его вместе с несколькими лучшими студентами перевели в Петербург учиться уже не языкам, а физике и математике. Потом отправили – с партией самых успешных – в немецкий город Марбург изучать химию и горное дело. В Германии у него было много приключений. И с начальством он (вместе с другими студентами) крупно поскандалил из-за того, что их плохо учили. И в солдаты был завербован и бежал. И жениться на немке успел. Жену звали Елизавета-Кристина Цильх.
Из Германии в русскую Академию наук в 1739 году он присылает первый свой полновесный научный труд – «Письмо о правилах российского стихотворства» и к нему в качестве примера «Оду на взятие Хотина». Вот тут уже все встает на места: и ямб – главный одический размер, и рифмы, и ритмы. Что тут скажешь? Ломоносов – гений. И все-таки он написал это, имея под рукой «Новый и краткий способ…» Тредиаковского. Кроме того, писал, живя в Германии, где правильные силлабо-тонические стихи устроены по тому же принципу чередования ударных и безударных слогов, что и русские (Тредиаковский, между прочим, жил во Франции, где царствовала силлабика). Но все-таки Хотинская ода – первое «настоящее» русское стихотворение. Все приводят посвященные ей стихи В. Ходасевича («Ямб»):
С высот надзвездной Музикии
К нам ангелами занесен,
Он крепче всех твердынь России,
Славнее всех ее знамен.
Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал, –
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал.
«Первый звук Хотинской оды» выглядит так:
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз холмов струится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
Кстати, Ломоносов редко допускал в своих стихах пиррихии, от этого они теперь звучат как-то излишне простодушно…
О Ломоносове всегда приводят слова Пушкина (отрывок из «Путешествия из Москвы в Петербург»): « Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию его души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». «Между Петром и Екатериной он был у нас единственным сподвижником просвещения. Он основал наш первый университет. Он был нашим первым университетом».
Вернувшись на родину, продолжал заниматься всеми науками; спорил и скандалил с немцами-академиками и другими сильными мира сего. Известно его в сердцах писанное изречение: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у Самого Господа Бога, Который дал мне смысл, пока разве отнимет». Или, может быть, кто-то вспомнит «Кузнечика» («Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» – перевод из Анакреона, но последние строки добавлены от себя:
Что видишь, все твое, везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.)
Есть некая мистическая история о том, как Ломоносов рвался вернуться в Россию из-за вещего сна: снился ему рыбацкий островок, куда они с отцом заплывали, чтобы переждать бурю. А вернувшись, узнал, что отец его погиб в море, выброшенный именно на этот островок… О семейной жизни его тот же Пушкин собрал воспоминания соседки-старушки, которая засвидетельствовала, что гений и его жена (даром что немка) стоили друг друга по части равнодушия к стяжательству и устроению домашнего гнезда: «То-то был пустой человек! – говорила старушка. – Бывало, от него всегда бегали к нам за кофейником». В то же время дом у них был хоть и безалаберный, но гостеприимный. Кроме дочери (Елены Михайловны), в доме воспитывались племянник (Миша Головин) и племянница (Матрена Евсеевна), обоим было дано образование (племяннице – приданое…). Племянник стал ученым-физиком.
Всегда рассказывают также историю про то, как на Ломоносова, гулявшего по Васильевскому острову, напали пьяные матросы. Это они по глупости: были побиты, а один остался в результате столкновения без куртки, камзола и штанов. Свою богатырскую силу Ломоносов сохранил до конца жизни, а умер после очередной ссоры с начальством, пройдясь зимой в расстегнутой нараспашку шубе и подхватив тяжелую простуду…
Можно рассказывать про его мозаики: как он изобрел заново способы делать цветные стеклянные смальты и тут же устроил мастерские, чтобы создавать в них монументальные панно (одно из них – изображение Полтавской битвы). Исследовал электричество, открывал физические законы и писал стихи.
Нас будет интересовать «Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». В последний раз они ее как-то сами добыли. Или она была в учебнике Ладыгина? Вероятно, на этом уроке до нее руки не дойдут.
Имеет смысл оставшееся время потратить на отрывки из «Утреннего» и «Вечернего размышления о Божием величестве при случае великого северного сияния». Наверно, отрывки надо бы подобрать и распечатать, но я почему-то до сих пор этого не сделала… Так как мы должны научить детей «аргументированно защищать свою точку зрения», можно задать к этим стихам такие вопросы:
– Докажите, что их написал ученый.
– Докажите, что их написал человек верующий.
– Докажите, что их написал настоящий, талантливый поэт.
Скажем, 5 – 7 минут на поиск аргументов, потом обсуждение. Про ученого, наверно, докажут с легкостью: Ломоносов не просто описывает явления природы, но и пытается их понять. Талант поэта можно доказать, найдя и процитировав очень сильные и яркие строки: «Открылась бездна, звезд полна…» – или: «Там огненны валы катятся…» И, наконец, Ломоносов демонстрирует, что наука и вера нисколько друг другу не враждебны. Просто изучение природы есть постижение великого замысла Творца. Поэтому Ломоносов однажды написал: «Испытание (изучение) натуры (природы) трудно, однако приятно, полезно, свято…»
«Природа – Евангелие, немолчно благовествующее Творческую силу, премудрость и величество». При этом он четко разграничивает сферы, так сказать, применения естественных наук и богословия: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю; но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии».
Если у нас еще есть время, запишем сведения о том, что такое ода как жанр.
Для начала два определения.
1) Взятое из старинной «Пиитики»: «Ода есть изображение сильного чувства, возбужденного предметом высоким». 2) Из современного учебника: «Торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнято тоне». Как видим, старое определение гораздо содержательнее и точнее. Поэтому и о других свойствах оды послушаем старую книгу.
Ода состоит из 3-х частей:
– Приступ (вступление), который бывает или тихим, или стремительным (начинающимся фигурой восклицания);
– Отступление – сиречь основная часть (не только физики были горазды изобретать безумную терминологию);
– Заключение, в нем должны содержаться «мысли разительные».
Другие свойства оды:
– вдохновение или восторг (тот самый «приподнятый тон»);
– лирический беспорядок (от наплыва чувств и мыслей в каком-то месте ода должна показаться сбивчивой, спонтанной, а не строго рассчитанной – какой она, естественно, обычно и бывала на самом деле);
– разнообразие (много сменяющих друг друга образов);
– единство (все они должны создать единую и гармоничную «систему»);
– в оде обязательно должно присутствовать олицетворение, причем желательно, чтобы при этом использовались античные реминисценции (боги и герои). Олицетворение старинная «Пиитика» называет «душой оды».
Кроме того, можно уточнить, что оды писались пятистопным ямбом. Одическая строфа включает 10 строк, увязанных с помощью 3-х видов рифмовки: перекрестной, парной, опоясывающей (кольцевой). А можно не уточнять. Не пригодится.
Д/З: добыть и принести на урок оду «На день восшествия…». Если успели записать про оду, то вдобавок выяснить, какой в ней «приступ» (тихий или стремительный) и какие разительные мысли содержатся в трех последних строфах. Все остальное «отступление» лучше, наверно, читать в классе вслух.
Урок 16. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Теория «трех штилей».
Возможно, теорию про оду придется записывать уже в начале этого урока. Кроме того, надо напомнить, что Елизавета воцарилась в 1742 году, а поздравительную оду ей следовало посвящать каждый год. Так что это пятая годовщина воцарения. Можно подвести кое-какие итоги…
Далее читаем и комментируем, чтобы все стало понятным. Непонятные слова записываем на доске: кто такая Минерва? Плутон? Рифейские (то есть Уральские) горы? Борей? Зефир?
Заодно выясняем, какой тут «приступ» – «тихий», и это важно. Ведь ода начинается с прославления тишины. Сразу уточняем, какая имеется в виду тишина. Речь идет о мире, противопоставленном войне. Поэтому и «приступ» соответствующий.
Следующий вопрос: какие «высокие предметы» воспеваются в этой оде?
Сначала говорят: «Тишина». Принимаем и пишем на доске: «Мир». А еще?
Общими усилиями получаем список:
– Мир, Петр, Елизавета, наука, Россия.
Проговариваем логическую связь между этими предметами. Елизавета – дочь Петра, наследница его великих деяний и продолжательница его начинаний. Для того она и установила мир, способствующий процветанию страны. Главное же, мир способствует развитию наук, которые и должны сделать Россию по-настоящему великой. Так что стихи эти – гимн науке, учению и будущему величию просвещенной России.
– Из чего складывается «разнообразие» этой оды?
– Из описания огромных пространств, разнообразных и удивительных, мало кем виденных мест огромной страны. Когда читаем, надо обратить внимание на описание Амура и Камчатки. Между прочим, Ломоносов как раз в это время познакомился с отчетом чуть ли не первой экспедиции на Дальний Восток. Да и описание Петербурга, который появился на берегах удивленной Невы, описание Петровых военных подвигов тоже разнообразят картину.
– Найдите примеры олицетворения.
Это веселое задание. Тут и Нева, и «Секвана», и Минерва (мудрость), которая ударяет в верхи гор своим копьем, и Плутон, которому жаль подземных богатств, до которых вот-вот доберутся геологи. А уж науки, которые «простирают руки», – это и вовсе незабвенно.
– Какие «разительные мысли» содержатся в заключительной части оды?
Это мысли о пользе наук и юношах, которым надо ими питаться. Торжественно задаем две строфы выучить наизусть («О вы, которых ожидает» и «Науки юношей питают…». По ходу дела объясняем, кто такие «Невтоны» (на доске по-английски пишем – Newton). Ломоносов английскому произношению не учился.
Хорошо бы, чтобы на этом уроке хватило времени на теорию «трех штилей».
Можно начать с того, что обратить внимание: язык оды, конечно, устарел, и ее не всегда легко читать. Но никакого языкового безобразия в ней нет. Все гармонично.
Ломоносов немало сделал для того, чтобы русский язык переборол тот хаос, который учинили в нем Петровские реформы. Мы как-то больше представляем М.В. физиком и химиком, хотя и говорим о его энциклопедической образованности. А он между тем был, кроме всего прочего, вполне профессиональным историком и филологом. Он написал «Грамматику», по которой еще долго потом училась вся Россия. Ему принадлежит изрядная доля русской научной терминологии, и по ней видно, насколько хорош был у него слух и вкус к слову: «кислота», «удельный вес», «земная ось» – ломоносовские слова.
К проблеме порядка в языке Ломоносов подошел вполне традиционным для классицизма образом: разделил все слова на «высокие», «средние» и «низкие». Но как? По какому принципу? Можно поиграть и попросить назвать слова, которые можно без натяжки отнести к «высоким» (к «низким» – не надо). Возможно, нам и назовут ряд славянизмов. А можно и не играть, а просто сообщить, что так у нас исторически сложилось, что «высокие» слова – слова церковные, богослужебные, принесенные нам еще Кириллом и Мефодием, – откуда? Из Болгарии. Для нас славянизмы – это южный вариант древнего славянского языка. Есть несколько очень характерных различий между русским и (южно-)славянским:
– полногласие и неполногласие (ворон – вран, город – град, дочерь – дщерь);
– «щ» вместо «ч» (свеча – свеща; слово «превращение» в русском варианте должно звучать как «переворочение»);
– никаких «ё»! «Открылась бездна, звЕзд полна. / ЗвЕздам числа нет…».
Благодаря тому, что славянизмы у нас связаны именно с богослужением, они придают всякой речи оттенок возвышенный и торжественный. Мы до сих пор это вполне ясно ощущаем. А Ломоносов не только ощущал, но и осмыслил.
Он написал «Предисловие о пользе книг церковных в русском языке», в котором разработал точную и ясную стилистику. Суть ее такова: все наши слова можно разделить на три группы:
– общепонятные славянизмы («брег», «град»);
– нейтральные, общеупотребительные русские слова («рука», «вода», «хлеб»), их в языке абсолютное большинство;
– негрубое просторечье (грубое в литературный язык не допускается): «простак», «детина».
Все жанры у нас тоже иерархически делятся на три группы. Соответственно, и лексику в них следует использовать так:
– высокие жанры: славянизмы + нейтральные слова;
– средние жанры: нейтральные слова с очень умеренными добавками очень расхожих славянизмов и очень приличных разговорных слов;
– низкие жанры: нейтральные слова + просторечье.
«Три штиля» (если кто не сообразит) – это три стиля. Произношение немецкое.
Д/З: Выучить отрывок из оды (на это нужно время); найти в ней 5 славянизмов и выписать их в тетрадь. Уметь изложить теорию «трех штилей» (если успели до нее добраться).
Далее вскорости потребуется прочитанный «Недоросль» Фонвизина. Примерно через урок. На следующем речь пойдет о Просвещении.
На всякий случай держу выписку из монографии В.С. Баевского «История русской лирики». Иногда диктую ее, чтобы в тетрадях осталось внятное резюме.
«Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало ангажированной поэзии, поэзии заказной, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую выражение в одах. Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что они государству служили, географические просторы – потому что они свидетельствовали о могуществе государства, мир – потому что он способствовал процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма, на рубеже 17 – 18-го вв., а идеальным героем – Петр I».
В университетском учебнике упоминается «Спор с Анакреонтом» именно в таком контексте: Ломоносову интереснее воспевать героизм, а не любовь. Впрочем, мне кажется, нам оно ни к чему.
Что такое ода?
Ода – это лирический жанр литературы, торжественная песнь, воспевающая, восхваляющая того, к кому она обращена. Возникновение жанра оды связывают с творчеством древнегреческого поэта Пиндара, жившего в 6-5 веках до нашей эры. Считается, что Пиндар стал первым создателем оды. Это были стихотворения, в которых поэт прославлял победителей Олимпийских игр. Основным признаком жанра оды является возвеличивание человека или события.
Возникновение жанра
Становление оды как литературного жанра состоялось в творчестве Горация – поэта, жившего в 1 веке до нашей эры. Ода стала обращаться к людям, обладающим властью, значительным и важным. После жанр оды затухает, и его второе рождение произойдет только в 16 веке, когда в Европе начинают формироваться первые абсолютные монархии. Ода постепенно становится государственным жанром, который направлен на прославление и возвеличивание монарха, правителя, государя. Особое изящество и силу ода приобретает в творчестве французского поэта 16 века Ронсара.
Жанровыми признаками оды являются возвышенная лексика, недопущение просторечий, территориально специфических слов, новых словечек. Это тексты высокого стиля, насыщенные мифологическими образами.
Ода в России
В России оды впервые начал писать В.К. Тредиаковский. Известны его духовные оды, «Ода о непостоянстве мира» (1730), «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734) и многие другие. После оды писал М.В. Ломоносов. Самая известная его ода «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».
В 19 веке жанр оды постепенно угас. В 20 веке оды практически никто не пишет. Одно из наиболее известных произведений этого жанра «Ода революции» В. Маяковского.
Как и с чего начинается ода
М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра 1, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.
Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
«Восшествие Елизаветы. Ода» анализ стихотворения Ломоносова по плану кратко – жанр, тема, идея
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Стих написан в 1747 году.
Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
Жанр – Ода.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
Метафоры – «подать…ума плоды».
Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола – «чрез горы, реки и моря».
Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».
История создания
«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.
Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.
Средства выразительности
Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), славянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).
Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.