Как и с чем действительно можно сравнить красоту байкала
Как и с чем действительно можно сравнить красоту байкала
#rus25t
ПРОСТО О СЛОЖНОМ. Проблема текста
Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы — важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.
Помните о том, что факты, описываемые в тексте, — это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой — о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей — об истончении озонового слоя. Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
1. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.
Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.
Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)
2. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую — художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.
ВЫЯВИТЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА:
запишите её в виде законченного предложения;
определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Выбор одной проблемы из нескольких
Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.
Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Автор размышляет над проблемой.
Автор текста затрагивает проблему.
В центре внимания автора проблема.
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема.
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме.
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой.
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой.
Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
ЕСЛИ ВМЕСТО СЛОВА ПРОБЛЕМА В СОЧИНЕНИИ БУДЕТ ТОЛЬКО «ТЕМА» ИЛИ «ВОПРОС», ТО ПРОБЛЕМА ВАМИ НЕ СФОРМУЛИРОВАНА! 0 баллов за К1-К4!
Помогите расставить запятые!
Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете каждому из нас люба и мила своя сторона. И все-таки у Природы как целого единого творца есть свои любимцы. Таков вне всякого сомнения и Байкал. Вспоминаю как мы с товарищем моим приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. Был август лучшее благодатное время на Байкале. А тут еще и день выдался редкостный солнце безветрие тепло воздух звенит. Я рассказывал как впервые попав в студенческие годы на Байкал был обманут прозрачностью воды и пытался рукой достать с лодки камешек до которого оказалось больше четырех метров. Помню в тот день нерпу. Она редко подплывает близко к берегу а тут как по заказу нежилась на воде совсем недалеко. Товарищ мой был не в состоянии уже больше удивляться и восхищаться. А ведь он товарищ мой видел только маленький краешек Байкала и видел его в чудесный летний день. Он не знает как в такой же точно день когда светит солнце и недвижен почти воздух Байкал может бушевать казалось бы ни с чего. Он не знает зимнего Байкала когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким что под ним как под увеличительным стеклом живет и шевелится вода. И все-таки побыв очень недолго и увидев ничтожно мало товарищ мой имел возможность если не понять то почувствовать Байкал.
Байкал создан как венец творения и тайна природы для того чтобы мы могли пить из него воду главное и бесценное его богатство любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
Трудно удержаться чтобы не повторить вслед за моим товарищем Как хорошо что у нас есть Байкал! (По В. Распутину.)
Презентация «Готовимся к ЕГЭ (часть 2). Проблема текста»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Готовимся к ЕГЭ(часть 2) Проблема текста.
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества( долг, честь, совесть, благородство- равнодушие, чёрствость, эгоизм) Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Типовые конструкции ( клише) для формулирования проблемы Проблема ( какая?): сложная, важная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д. Проблема (чего?): воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора проблема… В тексте (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой…. (Ф.И.О. автора в Им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой …. Как (зачем, почему и т.д.). Именно эта проблема привлекла внимание автора. Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.д.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
Запомните. Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос ( о чём?) о смысле жизни.
Не забудьте! Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Платонович( 1911-1987)- прозаик, участник великой Отечественной войны, в своих произведениях отразил фронтовые будни. Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель- журналист-публицист-фамилия автора.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-009164
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
У нас остается Россия (36 стр.)
Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. Повторю, что она была в самом расцвете и самом разгаре. Прибавьте к нарисованной картине еще горные речки, с шумом сбегающие в Байкал, к которым мы раз за разом спускались испробовать водицы и посмотреть, с каким таинством и с какой самоотверженностью вливаются они в общую материнскую воду и затихают в вечности; прибавьте сюда еще частые тоннели, аккуратные и со вкусом отделанные, кажущиеся естественными, которых здесь ненамного меньше, чем километров по этой дороге, и над которыми то торжественно и строго, то причудливо, словно с только что окончившей игру вольностью, высятся скалы.
Помню, его доконала в тот день нерпа. Она редко подплывает близко к берегу, а тут, как по заказу, нежилась на воде совсем недалеко, и когда я, заметив, показал на нее, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся подсвистывать и подманивать, словно собачонку, нерпу руками. Она, разумеется, тотчас ушла под воду, а товарищ мой в последнем изумлении от нерпы и от себя опять умолк, и на этот раз надолго.
Он, товарищ мой, не попадал ни под сарму, ни под култук, ни под баргузин. Так называются ветры, которые мгновенно, с сумасшедшей силой налетают из речных долин и способны натворить на Байкале немалые беды, поднимая порой волну до четырех и шести метров. Байкальский рыбак не станет, как поется в песне, просить: «Эй, баргузин, пошевеливай вал. «
Он не бывал в бухте Песчаной, где солнечных дней в году гораздо больше, чем на прославленных южных курортах, и не купался в Чивыркуйском заливе, где вода летом нагревается ничуть не меньше, чем в Черном море.
Он не знает зимнего Байкала, когда вычищенный ветрами прозрачный лед представляется настолько тонким, что под ним, как под увеличительным стеклом, живет и шевелится вода, на него боязно ступить, а между тем под ногами может быть и метр, и больше толщины; не слышал он, товарищ мой, с каким гулом и треском разрывает Байкал, пошевеливаясь, под весну этот лед широкими бездонными трещинами, через которые не пройти, не проехать, а затем, снова сойдясь, возводит над ним великолепные громады голубых торосов.
Он не попадал в волшебную сказку: то мчится навстречу тебе с распущенным белоснежным полотнищем парусник; то повиснет в воздухе, плавно снижаясь и как бы приноравливаясь, где лучше сесть, средневековый красавец замок, то широкой полосой плывут с высоко и гордо поднятыми головами и совсем близко наплывают на тебя лебеди. Это миражи на Байкале, обычное здесь явление, с которыми связано немало прекрасных легенд и поверий.
И все-таки, побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, товарищ мой имел возможность если не понять, то почувствовать Байкал. Чувство в таких случаях зависит от нас, от нашей способности или неспособности принять в себя духовное зерно. И когда он, товарищ мой, говорит, что мог за одну ту прогулку дать ему Байкал, я его понимаю.
Сборник текстов для работ по развитию речи «О Байкале» (Национально-региональный компонент)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
И все-таки у природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием, наделяет особой властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него – неиспорченной.
Это прежде всего необходимо нам.
6 класс “Развитие речи” Изложение
Мы стоим у раскрытого окна, смотрим на речку Дарасунку, на источники, возле которых толпятся отдыхающие, лечащиеся. Ранняя весна, первые дни мая. На северном склоне сопок лежит снег, на южном расцветает багульник, наливает пахучие почки. Правильнее называть рододендрон, потому что багульник – по-местному чушатник – совсем другое. Тенькают синички, цвикают трясогузки, поют одинокие жаворонки.
За оградой санатория ветром сломало березку – мы успели напиться березового соку.
Розово пенятся кусты дикого абрикоса. Вчера на заброшенной пашне нашли свежие побеги дикого льна-долгунца. Спорили: вправду он дикий или одичавший? Куда ни ткнись – всюду загадка.
Мы отдыхали на местном курорте “Дарасун”, что по-бурятски означает “кислая вода”.
Забайкалье богато курортами, санаториями домами отдыха. Кука, Молоковка, Шиванда – их знают в нашей стране. Более трехсот лечебных источников насчитывает наша область. Скажем, Былыра лечит ревматизм, озеро Арей знаменито тем, что вылечивает экзему. Есть обобщающее слово у забайкальцев – “кислый ключ”. Таких неизведанных кислых ключей у нас сотни.
Хороший был отдых. Мы вспомнили, что наш край – край лечебных вод, удивительных мест отдыха. Витим, Шилка, Чара, Онон, Аргунь, Олекма – это рыба, притом самая благородная, каждый хребет – медведь, изюбр, сохатый, соболь.
“Край за Байкалом”, Писатель и Сибирь, Иркутск, 1986
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
Прекрасное и неповторимое озеро расположено почти в центре Азии на высоте 455 метров над уровнем моря.
О Байкале много написано, сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания, и все-таки лучше один раз увидеть Байкал самому, подышать его чистым воздухом, испить студеной воды, полюбоваться несравненными восходами и закатами… и уже никогда не забыть эту первозданную красоту, величие и удивительную гармонию Байкала. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Озеро молодое и древнее. Оно приковывает к себе внимание с тех пор, как человек появился на его берегах.
Русские пришли на Байкал летом 1643 года под началом тобольского казака Курбата Иванова, который собрал 75 “охочих, служивых и гулящих людей” и вышел к озеру. Проводником К. Иванова был тунгусский князь Можеуль. По словам Можеуля, в 1640 году “ходили по Ламе (по Байкалу) русские люди – казаки, а отколева те казаки пришли и давно ли по Ламе ходят, того не ведают..”. Курбат Иванов “со товарищами составил чертеж Байкалу и Байкал падучим рекам и землицам…и на Байкале, где мочно быть острогу”.
В 1646 году из Енисейского острога по рекам Енисею и Агаре пришел на Байкал атаман Колесников с отрядом казаков, в 1646 году им был заложен Верхнее-Ангарский острог. В 1648 году боярский сын Иван Галкин поставил на Байкале Баргузинский острог.
Интересные сведения о Байкале оставил и Николай Гаврилович Спафарий, посол царя Алексея Михайловича в восточные страны (1675-1678 г.г.). Спафарий отмечает, что “Байкальское море неведомо есть ни у старых, ни у нынешних земнописателей, потому что иные мелкие озера и болота описуют, а про Байкал, которых толикая великая пучина есть, никакое воспоминание нет”. Беседы со старожилами, собственные наблюдения укрепили его в мысли, что “Байкал… для того можно называть морем, что величина его в длину и ширину, и а глубину велика есть. А озером можно называть для того, что в нем вода пресная, а не соленая.. а глубина его великая, потому что многажды мерили, сажен по сту и больше, а дне не сыщут… А вода в нем зело чистая, что дно видится многие сажени в воде, и к питию зело здрава”.
Из Байкала стремительно выносит воды река Ангара. Величественно это зрелище. Ширина Ангары у истока около километра, глубина около двух метров. Посредине реки – Шаманский камень, он представлял собой один из выступов Шаманского порога, скалистого основания Приморского хребта, когда-то соединявшего противоположные берега реки. Долина Ангары в этом районе молодая. Эвенки называют реку “Ынгара”, буряты – “Ангархар”, “Ангаргой”, “Анга”, что в переводе означает “просвет”, “проход”, “промоина”, “расщелина”, дословно – “раскрытая пасть”.
Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером – это всегда огромная радость и громадное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывает на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.
1. Город, укрепленный частоколом.
ВОЛОЧИТЬСЯ (разг.) – тащиться, тянуться по земле.
1. Как вы понимаете выражение “охочие, служивые и гулящие люди”?
2. Найдите синонимы к словам и словосочетаниям: отколева пришли, падучие реки, ево, богоделанно, земнописатель, к питию зело здрава.
3. Переведите на современный язык описания Байкала у протопопа Аввакума и Спафария.
4. Ответьте на вопросы:
— Почему текст назван “Сибирское море”?
— Что нового вы узнали о Байкале?
— Когда на его берегах появились русские?
— Как шло освоение окрестностей Байкала?
— Кто первым описал Байкал?
— Откуда происходит название реки Ангара?
— Почему Байкал называют национальным сокровищем России?
Байкал – это 20% мировых запасов пресной воды, притом очень чистой, холодной и богатой кислородом. В байкальской воде очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода. Вода в Байкале холодная. Температура поверхностных слоёв даже летом не превышает 8-9°C, Температура глубинных слоёв – около 4°C. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные различные предметы видны на глубине 40 м. Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (96,7 мг/л).
В Байкале обитает около 2600 видов и подвидов водных животных, более половина из них является эндемиками, то есть обитают только в этом озере. 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются. Рачок эпишура – эндемик Байкала – составляет до 80 % биомассы зоопланктона озера и является важнейшим звеном в пищевой цепи водоёма. Он является активным фильтратором, пропускает через фильтрационный аппарат воду, очищая её.
О Байкале из кн. «Голубые очи планеты» (Муранов)
Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки,
собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара — могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»
(432 слова) (По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)
Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Известны ли вам легенды о городах, реках, озерах и т. д.? Расскажите одну из них.
Жил в давние времена могучий богатырь Байкал и была у него дочь – синеглазая красавица Ангара. Со всех окрестных земель собирал Байкал дань – ясак, а добродушная Ангара тут же раздавала все добро, накопленное стараниями отца. Как только ни пытался Байкал образумить дочь, но все напрасно. Только смеялась Ангара и приговаривала, что кому-нибудь богатства эти пригодятся, в хорошие руки попадут.
Но были у Ангары и свои сокровища. Хранила она их в голубой хрустальной шкатулке и никому ее не показывала. А потому никто и не знал, что же там прячет красавица. Только Байкал знал, что шкатулка та была доверху наполнена бусами волшебными. И стоило эти бусы достать, как загорались они необычными цветами и так ярко, что солнце меркло. Но не торопилась Ангара надевать эти чудо-бусы: для милого хранила девушка свои лучшие украшения.
Время шло, а никто сердца Ангары завоевать не мог. Печальна стала Ангара, невесела. Заметил это Байкал и догадался, что пора бы дочери и свадьбу играть. Оповестил Байкал всех богатырей, что хочет дочь замуж выдать. Много желающих породниться с Байкалом собралось, но всем отказала капризная Ангара. Не нашлось среди статных красавцев юноши ей по сердцу.
Однажды во владения Байкала приплыл очень нарядный струг, а привел его молодой красавец Иркут, которому тоже захотелось попытать счастья и получить Ангару в жены. Но и он не смог покорить сердца девушки. А вот Байкалу Иркут очень понравился. Устроил он в честь юноши богатый пир и обещал за него дочь выдать. Обрадованный юноша отплыл домой, а Байкал начал осторожно уговаривать дочь выйти замуж за Иркута.
Совсем печальна стала девушка, когда закончился праздник. Разъехались гости, уехал и Енисей, которому дочь седого Байкала тоже приглянулась. Обеспокоился Байкал, уж не об Енисее ли Ангара тоскует, и спешно назначил свадьбу с Иркутом. Послал гонцов к зятю, а дочь, чтобы слову отцовскому не перечила, посадил в темницу.
Ангара созвала все свои речки и ручейки, взяла волшебные бусы и, пока отец спал, побежала к Енисею. Спохватился Байкал, богатырей своих послал за беглянкой и гневно кричал ей в след. Смеялась Ангара, ведь убегала она к любимому! Увидел Байкал, что теряет дочь навсегда, собрал все свои силы и швырнул огромную скалу ей вслед. Но было поздно. Не остановилась Ангара, еще быстрее побежала вперед. И была она такая счастливая, что решила поделиться счастьем со всеми людьми! Достала девушка связку волшебных бус из шкатулки и бросила себе под ноги. Пусть люди будут здесь счастливыми и богатыми.
Выскочил навстречу Ангаре Иркут. И его обошла Ангара, окрыленная встречей с Енисеем. Снова достала связку бус и бросила себе под ноги.
Наконец, увидела она Енисея. Достала из шкатулки самые красивые бусы и надела. Крепко обнял любимую Енисей, и пошли они вместе по голубой дороге.
(Шаман-камень
Считается, что Шаман-камень является местом обитания хозяина Ангары – Ама Саган Нойона. Здесь проводили свои обряды шаманы, а преступников оставляли на ночь. Если утром человека находили камне живым и здоровым, с него снимали вину и отпускали.)
Хозяин острова Ольхон
Есть на острове Ольхон Шаманская пещера. Когда-то там жил жестокий повелитель монголов Гэген-бурхан, брат повелителя подземного царства. Все островитяне Гэгена боялись. Люди знали, уж если выберется на белый свет этот беспощадный властелин, жди беды.
Сколько раз пытался грозный хозяин Ольхона подчинить себе мудреца-отшельника, все напрасно. Гора никого не пускала наверх. Стоило лишь воинам Гэген-бурхана начать взбираться на Ижимей, как на головы непрошенных гостей обрушивались огромные камни. Так и оставили в покое Хан-гута-бабая. Но случилось так, что у одной островитянки Гэген-бурхан казнил мужа. Долго плакала женщина и люто возненавидела повелителя монголов. Стала думать, как избавить свою землю от жестокого владыки. Придумала женщина пойти к Хан-гута-бабаю и рассказать ему, как страдают жители острова. Пусть он накажет Гэген-бурхана.
Сказано-сделано. Женщина отправилась в путь и очень скоро достигла вершины горы Ижимей. И вот что удивительно: ни одного препятствия не встретила молодая вдова на своем пути. А там, где воины Гэген-бурхана падали замертво, женщина прошла целой и невредимой. Выслушал островитянку Хан-гута-бабай и обещал помочь. Обрадованная женщина спустилась с горы и передала всем островитянам слова отшельника.
В одну из лунных ночей Хан-гута-бабай опустился на облаке на землю Ольхона. Припал к земле ухом и услышал стоны загубленных Гэген-бурханом невинных людей. Разозлился мудрец и попросил у духов о помощи: чтобы горсть земли Ольхона окрасилась в красный цвет, когда Хан-гута-бабаю это будет нужно. Утром отправился отшельник к Шаманской пещере. Разгневанный Гэген хотел с мудрецом расправиться силой, но испугался. Сошлись тогда два богатыря в честной борьбе, но не мог один одолеть другого. Равными по силе оказались богатыри. Условились тогда Хан-гута-бабай и Гэген-бурхан по-другому. Взяли по чашке, наполнили ее землей и договорились решить дело утром. Перед отходом ко сну каждый должен был поставить чашку у своих ног. У кого она утром окрасится в красный цвет, тому и уходить с острова.
Утром земля в чашке Гэген-бурхана окрасилась в красный цвет, и отдал правитель приказ своим монголам собирать юрты, навьючивать верблюдов. А ночью всех монголов со всем их имуществом подхватили подземные тени и перенесли за Байкал. Но многие бедные монголы остались. От них и произошли ольхонские буряты, которые сейчас населяют остров.
Гора Жима
Считается, что на горе Жима живут боги и духи. Воплощение духа горы – седовласый старец с бородой, который, говорят, помогает заплутавшим путникам найти дорогу домой
Легенда о белоголовом орле
В старину жил на Ольхоне могущественный царь шаманов. Узнал он, что где-то далеко в горах на юге появилась новая вера – буддизм и решил царь отправить в тот край своего сына. А чтобы юноше было легче добраться туда, царь превратил его в орла.
Разузнав все, о чем просил его отец, царский сын полетел домой. Он очень устал, проголодался, как вдруг заметил в степи павшую кобылицу. Поев падали, орел со свежими силами продолжил путь домой. Но отведав «нечистого» мяса, орел осквернил себя и уже не смог вернуть себе человеческий облик. Так юноша и остался большим белоголовым орлом, и с тех пор его потомки живут на Ольхоне.
На Ольхоне Белоголовые орлы вьют свои гнезда совсем близко к небольшим поселениям человека. А в одном и том же месте орлы могут гнездиться десятки, а то и сотни лет! К орлам на острове относятся очень почтительно. Считается, что орел понимает речь человека и за непочтительное отношение к себе жестоко мстит. Орла называют Большой Птицей, Князь-Птицей и даже Великим Отцом Ольхона – люди помнят и чтят легенду о царе шаманов и его сыне.
Легенда о мысе Бурхан
Давным-давно люди считали, что мыс Бурхан, известный также как скала Шаманка, состоит из золота и серебра. Многие пытались добраться до несметных богатств, но близко к скале подойти не могли. Днем и ночью хранила скалу эту старая шаманка. Она даже смотреть людям на скалу не давала, боялась, что золота и серебра в ней убавится. Насылала колдунья на людей гром и молнии, жить спокойно не давала.
Захотели люди избавиться от злой шаманки и призвали на помощь самых сильных и ловких богатырей и мэргенов – искусных охотников. Подготовили богатыри стрел несметное количество, луки сделали из самого крепкого дерева и кинули жребий, кому первому идти против шаманки.
Первым пошел богатырь Хоридой. Прицелился он и выстрелил. Стрела попала прямо в шаманку. Но каково же было удивление Хоридоя, когда шаманка встретила его со стрелой в руках! Отдала старуха стрелу богатырю и наказала никогда больше не возвращаться и стрелы напрасно не тратить. Выгоды ради вызвался Хоридой сразиться с колдуньей, потому и не причинили стрелы его вреда хранительнице скалы.
Вторым с шаманкой схватился богатырь Булагат. Нацелился он в голову шаманке и выстрелил. Но и его стрела не ранила старуху. Ради славы вызвался помочь Булагат, потому и его стрелы оказались бессильны против колдуньи.
Через некоторое время шаманка снова стала взывать к темным силам, чтобы загремели громы и обрушились на землю страшные молнии. На этот раз вышел из леса простой охотник и увидел, что это ненастье происходит по воле шаманки. Достал охотник лук и выстрелил старухе прямо в сердце. Пошатнулась колдунья и упала на землю. И сразу стало спокойно на земле, появилось солнышко, птицы запели, трава зазеленела, рабы заплескалась в реках и озерах. Так исчезла злая шаманка, а все ее золото и серебро пошло на пользу.
Шаманку люди похоронили и поставили на верх ее могилы камень весом с большую скалу. А на скале той написали, что лежит здесь злая шаманка, что насылала на землю гром и молнии. И про охотника того не забыли написать, что избавил народ от жестокой старухи. А когда на Ольхон буддизм пришел, и вовсе люди эту скалу переименовали. Стала скала Шаманка мысом Бурхан, что в переводе означает «Бог», «Будда».
Легенда о долине камней
Тогда созвали шаманы под свои знамена всех, кого могли – от Великих воинов и Совершенных магов до обычных крестьян. Великая битва длилась три года, три недели и три года. Даже закат побагровел от пролитой крови. Но опять не смогли шаманы одолеть друг друга.
Рассердились Высшие Силы на глупость шаманов и решили положить этому конец: Шаманов превратили в две скалы, стоящие напротив друг друга, а воинов – в каменные изваяния. Так появилось удивительное место на Байкале – загадочная Долина Духов в Тажеранских степях, плато, заполненное сотнями тысяч каменных столбов.
Много столетий назад жил на Байкале грозный и жестокий правитель Хасан Чосон. Многие народы он себе силой покорил. И земли далеко за Байкалом Чосон хотел к своим владениям присоединить. Но далек был путь туда, и все не решался правитель со своим войском в поход отправиться.
В один год зима выдалась настолько суровой, что все озеро покрылось толстым слоем льда. Идти по нему стало не опасней, чем по твердой земной поверхности. Хасан Чосон решил воспользоваться такой удачей и напасть на эвенкийские племена, жившие далеко за Байкалом. Правитель собрал несметную армию и отправился в поход.
Чтобы сократить путь, Чосон решил пересечь Байкал поперек и направил конницу по льду озера. Но не тут-то было! Боги разгневались на жестокого царя. Когда армия Чосона дошла почти до середины Байкала, лед треснул, и тысячи воинов пошли ко дну.
С тех пор в тумане Байкала можно увидеть очертания скачущей конницы. Это воины Чосона пытаются сделать то, что им не удалось сделать при жизни – перейти озеро.
Давным-давно два ветра-богатыря Култук и Баргузин были закадычными друзьями. Любили великаны друг к другу в гости ходить – повеселиться, поиграть. А для забавы была у них игрушка – чудесная омулевая бочка. Сила у этой бочки была необыкновенная: куда она поплывет, туда и омули косяками тянутся, как будто в бочку просятся. Забавляла игрушка великанов. Как сойдутся богатыри, как начнут ее кидать, и смотрят, у кого за бочкой больше рыбы пойдет.
Однако Сарма замуж не торопилась. Отправила она сватов к богатырям обратно и поставила условие: кто быстрее ее желание исполнит, тот и станет мужем великанши. А желание-то было непростое, требовала хитрая Сарма омулевую бочку, чтобы и ее Малое море рыбой кишело.
И затеяли Баргузин с Култуком кутерьму! Каждый норовил бочку отобрать, чтобы первому к Сарме явиться. Но не тут-то было. По силе богатыри равными оказались. Схватили оба бочку, да так и застыли: ни тот, ни другой бочку высвободить не может. Только схватились богатыри снова бороться – глядь, а бочка пропала! Поискали, пометались разъяренные ветры-богатыри, да успокоились. Решили подождать, когда бочка вверх всплывет. Шли дни, месяцы, а бочка все не появлялась. Потом от самого Байкала узнали богатыри, что это он бочку забрал и спрятал в своих глубинах, чтобы совсем ветры-великаны не рассорились.
Так люди помирили ветров-богатырей и с уловом хорошим пришли. А на Байкале с тех пор особо рыбным пролив Малое море считается. Хорошо Сарма позабавилась, много рыбы в свои владения приманила!
Сарма
Сильный шквалистый ветер из долины реки Сарма, впадающей в Малое Море. Может непрерывно дуть несколько суток, а скорость его достигает 60 км/ч. Чтобы уберечь от Сармы крыши домов, жители поселка Сарма привязывают их к земле.
Баргузин
В старину его называли «баргуджин», «полуночник». Мощный восточный ветер. Дует несколько часов, а его скорость достигает до 20 км/ч.
Култук
Ветер с южной оконечности Байкала. Несет штормы, дождливую погоду и туман на гольцы Хамар-Дабана.
Уже никто и не помнит, как давно это было. Был тогда Байкал тихим и спокойным. Лишь изредка рыба плескалась, зеркальную гладь воды беспокоила. Но однажды навалилась на Байкал страшная буря. Того и гляди озеро из берегов выйдет. Рассердился Байкал на бурю, а она знай себе гуляет по гребням волн, что высотой со скалу стали. Хвасталась она, что великое озеро расплескает и осушит как лужу.
Расправил свои могучие плечи Байкал и стал бороться с бурей. Скалу за скалой начал воздвигать вокруг себя, а за скалами – высокие горы. Испугалась буря, позвала на помощь ветры Баргузин и Култук. Силы у нее прибавилось. Но и Байкал на хитрость пошел: преградил он буре путь подальше от берега. Со дна озера стали подниматься скалы. И столько их поднялось, что стали они солнце заслонять. Ударится буря о скалы и на берег уже слабая приходит. С тех пор так и стали скалы Байкал охранять: назло бурям, на радость берегам.
А скалы, что посреди Байкала возникли, стало заносить илом и песком. Так превратились они в острова. Один из островов тех был больше других, и рос на нем лес. А ягод там было – тьма! И багульник цвел, и цветы всякие. Зимы на этом острове не было. Кругом снег, льды, а здесь все цвет, и ягоды наливаются. Узнали про этот остров ушканы – зайцы по-сибирски. Перебрались туда жить, расплодились и соседние острова заняли. Люди мешать им не стали. Охотники на остров не заходили, а если кто чужой за добычей заглядывал – тут же его выгоняли.
Интересно, что зайцами в России называли и морских тюленей. Увидев на островах много байкальских нерп, люди стали называть острова Заячьими. А затем это название стали произносить по-сибирски – Ушканьи. Так с тех пор острова Ушканьими и остались. А нерпы на Ушканьих островах так и живут. Это одно из немногих мест, где можно увидеть уникальных байкальских тюленей в естественной среде. Высаживаться на острова запрещено, а вот полюбоваться, как нерпы нежатся на солнышке, может каждый желающий.
Как остров Ольхон образовался.
Записано от Георгия Максимовича Шелковникова, о. Ольхон Иркутской области, 1936 г.
Как появилась Ангара .
Почему Баргузин в другую сторону потек.
Записано от Ивана Николаевича Щеглова, с. Толстихино Баргузинского аймака БурАССР, 1937 г.
Красавица Ангара.
Взмолилась Ангара:
Ой вы, тэнгэринские боги,
Сжальтесь над пленной душой,
Не будьте суровы и строги
Ко мне, окруженной скалой
Поймите, что юность в могилу
Толкает запретом Байкал.
О, дайте мне смелость и силу
Раскрыть эти стены из скал.
Никула охотник.
Записано от Корнея Кирилловича Ласкутова, 1971 г. рожд., малограмотного., п. Нижнеангарск Северо-Байкальского аймака БурАССР, 1939 г.
Откуда взялось название « Байкал ».
Записано от Е.И.Сороковикова-Магая, 1946 г.
Ушканьи острова.
Записано от промыслового сибирского охотника Якова Мироновича Сокольникова, 1871 г. рожд., малограмотного, пос. Нижнеангарск Северо-Байкальского аймака БурАССР, 1939 г.
Когда еще буряты не жили на одном месте, а кочевали из края в край по всей сибирской земле, им часто приходилось встречаться с такими холодами, которых они не могли выносить. Но как бы ни было холодно, они все же находили себе укрытия, делали из шкур зверей или из потников юрты и пережидали морозы.
Случился как-то в одном году сильный снегопад. Было это лет тысячу назад. Вывалил такой снег, что всю тайгу завалило до самых макушек деревьев. Многие буряты оказались почти под снегом. Они выбрались из него, но ходить по тайге на охоту уже не могли. Куда пойдешь, когда кругом все завалило так, что и звери по лесу бегать не могли и птицы стали падать от голода. Бедственно было в то время бурятам, не знали они, что осталось им делать. Тут выручил их батор Хонгодор. Он собрал всех бурят около своей юрты и сказал: «Идите все за мной, мы выйдем в широкую степь, где ветер уже унес весь снег, и там заживем новой жизнью. Там мы расплодим скот, как то делал мой отец, когда мы жили в Монголии, тогда мы не будем знать ни печали, ни горя».
Послушались буряты своего Хонгодора и пошли за ним. Батор шел впереди всех, проминал дорогу, показывал путь, куда они должны идти. С большим трудом они проходили в день версту, потом зарывались в снег, а утром шли дальше. Так шли они до тех пор, пока не перешли Ангару и Оку и не остановились на чистом ровном месте, на правой стороне небольшой речки Алки. Здесь хонгодоровцы поставили целый улус, хотели обосноваться навсегда. Прожили они тут несколько лет, но обосноваться никак не могли. Зимой и весной дули такие холодные ветра, что не было сил показываться на дворе.
Такого холода буряты еще никогда не испытывали, так как до этого они все больше жили в тайге, а там было намного теплее, чем здесь. Скот у них никак не разводился, он все больше гиб на морозе, и начали буряты бедствовать хуже, чем в тайге от глубокого снега. Тут-то буряты стали уговаривать своего батора Хонгодора, чтобы он увел их на другое место, где можно было пасти скот, где нет таких морозов и такого сильного ветра, от которого падают люди и все живое.
Хонгодору и самому не нравилось это место, он проклинал себя за то, что привел сюда своих людей на погибель, что он, перенесший в жизни всякие морозы, сам их не может выдержать. Прожив так около Алки несколько лет и потеряв от сильных холодов много людей, Хонгодор решил перекочевать на новое жительство к речке Икей. А свое прежнее место около Алки буряты прозвали Куйтуном.
Русские долго не селились у Алки, боялись, что на свете нет, по рассказам бурят, холоднее земли, чем вокруг этой речки. И на самом деле, то место в первые годы жизни русских оказалось морозным. Потом русские свыклись, настроили себе бревенчатые дома, распахали землю, обжили все кругом и не стали замечать морозов. А название места так и осталось. По правде сказать, буряты были правы.
Записано от Ильи Харитоновича Александрова, с. Бутаково Куйтунского района Иркутской области, 1936 г.
О происхождении названия реки Ангары.
На том месте, где сейчас Байкал, раньше были одни большие ледяные горы. Они уходили своей вершиной до самых облаков. Все лучи солнца падали на эти горы, они-то растопили льды. Воде некуда было деваться, она пошла под землю, разъела ее и сделала громадную котловину. Котловина заполнилась водой. Так образовался Байкал, как говорят старики.
В это же время начали таять горы льда и снега в горах. Сначала вода спружилась в отдельных горных логотинах, а потом прорвалась к Байкалу. Потому-то сейчас в него впадает много разных рек, речушек и ключей.
Когда в Байкале воды набралось очень много, он ее сдержать не мог, она стала искать себе выход. Вот и нашла. В одном месте она протекла под землю, а там камни были, из которых известку жгут. Те камни вскипели. выбросили все наружу, и образовался сильный провал. Вода хлынула в этот провал и потекла вниз. Было это дело много тысяч лет тому назад. В то время здесь жили разные люди, от которых буряты пошли. Они по названию провала и прозвали новую реку Ангарой. Раз по-бурятски провал называется ангарой, а река потекла по провалу, то ей дали имя Ангара, и ничего тут мудреного нету.
Записано от Д.С. Асламова, 1936 г.
Как две реки получили название «Ангара».
В незапамятное давнее время, когда еще солнце не так грело, как теперь, когда рыбы были малявками, а лес походил на корешковые кусты, вся нынешняя Сибирь была покрыта почти одним чистым льдом. Озер здесь было мало, а рек не было совсем. Прошло с тех пор много миллионов годов. Лед и снег растаяли под солнцем, когда оно начало сильнее греть; лес вытянулся к небу и стал тайгой, появились звери и птицы, рыба выросла большой, а солнце спустилось поближе к земле, чтобы давать всему земному жизнь. В то время откуда солнце восходит в Сибирь пришли разные люди. Первыми из них были тунгусы. При них Байкал стал морем, а Ангара рекой.
Как это было, о том старики знали, нам велели рассказывать, а в книгах об этом нету даже строчки. И вот про это тут от тунгусов слыхала моя мать и рассказывала. Она много знала, и память у ней такая богатая была, что раз услышит, потом всю жизнь помнит.
Байкал сначала небольшим озером был, потом к нему потекли маленькие речки. Но от них он не рос, все оставался таким же. Но вот в крупных горах пробился из-под земли ключ, и валом повалила вода. Дошла она до Байкала, а там ей громадные скалы дорогу перегородили. Катилась та вода, катилась, и набралось ее столько, что скалы не удержались и развалились.
Хлынула вода в Байкал, смыла все скалы и камни и соединилась с Байкалом. В проходе в Байкал, где раньше были скалы, появилась дыра, похожая на разинутую пасть зверя. Тунгусы закричали: «Ангара, ангара!» По-тунгусски такая пасть зовется «ангарой», отсюда и за рекой имя это пошло. Удивились тунгусы, куда же теперь озеро всю эту воду денет, и пошли по берегу. Наконец, тунгусы дошли до громадной скалы. Дальше идти некуда, и остановились они тут на житье. Пожили немного и вдруг услыхали, как скалы разваливаются, земля вся дрожит, светопреставление началось. Потом все стихло, туман ушел, и в скале громадной появилась такая же дыра, как та, похожая на пасть зверя. Тунгусы закричали: «Ангара, ангара!» В нее повалила вода и потекла вниз. Тунгусы и эту дыру прозвали Ангарой. Только первую они прозвали Верхней Ангарой, а вторую просто Ангарой.
Пожили тунгусы у второй Ангары и разбрелись по разным местам. Другим людям они рассказывали, как Ангары появились и почему им такое имя дали. С тех пор оно так и идет, про то каждый старик знает.
Записано от Ивана Илича Ефремова, рабочего прииска Троицк Баунтовского аймака БурАССР, 1937 г.
Откуда Селенга взяла свое название.
Как появилось название озера Котокель.
В древнее время на том месте, где появилось озеро, стояли высокие скалы. Кроме скал, а вдали крутых гор, на той земле ничего не было. Не водились там ни звери, ни птицы, на сотни верст не росло ни одного дерева. Когда образовался Байкал, то однажды поднялась сильная буря и вода из озера была ветром загнана на те скалы. От нахлынувшей воды скалы медленно начали разрушаться, волны унесли камни в Байкал, и постепенно там, где были скалы, появилась впадина. Земля под впадиной стала опускаться и заполняться байкальской водой. Вместе с водой в озеро пришла рыба.
Прошло много лет, Байкал замыл берег, и вода теперь уже не могла попасть во впадину, озеро осталось замкнутым в горах. Вокруг него сразу жизнь изменилась, далеко в горах стал расти лес, начала шуметь тайга, а по самому берегу на несколько верст к горам появилась ольха. Она так стала быстро расти, что вскоре берега стали непроходимыми, все переплели ее ветки.
Много лет вокруг озера никто из людей не жил. Но вот где-то на востоке, за хребтами, началась война. Она шла много лет, люди воевали между собой до того, что их осталось совсем мало. Чтобы не извести себя совсем, одно племя убежало к Байкалу и встретилось с другими народами. Войны здесь между ними не было, но новое племя скрылось на острове этого озера. На том озере сохранился остров со скалами, видно, вода его не могла смыть, только все скалы проточила, глубокие дыры в них сделала.
Поселилось прибежавшее племя в скалах, в готовых пещерах, и никто к нему не мог ни пройти, ни проехать. Жило оно там долго, многие поумерли, не увидев другого света. Когда их осталось мало, все-таки к острову пробрались тунгусы или орочоны, разные люди про то разное говорят. Но только пробирались они долго не то что до острова, а даже до самого берега озера, ольха тут все так переплела, что мошке в ней и то трудно было проскочить. Когда тунгусы все же пробрались через ольху, то на острове попали в незнакомое им племя. Тут они ужились вместе с тем племенем.
Когда тунгусы выходили на большой берег, то все время плутали в ольхе и говорили: «котокель, котокель», что значит «непроходимая ольха». Потом они ездили к своим родичам и оттуда всегда торопились, чтобы засветло попасть на остров, и тоже говорили: «котокель, котокель», то есть им надо пробраться через ольху. Так и получилось, что и само озеро по-тунгусски назвали Котокелем.
Русские пришли к Байкалу и узнали, что недалеко от него есть озеро Котокель, но ольхи той большой и густой уже в то время и в помине не было. А название, как видите, осталось.
Записано от Гурьяна Степановича Лейкина, с. Гремячинск Прибайкальского аймака БурАССР, 1937г.