Как и за что наградил водяной садко
САДКО И ВОДЯНОЙ ЦАРЬ
Новгородский гусляр Садко разбогател благодаря помощи водяного царя, но царь не забыл о нем, зазвал к себе в подводное царство. Так и остался бы Садко на дне Ильмень-озера, если бы не подсказки Николая Угодника… Считается, что прообразом былинного Садко послужила историческая личность, купец-богач Садко Сытинец, о котором в летописи сообщается, что заложил он в Новгороде каменную церковь в честь святых Бориса и Глеба.
Садко был простым гусляром, играл на пирах, свадьбах и прочих застольях. Однажды Садко не позвал его. Садко вышел на берег Ильмень-озера и заиграл грустную мелодию, затем повеселей и наконец совсем веселую-разудалую. Неожиданно поднялись на Ильмень-озере высокие волны, закружились они водоворотом, и из пучины озерной появился царь водяной. Фыркал он, водой отплевывался, улыбался и вдруг заговорил человеческим голосом:
— Эх, растревожил ты мне душу своей грустной музыкой, Садко, а как заиграл веселую мелодию, так ноги мои сами в пляс пустились, остановиться не могут. За доставленное удовольствие хочу наградить тебя по-царски. Иди-ка ты на рынок новгородский и побейся об заклад с купцами, скажи им, что выловишь из Ильмень-озера необыкновенных трех рыб, золотых, с перьями огненными, с глазами янтарными. Не поверят тебе купцы, да ты не бойся, клади свою голову против их дорогого товара.
Отправился Садко в Новгород, пришел на рынок и говорит купцам, что он простой гусляр, а может выловить из Ильмень-озера трех золотых рыбок с огненными перьями и янтарными глазами. Посмеялись над ним купцы, побились об заклад. Садко положил свою голову, купцы — красного товару немерено.
Пришли к Ильмень-озеру. Закинул в воду Садко шелковый невод и вытащил золотую рыбу с огненными перьями и янтарными глазами. Подивились купцы, заохали, ничего не понимают, как такие рыбы могут водиться в Ильмень-озере. Забросил Садко невод второй раз и снова вытащил такую же чудную рыбину. На этот раз купцы промолчали, ничего и не сказали. Забросил Садко невод в третий раз и снова вытащил он золотую рыбу с янтарными глазами.
Огорчились купцы, да делать нечего, отдали они Садко дорогой товар. Враз разбогател он, стал купцом, научился торговать с прибылью, все у него ладилось. Дом построил себе белокаменный и пригласил купцов на пир. Наелись гости досыта, напились допьяна и стали они хвастать, кто какого товара может скупить. Пуще всех расхвастался Садко, опять побился об заклад с купцами, что скупит весь новгородский рынок и весь товар, какой бы на нем ни появился.
Не поверили ему купцы, ударили по рукам. Порешили, если проиграет Садко, то отдаст тридцать тысяч рублей. С утра послал своих слуг Садко на рынок, дал им денег, чтобы скупили весь товар. Едва слуги скупили товар, как лавки снова наполнились. И снова побежали слуги Садко, и снова скупили все. Думали, что утром рынок будет пустой. Побежали на него и ахнули, с утра на новгородском рынке появилось еще больше товара. Узнали они, что привезли его московские купцы.
Понял Садко, что проиграл. Отдал он долг, тридцать тысяч рублей, закупил на оставшиеся деньги товара и поехал за море. Там он с прибылью продал товар, набил сундуки золотом и серебром, жемчугом и дорогими каменьями и отправился домой.
Проплыли они все моря и озера, и едва дошли до Ильмень-озера, как поднялась буря. Не дают высокие волны двигаться кораблю. Понял Садко, что это водяной царь требует от него дани. Приказал он кинуть в озеро сундуки с золотом, серебром и драгоценными каменьями. Но не унималась буря, не уменьшались волны. Требовал царь жертвы человеческой. Тогда кинули купцы жребий, и выпал он Садко. Попрощался он с друзьями-товарищами, взял свои гусли и бросился в воды озера.
Водяной царь уже ждал его со свитой. Сказал, что не получал он дани от купца Садко, которого одарил тремя волшебными рыбками, забыл про него Садко. Извинился Садко и провел по струнам гуслей. Заулыбался царь, попросил Садко сыграть что-нибудь веселое, разудалое.
Тронул струны Садко, стал играть танцевальную, и царь водяной пустился в пляс, а за ним и члены его свиты заплясали. От того пляса на дне озера волны еще сильнее поднялись, стали тонуть корабли. Народ обратился к своему заступнику Николаю Угоднику, попросил вмешаться.
Играет Садко на дне Ильмень-озера веселую мелодию, ничего не ведает. Вдруг ему кто-то шепчет:
— Это я — Николай Угодник, твой заступник. Кончай играть. От этой музыки волны расходились на озере и корабли купеческие тонут, люди гибнут. Порви струны.
Услышал это Садко, испугался того, что невольно наделал, оборвал струны на гуслях, замолчала музыка. Подплыл к нему водяной царь и недовольно спросил, отчего он не играет. Садко объяснил, что порвались струны, надо возвращаться ему домой, чтобы купить новые гусли. Царь водяной сказал:
— Хороший ты гусляр, Садко. Завтра достанут тебе новые струны. Будешь служить у меня вечно. Женю тебя на красавице.
Хотел Садко ответить царю, что есть у него в Новгороде жена, да голос Николая Угодника нашептал ему, чтобы он соглашался, а из всех красавиц, которых ему завтра предложит царь, выбрал последнюю, Чернавушку. Она поможет ему вернуться домой.
На другое утро стал царь показывать Садко невест. Обомлел он, увидев таких красавиц, всех посмотрел и указал царю на последнюю девушку. Сразу устроили свадебный пир в подводном царстве, на котором гулял весь водяной народ. А потом молодых отвели в покои, где Чернавушка сказала Садко:
— Ложись спать, Садко, и ничего не бойся. Знаю, что ждет тебя дома жена, выручу тебя из неволи.
И Садко забылся богатырским сном. На другое утро проснулся он на берегу реки Чернавушки, что впадала в Ильмень-озеро. Встал Садко, потянулся, обрадовался, увидев Новгород. Вернулся он в город, где друзья и жена уже оплакивали его. Увидели его живым купцы-сотоварищи, радостно обняли.
Устроил тогда Садко пир на весь мир, где рассказал товарищам о своих приключениях. А потом получил он свой товар, выгодно продал его на новгородском рынке и на те деньги поставил церковь Николаю Угоднику.
Былина «Садко» краткое содержание и анализ
Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.
Былина «Садко»: краткое содержание для детей
В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.
Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.
Царь морской
Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.
За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.
Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».
Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».
Садко обещает выкупить весь товар
Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.
Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.
Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.
Садко проспорил
Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.
Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.
Дальнее путешествие и шторм
Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.
В царстве морском
И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.
Святой Никола Можайский
Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.
Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.
Родные края
Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.
Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.
Былина «Садко»: краткое содержание и автор
У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.
Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.
«Садко» Автор Неизвестен Кратко
Русская народная былина
«Садко» Краткое содержание
Садко – это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.
Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира
Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.
Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.
На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.
По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.
Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.
Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно
Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.
Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.
Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.
На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.
Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.
Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба – золоты перья плавает.
Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.
Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.
Так бедный гусляр стал богатым купцом.
Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.
Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.
Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.
Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.
Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.
Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.
Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.
Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены – Чернавушку.
После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.
Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.
Кратко об истории создания произведения «Садко»
Происхождение этой замечательной былины неизвестно, но есть предположение, что создание этой сказки опиралось на древнейшую песню о новгородском торговце по имени Содко Сытинець, который построил церковь Бориса и Глеба. Первое упоминание этой песни относиться к 1167 году.
Эта восхитительная былина передавалась на протяжении многих лет из уст в уста, от крестьянина к крестьянину, поэтому можно лишь строить догадки о первоначальном источнике этого рассказа.
Садко. Краткое содержание и анализ былины
Название: | Садко |
Автор: | Русский народ, записал Андрей Сорокин |
Год написания: | 1910 г. |
Год издания: | 1910 г. |
Жанр: | Русские былины |
По месту происхождения русские былины делятся на несколько циклов: Новгородский, Московский и Киевский. Тематика и сюжеты соответствуют особенностям и исторической традиции местностей. Самое известное былинное произведение Новгородского цикла, одна из жемчужин русского фольклора, называется «Садко», по имени центрального персонажа. Это сказание о талантливом гусляре, ставшем богатым купцом.
Былина изучается на уроках литературы в 7 классе. Ниже представлен анализ содержания и основных особенностей произведения.
Место и время действия
Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.
Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров русской государственности. Стоит на берегах реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.
Озеро Ильмень — водоём в северо-западной части Новгородской области, относится к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, древнерусских легендах и фольклорных произведениях.
Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.
Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.
Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.
Очень краткое содержание
Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир». Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.
Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.
На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.
Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.
К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.
Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.
Действующие лица и их характеристики
Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.
Садко
«А прежде у Садко имущества не было, одни гусельки яровчаты».
Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.
Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.
Морской царь
Микола Можайский
Другие персонажи
Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей и олицетворением этого водоёма.
Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.
Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.
Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.
Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая
Структура и композиция
Сюжет былины определяется как составной. В ней выделяются две самостоятельные сюжетные части, в тексте они не разграничиваются и излагаются последовательно, как единое произведение. Первая часть повествует о том, как бедный гусляр Садко становится богатым купцом, хвалится своим богатством и проигрывает спор. Вторая – путешествие купца Садко за моря, его пребывание на пиру морского царя и возращение домой. В каждой части можно выделить элементы традиционной композиции: завязку, кульминацию и развязку.
Подробный пересказ с цитатами
Ниже содержание былины изложено в соответствии с выделенными исследователями смысловыми фрагментами. Пересказ представлен по каноническому тексту былины.
Часть 1
Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.
«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»
Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород. Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.
Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.
Морской царь говорит:
«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»
Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.
Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!
Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».
Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.
Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.
Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.
Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.
На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд
Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».
На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.
Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород
Садко выплачивает заклад.
Часть 2
На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.
Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.
Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.
Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».
Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.
Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.
Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.
«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»
Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.
Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:
« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»
Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.
« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.
А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.
Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.
«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»
И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.
Садко последовал совету, изломал свои гусли.
Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.
«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».
Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.
Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»
Происхождение и варианты текста
Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным
Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказитель, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Сейчас это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, часть современной Карелии, относились к Новгородскому княжеству.
Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.
Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.
Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».
Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.
Вяйнямёйнен — мудрый старец, играл на кантеле, карельском народом инструменте, напоминающем русские гусли. «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским ученым Элиасом Лённротом.
К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.
Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.
Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.
Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.
Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.
Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.
Своеобразие
Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.
Христианство и язычество
В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.
Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.
Историческое и сказочное
Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок. Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах.
Сюжет «Садко» в русской культуре
К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.
В литературе
Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.
Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.
Театр и музыка
Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.
В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.
Кинематограф и мультипликация
В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.
Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.