Как конфуций понимает знание судьбы для чего мудрецу необходимо знать судьбу
Основные идеи конфуцианства кратко
Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.
Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.
Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.
В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.
Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.
Жизнь великого мудреца Конфуция
6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.
В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.
Что лежит в основе отношений между людьми?
Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.
Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».
Мудрость книги «Лунь Юй»
Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.
Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.
Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.
Этические принципы конфуцианства
В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.
Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.
В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.
Кратко об основных принципах конфуцианского учения
Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.
Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.
Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.
Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.
О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.
Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.
Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.
И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.
Ответ справочной службы русского языка
Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).
Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.
Судьба (Китай)
КОНЦЕПЦИЯ СУДЬБЫ
У ДРЕВНЕКИТАЙСКИХ ФИЛОСОФОВ
В книге: Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994, с. 84-91
Под древнекитайскими философами здесь подразумеваются прежде всего представители ученого сословия ru, обычно называемые конфуцианцами, которые функционировали примерно с 5 в. до н.э. К концу 3 в. их закопали, а книги их сожгли ради достижения квазикультурного единомыслия и аппаратной централизации. Эффективности указанного мероприятия способствовало совмещение к рубежу н.э. искусственного по своему происхождению письменного языка с естественным, в результате чего суть сжигаемых текстов оказалась малопонятной и чуждой позднейшей культуре, а сохранение и восстановление этих текстов фактически обернулось их реконструкцией и дешифровкой.
Понятия, которыми оперировали конфуцианцы, не отличались от понятий других школ в силу единой семантической обусловленности письменного языка, развитие которого сохраняет преемственность с первых гадательных надписей середины 2-го тыс. до н.э. (конфуцианцы — преемники гадателей-скрибов). Смысл этих понятий реконструируется на основании трех типов документов, в общем хронологически сменяющих друг друга. Это эпиграфика (надписи сначала на гадательных костях, затем на бронзовых сосудах), канонические тексты и сопряженная с канонами историко-философская литература.
Эта система понятий 1 была эксплицирована в философских текстах 4—3 вв. до н.э., прежде всего в самом крупном трактате Четверокнижия, возводимом к главному последователю Конфуция Мэнцзы, в трактате «Сюньцзы», приписываемом основному сопернику Мэн-цзы в школе ru, и в «повествованиях» к канонической «Книге Перемен» (повествования — это тексты, сопряженные с канонами; они, как и философские трактаты, написаны на принятом в 4—3 вв. до н.э. языке, более приближенном к естественному 2 ). Важные фрагменты имеются также в трактате «Чжуанцзы», относимом к Даосской школе.
Соотношение судьбы и Неба задается прежде всего формулировкой Мэнцзы:
(Замечу, что в классическом китайском тексте «кто» и «что» не различаются.) Здесь судьба выступает как преобразующий, невербализуемый фактор, как декрет, внешнее предопределение.
Третий фрагмент (к первым двум мы обратимся позже) 7-й главы «Мэнцзы» содержащий в основном дефиниции и псевдодефиниции, таков:
В этой псевдодефиниции судьба соотнесена с Дао как обретение и поиск, т.е. как реализация и потенция (замечу, что Небо и Дао в таком контексте почти одно и то же).
Линейное расположение «Неба» и «судьбы» дает «Небесный мандат» tian ming.
Это, в частности, — судьба правителя или династии править; «перелом» такого мандата ge ming — китайский аналог концепции революции.
Одно из повествований, впоследствии одна из книг Четверокнижия, — «Сoвмещение с обыденным» в общепринятой трактовке начинается так:
Небесный мандат называется натурой 8 ;
ведущее натуру называется Дао;
совершенствующее Дао называется учением.
Однако соображения параллелизма делают более приемлемым иной перевод первой фразы. По этому случаю привожу альтернативный перевод всех трех дефиниций:
Делающее естественным (сущим) предопределение называется натурой:
следование натуре называется Дао;
совершенствование Дао называется учением.
(Замечу, что древнекитайский язык устроен так, что вторая и третья фразы в
обоих переводах имеют одинаковый смысл.)
Применение этой дефиниции к человеческим существам показывает, что первая фраза подразумевает одаренности, вторая, — так сказать, «естественнонаучное» устройство среды обитания, третья — обучение.
Соотношение судьбы и натуры уточняет фрагмент 7-й главы «Мэнцзы»:
«Соотношение рта со сладким, глаз с цветным, ушей со звуками, носа с запахами — это натура. Но если в этом имеется судьба, благородный муж не называет это натурой (интерпретация: человек, например, может ослепнуть).
Соотношение четырех конечностей (т.е. тела) и безмятежности, гуманности и [отношения] отец—сын, справедливости и [отношения] государь—подданный, этикета и [отношения] гость—хозяин, знания и достоинства, совершенномудрого и Дао Неба — это судьба. Но если в этом имеется натура, благородный муж не называет это судьбой (интерпретация: бывает, например, врожденная асоциальность)».
Понимание вышеприведенной дефиниции судьбы возможно в том русле, что
глаза смотреть не должны (они просто смотрят), но человек должен в принципе
находиться в безопасности и безмятежности, а отношения между правителем и подданным должны, определяться справедливостью (понятием о должном). Более того, это отношение как раз является минимальной конкретизацией понятия должного и наличествует лишь в силу экзистенциальности понятия социальной обусловленности человеческого бытия.
85
В традиционной китайской системе понятий справедливое и должное составляют единое понятие, а фиксирующий это понятие иероглиф уi имеет еще значение «смысл». Так судьба приобретает явный оттенок смысловой детерминации. Впрочем, телеологичность китайской судьбы в специальных доказательствах не нуждается — достаточно вспомнить заявление Конфуция о том, что важнейшим, но не последним этапом становления его личности было познание им в 50 лет Мандата Неба (2.4), или его положение о том, что, не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем.
В одной из притч «Чжуанцзы» (гл. 19) искусный ныряльщик говорит о себе, что он «начат gu, выращен натурой, сформирован судьбой». Его собственное разъяснение этой формулировки таково:
Я родился на холмах и в безопасности на холмах — это gu;
Я вырос на воде и в безопасности на воде — это натура;
Я таков, не зная, за счет чего я таков, — это судьба.
А в 17-й главе этого трактата поддержание правильного соотношения небесного и человеческого обобщается трехчленной формулой:
Не надо ради человеческого губить Небесное;
Не надо ради gu губить судьбу;
Не надо ради обретения жертвовать именем (репутацией).
Китайская судьба — это еще предопределение человека, его «мандат на жизнь» sheng ming. В смертельной опасности китаец вместо «Помогите!» кричит «Спасите судьбу!». Такой подход к судьбе резко отличен, например, от ассоциации английской fate со смертью. А «выправление» этого «мандата» zheng ming — это правильно прожитая жизнь — естественное развитие и полное завершение своей судьбы.
Первый фрагмент 7-й главы «Мэнцзы» гласит:
«Исчерпание своего сознания есть познание своей натуры, а познавая свою натуру, познаешь Небо. Пребывание в своем сознании и взращивание своей натуры — это то, чем служат Небу. Отсутствие двойственности в отношении срока жизни, самосовершенствование для того, чтобы прожить ее достойно — это то, чем устанавливают судьбу (т.е. делают осмысленным свое существование)».
Второй фрагмент этой главы таков:
Идея исчерпания своего Дао возвращает нас в высокие метафизические сферы, место судьбы в которых намечено фрагментом главы «Небо и земля»
трактата «Чжуанцзы»:
В великом начале наличествовало отсутствие — отсутствовало наличие, отсутствовали имена;
В том. что повлекло возникновение единого, было единое, но не было форм.
То, что обретают объекты для жизни, называется de (качества/благодать) — в еще не оформленном появляется разделение;
[временная] совмещенность и [пространственная] непрерывность называются судьбой — покой приходит в движение и рождаются объекты;
Формирование вещей и устроение живого называется формами — формы становятся телесными и обеспечивается связь со сверхъестественным;
Наличие для каждого [объекта] эталона и закономерности называется натурой — натура совершенствуется и обращается к dе.
Основная, вторая часть этого фрагмента (его тонкую структуру и многообразие задаваемых понятийных связей обсуждать здесь нет места) представляет собой квадратное построение (точнее, пропорцию-ци, описанную В.С.
Спириным [8, 188—190]) вида:
de судьба
формы натура
. Отмечу также, что в этом фрагменте подключается важнейшее понятие строя ( li ), а д.е и формы выступают как функции Дао и объектов.
Очевидно, что в метафизическом фрагменте «Чжуанцзы» отражена та же система понятий, что и в начале «Совмещения с обыденным», и в кратком изложении сути канонической «Книги Перемен» в рамках последующей культуры повествований —в «Повествовании, разъясняющем символы «Книги Перемен»».
Начало второго параграфа, раскручивающего в обратном порядке первый, таково:
«Прежде совершенномудрые создали Перемены с тем, чтобы с их помощью быть послушными строю натуры и предначертания. Поэтому установили Дао Неба — инь и ян; установили Дао земли — мягкое и твердое; установили Дао людей — гуманность и справедливость. «
В процитированном квадратном построении «Чжуанцзы» судьба выступает как нечто, обеспечивающее непрерывность связи между надбытийным, неизмеряемым, невербализуемым сверхъестественным и человеческим. Эту связь проще всего представить как приказ (ming ling «судьба-приказ»), отданный Небом человеку.
Протознак судьбы состоит из угла вершиной вверх с перекладиной (сверху) и
фигуры человека, сидящего на согнутых ногах (снизу). Верхний элемент принято интерпретировать либо как камень (но в камне стороны угла совпадают со сторонами иероглифа), либо как рот (но у рта угол закруглен и обращен не вверх, а вниз). В то время как наличие рта удовлетворяет представлению о приказании, наличие камня маловразумительно (если только не вспомнить о ветхой стене).
Анализ комплекса знаков с таким элементом сверху (здесь он опускается) и сопоставление с древними изображениями позволяет идентифицировать верхний элемент как угольник — основной древнекитайский измерительный прибор и эталон для выправления. А поскольку человек в указанной позе — это человек-деятель (последнее также вытекает из опущенного анализа комплекса протознаков с этим элементом), протознак судьбы прежде всего выражает идею
регуляции человеческой деятельности.
Представления об эталоне, строе и регуляции объясняют дефиницию судьбы,
замыкающую дефиниции десяти базовых, изначально заданных понятий, открывающие семиотическую главу «Выправление имен» трактата «Сюньцзы». Эти понятия квалифицируются как «рассеянные имена», возникшие «по договоренности», а не образованные правителем (т.е. официально введенные), как это должно быть в идеальном случае. Вот эти десять дефиниций:
Здесь, с одной стороны, парность дефиниций оттеняет понимание ming как судьбы-жизни, противовес болезни и смерти, с другой стороны, непосрественная дефиниция судьбы предполагает сопричастность отдельных бытии, их вписывание во всеобщий лад и ритм.
Исходное значение иероглифа, переданного выше как «соразмерность-такт» (в частности, «звуковой такт» — это слог) — «колено бамбука», «звено» и т.д. Его первоначальное написание фиксировалось тем самым сидящим человеком, о котором речь шла выше. Здесь уместно вспомнить квалификацию музыки в базовом тексте «Записи о музыке» как «судьбы Неба и земли, главной нити середины и гармонии (или совмещения с гармонией)».
88
«Схождению» перевода дефиниции «Сюньцзы» соответствует иероглиф уu с «бытовым» значением «встреча», представляющий собой сочетание детерминатива «движение» с графическим элементом, входящим в иероглифы со значениями «парный», «четный», «угол». Последний — это угол высказывания Конфуция (7.8), что он не повторяет объяснений людям, которые при задании одного угла не могут «обратиться» к трем остальным (ср. идею квадратного построения).
Таким образом, судьба представляет здесь в виде ming yun «обращений судь-
бы» (yun — это вращательное движение в противопоставлении поступательному, оборот, предполагающий совпадение конца и начала, непрерывное ритмичное совмещение с точкой отсчета. А ming yun — это основной двусложный (современный) аналог понятия «судьба».
Во втором разделе той же главы «Выправление имен» можно отчетливо увидеть еще одно «измерение» концепции судьбы, восходящее к «приказам» правителей: напомню, что на гадательных надписях соответствующий иероглиф
подразумевал не то суть приказа, не то его формулировку.
И в вышеприведенных дефинициях неоднократно всплывало слово «имя». Особенно примечательна в этом отношении процитированная выше трехчленная формула из «Чжуанцзы» о соотношении человеческого и небесного, опирающаяся на стратификацию «Небо» (верхний уровень), «судьба» (средний уровень) и «имя» (нижний уровень).
Напомню, что в первом разделе семиотической главы Сюньцзы рассматривает принципы установления правильных имен. Ее второй раздел развивает тему борьбы с неправильными высказываниями, причины возникновения которых автор видит в словоупотреблении. Мы ограничимся рассмотрением центра этого раздела, образованного квадратным построением на тему bian shuo, которую несколько смело и приблизительно можно сформулировать как «анализ текста». Это построение с последующим выводом имеет такой вид:
[Если] реальность не соответствует имени, производят действие ming 15 ;
[если ] ming не соответствует, производят действие qi (квадратное построение);
[если] qi не соответствует, производят действие shuo (составление микротекста на заданную тему, исходный смысл — «наставление» или «экспликация ситуации/эмоции»);
[если] shuo не соответствует, производят действие bian («различение» 16 ).
Таким образом, составление пропорций из элементарных высказываний (qi ming) и сопоставление микротекстов (bian shuo) — это великий узор (базовая структура) языкового употребления». 17
Можно предложить следующую упрощенную интерпретацию приведенного
построения. Плохо поддающиеся номинации именами (набор имен — парадигматика) следует обозначать высказываниями (синтагматика). Плохо означаемое высказываниями следует обозначать сопоставленными высказываниями (парадигматика). Плохо означаемое сопоставлением высказываний следует обозна-
89
чать текстовыми фрагментами (опять синтагматика). То, что не поддается означению и на этом уровне, следует представлять через сопоставление текстовых фрагментов (опять парадигматика). Именно так, в частности, построены разделы семиотической главы «Сюньцзы».
Последний процитированный текст уточняет отношение «имя-судьба». Имя — это статическое наименование предмета, а судьба — это динамическая предикация, обнимающая совокупность предметов или один и тот же предмет в разных временных срезах. И действительно, судьба — это то, что написано скорее не на клетке, а на роду.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что древнекитайскую «судьбу» можно упрощенно понимать как конкретизацию идеи базовой предикативной составляющей искусственного языка. Такой составляющей является команда (в компьютерном смысле), предполагающая определенные аргументы (имена) и задающая отношения между ними. Частными случаями этой команды, ее модификациями, предусматривающими различные наборы аргументов, являются общепринятые расширения ming до двуслогов — ming ling «приказ», ming ming «предикативная номинация», ming yun «судьба», sheng ming «жизнь».
1 Об этих понятиях как системе см. (4; б].
2 Подробнее о соотношении канон-повествования и тенденциях развития древнекитайской культуры см. [2].
3 Детальный анализ философских аспектов этого термина произведен в (5,145—150].
4 О Небе как высшей категории см. [1,359].
5 Соотношение tian и ming в раннем конфуцианстве специально рассматривается в [3]; о соотношении tian и xing см. [5, 121—145].
6 Интерпретация «каузироваться/происходить» как «доводить/доходить до конца» [5, 148] представляется чрезмерной.
7 Перевод А.И. Кобзевым второй половины этой формулировки [5, 148—149] представляется неточным уже потому, что Дао обнимает все.
8 Ср. возможный перевод «Предопределяемое Небом называется природой» [5,147].
9 О gu см. [9, 263—265; 10, 49—53].
10 Несколько иную, но вполне правомерную трактовку этого пассажа см. [5,148].
11 Иной возможный перевод с трактовкой И как «принципов» см. [5. 147].
12 О соотношении между натурой и чувствами-свойствами см. [10,59—65].
13 Перевод этих дефиниций с окружениями в (7,245] не представляется удовлетворительным.
14 Это «и т.п.» исчерпывается набором «имя», «название», «текст» и, в крайнем случае, «смысл».
15 В.С. Спирин вполне обоснованно квалифицирует подобное ming как «функциональное определение» [8, 189—190].
16 О терминах bian, shuo как обозначениях особых построений см. [8,173—179].
17 Иной перевод этого места в [7, 249] наряду с игнорированием технических терминов содержит недопустимую трактовку bian как «спора», а не «различения». Точный, но слишком специальный перевод см. [8, 188—189].
90
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЦИТАТЫ И ПРАВИЛА ЖИЗНИ КОНФУЦИЯ
Конфуций цитаты, афоризмы, высказывания
Конфуций (по-китайски Кун-цзы) ( 551 — 479 гг. до н.э.) – великий мыслитель и философ Китая. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Автор произведения «Беседы и суждения». Умер в 479 году до н.э. в Цюйфу. Цитаты, афоризмы, высказывания и «Беседы» Конфуция популярны на протяжении столетий, а в нынешнее время — «время информации», его цитаты только набирают популярность среди всего населения Земли.
Афоризмы и цитаты Конфуция о жизни
У Конфуция была бурная, нелегкая жизнь, давшая ему богатый опыт, который отразился в его высказываниях и цитатах о жизни.
«Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?»
«Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.»
«Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — Снисходительность.»
«Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.»
«Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.»
«Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни и основа хорошего общества.»
«На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.»
«Только дурак в своей жизни не меняет мнения.»
«Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь…»
«Благородный муж безмятежен и свободен, а низкий человек разочарован и скорбен.»
«Советы мы принимаем каплями, зато даем ведрами.»
«Никогда не рассказывайте о себе ни хорошего, ни плохого. В первом случае вам не поверят, а во втором — приукрасят»
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.»
«Не важно с какой скоростью ты движешься к своей цели, главное не останавливаться.»
«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.»
Лучшие цитаты Конфуция — величайшие уроки жизни
В сборник лучших цитат Конфуция входит его видение жизни, — как стоит пытаться прожить свою жизнь, к чему надо стремиться.
«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь». Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своей цели. Человек, добивающийся успеха — это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели, пусть медленно, но верно.
«Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое».
Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться, чем любить, простить и быть великодушным от всего большого сердца, большого ума и больших усилий.
«Жизненные ожидания зависят от усердия и старательности. Механик, который хочет усовершенствовать свою работу сначала должен подготовить свои инструменты».
Конфуций говорил: «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача».
Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.
«Ничего плохого в том, что вы ошиблись»
Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!
«Когда ты разгневан, думай о последствиях».
Соломон говорил: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.
«Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».
Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.
«Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого».
Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь — это история, наполненная уроками, созревшими для сбора.
«Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем».
Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.
«Перед тем как мстить, вырой две могилы.»
«Люди тратят свое здоровье, чтобы заработать деньги, а затем тратят деньги, чтобы восстановить здоровье. Нервно думая о будущем, они забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили.»
«Живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам!»
«Все глобальное начинается с мелочей.»
«Когда на сердце светло, в темном подземелье блещут небеса. Когда в мыслях мрак, при свете солнца плодятся демоны.»
«Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.»
Беседа Конфуция с женщиной
Как-то раз к великому китайскому мыслителю Конфуцию пришла в гости очень образованная по тем временам дама и задала ему вопрос:
— Скажи, Конфуций, почему когда женщина имеет много любовников, то её подвергают общественному порицанию, а когда мужчина имеет много женщин, то это нормально.
Прежде чем ответить Конфуций молча заварил чай и разлил его в шесть чашек.
— Скажи, — спросил он её после этого — когда один чайник льёт заварку в шесть чашек, это нормально?
— Да. — ответила женщина.
— Вот видишь — ответил Конфуций — а когда в одну чашку сливают сразу шесть чайников?…
Конфуций цитаты о любви
Конфуций понимал силу Любви, познал ее, и своими цитатами о Любви показывает что это такое — настоящая Любовь.
«Любовь — начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.»
«Человек, не имеющий любви, не может долго выносить бедность и не может постоянно пребывать в радости.»
«Когда желания чисты и проникнуты любовностью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране устанавливается благоустройство. А когда в стране устанавливается благоустройство, то устанавливается мир и согласие во всей Вселенной.»
«Влечение сердец рождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.»
«Любовь это приправа к жизни. Может подсластить, а может и пересолить.»
«Прекрасна та деревня, в которой господствует любовь.»
Конфуций цитаты о счастье
Счастье понятие разнообразное, размытое. Читая цитаты и высказывания Конфуция о счастье, понимаешь, что счастье существует и оно рядом.
«Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.»
«В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым.»
«Счастливого человека очень просто узнать. Он словно излучает ауру спокойствия и тепла, движется неторопливо, но везде успевает, говорит спокойно, но его все понимают. Секрет счастливых людей прост — это отсутствие напряжения.»
«Никогда не возвращайся в то место, где однажды был счастлив.»
«Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил.»
«У несчастья и счастья одни двери, польза и вред — соседи.»
«Знающему далеко до любящего. Любящему далеко до радостного.»
Цитаты Конфуция о женщинах
Конфуций в своих цитатах о женщинах дает подсказки как с ними жить, любить и понимать. Иногда он категоричен в своих высказываниях о них, наверное, потому что у него была несчастная любовь.
«У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух.»
«Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязанными, если удалишь от себя — возненавидят.»
Конфуций цитаты о работе
Конфуций понимал, что работа занимает большую часть жизни человека, и является основой любого государства, также как семья. О чем познал Конфуций в его цитатах о работе.
«Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни.»
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.»
«Открыть магазин легко, а вот не дать ему закрыться — уже искусство.»
Конфуций цитаты о государстве
Конфуций был государственным мужем, занимал пост и понимал всю важность государства в управлении такой большой страной, как Китай. Его мудрость отразилась на цитатах о государстве.
«Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.»
«Когда в стране справедливость, стыдно быть бедным и ничтожным; когда справедливости нет, стыдно быть богатым и знатным.»
«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.»
«Когда в стране не работает закон, много в ней становится начальников.»
«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести.»
Однажды мудрец проезжал неподалеку от горы. Какая то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, мудрец слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: — Вы так убиваетесь — похоже, скорбите не впервой? — Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После него, от них же погиб мой муж. А теперь вот, от них погиб и мой сын. — Отчего же вы не покинете эти места? — спросил мудрец. — Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина. — Запомни это, ученик, — сказал мудрец. — Жестокая власть — свирепее любого тигра. А добродетель никогда не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
«Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забывает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.»
Высказывания Конфуция о человеке
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.»
«За несправедливость платите справедливостью, за добро — добром»
«Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.»
«Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот правильный путь жизни, истинное поведение.»
«Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.»
«Путь в тысячу миль начинается с одного шага.»
«Лучший боец тот, кто побеждает не сражаясь.»
«Твой дом там, где спокойны твои мысли.»
«Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.»
«Простота — одно из лучших качеств человека.»
«Человек находящийся на самой вершине горы — не упал туда с неба!»
«Там, где кончается терпение, начинается выносливость!»
Три вещи, которые нельзя достигнуть:
— человеколюбия без скорби;
— знания без заблуждения;
— храбрости без страха.
«Куда бы ты не шёл, иди со всей Душой»
«Тот, у кого в душе светит солнце, будет видеть солнце даже в самый хмурый день.»
«Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость»
«Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.»
«Я видел, как погибали от воды и огня, но не видел, чтобы кто-то погиб от человеколюбия.»
«Легко быть богатым и не кичиться этим; трудно быть бедным и не сетовать.»
«Если вы хоть раз на что-либо закроете глаза, то в скором времени вы заметите, что вынуждены закрывать глаза на все.»
«Когда слова теряют свой смысл – люди теряют свою свободу.»
«Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.»
«Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.»
«Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть трупы проплывающих врагов.»
«Птицы перед смертью горестно кричат, люди перед смертью говорят о важном.»
Высказывания Конфуция об образовании
Зная силу образования Конфуций оставил свою мудрость в цитатах.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.»
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.»
«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.»
Афоризмы Конфуция о Боге
«Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы отыскать и осуществить в жизни волю Бога, закон Его, то есть проявлять истинную, нравственную сущность нашего я
Воля Бога — это то, что мы называем законом нашей жизни. Выполнение закона нашей жизни и есть то, что мы называем нравственной, истинной жизнью. Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что мы зовем религией»
«Истинный путь, или закон Бога, по которому должны жить, не находится далеко от людей.»
«Если люди создают себе правила, законы, пути жизни, которые далеки от самых простых рассуждений их разума, то эти пути нельзя считать истинными»
Как удивительно, как чудесно может развернуть и проявить человек заложенный в нем небесный дар! Мы ищем его и не видим, прислушиваемся и не слышим, а между тем эта божеская сущность проникает во все существующее, ничто не может быть без нее.
Смешные цитаты Конфуция
Конфуций был не обделен чувством юмора, и его смешные цитаты тому подтверждение.
«Если тебе плюют в спину, значит ты впереди!»
«Победа — это поражение.»
«Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.»
«Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.»
«Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.»
«Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?»
«Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель так, как любят женскую красу.»
Успех в достижении целей. Правила Конфуция
9 правил от Конфуция, которые принесут успех в достижении поставленных целей.
1. Поддерживайте постоянное движение к своей цели.
2. Оттачивайте свои инструменты.
Жизнь не стоит на месте, постоянно изменяются условия и обстоятельства, и это требует повышения мастерства в любом роде деятельности. Если вы хотите достичь цели, нужно принимать во внимание меняющиеся условия и обстоятельства, постоянно учиться, приобретать новые необходимые навыки и совершенствоваться – и это приведет к успеху. Это важное правило Конфуция люди часто упускают из виду.
3. Корректируйте методы достижения цели, но не саму цель.
Если вы чувствуете, что цель правильная, но становится недостижимой, не нужно изменять цель, нужно корректировать методы ее достижения. Другими словами, нужно найти другие способы достижения цели, которые окажутся эффективными на данном этапе пути. Помните, что жизнь всегда меняется, поэтому, чтобы достичь своих целей, нужно учитывать эти изменения и самому меняться. От этого зависит успех в достижении целей.
4. Делайте лучшее, делайте хорошо.
Что бы вы ни делали, делайте это хорошо, качественно, с любовью – насколько это вообще возможно. Делая лучшее из того, что вы можете, вы не будете потом сожалеть. Конфуций говорит: «Куда бы вы ни шли, следуйте туда всем своим сердцем». Чтобы добиться успеха в жизни, требуется всё от вас зависящее.
5. Ваше окружение определяет ваше будущее.
Человек во многом зависит от своего окружения, которое значительно влияет на систему ценностей и мировоззрение, и, таким образом, на будущее человека. Конфуций рекомендует не иметь дел с людьми, которые не занимаются самосовершенствованием. Такие люди «застыли» в своем развитии, и будут только тормозить вас на пути к успеху и достижению целей. Ведите дела и больше общайтесь с людьми, которые идут в ногу со временем и развиваются. Следуя этому правилу, вы тоже будете постоянно развиваться.
6. Хорошие вещи дорого стоят.
Трудно добиться всего хорошего, так как всё действительно стоящее требует больших усилий. Гораздо легче ненавидеть, чем любить. Легко быть негативным, и трудно излучать позитив. Проще совершать зло, чем делать добро. Всё лучшее, чего можно достичь в этом мире, требует больших усилий, работы над собой. Но оно того стоит. Конфуций говорит, что внешний мир – это отражение нашего внутреннего мира, поэтому, если мы хотим сделать внешний мир лучше, мы должны заниматься собой, развивать свои лучшие качества. Работа над собой – это неотъемлемая часть успеха в достижении любых целей. Возьмите за правило каждый день стараться что-то делать для саморазвития.
7. Обида разрушительна.
Быть обиженным означает жить в негативе, а жизнь в негативе не может привести ни к чему хорошему. Что излучаем, то и притягиваем. Излучая негатив, мы не можем притянуть позитив, так как это противоречит законам жизни. Оставьте обиды в прошлом, отпустите их, и ваше движение к успеху и счастью значительно ускорится. Конфуций советует продолжать движение к своим целям, несмотря на обидные поступки других людей, не позволяя обидам сбить нас с курса. Использование этого правила обязательно для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше.
8. Всегда помните о последствиях.
Каждое слово и действие приводит к тем или иным последствиям, и это правило всегда нужно помнить. Конфуций говорит: «Когда поднимается гнев, подумайте о последствиях». Гнев отключает разумность, здравомыслие. Под влиянием эмоций человек делает глупости, что может замедлить его духовное развитие и отодвинуть цель. Умение контролировать свои эмоции – это залог успеха в достижении поставленных целей.
9. Каждый может вас чему-то научить.
Каждый человек может стать нашим учителем в чем-то. Конфуций говорит, что чему-то хорошему в другом человеке можно подражать (стараться привить себе, развивать), а видя что-то плохое в другом, стараться искоренять это в себе. Таким образом, каждый человек может нас чему-то научить. Старайтесь использовать это правило каждый день, в общении с каждым человеком.
Серия сообщений «Мысли в слух. «: