Как лучше отвечать не за что или пожалуйста
Почему нельзя говорить не за что на спасибо?
Часто, когда для нас делают какую-то маленькую услугу, мы благодарим человека, а в ответ получаем «не за что». Почему так происходит? Откуда в нашей речи такая форма ответа? Не унижаем ли мы достоинство человека и его труд, говоря так неопределенно и весьма абстрактно?
Что значит фраза «не за что»? Не за что благодарить, мол, человек выполнил для нас пустяк, не потратил свои силы или же не за что благодарить, потому что наша просьба ничего не стоит? В первом случае, когда мы говорим «не за что», мы сами обесцениваем свой труд. Какой бы он ни был пустяшный, но всё же мы приложили свои усилия, своё время потратили, выполняя просьбу другого человека, постарались сделать то, что нас просили. И когда нас благодарят, мы говорим «не за что», т.е. обесцениваем сами себя, свои усилия. Но это ещё полбеды. Так же, когда мы говорим «не за что», мы обесцениваем и просьбу просящего, мол, просьба такая мелкая и пустяшная, что за неё даже не стоит говорить спасибо. Получается, когда мы отвечаем на благодарность фразой «не за что» мы обесцениваем не только свой труд, но и просьбу другого человека. Но разве так правильно?
Лучшим вариантом может быть такой: «Рад был помочь» или просто «пожалуйста». Это нейтральные формы, которые никого не обидят, а просто свидетельствуют о вашей вежливости.
***
Почему не стоит писать «касаемо» и «относительно»
Канцеляризмы, к сожалению, плотно вошли в нашу речь. И в текстах часто можно встретить уродливые формы простых выражений. Так случилось и со словами «касаемо» или «относительно». Разбираемся, почему использовать их не стоит.
Пример: Касаемо этого учебника.
Правильно: Что касается этого учебника.
Слово «касаемо» существует, и писать или говорить так не запрещено. Но это устаревшая форма, которую в словарях отмечают как просторечную, да и выглядит она, скажем, странновато. Так, что непонятно даже, какая перед нами часть речи. Вместо «касаемо» употребляем оборот «что касается» или «касательно».
***
За границу или заграницу: как покинуть страну и не выйти за границы разумного?
Правильно: отдыхать за границей
Даже если вы не планируете выезжать за границу, полезно знать, как это словосочетание правильно писать. Потому что в речи мы употребляем его часто, а на письме возникает ступор. Как правильно: поехать за границу или поехать заграницу? Всё зависит от контекста. Само существительное пишется слитно «заграница» («зарубежные страны»). Например, мечтать о загранице. А вот существительное «граница» с предлогом «за» пишется уже раздельно — то есть то, что означает «за пределами страны». То же самое правило работает для «рубежа» и «города»: работать за рубежом, жить за городом. Проверять себя можно вопросами: где, куда или откуда? Если их можно подставить — смело ставим пробел.
***
Семи пядей во лбу: это сколько?
Все знают, что значит эта фраза. А вот 7 пядей — это сколько сантиметров? Каждый грамотный человек должен это знать! И почему именно семь?
«Семи пядей во лбу» — очень умный, головастый человек. Раньше считалось, что чем больше лоб, тем способнее человек. А пядь — старинная мера длины, расстояние между раздвинутыми концами большого и указательного пальцев. Одна пядь равняется 18 сантиметрам. Вот и говорили: «А Митька-то головастый парень! Прямо семи пядей во лбу».
Число семь носит символическое значение, как и во многих русских сказках, пословицах и поговорках. Только представьте, каким должен быть лоб у умного человека. Семь пядей — это 126 сантиметров!
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Почему на «спасибо» нельзя отвечать «не за что»
Мы давно не замечаем, как на благодарность автоматически отвечаем пресловутым словосочетанием «не за что». Более того, считаем его одним из правил вежливости!
Однако эта фраза может сыграть с вами злую шутку.
Когда говорим «не за что», то у нас подсознательно возникает синдром «упущенной выгоды», — говорит психолог Анна Гарш. — Вроде и время потратили, и усилия приложили, и помогли человеку, а в результате это никак не фиксируется у нас в голове. Обязательно нужно себя поощрять словами, если действительно сделали что-то полезное. К сожалению, многие скромничают. Надо сказать, что из-за таких мелочей страдает самооценка, которую сложно поднять. Лучше все-таки не преуменьшать свои заслуги. Например, американские психологи советуют отвечать сразу в лоб: «Вы, наверное, и для меня сделали бы то же самое». На что человек сквозь зубы непременно ответит: «Конечно». Он будет понимать, что уже заведомо что-то должен. Желание хоть как-то «отплатить» своеобразной взаимностью будет долго его не покидать, пока не представится подходящий случай. Согласитесь, что это уж как-то слишком цинично звучит… Не думаю, что кому-то приятно подсознательно быть должным.
Психолог рассказала, что скрыто за словами «не за что».
Отвечая так на благодарность, сразу же думаете, мол, как человек не смог справиться с легкой задачей, которая даже вам под силу?! — продолжает Анна. — Во-вторых, таким образом показываете как себе, так и окружающим, что не цените собственные умения и потраченное время. В-третьих, своим «не за что» можете вызвать гнев у собеседника, подсознательно демонстрируя превосходство. В этом случае не стоит рассчитывать на взаимность…
Однако все-таки есть универсальный ответ, который пригодится на все случаи жизни.
Что бы ни изобретали психологи, есть один выигрышный ответ, который ни к чему не обязывает: «пожалуйста» или «рад помочь». К тому же он символизирует ответную благодарность.
Другое мнение
А вот священник, к которому мы обратились, чтобы также разъяснить этот вопрос, с позицией психолога не согласился.
Почему на «спасибо» не стоит отвечать «не за что»
Мы всегда говорим «спасибо» за оказанную нам услугу. А в ответ на благодарность почти всегда отвечаем словосочетанием «не за что». Оно уже прямо-таки въелось в нас, и говорим мы его почти автоматически. Однако, как говорят психологи, такая фраза в корне неверная.
Специалисты в области психологии утверждают, что отвечая «не за что», мы сами себя принижаем. У нас возникает эдакий синдром «упущенной выгоды». Ведь нам пришлось приложить какие-то усилия, потратить свое время, а мы же скромничаем.
Американские психологи, к примеру, предлагают вместо этого говорить такую фразу: «надеюсь, ты сделал бы для меня то же самое». Хочешь — не хочешь, а на это вам ответят что-то вроде: «конечно». Таким образом, и вы, и ваш знакомый, которому вы помогли, оценит вашу помощь. Кроме того, его не поникнет желание помочь своему благодетелю в будущем. Ведь даже на подсознании у него останется чувство, что он вам должен.
Отечественные психологи все же скромнее. Они считают, что когда мы произносим «не за что», мы как бы показываем, что человек вполне мог решить проблему и самостоятельно.
К тому же, данная фраза демонстрирует, что вы не цените свои умения и собственное время. Кстати, у некоторых «не за что» может вызвать и негативные чувства. Дескать, вы себя ставите выше него, показываете превосходство перед ним. В таком случае взаимность вряд ли можно будет дождаться.
Как же выйти из этой щекотливой ситуации? Психологи предлагают такую фразу: «рад помочь» или еще проще: «пожалуйста». Так вы в ответ и сами отблагодарите своего визави.
Что ответить на «спасибо» и как правильно благодарить
В современном мире всем хочется быть вежливыми и доброжелательными людьми. Мы часто говорим такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. Употребление таких выражений и оборотов в речи показывает нашу воспитанность и отзывчивость. Однако зачастую возникают такие ситуации, когда мы просто не знаем, что ответить на «спасибо». Всем же хочется быть оригинальными и, возможно, показать свое чувство юмора. К тому же бывают разные ситуации, где те или иные ответы просто неуместны. Давайте же разберемся, что и когда можно отвечать.
Краткие и современные правила этикета
Всем известно, что существуют определенные правила этикета, которые применимы в разных ситуациях. Существуют книги и курсы по этикету. Давайте вспомним некоторые из таких правил.
Использование вежливых слов и оборотов тоже входит в правила хорошего тона. Конечно, мы перечислили тут не все нормы этикета, но, на наш взгляд, они самые важные.
Соблюдать рамки
В некоторых компаниях среди сотрудников складываются доверительные, дружественные отношения, и они могут говорить друг с другом о подобном — но лично, на кухне, вечером в баре или в нерабочем чате. Смешивать деловую переписку с обсуждениями планов на выходные не принято нигде. А значит:
Иногда на курсах о технологиях общения рассказывают, что такие приемчики помогут расположить собеседника к себе, чтобы быстрее закрыть сделку и сподвигнуть человека вам помочь. Но в реальности все это тихо ненавидят и сотрудничают скорее вопреки, чем благодаря. К тому же никто никогда не скажет в лицо: «Ваши пожелания хороших выходных неуместны». Поэтому просто нет. В деловой переписке — о деле.
Что можно ответить на «спасибо»
Некоторые люди очень часто слышат благодарность в свой адрес (например, врачи, спасатели, пожарные, менеджеры по продажам и так далее). Как можно ответить на благодарность? В зависимости от ситуации можно применять абсолютно разные слова, например:
Лучше всего проявить дополнительное уважение к человеку и назвать его по имени, это покажет ваше участие. Исходя из ситуации, можно конкретизировать ответ. Например, если вы доктор и помогли выздороветь больному (допустим, провели операцию), можно сказать: «Рад был вам помочь, не болейте!
». То же самое касается продавцов в магазине. Можно ответить: «Не стоит благодарности, надеюсь вещь прослужит долго. Носите с удовольствием!».
Некоторые люди отвечают на «спасибо» поговорками: «друг познается в беде», «за добро добром и платят», «услуга за услугу» и так далее.
А вот такое популярное выражение, как «не за что», обезличивает фразу
, у человека может возникнуть ощущение, что вы ее говорите просто, чтобы побыстрее от него отделаться.
Сказать «спасибо» на личной страничке в социальной сети
Сегодня почти все поздравляют друг друга через интернет. Конечно лучше прийти лично или хотя бы позвонить, но иногда нет такой возможности. Тогда люди отправляют открытки по интернету и на них тоже желательно ответить.
Сделать это можно в статусе или на «стене» своей странички:
Также можно оставить на своей странице для друзей соответствующую картинку. Подходящую легко найти в интернете или нарисуйте сами.
Как ответить на «спасибо» девушке?
Девушки – особые существа и ответа на благодарность они ждут оригинального, особенно, если вы ей нравитесь. Конечно, никто не запретит использовать вышеназванные обороты, но можно и проявить фантазию. Включите романтические нотки в своей ответ (конечно, если девушка вам небезразлична):
Остальные ответы можно придумать в зависимости от ситуации. Если девушка не знакомая, а вы ей помогли выйти из общественного транспорта, можно просто сказать «пожалуйста».
Девушкам очень нравится, когда им уделяют внимание, поэтому подключайте фантазию и старайтесь не разговаривать штампами и клише. Можно даже преподнести девушке какой-нибудь презент (цветок или шоколадку), хотя, казалось бы, это же она вас благодарит. Но вспомните, что девушки любят, когда о них думают и заботятся.
Если вы подарите цветы без повода, она станет к вам намного лучше относиться, и вы вырастете в ее глазах.
Английское «пожалуйста» в ответ на «спасибо» для близкого круга общения
Благодарности неформального стиля общения, как правило, короткие и емкие. Поэтому запомнить их гораздо легче, нежели более «официальные» фразы. Вот для примера несколько выражений, состоящих всего из пары слов:
Другие темы английского: Как сказать «Восемь» по-английски, производные и составные числа, примеры
Тут настолько все просто и понятно, что даже дополнительные комментарии будут излишни. Тем более что и в русском языке найдутся десятки подобных примеров. Поэтому перейдем к разбору более сложных по строению выражений. Вот, например, такой полный ответ на «спасибо» на английском, тоже встречающийся в разговорной речи:
Кстати, в подобном значении можно также использовать короткую разговорную фразочку Not a problem – [nɒt ə ˈprɒbləm] – Не проблема; Не беда; Пустяк.
Кроме того, когда англичане хотят сделать акцент на «незначительности» оказанной помощи, они используют неопределенное местоимение nothing. Вот парочка вариантов подобных фраз благодарности:
Употребляется в почти таком же значении и местоимение anything. Но в подобных высказываниях уже появляются нотки дружеской иронии и сарказма. Рассмотрим несколько примеров:
Вот такая вот получается в ответ на «спасибо» дружеская благодарность по-английски с использованием anything. Конечно, в контексте присутствует некая «перчинка» и доля упрека, но ведь на то они и близкие дружеские отношения, а не прохладный полуофициальный обмен вежливостями.
Что ж, теперь вы знаете как ответно поблагодарить англичан в формальном и неформальном тоне. Не забывайте о том, что Великобритания высоко чтит культуру отношений, так что старайтесь всегда быть вежливым, отзывчивым и благодарным собеседником. И еще помните, что разговорные фразы уместны лишь в близком кругу общения, где взаимопонимание налажено на 100%.
Успехов в совершенствовании английского языка и до новых встреч на занятиях!
Всегда ли нужно отвечать что-то на «спасибо»?
Бывают такие ситуации, когда отвечать на благодарность не обязательно. Например, когда вас благодарят с нескрываемой иронией и цинизмом. «Ну, спасибо тебе, что разбил мою любимую вазу!», «Спасибо за то, что опоздал, я же совсем не долго жду!». Наверняка каждый из вас может вспомнить еще огромное количество ситуаций, которые, несмотря на слово «спасибо» не содержат ни грамма благодарности. Такие ситуации неприятны, особенно, если вы действительно виноваты. Поэтому вместо вышеперечисленных слов лучше или промолчать, или извиниться, но ни в коем случае не отвечать грубостью.
Рассмотрим пример с опозданием. Отвечают обычно в двух ключах:
«Да ладно, всего-то на десять минут опоздал, подумаешь, не заждался уж!» | «Извини, пожалуйста, что задержался. Попал в пробку и забыл предупредить, больше такого не повторится!» |
Какой вариант вежливее? Конечно, второй. Человек, возможно, перестанет на вас злиться, ведь у всех могут произойти непредвиденные обстоятельства. Даже в такой неприятной ситуации, когда вы своими действиями причинили дискомфорт другим, не стоит грубить – это может испортить отношения с близким человеком.
Как реагировать на подарки и комплименты
Несмотря на все перечисленное, не стоит быть категоричным в изъявлении благодарности, придерживаясь лишь одного варианта. Ничего страшного, если вы используете слово «спасибо». Произнося его, вы делитесь частичками добра. К тому же любой дар требует чего-то взамен. Вот вы и дарите некое «благословение» в качестве благодарности.
Даже если задуматься с точки зрения религии, спасения и так далее, можно честно рассудить: давать добро и спасать – это все же прерогатива Всемогущего, так почему бы не переложить на него эту ответственность?
А как вы обычно выражаете благодарность и отвечаете на нее?
История слова «спасибо»
Все слова имеют то или иное происхождение и слово «спасибо» не является исключением. В языческие времена наши предки отвечали обычно «благодарствую» (то есть «дарю благо»). Когда Русь приняла христианство, в обиход вошло слово «спасибо».
Считается, что это сокращение от фразы «Спаси Бог!». Раньше люди вкладывали в это выражение огромный смысл – это была не просто благодарность собеседнику, а выражало чувство благодарности к жизни. С течением времени выражение «Спаси Бог» сократилось до более простого «спасибо».
Существует также версия, что «спасибо» возникло еще до христианства и означало «Спаси, Бай!» (один из языческих богов). Однако большинство ученых называет эту версию несостоятельной и считает, что современное «спасибо» появилось в XVI веке. Сейчас ни один воспитанный человек не пренебрегает этим словом, ведь оно показывает уровень вежливости и образованности.
Манипуляции
Поведение Козлова можно было бы оправдать невоспитанностью, сексуальной напряженностью и даже влиянием недобросовестных бизнес-тренеров — если бы он желал Эльвире добра. Но он пришел, чтобы подписать Эльвиру на дурную
работу в выходные. Он хочет ей воспользоваться и остаться при этом молодцом, отсюда все скользкие ужимки. В его действиях есть злой умысел, а значит, его слова — манипуляции.
Манипуляция — это когда человек втайне хочет чего-то одного, а давит на оппонента в другом месте, чтобы тот сам сделал нужное. Я втайне хочу А, но давлю тебе на Б, чтобы ты сам догадался сделать А. Для наглядности — примеры из семейной жизни:
На работе манипуляции крутятся вокруг корпоративного духа и профессионализма: «ребята, мы же команда», «вы же профессионалы, для вас это должно быть легко». Иногда приплетают семейные отношения: «мы же тут как семья, а семью не бросают».
Фрилансерами часто манипулируют так: «Это будет отлично смотреться в вашем портфолио, поэтому сделайте работу бесплатно». И ведь проблема не в том, что кто-то что-то хочет от другого человека. Хотеть от других как раз нормально. Проблема в том, что человек не говорит о своих истинных мотивах, а пытается прикрыть их какими-то приличными, социально одобряемыми аргументами и остаться при этом молодцом. […]
Эльвира, здравствуйте! У меня плохие новости.
В среду вы прислали финальный текст для буклета. Я был уверен, что мы отправим его в печать, но все произошло не так. Сегодня у нас был совет директоров, и они попросили изменить концепцию и подход. Ваш текст не приняли.
Сейчас я прошу вашей помощи. Можете ли вы пересмотреть текст, учитывая замечания совета директоров? В документе 14 замечаний и предложений, если вам будет удобно, я могу позвонить и проговорить каждое подробно.
Это очень неприятная ситуация, и это моя вина: я должен был отправить текст в типографию быстрее, чтобы сегодня уже нельзя было ничего поменять. Мне жаль, что так вышло. Простите меня.
Я понимаю, что впереди выходные, а доделать текст — это серьезная работа. Если это вам неудобно, можете смело меня послать, я пойму. Но, если вы согласитесь, вы меня очень выручите.
Приложение: Текст буклета (замечания сов дир).docx
Козлову нужно было понять, что Эльвира ему не враг и не оппонент. Ее не нужно обводить вокруг пальца. Вообще-то она копирайтер и, скорее всего, сама захочет помочь Козлову. Нужно лишь подойти к ней не как к оппоненту, а как к партнеру — с уважением и заботой:
Отдельно помедитируем над «заранее спасибо». Во всех опросах эта фраза входит в десятку ненавистных. И дело, конечно, не в самих словах, а в том, что за ними стоит.
Когда нам говорят «заранее спасибо», имеют в виду такое: «Я тебя уже авансом поблагодарил, а значит, ты теперь обязан это выполнить». У нас теперь как будто нет права отказать. Это чистая манипуляция: автор этой фразы вроде бы вежливый, на самом деле он хочет заставить нас что-то делать против нашей воли, без уважения к нашим желаниям и планам. При этом в благодарности как таковой нет ничего плохого — благодарить человека за оказанную услугу правильно и полезно.
Еще полезнее — благодарить его не просто одним словом «Спасибо!», а конкретно указывая, за что мы благодарны. Еще законом не запрещено отблагодарить не словом, а делом:
Международный День Благодарности
Сейчас существует огромное количество праздников, причем некоторые из них неофициальные и были придуманы простыми людьми. Есть день дружбы и друзей, день котов, праздники имеются у представителей практически всех профессий. Слово «спасибо» тоже не обошли вниманием. Международный день «спасибо» отмечают 11 января. Можно назвать этот день самым вежливым в году. Конечно, этот праздник неофициальный, и его никто широко не отмечает. Придумали его для того, чтобы люди в этот день вспоминали о вежливости и были более добры и учтивы к окружающим.
Также существует еще и День Благодарности, отмечают его 21 сентября. Не стоит забывать о такой малости, как благодарность людям, которые вам когда-либо помогли.
Если вы хотите прослыть вежливым и думающим человеком, вы обязательно должны знать, что ответить на «спасибо». При ответе на благодарность не возбраняется фантазия и оригинальность, главное, применять их соответственно ситуации и не скатываться в сарказм и грубость. Относитесь к другим людям с уважением и почтением, и к вам будут относиться так же.
Don’t mention it — Не за что/не стоит благодарности
Является самым часто используемым эквивалентом “you are welcome» и употребляется, чтобы сказать другому человеку “не стоит благодарности, я был рад помочь/оказать услугу и для меня это не составило труда”.
Приведем пример из книги “Спутанные мысли маленькой девочки” Марии Антинс. Главная героиня вспоминает свою семью, благодарит брата за красивый подарок и за заботу о ней:
We stood there for a while thinking about Gran, thinking about Mom and Dad.
Мы стояли некоторое время, думая о бабушке, думая о маме и папе.
Критиковать прямо
Умение прямо высказывать претензии — редкий навык. Чаще люди используют намеки или пассивную агрессию — то ли чтобы не обидеть, то ли чтобы самим показаться более вежливыми. В любом случае получается фальшиво.
Тут нет никакой философии. Скрытая, пассивно-агрессивная, иносказательная, политкорректная и любая другая непрямая критика — это неуважение к человеку. Смысл неуважения в том, что собеседник считает себя очень умным, а коллегу — слишком обидчивым. И чтобы этого ребеночка аккуратненько атятя, надо утютю и усипуси. А так-то ты, мой обидчивый ребеночек, ничтожество. Не то что я, я молодец и интеллигент.
Лучший способ выстраивать отношения на работе — прямо говорить о проблеме. В этом есть как минимум уважение: «Я отношусь к тебе как к равному. Я могу говорить с тобой прямо, ты меня поймешь».
Неправильно думать, что коллега должен сам догадаться о проблеме. У него своя точка зрения, он не видит ситуацию так, как видим ее мы. Он может не знать о проблеме. Ему надо помочь.
Критиковать следует без оскорблений, а уважительно, с акцентом на факты. Хорошая идея — критиковать человека приватно, а не публично, чтобы ему не нужно было «сохранять лицо» перед коллегами. […]