Как манну небесную что значит
Живое Предание
Что такое «манна небесная»
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите ролик или читайте его расшифровку:
В наш язык прочно вошли такие выражения, как «ждать как манну небесную», то есть «ждать с нетерпением», или иногда «ждать, ничего не предпринимая». Мы иногда говорим «радоваться как манне небесной», когда речь идет о каком-то неожиданном, незаслуженном подарке или удаче, которая к тебе свалилась с неба. Иногда люди говорят «питаться манной небесной», наподобие «питаться Духом Святым» — в смысле «жить впроголодь», имея лишь самое необходимое для жизни.
В Ветхом Завете о манне говорится в 16-й главе Книги Исход и в 11-й главе Книги Чисел. В Книге Исход рассказывается, как народ, оказавшись в пустыне, начал голодать. Подымается бунт, ропот против Моисея и Аарона. И вот однажды утром народ просыпается, и по мере того как рассеивается туман, сыновья Израиля видят на земле нечто прекрасное, похожее на иней. И они стали спрашивать: «ман-ху?», «что это такое?». И тогда Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». И поэтому народ Израиля назвал эту пищу манной, что означает «что это?». Вот этот крик изумления и восхищения остался в названии этого ценного продукта. Она была похоже на зерна кориандра, была белоснежной и на вкус была приятной как медовые хлопья. Существует древнее предание, что на вкус она была разной: младенцам она казалась медом, молодым людям — приятной как хлеб, пожилым людям — бальзамом, елеем. Поэтому манна это пища, которую дает Бог, пища, которая утоляет потребности каждого человека индивидуально.
Ученные выдвигают разные гипотезы, что это могло быть. Некоторые считают, что это застывшая смола амариска.
Но для верующего человека совсем не важно, что было в физическом мире этой манной. Гораздо важнее, что это был знак любви Бога. Господь, как заботливый отец для своей семьи, накрывает стол прямо посреди пустыни: там, где человек по определению лишен всего, он получает в пищу самое необходимое и самое прекрасное.
Именно поэтому в Книге Премудрости о манне говорится как о хлебе ангелов: ангельском хлебе, доставляющем наслаждение и утоляющем голод.
Манна падала с неба каждый день в течение сорока лет, пока народ скитался по пустыне. Ее было ровно столько, сколько было необходимо каждому. Например, если кто-то был слишком трудолюбив или слишком алчен, набирал ее слишком много, то в результате манны оказывалось гораздо меньше, чем он ее собрал, а оставалось ровно столько, сколько ему было нужно. Если кто-то был ленив и просто протягивал руки и не хотел двигаться с места, он всё равно получал ее столько, сколько ему было нужно. И если кто-то пытался отложить эти запасы на следующий день, то они становились червивыми и загнивали.
Меня лично это очень смущало: как это ангельский хлеб, небесный дар может испортиться, подвергнуться разложению. Но это замечательный образ: ту благодать, которую мы получаем на сегодня, — ее нужно сегодня же пускать в оборот. Если ты что-то откладываешь на завтра, то все это идет прахом и портится. Поэтому не откладывайте жизни в присутствии благодати Божией на завтра, потому что завтра она может не наступить.
С манной связанно еще одно важное предписание. Народ вспомнил о субботнем дне. Дело в том, что Господь посылал манну каждый день кроме субботы, потому суббота — это день покоя. Но представьте себе, что каждый получает в пятницу двойной рацион этой пищи, для того чтобы мог исполнять предписание о покое, хранить субботу. И суббота, и сам этот факт — что Господь заботится даже об этом, говорит очень важную вещь. Манна, как и все божественные дары, нам не посылаются просто автоматически: это всегда знак любви.
В Новом Завете тоже употребляется это выражение. Апостол Павел нам сообщает о том, что в Иерусалимском храме, в Святая Святых, в Ковчеге Завета хранилась как величайшая святыня манна небесная, наряду со Скрижалями Завета и расцветшим жезлом Аарона. О манне небесной вспоминает Христос, когда говорит о хлебе, спустившемся с небес.
Но самое главное: манна — это знак Божественной любви, знак любви Отца, Который питает своих детей. Здесь есть очень важный элемент в плане воспитания чувств. Никогда не нужно переставать ценить то, что мы получаем как дар. Мудрость состоит в том, чтобы не присваивать себе полученный дар, а принимать его с благодарностью, для того чтобы он действительно приносил радость и был источником жизни.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Как манны небесной (ждать, жаждать)
(значение фразеологизма) — ждать с нетерпением.
(значение фразеологизма) — существовать впроголодь.
(от др.-евр. manhu — что это?). 1. По библейскому мифу — пища, падавшая с неба дли израильтян во время их странствования по пустыне.
Моисей и его соплеменники решили уйти из Египта, где на них объявили травлю. Они отправились в скитания продолжительностью 40 лет. Когда у евреев закончился хлеб, взятый из Египта, Господь послал манну, которая была похожа на белые маленькие крупинки или на мелкий град. Каждое утро манна появлялась на земле вокруг еврейского стана, кроме субботы. Поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус меда, дети — вкус масла.
Слово манна произошло от древнееврейского manhū, что означает «что это?». Такое название манна получила потому, что когда евреи увидели ее в первый раз, то спрашивали друг друга: «что это?». Моисей ответил: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу».
11. И сказал Господь Моисею, говоря:
12. Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
13. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
14. роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
15. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
16. вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.
17. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало;
18. и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть.
19. И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра.
20. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, — и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей.
21. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.
22. В шестой же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею.
23. И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра.
24. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем.
25. И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле;
26. шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в этот день.
27. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать — и не нашли.
28. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?
29. Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день.
30. И покоился народ в седьмой день.
31. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом.
В словарях
(от др.-евр. manhu — что это?) — 1. По библейскому мифу — пища, падавшая с неба дли израильтян во время их странствования по пустыне. ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) ).
Примеры
«Манность небесная, а не белорыбка. Иван Яковлевич сами на даче провешивали»
Далекие годы (Беспокойная юность) (1954 г.):
«— Дитя мое! Я бесконечно рад! Мы вас ждем как манну небесную. Романин совсем стосковался.»
«Она решила сейчас же найти мужа и высказать ему всё: гадко, без конца гадко, что он нравится чужим женщинам и добивается этого, как манны небесной«.
«Война и мир» (1863 – 1869 гг.):
«Братья мои масоны клянутся кровью в том, что они всем готовы жертвовать для ближнего, а не платят по одному рублю на сборы бедных и интригуют Астрея против Ищущих манны, и хлопочут о настоящем Шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно.»
«Незнамов. Ведь ты меня знаешь; я на похвалы не очень щедр; а я тебе вот что скажу: я только раз поговорил с ней, и все наши выходки, молодечество, ухарство, напускное презрение к людям показались мне так мелки и жалки, и сам я себе показался так ничтожен, что хоть сквозь землю провалиться. Мы при ней и разговаривать-то не должны! А стоять нам, дурачкам, молча, опустя голову, да ловить, как манну небесную, ее кроткие, умные речи.»
«Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду — алчу наставления, как манны небесной.»
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 11:
«Манна с неба не падает ли?»
«Записки охотника» (1847—1851), Однодворец Овсяников :
«. живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной.»
Письма к друзьям из похода в Хиву (1839-1840 гг.), Декабря 8-го 1839 г. 12 верстъ отъ Биштамака:
«Боялись, что мало будетъ снегу: что впередъ Бог даст, а именно на Усть-урте и здесь небесной манны этой в волю. Она нас питает: уже много раз ночевали мы без воды.».
Словари
крыл. сл. Манна небесная. Манной небесной питаться
Экспрес. Что-либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.
Места здесь засушливые, дожди вроде манны небесной, и народ сыздавна привык, что вода не может быть лишней, вредной, она везде, всегда в любом количестве хороша (А. Кожевников. Живая вода).
Что-л. крайне необходимое, спасительное; проявление милости свыше.
В роли именной части сказ., доп., обст., подлеж. в номинативных предлож.
Порядок слов-компонентов фиксир.
После всех моих неудач это предложение показалось мне манной небесной. (Реч.)
Бросается в глаза впечатляющий рост дотаций из федерального фонда. Что ни говори, а надежда на манну небесную у нас умирает последней. Псковская губерния, 2000.
Кроме того, перед встречей с президентом главы российских автоконцернов, видимо, от изрядного волнения забыли, что даже те автомобили, что не соответствуют современным европейским нормам, для российской природы сродни манне небесной. Газета.ru, 2002.
«Манна небесная» от ОПЕК в виде роста цен на нефть. Надолго ли оптимизм? Над этим мучительно размышляют сегодня аналитики фондового рынка. www.rol.ru, 2002.
Основной комментарий см. в КАК МАННЫ НЕБЕСНОЙ.
фразеол. в целом выступает а роли эталона дарованного благодатного чуда.
Ждать кого, как манны небесной.
Ср. Охотник Владимир, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной.
Тургенев. Записки охотника. Льгов.
Ср. Видели Екатерину Денисовну? Она вас ждала, как манны небесной.
Боборыкин. Ходок. 3, 3.
Ср. Нам камень лил воды потоки,
Дождили манной небеса.
Ср. На поверхности пустыни нечто мелкое круповидное, как иней на земле, и Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам на пищу.
Ср. Сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую, к пределам земли Ханаанской.
Ср. Манна же была подобна кориандровому семени, видом как бдолах.
Ср. И одождил на них манну, и хлеб небесный дал им.
Ср. Ты питал пищею Ангельскою и послал им с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого.
КАК МАННЫ НЕБЕСНОЙ
Те, кто до сих пор живут в коммунальной квартире, ждут переписи как манны небесной. Им, бедолагам, наверное, кажется, что сразу за переписчиками явится риэлтор и начнёт всех расселять. МК, 2002.
Бывает, что передышки ждёшь как манны небесной, такие активные ребята попадаются <. >. Т. Устинова, Родня по крови.
Однако чёрт возьми, иногда и совета ждёшь как манны небесной. Ф. Незнанский, Девочка для шпиона.
Секунда, пограничник устало вглядывается в мутноватое лобовое стекло, взгляд вниз, на номера, рука медленно поднимается в направлении приготовленного к проверке документа. Взгляд вперёд, на следующую машину <…> и быстрый взмах другой рукой: проезжай, мол, поскорей. Савелий, как манны небесной ждавший этого взмаха, нажал на акселератор. Т. и О. Алексеенковы, Фонд.
А переводов ваших жду как манну небесную: уж больно стиль хорош. pub83.ezboard.com.
Полезное
Смотреть что такое «КАК МАННЫ НЕБЕСНОЙ» в других словарях:
Как манны небесной — Экспрес. С большим желанием, нетерпением, постоянно (ждать). [Глумов:] Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду алчу наставления, как манны небесной (А. Островский. На всякого мудреца… … Фразеологический словарь русского литературного языка
ждать, как манны небесной — (ждать с нетерпением счастливого исхода) Ср. Должности (председателя уголовной палаты) Пиколов ожидал, как манны небесной. Писемский. Люди сороковых годов. 4, 13. См. манна … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ждавший как манны небесной — прил., кол во синонимов: 1 • ждавший (28) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ждать, как манны небесной — Ждать, какъ манны небесной (ждать съ нетерпѣніемъ счастливаго исхода). Ср. Должности (предсѣдателя уголовной палаты) Пиколовъ ожидалъ, какъ манны небесной. Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 4, 13. См. Манера … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Манна небесная. Манной небесной питаться — По библейскому мифу, манна – пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную (Исход, 16, 14 16 и 31). Возникшее отсюда выражение манна небесная употребляется в значении: что либо ценное, редкое.… … Словарь крылатых слов и выражений
Манной небесной питаться — крыл. сл. Манна небесная. Манной небесной питаться По библейскому мифу, манна пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную (Исход, 16, 14 16 и 31). Возникшее отсюда выражение «манна небесная»… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
манна — Как манны небесной (ждать, жаждать; книжн.) очень сильно, с нетерпением. Места здесь засушливые, дождя как манны небесной ждут. Манной небесной питаться (шутл.) существовать впроголодь, недоедая. Хоть манной небесной питаться, больше… … Фразеологический словарь русского языка
ждать — (ожидать, дожидаться, выжидать, поджидать), повременить, погодить, медлить, мешкать, тянуть время; высматривать, насторожиться, надеяться, колебаться, сомневаться, задумываться, не решаться. Дежурить. Ждем пождем. Ждать у моря погоды, ждать с… … Словарь синонимов
ма́нна — ы, ж. 1. Пища, по библейскому сказанию, падавшая с неба во время странствования евреев по пустыне и питавшая их. 2. Застывший сок некоторых растений, употребляемый в пищу и как лекарство. ◊ как манны небесной < (ждать, жаждать и т. п.)>очень… … Малый академический словарь
манна небесная — Ждать кого, как манны небесной. Ср. Охотник Владимир, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной. Тургенев. Записки охотника. Льгов. Ср. Видели Екатерину Денисовну?… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Предложения со словосочетанием ЖДАТЬ КАК МАННЫ НЕБЕСНОЙ
Значение фразеологизма
Выражение «манна небесная» означает помощь свыше, подарок судьбы или невероятную удачу.
Стоит отметить, что есть несколько выражений содержащих этот фразеологизм, при этом у каждого из них своё значение:
«Свалиться, словно манна небесная». Благодаря стечению обстоятельств вы вдруг получаете что-то ценное, на что не могли и рассчитывать. Например, нищий находит лотерейный билет и становится миллионером. Неважно, заслужена или нет такая награда. Акцент делается на том, что она неожиданна, но крайне полезна.
«Питаться манной небесной» означает недоедать, жить впроголодь, перебиваться кратковременными и случайными заработками.
«Ждать манну небесную» не предпринимать никаких действий, рассчитывая, что все проблемы решатся магическим образом, сами собой.
«Ждать, как манну небесную» надеяться на что-то, страстно чего-то желать, понимая, что шансы на осуществление желания невелики. Обратите внимание на частицу «как», которая полностью изменила смысл фразы.
Фразеологизм учит нас стойкости и вере в то, что все в этом мире возможно. Нужно бороться до последнего и не сдаваться под ударами судьбы.
Расшифровка значения
Перечитав и досконально изучив основную Книгу Жизни за много веков, историки, библиографы и ученые пытались расшифровать и сопоставить с естественными реалиями все, что сказано в Библии, и откуда могут возникать те или иные библейские события. Оказывается, для такой фантастической легенды есть вполне реальное объяснение.
Это неожиданное предположение появилось в XVIII веке. Немецкий ученый и энциклопедист, путешественник и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, находившийся в ту пору на службе в России, был привлечен в экспедицию на территории, которые занимает современная Киргизия. Там он не раз наблюдал такую картину, когда местные голодные жители собирали по пустыне странного вида лишайник, который называли «земляным хлебом».
Ученого это заинтересовало, и он тщательно изучил это растение. Оказалось, что это не простой лишайник, а новый для науки пищевой его вид. Такая же культура, которую ассоциировали с библейской манной, была обнаружена и другими учеными в разных местах земного шара. В результате чего и был отмечен новый вид лишайниковых, получивший ботаническое название «аспицилия съедобная». Трава относится к пустынным растениям под общим названием перекати-поле, перемещаемым песчаными ветрами на любые дальние расстояния.
Есть и еще одна версия, которую уже в XIX веке, а точнее, в 1823 г., немецкий ботаник Г. Эренберг предложил миру. Он написал статью, в которой его объяснения о происхождении манны небесной сводились к тому, что это есть некая живая секреция, выделяемая деревьями и кустами семейства тамарисковых. Но происходит это явление не всегда, а лишь когда на растения нападает синайская тля.
Эти насекомые как раз живут за счет тамарисков, растущих на Синае. Тля выделяет ту самую смолистую секрецию, по форме и размерам напоминающую белые крупинки. Цвет их, однако, через некоторое время меняется на светло-коричневый. Имеет такая «манна» сладковатый вкус, похожий на засахаренный мед.
Вероятно, то же явление имелось в виду, когда в Библии упоминалось, что манна имела способность «таять». Бедуины, во все времена собирая такую манну, плотно закрывают ее в глиняных горшках, чтобы муравьи не смогли до нее добрались. Поскольку так же были описаны события во времена странствий Моисея, когда не уберегли израильтяне собранную поутру манну во времена своих странствий по пустыне: «…не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторое до утра, — и завелись черви…».
Видео
Варианты использования в Исламе
Всевышний, посылая пропитание, таким образом напомнил сынам Исраила о своей великой к ним милости, которая была оказана им, когда они находились в жаркой пустыне, где не было ни тени, ни питания. Аллах осенил их тогда небесными облаками и одарил манной с перепелами.
Манной в мусульманской культуре издревле называли те доступные продукты питания, которые можно было добыть всегда и без особого труда. Такими продуктами являлись:
А вот упоминаемые в Коране перепела — это была божественная пища, посылаемая самим Аллахом. Считалось, что перепела, птицы с нежным и вкусным мясом, вместе с манной (то, что можно было достать постоянно), будут даны только истинно верующим в любом количестве, сколько им будет необходимо для нормального существования.
Такие блага, по Корану, были дарованы далеко не всем. Даже жителям самых богатых городов такое изобилие не было предоставлено. Однако, сыны Исраила, по пустыне плутавшие, не возблагодарили Аллаха за невиданные щедроты. Аллах счел их жестокосердными и продолжающими совершать разные неправедные поступки, грехи. Они не обижали Аллаха, они Его такой неблагодарностью лишь ослушались.
Но, как говорят суры Корана, непокорность грешников не причиняет Ему никакого вреда, равно как и повиновение праведников не приносит Ему никакой пользы. Аллах говорит о том, что те, кто его не слышит, поступает несправедливо только лишь по отношению к самому себе, поскольку потом их неблагодарность Аллаху и злодеяния обернутся же против них самих.