Как можно доказать что растения дышат биология 6 класс
Как можно доказать, что растение дышат
Ответ или решение 2
Абсолютно все растения – это живой организм, который не может функционировать без дыхания. Растения дышат круглыми сутками. Днем они используют устьица – это специальный орган, который отвечает за добычу, газообмен и усвояемость кислорода всеми клетками растения. Ночью процесс дыхания не прекращается и кислород в растении поддерживается за счёт накопленных запасов. Также растения могут дышать за счёт трещинок в стеблях и благодаря наличию корневой системы.
Роль дыхания в жизни растений
Дыхание – сложный процесс, в результате которого под действием поступившего кислорода образуется углекислый газ и вода. Этот газ из растений выводится всё теми же устьицами, а также с помощью корневой поросли. Дыхание способствует росту растений, обеспечивает и поддерживает все необходимые процессы в клетках растений для их полноценной жизнедеятельности. Если растение не будет дышать, оно погибнет.
Экспериментальные доказательства с участием растений
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Следовательно, нужно привести доказательства выделения углекислого газа растением. Итак, проведем небольшой эксперимент.
Проведём другой эксперимент. Для него нам понадобится стеклянная поверхность, стакан с водой и известью и, конечно, само растение.
Вот такие несложные эксперименты помогают убедиться, что растения дышат.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 17 Дыхание растений
Стр. 93. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Какой газ при дыхании поглощается, а какой — выделяется?
Поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
№ 2. Назовите газ, поддерживающий горение.
Стр. 95. Вопросы
№ 1. Какое значение имеет дыхание?
Дыхание необходимо всем живым организмам, ведь благодаря ему они получают жизненно важную энергию.
№ 2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Это можно доказать, например, накрыв растение в горшке стеклянной емкостью. Через время на поверхности емкости изнутри появится конденсат – это значит, что растение выделяет кислород.
Также можно поставить растение в горшке под стеклянную емкость с горящей свечой. Свеча будет гореть постоянно, так как кислород, необходимый для горения, выделяется растением. Если растение убрать, через некоторое время свеча потухнет.
№ 3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Семена – это органические вещества, которые при повышенной влажности могут гнить, в них активно размножаются бактерии, образовывается плесень. В результате они быстро теряют свои пищевые и посевные качества, а значит, становятся непригодными.
№ 4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
На заболоченных почвах всегда избыточная влажность, которая вытесняет воздух, что ведет к недостатку кислорода и нарушению нормального дыхания корней растений. Это чревато не только замедлением их роста, но и полной гибелью.
Также в таких местах почва имеет повышенную кислотность и содержит токсичные вещества, из-за чего культурные растения там не приживаются. Торф, являясь теплоизолятором, приводит к гибели растений от голодания. Их корневые волоски просто не получают достаточного питания.
Стр. 96. Подумайте
Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?
В процессе фотосинтеза растениями поглощается углекислый газ и энергия солнца, а выделяется кислород. Он происходит исключительно при условии достаточного света. Также растения дышат, поглощая кислород, но в меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе.
Во время дыхания участвуют все клетки растения, в процессе которого расходуются только органические вещества, а высвобождается энергия. Происходит постоянно и непрерывно.
Стр. 96. Задания
№ 1. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
---|---|---|
Где происходит? | В клетках, в которых содержатся хлоропласты | Во всех клетках растения |
Какой газ поглощается? | Углекислый газ | Кислород |
Какой газ выделяется? | Кислород | Углекислый газ |
Что происходит с органическими веществами? | Образование | Расщепление |
Для протекания процесса световая энергия… | Жизненно необходима | Не обязательна |
Энергия | Затрачивается | Образуется |
№ 2. Рассмотрите рисунок 74. Объясните, почему растение во второй банке погибло.
Растение во второй банке погибло, потому что из-за слоя масла не было доступа воздуха к его корням.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных
Стр. 136. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о дыхании?
Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.
№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Стр. 137. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.
№ 2. В чём состоит значение дыхания?
Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.
№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?
Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.
№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.
У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.
У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.
Стр. 137. Подумайте
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.
Стр. 138. Моя лаборатория
Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.
Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.
Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.
По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.
Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.
Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.
Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.
Стр. 138. Задание
Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.
Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.
Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.
Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.
Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.
Дыхание растений. Значение дыхания
Вопрос 1. Какое значение имеет дыхание?
Дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются растением для процессов жизнедеятельности.
Вопрос 2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Доказать, что органы растения дышат, можно следующим опытом. Взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместить 30—40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Во вторую банку положить корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2—3 дня подержать в воде. В третью бутылку поместить свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыть бутылки пробками и поставить в темное теплое место. На следующий день опустить в каждую из банок зажженную свечу. Свечи погаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.
Вопрос 3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Во влажных семенах все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень интенсивно. Такие семена за одни сутки расходуют на дыхание столько питательных веществ, сколько за целый год хранения в сухом состоянии. В семенах истощается запас питательных веществ, необходимый для прорастания. Они в короткий срок полностью теряют пищевые и посевные качества. Поэтому закладывать на хранение необходимо только сухие семена.
Вопрос 4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
На заболоченных почвах культурные растения особенно страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается, что может привести не только к замедлению роста, но и к гибели растения.
Презентация по биологии на тему «Дыхание растений» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
* Используя схему, расскажите о процессе фотосинтеза
Что доказывает этот опыт?
* Что доказывает этот опыт?
* Что доказывает этот опыт?
Подготовка опыта к уроку «Испарение воды растениями» Постановка опыта № 1: В четыре пробирки на одинаковый уровень налить воды. 1 пробирку оставим без растения – контрольной, во 2 пробирку поставим побег, лишенный листьев, в 3 пробирку поставим лист, в 4 поставим побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняем, а чтобы вода не испарялась с поверхности, зальём ее тонким слоем масла. Оставим в одинаковых условиях на 3 дня.
Подготовка опыта к уроку «Испарение воды растениями» Постановка опыта № 2: В две пробирки на одинаковый уровень налить воды. 1 пробирку оставим лист и смажем вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, во 2 пробирку поставим лист и смажем вазелином нижнюю поверхность листовой пластинки. Уровень воды в пробирках снова выровняем, а чтобы вода не испарялась с поверхности, зальём ее тонким слоем масла. Оставим в одинаковых условиях на 3 дня.
Подготовка опыта к уроку «Испарение воды растениями» Постановка опыта № 3: Наклоним веточку с листьями и, не отрезая ее от растения, поместим в стеклянную колбу. Горлышко колбы закроем ватой.
* Вывод: при горении выделяется большое количество энергии. Горение сходно с дыханием.
Рост Движение Питание Размножение Процессы жизнедеятельности Окисление сложных органических веществ Энергия Значение кислорода.
* Специальных органов дыхания у растений нет. Кислород Через устьица В межклетники В клетку
* Опыт, доказывающий дыхание других органов. Все ли органы растения дышат?
Вывод: все органы растения, состоящие из живых клеток дышат. *
* Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Вывод: ПРОЦЕССЫ ФОТОСИНТЕЗА И ДЫХАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. *
«Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания». * В клетках, содержащих хлоропласты Во всех живых клетках Углекислый газ Кислород Кислород Углекислый газ Образуется Расходуется Днем, на свету Происходит и на свету, и в темноте Накапливается Освобождается Рабочая тетрадь №71 стр.36 ПРИЗНАКИ ПРОЦЕССА ФОТОСИНТЕЗ ДЫХАНИЕ Где происходит? Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Что происходит с органическими веществами? В какое время суток происходит? Энергия
Объясните, почему завяло растение? Расскажите по схеме как происходит дыхание корней.
Дыхание корней Дыхание корней
* Рабочая тетрадь №74 стр.37 При выращивании растений рыхление является важным агротехническим приёмом. В чем заключается физиологический смысл этого агроприёма? Рыхление – агроприём, с помощью которого разрушается почвенная корка. Она перекрывает доступ кислорода к корням растений, поэтому они развиваются медленно и не способны обеспечить побеги и листья элементами питания.
Дыхание – сложный процесс, при котором разрушаются органические вещества при участии кислорода и выделяется энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. *
* Выберите правильные утверждения: 1.Зеленые растения — автотрофы, то есть способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических. 2.Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические вещества. 3.Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно. 4.Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, а воздушное (листовое) является основным поставщиком органических веществ. Правильное Не правильное
Домашнее задание: § 17; рабочая тетрадь № 69-74 стр.35-37 *
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-286432
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.