Как можно доказать что семена дышат
Дыхание растений. Значение дыхания
Вопрос 1. Какое значение имеет дыхание?
Дыхание — это окислительный, с участием кислорода распад органических питательных веществ, сопровождающийся образованием химически активных метаболитов и освобождением энергии, которые используются растением для процессов жизнедеятельности.
Вопрос 2. Как можно доказать, что органы растения дышат?
Доказать, что органы растения дышат, можно следующим опытом. Взять три банки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместить 30—40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Во вторую банку положить корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2—3 дня подержать в воде. В третью бутылку поместить свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыть бутылки пробками и поставить в темное теплое место. На следующий день опустить в каждую из банок зажженную свечу. Свечи погаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.
Вопрос 3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Во влажных семенах все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень интенсивно. Такие семена за одни сутки расходуют на дыхание столько питательных веществ, сколько за целый год хранения в сухом состоянии. В семенах истощается запас питательных веществ, необходимый для прорастания. Они в короткий срок полностью теряют пищевые и посевные качества. Поэтому закладывать на хранение необходимо только сухие семена.
Вопрос 4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
На заболоченных почвах культурные растения особенно страдают от недостатка кислорода. Вода в таких почвах вытесняет воздух, и нормальное дыхание корней нарушается, что может привести не только к замедлению роста, но и к гибели растения.
Дыхание семян.
Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород. Но если горящую лучинку опустить в бутылку, наполненную выдыхаемым воздухом, она погаснет. Это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горения.
Вы знаете, что для прорастания семян необходим воздух. Дышат ли семена? Нужен ли им кислород для дыхания? Какой газ выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы, поставим опыт.
Возьмем две бутылки из светлого стекла. В одну из них положим 30 сухих непроросших семян пшеницы, овса, гороха или других растений, а в другую такое же число семян тех же растений, но не сухих, а проросших. Обе бутылки плотно закроем пробками и поставим в темное теплое место. На следующий день проверим, изменился ли воздух в бутылках с семенами.
Сначала откроем бутылку с сухими семенами и опустим в нее тонкую зажженную свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизмененным: семена, не начавшие прорастать, дышат очень слабо, и поэтому запас кислорода, находящегося в бутылке, сохранился почти полностью.
Затем откроем бутылку с проросшими семенами и опустим свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород, находящийся в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа, в котором горение происходить не может.
Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат Это естественно: ведь растения, как и животные, — живые организмы.
Рис. 24. Опыт, показывающий дыхание семян: свеча горит в банке с сухими семенами, а в банке с прорастающими семенами — гаснет.
Рис. 25. Температура прорастания семян разных растений: 1 — дыня; 2 — огурец; 3 — помидоры; 4—кукуруза: 5 — морковь; 6 — пшёница; 7 — горох; 8 — рожь.
Дыхание семян происходит днем и ночью. Во время дыхания выделяется тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой или войлоком, опустить термометр, то легко заметить повышение температуры.
Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее сухих непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян погибают. Семена становятся невсхожими. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть свободным и постоянным. Это необходимо для сухих семян, хотя дышат они значительно слабее, чем увлажненные, прорастающие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных
Стр. 136. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о дыхании?
Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.
№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Стр. 137. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.
№ 2. В чём состоит значение дыхания?
Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.
№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?
Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.
№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.
У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.
У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.
Стр. 137. Подумайте
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.
Стр. 138. Моя лаборатория
Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.
Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.
Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.
По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.
Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.
Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.
Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.
Стр. 138. Задание
Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.
Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.
Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.
Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.
Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.
Статья «Дыхание семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «Дыхание семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Какие условия необходимы для прорастания семян?
2. Почему не прорастают сухие семена?
3. Чем объяснить гибель семян в кипяченой воде?
4. Почему семена надо высевать в рыхлую почву?
5. При какой температуре лучше всего прорастают семена?
1. Поставьте опыт, выясняющий влияние температуры на прорастание зерновок ржи и кукурузы. Для этого в два ящика, вазона или на две специальные керамические пластинки посейте 30 зерновок, а в других — 30 зерновок кукурузы По одному ящику с посевами ржи и кукурузы поставьте в холодное помещение с температурой 1— 3 °С, а два других— в теплое помещение с температурой 15— 18 СС. Наблюдайте за появлением всходов и развитием ржи и кукурузы в теплом и холодном помещениях. Свои
наблюдения запишите и сделайте выводы.
План изучения нового материала:
Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород
поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому
что в воздухе содержится кислород. Но если в бутылку выдохнуть
воздух и опустить в него горящую лучинку, она погаснет. Это
происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ,
не поддерживающий горения.
Вы уже знаете, что для прорастания семян необходим воздух.
Дышат ли семена? Нужен ли кислород для дыхания? Какой газ
выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы,
Возьмем две бутылки из бесцветного прозрачного стекла. В одну
из них положим 30 сухих непроросших зерновок пшеницы, овса,
семян гороха или других растений, а в другую — такое же число
проросших семян тех же растений. Обе бутылки плотно закроем
пробками и поставим в темное теплое место. На следующий день
проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках с семенами.
Опустим в бутылку с сухими семенами тонкую зажженную
свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает
гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался
почти неизменным: непрорастающие семена дышат очень слабо,
и поэтому запас кислорода в бутылке сохранился почти полностью.
ЗаТСМ uinpOCM бутылку С Прирсд-шими именами И ОПУСТИМ
сьечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие
семена израсходовали для дыхания кислород из воздуха, находившегося
в бутылке, и выделили большое количество углекислого
Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород
и выделяют углекислый газ, то есть дышат. Это естественно,
так как растения — живые организмы.
Семена дышат днем и ночью. Во время дыхания выделяется
тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую
со всех сторон ватой и войлоком, опустить термометр, легко
заметить повышение температуры.
Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно
много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян.
Сырые проросшие семена дышат энергичнее сухих непроросших.
Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро
разогреваются. Зародыши таких семян погибают. Семена теряют
всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на
хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых
помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным.
Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем
прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются
в современных зернохранилищах (элеваторах).
Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:
I. Как можно доказать, что семена дышат?
2. Как изменяется состав воздуха при дыхании семян?
3. Можно ли доказать, что семена при дыхании выделяют тепло?
4. Почему разогреваются влажные семена?
5. Какие условия необходимы для хранения семян?
6—7 кл. сред. шк. — 24-е изд. — М.: Просвещение, 1993.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «Прорастание семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Состав семян. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Семя. Строение семян двудольных растений. Строение семян однодольных растений. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Образование семян и плодов. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Оплодотворение у цветковых растений. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Соцветия. Перекрестное опыление ветром. Самоопыление. Искусственное опыление. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Соцветия. Перекрестное опыление насекомыми. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «Цветок и плод. Цветок. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5392633 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какими примерами можно доказать что семена дышат.
Семена дышат днем и ночью. Во время дыхания выделяется тепло.
Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой и войлоком,
опустить термометр, легко заметить повышение температуры.
Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян.
Сырые проросшие семена дышат энергичнее сухих непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются.
они поглащают kислород для роста и развитя
Дано:
Mr(белковой молекулы)=40 000 г/моль
Mr(одной аминокислоты)=100 г/моль
Мr(одного нуклеотида)=345 г/моль
Найти:
Решение:
Зная Mr(белковой молекулы) можно определить кол-во аминокислот:
n(аминокислот)= Mr(белковой молекулы)/Mr(одной аминокислоты)= 40 000 / 100 = 400 аминокислот.
Каждая аминокислота кодируется 3 нуклеотидами(триплетами), значит можно найти кол-во нуклеотидов:
n(нуклеотидов)= n(аминокислот)*3 = 400*3 =1200 нуклеотидов.
У нас есть Мr( одного нуклеотида)=345 г/моль и есть n(нуклеотидов)=1200, следовательно можно определить и массу гена:
Mr(гена)= Мr( одного нуклеотида)*n(нуклеотидов)=345*1200=414 000 г/моль.
Ответ:414 000 г/моль.
Совокупность процессов распада веществ в организме называется диссимиляцией. Конечными продуктами распада жиров и углеводов являются углекислый газ и вода, а конечными продуктами распада белков – углекислый газ, вода и мочевина. Продукты распада необходимо постоянно выводить из организма через органы выделения.
Через почки с мочой удаляются: вода, мочевина, мочевая кислота, некоторые соли. Через кожу с потом выделяются в меньших количествах те же вещества, что и через почки. Наконец, через легкие выводятся углекислый газ и пары воды.
Процессы выделения являются необходимой составной частью обмена веществ.
Мочевыделительная система человека состоит из двух почек, мочеточников, соединяющих почки с мочевым пузырем, мочеиспускательного канала, выводящего мочу из организма наружу. Почки – парные органы бобовидной формы, расположенные у задней стенки брюшной полости на уровне поясничных позвонков. Почка состоит из двух слоев: коркового и мозгового. В корковом слое расположены клубочки нефронов. Нефрон – это функциональная единица почки. В каждой почке содержится приблизительно по 1 млн нефронов. Канальцы и собирательные трубочки нефронов расположены в мозговом слое почек, они собраны в почечные пирамиды, которые открываются в почечную лоханку, где берет начало мочеточник.
Кровь в почки попадает по почечным артериям, отходящим от аорты. За 4–5 мин через почки проходит вся кровь организма человека. Почечные артерии, многократно разветвляясь, образуют клубочки капилляров, заходящие в капсулы Шумлянского–Боумена, которыми начинается нефрон. Пройдя через капсулы, кровь собирается в выносящую артерию. Диаметр приносящих артерий больше диаметра выносящих, поэтому давление крови в клубочках капилляров относительно велико.
Стенка капсулы Шумлянского–Боумена образована одним слоем клеток, через который и происходит фильтрация крови. При этом в просвет капсулы неизбирательно выходят многие низкомолекулярные вещества. В просвете капсул образуется так называемая первичная моча, в состав которой входят вода, глюкоза, соли, мочевина, аминокислоты, пептиды, витамины и т.п. Однако крупных белковых молекул и форменных элементов крови в первичной моче здорового человека быть не должно. Общий объем первичной мочи, образующийся за сутки, составляет около 200 л.
Из просвета капсулы первичная моча двигается по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию (реабсорбции) большинства веществ, содержащихся в ней. Таким образом, обратно в кровь всасывается вода, многие соли, витамины, аминокислоты, глюкоза. После этого моча делается концентрированной, в ней резко повышается содержание мочевины. Такая моча называется вторичной, она через собирательные трубочки попадает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь. У человека в сутки образуется 1,5–2 л вторичной мочи. Во вторичной моче около 98% воды и 2% мочевины, мочевой кислоты, солей натрия, калия, магния.
Процесс образования мочи требует больших затрат энергии, достигающих 10–12% от общих затрат энергии организмом человека. Присутствие в моче белков или клеток крови свидетельствует о том, что эпителий капсул поврежден.