Клей – незаменимый помощник в быту и строительстве. Он способен скреплять между собой самые разнообразные материалы, включая пальцы рук неаккуратных пользователей. Однако почему клейкая жидкость не склеивается внутри своей упаковки?
Принцип склеивания обусловлен двумя физическими явлениями – адгезией и когезией.
Адгезия – прилипание разнородных тел, вызванное слабым межмолекулярным взаимодействием между ними. Такая связь имеет электростатическую природу и не приводит к образованию ковалентной связи.
Когезия – это прочность сцепления двух тел и способность связи (клея) противостоять внешним факторам.
Простейший пример адгезии – прилипание двух листов матового стекла друг к другу. В обычных условиях, листы не будут взаимодействовать из-за неровной поверхности и воздуха в порах. Но если смочить стекла, то вода заполнит поры, увеличит площадь соприкосновения и обусловит прилипание двух предметов. Здесь мы видим действие межмолекулярных сил между водой и поверхностью стекла. Вода, в этом случае, выступает как примитивный клей.
Однако стекла можно легко отлепить друг от друга. Это обусловлено слабостью когезии – прочности. Наиболее сильна когезия в твердых, а не в жидких телах.
Таким образом, чтобы две поверхности прочно соединились друг с другом, клей должен быть жидким, чтобы была высокая адгезия, а потом затвердеть, чтобы появилась сильная когезия. Затвердение клея, как правило, происходит с помощью полимеризации.
Почему клей не склеивается внутри упаковки?
Популярный в России клей «Момент» представляет смесь жидкого клея в летучем растворителе. Полимеризация достигается за счет испарения растворителя.
В этом и кроется ответ, пока упаковка закрыта, растворитель не может испариться и «держит» клей жидким. Однако если повредить упаковку и позволить растворителю улетучиться, то вещество склеится.
По-другому устроен «Моментальный Суперклей». В его основе лежит цианоакрилат – прозрачная жидкость, застывающая и намертво склеивающая предметы за 5-60 секунд.
Для полимеризации такому клею необходим влажный воздух. От склеивания внутри упаковки клей спасает герметичный тюбик, защищающий содержимое от контакта с влагой и преждевременной химической реакции.
В клее «Момент» растворителями являются этилацетат, ацетон, алифатические и нафтеновые углеводороды (раньше еще входил толуол), а не кислота. В состав секундного клея не входят кислотные стабилизаторы. Склеивание происходит под действием влаги воздуха, поэтому заполнение тюбиков производят в осушенной атмосфере.
Автору двойка по химии.
Цианоакрилаты не так работают. Читайте википедию.
Минус за дезинформацию.
Энтропия и стрела времени
Что такое энтропия? В каких областях она используется? И как она объясняет направление, в котором происходят преобразования? Об этом в видео от ScienceClic
Правда ли, что от стресса можно поседеть буквально за одну ночь?
Бытует мнение, что сильный стресс может стать причиной почти моментального поседения. Мы решили проверить, правдивы ли такие истории.
(Спойлер для ЛЛ: большей частью неправда. Поседение может происходить действительно быстро, но не настолько. Рассматриваемый эффект может наблюдаться при резком выпадении «цветных» волос седеющего человека)
Подобные истории ходят про некоторых исторических личностей. В частности, пишут, что французская королева Мария-Антуанетта полностью поседела буквально в ночь перед казнью. Этот феномен даже назвали в её честь. Такую же историю рассказывают об английском философе Томасе Море — якобы отказавшийся признавать английского монарха Генриха VIII главой англиканской церкви мыслитель вышел на плаху с полностью седыми волосами, хотя ещё накануне они такими не были. Биографы сообщают, что русский поэт Фёдор Тютчев за ночь после смерти своей первой жены также полностью поседел. Современники вспоминают, что полностью за ночь перед арестом поседел и адмирал Колчак. О такой метаморфозе пишут и в художественной литературе — взять, например, стихотворение Анны Ахматовой «Сероглазый король»:
«Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: «Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой. За ночь одну она стала седой»».
За цвет волос отвечает пигмент меланин. Его подвид эумеланин придаёт волосам тёмный оттенок, а феомеланин — рыжий. Их соотношение и определяет, будет ли человек от природы блондином, брюнетом или рыжеволосым. За производство меланина отвечают участки клеток в волосяных мешочках — фолликулах. С возрастом (для каждого он индивидуален) пигмента производится всё меньше, соответственно, растущий из фолликула волос обладает всё меньшей цветовой насыщенностью. При этом, даже используя бытовые наблюдения, понятно, что из уже отросшего волоса пигмент обычно не пропадает — седину закрашивают именно у корней.
Медицине известны также случаи полиоза — отсутствия в какой-то зоне фолликулов, производящих меланин, из-за чего человек имеет седое пятно в волосах или седую прядь. Островок седых волос может быть не только на волосяной части головы — встречаются полиозы, локализованные на бровях или ресницах. Полиоз может сопровождать некоторые генетические заболевания — синдром Ваарденбурга, нейрофиброматоз I типа, пьебальдизм и туберкулёзный склероз. Одна из самых известных знаменитостей, живущих с полиозом, — Стейси Лондон, стилист, телеведущая и бьюти-обозреватель.
Помимо снижения количества производимого пигмента, в поседении играет роль другой процесс. Клетки, отвечающие за выработку меланина, производят и перекись водорода, которая используется в том числе для обесцвечивания волос, и фермент каталазу, который расщепляет перекись, не давая ей вступать в реакцию. Однако с возрастом баланс меняется: организм производит всё меньше каталазы, следовательно, всё больше перекиси остаётся не нейтрализованной и вступает в реакцию, придавая растущему волосу седой оттенок.
Каким бы сильным ни был стресс, запустить мгновенную обесцвечивающую реакцию для всей массы выросших волос он не в силах. Учёные провели эксперимент на мышах. Грызунов подвергали одному из трёх воздействий: первых закрывали в тесной клетке, вторых подвергали постоянным раскачиваниям клетки, переселениям и громким звукам, а третьим вкалывали жгучее вещество под кожу. Затем мышей побрили и следили за цветом вновь отрастающей шерсти. Почти треть отросших волосков у третьей группы не имела цвета. Дальнейшие исследования позволили понять, что связано это было с истощением стволовых клеток, расположенных у основания фолликулов. При этом реакция была не моментальной — седина появилась спустя пару недель.
При этом произошедшему с Марией-Антуанеттой, Томасом Мором, Фёдором Тютчевым и адмиралом Колчаком есть правдоподобное научное объяснение. Учёные называют этот феномен canities subita — внезапное поседение.
В 2013 году исследователи проанализировали случаи, задокументированные именно в медицинской литературе, а не в жизнеописаниях и мемуарах, начиная с 1800 года. Всего на голландском, английском, французском, немецком, итальянском и испанском языках было описано 196 случаев внезапного поседения. Они разделили их на группы по предшествующему воздействию. В первую группу попали описания внезапных поседений после сильной боли или на фоне тяжёлого заболевания (в основном обширного инсульта). Во вторую группу попало стрессовое поседение (после тяжёлых аварий, потери близких или военных действий). В третью отнесли случаи поседения, сочетавшиеся с облысением, а в четвёртую — происходящие на фоне психических заболеваний.
Стоит отметить, что не во всех 196 случаях изменение цвета волос было постоянным. У некоторых пациентов волосы частично или полностью вернули свой цвет. Учёные смогли объяснить произошедшие двумя факторами. У некоторых наблюдаемых цветные волосы просто выпали (в науке это называется alopecia areata diffusa — очаговая диффузная алопеция). У второй части произошло изменение структуры волоса, повлёкшее за собой проникновение воздуха внутрь волоса и, как следствие, потерю его цвета. Наиболее вероятно, что случай Марии-Антуанетты связан именно с первым фактором — имеющие цвет волосы французской королевы просто выпали, густоту волос наблюдатели не оценивали и поэтому сообщили о полностью седой королеве.
При этом за быстрое, но не однодневное поседение могут быть ответственны и другие факторы. Хронический стресс может вызвать такое повреждение ДНК, которое заставит наши волосы побелеть. Описан также случай пациентки с очаговой алопецией, лечившейся стероидами. За шесть месяцев её волосы полностью изменили цвет, хотя никакого сильного стресса за этот период она не пережила.
Таким образом, быстрое поседение (от нескольких недель до нескольких месяцев) действительно может быть вызвано сильным стрессом или эмоциональным потрясением. Однако за одну ночь волосы не могут полностью изменить свой цвет. В описанных в истории случаях, скорее всего, наблюдалась очаговая алопеция, когда все или почти все цветные волосы выпали, оставив впечатление полностью седого человека.
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Теория струн
Как описать гравитацию на квантовом уровне? Почему существуют разные частицы? Как можно проверить существование дополнительных измерений? Ответы в этом видео от ScienceClic.
Суворов. Начало
Хотите меня знать? Я сам себя раскрою… Друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили… Я бывал Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который благодетельствовал России, кривлялся и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых… У меня много старых друзей: Цезарь, Ганнибал, Вобан, Кегорн, Фолард, Тюренн, Монтекукули, Роллен… и всех не вспомню. Старым друзьям грешно изменять на новых (А.В.Суворов)
Начнём с происхождения.
Сам Суворов вот что говорил о своих предках:
«При жизни царя Михаила Фёдоровича, выехали из Швеции (1622) Юда и Сувор и по их челобитью приняты в Российское подданство. Именуемые «честные мужи» разделились на разные поколения и по Сувору стали называться Суворовы».
Что и вошло в официальную историю, хотя есть множество мнений что Суворовы исконно русские дворяне (Екатерина II в письме 1790, Воронцов в письме 07.11.1811), род которых прослеживается с середины XVI в. Отец его Василий Иванович Суворов был крестником Петра I и автором первого русского словаря, а ещё это был деятель тайной канцелярии, генерал-аншеф, сенатор, генерал-губернатор Восточной Пруссии в 1761—1762 годах. В общем весьма суворый суровый человек. Мать Авдотья (Евдокия) Феодосьевна Суворова, в девичестве Манукова. О ней сохранилось крайне мало сведений. Предполагают что Мануковы имели армянские корни (от армянского слова Մանուկ — «манук» — младенец, ребёнок), но никаких подтверждений этому нет. Их сын, наш герой Александр Васильевич родился предположительно 13 (24) ноября 1730, вероятно в Москве. Точно неизвестно, сведения весьма противоречивы. Были у него младшие сёстры Анна (жена князя Ивана Романовича Горчакова) и Мария (жена действительного статского советника Алексея Васильевича Олешева, Вологодского губернского предводителя дворянства).
Итак, первый урок от полководца:
В 1742 году Саша был зачислен мушкетёром в Лейб-гвардии Семёновский полк (чтобы начать положенную законом выслугу лет для офицерского чина), в котором в 1748 году начал действительную военную службу, постепенно повышаясь в чинах. В Семёновском полку Суворов прослужил шесть с половиной лет. В это время он продолжал своё обучение, как самостоятельно, так и посещая занятия в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, изучил несколько иностранных языков.
Тут известен один случай, повлиявший на судьбу молодого военного.
«Будучи в Петергофе в карауле, он стоял на часах у Монплезира. Императрица Елизавета Петровна проходила мимо; Суворов отдал ей честь. Государыня почему-то обратила на него внимание и спросила, как его зовут. Узнав, что он сын Василия Ивановича, который был ей известен, она вынула серебряный рубль и хотела дать молодому Суворову. Он отказался взять, объяснив, что караульный устав запрещает брать часовому деньги. „Молодец“, — сказала государыня: „знаешь службу“; потрепала его по щеке и пожаловала поцеловать свою руку. „Я положу рубль здесь, на земле“, — прибавила она: „как сменишься, так возьми“. Крестовик этот Суворов хранил всю свою жизнь»
Иди покури в сторонке на свои пять центов, Рокфеллер! (Какие схожие ситуации и насколько кардинально разные посылы!)
В 1758 году переведён в действующую армию и назначен комендантом Мемеля, с 1759 года — офицер главной квартиры русской действующей армии. В своём первом бою Суворов участвовал 14 (25) июля 1759 года, когда с эскадроном драгун атаковал и обратил в бегство немецких драгун. Вскоре Суворова назначают дежурным офицером при командире дивизии В. В. Ферморе. На этой должности он участвовал в сражении под Кунерсдорфом (1 (12) августа 1759 года), это то самое сражение где от русско-австрийских (а преимущественно русских) войск огрёб по полной непобедимый Фридрих II. В 1760 году Суворов назначен дежурным при главнокомандующем русской армией генерал-аншефе Виллиме Виллимовиче Ферморе и в этом качестве участвует во взятии Берлина русскими войсками (первый, малоизвестный раз. Взятие Берлина не имело особого военного значения, но обрело политический резонанс. Граф П. И. Шувалов высказался по этому поводу:
«Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно».).
Во время многочисленных стычек проявил себя как смелый партизан и кавалерист: в результате неожиданного набега уничтожил значительные запасы сена прямо на глазах у ошалевшего от такой наглости неприятеля. При Бунцельвице совершил новый подвиг: с небольшим числом казаков Суворов захватил прусский пикет, отбил посланный против него отряд гусар и в пылу их преследования достиг неприятельских окопов, так что мог рассмотреть палатки королевской квартиры в лагере. Участвовал в боях у Ландсберга, Бирштайна, деревень Вейсентин и Келец, Наугарта, во взятии Гольнау, содействовал осадному корпусу Петра Александровича Румянцева в овладении Кольбергом, принудив отступить генерала Платена. 26 августа (6 сентября) 1762 года Суворов произведён в чин полковника и назначен командиром Астраханского пехотного полка, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II. По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей, подарившей ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете:
«Это первое свидание проложило мне путь к славе…»
На этом мы прервём наше повествование. А впереди нас ждут первые успехи молодого Суворова заслужившего верой и правдой, кровью и потом славу настоящего военачальника!
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку 2021 г.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЕГЭ по русскому языку 2020-2021 составила Зыбцева И.Н.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1) Как можно объяснить то, что клей внутри тюбика жидкий, а как только мы его выдавливаем, он застывает и склеивает две поверхности воедино?
(2) Оказывается, всё дело в том, что одна из составляющих клея – это растворитель, который не дает ему застывать. (3) Механизм действия растворителя __________ : как только мы выдавливаем клей из тюбика, клей взаимодействует с воздухом и растворитель испаряется, а клей остается и застывает.
(4) В различных видах клея используются разные растворители. (5) Например, в канцелярском клее и клее ПВА растворитель – вода, которая испаряется на воздухе. (6) Всем известный клей «Момент» в качестве растворителя содержит кислоту, которая быстро впитывает влагу из воздуха и тем самым даёт клею застыть.
1. Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Клей внутри тюбика жидкий, а когда мы его выдавливаем, он застывает и крепко склеивает поверхности благодаря наличию в своём составе растворителя, испаряющегося на воздухе.
2) В различных видах клея в качестве растворителя используются вода или кислота, которые испаряются при взаимодействии с воздухом.
3) Благодаря наличию в составе клея растворителя в тюбике он находится в жидком состоянии, а попав на воздух, мгновенно застывает и склеивает поверхности воедино.
4) Как только мы выдавливаем клей из тюбика, растворитель, содержащийся в нём, взаимодействует с воздухом и испаряется, а клей застывает.
5) В канцелярском клее и клее ПВА растворитель – вода, испаряющаяся на воздухе, а клей «Момент» в качестве растворителя содержит кислоту, которая быстро впитывает влагу из воздуха и тем самым даёт клею застыть.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите это местоимение.
1. Обладающий текучестью; принимающий в обычных условиях форму сосуда, в котором находится; являющийся жидкостью. Ж. кислород.Ж-ое топливо.
2. Содержащий много влаги, жидкости; водянистый, негустой. Ж. суп.Ж-ое молоко.Ж-ая похлёбка, каша.Ж. кисель.// Имеющий слабый настой, навар; некрепкий (о напитках). Ж. чай, кофе.Ж-ое вино (разбавленное).
3.Разг. Расположенный не часто; редкий, нечастый (2 зн.). Ж-ие волосы.Ж-ая бородка.Ж. лесок.// Неплотный. Ж-ие облака.Ж. дым.
4.Разг. Недостаточный по силе, величине, выразительности; не обладающий звучностью (о голосе, звуках). Ж. голос.Ж. тенорок.Ж-ие звуки вечернего колокола.Ж-ие аплодисменты (редкие, недружные). // Малосодержательный, необстоятельный. Ж. роман.Ж-ая статейка.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Авторитарный стиль общения реализуется с помощью ДИКТАТА и опеки.
Это был энергичный человек, до сей поры УДАЧЛИВЫЙ и сильный, которому вдруг изменили сила и удача.
Позаимствованные культуры ячменя, риса и пшеницы ПРЕТЕРПЕЛИ здесь, в условиях муссонного климата, большие изменения.
Его ПОПУЛИСТСКИЕ взгляды были хорошо известны и не пользовались поддержкой коллег.
Часть жителей, пострадавших во время паводка, была эвакуирована в безопасные места в СОСЕДСКИХ посёлках.
Своё первое боевое крещение стрелецкие полки получили во время отражения набега крымского хана Девлет-Гирея на Тулу в июне 1552 года.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПЯТИСОТ метров
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) ошибка в построении
предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении
предложения с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) ошибка в построении
1)Культура и достижения заграничного общества настолько поразили Петра, что по возвращению он решил преобразовать абсолютно всё в тогдашней России.
2)Изменения не только коснулись науки и производства, но и культуры с этикетом.
3)Бороду и усы отныне следовало брить начисто всем слоям общества без исключений.
4)Были созданы специальные отряды опричников, следящими за исполнением закона и применявшими жестокие наказания к нарушителям.
5)Недовольство указом начали перерастать в настоящие бунты и массовое возмущение.
6)Царь был вынужден пойти на уступки: бороду и усы носить было можно, но за это полагался солидный штраф, который перерос в официальный налог.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) оплатить, запрещённый, отклонение
2) долина, растолковать, поглощать
3) сравнение, промокает, блестящий
4) настроение, оформитель, обвевал
5) поднимать, обжигание, роскошный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..подтишка, ни..послать, в..карабкаться
2) без..нициативный, до..грать, об..ск
3) пр..старелый, пр..дел (желаний), пр..следовать
4) не..хваченный, пр..молчать, р..зместить
5) квартирос..емщик, об..ем, ад..ютант
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) нищ..та, француж..нка
2) издавн. веснушч..тый
4) завид..вать, попроб..вала
5) недоверч..во, затм..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
леч..щий (доктор), (люди) предлож..т
(жители) беспоко..тся, (они) бре..т
(люди) стел..т, (они) кле..т
Музыкант играл на флейте, (НЕ)СМОТРЯ на ноты.
Это было отнюдь (НЕ)ЛЕГКОЕ решение.
Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ грабитель скрылся без особых усилий.
Александра так и (НЕ)ДОДЕЛАЛА свой реферат.
Ему (НЕ)ДОСТАЕТ храбрости.
(ЗА)ГРАНИЦЕЙ он начал жить (ПО)НОВОМУ.
Ученица все схватывает (НА)ЛЕТУ, (ЗА)СЧЁТ чего получает хорошие оценки.
(ПОСЛЕ)ЗАВТРА он уедет (НА)ВСЕГДА.
(ВСЁ)ТАКИ для нее это было (В)ДИКОВИНКУ.
Он (ПО)(НЕМНОГУ) говорил (ПО)ИТАЛЬЯНСКИ.
Она любовалась только что купле(1)ым стари (2)ым серебря(3)ым браслетом с подвеской в виде лу(4)ого диска.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тропические деревья макадамии родом из в Австралии и плодоносят они всего один раз в четыре года.
2) Масло макадамии не только можно добавлять едва ли не в любые блюда для пользы и отличного вкуса но и использовать для поддержания красоты и здоровья кожи волос и ногтей.
3) Косметическая индустрия широко использует масло макадамии для разработки шампуней и бальзамов для волос кремов и сывороток для кожи лица и тела.
4) Несмотря на маслянистую структуру препараты из макадамии быстро впитываются практически не оставляя ни следов ни жирных пятен.
5) Очищенный плод макадамии надо упаковать в воздухонепроницаемый пакет или контейнер и хранить при температуре от ноля до пяти градусов тепла.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Взяв большую морскую раковину (1) и (2) приложив её к уху (3) можно без труда услышать далёкие волны (4) и гул (5) напоминающий шум прибоя.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Цена чая (1) как правило (2) зависит от уникальности вкуса (3) сложности и стоимости выращивания (4) и (5) конечно же (6) маркетинга.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Если бы мы были рыбками(1) которые живут в прямоугольном аквариуме (2) поставленном на бок вертикально(3) и поворачивались бы друг к другу для общения не по вертикальной (4) а по горизонтальной оси (5) то инерция нашего сознания подсказывала бы нам (6) что зеркало меняет не лево и право(7) а верх и низ.
20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
О её любви к своей работе говорят (1) не только многочисленные награды (2) полученные на различных конкурсах (3) но и отзывы клиентов (4) у которых общение с ней вызывает (5) если не радость (6) то хотя бы улыбку.
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) 309-летний дуб черешчатый из села Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области участвует во всероссийском голосовании на звание «Российское дерево года».(2)Патриарх растительного мира растёт на территории старинной усадьбы Сенявиных, первым владельцем и основателем которой являлся сподвижник Петра I адмирал Наум Сенявин. (3)Приобретя в самом начале XVIII века землю в «ничейной деревне Конь-Колодезь», новый хозяин сразу взялся за обустройство имения. (4)Пройдя в наше время по одной из тенистых аллей старинного, но сохранившего чёткую планировку «аглицкого парка» (немало в нём и других старинных и редких деревьев) к берегу Дона, можно увидеть настоящее чудо-дерево. (5)Могучий дуб считается самым старым из ныне растущих в Липецкой области, но при этом великан абсолютно здоров и до сих пор плодоносит.
Прочитайте текст и выполните задания 22 – 27
(1)Предание говорит, что жуаньжуаны, захватившие сарозекскую степь в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. (2)При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб мог рано или поздно бежать на родину. (3)Тех же, кого жуаньжуаны оставляли у себя, они подвергали жесточайшей процедуре, в результате которой пленный лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого. (4)Его освобождали от оков и со временем возвращали ему силу. (5)Лишённый памяти манкурт стоил дороже десяти обычных здоровых рабов. (6)Такой невольник не знал, кто он, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. (7)Лишённый понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. (8)Такой раб был равнозначен бессловесной твари: абсолютно покорен и безопасен для хозяина. (9)Он никогда не помышлял о бегстве. (10)Для рабовладельца восстание раба страшнее всего. (11)Каждый раб потенциально мятежник. (12)Манкурт был единственным в своём роде исключением: ему в корне чужды были побуждение к бунту, стремление не повиноваться. (13)И потому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. (14)Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. (15)Все его помыслы сводились к утолению голода. (16)Других забот такой раб не знал, зато порученное дело исполнял
слепо, усердно, неуклонно. (17)Для него повеление хозяина было превыше всего.
(18)Легче заковать пленного, нанести увечье или причинить другой вред для устрашения духа, нежели отбить у человека память, разрушить в нём разум, вырвать корни того, что пребывает с человеком до последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, которое уходит вместе с ним, остается недоступным для других. (19)Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. (20)Они нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося человеческой натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний.
(21)Рассказывают, что мать, разыскав сына, которого превратили в манкурта, причитала: «(22)Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! (23)О Господи, как внушил ты такое людям? (24)Разве мало зла на земле и без того?» (25)«Вспомни, как тебя зовут, вспомни своё имя!» – умоляла она сына. (26)Но тщетны были её призывы, манкурт не узнал мать, не вспомнил себя, по приказу хозяина он пустил стрелу в её сердце.
(27)С тех пор, говорят, появилась в сарозекской степи по ночам белая птица. (28)Повстречав путника, птица летит поблизости с возгласами: «(29)Чей ты? (30)Как твоё имя. »
*Чингиз Торекулович Айтматов(1928 — 2008) — русский и киргизский писатель; в своих произведениях поднимает проблемы исторической памяти, природы как источника мудрости предков, нравственных связей природы и человека.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лишённый памяти манкурт стоил дешевле обычных здоровых рабов.
2) Манкурт был абсолютно покорен и безопасен для хозяина.
3) Кочевые жуаньжуаны нашли способ отнимать у рабов их живую память.
4) Манкуртов днём и ночью стерегли воины хозяина, как ценных рабов.
5) Манкурт – это раб, не помнящий своего прошлого.
1) В предложениях 1 – 5 представлено описание.
2) Предложения 8, 9, 14 поясняют суждение, высказанное в предложении 7.
3) Предложения 10 – 14 содержат элементы рассуждения.
4) В предложениях 20 – 22 присутствует элемент описания.
5) Предложения 21 – 30 включают повествование.
24. Из предложений 7 –9 выпишите антонимы (антонимичную пару).
25. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Рассказанная Чингизом Айтматовым история о рабе-манкурте не может оставить никого равнодушным. Эмоциональное воздействие на читателя усиливают тропы: (А)_____(«разрушить разум», «отбить память»), (Б)_____ («кромешнойистории» в предложении 19, «живуюпамять» в предложении 20), другие лексические средства выразительности, например, (В)_____ («до последнего вздоха» в предложение 18), а также такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_____ (предложение 14)».
2) риторический вопрос
5) сравнительный оборот
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.