Как можно определить что такое просвещение история

Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 2

Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.

Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного мнения по поводу точных сроков данного периода, публикация в 1543 г.

1. Как можно определить, что такое Просвещение?

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого.

2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?

Для просветителей оказался столь важным разум,потому что разум это основа деятельности(помогает установить связь между событиями и фактами и т.п)

3. Какие проблемы волновали философов больше всего?

Философов больше всего волновали следующие проблемы: защита прав человека, критика суеверий.

4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?

С точки зрения просветителей общество возникло при необходимости людей делать что-либо вместе, сообща, а государство-аппарат управления богатых людей созданный чтобы руководить менее богатыми.

5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?

В век Просвещения в науке появляеются: описание многих биологических понятий(что означает сама биология);происходит очень много экспедиций в которых открывают что-то новое, до этого неизвестное(Географические открытия);в области математики Г. В. Лейбниц открывает дифференциальное и интегральное исчисления; в области химии А. Л. Лавуазье (основатель современной химии) составил первый перечень химических элементов; также в области биологии К. Линей в своей работе «Виды растений» описал тысячи видов флоры и фауны и дал каждому из них латинское наименование.

1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?

2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.

3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?

4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?

5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об одном из упомянутых в параграфе просветителей.

В 18 в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632 — 1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому — то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога, а от народа.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за защитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство перед законом, который принимают по согласию большинства.

Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.

Согласно идеям Руссо, люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно, даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)

1. Как Кант определяет Просвещение?

Кант утверждает, что просвещение заключается в «развитии своего разума» через мышление вне простых и удобных рамок догмы и общепринятых формул. Единственным способом сбросить эти цепи является разум: в обществе всегда будут существовать люди, думающие самостоятельно (просвещенные), которые помогли бы другим добиться такой же автономии разума.

2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?

Из книги Ш. — л. де Монтескьё «Персидские письма» (1721)

1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?

2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?

Источник

ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 32

Вопросы в конце параграфа

1. Как можно определить, что такое Просвещение?

Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.

2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?

Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.

3. Какие проблемы волновали философов больше всего?

В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.

4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?

Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.

Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.

5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).

Стр. 32. Подумайте

1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?

Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.

2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.

СтранаОсобенности Просвещения
АнглияВ Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей
ФранцияФранция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции
СШАИдеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей
Священная Римская империяИмператоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы
ПруссияПример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма

3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?

Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.

4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?

Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.

5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.Как можно определить что такое просвещение история. Смотреть фото Как можно определить что такое просвещение история. Смотреть картинку Как можно определить что такое просвещение история. Картинка про Как можно определить что такое просвещение история. Фото Как можно определить что такое просвещение история

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).

В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.

Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.

На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.

Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.

В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.

Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).

В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).

Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.

Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».

Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.

Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.

Стр. 32. Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)

1. Как Кант определяет Просвещение?

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?

Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.

Источник

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «ПРОСВЕЩЕНИЕ» в других словарях:

ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия

Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия

просвещение — См … Словарь синонимов

ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова

Просвещение — Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля

«Просвещение» — «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПРОСВЕЩЕНИЕ — 1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) … Большой Энциклопедический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ — легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер … Большой Энциклопедический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ — издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Как можно определить что такое просвещение история

1. Характерные черты и ключевые идеи Просвещения.

2. Английское Просвещение.

3. Французское просвещение.

4. Германское просвещение.

1. Характерные черты Просвещения:

· период между революциями в Англии и во Франции. Идейное зарождение – последняя четв. XVII в. (с 1689 по 1789 гг.);

· процесс освобождения от теологических представлений и религиозной концепции мировоззрения и бытия;

· эта эпоха была насыщена критическим пафосом. Переосмыслению и переоценке подвергалось все, что относилось к внутреннему и внешнему миру человеческого бытия; критике подвергались феодальные порядки (старый порядок). Эта критика опиралась на теоретические идеи, разработанные просветителями, была нацелена на обновление всех сфер жизни – духовно-религиозной, государственно-политической, социально-экономической. Просвещение стало важным этапом в процессе расставания с феодальным образом жизни;

· коренным признаком эпохи стала «мечта по упорядоченности»;

· все политические и идеологические течения, возникшие в последующие времена, считали себя либо преемниками просветителей, либо отрицали идеи просвещения;

· эпоха буржуазных революций впервые поставила проблему «идеология и революция», «революция и культура», «искусство и революция».

В то же время, если мыслящая немногочисленная элита европейского общества мыслила категориями просвещения, то большинство пребывало в рамках старых координат ценностей и образа мысли. Это противоречие породило движение за просвещение общества.

Взгляды просветителей складывались под влиянием новых исторических условий, глубокого всестороннего знания и осмысления действительности, открытий 16-17 вв. Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера, натурфилософии (естествознания) Ньютона. Источником мысли просвещения были идеи античных и современных философов.

Кто ввел в оборот термин «Просвещение»?

Определение просвещения, данное И. Кантом: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия… несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого… Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» (1784). Просвещение означало переход человечества к состоянию коллективной зрелости, в то же время, просветители сами оценивали эту эпоху как выход человечества из состояния детства (Г.Э. Лессинг).

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Помимо салонов, в Западной Европе происходил общий подъем грамотности и образования. Недавние исторические исследования, посвященные некоторым французским городам, выявили, что в середине XVIII в. читать и писать умели 90% представителей нижнего среднего класса, более 50% хорошооплачиваемых ремесленников и около 20% представителей беднейших слоев общества. Для женщин эти цифры значительно ниже, но их грамотность в течение века тоже повышалась. В протестантских странах важными очагами грамотности служили дома местных священнослужителей.

Ключевые идеи Просвещения:

· Идея равенства всех людей не только перед богом, но и перед законом и другими людьми – первый характерный признак эпохи Просвещения. Просвещение видело свою главную задачу в образовании и воспитании. Распространение знаний – гарантия избавления от всех социальных неурядиц и пороков.

· Исторический оптимизм: Просвещение – золотой век утопии, уверенность в возможность изменить человека к лучшему.

· Естественно-правовая теория (естественное состояние – без ч.с., без угнетения, без деления на сословия, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму). Поэтому в центре внимания просвещения – проблема наилучшего общественного устройства.

· Власть воспринималась просветителями как гарант общего блага. Поэтому была сформулирована теория общественного договора Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762).

· Осуждение политической тирании.

· Принцип нравственности. Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей. В то же время нравственность рассматривалась как самоцель жизни человека и общества. Просветители пытались обосновать светские начала этики, независимые от религиозных оснований. Фундаментальный труд А. Смита «Теория нравственных чувств» (1759).

Английское просвещение было максимально приближено к потребностям простых людей, отвечало на злободневные вопросы и реагировало на запросы общества. Английские публицисты старались подавать философские, политические и экономические идеи на доступном для широкой публике языке. Поэтому в печати преобладали сатирические публикации, занимательное изложение насущных вопросов. Огромное значение имело повышение уровня культурного и политического просвещения широких слоев населения. Этому способствовал рост грамотности и широкое распространение периодической печати (25 газет в провинции в 1727 г.).

На характер английского просвещения повлияли особые отношения с религией и церковью. Видные представители просвещения придерживались христианских догматов, но без фанатизма, англиканская церковь не противопоставляла себя просвещению и соответствовала его идеалам веротерпимости. Это обеспечивало равновесие между новыми общественными идеями и традициями, хранителями которых оставалась англиканская церковь. Отсутствие радикализма в английском просвещении объяснялось тем, что его идеи уже были реализованы в Англии в XVIII в.

Основные черты политической программы АП были сформулированы Дж. Локком. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разумении» (1690). Как и многие мыслители 17 в. он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние – «состояние полной свободы». Однако полная свобода ограничена законом природы: «…поскольку все люди равны и независимы, поскольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности другого».

Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствие общественного договора. Этот договор предполагал перераспределение властных функций и не менял положения людей (у Гоббса – народ отказывается от части своих прав). Государство должно было руководствоваться теми законами, которые регулировали отношения людей в естественном состоянии. Государство не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм ограничения властных полномочий государства. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную (суды, армия) и федеративную – внешняя политика (король, министры). Локк формулировал принцип законности – равенства всех граждан перед законом и право народа разорвать общественный договор – восстание против правительства.

Конституционные идеи Локка нашли воплощение в политическом строе Англии, возникшем после «славной революции» 1688 г. Она закрепила основные права граждан, представительное правление, религиозную терпимость, неприкосновенность собственности. Она создала предпосылки для общественного прогресса. Поэтому английские просветители не выступали обличителями общественно-политических пороков. Их деятельность не встречала препятствий как в других странах Европы. Поэтому просветители идеализировали общественный строй в Англии.

Влияние Томаса Гоббса (1588-1679) на англ. просвещение. Люди равны от природы, но в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства – недоверие. Следствие недоверия – война. При отсутствии гражданского состояния – война всех против всех. Поэтому люди путем общественного договора объединились в государство.

Следствие – нацеленность АП на решение практических дел. Высшая цель – достижение счастья человека, а это личное преуспевание. Главное средство достижения цели – развитие творческих способностей человека. Локк: «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем либо вести нас к совершенству». Просвещение способствовало формированию в нац. характере англичан предприимчивости, изобретательности, практицизма.

Трансформация общественных устоев: рост потребительской психологии – стремление к комфорту; ограничение запретов в общественном поведении; рост свободы выбора супругов и эмоциональная основа брака в противоположность экономической; рост эмоциональности общественной жизни; гуманизация нравов – милосердие, борьба с рабством, выступления в защиту животных. Стали создаваться благотворительные учреждения, больницы, приюты, которые существовали на пожертвования частных лиц. Озабоченность этическими проблемами высказывал Шотландский философ Д. Юм (1711-1776), мечтавший создать новую науку о нравственности. Он противопоставлял индивидуализму симпатии и альтруизм.

Следовательно, Просвещение в Англии столкнулось со сложнейшей этической проблемой: как уберечь эгоизм от саморазрушения, как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе? И просветители сделали много, чтобы решить эту проблему не только в теоретическом, но и практическом плане. При этом они должны были учитывать две существенные черты английского общества XVIII в. Во-первых, растущее самосознание социальных низов, которые, добившись своих гражданских прав, отнюдь не были склонны раболепствовать перед верхами. Отвергая грубые, неправовые методы подавления народных масс, просветители закономерно должны были сделать ставку на своеобразный диалог с ними. Во-вторых, растущий общественный вес и влияние так называемых средних слоев. Ускорение темпа развития английской экономики в XVIII в. было во многом обусловлено расширением потребительского спроса этих слоев, а следовательно — и ростом их благосостояния. В условиях коммерциализации досуга, литературы, искусства, даже науки они получили возможность, голосуя своим кошельком, оказывать все большее влияние на развитие культуры, некогда находившейся под почти безраздельным контролем традиционных элит.

Открытость английского общества и эффективность социальных лифтов способствовали тому, что ценности просвещения стали достоянием всех слоев английского общества. Идеалы просвещения в Англии были нацелены не на революционные преобразования, а на развитие и защиту сложившегося общественного устройства.

Идеи просвещения несколько померкли в конце 18 века под влиянием результатов промышленной революции и великой французской революции.

3. Французское просвещение. Первым произведением литературы, написанным в духе идей Просвещения во Франции, считаются «Персидские письма» Ш. Монтескьё, опубликованные в 1721 г. Годы Регентства с их относительно большей свободой самовыражения способствовали оживлению критической мысли в обществе и зарождению просветительского движения. Основными теоретическими источниками французского Просвещения были картезианство и английская философия XVII в., в особенности взгляды Дж. Локка.

Философия Декарта ориентировала на объяснение явлений природы естественными причинами, и эта линия была развита в XVIII в. французскими философами-материалистами. Рационалистический метод предписывал философской мысли не преклоняться ни перед какими религиозными догмами и авторитетами. Большое влияние на французских просветителей оказали этические воззрения Локка, а также его учение об обществе и государстве.

Периоды свободомыслия во Франции XVIII в. сменялись новыми гонениями. Но в результате между абсолютистским режимом и просветительской элитой постепенно образовалась стена недоверия и вражды. Это политическое противостояние способствовало радикализации французского просвещения. Таким образом, в процессе своего развития Просвещение изменилось, во многом отошло от своих первоначальных идей. Доктринальные изменения сопровождались острыми столкновениями мнений и подходов. Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли.

Во Франции Просвещение испытало сильное влияние аристократической культуры и было обусловлено новыми духовными запросами великосветского общества. Аристократическая культура породила едва ли не самую устойчивую и универсальную форму общения элитарных слоев общества — салон. Он служил и способом проведения коллективного досуга, и ареной политической, литературно-художественной и другой интеллектуальной деятельности.

Его отличительными особенностями были

· доверительная, почти интимная атмосфера общения;

· известная иерархичность межличностных отношений;

· активная роль женщин, которые нередко были «душой общества».

Разновидностью аристократической формы общения, особенно распространенной в провинции, были академии. В отличие от салонов, общение в них носило более специализированный характер и было отделено от семейного быта. Но членами академий были также почти исключительно представители дворянства и духовенства. Сословная обособленность салонов и академий препятствовала сближению аристократии с торгово-промышленными кругами третьего сословия. В результате культурная жизнь великосветского общества во Франции была гораздо в большей мере оторвана от интересов и запросов сферы экономической деятельности, чем в Англии. В результате просветители были склонны к отвлеченному теоретизированию.

Просветители заимствовали у аристократической культуры прежде всего салонную форму общения. Некоторые из них сами устраивали салоны, например Гельвеций и Гольбах. Так, в салоне Гольбаха обсуждались философские, политические и религиозные вопросы. Его изюминкой была библиотека, в которой широко была представлена антирелигиозная литература. Монархи и правительства не были ни просвещенными, ни деспотическими. Почти все просветители подвергались того или иного рода преследованиям: Дидро отсидел свой срок в Венсенском замке, Вольтер — в Бастилии, Гельвеций под градом нападок был вынужден подписать отречение от своей книги «Об уме».

В отличие от других абсолютистских монархий Европы во Франции просветители были оторваны от власть имущих и не могли влиять на правительства. Просветители стремились к более тесному, неформальному общению с единомышленниками. Так стали проявляться многочисленные кружки по интересам — философские, научные, литературные. Среди них самым значительным, оставившим неизгладимый след в истории культуры, был кружок энциклопедистов, как называли группу создателей знаменитой «Энциклопедии», выходившей в свет отдельными томами с 1751 по 1772 г. Центром кружка был философ Дени Дидро, его активными членами — Гольбах, Гельвеций, Руссо, Кондорсе, Кондильяк и др.

Политическое противостояние правительству создало просветителям репутацию потрясателей основ и радикалов, прочно обосновавшихся на левом фланге европейского Просвещения. Шарль Монтескье был сторонником глубоких конституционных реформ. Будучи решительным противником соединения в одних руках законодательной, исполнительной и судебной властей, Монтескье требовал не просто разделения функций между различными государственными органами, но и разделения этих властей как политических сил, так чтобы каждая из них могла сдерживать другую. Монтескье подчеркивал связь политической свободы с правом и ее реальным осуществлением. «Свобода, — писал он, — есть право делать то, что дозволено законами. Если бы граждании мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». М. был странником представительной формы правления.

Находясь в оппозиции, французские просветители были лишены возможности испытать себя практическими делами. Поэтому они легко поддавались идеализации минувших эпох, особенно республиканского строя античности. Например, Жан-Жак Руссо противопоставлял прямую демократию Римской республики или древнегреческих городов-государств всем формам представительного правления, сложившимся в новое время, даже английскому парламентаризму. «Всякий закон, — писал он в трактате «Об общественном договоре», — если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны — он раб, он — ничто. В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей; само это слово было неизвестно».

Подобные взгляды наложили глубокий отпечаток на умонастроения французов, вступивших в возраст зрелости незадолго до революции. Став ее участниками, они попытались осуществить идеал античной прямой демократии.

На фоне такого рода непримиримых оппозиционеров и приверженцев идеального «царства разума» выделялись физиократы. Они могли гордиться, что к их мнению прислушивались в правительственных кругах. Им даже приходилось держать в руках рычаги государственного управления. В отличие от большинства философов они отдавали силы решению конкретных проблем управления страной. Общепризнанным главой школы физиократов был Франсуа Кенэ. Он считал, что «земля есть единственный источник богатств и что одно только земледелие умножает последние». В зависимости от отношения к земле Кенэ разделил современное общество на «три класса граждан» — производительный класс, класс собственников и бесплодный класс. Кенэ требовал всемерного поощрения производительного класса, прежде всего богатых фермеров. Выступал он за реформу налоговой системы с тем, чтобы основная тяжесть налогового бремени была переложена с производителей и потребителей на земельных собственников. Наконец, чтобы торговля и промышленность дешевле обходились сельскому хозяйству, у которого они были как бы «на содержании», Кенэ предлагал ввести свободу внутренней и внешней торговли. Ряд существенных поправок в воззрения физиократов внес другой замечательный представитель этой школы — Тюрго. После смерти Людовика XV в 1774 г. он получил должность генерального контролера финансов. Тюрго сразу же приступил к коренной реформе налоговой системы, предполагая ликвидировать откупа, обложить доходы от земельной собственности (фактически отменить налоговый иммунитет дворянства) и облегчить положение промышленности и торговли.

Значительное влияние на облик французского Просвещения оказал и его конфликт с католической церковью. Особое недовольство просветителей вызывала церковная цензура. Возможность компромисса, наподобие того, который сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии, исключала идеологическая жесткость галликанской церкви. В этих условиях отношения просветителей с церковью неизбежно политизировались. Свойственный большинству из них философский деизм приобрел воинственно антиклерикальный оттенок. Известно, что свои письма к единомышленникам Вольтер часто заканчивал призывом: «Раздавите гадину!». Подчеркнуто антиклерикальный характер носили и многие его сочинения начиная с философских повестей и кончая многотомным «Опытом о нравах и духе народов». Однако отхода от церкви и религии не было.

Начиная с середины XVIII в. антицерковную тональность французского Просвещения еще больше усилила деятельность философов-материалистов — Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. Их критика религии и церкви, не всегда отличавшаяся большой последовательностью, была несравненно глубже, а порой и резче, чем у деистов.

В последние десятилетия перед революцией конца XVIII в. один за другим ушли из жизни мыслители, с именами которых были связаны возникновение и расцвет французского Просвещения. Его основополагающие ценности и в то время остались неизменными. Часть просветителей нового поколения, разочаровавшись в спекулятивной философии, повернулась лицом к животрепещущим проблемам социального и экономического развития. Это были физиократы и последователи их учения — Тюрго, Неккер, а также ученые-естествоиспытатели, такие, как Лавуазье, или мыслители с ярко выраженными естественнонаучными интересами вроде Кондорсе. Им отчасти удалось преодолеть то состояние отчужденности с государством. В правительственных «верхах» к их мнению иногда уже прислушивались, однако из этого практически мало что следовало.

Другая часть просветителей еще дальше ушла по пути неприятия действительности. Они окончательно разочаровались в рационалистическом методе познания человека и общества, целиком обратились к чувству. Это настроение ярко отразил в своем творчестве Ж.-Ж. Руссо. Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход виделся ему не только в правильном воспитании князей или материальном и политическом равенстве граждан. Радикализм позиции Руссо коренился в его моральном мышлении: «. Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Требование экономического равенства собственников и равноправия граждан он дополнял идеей полного братства людей.

Руссо считал, что гармоническое «естественное состояние» человек разрушил сам. Нельзя вернуться к «естественному состоянию», но можно, устранив чрезмерное неравенство в обществе, восстановить утраченные добродетели как бы на новой основе. На страже неравенства стоит деспотизм, силой удерживающий подданных в повиновении. И чтобы низвергнуть его, тоже требуется сила: «Восстание, которое приводит к убийству или к свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт, столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных». Этой мыслью вдохновлялось целое поколение революционеров, конца XVIII в.

4. Германское просвещение было еще более сложным явлением. Германия разобщена политически и религиозно – протестантский север и католический юг. В протестантских землях просвещение приходит в 1760-х гг., а в католических – еще позже. Главные проводники идей просвещения: университеты, лютеранская церковь и французская культура. Просвещение – светская идеология лютеранства. Отсутствие политического единства компенсировалось насыщенной культурной жизнью. Многие монархи германских государств пытались утвердить авторитет своей власти, занимаясь меценатством и поддерживая искусства. В СР Империи Г Народа насчитывалось 37 университетов. Одним из самых блестящих дворов был саксонский (в 1716 г. – оркестр, французский хор и балет, а также театр).

Парадокс нем. Просвещения – оно получало импульсы сверху. В Пруссии идеи просвещения обсуждались благодарю королю Фридриху II. Дискуссия на страницах печати растянулась на несколько лет, и в ней приял участие Иммануил Кант. Он сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождения индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле, но не в политическом. Кант обозначил характерную черту германского Просвещения – его теоретический характер. В его взгляде нашло отражение состояние немецкого общества того времени – провинциальный уют и спокойствие.

Планы реформ не ставили целью глубокие преобразования в общественном строе. Большинство немецких просветителей испытывали священный ужас перед политическим радикализмом. Просветители стояли на позициях «относительного просвещения». Они считали, что представители всех социальных слоев должны получать образование в соответствии с их положением в обществе. Поэтому центральным пунктом их программы была реформа образования. Деятельность просветителей в этой области принесла ощутимые позитивные плоды. Они добились расширения сети начальных школ. При их активном участии была разработана и осуществлена концепция профессионального и специального обучения.

Просветители не ставили вопрос о предоставлении политических прав и свобод всем гражданам. Утилитаризм и политическая робость просветительского движения в Германии объяснялись его социальным обликом. Новые идеи получили распространение среди дворян и разнообразных профессиональных категорий служилого люда — армейских офицеров, дипломатов, чиновников гражданской службы, преподавателей учебных заведений и т.д. Представители этих социопрофессиональных категорий и образовали просветительскую элиту в Германии.

Их аудитория была немногочисленна, о чем свидетельствует то обстоятельство, что одно из самых влиятельных изданий, «Литератур-цайтунг» («Литературная газета»), выходило лишь двумя тысячами экземпляров.

Самой поразительной чертой этой элиты была не малочисленность, а то, что она была тесно связана с государством и зависима от него. Государственная служба являлась для значительной части основным каналом повышения социального статуса и, можно предполагать, немаловажным источником дохода. Весьма точно положение просветительской элиты в обществе и государстве отразил известный афоризм: «Образование делает свободным». Для просвещенного немца второй половины XVIII в. свобода заключалась прежде всего в слиянии с государством. Полцчившие в Германии «камеральные науки» служили теоретическим обоснованием всестороннего вмешательства государства в жизнь общества. С конца XV II в. в немецкой общественной мысли теории естественного права и договорного происхождения государства уживались с апологетикой абсолютной монархии. Их соединил еще Самуэль Пуфендорф, которого иногда называют пионером немецкого Просвещения. В качестве носителя единой верховной власти в государстве он предпочитал видеть неограниченного монарха, которому бы принадлежало право жизни и смерти над своими подданными.

К середине XVIII в. немецкой общественной мысли сложилось понимание монарха как единственного толкователя и проводника естественного права. Из орудия критики существующего государства естественное право превращалось в его главную идеологическую опору.

Справедливо считается, что И. Кант подвел итог теоретическим изысканиям эпохи Просвещения. Убеждение, что добрые дела можно совершать лишь в расчете на успех или награду, он отвергал как «радикальное зло». Кант показал, что эгоизм является стержнем всех жизненно-практических отношений в условиях неограниченной монархии. Тем самым он выразил свое отношение к абсолютизму. Этому принципу он противопоставил императивное истолкование нравственности: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему так же, как к средству».

В кантовском истолковании «общественный договор» заключали между собой морально полноценные люди, которые не нуждались в отеческой опеке со стороны государства». Правление отеческое, — писал он, — при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно, что вредно. такое правление есть величайший деспотизм.» Гарантию от деспотизма он видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, в идеологическом плане немецкое просвещение представляло собой причудливую смесь новаторства и традиций, результатом чего явилось ярко выраженное стремление к утилитаристским реформам в рамках традиционного социально-политического порядка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *