Как можно слепо глухого обучить чему то
Слепоглухота: как жить в тишине и темноте?
Слепоглухота — врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота, к которым добавляется связанная с отсутствием слуха немота. В данном случае человек не может «заменить» слухом отсутствие зрения и наоборот, что вызывает немалые проблемы: дети не развиваются и не приобретают элементарных навыков самообслуживания, если с ними не работать с применением различных методик и технических средств.
Как общаются слепоглухие? Как они ориентируются в пространстве? Какие устройства помогают им в этом? Подробнее — под катом.
Коммуникация
Начнем с общения с преподавателем. Слепые слышат речь, глухие используют жесты и читают по губам. Если оба эти чувства у человека отсутствуют одновременно — остается осязание. В 1940-х годах И.А. Соколянский разработал систему, позволяющую передавать информацию от учителя к ученику: это телетактор. Преподаватель нажимал клавиши устройства, а ученик читал сообщение по шрифту Брайля. Позже возникла еще одна проблема — как передавать информацию сразу нескольким ученикам, целому классу детей? В 1966 году стали использовать улучшенную версию телетактора, но до сих пор с односторонней связью — «дактилятор».
В процессе обучения всегда нужна двусторонняя связь. Этот вызов принял В.В. Лебедев, и разработал телетактор прямой, обратной и взаимной связи — «ТЕПРОИВС».
Другое устройство для передачи сообщений группе учеников создал М.М. Германов, он использовал клавитуру, похожую на печатную машинку. Специальное перекодирующее устройство давало возможность общаться слепоглухим с людьми, не имеющими специальных навыков общения с ними. В 1968 году он разработал класс с прямой, обратной и взаимной связью, но устройство выдавали только одну букву за раз — каждое слово приходилось долго печатать. Спустя три года проблему решили с помощью новой версии телетактора с тактильным дисплеем, отображающим 24 рельефно-точечных знака.
Общение в сети
Как слепоглухие получают информацию из интернета? Синтезаторы речи преобразуют данные не только в звук, они могут работать со шрифтом Брайля. Специальный «дисплей» позволяет считывать информацию пальцами. Набор выпуклых точек поднимается и опускается в нужной последовательности. У системы есть недостатки. Нельзя увидеть изображение, нельзя определить ценность информации на веб-странице — придется читать весь текст слева направо и сверху вниз, и не получится работать с таблицами. При этом множество страниц содержит данные, которые в текст перевести невозможно. Навигация мышкой — удобна для зрячих, но для слепых и слепоглухих нужно делать особые версии. Либо создавать универсальные методы для взаимодействия. Способы решения этих проблем открывают для разработчиков рынок технических средств реабилитации для слепоглухих.
Mac OS имеет встроенные возможности для людей с проблемами со зрением и слухом. Компьютеры и мобильные устройства от Apple работают с 40 различными дисплеями Брайля.
Такой специальный дисплей работает в связке с компьютером. Apple работает с целым рядом подобных устройств, как я отметил выше.
Смартфоны имеют специальные приложения для незрячих. Они позволяют воспроизводить книги, зачитывают информацию с сайтов, распознают объекты.
Но для слепоглухих больше подойдет смартфон, который не будет задействовать ни слух, ни зрение. Прототип (к сожалению, до сих пор. ) смартфона B-Touch by Zhenwei You наделен GPS, камерой для распознавания объектов и функциями стандартного телефона, включая СМС. Дисплей работает на основе шрифта Брайля. Проблема таких смартфонов — в стоимости брайлевского дисплея, именно из-за дороговизны конечного устройства пока не могут сделать массовый продукт.
Еще один вариант смартфона для незрячих.
Сегодня чаще всего для связи приходится довольствоваться аппаратами с большими кнопками и нанесённым шрифтом Брайля. В том случае, если человек еще не знает шрифт, ему могут помочь устройства, подобные этой перчатке. Пользователь слышит текст в наушнике.
Но есть и отдельный тип гаджетов — специальные коммуникаторы. Braille EDGE 40 совмещает в себе смартфон и компьютер. В нем есть собственная операционная система и предустановленное программное обеспечение. Устройство позволяет создавать и сохранять записи, читать книги и документы, оно напоминает о важных датах, имеет будильник, таймер, калькулятор. Braille EDGE 40 поддерживает SD-карты до 32 гигабайт, работает 20 часов на одном заряде.
Теперь подробнее о дисплее Брайля и о том, почему они стоят сумасшедших денег. Точки, которые передают символы, управляются пьезоэлектрическими биоморфными элементами. Биоморф состоит из склеенных между собой пьезокерамических пластин толщиной от 0,3 до 0,35 миллиметра. На пластину наносят электроды из серебра или никеля. Биоморф используют электрические сигналы для преобразования их в механические усилия, то есть служит актюатором — движителем для точек.
Технология очень дорогая в производстве, поэтому портативный дисплей Брайля может стоить от 100 до 500 тысяч рублей и выше.
Ученые предпринимали попытки сделать альтернативные методы вывода информации. Можно ли использовать обычные смартфоны для передачи шрифта Брайля? В журнале New Scientist в 2009 году были представлены результаты эксперимента. Исследователи из университета Тампере в Финляндии взяли планшет Nokia 770 и написали к нему приложение, которое управляет пьезоэлектрическим слоем сенсорного экрана. Выступающие точки передаются быстрыми и сильными импульсами, а впадинам соответствует более слабая и длительная вибрация. Один символ считывается за 1,25 секунд, поэтому людям, привыкшим к одновременному восприятию всего символа, понадобится время для привыкания.
За несколько лет до этого в университете Токио разработали дисплей на базе органических транзисторов. Полимерные движители, управляемые транзисторами, нанесены на гибкую подложку. Движители и электроника выполнены из одного и того же материала, так что толщина этого дисплея — всего 1 миллиметр. Традиционные пьезоэлектрические актюаторы гораздо толще этого варианта.
Устройство от японских ученых отображает 24 символа, точки в них поднимаются на 0,5 мм.
Перемещение
Как ориентироваться с городе, как перейти дорогу по пешеходному переходу и как понять, когда на светофоре горит нужный свет?
В первую очередь на помощь приходит трость. В 2013 представила Fujitsu. представила трость для пожилых со встроенным GPS-трекером, а дисплей на рукояти показывает дорогу стрелками. В ручку встроен термометр, датчик влажности и пульсометр под большой палец. Если бы в рукояти был дисплей Брайля — можно было бы использовать трость слепоглухим. Чего же еще не хватает? Нужен датчик расстояния.
В 2008 году дизайнер Джин Вуу Хан (Jin Woo Han) придумал концепт интересного и полезного гаджета для людей с проблемами зрения, это устройство определяет расстояние до объекта. Чем сильнее вибрация — тем ближе объект. Но это концепт, а нам интереснее устройства, которые уже существуют.
«Умные» трости с сонаром облегчают ориентацию людям с проблемами со зрением. Ультразвуковой локатор ищет препятствия на пути и сообщает о них, при этом в зависимости от устройства происходит обнаружение препятствия на разных уровнях — на полу, на уровне пояса, груди или головы. Затем сообщает вибрацией или с помощью наушника. Интенсивность сигнала может говорить о расстоянии.
Сонар можно установить не только на трость, его можно носить и на руке, что доказал oleamm в 2013 году. Электросонар он сделал в виде устройства, которое крепится на запястье. Дальность обнаружения препятствия — 7 метров, вес менее 150 граммов, время автономной работы — более 4 часов.
Технология BrainPort позволяет видеть с помощью электрода, крепящегося на язык. Прибор трансформирует сигналы с камеры и преобразует их в электрические импульсы, которые мозг способен распознать как визуальные. BrainPort V100 дополняет существующие методы помощи в ориентировании — трости и ассистентов в виде собак-поводырей.
Если можно проецировать изображения на язык, почему бы не делать то же самое для лба? На помощь приходит японская компания EyePlusPlus и Токийский университет. Камера прибора AuxDeco снимает изображения и переводит его в «тактильный» вид, который можно определить с помощью кожи лба пользователя.
Пусть это не самое высокое разрешение картинки, но вот таким образом в итоге пользователь «видит» перед собой с помощью прибора.
В 2014 году были представлены очки для слепых OrCam, а уже в апреле того года они появились в продаже. Устройство распознает объекты и зачитывает нужную информацию владельцу. Сочетание этого устройство с некой носимой клавиатурой Брайля могло бы иметь смысл.
Устройства для самообслуживания в быту
Узнать время дают часы со шрифтом Брайля.
А читать газеты, распознавать цвета и деньги позволяют OCR-сканеры. Такие сканеры распознают символы и переводят их в звук или отображают с помощью дисплея Брайля.
Пример «мультимедийного центра» для слепых. Устройство называется EClipse Scan And Read Entertainment Center.
В этом случае в качестве устройства для сканирования используют iPhone или iPad, а сам гаджет, который позволяет это делать, представляет собой лишь подставку. Гаджет на iOS на подставке камерой направлен на газету или документ, а OCR-приложение распознает текст и передает его на дисплей Брайля. Или, опять же, с помощью звука, если есть достаточно громкое устройство.
Еще один карманный сканер для примера.
Сканеры могут быть и более портативными. Главное — сделать качественную связку между сканером и устройством вывода информации для слепоглухих.
Когда зрение не полностью отсутствует, а сильно повреждено, используют увеличители. Как лупа, но «умнее».
Одно из таких устройств — Zoomax Snow 7 HD. Это семидюймовый планшет разрешением HD предназначен для использования в качестве видео-лупы. Дизайн диктуют требования для удобства людей со слабым зрением: это огромные кнопки для увеличения, отдаления, смены цветового режима, фотографирования. Камера настраивается на расстояние — близко или далеко находится то, на что человек смотрит.
Использование гаджета на улице. Расстояние до объекта может составлять от 6,5 сантиметров (при чтении книг) до 500 сантиметров (например, для чтения дорожных знаков и надписей на магазинах).
Газеты читать можно, но ведь это не единственная сложность для человека без зрения и слуха. Сложность есть еще и в удобстве устройств. Большой гаджет вроде семидюймового планшета увеличит время, которое нужно для отсчитывания купюр. Хотя их, наверное, большая часть слепых все равно способна посчитать по нанесенному Брайлю.
EyeRing — это носимое устройство, визуальный ассистент, позволяющий видеть с помощью пальца.
Еще один носимый гаджет — перчатка Mobile Lorm Glove разработана специально для слепоглухих. Она переводит азбуку Лорма в текст. Нажатия на сенсоры, расположенные на перчатке, позволяют слепоглухому пользователю писать текстовое сообщение. Данные передаются по Bluetooth на девайс — например, на коммуникатор. Затем получатель в виде SMS видит данное сообщение.
Но есть и обратная связь: полученное сообщение носитель перчатки почувствует благодаря вибрации на ней.
Азбука ЛОРМ разработана немецким философом Генрихом Ландесманом более сотни лет назад. Философ был слеп, а затем утратил слух. Азбука, подразумевающая передачу символов прикосновениями, полезна для пожилых, так как их пальцы могут утратить способность пользоваться дактилологией, а ЛОРМ легче запомнить.
Это — сделанный для слепого дедушки индикатор уровня жидкости. Налить чай, ничего не видя, задача не из самых простых. Причем устройство самодельное, опыт описан на Хабре.
Еще один гаджет — поющая кружка от Braun. Пользователь слышит сигнал, когда жидкость достигает уровня, выбранного с помощью кнопки на ручке.
Законный вопрос: оба устройства выше предназначены для слепых, но ведь глухота будет мешать услышать сигнал? Это — новая задача, которую стоит решить. Я подумал о возможности использования «умного» браслета, который бы вибрировал при определенных условиях. Например, умная кружка подключается к браслету, после чего носимый гаджет выдает сигнал именно от кружки, а не от какого-либо иного источника. Позже я уточнил этот вопрос у специалиста из Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и выяснил, что глухота при слепоглухоте часто бывает неполная — то есть человек способен слышать громкие звуки, так что иногда просто не помешает динамик погромче.
В рамках российского фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» развивается направление «Техподдержка». Цель направления — оказать развитие и продвижение отечественных разработок для слепогухих в России и на внешние рынки. Сейчас фонд проводит конкурс инноваторов, на который поступило более 80 проектов со всей России. Так что если в процессе чтения статьи у вас появилась интересная идея, не теряйте возможности: сотрудники фонда будут внимательно изучать все отклики и комментарии.
Как можно слепо глухого обучить чему то
Начало обучения слепоглухонемых в нашей стране связано с именем профессора И. А. Соколянского, организовавшего в 1923 г. в Харькове первую учебную группу из таких детей. В дальнейшем, вплоть до 1980 г., под его руководством проводилось обучение слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии и в Загорском детском доме для слепоглухонемых. И. А. Соколянский внес большой вклад в разработку системы обучения слепоглухонемых, являясь по существу основателем советской тифлосурдопедагогики. Дальнейшее свое совершенствование эта система получила в работах А. И. Мещерякова. Результаты многолетних наблюдений за развитием психики слепоглухонемых при специальном обучении по методу И. А. Соколянского А. И. Мещеряков обобщил в своей монографии «Слепоглухонемые дети». Автор указывает на две основные особенности слепоглухонемых детей. Первая состоит в том, что слепоглухонемой свои представления об окружающем мире формирует посредством осязания.
Вторая особенность заключается в том, что слепоглухонемой ребенок лишен обычных способов общения с окружающими людьми, и если не проводить специального обучения, то он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже примитивного уровня умственного развития.
Система обучения слепоглухонемых, разработанная И. А. Сокодянским и его учениками, состоит из нескольких взаимосвязанных этапов с постепенно усложняющимися задачами.
Первый этап И. А. Соколянский назвал «периодом первоначального очеловечения». На этом этапе достигается формирование навыков поведения, направленных на удовлетворение собственных нужд. В первую очередь это предметно-практические действия с необходимостью усвоения образов предметов, пользования ложкой, тарелкой и т. п. Практика воспитания слепоглухонемых детей показала отсутствие у них «врожденной» ориентировочно-исследовательской деятельности. Элементы этой деятельности по удовлетворению простейших естественных потребностей на первых этапах развития ребенка возникают как необходимость, как условие достижения успеха в той или иной «деловой» сфере. Круг образов предметов расширяется, постепенно выходя за рамки обслуживания простейших естественных потребностей. В процессе овладения навыками, понятиями, всякого рода «премудростями», которые заключают в себе предметы быта, в процессе обучения пользования сотнями этих предметов у слепоглухонемого ребенка формируется человеческая психика.
Самообслуживание создает условия для совершенствования средств общения, развивает потребность в общении. Завершение действий, начатых взрослым, является первым сигналом, побуждающим слепоглухонемого ребенка к активному действию. Это и есть как бы зачаточный «язык».
На втором этапе формируются специальные средства общения — жесты. Это помогает ускорению процесса психического развития слепоглухонемого ребенка. Жесты, обозначающие предметы и действие, являются основой первых специальных средств общения. Жесты дают возможность выработать у ребенка понятие о том, что все предметы имеют названия. На основе жеста можно переходить к следующей ступени — к смысловому обозначению, достигаемому с помощью слов.
К обучению грамматическому строю речи приступают путем составления простого текста и составления системы текстов. Одним из важнейших способов усвоения языка и формирования мысли является письменная речь в брайлевской форме. Письменная речь дает возможность самообучения.
Ребенок, обученный по описанной методике, уверенно преодолевает барьер, обусловленный слепоглухонемотой. Оставаясь слепоглухонемым, он обретает доступ ко всем сферам человеческого познания.
Лучшим доказательством действенности разработанной И. А. Соколянским и его учениками системы являются успехи обучения слепоглухонемых и возможность достижения ими высокого уровня интеллектуального развития ученицы Соколянского — Ольги Ивановны Скороходовой. Широко известна в нашей стране и за рубежом литературная и общественная деятельность этой женщины, которая в 5-летнем возрасте, заболев менингитом, потеряла зрение и слух.
В школе для слепых, куда вначале поступила девочка, она не смогла учиться из-за отсутствия слуха, и по этой же причине слепые избегали общения с ней. В десятилетнем возрасте она поступила в школу-клинику для слепоглухонемых. Затем она получила среднее образование и закончила филологический факультет Московского университета. О. И. Скороходова — автор трех книг и многочисленных статей. В 1961 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В последние годы жизни (умерла она в 1984 г.) О. И. Скороходова работала старшим научным сотрудником Института дефектологии. Для того чтобы достичь таких больших успехов, ей пришлось очень много и упорно трудиться. Не умаляя заслуг в этом ее учителя И. А. Соколянского, нужно признать, что титанический труд Ольги Ивановны, как и вся ее жизнь, — это подвиг.
Первая книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю окружающий мир», изданная в 1947 г., была встречена с огромным интересом как в научных кругах, так и массой читателей и явилась наглядным свидетельством успехов советской дефектологии. По мнению известного психолога А. И. Леонтьева, эта книга характеризует ее автора как личность и демонстрирует «прекрасное развитие ума и чувств Ольги Скороходовой». В 1954 г. была опубликована вторая книга Ольги Ивановны, в которую в качестве первой части вошла переработанная первая книга, а вторая часть под названием «Как я представляю окружающий мир» была написана впервые. И наконец, третья книга «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» являет собой завершенную трилогию, посвященную проблеме восприятия и понимания окружающего мира человеком, лишенным двух важнейших органов чувств — зрения и слуха.
Как слепоглухой ребенок узнает, что «а» — это «а»?
Прошли годы. Был создан и успешно развивается детский дом для слепоглухих. Успешно завершился эксперимент по обучению четверых слепоглухих студентов на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Опыт обучения слепоглухих достаточно широко известен в стране и за рубежом. К нему обращаются философы, психологи, дефектологи, публицисты. Изданы книги, написанные слепоглухими, публикуются статьи и книги о слепоглухих, появляются фильмы и телепередачи.
Однако и сейчас для большинства людей, впервые знакомящихся с достижениями в обучении слепоглухих, сама возможность обучения их чтению и письму требует особых пояснений.
Второе, не менее важное замечание состоит в том, что обучение чтению слепоглухих детей соотносится с самыми начальными этапами развития их словесной речи. Владение элементарной грамотой решает здесь задачу восприятия слепоглухими речевого сообщения значительно эффективнее, чем разработанные ранее методы обучения слепоглухих на основе тактильного восприятия еле различимых при осязании движений артикуляционного аппарата у говорящего устно (метод Tadoma) или пальцев рук — у говорящего дактильно. Метод обучения, при котором восприятие слова строилось на основе тактильного восприятия стабильных и четких рельефных и рельефно-точечных письменных знаков, использовавшихся при обучении слепых, оказался самым надежным и самым эффективным путем формирования у слепоглухих учащихся словесной речи.
Как же происходит обучение грамоте ребенка, только начинающего осваивать словарь и грамматический строй словесной речи?
Рассмотрим два исторических примера.
Лаура Бриджмэн, воспитанница Перкинсовской школы для слепых (США), была первой слепоглухонемой, успешное обучение которой разрушило мнение о том, что слепоглухонемые необучаемы. Бриджмэн, потерявшая слух, зрение и обоняние в возрасте двух лет, научилась читать, писать, излагать простые мысли и выполнять некоторые простые работы. При обучении Л. Бриджмэн был использован линейный рельефный шрифт, получивший название Бостонского, который в большей или меньшей степени копировал буквы алфавита для зрячих. Создатель этого алфавита, Сэмюэл Грилли Хоув, начал обучение Л. Бриджмэн в 1837 году, когда ей было 8 лет. Она умела себя обслуживать, помогала матери по хозяйству, объяснялась с ней элементарными жестами, специально придуманными для их общения. В «Американских заметках» Ч. Диккенса представлены дневниковые записи С.Г. Хоува об обучении Лауры чтению.
«Для начала мы взяли предметы, которыми человек пользуется каждый день, как, например, ножи, вилки, ложки, ключи и т.п., и наклеили на них ярлычки с названиями, отпечатанными выпуклыми буквами. Девочка тщательно их ощупывала и, естественно, вскоре заметила, что извилистые линии, обозначающие «ложку», так же мало похожи на линию «ключа», как сама ложка на ключ. Затем ей стали давать ярлычки уже без предметов, и вскоре она сообразила, что на них оттиснуты те же знаки, что и на ярлычках, наклеенных на предметы. Желая показать, что она уловила сходство, она положила ярлычок со словом «ключ» на ключ, а ярлычок со словом «ложка» на ложку. Так было проделано со всеми предметами, которые она могла взять в руки, и девочка очень скоро научилась находить нужный предмет и класть на него ярлычок с соответствующим названием.
Через некоторое время ей стали давать не ярлычки с целым словом, а отдельные буквы, напечатанные на разных кусочках бумаги. Кусочки эти раскладывались таким образом, чтобы получилось слово «книга», «ключ» и т.п. И она это выполняла. Педагог складывал слова, а она, касаясь его рук, повторяла за ним движения. Следующей ступенью был металлический шрифт: на концах металлических палочек были набиты буквы, и палочки эти вставлялись в толстую доску с квадратными отверстиями так, что над поверхностью выделялись лишь буквы. Затем девочке давали какой-нибудь предмет — карандаш или, скажем, часы, — она подбирала соответствующие буквы, втыкала палочки в отверстия на доске и с явным удовольствием «читала», что получилось.
Несколько иначе овладевала техникой чтения и письма Елена Келлер.
Слух и зрение она потеряла в 1 год 8 месяцев. Систематическое обучение на основе дактилологии, а затем и шрифта Брайля началось в 1886 году, когда девочке было 6 лет 9 месяцев. К этому времени она общалась с семьей с помощью изобретенных ею самой жестов.
Если Лаура Бриджмэн вначале усвоила письменное обозначение знакомых предметов, а затем на этой основе — дактильный алфавит и дактилологию, то Елена Келлер к началу обучения грамоте имела уже в словаре 625 дактильных слов и владела элементарной фразовой речью.
Однако Анна Сулливан, ее знаменитая учительница, попыталась вначале учить ее чтению тем же методом, каким Хоув учил Лауру Бриджмэн (от целостного восприятия слов-ярлычков к уяснению буквенного состава слова), но, поскольку начальный этап обучения Елены был другим, более эффективным оказался иной метод обучения, а именно — простое соотнесение письменного алфавита (Бостонского шрифта) с дактильным.
Анна Сулливан так рассказывает об обучении чтению Елены Келлер:
Как видно из приведенных примеров, использование чтения и письма в целях формирования у слепоглухого ребенка элементарной словесной речи делает процесс овладения им грамотой чрезвычайно отличным от того, что имеет место при обучении слышащих и видящих детей.
Иначе складываются отношения между словом, изображенным на письме, и обозначаемым им предметом при обучении грамоте слепоглухого ребенка.
Как видно из описания обучения Л. Бриджмэн, слепоглухой ребенок может осваивать письменную форму речи, когда ни одной другой формой словесной речи он еще не владеет. Поэтому и слово, изображенное буквами на письме, усваивается им не как обозначение звучащего слова, а как знак предмета, знакомой вещи, т.е. как «символизм первой степени».
При обучении Е. Келлер в таком качестве усваивалась вначале дактильная форма речи, а письменные знаки заучивались потом как обозначения уже известных дактилем. Для характеристики особенностей обучения грамоте слепоглухих детей здесь важно подчеркнуть, что независимо от того, в какой последовательности и в каком объеме усваивается слепоглухим ребенком письменная и дактильная форма речи, первоначально слепоглухой ребенок усваивает именно буквенную структуру слова. И именно слово в его буквенном изображении выступает для него как «символизм первой степени». Благодаря этому техническая сторона чтения, которая включает в себя распознавание письменных знаков и замену их соответствующими дактилемами, формируется у слепоглухого ребенка сравнительно легко, поскольку дактильная речь по своему буквенному составу соответствует письменной речи. Однако навык замены букв дактилемами при чтении слепоглухого ребенка обеспечивает понимание прочитанного только в тех случаях, когда для чтения предложены слова и фразы, первоначально усвоенные им на дактильной основе.
В тех случаях, когда для чтения ребенку предлагают новый речевой материал, замена букв дактилемами, которую осуществляет слепоглухой ребенок при чтении, выполняет функцию контроля за правильностью восприятия письменных знаков, не обеспечивая сама по себе понимания прочитанного.
Указанные обстоятельства делают процесс обучения чтению слепоглухого ребенка чрезвычайно отличным от того, как это происходит в начальных классах массовой школы. Как уже отмечалось, начинающий читать слышащий и видящий ребенок хорошо понимает обращенную к нему звучащую речь, и не только разговорную, ситуативную, но и книжную, литературную, которую он уже привык воспринимать в довольно сложных коммуникативных условиях — при восприятии аудиозаписей, теле- и радиопередач.
У слепоглухого ребенка, начинающего обучаться грамоте, никаких готовых «механизмов» для понимания связной речи еще нет, как нет еще словарного запаса и умения пользоваться грамматическими формами.
Пониманию связного текста такого ребенка надо учить. Началом этого пути — «станцией отправления» — можно считать чтение текстов, описывающих простейшие ситуации из жизни самого ребенка.
При чтении таких текстов слепоглухой ребенок учится соотносить текст и событие, которое он описывает. Когда такое умение складывается, чтение текстов, описывающих события жизни ребенка, становится неоценимым средством развития его словаря и грамматического строя словесной речи. Иллюстрацией сказанного может служить рассказ А. Сулливан о том, как Е. Келлер впервые прочитала связный текст.
«Я отлично помню, — рассказывала Анна Сулливан, — ее первую попытку прочесть маленький рассказик. Она уже знала печатные буквы и уже несколько времени, как для забавы, составляла простенькие фразы, употребляя для этого бумажки с выпукло напечатанными буквами, но эти фразы не имели особенной связи между собой. Случилось однажды утром, что была поймана мышь, и мне пришло в голову, что, имея живую кошку и живую мышь, которыми ее можно заинтересовать, мне, может быть, удастся устроить из нескольких отдельных фраз нечто вроде маленькой истории и этим дать ей новое наглядное понятие о пользе и значении речи. Я составила из выпуклых букв в имеющейся для этого рамке следующие фразы и дала их Елене: «Кошка сидит на ящике. В ящике сидит мышка. Кошка может видеть мышку. Кошке очень хочется съесть мышку. Не давай кошке есть мышку. Кошке можно дать молока, а мышке надо дать булки».
Знакомые слова вызывали у нее радостную улыбку. Когда же я положила ее руку на кошку, действительно сидевшую на мышеловке, она слегка вскрикнула от удивления, и смысл всей первой фразы сделался ей совершенно ясен. Когда она прочла слова второй фразы, я показала ей, что в ящике в самом деле сидит мышка. К следующей строке она уже перевела палец с выражением живейшего любопытства: «Кошка может видеть мышку». Тут я повернула кошку лицом к мышке и заставила Елену ощупать ее.
Отмечаемые А. Сулливан легкость и заинтересованность, с которыми Елена овладевала новым для нее видом деятельности, не скрывают, однако, тех затруднений в словесном опосредовании восприятия слепоглухим ребенком предметной ситуации, которые имели место в данном случае. Отметим, что в данном примере речь шла об описании статичной ситуации. Когда же возникает необходимость словесного опосредования событий, развертывающихся перед слепоглухим ребенком в пространстве и во времени, эти трудности неизмеримо возрастают.
Формирование связей между обозначаемым и обозначением у слепоглухого ребенка затруднено и ограничено прежде всего трудностями в восприятии окружающей действительности на основе «ограниченного сенсорного входа», а также тем, что восприятие действительности и восприятие речи у такого ребенка осуществляется при помощи одного и того же анализатора, а, значит, происходит не одновременно, как в норме, а поочередно, последовательно.
Учитывая эту особенность, И.А. Соколянский предложил в качестве основного материала, на котором на данном этапе обучения будут формироваться словарь и грамматический строй словесной речи, использовать не столько описание настоящих, «здесь и теперь» разворачивающихся перед ребенком событий, сколько описание прошедших событий и ситуаций из его повседневной жизни, а именно тех, непосредственным и главным героем которых в недавнем или отдаленном прошлом ребенок был сам.
Методика формирования у слепоглухого ребенка грамматического строя словесной речи, разработанная И.А. Соколянским, получила название системы параллельных текстов.
Система параллельных текстов
По этой системе детям предлагают описывать события из их жизни (так называемые спонтанные тексты). В то же время им дают читать тексты, составленные учителем, также вначале описывающие события из жизни ребенка. Это — учебные тексты.
Первые учебные тексты состоят из нескольких нераспространенных, предельно конкретных предложений, которые располагаются одно под другим в столбик в строгой логической последовательности. Например:
Далее по определенной системе в учебные тексты вводятся другие категории — различные формы глаголов, прилагательные, местоимения, наречия, усложняется синтаксис, например:
Нина взяла судки и пошла на кухню за обедом. Повар налил в одну кастрюлю суп, в другую кастрюлю положил котлету с картошкой и в третью кастрюлю налил компот. Нина принесла обед в комнату и сказала Юле: «Иди мыть руки». Юля надела халат, тапочки, взяла полотенце и мыло и пошла к умывальнику. Юля вымыла руки, пришла в комнату, положила мыло в ящик и повесила полотенце на кровать. Юля расстелила клеенку на столе и поставила хлебницу с хлебом на стол. Юля взяла из тумбочки тарелку с ложкой и половник. Юля налила суп в тарелку из кастрюли и ела суп с хлебом. Юля положила котлету и картофель в тарелку из кастрюли и ела котлету с картофелем. Юля налила компот в чашку из кастрюли и ела компот с хлебом. Юля убрала посуду и хлебницу с хлебом в тумбочку. Юля расстелила постель, разделась и легла спать.
Описывая пережитое событие в спонтанном тексте, ученик использует данные в учебном тексте новые слова и грамматические категории и уже на знакомом материале закрепляет их. Приведем пример спонтанного текста ученицы Юли Виноградовой, написанного ею в 1956 году:
Юля пошла на кухню. Юля взяла сковородку. Юля взяла хлеб из стола. Юля крошила хлеб в сковородку. Юля взяла сковородку и пошла на улицу. Юля поставила сковородку на землю. Гуси и утки кушали хлеб. Юля взяла сковородку. Юля пошла домой. Юля поставила сковородку на пол. Юля мыла руки. Юля вытирала руки полотенцем.
Работа по этой системе оказывает также большое организующее влияние на формирование предметного опыта слепоглухого ребенка, на перестройку и уточнение его представлений об окружающем мире, и в целом дает возможность создавать для него все более сложные учебные тексты и даже предлагать для чтения произведения детской литературы.
Итак, в силу особенностей обучения слепоглухого ребенка грамоте процесс овладения технической стороной чтения оказался вполне разрешимой задачей. Основные и чрезвычайно сложные проблемы, сопровождающие чтение слепоглухого на протяжении всей его жизни, лежат в плоскости понимания прочитанного.
Трудности, как мы видели, возникают уже при чтении текстов, описывающих события из жизни самого ребенка, т.е. на этапе освоения им ситуативной речи, которая в норме формируется у детей уже в раннем возрасте благодаря тому, что звучащая речь с первых дней жизни сопровождает и опосредует все его действия и наблюдения.
Таким образом, благодаря специальным педагогическим инструментам, трудности в понимании текстов, описывающих события жизни самого ребенка-читателя, постепенно преодолеваются, и чтение таких текстов становится источником первых положительно окрашенных, но еще неспецифических читательских переживаний слепоглухого ребенка, связанных на этом этапе обучения с удовольствием от узнавания при чтении слов, обозначающих хорошо знакомые предметы, действия и ситуации — всего того, что связано с его повседневной жизнью.
* Исследование выполнено в рамках Государственного задания ФГБНУ ИКП РАО (№ 25.8559.2017/8.9 «Развитие теоретико-методологических основ научной школы культурно-исторической дефектологии»ной педагогики»).