Как можно узнать что такое просвещение
Значение слова «просвещение»
1. Действие по знач. глаг. просветить 2 —просвещать; распространение знаний, образования. [Рудин] скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, Рудин. Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, Далекие годы. || Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. Министр просвещения.
2. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В императорской России существовало Министерство народного просвещения; в советское время его преемником стал Народный комиссариат просвещения, позднее — республиканские наркоматы и министерства просвещения в республиках СССР.
— Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)
Различают следующие направления просвещения как вида работы специалиста по распространению специальных знаний:
Половое просвещение, ограниченное воздержанием
Наряду с термином «просвещение» употребляется термин «просветительство» как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие просветительство, другие — просвещение. Встречается в литературе и понимание просветительства как «сниженного», неполного варианта просвещения, а также как идейного течения «вторичного» порядка (то есть возникшего в некоторых странах под влиянием идей западноевропейского Просвещения.
Также под просвещением понимается идейное течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (где достигло высшего расцвета) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
просвеще́ние
1. действие по значению гл. просветить [I] — просвещать; распространение знаний, образования ◆ [Рудин] скоро перешёл к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, «Рудин», 1855 г. ◆ Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, «Далёкие годы», 1946 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС))
2. система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений ◆ Министр просвещения.
3. истор. течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс в эпоху перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения [1] народа
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подвид — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова просвещение
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
☼ течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
Педагогический терминологический словарь
1. Распространение знаний, образования.
2. Система образовательных учреждений в стране (см. Образование).
3. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в 18 в. («век Просвещения»).
П. является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели П. боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям. С понятием «П.» связано появление таких терминов, как просветители, просветительная литература и др. Родоначальником просветительной литературы можно считать Дж. Локка. Общеевропейское значение имела просветительная деятельность Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Деятели П. стремились найти естественные принципы человеческой жизни: естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни и т.п. Определяя осн. характер П., И. Кант подчёркивал, что П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле он противопоставлял просвещению просветительство. Идеи П. оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология П. нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 221-222)
См. также Образование
государственное издательство, Москва. Образовательная, педагогическая, психологическая, справочная, учебно-методическая, школьные учебники.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 479)
См. также Издательства РФ
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
♦ В XVII в. в Готе, самой просвещенной в Германии, принцессам мыли головы через субботу в 4 часа, а раз в месяц принималась ванна (РВ 1902, 1, 227).
♦ Л. Соболева вписала в глоссарий к своей поэме про Дедала слово «вепрь». Зачем, ведь все знают! Спросила одного соседа, сказал «еж», другого — «медведь». А по данным «Лит. газеты» (ноябрь 1985), из двух десятков людей с высшим образованием только один мог правильно объяснить, почему меняются времена года.
♦ Заболела такса, послали телеграмму о лекарствах знакомым в Венгрию: «У Кафки чума итд.» Телеграфистка вернула: «Не правильно, чума — это у Камю».
В западном городе — ивы весной, гибкие ветки.
Памятна та любовь, тот причал вернувшейся лодки:
Красный мост, зеленый дол, добрый день;
Вешний цвет — не для юных лет.
Время вянуть цветам, облетать сережкам, всходить на башню.
Вешняя река, будь вся она из слез,
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и даже всякой метафизики; познание, прогресс, терпимость, светский характер государства, свободное и трезвомыслящее человечество. Быть человеком Просвещения, указывает Кант, означает мыслить самостоятельно, свободно пользоваться своим разумом, освободиться от предрассудков и суеверий. Вот откуда знаменитый лозунг Просвещения: «Sapere aude!» – имей смелость полагаться на собственное суждение (Кант. «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?», 1784). Приведенная максима принадлежит Горацию, но с тем же успехом ее мог высказать и Лукреций, ее разделял и Монтень («Опыты», книга I, глава 26), а позже, но еще до Канта – и Вольтер («Философский словарь», статья «Свобода мысли»). Из этого видно, что идеалы Просвещения годятся на все времена. Суеверия и догматизм появились на этом свете прежде нас и до сих пор плетутся за нами по жизни.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Enlightenment the)
период в истории Европы 18 в., характеризующийся интеллектуальной и философской уверенностью в том, что истина может быть достигнута при помощи человеческого разума, наблюдения и эксперимента.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: образование, обучение
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ПРОСВЕЩЕНИЕ, я, ср.
2. Знания, образованность, их распространённость. Заботиться о просвещении народа.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Aufklä rung) — культурно-исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на западе Европы в XVIII в. (si ècle des lumiè res). В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещенный (или просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение «философия XVIII века». В истории нового времени П. принадлежит очень важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков (IX, 879 и след.) как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П. наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. писателей (см. Энциклопедисты). Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwor tung der Frage: was ist Aufklä rung?», 1784). П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср. Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»; Laurent, «La philosophie du XVIII si ècle et le christianisme»; Lanfrey, «L’église et la philosophie du XVIII siècle»; Stephen, «History of english thought in the XVIII century»; Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustä nde» и др. См. еще Рационализм и Философия XVIII в.
Просвещение (распространение знаний)
Просвещение (распространение знаний)
Содержание
Определение
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», — пишет Кант. [4]
В произведениях Александра Сергеевича Пушкина мы можем найти несколько толкований этого понятия и, как следствие, разное отношение к нему. С одной стороны он использовал это слово в смысле, сходном с понятием культуры и образованности:
…И в просвещении стать с веком наравне(Чаадаеву, 1821)
Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья («Второе послание к цензору», 1824)
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель… (1829)
С другой стороны, он использовал его как синоним слова цивилизация (слово культура иногда также отождествляется с цивилизацией), отмечая в том числе и негативные её проявления:
Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведет кочующие дни (Цыгане. 1824)
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран. (К морю. 1824)
Своё осмысление давал слову «просвещение» Н. В. Гоголь. В 1846 году в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» он писал:
Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит. [7] [8]
Гоголевское размышление о просвещении открывает разные ипостаси процесса просвещения, существовавшие и сосуществовавшие в отечественной истории, и расширяет идею европейского просветительства, характеризовавшего просвещение как совершенствование ума.
Просвещение
Смотреть что такое «Просвещение» в других словарях:
ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия
Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия
просвещение — См … Словарь синонимов
ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова
Просвещение — Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля
«Просвещение» — «Просвещение», издательское товарищество в 18961922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
ПРОСВЕЩЕНИЕ — 1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) … Большой Энциклопедический словарь
ПРОСВЕЩЕНИЕ — легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер … Большой Энциклопедический словарь
ПРОСВЕЩЕНИЕ — издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь
«Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» 1784 года
Иммануила Канта знаем мы все хотя бы по наслышке
Основатель немецкой классической философии, к которому Фихте будет идти пешком и в прямом и в переносном смысле
Философ, которого будут критиковать и обожать
Он создаст новую метафизическую систему, послужит примером для понятия «кабинетный философ»
Говорить и спорить о Канте можно почти бесконечно
В широких кругах сформировалось убеждение, что Кант построил настолько сложную систему, что для её понимания нужно родиться
Но у любого философа есть труды, которые доступны практически всем читателям, нужно просто немножко усердия для понимания
Сегодня я представлю Вашему вниманию именно такой труд: «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» 1784 года
Это эссе весьма малых размеров
На его прочтение Вам понадобится полчаса, ну может час
Но что самое прекрасное, оно дает пищу для размышлений на очень длительный промежуток времени
Во всяком случае, уже можно будет говорить, что мы читали Канта и даже поняли из него нечто
Кант утверждает, что наше «несовершеннолетие», наша неспособность пользоваться своим умом лежит в области страха
«Sapere aude!» — буквально приказывает нам Кант
«Имейте мужество пользоваться собственным умом!»
Кроме того, что «несовершеннолетние» умом боятся выйти из под опеки, они также ленивы для этого
И достаточно быстро находятся люди, которые становится опекунами
Канта это тотально не устраивает, хотя это достаточно естественная политическая линия, которая не изменилась до наших дней и, видимо, коренится в природе человека
Одни выступают опекунами и продуцируют мысли, а другие эти самые мысли потребляют и чувствуют себя при этом гораздо удобнее, нежели сами опекуны
«Ведь так удобно быть несовершеннолетним», пишет Кант
«Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить»
Диалектически образуется связь «опекуны — несовершеннолетние»
Эту метафору все уже прекрасно поняли, «опекуны» это те немногочисленные, которые контролируют мыслительную деятельность «несовершеннолетних» путем различных техник-практик
«Но более возможно, и даже почти неизбежно, что публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу»
Ну и естественно, если не будет «опекунов», то вряд ли останутся «несовершеннолетние»
Но Кант не глуп, и прекрасно понимает, что удаления класса «опекунов» никаким образом проблемы не решит
Он считает, что необходимо чтобы появились чистые и полные мужества опекуны, опекуны другого типа, которые сами начнут помогать публике обретать интеллектуальную свободу и позже самоупразднятся
В противном случае, реализация проекта просвещения невозможна, так как восстановится те же принципы
Революция должна произойти в сознании
Здесь главным образом видится критика Великой французской революции
Просвещение должно происходить постепенно, скорее эволюционным путем
«Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы»
Далее Кант дает нам метод, как же нам осуществлять проект просвещения в условиях, где существует огромное количество ограничений
Для этого он разделяет пользование рассудком на два типа:
1) Публичное пользование разумом
(«Под публичным же применением собственного разума я понимаю такое, которое осуществляется кем-то как учёным, перед всей читающей публикой»)
2) Частное пользование разумом
(«Частным применением разума я называю такое, которое осуществляется человеком на доверенном ему гражданском посту или службе»)
Публичное и частное пользование разумом
Итак, разберем немного поподробнее, что же господин Кант имеет в виду: Частное пользование разумом предполагает компетентное осуществление различных механизмов и функций, которые предписаны человеку по долгу какой-то службы
В какой-то степени мы должны быть пассивны, чтобы осуществлялся общественный договор, то есть не следует в момент выполнения нашего общественного долга: На мой взгляд, такая формулировка могла появиться только в Германии, все-таки gemeinschaft значит больше, чем society, критиковать тот или иной алгоритм
Для этого существует публичное пользование разумом, где мы можем, в свободное от наших общественных задач время, предлагать свои «тщательно продуманные благоразумные размышления» другим, жаждущим знания людям
На мой взгляд, эту ситуацию можно описать совсем просто: Если говорить от лица должности (Полицейского, врача, священника, сантехника), то не следует переступать границы, установленные компетенцией
Если говорить от собственного имени, то можно говорить нечто выходящее за рамки компетенции в положительном смысле (устранять недостатки в механизме и т.д.), но в свободное от компетенции время
«Никакая эпоха не может обязаться и поклясться поставить следующую эпоху в такое положение, когда для неё было бы невозможно расширить свои (прежде всего настоятельно необходимые) познания, избавиться от ошибок и вообще двигаться вперёд в просвещении»
То есть мы находимся в постоянной динамике, к движению в лучшую сторону
И просвещение, таким образом, состоит в отбрасывании догматов как формы
Нет ничего, что можно постулировать навсегда — это преступление
И в этом смысле он весьма положительно высказывается в сторону Фридриха Великого, короля Пруссии, который был на стороне просвещенного абсолютизма, и ввел свободу вероисповедания
Подобное рода свободы, которые возникают в диапазоне публичного пользования разумом являются своеобразными жирными маркерами, на пути к просвещенному обществу
«Люди сами в состоянии выбраться постепенно из невежества, если никто не стремится намеренно удержать их в этом невежестве»
Придем к некоторым выводам: Просвещение априорно не может начинаться с низов
Необходимо обладать смелостью пользоваться собственным разумом, но это пользование отличается в публичном и частном диапазоне
Просвещение происходит поэтапно, не революционным методом, необходимо, чтобы сменился сам принцип
Догмат как форма должен быть отброшен, но речь не идет о банальном сомнении, речь идет о включении возможности того, что в какой-то момент все может измениться, если некто воспользуется публичным разумом достойным образом
И напоследок напутствие:
«И так как природа открыла под этой твёрдой оболочкой зародыш, о котором она самым нежным образом заботится, а именно склонность и призвание к свободе мысли, то этот зародыш сам воздействует на образ чувствования народа (благодаря чему народ становится постепенно более способным к свободе действий) и наконец даже на принципы правительства, считающего для самого себя полезным обращаться с человеком, который есть нечто большее, чем машина, сообразно его достоинству»
Литература
И. Кант. «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» 1784