Как мы получаем знания о явлениях природы чем отличается наблюдение
Доклад «Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками»
Елена Тузова
Доклад «Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками»
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в России является приоритетным направлением обучения и воспитания детей.
В Тамбовской области это направление реализуется в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009-2012 годы», одной из задач которой является повышение уровня знаний и экологической культуры всех категорий населения.
Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с
экологическими знаниями человека, уровнем его культуры, воспитание которой должно начинаться с детского сада, со школьной скамьи. Сегодня во всех образовательных учреждениях области в учебный план введён региональный компонент «Экология».
Дошкольноедетство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе,вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально-опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение книг о природе, о животных и растениях, беседы, работа с родителями.
Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить данный образ. Наблюдение — это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребёнка, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения необходимо использовать дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приёмами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.
Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения.
Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребёнка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа. а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»
Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений обогащается сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т. е. с непосредственных ощущений и восприятия, которое, в свою очередь, создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, «ибо логика природы есть самая полезная для детей», по мнению К. Д. Ушинского. Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее, ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.
Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности человека, ребёнка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличие определённых знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов рождается рано. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся предметов и явлений — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение — это деятельность самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, долженобеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности — наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым. Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но у него развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях — а это задачи экологического воспитания.
Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на огороде, в уголке природы. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, необходимо руководить процессом наблюдения. Руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес к объекту можно различными приёмами:
использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нем);
чтение литературного произведения;
рассматривание рисунков и иллюстраций.
На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы ТРИЗ»Чудеса прогулок»; приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения(«Представь себя на месте божьей коровки», «А если бы ты был кустиком?»). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.
3 этап. ОСНОВНОЙ.Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении,можно условно разделить на 3 части:
обследование предмета или явлений в целом;
анализ обследуемого предмета;
обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.
На 3 этапе в младшем дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т. п.)
4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.
Таким образом, усвоение детьми знаний тесно связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности. Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к школе».
В процессе наблюдения воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, может сделать её мощным фактором всестороннего развития ребёнка.
Правила обучения, стимулирующие развитие творческой активности детей 1. обеспечение благоприятной атмосферы (как эмоциональной, так и развивающей среды). 2. доброжелательность педагога (улыбка, тон, даже внешность.
Задумайтесь. В защиту окружающей среды пришли на ум эти строки. Воспитание экологической культуры, формирования экологического мышления. Привить заботливое.
Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников
Доклад на тему : «Наблюдение как метод экологического воспитания
дошкольников».
Подготовила : Воспитатель Филькова Т. А.
Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Что важно для формирования экологического сознания.
Для проведения наблюденийважными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения, компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.
Для малышей 2-4лет наблюдения в природе лучше начинать с рассматривания живых объектов.
Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере кошки.
Если в саду есть уголок природы, то наблюдения лучше всего проводить в форме циклов. Обитатели уголка природы (у нас рыбки) весь учебный год живут рядом с дошкольниками— это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы.
Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).
Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть, емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдатьза поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Требования к проведению наблюдений
В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель почувствует эффект в воспитании детей.
Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.
Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюденийза поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения., Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т. е. ее не следует кормить заранее). В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного наблюдения«. Он просит дошкольников быть внимательными, постараться заметить, увидеть то, о чем он скажет.Например: «Наша птичка хорошо поет. Я прошу вас послушать ее внимательно, когда она запоет.
Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя.Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами.
Она заключается в следующем:
1) ежедневное наблюдение за погодой;
2) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли ;
3) поиск животных и наблюдения за ними, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;
Можно использовать, например, такую последовательность приемов.
Технология экологического воспитания младших дошкольниковвключает следующие компоненты:
• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
• ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними,.
•проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; чтение рассказов о животных
• проведение экологических занятий ;
• проведение экологических досугов.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
Примерный перечень вопросов об обитателях уголка природы может быть следующим: • Кто живет в нашем аквариуме? Какие условия нужны рыбкам, чтобы они хорошо себя чувствовали, не болели? Как мы ухаживаем за аквариумом и его обитателями? • Какие комнатные растения нашей группы ты знаешь? Покажи их, назови. Какие условия нужны этим растениям, чтобы они росли, цвели, были красивые? Как мы ухаживаем за ними?
Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. –Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
М. В. Лучич. «Детям о природе» Изд-во «Просвещение», М., 1989 г.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Инновационная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» Москва 2019.-328с
Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Огород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.
Как мы получаем знания о явлениях природы?
Знания о явлениях природы мы начинаем получать с рождения. Существует два вида получения знаний:
Добрый день. Познание мира это увлекательный процесс начинающийся при нашем рождении и заканчивающийся при смерти индивидуума. Не зря говорят век живи век учись. Познание природных явлений т.е. получение знаний о них происходит двумя способами.
Второе это пристальное наблюдение и примечание что и как работает и происходит. Более экономичный и менее затратный способ разобраться в каком либо явлении.
Для учеников 7 класса учителя рекомендуют начать простую тетрадь в клетку (12 или 18 листов). Ведь в 7 классе на уроках физики дети в основном работают по рабочим тетрадям, и кроме этого у них есть еще две тетради для лабораторных и контрольных работ.
Если же ученик очень аккуратный и прилежный, то он может начать и общую тетрадь (48 листов или 96 листов), чтобы продолжить ее и в 8, 9 классах.
Берем отрезок пути и рассчитываем его протяженность при движении окольным путём и по прямой.
Остается просчитать на сколько быстрее он проедет, если не будет объезжать своих клиентов, при условии постоянной скорости.
Скорость его движения постоянна поэтому при пересчёте на весь путь соотношение сохраниться.
Но по условию задачи скорость Печкина на прямом пути должна увеличится в два раза. Это значит что путь по прямой он пройдёт в два раза быстрее, чем если бы ехал со скоростью обычной для работы почтальоном.
Другим словами 3×2=6. Ответ в шесть раз Печкин пройдет быстрее путь по прямой при условии увеличении скорости в 2 раза.
Кстати, из-за заметного давления паров воды, а точнее, из-за его сильной температурной зависимости водяной барометр не очень точен. При изменении температуры от 0 до 30 градусов давление пара меняется от 4,5 до 32 мм. То есть в этих пределах показания барометра при неизменном атмосферном давлении изменятся на 27,5 мм рт.ст. (или на 357,5 мм вод.ст.), что сопоставимо с диапазоном, в котором давление меняется с погодой.