Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.
Как играть в “Что? Где? Когда?”, если ты не Александр Друзь
Мои товарищи по блогу, жизни и судьбе пишут в разных стилях, о разных вещах и для разных людей. Я же продолжу начатую в прошлом посте борьбу с ветряными мельницами стереотипов и предрассудков, которые по какой-то неведомой причине иногда встают у нас на пути, грозят пальчиком и говорят: “Э-э-э, не, братишка, ты не справишься”.
Сегодня речь пойдет о “Что? Где? Когда?”, она же ЧГК, игре, о которой вы наверняка слышали и может быть, даже видели. А если видели, то у вас скорее всего зарождалось желание сесть за стол и тоже попробовать. И тут-то возникают они: отмазы. Всех типов, порядков, сортов и вариантов. Давайте разберем, почему они все — полная ерунда.
На ЧГК нельзя попасть
Все так, в телевизор по щелчку никто никого не берет. Вот только дело в том, что одним телевизионным ЧГК дело не ограничивается. В крупных городах России отыгрываются турниры по спортивной разновидности этой игры, в которой команды соревнуются друг против друга, а не против телезрителей, с ответами, сдаваемыми письменно на листочках.
В Москве все вообще проще простого, здесь начать можно с чего угодно. Существуют школьные и студенческие, любительские и профессиональные турниры, а играть их можно почти в любой день недели. Места для отыгрывания турниров по ЧГК, так называемые “площадки”, находятся как в центре, так и в некоторых московских вузах. Тоже в центре. Удобно, в общем.
При всем при этом, начав с низов, можно добиться успеха и начать ездить на всякие серьезные турниры, а там, глядишь, даже занять какое-то место. А там и до телика рукой подать. Ну почти.
Надо быть умным, как Александр Друзь
Да ничего подобного. Во-первых, Александр Друзь — далеко не квинтэссенция интеллекта и — главное — интеллигентности, как можно подумать.
Во-вторых, как я уже говорил, всегда есть выбор, поэтому начать можно с тех турниров, которые будут вам под силу. Хоть с любительских, их легко нагуглить. Там вопросы, точнее, ответы на вопросы, не будут вызывать у новоявленного знатока когнитивный диссонанс, зато постепенно будет набираться опыт нарабатывания формы, то есть сути вопроса и понимания, что именно хотят услышать в ответе.
В-третьих, в итоге побеждают не самые умные, а самые упорные. Сходить на одну-две игры может каждый, а вот согласиться тратить каждую неделю по 4–5 часов своего драгоценного времени после работы, учебы или вовсе на выходных могут далеко не все. В конце концов, те, на чьих весах перевесит игра, а не здоровый образ жизни, личная жизнь или безмятежный сон, и создадут сплоченную команду.
Мне не с кем играть
Наглая ложь. Подход к созданию команды может быть практический или романтический. В первом случае можно загуглить поиск так называемых “легионеров” в начальные команды или попробовать запустить такой поиск самому. В результате с большой долей вероятности вы наберете команду, с которой можно начинать покорять ЧГК-вершины. Правда, тут есть риск того, что ваши взаимодействия будут ограничены игрой, и друг для друга никакого интереса вы представлять не будете. В таких случаях команды обычно разваливаются, потому что играть становится неинтересно.
Романтический подход подразумевает сколачивание команды из шайки своих бро, друзей, коллег, одноклассников, одногруппников, любовниц, собутыльников, короче говоря, всех тех, с кем вас в сумме будет шесть человек. Вопросов по совместному времяпрепровождению вне игры в таких случаях обычно не возникает, но и риски появляются соответствующие: наверняка хотя бы 1–2 человека из вашей тусовки решат это попробовать просто “по фану”.
И вот, когда вы уже готовы рвать магистров элитарного клуба, условный Вася говорит, что ему все это уже поднадоело, и лучше он сходит и займется чем другим. “Но как же так, Васян, мы ведь с первого класса вместе!”, — раздастся глас вопиющего протознатока в пустыне. “Да чот ну его нахер”, — простецки ответит Васян, и вы останетесь впятером.
Правда, к тому моменту у вас уже наверняка будет набор запасных игроков, тех, кто пару раз присоединялся к вам из любопытства и вроде как даже взял пару вопросов. И вот вас снова шестеро.
Короче говоря, “Что? Где? Когда?” намного ближе, чем кажется на первый взгляд. Да, порадовать маму-папу-бабушку своим присутствием в телевизоре получится не сразу. Но просто попробовать свои силы можно хоть на этой неделе. Понравится? Замечательно. Не понравится? Да и черт с ним. Хоть у кого-то будет здоровый образ жизни, личная жизнь и безмятежный сон.
По просьбам из комментариев — небольшая статья о том, как научиться брать вопросы «Что? Где? Когда?». Рассчитана на начинающих. Возможно, первая из цикла.
В свое время в журнале ЛКИ уже публиковалась статья «Во что играют знатоки», где тоже есть методы взятия вопросов; здесь я попытался зайти с другой стороны.
На мой взгляд, самое существенное отличие между новичком и опытным игроком — в умении извлекать дополнительную информацию из вопроса. С точки зрения новичка, для поиска ответа игрок располагает: а) текстом вопроса; б) внешними сведениями об упомянутых в вопросе реалиях. Поэтому он зачастую преувеличивает значение эрудиции (пункт б) для игры в ЧГК, полагая, что игрокам-победителям известны какие-то тайные факты, позволяющие им, в отличие от «простых смертных», взять сложный вопрос. Иногда бывает и так, но гораздо чаще причины другие. И вот одна из них. Представим себе, что некий вопрос вам задает знакомый (честно желая узнать ответ) — и что точно такой же вопрос вам задается на турнире ЧГК. Во втором случае у вас есть существенная дополнительная информация: в) это вопрос ЧГК, предназначенный для того, чтобы его взяли. Умение пользоваться этим фактом — главное, что приобретает игрок с опытом. (Нельзя не отметить, что именно это явление ограничивает применимость навыков ЧГК в реальной жизни.)
Этот прием отчасти подобен известной логической задаче про мудрецов и разноцветные шапки: вывод предлагается делать из того факта, что автор предполагает возможность взятия вопроса. Назовем это «принципом возможности взятия» (ПВВ).
Первый и самый простой вывод: само слово-ответ вам, по всей вероятности, известно. Например, если нас просят ответить, как что-либо называется по-монгольски, по-армянски или по-ацтекски, это, по всей вероятности, означает, что слово позаимствовано русским языком: никто не ожидает от знатока умения бегло говорить по-ацтекски. Выбор тем самым уже сильно ограничен: на ацтекском мы знаем (с некоторыми искажениями) слова «томат», «шоколад»… на худой конец, «аксолотль», но это уже вопрос скорее для «Своей игры». Далее, это должно быть еще и хорошо выбираемое слово. Так, например, если в вопросе речь идет о поэте, а вас просят назвать его любимую стихотворную форму — о Пушкине и Лермонтове можно сразу забыть, потому что, даже зная точно, что речь идет о них, вы не сможете однозначно назвать ответ. Стоит вместо этого поразмыслить об Омаре Хайяме, Басё или Эдварде Лире. Таким образом вы, по крайней мере, во много раз сократите область перебора. Обратите внимание: никто не говорит, что вопрос нужно брать с начала. Его можно хватать за любое место, за любую приметную фразу, ограничивающую набор возможных вариантов.
Пользоваться нужно не только тем, что сказано в вопросе, но и тем, чего в вопросе не сказано! Назовем эту разновидность ПВВ «методом многозначительных умолчаний» (ММУ). Так, например, если в вопросе о спрашиваемой личности используются нейтральные выражения («персона», «особа») и ничто не указывает на ее пол — вероятно, это не случайно: пол особы в этом контексте «неожиданный». Скажем, если речь идет о воине — то стоит подумать о кавалерист-девице или амазонке Ипполите, а если герой вопроса стоит в одном смысловом ряду с несколькими дамами — то, напротив, искать стоит мужчину. Если герой вопроса обтекаемо назван «монархом» или «правителем», то это, весьма вероятно, потому, что настоящий его титул явно укажет на ответ. Стало быть, вряд ли это «банальный» король, скорее шахиншах, консул или штатгальтер. Это сравнительно простые примеры, при некотором опыте ММУ идет гораздо дальше. Если бы вы писали этот вопрос, вы бы указали конкретное произведение Л. Толстого, о котором идет речь? А в вопросе не указано? Это «ж-ж-ж» неспроста!
Теперь зададимся вопросом: как тренировать ПВВ. Тут зачастую возникает проблема: легкие вопросы (например, с детских турниров) ПВВ зачастую не требуют, а вопросы высокого уровня трудно взять, и, оказавшись в тупике перед ним, легко сдаться и отказаться от тренировки. Здесь отлично работает решение задачи вспять: вы смотрите ответ сложного вопроса и строите для себя способ его взятия. При этом нужно исходить из заведомого существования метода, которым вы могли бы взять этот вопрос. Ситуация, когда нужны какие-то экзотические сведения, встречается, но в сотню раз реже, чем полагают новички. И поначалу стоит исходить из того, что неизвестная вам информация вам не пригодится. Повторюсь, главное — сразу отказаться от мысли, что для взятия вопроса вам не хватает эрудиции! Конечно, если в ответе от вас требуют назвать по имени вождя племени агути Дундук-Кирдыка, а вы об этом достойном муже слышите впервые, то этот вопрос и в самом деле следует «списать в брак»: видимо, он рассчитан не на вас. А вот если Дундук-Кирдык упомянут в тексте вопроса, то ваше незнакомство с подробностями его общественной и частной жизни не является оправданием для невзятия. Именно эта ошибка чаще всего мешает научиться брать вопросы ЧГК. Если найти способ все равно не удалось, можно прочитать комментарий, поискать в интернете и проверить, действительно ли с дополнительными данными (которые широко доступны, но вас почему-либо миновали) вопрос можно взять. Однако делать это надо только после того, как вам не удалось подогнать вопрос под ответ. Можно, к примеру, при тренировке в одиночку подглядеть, в каком веке жил Карл V или кто входил в сборную России по футболу (предполагая, что в реальной команде это кто-нибудь да знает), но более специфичные данные априори будем считать ненужными.
Разумеется, тренироваться нужно на хороших вопросах. Благо в базе вопросов их хватит на много-много тренировок. Новичкам не следует брать «случайный пакет», а стоит тренироваться на реальном наборе вопросов с реального турнира, причем с хорошим редактором (тут начинается «вкусовщина», но я бы назвал хорошими редакторами, например, Евгения Поникарова, Максима Руссо, Константина Науменко, Мишеля Матвеева, Бориса Моносова, Максима Поташева, Илью Иткина, Юрия Выменца). Ни в коем случае не следует тренироваться на вопросах интернет-турниров и телефонных турниров, там совершенно другие законы.
Эту статью прошу считать черновиком. Замечания, дополнения, исправления и вопросы приветствуются.
Попасть на программу «Что? Где? Когда?» может каждый! Пошаговая инструкция!
Сегодня я хочу рассказать как любой желающий может попасть в этот элитарный клуб и побывать на игре.
Весной этого года мне удалось побывать на съемках этой программы, которые проходят в прямом эфире. Посмотреть мой репортаж можно по этой ссылке:
Тот репортаж заинтересовал многих, ведь попасть в охотничий домик где проходят съемки и пообщаться со знатоками является мечтой большого количества людей. И сегодня я хочу рассказать Вам, как это может сделать любой желающий!
Секрет прост. У программы существует официальный сайт: http://chgk.tvigra.ru Еще в 2004 году, ведущий «Что? Где? Когда?» Борис Крюк сказал, что на каждую серию он будет приглашать несколько человек с форума этого сайта. Прошло уже 10 лет с этого момента, и на съемках побывало не одна сотня телезрителей. К ним относятся как к особенным гостям, берут интервью перед эфиром, дарят подарки, поят чаем! И конечно помогают общаться со знатоками. Если сказать кто твой кумир, то тебя познакомят с ним и помогут побороть стеснение. Заманчиво, не правда ли?
Если Вы все еще хотите попасть на программу, то Вам нужно выполнить несколько простых шагов:
1. Зарегистрироваться на форуме игры: http://chgk.tvigra.ru/forum
2. Зайти в тему «Как попасть в охотничий домик». Там сейчас как раз проходит сбор анкет-заявок от желающих попасть на программу. Можно почитать анкеты других кандидатов, посмотреть как проходили прошлые голосования:
3. Чтобы подать анкету нужно заполнить следующие пункты:
[ Пункты анкеты: ] 1. Фамилия, имя, отчество (полностью) 2. Возраст (полных лет) 3. Рост (с точностью до сантиметра) 4. Актульная фотография, на ресурсе, не требующем регистрации(исключаются социальные сети). Удобно воспользоваться яндекс-фотками, или любым фотохостингом. 5. Откуда Вы? 6. Расскажите о вашей учебе или работе. 7. Расскажите о своих увлечениях. 8. Расскажите почему Вы хотите посетить Охотничий Домик 9. Расскажите о предыдущих посещениях Охотничьего Домика и дайте ссылки на ваши предыдущие отчеты и/или фотографии. Торопитесь, анкеты принимаются до 00.00 20 августа по Московскому времени.
4. Дождаться окончания голосования (в этот раз оно продлиться с 20 по 27 августа). Голосовать за анкеты будут участники этого форума. 5. После окончания голосования сформируется список участников, и место которое они заняли по результатам голосования. 6. Дождаться в этой же теме сообщения от Admin (редакционная группа программы) о том сколько человек и на какие игры будут приглашены на ближайшей серии игр. 7. Если Вы попали в число счастливчиков, то Вам нужно будет послать письмо на почту: admin@tvigra.ru и указать в нем Ваши ФИО, паспортные данные, на какую игру Вы бы хотели попасть. 8. Ждите ответ о том, во сколько и куда приходить и ищите себе черный костюм или платье. 9. В день игры приезжайте в нескучный сад и воплощайте свою мечту в жизнь! Не забудьте фотоаппарат, он Вам пригодится!
Вроде все понятно описал. Советую писать анкету от души, не ограничиваясь шаблонными ответами и фразами. Ведь выбирать Вас будут живые люди, и им интересно читать необычную анкету, нежели очередные фразы что я люблю программу и жить без неё не могу. Скоро осенняя серия игр, и надеюсь увидеть на телеэкране тех, кто смог попасть на съемки благодаря этой инструкции! Уверен, что с помощью моей инструкции это может сделать каждый! Если Вы попадете на игру, то напишите потом мне об этом:)
В этой статье я расскажу про общие принципы игры «Что? Где? Когда?» и покажу, как брать вопросы, даже если не очень разбираешься в теме. Во время подготовки материала я опирался на свой личный опыт и «Методическое пособие для тех, кто хочет тренироваться в спортивное ЧГК». В нем вы найдете больше интересных примеров и теоретических основ.
Почему?
В 10 классе, когда я только начинал играть в ЧГК, мне совсем не понравилось. Наша команда не смогла взять ни одного вопроса, и мы все чувствовали себя полными идиотами, поэтому с турнира ушли расстроенными. Следующие 6 месяцев про ЧГК я не вспоминал.
Что пошло не так? Дело в том, что мы не понимали технологии самой игры, не знали, что на большую часть вопросов можно ответить и не читая художественную литературу или огромные справочники. Мы впадали в ступор каждый раз, когда понимали, что никто из нас не читал или не смотрел какого-то фильма, книги или не знает историю. Однако ответ почти всегда содержится в самом вопросе, просто надо быть внимательным. Сейчас я думаю, что зная теорию ЧГК и имея чуть чуть опыта, мы бы смогли взять намного больше вопросов, турнир-то был простеньким. Школьным.
С чего начать?
Совсем без подготовки обойтись не получится. Спортивный ЧГК существует более 20 лет, поэтому вопросы на некоторые темы успели стать стандартными и даже типичными. База подобных вопросов негласно называется “Бинго ЧГК”. Вы можете найти полную базу в интернете, достаточно загуглить “CHGK wiki”. Ее изучение не займет много времени, зато вы познакомитесь с базовыми темами и вопросами, а также приобретете необходимый бэкграунд для старта. Обратите внимание на раздел «первые вопросы». Там представлены самые популярные задания для первой позиции в туре. В ЧГК вопрос часто может быть приурочен к его номеру.
Пример:
6-й чемпионат России по ЧГК. Саранск. 1 тур. 25.02.2006. Вопрос 1:
На сайте киностудии имени Горького рассказывается, что костромской купец Михаил Трофимов основал киноателье «Русь», переименованное впоследствии в киностудию имени Горького. Таким образом, Трофимов дал киностудии ЭТО. Назовите ЭТО тремя словами.
Решение: Именно на этой киностудии был снят фильм «Путевка в жизнь».
Ответ: «Путевка в жизнь»
В этой статье мы разберем основные ошибки при работе в команде и способы раскручивания вопросов.
Один из необходимых навыков командной игры — держать форму вопроса. Форма вопроса — это его часть, которая отвечает за то, о чем вас конкретно спрашивают. Другими словами, это то, как вы должны записать ответ на бланке. Форма задает направление размышлениям и помогает отсекать из всего множества вариантов те, которые заведомо под нее не подходят.
Если не держать форму и специально не концентрироваться на ее запоминании, то можно в дебрях разных версий и эмоциональных обсуждений потерять ее. Или вы даже можете прийти к правильному ответу, но, когда настанет время записывать ответ в бланк, начнутся трудности. Зачастую, когда капитан спрашивает команду что-же ему надо вписать он слышит сразу несколько версий от разных членов команды; это создает неразбериху и панику, ведь если не успеть написать ответ, ласточки могут просто пройти мимо и уже не взять его. Тогда все старания пропадут зря. Ласточки — люди, которые собирают бланки ответов.
Множество вариантов формы ставит капитана в неудобную ситуацию выбора, возлагая на него дополнительную ответственность, потому что если он выберет неправильную форму и вопрос не засчитают, он может почувствовать себя виноватым. Таких ситуаций нужно избегать, поэтому важно назначать для записи формы вопроса одного человека. Он будет запоминать ее, снимая обязанности с других членов команды. Во время рассуждения он также будет постоянно напоминать ее капитану, чтобы он смог выбрать правильную тактику, а команда в общем не уходила в сторону от нужного ответа.
Например, вас спрашивают «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда может долго обсуждать, пытаться догадаться о какой картине идет речь. Найдя правильный ответ, все на радостях могут забыть про форму и вписать название картины в бланке ответа. Это очень распространенная ошибка среди команд, не соблюдающих правило формы.
Работа с вопросом
Способ 1. Суть данного приема заключается в разбиении большого вопроса на маленькие смысловые части, которые легче решить.
Вопрос (Фестиваль Каменный Цветок — 2007):
В поэме Роберта Браунинга хромой мальчик-калека жалуется на одиночество и отсутствие друзей. А также рассказывает о чудесной стране, про которую услышал и в которой ему никогда не суждено побывать. В каком городе жил этот мальчик?
Решение : Следует разбить данный вопрос на несколько частей и подумать над их решением. После этого вопрос становиться очень простым. Итак, у нас есть чудесная страна, о которой все говорят. Более того, в эту чудесную страну все уходят, но мальчик туда попасть не может. Почему? Мальчик калека – хромой. Что у нас получается в итоге? Все дети услышали что-то и ушли куда-то, а один не смог. Несложно догадаться, что все происходило в Гаммельне.
Комментарий : Речь идет о Гамельнском Крысолове – персонаже средневековой немецкой легенды.
Способ 2. Если вы чувствуете, что вопрос очень сложный, но не из-за большого количества смысловых блоков, а из-за множества сторонней информации, то первый способ не поможет. Надо попробовать укоротить вопрос, выкинув из него все то, что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить. То есть в конце у вас должна остаться только квинтэссенция вопроса: вопросная форма + факты вопроса(ограничения). Общее правило – чем больше слов в вопросе, тем с большей вероятностью выкинутое слово не окажется критичным. Не забывайте, что вы всегда можете случайно выкинуть ключевое слово.
Вопрос (II Олимпийский Кубок ЛУК, Харьков, 2004):
Про персонажей японских мультфильмов Sailor Moon известно очень многое. На сайте smproject.h1.ru имеются досье на них. В досье указаны имя, возраст, день рождения, знак зодиака, рост и несколько других характеристик. Одна из этих характеристик персонажа Ами Мицуно обозначается буквой «A». Где располагалась эта характеристика у героя известной песни?
Решение : В этом вопросе много точной информации, которая отвлекает внимание. Несет ли она смысл? Давайте попробуем убрать ее. Что получится: Какую характеристику человека можно обозначить буквой “А”? И где ее можно поместить? Ага!
Ответ : На рукаве. (Буквой “А” можно обозначить группу крови)
Поиск странных слов
Суть заключается в том, что вы ищите некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся неестественным, намеренно выделенными, даже лишними. Часто именно слова такого типа — ключевые. После обнаружения подобных частей вопроса вы часто можете услышать восклицания от товарищей по команде — “Странно, ведь **** вообще никак не относится к теме. Зачем его тут поставили?”.
Вопрос (10-й чемпионат Израиля, 2005):
Персонаж повести «Экспедиция в преисподнюю» космический пират Двуглавый Юл имел на теле глубокие шрамы, как бы от укусов лисицы. На самом деле старого пирата кусала ОНА. Другой персонаж повести, врач, говорил, что такие раны — одни из немногих, которые он не умеет и не желает лечить. У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача. Назовите ЕЕ.
Решение : В данном вопросе явно выбивается предложение “У нас ОНА есть, поэтому мы не просим вас назвать имя врача”. Почему нас не просят назвать имя врача? Скорее всего мы просто не можете знать имя врача, поэтому если бы они попросили нас назвать его, то у них просто не было бы…совести.
Для ответа на некоторые вопросы вам надо сложить из ключевых слов или только из первых букв что-то осмысленное( или не совсем осмысленное).
Вопрос (Чемпионат Украины среди студентов. Харьков, 2005):
Редакторы одной из тамбовских газет пишут о своем издании так: «Газета вузов области, задорная, деловая». Назовите то, что, по их мнению, предназначено «для смягчения сердец читателей».
Решение: Достаточно взять аббревиатуру и получить название газеты “ГВОЗД”. Но чего-то не хватает, не правда ли?
Ответ : Мягкий знак.
Иногда вас просят назвать что-то очень конкретное и известное, тогда можно попробовать просто перебрать все варианты. Этот метод ситуативный: его стоит применять только если вопросная форма предусматривает ответ из ограниченного множества: название месяцев, известных русских поэтов 18 века, какие-либо глобальные и масштабные события. Не забывайте, что есть большая опасность увязнуть в переборе и не найти ответа. К тому же автор мог иметь в виду совсем другое.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003): Цитата: «И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд — это один ряд. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. Третий ряд: яхонт, агат и аметист. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они». А что должно быть вырезано на этих камнях?
Решение : Как раз такой случай. Вряд ли длинное перечисление камней нам о чем-то говорит, но зато есть число двенадцать. Можно остановиться на нем и спросить себя, чего может быть двенадцать?
Ответ : Имена колен Израилевых.
Выход из плоскости
Здесь уместно процитировать Юрия Вашкулата: “ В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек — за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.” Как понять что перед вами вопрос данного типа? Скорее всего в нем будут: монотонный список похожих объектов; очень короткий вопрос, в котором мало информации; странное использование имен собственных; использование вместо ключевых слов их синонимов, которые могут уметь также и другое значение.
Вопрос (Чемпионат клуба «Дети Коломны» по ЧГК, Санкт-Петербург, 2003):
Героиня писателя Сергея Болмата собиралась сделать ЭТО при помощи буквы «L». Американская актриса Пег Энтуисл в 1932 году сделала ЭТО, используя букву «H». Назовите город, в котором она ЭТО совершила.
Выводы
Теперь вы лучше понимаете, как строятся и берутся вопросы ЧГК. Тем не менее, это лишь малая часть всей теории и я писал только о том, что пригодилось мне самому. Конечно, вы можете прочесть все (лишним точно не будет), но ответ на вопрос — всегда скорее творчество, чем взлом с набором отмычек-методов. Моя команда, даже со знанием их,зачастую берет едва ли больше половины, потому что главной составляющей успешной игры является опыт, а у нас его пока очень мало. Чем больше вы играете, тем лучше у вас получается. Главное, чтобы процесс игры приносил вам удовольствие.
Если вы хотите найти себе команду или начать набираться опыта и регулярно участвовать в играх, то добавьте себе в закладки страничку ЧГК в ЖЖ. Она постоянно обновляется, и вы всегда можете найти нужную вам информацию о будущих турнирах. Кстати, мы тоже проводим турниры по ЧГК и всегда рады новым людям.