Как начать работать юристом самостоятельно с чего начать
10 высокооплачиваемых навыков юриста
10 высокооплачиваемых навыков юриста
Что нужно, чтобы стать успешным высокооплачиваемым профессионалом?
Как показали новейшие исследования, юристу необходимо прокачать в равной степени и hard skills, и soft skills.
Hard skills – это профессиональные знания и умения. Так, юрист получает профильные знания в вузе и приумножает их в процессе трудовой деятельности. К этой группе навыков можно отнести знание законодательства и умение применять его на практике, владение иностранными языками и т.п.
Soft skills, гибкие навыки, связаны с личностью самого человека, его индивидуальными качествами. К ним, в частности, относятся креативность, коммуникабельность, умение договариваться и пр.
Какие же навыки юриста сегодня наиболее востребованы и хорошо оплачиваются? Рассмотрим 10 наиболее важных по мнению работодателей и аналитиков.
1. Хорошие знания по основным отраслям права и правовым процедурам. Многие правовые вопросы регулируются нормами разных отраслей права. Это обязывает знать на должном уровне основы правового регулирования многих отраслей. Кроме того, важно знать «как система работает» – правила и процедуры документооборота и принятия решений в частных компаниях и госорганах. Отличная возможность приобрести такие знания – учебная практика.
2. Глубокие знания в определенной области юриспруденции. Эксперты в конкретной области всегда высоко ценятся. Особенно востребованы специалисты, например, по интеллектуальной собственности, информационному праву, санкционному законодательству и т.п.
3. Умение решать сложные задачи. Решение рутинных задач, в том числе юридических, все чаще поручается автоматизированным системам. По-настоящему ценится то, что может делать лишь человек: критическое мышление, способность учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях.
О важности такого мышления для успешного юриста читайте в интервью
4. Работа с большими объемами данных. Юрист имеет дело с огромным количеством сложной информации, в большинстве случаев написанной специфическим языком. Поэтому навыки отбора, проверки и анализа информации приобретают особую актуальность. Например, анализа позиций судов и госорганов в случаях, когда законодательство не содержит ответ на вопрос.
Подробнее о современных возможностях анализа судебной практики
5. Хорошее владение иностранным языком (прежде всего английским) – конкурентное преимущество и важное условие для достойной оплаты труда.
6. Ораторское искусство и навык публичных выступлений. Помимо выступлений в суде современный юрист выступает на конференциях, саммитах и т.п. Многие из них проводятся онлайн. Такие выступления требуют большей эмоциональности, они должны нравиться аудитории и сопровождаться качественной презентацией.
7. Навыки взаимодействия, умение работать в команде. Способность принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата. Навыки координации деятельности различных специалистов и процессов.
8. Управление временем (time management). Эффективное выполнение конкретных задач и проектов: планирование, постановка целей, расстановка приоритетов, делегирование задач, умение работать в ограниченные сроки и т.д.
9. Умение вести переговоры – классический навык любого успешного юриста.
10. Хорошие навыки в сфере информационных технологий включают в себя электронное делопроизводство, работу с различными программными продуктами (офисные приложения, платформы для онлайн-конференций и т.п.), навык работы с отечественными и зарубежными справочными правовыми системами.
Как стать классным юристом? Советы студентам от преподавателя
На наши вопросы отвечает к.ю.н., доцент Ульяновского филиала РАНХиГС Гриценко Юрий Михайлович
Как вы считаете, какими способностями или талантами должен обладать студент, чтобы стать высококлассным юристом?
В качестве ответа на ваш вопрос я могу предложить следующие условия становления студента высококлассным юристом:
Видите ли вы сразу среди первокурсников будущих знаменитых юристов?
Я не смогу ответить на ваш вопрос прямо, так как стать знаменитым можно в нашей стране и без хороших знаний, а по другим причинам, о которых вы хорошо знаете. Посмотрите материалы Интернета.
Студентов, которые могут стать очень хорошими юристами, я достаточно быстро могу определить в процессе обучения. Они умеют быстро и правильно пользоваться материалами правового поля: законами и подзаконными актами, а также быстро реагировать на возможные изменения в нормативных документах, в том числе материалами судебной практики от Конституционного и Верховного судов до материалов мировых судей.
Они обладают способностями анализа конкретных ситуаций и подготовке конкретных предложений для разрешения проблемы. Они имеют собственное мнение и умеют доказывать свою правоту при разрешении проблемы.
Они могут быть прекрасными юристами, но чтобы стать знаменитыми в наше время, этого недостаточно.
Какие книги или статьи нужно читать студенту, чтобы стать классным юристом?
Я считаю, что студент должен много читать и не только учебники и комментарии к ним, Постановления и Определения Конституционного и Верховного судов РФ, материалы судебных дел, юридические статьи, выступления судей, материалы заседание ГосДумы РФ и др. Надо интересоваться выступлениями политиков настоящего и прошлого времени.
Но, кроме этого, хороший юрист должен много читать художественной литературы, нашей и зарубежной. Она позволит ему развить мышление и ситуативный анализ, поможет правильно формулировать свои мысли и тексты выступлений, даст возможность расцвечивать свои выступления выдержками из прочитанных текстов.
Начать следует с Библии и Корана. Сравнив их тексты, вы многое увидите и поймёте, а далее следует прочитать художественную литературу, например: А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Т. Драйзер «Американская трагедия», Виктор Гюго «Отверженные», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», К. М. Симонов «Живые и мертвые», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.
Произведения: Л. Толстого, В. Шекспира, Ю. Семёнова, А. Вахова, Т. Сёмушкина, А. Толстого, А. Чаковского, Г. Брянцева и др.
Стихи А. Пушкина, Т. Шевченко, К. Симонова, Л. Филатова, В. Высоцкого, Д. Пастернака, А. Твардовского и многих других.
10 советов начинающему юристу
Как констатирует ABA Journal – главный печатный орган Американской ассоциации юристов – сегодня юридическая профессия – не самая желанная для американцев. Она сильно отстает от десятки самых популярных, и даже не входит в первые полсотни «лучших профессий США», уступив позиции мастера маникюра, массажиста или механика-ремонтника.
Тем не менее, тысячи абитуриентов по-прежнему отдают предпочтение юридическим школам. После их окончания счастливчики получают желанную работу в компании. Именно тут и начинается самое интересное. Как стать настоящим профессионалом, продвинуться по карьерной лестнице и не потеряться среди коллег? Бывший партнер одной из крупных американских юрфирм Foster Pepper PLLC Гроувер Кливленд выпустил целую книгу «Swimming Lessons For Baby-Sharks», в которой он рассказывает, как следует вести себя начинающему юристу в компании. «Право.Ru» приводит ключевые моменты.
Как общаться с коллегами
1.Общайтесь с более опытными коллегами так же, как с клиентами.
Задача начинающего юриста – облегчать работу его более опытных коллег. Если новичок будет строить с ними отношения по той же схеме, что и с клиентами, это поможет не только выстроить связи внутри компании, но и приобрести ценные в работе с клиентами навыки. Для начала можно научиться предугадывать нужды коллег и самостоятельно находить, где требуется помощь, не дожидаясь, пока об этом попросят.
2.Наставника надо заработать
Обычно в компании начинающего юриста контролируют более опытные сотрудники. Но если вы хотите, чтобы эти люди действительно помогли вам стать сильнее как специалисту, придется постараться. Лучший способ побудить других помочь вам в профессиональном росте – продемонстрировать хорошие результаты работы и желание учиться. Скорее всего, если ваш потенциальный учитель поверит, что вы сможете облегчить ему жизнь, он с удовольствием научит вас справляться со сложной работой. Помочь в карьерном росте вашему наставнику – еще одна правильная стратегия, которая принесет свои плоды.
3.Чаще говорите «да»
Даже если вы завалены работой, не отказывайте сразу коллегам, которые приходят к вам с новым заданием – в следующий раз они могут подыскать кого-то более сговорчивого. Однако не стоит и браться за все сразу, предпочитая количество качеству. Все, что нужно, – научиться торговаться. Поблагодарить коллегу за то, что он решил доверить работу именно вам, расскажите, что вы уже ведете некоторые проекты, предложите начать работу над новым делом в течение нескольких дней – часто из-за фактора времени необходимость передать проект именно вам отпадает сама собой. Узнайте, какую часть работы надо сделать сразу, а что может подождать. Однако если же речь идет о коллеге, с которым вы планируете плотно работать и дальше – соберитесь с силами и постарайтесь взяться за дело, не откладывая.
4.Не болтайте
Возможно, слушая офисные сплетни, можно узнать много полезного, но самим распускать их не стоит. Ваши слова обязательно дойдут до фигуранта истории и доставят вам неприятности. Осторожнее стоит быть и с постами в соцсетях.
Любители поболтать вряд ли вызовут доверие как коллег, так и клиентов, а вот способность внимательно слушать и держать язык за зубами только сыграет вам на руку.
Как общаться с клиентами
5.Вас должны видеть, а не слышать
Во время встреч с клиентами лучше помолчать, пока вас ни о чем не спрашивают. На начальном этапе карьеры ваша цель – учиться, и лучшее, что вы можете делать – внимательно изучать нюансы вопросов, интересующих клиента, перенимать методы работы коллег и оказывать им посильную помощь. Часто юристы, имеющие небольшой опыт работы, начинают слишком подробно рассказывать клиенту подробности решения его вопроса, набивая себе цену. Это абсолютно лишнее и скорее всего никак не поможет вам завоевать всеобщее уважение.
Не стоит и противоречить коллеге на глазах у клиента – все вопросы можно обсудить с глазу на глаз после встречи.
6.Общайтесь по правилам
Не пренебрегайте формальностями. В переписке исходите из того, что все, что вы пишете, попадет напрямую к клиенту. Чаще всего, этого не происходит, но вряд ли вашим коллегам понравится тратить время на исправления писем.
При составлении писем начинайте с приветствия, пишите четко и осмысленно, указывайте на все приложения в теле письма. И проверьте, правильно ли вы написали имя адресата.
Советы на каждый день
7.Одевайтесь соответственно случаю
Большинство понимают, что значит «одеться соответственно случаю». Тем не менее, помните о том, что часть вашей работы – быть убедительным, особенно если вы, как вам кажется, выглядите слишком молодо. Для этого вы должны использовать все возможные методы, и ваш внешний вид должен только помогать в достижении цели.
Вы можете не выглядеть на миллион, но смотреться как человек, который берет за свою работу несколько сотен долларов в час, – хорошая идея.
8.Не уходите последним
Если вы все ещё заняты созданием собственной репутации, не приходите первым и не уезжаете последним, вряд ли это поможет произвести впечатление человека, на которого можно положиться. А вот если вы работаете круглосуточно – можете ненавязчиво сообщить об этом.
9.Обсуждайте вопросы лично
Когда вы получаете задания от коллег, старайтесь обсуждать детали лично. Люди всегда охотнее взаимодействуют с теми, кого знают не только по переписке. Кроме того, личное обсуждение всегда поможет вам лучше понять, что от вас требуется.
10.Результат важнее потраченного времени
Отсидеть рабочие часы – это только минимум того, что от вас требуется. Ориентируйтесь на результат, а не на потраченные часы. Не бойтесь поработать больше положенного – ваши усилия не будут потрачены зря.
Современный юрист: сам себе PR-менеджер, SEO-специалист и маркетолог
Maslowski Marcin / Shutterstock.com |
Для успешной карьеры юристу недостаточно только лишь знаний по специальности – об этом уже неоднократно говорили представители профессионального сообщества. В условиях высокой конкуренции на рынке юридических услуг ему могут потребоваться в том числе технические навыки, например, в сфере блокчейна. Многого требуют и от выпускников юридических факультетов – по мнению практиков, они должны, в частности, освоить программирование, уметь обращаться с финансами, а также иметь представление о ведении бизнеса. Именно юридический бизнес, по мнению экспертов, выступивших на форуме 4legalforum, а также опрошенных порталом ГАРАНТ.РУ, сегодня нуждается в преобразованиях.
Представители профессионального сообщества констатируют – многие юристы сегодня занимают консервативную позицию, в частности, не уделяют должного внимания продвижению своих услуг. Но юридический бизнес станет более успешным, как считают эксперты, если практики будут непосредственно участвовать в его продвижении, в частности, в PR-кампаниях и в SEO-оптимизации своих сайтов. Приведенные в материале советы специалистов могут быть полезны как юристам и адвокатам, работающим «на себя», так и руководителям небольших юридических фирм, которые еще не определились со стратегией продвижения.
Самостоятельная работа над репутацией
Создавать и поддерживать репутацию компании способны не только эксперты специализированных организаций или штатный PR-менеджер, но и сам юрист, причем самостоятельно, полагают специалисты. Так, основатель интернет-агентства «Сидорин Лаб» и Reputation Lab Дмитрий Сидорин рекомендует для начала проверить, какие отзывы о компании или юристе можно найти в поисковых системах, в том числе на специальных сайтах с отзывами о работодателях, а затем узнать, что говорят о нем и об организации в социальных сетях. Так, эксперт советует пользоваться системами мониторинга социальных медиа, которые осуществляют поиск по ключевым словам – таким образом можно отследить упоминания и о компании, и о себе, и о конкурентах. Некоторые из них бесплатные, у других цены на подписку зависят от включенных опций и существенно различаются, то есть на мониторинг может потребоваться от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в месяц.
По наблюдениям специалистов, практически о любой компании можно найти отрицательный отзыв, поскольку позитивные комментарии – в принципе достаточно редкое явление. Причем негативная информация вполне может не соответствовать действительности. Юристы советуют в таких случаях готовить заявления об удалении персональных данных в судебном порядке либо пытаться решить проблему без обращения в суд. Начать эксперты рекомендуют с выяснения того, кто является администратором доменного имени сайта и поиска автора отзыва – они и будут ответчиками по иску. Однако если домен зарегистрирован вне России, решение проблемы может в разы усложниться. Если при этом принять меры для удержания репутации нужно как можно скорее, возможно применение технических методов. Так, Дмитрий Сидорин предлагает «подвинуть» сайты с негативной информацией в поисковиках – для этого достаточно купить контекстную рекламу, которая размещается сверху. Таким образом можно направить трафик на личный или корпоративный сайт.
Кроме того, эксперт советует предоставить возможность писать реальные отзывы непосредственно на сайте компании. Тогда их будет легче обнаружить, а параллельно можно решать проблемы, возникшие у авторов отзывов или договариваться с ними об удалении отзыва по итогам разрешения конфликта. Также стоит попробовать увеличить число позитивных комментариев о компании – предлагать клиентам поставить хорошую оценку или разместить отзыв, если качество оказанных услуг их устроило.
А своевременная и четкая реакция на негативные комментарии может принести компании дополнительный трафик и положительно сказаться на ее репутации. Для этого, пояснил Дмитрий Сидорин, требуется вдумчивая, но быстрая реакция, которую должна предвосхищать разработка целой коммуникативной стратегии по работе с негативом. Разработать ее может не только PR-специалист, но и сам юрист, особенно если считает, что ему необходимо выделиться за счет узнаваемого нестандартного стиля общения. К примеру, он может быть подчеркнуто-вежливым, вне зависимости от тона комментария, или наоборот, более «живым», неофициальным. Собственный стиль повышает интерес к юристу или компании, считает эксперт.
Стоит отметить, что если юрист, к примеру, уже работает в крупной компании с собственной PR-стратегией, но хочет при этом развивать и свой «личный бренд», нелишним будет уточнить у руководства, насколько это соотносится с политикой компании. Не исключено, что действовать придется в определенных рамках и согласовывать свои действия с непосредственным руководителем или PR-службой.
Оставлять негативные комментарии вообще без внимания специалисты не рекомендуют, так как это напрямую влияет на число клиентов. Как подчеркнул Сидорин, репутация – это не привлечение новых клиентов, а удержание тех, кто вот-вот примет решение. Один негативный отзыв, пусть даже не соответствующий действительности, может заставить многих сомневающихся передумать окончательно.
PR своими руками: 6 признаков хорошего комментария для СМИ
Повысить узнаваемость недавно появившейся на рынке компании или юриста можно путем активного взаимодействия со СМИ – достаточно предоставлять журналистам экспертные комментарии по правовым вопросам. Причем такая форма сотрудничества, как правило, не предполагает финансовых затрат, от юриста потребуется лишь время на поиск релевантных запросов и подготовку комментария. По расчетам основателя ресурса Pressfeed Константина Бочарского, если каждый день отвечать хотя бы на один запрос, уделяя этому 15-20 минут в день, в месяц получится около 10 публикаций с упоминанием компании или юриста (поскольку не все комментарии журналисты гарантированно включат в свои материалы).
Чтобы комментарий эксперта с большей вероятностью заинтересовал журналиста, Константин Бочарский рекомендует, в частности:
Занять позицию относительно комментируемого события (закона, судебной практики, ситуации). Например, критиковать или, наоборот, указать на положительные аспекты. Экспертная оценка информационного повода с эмоциональной составляющей, по словам Константина Бочарского, воспринимается с большим вниманием, чем формальный комментарий.
Рассказать о своем опыте. В ответе на запрос можно сообщить о своих глубоких знаниях в той или иной отрасли права, о наличии важной информации или ценных данных, то есть показать, почему именно этот комментарий может оказаться полезным.
Использовать живой, а не корпоративный язык. Эксперты советуют избегать штампов, «канцеляризмов», страдательных залогов, а также по возможности максимально сокращать длину предложений.
Отвечать быстро. Нередко, по наблюдениям PR-специалистов, журналисты берут первые пришедшие комментарии, поэтому желательно дать качественный ответ как можно раньше.
Наполнить комментарий фактурой. Спросом пользуется аналитика, подкрепленная, в частности, примерами, цифрами, цитатами и практическими кейсами, а не только ссылкой на законодательство. Не рекомендуется при этом писать общеизвестные вещи, не представляющие интереса.
Сделать ответ на запрос удобным для работы журналиста. Например, Константин Бочарский посоветовал писать лаконично, а также добавить к ответу свою фотографию, справку о компании и оставить контакты.
SЕО-оптимизация сайта компании: сотрудничество со специалистом
Такое направление, как оптимизация сайта для поднятия его позиций в результатах выдачи поисковых систем и увеличения трафика (SEO) при большом желании можно освоить самостоятельно. Если юрист, работающий на себя или владеющий небольшой компанией, не располагает достаточным количеством времени для глубокого освоения этой области, базовые знания все равно пригодятся, хотя бы для контроля работы специалиста и сотрудничества с ним.
Об основах современного SEO, применяемого в сочетании с маркетинговыми инструментами, рассказал основатель учебного центра «ТопЭксперт» Леонид Гроховский. По его словам, SEO-специалист в идеале должен выполнять в том числе функции бизнес-аналитика и отслеживать весь путь клиента: откуда он пришел и каким образом заказал какую-либо услугу.
В числе задач специалиста – осуществление регулярного технического аудита сайта, примерно раз в месяц. В процессе анализа он определяет, как именно целевая аудитория сайта ищет те или иные услуги, причем проводить анализ, как отметил эксперт, необходимо по каждому разделу сайта, посвященному услугам разного рода. На основе анализа и подбора поисковых запросов специалист составляет так называемое «семантическое ядро» – некую карту потребностей аудитории. И в итоге, с учетом полученных данных, необходимо выстраивать структуру сайта – тогда есть возможность охватить всю целевую аудиторию.
Создание контента на сайте предполагает использование ключевых слов, подобранных в ходе анализа, которые и являются по сути поисковыми запросами. Однако именно юридические тексты, по наблюдениям Леонида Гроховского, представляются самыми сложными с точки зрения использования SEO-инструментов. Он обратил внимание, что в действительности клиенты могут не заметить мелких ошибок в юридических формулировках, которые считают необходимым исправить юристы, а в определенных случаях привлечение клиентов является приоритетом. Эксперт также рассказал, что в работу SEO-специалиста входит создание рекомендательных ссылок на других сайтах, которые направляют на сайт компании или юриста.
Однако, как предупредил Гроховский, не стоит ждать быстрых результатов оптимизации в виде роста продаж услуг. Сегодня, по его данным, рост трафика можно ожидать только через 6-8 месяцев после начала работы специалиста. В связи с этим он посоветовал не верить компаниям, которые обещают продвинуть сайт «с нуля» за три месяца. Стоит отметить, что рост продаж в любом случае не гарантирован, поскольку, по словам эксперта, главная гарантия, которую может дать SEO-специалист – это детальный и прозрачный план работ по оптимизации.
Кроме того, чтобы продвижение сайта оказалось эффективным, потребуется понимание и готовность к сотрудничеству со стороны юриста-заказчика. Как отмечают эксперты, негативно повлиять на уже проделанную работу по оптимизации могут, например, смена дизайна сайта без предупреждения SEO-специалиста, использование сторонних сервисов для «накрутки» трафика, создание нескольких дублирующих друг друга сайтов (отображаться все равно будет скорее всего только один из них). Как представляется, в целом для успешной работы SEO-специалиста от заказчика его услуг потребуется хотя бы минимальное понимание процесса, готовность к сотрудничеству и разумный, но не чрезмерный контроль.
Маркетинг: юридические услуги как продукт
В современных условиях юристам, желающим выделиться на конкурентном рынке, приходится также выполнять работу маркетологов – изучать предпочтения клиентов, исследовать рынок и продвигать свои услуги. Так, директор по развитию КА «Комиссаров и партнеры» Даниил Михель рекомендует сначала определиться с тем, кто является клиентом юриста или компании – физические или юридические лица, большие компании или малый бизнес. «Может быть, вы сильны в какой-то узкой области права и способны качественно оказывать услуги в ней, часто такие фирмы устойчивее и прибыльнее тех, кто берется за все подряд», – отметил эксперт.
Развитием бизнеса, по оценке эксперта, нужно заниматься уже когда юрист или компания определились со своим местом на рынке и получили первые заказы – через друзей и знакомых. При этом вкладывать большие деньги в рекламный бюджет адвокат Евгений Зайцев не рекомендовал, уточнив, что так можно проиграть сильным игрокам рынка с известным именем и репутацией. По его мнению, юристу или компании надо создавать собственный бренд.
«Вы обязательно должны сделать себе нормальный и понятный сайт, который не будет изобиловать юридической лексикой, его задача – помочь клиенту, а не показать то, какой вы начитанный специалист», – подчеркнул Даниил Михель. Он пояснил, что сайт должен дать потенциальному доверителю ответ на простой вопрос «Сможет ли этот юрист решить мою проблему?» Работа с клиентом может осуществляться и в других направлениях. «Поставьте в офисе кофемашину и предлагайте кофе клиентам, будьте приятными. Не бойтесь тратить деньги на хорошее впечатление о себе. Маркетинг юридических услуг – это ухаживание за клиентом», – привел аналогию эксперт.
В качестве инструмента продвижения услуг не стоит списывать со счетов так называемое «сарафанное радио» – представители сообщества по-прежнему считают его эффективным. Большинство сильных и известных юристов получают клиентов и новые заказы «по рекомендациям» своих старых клиентов, подчеркнул управляющий партнер и юридический консультант группы компаний BDA Вячеслав Сергеев. «Для запуска «сарафанного радио» нужен информационный повод: победа в суде, удачная консультация, экспертное мнение и прочее, а также рассказ от первого лица. Аудитория – живые люди на конференциях, семинарах, встречах, в очередях, ресторане, самолете… Либо в социальных сетях, так как в них ваши потенциальные клиенты проводят время. Чем более «настоящей» будет ваша публикация, тем больше отзывов она соберет, и вас запомнят как эксперта, начнут рекомендовать, вспомнят про вас, когда у клиента возникнет подходящий вопрос», – рассказал он.
К слову, сегодня многие профессионалы ведут страницы в социальных сетях, в том числе профессиональных, активно реагируя на актуальные события и публикуя свои комментарии. Интерес аудитории можно привлечь и через личные блоги. По мнению юриста компании ООО «ЭКСПЕРТ» Ильи Питулей, лучшие маркетинговые инструменты для продвижения юриста как профессионала в Интернете – это как раз социальные сети и YouTube. «Именно здесь можно коммуницировать с потенциальными клиентами, публикуя полезную информацию, делясь опытом и оказывать бесплатные консультации онлайн. Общаясь с аудиторией, передавая знания и опыт, юрист может показать, что он разбирается в услугах, которые предлагает, что он не просто специалист «как все», а настоящий эксперт», – подчеркнул юрист. Правда, следует помнить о том, что работа юриста несколько усложняется этическими требованиями, которые распространяются и на поведение в медиа-пространстве. Например, эксперты считают, что любые заявления, сделанные юристом в Интернете, должны быть ответственными и достоверными, не вводящими пользователей в заблуждение.
Наряду с этим, специалисты советуют принимать участие в семинарах и конференциях. Так, Вера Бокарева назвала посещение специальных мероприятий инструментом продвижения, который хорошо себя зарекомендовал в юридическом бизнесе. «Можно заявить себя как спикера, можно просто присутствовать, задавать вопросы, в перерывах активно занимаясь нетворкингом. В первом случае важно предварительно собрать максимально подробную информацию об аудитории. Ваш доклад обязательно должен затрагивать проблемы сегмента данной аудитории и носить не рекламный характер, а содержать практические рекомендации, кейсы из вашего опыта, свежую информацию о законодательстве», – дала совет бизнес-тренер.
Даниил Михель порекомендовал при этом быть готовыми к тому, что за участие в семинарах и конференциях придется платить, но добавил – каждое такое действие увеличивает средний чек за услуги. К слову, если компания только обосновывается на рынке, ценник должен быть ниже среднего, считает генеральный директор маркетингового агентства «БрендМеханика» Александр Храмов. «В первую очередь, верно определите цены на свои услуги. Изучите предложения 10-20 конкурентов. Найдите наиболее часто повторяющиеся значение цены. От этого значения отнимите 15-20% и получите такие цены, которые точно понравятся вашим клиентам. Если планируете работать без маркетолога, то лучше начать с бирж фриланса, там точно есть клиенты», – предложил он. Эксперты подчеркивают, что повышать ценник можно, когда у юриста уже есть уверенность в своем высоком профессионализме и достаточном опыте.
Как правильно продлить договор аренды недвижимости на прежних условиях на новый срок без регистрации в Росреестре? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Однако, как признают специалисты, иногда компаниям приходится переходить от привычного юридического сервиса к модели продукта, чтобы опять-таки выделиться на конкурентном рынке. Отдельные компании, к примеру, разрабатывают IT-решения в области юриспруденции, предназначенные для автоматизации ряда процессов. Например, таких, как подбор судебной практики по делу, формирование договора, подготовка документов в суд, регистрация юридических лиц и т. д. В этом случае они выступают не только как юридическая компания, предоставляющая профессиональные услуги, но и как создатель IT-продукта. По оценкам некоторых экспертов, это направление пока только развивается, но те, кто смогут в нем успешно реализоваться, имеют все шансы получить существенный дополнительный доход.
Другие организации идут дальше и перестраивают модель предоставления услуг в принципе. Так, сегодня все более востребованным становится дистанционное оказание юридической помощи по заранее оплаченному «абонементу». В этом случае специалист доступен клиенту по телефону, причем круглосуточно, для решения любых правовых вопросов. Но такая система предполагает, что клиенты заранее страхуют свои риски и обращаются к юристам, например, когда нужна консультация перед крупной сделкой, а не в «запущенных» ситуациях, в которых требуется разрешить сложный и запутанный конфликт. Пока же к юристам, по наблюдениям экспертов, чаще обращаются во втором случае, хотя это оказывается в разы дольше и дороже, чем пользование заранее оплаченной «страховкой».
Напомним, полное преобразование рынка юридических услуг эксперты предсказывали и ранее. В частности, отмечали, что в будущем основными навыками юриста станут продажи, общение, коммуникации и презентации. При этом они будут работать в большей степени в виде фрилансеров, подключающихся то к одному, то к другому проекту или фирме. А благодаря персональным рейтингам клиенты смогут сами выбирать, с кем им работать на основании отзывов.
Представители профессионального сообщества нередко, кстати, сравнивают будущее юридических услуг с распространением агрегаторов такси, которые сегодня заняли доминирующее положение на рынке. Отмечается, что услуги в этих сферах, несмотря на их значительные отличия, ждет одинаковая судьба.
Остается добавить, что число направлений, которые приходится осваивать современному юристу, растет весьма оперативно, и ключевым навыком сегодня становится скорость усвоения новой информации. Тогда, как представляется, юрист сможет освоить работу и PR-менеджера, и SEO-специалиста и маркетолога, и SMM-специалиста.