Как написать что не было трудовой деятельности
Прием на работу по трудовому договору без трудовой книжки
Исключения из общего правила
Согласно ст. 65 ТК РФ трудовая книжка (или электронные сведения о трудовой деятельности) является одним из обязательных документов, которые работник обязан предоставить в кадровую службу при приеме на должность.
В той же норме приводятся случаи, когда предоставлять книжку не нужно:
Читайте о корректном заполнении документа работника в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».
Анализируя трудовое законодательство более детально, мы можем найти и другие случаи, когда прием на работу без трудовой книжки возможен:
Во всех случаях работы по трудовому договору без трудовой книжки подтверждением стажа в Пенсионном фонде будут являться перечисленные работодателем пенсионные взносы по СНИЛС сотрудника, а также экземпляр соглашения о работе. Рассмотрим особенности способов такого трудоустройства более детально.
Трудовой договор без записи в трудовую книжку при работе с совместителем
В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительством является дополнительный труд, выполняемый или по месту основного трудоустройства, или у иного работодателя в свободное от основной работы время.
Главной особенностью такой формы трудоустройства является то, что рабочая смена совместителя не может превышать 4 часов в день (ст. 284 ТК РФ). Такое ограничение не касается дней, в которые работник освобожден от выполнения обязанностей по основному месту (в том числе выходные и праздники). Но даже с учетом этой возможности совместитель не может трудиться больше половины месячной нормы часов, установленной для сотрудников на аналогичных должностях.
Превысить 50-процентную планку нормы рабочего времени можно, только если работник приостановил труд по основному месту работы в связи с задержкой зарплаты или временно отстранен от работы в связи с отказом в переводе на другую должность по медпоказаниям (или отсутствии таковой на предприятии).
В договоре обязательно должно быть указано, что человек принимается по совместительству. Тогда наемный работник может маневрировать между решением о внесении сведений о стаже в свои документы и трудоустройством без трудовой книжки по договору совместительства.
Трудоустройство с помощью договора ГПХ
В отличие от трудового соглашения, которое регламентируется положениями ТК РФ, договор гражданско-правового характера подчиняется статьям ГК РФ. По этой причине запись о заключении/расторжении гражданского-правового договора (ГПД) заносить в трудовую книжку не нужно.
Предмет договора гражданского-правового характера (ГПХ) — вознаграждение за конкретную работу или услугу, результат которой будет закреплен в закрывающем бухгалтерском акте. Такая форма устройства без трудовой книжки требует взвешивания всех за и против с учетом интересов обеих сторон:
В случае если проверка обнаружит малейшие признаки трудовых отношений по ГПД, в том числе регулярные выплаты на основе ежемесячных актов, договор будет квалифицирован как трудовой. Тогда работодатель заплатит в бюджет все причитающиеся суммы страховых взносов и пени по ним.
Наемная работа у физического лица
В ст. 303 ТК РФ зафиксированы положения, которые позволяют выполнять регулярную работу для физических лиц, не сопряженную с предпринимательской деятельностью. В то же время внесение записей в трудовую книжку физическим лицом строго запрещено (ст. 309 ТК РФ).
Это не означает, что отношения между работодателем и наемным лицом нигде не будут зарегистрированы. При заключении подобного соглашения на физлицо-нанимателя ст. 303 ТК РФ накладывает определенные обязательства перед государством и нанятым работником. Так, физлицо обязано:
Оформление по трудовому договору без трудовой книжки дистанционных работников
Очевидным достижением законодательства является введение в ТК РФ с 2013 года положений, регулирующих специфику работы удаленных работников, которые не являются представителями аутсорсинговых компаний.
Составьте договор удаленной работы правильно с помощью статьи «Образец трудового договора с дистанционным работником 2021».
Оформить перевод работника на дистанционный труд вам поможет подборка форм от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.
Согласно ст. 312.1 удаленным сотрудником является лицо, которое трудится вне территории под контролем работодателя с помощью телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
С такими сотрудниками весь обмен документами может происходить в электронном виде путем использования усиленных квалифицированных ЭЦП. В то же время оригинал договора и допсоглашений к нему работодатель обязан отправить дистанционщику заказным письмом, равно как и другие рабочие документы по запросу работника.
Перед законом стационарный и дистанционный сотрудник равны в своих правах и обязанностях. Но главной «изюминкой» удаленной работы является возможность (по договоренности с работником) не заполнять и не оформлять трудовую книжку (ст. 312.2 ТК РФ).
Итоги
Современное законодательство предлагает несколько возможных законных путей обхода требований о предоставлении трудовой книжки. Каждый из этих способов имеет свои нюансы при оформлении, которые необходимо учитывать в работе.
Оформление нового сотрудника на работу требует немалой проницательности. Ведь для этого важно знать, есть у работника стаж или нет, перешел он на ЭТК или остался с бумажной трудовой. К сожалению, работники не всегда могут дать достоверный ответ. А иногда не хотят. Как получить нужную информацию из представленных документов? Можно ли потребовать от сотрудника принести что-то еще?
Как понять, что новый работник только начал трудовую деятельность в 2021 г.
Юный возраст вовсе не показатель отсутствия стажа. И напротив, человек в самом расцвете сил может действительно не иметь трудовой книжки, а вовсе не скрывать ее от вас из-за неприглядной трудовой биографии. Как же отличить работников без стажа от тех, кто вам просто не предъявил трудовую книжку при трудоустройстве?
Сразу оговоримся, что речь идет о приеме нового сотрудника на основное место работы в «очном» формате. Трудоустройство совместителей и дистанционных работников мы в этой статье не затрагиваем.
Итак, при заключении трудового договора человек не принес ни трудовую книжку, ни сведения о трудовой деятельности (по форме СТД-Р или СТД-ПФР). Трудовой кодекс допускает подобное в двух случаях:
— во-первых, если человек устраивается на работу впервые ;
Поэтому, если у вас нет ни сведений о трудовой деятельности, ни трудовой книжки, ни заявления о ее утрате и ничего из этого представлять вам работник не намерен, считайте его трудоустраивающимся впервые. Даже если перед вами человек пенсионного возраста. Но на всякий случай уведомьте его, что, если впоследствии трудовая книжка все-таки найдется, вносить в нее записи вы уже не сможете.
Поскольку права выбора формы ведения трудовой книжки у вашего нового сотрудника нет, то и заявление ему писать не нужно. А значит, и строка формы СЗВ-ТД «Подано заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности», в которой проставляется дата подачи заявления о выборе электронной формы ведения трудовой книжки, останется пустой.
Если новый работник со стажем
Такой работник мог до трудоустройства к вам:
— или решить продолжать ведение бумажной трудовой книжки;
— или перейти на ЭТК;
— или не сделать никакого выбора и остаться с бумажной трудовой книжкой.
От этого будут зависеть ваши действия при оформлении нового сотрудника на работу. К сожалению, работники не всегда могут с уверенностью сказать, подавали они заявление о выборе формы ведения трудовой книжки или нет. А если подавали, то какой выбор сделали. Но это можно выяснить. Опираться, конечно, нужно на документы, а не на слова работника. Правда, и их не стоит оставлять без внимания, ведь не исключено, что предыдущий работодатель допустил ошибку.
Но исправить допущенную ошибку не только можно, но и нужно. Бывший работодатель должен будет подать форму СЗВ-ТД, в которой отменит ошибочно поданные сведения о получении заявления о переходе на ЭТК. А в трудовой книжке он же напишет, что запись о подаче такого заявления недействительна, и внесет запись об увольнении.
Трудовая книжка. Если в трудовой есть запись о переходе на ЭТК, вам не нужно вносить в нее запись о трудоустройстве и за ее хранение вы уже не отвечаете. Поэтому определите на основании предъявленной вам трудовой книжки, а также данных формы СТД-Р стаж на момент трудоустройства к вам и верните трудовую работнику.
Форма СЗВ-ТД. Что касается формы СЗВ-ТД на нового работника, то в ней вам нужно будет сделать только запись о приеме на работу.
А вот заполнять строку «Подано заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности» не нужно. Да, в бланке СТД-Р, который вам предъявил работник, указана дата подачи работником заявления о переходе на ЭТК. Но это заявление он подавал не вам, а другому работодателю. Сведения о выборе работника уже есть в ПФР, дублировать их не нужно.
Отметим, что в таком случае наличие или отсутствие формы СТД-ПФР роли не играет.
Трудовая книжка. Поскольку от ведения бумажной трудовой книжки работник не отказывался, вам нужно сделать в ней запись о приеме на работу.
И неважно, как долго до этого человек не работал, к числу впервые устраивающихся на работу в 2021 г. он не относится.
А нужно ли делать записи в трудовой книжке, если сразу при трудоустройстве работник подал вам заявление о переходе на ЭТК и об отказе от ведения бумажной трудовой?
Форма СЗВ-ТД. В форме СЗВ-ТД, которую вам нужно будет подать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа, вам нужно будет сделать в табличной части только запись о приеме на работу. И хотя ваш отчет будет первой формой СЗВ-ТД, представляемой в ПФР на этого человека, приводить в ней запись о последнем кадровом мероприятии по состоянию на 01.01.2020 по данным его трудовой книжки не нужно. В СЗВ-ТД каждый работодатель сообщает о своих кадровых мероприятиях. По состоянию на 01.01.2020 вас с этим человеком трудовые отношения не связывали, а значит, и отчитываться вам не о чем.
Если новый работник подал вам заявление о продолжении ведения бумажной трудовой или о переходе на ЭТК до представления вами формы СЗВ-ТД со сведениями о его приеме на работу, то данные о заявлении вы можете указать в этой же форме, чтобы не отчитываться по этому человеку еще раз по окончании месяца.
Новый работник мог также предъявить вам форму СТД-Р или СТД-ПФР. Однако их отсутствие никак не мешает трудоустройству.
И в случае если работник напишет вам заявление о выборе формы ведения трудовой книжки (на бумаге или в электронном виде), сообщите об этом в ПФР. Даже если ранее этот человек уже сделал выбор в пользу бумажной трудовой книжки, подача вами формы СЗВ-ТД с данными о новом заявлении не будет ошибкой.
Если работник сам хочет выяснить, писал ли он заявление или нет, предложите ему запросить сведения о трудовой деятельности в ПФР.
Сведения о своей трудовой деятельности по форме СТД-ПФР можно получить на бумаге, обратившись непосредственно в ПФР или в МФЦ, либо в электронном виде, запросив сведения через личный кабинет на сайте ПФР или через портал госуслуг . По Инструкции ПФР должен проверить поданные СЗВ-ТД и внести сведения на лицевые счета работников в течение 3 рабочих дней со дня получения . Поэтому, чтобы в форме СТД-ПФР наверняка была запись об увольнении с предыдущего места работы, запрашивать документ стоит не ранее 5 рабочих дней со дня оформления приказа об увольнении.
Форма СЗВ-ТД. Не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме вам нужно подать СЗВ-ТД с записью о приеме на работу.
Нужно ли ставить отметку о подаче заявления? В форме СЗВ-ТД со сведениями о приеме на работу может быть заполнена одна из строк о заявлении только в том случае, если новый работник до момента представления этого отчета написал вам заявление о переходе на ЭТК или о сохранении бумажной книжки.
А вот дату подачи работником заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, указанную в форме СТД-Р или СТД-ПФР, предъявленной при приеме на работу, переносить в СЗВ-ТД не нужно.
Ситуация 4. Нет бумажной трудовой книжки, есть только СТД-Р или СТД-ПФР без информации о переходе на ЭТК.
Трудовая книжка. Если работник со стажем не перешел на ЭТК, то при трудоустройстве должен предъявить трудовую книжку. Если это невозможно из-за ее утраты, то у работника два варианта действий:
Если работник хочет приступить к работе, не дожидаясь оформления дубликата трудовой книжки, вы на основании его заявления должны будете оформить ему новую бумажную трудовую книжку. Не важно, что работник трудоустраивается к вам уже в 2021 г.
Форма СЗВ-ТД. Этот отчет с записью о кадровом мероприятии «Прием» нужно будет подать не позднее следующего рабочего дня после издания приказа о приеме на работу.
Напомним, если из представленных работником сведений о трудовой деятельности видно, что он уже подавал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой, не переносите эту дату подачи заявления в свой отчет.
Возможно, что при приеме на работу ваш новый сотрудник сразу же написал вам заявление или о переходе на ЭТК, или о продолжении ведения трудовой книжки (если прежде он не сделал этого). Если это произошло до представления СЗВ-ТД, то дату подачи заявления стоит указать в этом же отчете, чтобы не пришлось снова сдавать СЗВ-ТД на этого человека по окончании месяца.
Ситуация 5. Нет бумажной трудовой книжки, есть только СТД-Р или СТД-ПФР со сведениями об увольнении и о переходе на ЭТК.
Выбор формы ведения трудовой книжки. Несмотря на то что вы не увидели трудовой книжки с записью о переходе на ЭТК, не доверять данным СТД-Р или СТД-ПФР у вас нет оснований. Поэтому вам нужно исходить из того, что новый работник сделал выбор в пользу ЭТК.
Законодатели приняли поправки, позволяющие оцифровать записи, сделанные в бумажной трудовой книжке до 01.01.2020 . Для этого человеку нужно будет обращаться с заявлением в ПФР. В результате добавления данных в запрошенной форме СТД-ПФР будет показана вся информация о трудовой деятельности за весь период работы, а не только с 01.01.2020. И потеря бумажной трудовой книжки будет не страшна. Пока же в форме СТД-ПФР приводят лишь сведения о том, у каких работодателей и в какой период до 31.12.2019 трудился работник. Эти данные основаны на персонифицированной отчетности, поданной работодателями .
Форма СЗВ-ТД. В представляемом в ПФР отчете не нужно указывать дату подачи работником заявления о переходе на ЭТК, которая приведена в форме СТД-Р или СТД-ПФР. Заполните только строку о кадровом мероприятии «Прием».
Если же на основном месте работы ваш новый совместитель написал заявление об отказе от ведения бумажной трудовой книжки и получил ее на руки, он может при трудоустройстве принести трудовую книжку вам. Но запись о приеме на работу вносить в нее не нужно.
А вот подать форму СЗВ-ТД на внешнего совместителя вам необходимо будет в любом случае. В строке с кадровым мероприятием «Прием» в графе 4 «Трудовая функция. » не забудьте указать, что сотрудник работает по совместительству.
подп. 2 п. 2.5 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; п. 1.8 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п.
Письма Минтруда от 14.12.2020 N 14-2/ООГ-18054, от 03.07.2020 N 14-2/ООГ-10180.
п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225.
Письмо Минтруда от 07.10.2020 N 14-2/ООГ-15729.
п. 36 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 22.04.2020 N 211н.
Письмо Минтруда от 16.06.2020 N 14-2/ООГ-8465.
п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225.
Письмо Роструда от 30.04.2008 N 1026-6.
п. 9 Правил, утв. Приказом Минтруда от 09.09.2020 N 585н.
ч. 6.1 ст. 2 Закона N 439-ФЗ; п. 2 ст. 12 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
п. 3.5.1 Порядка, утв. Приказом Минтруда от 20.01.2020 N 23н.
Как перейти на электронные трудовые книжки
Рассказать сотрудникам и не получить штраф от Роструда
В 2020 году в России начался переход к электронным трудовым книжкам.
С 2020 года сведения о том, что человека приняли на работу, повысили или уволили, передаются в Пенсионный фонд РФ в электронной форме. Переход с обычных трудовых книжек на электронные продолжается и в 2021 году.
Рассказываем, как это происходит.
Что такое электронная трудовая книжка
Специального термина «электронная трудовая книжка» в законодательстве нет. Так называют новый способ хранения сведений о том, где и кем работают люди. Раньше трудовой книжкой называли бумажную книжечку серо-зеленого цвета, в которую работодатели записывают, когда приняли кого-то на работу, перевели на другую должность или уволили. Теперь работодатели передают все это в ПФР в электронном виде, а бумажные трудовые в некоторых случаях могут не вести.
Какого-то отдельного документа вроде оцифрованной трудовой, где бы хранились все сведения о работе человека, нет. Есть база данных, из которой можно сформировать выписку на конкретного человека. Это и называют электронной трудовой книжкой.
Новый порядок действует с января 2020 года. Теперь каждый сотрудник может отказаться от бумажной трудовой, так как все сведения о его работе государство хранит в электронном виде. С 1 января 2021 года тем, кто впервые устроится на работу, трудовые в виде серо-зеленой книжки вообще не заводят.
ФЗ 439-ФЗ от 16.12.2019 — как формируются сведения о работе в электронном виде
В чем польза для работодателя. Работодателям проще вести учет в электронном виде, вносить исправления и заверять копии, чем заполнять бумажные книжки. С цифровыми трудовыми книжками можно не переживать, что они потеряются или испортятся, а Роструд во время проверки решит, что они неправильно оформлены или не так хранятся.
В чем польза для работников. Работающий или когда-то работавший человек сможет в любой момент заказать сведения о своей работе в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда РФ или на портале госуслуг. Если работодатель исчезнет вместе с трудовыми, сведения о работе все равно можно будет подтвердить.
Что нужно делать работодателям
С переходом на электронные трудовые книжки у компаний появилась обязанность отправлять в ПФР отчет по новой форме, если приняли кого-то на работу, уволили, перевели на другую должность или получили от сотрудника заявление о том, хочет ли он сохранить бумажную трудовую книжку.
За не сданный вовремя отчет о трудовой деятельности или ошибки в отчете ПФР может выписать штраф от 300 до 500 Р директору или другому сотруднику компании, который обязан сдавать такие отчеты, или ограничиться предупреждением.
Что проверить в локальных актах
Локальные акты — это внутренние документы компании, которые регулируют ее работу вместе с трудовым кодексом. Они не могут ему противоречить, но могут детализировать. В зависимости от размера компании таких документов может быть больше или меньше. Обычно принимают правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие акты. У микропредприятий их может не быть вообще, закон это допускает.
Если есть отдельные положения о порядке приема сотрудников на работу, перевода на другую работу, увольнения, их тоже нужно проверить.
Вот что изменилось из-за перехода на электронные трудовые книжки:
В отдельном приказе можно определить сотрудника, ответственного за направление отчетов в ПФР. Это может быть сотрудник кадровой службы или бухгалтерии.
Курс о больших делах
Как сдавать отчет о трудовой деятельности сотрудников в ПФР
С 2020 года все работодатели сдают в пенсионный фонд новый вид отчетности — сведения о трудовой деятельности. Это основа для формирования электронных трудовых книжек. ПФР собирает все сведения о том, где, когда и кем работал сотрудник, в единую базу данных.
Отчет сдают по форме СЗВ-ТД. Он подается по всем сотрудникам, занятым по трудовым договорам, включая декретниц, иностранных граждан, тех, кто работает дистанционно и по совместительству, то есть сразу у нескольких работодателей. Если сотрудники работают по гражданско-правовым договорам, отчет СЗВ-ТД по ним подавать не нужно.
Сведения о трудовой деятельности включают:
Вот какие сведения о работе нужно включить в отчет:
Отчет подается в ПФР, если у сотрудника изменились какие-то сведения из перечисленных. Например, он устроился на работу или получил повышение. Если ничего не меняется, не нужно сдавать пустые отчеты или дублировать сведения из предыдущих.
Срок отправки отчета зависит от того, что произошло с сотрудником:
Форма для отчета утверждена ПФР, она едина для всех организаций и всех ИП с сотрудниками. Порядок подачи такой же, как и по обычной отчетности в ПФР: компании, в которых меньше 25 человек, могут сдавать отчет в бумажном или электронном виде, остальные сдают только в электронном.
Отчеты по форме СЗВ-ТД сдают только с 2020 года, для сведений о работе за прошлые годы предусмотрели вот такие правила:
Когда сотрудники должны подать заявления
Отказаться от бумажной трудовой книжки сотрудник может в любой момент, подав заявление. Сотрудники с опытом официальной работы, которые сейчас не работают по трудовой, могут сделать выбор, когда устроятся на работу. Люди, которые будут устраиваются на работу после 1 января 2021 года впервые, никаких заявлений вообще не подают. Работодатель по умолчанию заводит им электронную трудовую.
Если сотрудник решит оставить бумажную трудовую книжку, он имеет право передумать и перейти на электронную позже. Но если он откажется от бумажной трудовой, вернуться к ней не получится.
Что делать с сотрудниками, которые отказались от бумажных трудовых
Если сотрудник подает заявление об отказе от бумажной трудовой книжки, работодателю следует:
Выдать трудовую книжку сотруднику, который перешел на электронный формат, нужно в течение трех рабочих дней после того, как он подал заявление. Такой же срок установлен для выдачи сотрудникам документов, связанных с их работой. Если сотрудник согласен, трудовую можно отправить ему по почте заказным письмом.
Сотрудник забирает свою трудовую книжку домой и дальше может использовать ее, чтобы подтвердить сведения о работе до 2020 года. Трудовую книжку лучше не выбрасывать, не сжигать и не терять, на случай если у ПФР что-то куда-то пропадет.
Что делать с сотрудниками, которые сохранят бумажные трудовые
Трудовые книжки нужно продолжить вести и хранить, как обычно, в двух случаях:
Если сотрудник подал заявление до конца 2020 года, работодатель должен был сообщить об этом в ПФР в очередном отчете СЗВ-ТД.
Если до 31 декабря 2020 года сотрудник не сообщил о своем выборе, считается, что он не хочет ничего менять, — до тех пор, пока сам не передумает. Для таких нужно продолжить вести трудовые книжки. В ПФР дополнительно ничего сообщать не нужно.
Вот что еще должен делать работодатель:
Если сотрудник передумает, он сможет написать заявление об отказе от трудовой книжки в любой момент и забрать ее себе.
Кому оформлять трудовую книжку при приеме на работу
Если человек впервые устраивается на работу в 2021 году, бумажную трудовую заводить не нужно. Если опыт работы у нового сотрудника уже есть, работодатель должен проверить по записям в СТД-Р или в бумажной трудовой, что он решил насчет трудовой книжки. Если он от нее отказался, заводить новую или продолжать старую не придется. Если же он сохранил трудовую книжку, работодатель продолжает ее вести.
Подать заявление о переходе на электронную трудовую можно только работодателю, а перед этим трудовые отношения следует правильно оформить. Не исключено, что этот порядок упростят или у Роструда будет какой-то другой взгляд на эту проблему. Расскажем об этом, когда появится практика.
Как проверить, что выбрал сотрудник. Новый сотрудник может не помнить, подавал он прежнему работодателю какое-то заявление или нет. Если у него нет трудовой книжки, по записи в которой это можно определить, попросите его при приеме на работу представить сведения о своей трудовой деятельности.
В справке с такими сведениями есть специальная отметка о том, что сотрудник решил насчет бумажной трудовой и когда подал заявление. Получить такую справку человек может в ПФР или у бывшего работодателя. Новый работодатель не может сам запросить ее в ПФР, это персональные данные человека, они под защитой.
Как сделать выписку из электронной трудовой
Электронная трудовая книжка — это не какой-то отдельный документ, а совокупность записей в базе данных со сведениями о работе того или иного человека. Выписку из этой базы данных могут выдать работодатель или ПФР.
Работодатели включают в выписку сведения о работе человека в компании с момента трудоустройства и до обращения за выпиской, а в выписке из ПФР будут данные по всем работодателям, которые передали сведения, начиная с января 2020 года.
Скачать бланк справки СТД-РRTF, 114 КБ
Вот как выглядит выписка из электронной трудовой книжки:
Работодатели выдают выписки со сведениями о трудовой деятельности только тем сотрудникам, которые отказались от бумажных трудовых. Работодатель обязан выдать выписку в двух случаях:
В справке СТД-Р будут все сведения о работе у текущего работодателя:
В каком виде получать выписку, определяет сотрудник. Он имеет право попросить выдать ему выписку СТД-Р в электронном или бумажном виде. На то, чтобы ее выдать, у организации есть 3 рабочих дня.
Чтобы заверить электронную выписку, работодателю нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Если ее нет, нужно сообщить об этом сотруднику и предложить получить справку в бумажном виде или заказать в ПФР.
Бумажную выписку можно выдать на руки или отправить почтой по просьбе сотрудника. Это актуально для дистанционной работы, сотрудников в декрете и на больничном. В заявлении о выдаче справки нужно указать, в каком виде ее выдавать и куда высылать.
Как получить выписку в пенсионном фонде
С 2020 года сведения о трудовой деятельности можно получить не только у работодателя, но и в ПФР или заказать на сайте госуслуг. Это особенно удобно, если человек давно не работает, а для каких-то пособий нужна выписка из трудовой.
Выписку из ПФР могут получить и те, кто отказался от трудовой книжки, и те, кто продолжает ее вести, — данные работодатели передают по всем сотрудникам.
Объем сведений в справке СТД-ПФР не ограничен периодом с 2020 года. Из информационных ресурсов пенсионного фонда должна подгружаться информация о трудовой деятельности работника до 31 декабря 2019 года. Однако в ней указывается только наименование работодателей и периоды работы у них.
Если нужно проверить, платил ли работодатель за сотрудника пенсионные взносы, нужно заказать извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.
Как получить электронную выписку. ПФР может выдать выписку в электронном виде или в бумажном, если нужен документ со штампом:
Чтобы заказать электронную выписку, нужна регистрация на сайте госуслуг. Это бесплатно. На выписке будет стоять электронная подпись сотрудника ПФР — такая выписка равнозначна бумажной.
Чтобы получить выписку на сайте госуслуг, нужно заполнить и подать заявление. Для этого достаточно авторизоваться на портале, личные данные подтягиваются автоматически. Выписку высылают на почту, которая указана в личном кабинете портала госуслуг.
Чтобы получить выписку на сайте ПФР, достаточно зайти в личный кабинет, авторизоваться по данным от портала госуслуг и подать заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Выписка откроется прямо на экране, ее также можно скачать в виде PDF-файла.
Как получить бумажную выписку. Иногда выписку нужно принести и показать кому-то или приложить к пакету документов, тогда электронный вариант не подходит. Выписку в бумажном виде и с подписью уполномоченного лица можно получить в ближайшем отделении ПФР или МФЦ. Объем сведений в ней будет такой же, как и в выписке, заказанной на портале госуслуг или в личном кабинете ПФР.