Как написать что требуется работник
Служебная записка о необходимости нового сотрудника
Способность к решению сложных задач достигается за счет профессионализма персонала и количества сотрудников. Работа организации со временем может усложняться. В этом случае возникает потребность в расширении штата. Для реализации этой потребности нужна служебная записка о необходимости нового сотрудника.
Функции служебной записки
Служебная записка – это документ внутреннего характера. Составляется для донесения до высшего начальства какой-либо информации. Как правило, в записках содержатся просьбы. Если специалисты не справляются с нагрузкой, если объем работы увеличился, можно составить записку о необходимости принятия на работу нового сотрудника.
Записка оформляется в свободной форме. Но в ней должны присутствовать обязательные сведения. В частности, это ФИО и должность просителя, сформулированная просьба, основание для этой просьбы. Нужно также указать руководителя, которому адресуется записка.
Образец служебной записки
Руководителю отдела кадров Кольцову А.В.
От главбуха Ивановой Д.Д.
О потребности в приеме на работу нового сотрудника
За последние 3 месяца в отделе бухгалтерии наблюдается резкое увеличение объема работы. Связано это с расширением производства. В частности, был введен полиграфический цех. Это привело к перегруженности специалистов. Перегруженность негативно отражается на качестве учета.
В связи с этим прошу принять на работу нового бухгалтера. Полагаю, что это ускорит ведение учета, уменьшит количество ошибок.
Образцы объявлений о работе. Правила написания объявления о приеме на работу
Сегодня вашему вниманию будут представлены лучшие образцы объявлений о работе. Также придется разобраться, как именно стоит составлять текст, чтобы пробудить доверие у соискателей. Это не так-то трудно. Особенно если речь идет об интернет-публикации. Здесь очень часто встречаются лживые объявления, которые создаются мошенниками. Как не навести на себя подозрения? Какими секретами стоит пользоваться, если вам требуется составить пост о поиске сотрудников на ту или иную вакансию?
Заголовок
Лучшие образцы объявлений о работе обычно не выделяются слишком заманчивым подзаголовком. Они не вызывают доверия. Старайтесь не использовать при составлении такие фразы, как: «Срочно», «Эксклюзивное предложение», «Ограниченное предложение» и так далее. Если вы размещаете свой пост там, где уже есть масса похожих объявлений, пусть заголовок будет оригинальным. Но при этом без броских обещаний.
Привлекать соискателей посредством данной особенности трудно. Ведь зачастую подзаголовки выглядят, как реклама. И только излишне доверчивых вынуждают заинтересоваться опубликованными предложениями.
Должность
После того, как вы составите заголовок, можно приступать к написанию основной части. Она для соискателей играет важную роль. Образец объявления о приеме на работу без данной составляющей нельзя представить. Именно с ее помощью можно окончательно привлечь внимание публики.
И начинать стоит с описания предлагаемой должности. В хорошем объявлении в обязательном порядке в первую очередь публикуются вакансии, на которые идет прием. Желательно не рекламировать их, а писать только по существу. Ничего лишнего. Чем понятнее вы выразитесь, тем лучше. Должность должна быть понятна всем и каждому. Иначе недоверие к вашему посту только возрастет. В Интернете, например, большинство мошенников рьяно рекламирует вакансию, на которую якобы идет набор соискателей. Порой предложение вообще слишком запутанно демонстрирует должность. Это не лучшим образом скажется на звонках от соискателей. Более того, вами могут заинтересоваться правоохранительные органы, если в регионе в последнее время работало слишком много мошенников.
Куда обратиться
Такой прием только пробудит доверие соискателей. Зачастую мошенники не указывают точных адресов. А если и пишут их, то на поверку они оказываются липовыми. Более того, почти ни один работодатель, даже добросовестный, не сообщает точный адрес для обращения соискателей. Получается, что наш прием встречается редко. И действует на аудиторию только положительно.
Это не может не работать. Ведь любой образец объявления о приеме на работу, считающийся успешным, отражает всю суть предложения, подпитывая информацию реальными сведениями о работодателе. Без проблем соискатель сможет проверить добросовестность фирмы. Учтите это. Если вы не указываете никаких адресов для обращения, придется поработать над основной частью поста. Ей в любом случае нужно уделить отдельное внимание.
Требования
Например, в этой части следует писать информацию о ваших требованиях к соискателям. То, какие именно кадры вас интересуют. Желательно публиковать точную и полную информацию в этой области. И расписывать все по пунктам.
Следует указать желательный возраст, образование, трудовой стаж, опыт работы в конкретной отрасли, личностные и профессиональные качества. Без всего этого ваше объявление будет выглядеть слишком уж подозрительно, даже если все остальные пункты окажутся заполненными по максимуму.
Должностные обязанности
На что еще стоит обратить внимание? На некоторые моменты, которые тоже играют важную роль. Объявление о приеме на работу, образец (пример) которого может считаться на все 100 % успешным и правильным, в обязательном порядке включает в себя такую составляющую, как описание должностных обязанностей. Без них вообще никого не привлечь к посту.
Вы должны написать точные пункты, которые на рабочем месте будет выполнять после трудоустройства тот или иной кадр. Иными словами, что входит в вашей организации в обязанности конкретного сотрудника (должности). Например: «работа в офисе», «ведение бухгалтерии», «обзвон клиентов», «координация и назначение встреч». В общем, все то, что должен будет делать человек для получения заработной платы, согласно трудовому договору. Вот это будет прекрасное и успешное объявление. О режиме работы (образец хорошего предложения) упомянуть тоже необходимо. Во всяком случае это поможет определиться, насколько соискателю подходит та или иная вакансия.
На время
В некоторых случаях приходится искать кадры только на определенный период. То есть предлагать временное трудоустройство. Как действовать в таких случаях? Публиковать только правду. Не стоит писать, что вы ищете людей для постоянного трудоустройства.
Объявление о работе в праздничные дни (образец оного представлен далее) выглядит приблизительно следующим образом (речь идет об основной части текста):
А вот теперь стоит обратить внимание на не самый лучший вариант объявлений. Иногда можно подойти к решению нашего сегодняшнего вопроса с юмором (фото выше). Но чаще всего такой вариант не подходит. Зато он привлекает аудиторию. А вот пример, который наводит на мысли о мошенничестве:
Как сформулировать вакансию для хороших откликов: пошаговая инструкция
Четыре секрета успешной вакансии
Многие считают, что для успеха достаточно оплатить продвижение вакансии в топе поисковой выдачи у соискателей. Чем больше людей ее увидит, тем больше будет откликов. Но сами по себе показы не помогут, если вакансия не вызывает интереса у людей, которые ее увидят.
«Хорошо, а как же ваш Умный поиск? — скажете вы. — Ведь искусственный интеллект делает так, чтобы мою вакансию увидело как можно больше тех, кто вероятнее всего на нее откликнется. Разве не так?». Так, но для того чтобы это сработало, нужно, чтобы с самой вакансией всё было в порядке. Посмотрите нашу видеоинструкцию и изучите статью, чтобы создать эффективную вакансию.
Успешность вакансии — это сумма из четырех слагаемых:
А сейчас разберем первые два слагаемых успеха — условия работы и описании вакансии. Важно: вакансия должна сначала привлечь внимание кандидатов кратким описанием, которое они видят в своих результатах поиска. Иначе они даже не откроют более полное описание.
На какую информацию в кратком описании вакансий из поисковой выдачи соискатели обращают внимание прежде всего: 1 — на название вакансии, 2 — на зарплату, 3 — на краткое описание, 4 — на работодателя.
1. Название вакансии (название должности)
Название вакансии — первое, на что соискатели обращают внимание, быстро просматривая ленту поисковых результатов. Важно, чтобы по названию сразу была ясна суть работы.
От названия вакансии зависит, насколько просто соискателям ее найти. Умный поиск понимает синонимы. Но, если вы слишком творчески подойдете к названию или придумаете чересчур сложный и непривычный вариант, система может этого не понять.
Даже если Умный поиск распознает суть вашей вакансии и покажет ее подходящим кандидатам, сами они могут пробежать мимо непонятной формулировки. Помните: вы пишете вакансию не для искусственного интеллекта, а для людей.
Привлекательно | Непривлекательно |
---|---|
• Привычное для резюме и вакансий таких специалистов • Из названия сразу ясно, чем предстоит заниматься • Состоит не более чем из 4 слов | • Слишком креативное (непонятна суть) • Слишком общее (непонятна суть) • Слишком формальное из штатного расписания (непонятна суть) • На иностранном языке (такие вакансии меньше просматривают) • С избытком информации (чуть ли не все обязанности, форма занятости и т. д.) |
Слишком креативное название. Например, «Бог продаж и закупок», «Повелитель роботов». Укажите привычное название для функционала вакансии.
Формулировки из штатного расписания. Без указания на сферу работы они бывают неясными — например, «Специалист 1-й категории», «Ведущий специалист», «Старший специалист», «Руководитель отдела». Лучше заменять такие формулировки названиями, передающими суть работы. Например, «Юрист в договорный отдел», «Специалист по кредитной документации», «Руководитель отдела складской логистики», «Контрактный управляющий (госзакупки)».
Слишком общее название без уточнений. Примеры:
Слишком странная конкретизация названия. Не добавляйте к названию вакансии ключевые требования, которые такой должности обычно не свойственны. Это отпугивает соискателей. Пример: «Менеджер по продаже компьютеров со знанием РНР». Вряд ли обычный «продажник» владеет языком программирования, и вряд ли программиста заинтересует работа менеджером по продажам. Или: «Копирайтер/E-mail-маркетолог/SMM-менеджер со знанием Adobe Photoshop». В таких случаях уже из названия очевидно, что компания пытается нанять одного человека сразу на несколько функций.
У одной и той же по функционалу должности бывает несколько вариантов названий. Особенно если речь идет о новых цифровых профессиях, например шеф-редактор, контент-менеджер, контент-продюсер, редактор, контент-креатор, SMM-креатор. Как быть? Посмотрите, какой вариант названия чаще всего используют в вакансиях с похожим функционалом ваши конкуренты и как интересные вам соискатели предпочитают называть себя в резюме (скорее всего они будут искать вакансии по таким же запросам).
2. Зарплата
Это второе, на что смотрят соискатели, листая результаты поисковой выдачи.
В последние годы популярна идея, что зарплата не должна выступать основным мотиватором для работы: пусть приходят люди с горящими глазами, которых привлекает само дело. Но вакансия без достойной зарплаты откликов не получает либо получает их слишком мало и не от тех, кто нужен. Когда зарплата совсем не указана, а компания — не из числа самых желанных работодателей на кадровом рынке, соискатели думают, что зарплата низкая, и тоже проходят мимо.
Конечно, зарплату устанавливают такую, какую позволяет бюджет. Но, как показывает практика, в зависимости от зарплаты можно спрогнозировать и отклики:
Привлекательно | Непривлекательно |
---|---|
Зарплата рыночного уровня либо ощутимо выше (чтобы переманить) | • Вообще без указания зарплаты • Указан только минимум вилки, и он ниже рыночного уровня • Слишком большая вилка |
Есть несколько способов разобраться, соответствует ли ваша зарплата рыночным условиям.
1) «Люди в цифрах». С помощью онлайн-сервиса «Люди в цифрах» можно найти похожие вакансии ваших конкурентов и посмотреть, какую зарплату в них предлагают. Этот инструмент платный, но можно получить бесплатную демоверсию.
Пример анализа по «Карте вакансий» в сервисе «Люди в цифрах»
2) «Конкурентный анализ вакансии». С помощью этого сервиса вы можете сравнить условия вашей вакансии, в том числе уровень зарплаты, с условиями конкурентов (правда, конкурентов для сравнения сервис подбирает сам). Аналитика не такая подробная, как в «Людях в цифрах», зато конкурентный анализ бесплатный. Попасть в него можно, только если у вас есть работодательский аккаунт на hh.ru. Нужно войти в аккаунт, нажать на вкладку «Все сервисы» и выбрать там «Конкурентный анализ вакансии».
3) Самостоятельный анализ. Внимательное изучение на hh.ru похожих вакансий в вашем регионе тоже помогает составить представление о рыночном уровне. Еще один вариант — поиск в базе hh.ru и анализ резюме тех специалистов, которые подходят под ваши требования. Посмотрите, какую зарплату они указывают как желаемую.
Бывает, что зарплата «в рынке», но об этом знаете только вы, а соискатели этого не понимают. Они видят лишь то, что указано в вакансиях, и интерпретируют эту информацию по-своему.
Допустим, у вас «вилка»: для соискателей разного уровня оклад может начинаться от 40 000, 50 000 или 60 000 рублей. Плюс премии, которые могут достигать 50% от оклада. То есть максимальный доход в целом — 90 000 рублей. Рыночный уровень зарплаты для хорошего специалиста нужного вам профиля — от 70 000 рублей. Вы указали в вакансии только минимум — «от 40 000 рублей». Соискатели думают, что это и есть реальная зарплата («Да здесь максимум 50 000 будут платить, не больше»). Хорошие кандидаты, которые не рассматривают предложения меньше 70 000 рублей, пролистнут вакансию, даже не открывая.
Слишком широкая вилка (например, «от 30 000 до 300 000 рублей») вызывает недоверие и подозрение в обмане. Одни соискатели в таких случаях ориентируются на минимум и думают, что реальная зарплата не намного выше него. Другие, наоборот, ориентируются на максимум и потом чувствуют себя обманутыми, если их совокупный доход (с премиями) оказывается далек от заманчивого максимума.
3. Обязанности, требования, условия работы
Краткое описание вакансии — третье, на что соискатели обращают внимание, решая, открывать ли полный текст вакансии. Краткое описание формируется автоматически из вашего текста вакансии. Как сформулировать вакансию так, чтобы она понравилась соискателям и чтобы искусственный интеллект сформировал хорошее краткое описание?
Когда вы открываете на hh.ru поле для заполнения вакансии, вы видите там подсказки, где писать обязанности, где — требования, где — условия работы. Не игнорируйте их. Во-первых, вашу вакансию целиком прочитают только в том случае, если текст логично структурирован, разбит на смысловые блоки и не слишком длинный. Во-вторых, правильная структура вакансии обеспечивает хорошее краткое описание.
Используйте при описании вакансии маркированные списки — так соискателям будет проще воспринимать информацию, когда они откроют полное описание.
Пример без маркированного списка:
Обязанности: организация рабочих мест (установка, настройка сети, программ) Windows XP Professional, Win7; настройка и администрирование сетевого оборудования, установка, настройка и администрирование серверов, поддержание в рабочем состоянии сетевого и серверного оборудования, администрирование рабочих сетей, техподдержка пользователей и обслуживание оргтехники.
Пример с маркированным списком:
Теперь — к советам о содержании текста.
Пишите только самое основное — то, чем человек будет заниматься каждый день. Если поддаться соблазну добавить обязанностей «на вырост» или совместить в одной вакансии функционал для нескольких специалистов, это уменьшит количество откликов.
Формулируйте обязанности максимально просто, конкретно и коротко. Обширные туманные описания, больше похожие на эссе, чем на вакансии, отпугивают. Правило «чем лаконичнее, тем лучше», работает и здесь.
Главный принцип: не путать желаемое с действительным. Не завышайте требования «просто так». Так ли уж необходим, например, менеджеру по продажам опыт больше трех лет?
Указывайте только тот набор компетенций, без которого сотрудник действительно не сможет обойтись для выполнения ежедневных обязанностей и которым невозможно обучить новичка быстро. Всё, что сверх этого, можно указать с припиской «желательно» или «будет плюсом», но не формулировать как жесткое требование.
Сложные требования — мало откликов. Если у вас слишком широкий перечень, включающий такие навыки и опыт, которыми мало кто из соискателей обладает, то и откликов будет немного — таких специалистов может быть мало на рынке. Кроме того, стоит соотнести предлагаемую зарплату с учетом дополнительных требований — заинтересует ли она редкого специалиста или это ставка для середнячка с «базовым набором» знаний и умений?
Если есть сомнения, стоит сначала оценить по базе резюме hh.ru, что пишут о своем опыте, знаниях и навыках специалисты нужного вам профиля. Возможно, под ваши задачи нужен настолько уникальный набор компетенций, что проще научить нового сотрудника недостающим навыкам, чем найти того, кто обладает полным «готовым набором».
Меньше эмоций и «страшилок». Не стоит вместо прикладных требований к опыту и знаниям указывать качества, которые и так предполагаются у любого адекватного сотрудника, например желание работать и позитивное мышление. Это только перегружает вакансию.
Слишком авторитарная или негативно эмоциональная формулировка требований отпугивает соискателей. Например, пометки «Образование — строго МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ. », «Только с желанием работать! Без желания работать не беспокоить, это не к нам. ».
Не пишите требование о стрессоустойчивости и готовности к ненормированному графику просто «на всякий случай», если в реальности работа не предполагает очень жестких условий. Это отпугнет.
Что отличает вашу компанию от других? Укажите только преимущества. Стандартные условия — соблюдение Трудового кодекса, хороший офис, дружный коллектив, стабильность — не преимущества, а то, что должно быть по умолчанию. Перечисление таких условий в вакансии показывает, что компания не может предложить соискателям ничего сверх этого.
Что привлекает. Гибкий график, дополнительные выходные дни или возможность хотя бы несколько дней в неделю работать из дома, увеличенный оплачиваемый отпуск, расширенный социальный пакет (например, компенсация расходов на фитнес, расширенные программы ДМС), обучение за счет компании — если у вас есть подобные «печеньки», их точно стоит упомянуть.
Что отпугивает. Неприятные эмоции или настороженность вызывают жесткие и просто странные условия, сомнительный юмор («Опоздания недопустимы! За опоздания лишаем премий!», «Работа, полная страданий, боли и отчаяния»), рекламные лозунги, мотивирующие речевки. Никто не хочет оказаться в «тюрьме» или «секте». Тем не менее работодатели иногда сразу акцентируют внимание на том, что в компании строгий график работы и жесткий контроль, сложный документооборот, дресс-код, регулярные аттестации сотрудников. Это честно, но вряд ли востребованные специалисты пожелают откликнуться на такие условия, имея альтернативу.
Привлекательно | Непривлекательно |
---|---|
• Конкретные, лаконичные обязанности • Умеренные, не завышенные, понятно описанные требования • Условия лучше, чем у конкурентов | • Туманные, слишком обобщенные обязанности без конкретики («Выполнять KPI») • Несовместимые требования или требования «на троих» • Избыточные, завышенные требования • Странности, излишняя строгость или излишняя эмоциональность в описании • Стандартные условия, которые и так есть везде • Подчеркнуто жесткие или странные условия |
4. Компания-работодатель
Название компании попадает в вакансию автоматически из вашего аккаунта на hh.ru. Какое наименование вы там написали, таким оно и будет в вакансиях, которые вы размещаете. Разумеется, неизвестные на рынке названия вызывают у соискателей меньше доверия, чем раскрученные бренды. А если компания с неизвестным названием к тому не оставила на странице работодателя никакой информации о себе, доверия будет еще меньше. Но даже у крупных известных компаний случаются провалы с тем, как они указали себя на hh.ru, что может снизить количество откликов на их вакансии. Вот несколько советов:
Два примера вакансий: суперуспех и полный провал
Все советы кажутся очевидными. Тем не менее о об этих простых вещах часто забывают. Когда приходится регулярно писать разные вакансии, «замыливается глаз».
Попробуйте перечитать вашу вакансию глазами соискателей: важна ли им та или иная информация? Понятно ли она сформулирована? Нет ли в тексте противоречий? Кажутся ли условия привлекательными? Нет ли лишних, несуразных требований?
По возможности попросите знакомых специалистов того профиля, работу в котором вы ищете, оценить вакансию сторонним взглядом. Проверьре ее по нашему чек-листу типичных ошибок.
Давайте для примера сравним две вакансии для самой востребованной сейчас позиции — менеджера по продажам. На одну поступило больше 40 000 откликов, на другую не пришло ни одного отклика. Вы сами увидите разницу.
Как написать текст вакансии, чтобы найти хорошего специалиста и не нарушить закон
Если не написать размер зарплаты, можно получить мало толковых откликов, а если указать не почту, а мессенджер, можно потратить неделю на разбор бесконечных сообщений. Некоторые требования невозможно проверить, а за другие вообще штрафуют. Разбираемся, как писать текст вакансии, чтобы найти сотрудников, не нарушить закон и не поседеть за это время.
Что не так с текстом вакансий
Типичные требования в вакансиях уже стали мемом:
Но всё равно они встречаются в каждом втором объявлении о поиске сотрудника, а сами объявления похожи друг на друга, будто для разных компаний и профессий их пишет один и тот же человек. Вот типичное объявление с Хедхантера:
В таких объявлениях всегда встречается стандартный набор фраз: высшее образование по профилю, коммуникабельность, ответственность, доброжелательность, врожденная грамотность и обучаемость, высокий уровень знаний по теме, знание экселя и ворда.
Проблема этих требований в том, что они очень общие, и под них подходит каждый, кто увидит объявление: если человек учился в школе, то он обучаемый; если у него есть друзья — коммуникабельный.
Если писать эти стандартные фразы, в ответ придут бестолковые отзывы, из которых придется отбирать хорошие. Но часть бестолковых отзывов можно заранее отсеять просто хорошим и конкретным текстом вакансии. Об этом мы еще поговорим в статье.
А вот еще требования из вакансий: наличие личного автомобиля, респектабельная внешность, без вредных привычек, без пирсинга и татуировок, гражданство РФ. Эти требования не просто притягивают бестолковые отклики, а уже нарушают закон.
Какие требования у закона
По закону в отношениях между работодателем и работником не должно быть дискриминации. Это касается и текста вакансий.
Общее правило такое: требования должны касаться деловых качеств, а не личных.
Фразы в тексте вакансий
Почему нельзя
Девушка привлекательной внешности, мужчина респектабельной внешности
Предпочтения по внешности считаются дискриминацией. Требования отсутствия татуировок, пирсинга и коротких стрижек также противоречат закону
Женщина до 50 лет или мужчина от 25 лет
Незамужняя, без маленьких детей, только семейным
Дискриминация по семейному положению
С личным автомобилем
Дискриминация по имущественному положению. Если для работы нужен автомобиль, его должен предоставить работодатель. У работника может быть свой, но это по желанию. Нельзя писать в вакансии такое требование и тем более потом требовать этого
Без вредных привычек, увлечение спортом — преимущество
Дискриминация по предпочтениям, привычкам и увлечениям. Конечно, пить на работе нельзя, но чем человек занимается в свободное время — его дело
Дискриминация по гражданству. Люди из других стран могут претендовать на должность наравне с гражданами России
Дискриминация людей с судимостями. Допустимо, если требуются учителя, воспитатели, госслужащие
Дискриминация по вероисповеданию. Не допускается, даже если работать нужно в православном храме
Чтобы не запоминать каждый пункт таблицы, можно запомнить принцип: если работодатель выделяет одну группу людей — это дискриминация, а она незаконна.
Но и здесь есть исключения. Например, в тексте вакансии можно написать требования по дресс-коду, если они прописаны в правилах внутреннего распорядка.
В юридической фирме «Иванов и партнеры» четыре дня в неделю сотрудники носят брючные и юбочные костюмы, а по пятницам — свободная форма. Фирма решила нанять старшего юриста, а в тексте вакансии написала, что действует дресс-код. Об этом написано во внутренних правилах, дресс-код действует для всех и не считается дискриминацией.
В правилах внутреннего распорядка можно прописать и другие требования, но только если у них есть обоснование. Нельзя написать, что секретарь — лицо компании, поэтому на этой должности может работать только молодая и стройная девушка. Такое обоснование суд не примет, хотя бывают и двоякие ситуации.
В компанию нужен переводчик с английского с уровнем носителя языка, чтобы работать со сложными документами и участвовать в переговорах с зарубежными партнерами. Компании важно, чтобы у переводчика не было акцента, поэтому они отдают предпочтение людям, которые росли в англоязычной среде.
Такое требование допускается, если компания может его обосновать. Например, в компании уже работают переводчики разной национальности, но теперь нужен именно носитель языка. Тогда это не будет дискриминацией людей, которые знают английский, но выросли в России.
Если есть сомнения, правильно ли указаны требования, можно спрашивать себя: это имеет отношение к функционалу человека или это личные предпочтения, стереотипы, пожелания руководителя или устои коллектива.
Всё, что не имеет отношения к функционалу, считается дискриминацией.
Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»
Если человеку отказали в приеме на работу и он считает отказ дискриминацией, он может пойти в трудовую инспекцию, прокуратуру или в суд.
Для этого ему нужен письменный отказ в приеме, которые компании обязаны давать, а еще скриншот объявления о вакансии. Даже если в отказе написать, что не взяли на работу, потому что нет нужных навыков, скриншот докажет другое. Соискатель может сказать, что его не взяли, потому что он мужчина, а в объявлении ищут женщину.
Такие дела до суда обычно не доходят, но трудовая инспекция может оштрафовать компанию:
Для ИП штрафы поменьше, но радоваться нечему: обычно трудовая инспекция суммирует штрафы по нескольким статьям сразу.
А еще может быть уголовное наказание. Например, за дискриминацию людей предпенсионного возраста штрафуют до 200 000 рублей.
Для работодателей хорошая новость в том, что после штрафа брать на работу недовольного соискателя они не обязаны, хотя человек может пойти в суд и попросить моральную компенсацию, но судебных дел по этому вопросу крайне мало, а суммы компенсации незначительны — где-то 5000 рублей.
И важный момент: штрафуют именно работодателей, а не владельцев сайтов и пабликов в соцсетях, которые разместили объявление о вакансии.
Как писать, чтобы пришло больше откликов по делу
Итак, текст вакансии не должен нарушать закон, но этого мало — он должен помочь найти нужных людей и собрать команду. Чтобы по объявлению пришли отклики от возможных кандидатов, нужно указать:
Вот пример удачного текста вакансии с пояснениями:
Компании пишут текст не для себя, поэтому важно, чтобы его понимал соискатель. Ничего не дают абстрактные фразы и клише, их нужно расшифровать. А еще вакансия может быть любого объема, если она содержательна: в ней нет воды, общих фраз, копирования должностной инструкции и формальных требований.
«Люди идут не столько за интересными задачами, сколько за деньгами»
Рассказывает Павел Федоров, редактор, создатель проекта «Норм работа»
Я создал проект «Норм работа», где публикую вакансии в диджитале. Сейчас в телеграм-канале 48 000 подписчиков, еще есть сайт.
Чтобы разместить вакансию, работодатели заполняют анкету с нужными полями, но часто делают это неправильно. Например, нужно указать, чем занимается компания. Если это банк или агентство, то так и написать, но часто пишут красивые завуалированные фразы о лидерстве на рынке. Я такие формулировки всегда удаляю, потому что текст вакансии должен быть понятным: какая компания, кто нужен, сколько денег.
Деньги — важная тема. Компании любят не писать зарплату — переживают, что придет человек с уровнем на 20 000 рублей, а попросит 50 000 рублей, потому что так написано в вакансии. Я публикую вакансии с деньгами — на них активнее отликаются, потому что люди идут не столько за интересными задачами, сколько за деньгами. Я проверял: опубликовал вакансию без размера зарплаты, через неделю ее же с зарплатой — откликов стало больше.
Я проверял: опубликовал вакансию без размера зарплаты, через неделю ее же с зарплатой — откликов стало больше
Понимаю, что точную зарплату указать сложно, но можно дать вилку зарплат — минимальную и максимальную. Если компания не знает, сколько может дать денег — так бывает для новых вакансий, — можно спросить об этом людей. Так и написать: в откликах пишите, сколько хотите денег. Но этим лучше не злоупотреблять, а еще это не сработает для компании, которую никто не знает. Так могут писать компании с именем и хорошей репутацией.
По опыту, скрывают свои названия, не дают ссылки на сайты и присылают описания с общими формальными требованиями сомнительные компании. Затем окажется, что там работа на дому без опыта и знаний, два часа в день, за сотни тысяч рублей, но надо оставить залог или купить какой-то товар, или оформить по ссылке именно эту карту и именно этого банка. А потом люди, которые это предложили, пропадут. Поэтому нормальным компаниям лучше писать конкретно, иначе люди прочтут текст, решат, что там какое-то мошенничество, и не будут откликаться.
Еще отталкивает, когда текст вакансии на две страницы со списком обязанностей в сто пунктов, — это никто не будет читать. Также меньше откликов приходит, когда есть странные требования вроде «ищем маркетолога с высшим лингвистическим образованием».
Компаниям рекомендую давать почту и не давать контакт в мессенджерах, иначе придет много сообщений не по делу, среди них придется разгребать нужные отклики — это нервы и время. Еще можно просить откликаться через гугл-форму — анкету с вопросами. Но такие формы надо уметь составлять, это сложнее, чем текст вакансии.
Не нужно отвечать всем, кто откликнулся, но если человек написал еще раз и попросил ответа или тем более сделал тестовое и пришел на собеседование, будет вежливым ответить. Если он просит объяснить причину, не присылать формальную отписку, а постараться объяснить. Сегодня вы отказываете ему, а завтра он станет крутым специалистом, который будет нужен вам, а отношения уже испорчены.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ