Как написать директору что задерживаешься
«Простите, я не приду»: как лучше всего сообщить начальнику, что вы опоздаете на работу
Удача не на вашей стороне сегодня, и вы опаздываете в офис. Может быть, у вас нет запланированной на 8 утра встречи, но в любом случае это опоздание. Ваш начальник не будет рад видеть вас пришедшим не вовремя. Как же лучше всего сообщить боссу о том, что вы задерживаетесь по дороге на работу?
Обязательно сообщите о вашем опоздании
Помните о том, что хуже всего, когда вы опаздываете на пару часов, и никто не знает, где вас искать. Вовсе необязательно сообщать о том, что вы опаздываете, генеральному директору всей компании. Можно позвонить или написать СМС вашему непосредственному начальнику отдела, проинформировав его о том, что вы задержитесь.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что всегда лучше знать, что сотрудник задерживается, это позволит как-то перенести важную встречу или подготовится к презентации без задерживающегося работника. А вот пытаться судорожно дозвониться до опаздывающего работника, стремясь узнать, где он и когда будет на месте, это явно не лучшее решение. В конечно счете с таким сотрудником хочется расстаться поскорее.
Никогда не врите
Психологи уверяют, что, объясняя свое опоздание, следует либо быть до конца честным, либо вовсе ничего не говорить. Если же вы пускаетесь во все тяжкие, выдумываете различные истории и небылицы, то должны понимать, что ваш босс неглуп и сразу же поймет вашу ложь.
Любой начальник – это хороший психолог, который сможет распознать ложь подчиненного. Поэтому будьте предельно честным. Если вы проспали, то так и говорите, если у вас не завелась утром машина, то объясните боссу ситуацию, скажите ему, что займетесь на днях ремонтом авто и больше подобная неприятная ситуация не повторится.
Принести извинения
Если опоздали – отработайте
Постарайтесь показать начальству, что, несмотря на неудачное начало и опоздание на работу, у вас впереди еще целый день и вы держите все дела и ваше время под полным контролем. Все будет завершено точно в срок, даже несмотря на то, что вы задержались в пути.
Поблагодарите начальство за понимание
Нелишним будет вечером в конце рабочего дня поблагодарить ваше начальство за понимание возникшей неприятной ситуации. Даже если ваши опоздания у руководства уже сидят в печенках, все же после такого извинения и благодарности за понимание уволить вас не решится даже самый строгий босс.
Совет. Не стоит сразу же после прихода на работу идти к начальству, объяснятся и приносить свои извинения за задержку. Все же ваш босс может быть на взводе, в особенности из-за того, что пришлось срочно менять планы или, что еще хуже, сорвались важные переговоры и заключение сделки. Нужно дать остыть человеку и лишь после этого идти разговаривать с ним.
Частые опоздания – прямой путь к увольнению
Любой здравомыслящий начальник понимает, что полностью исключить опоздания на работу попросту невозможно. Другой вопрос, как часто подобное допускает работник. Если у него накопилось за рабочий год два-три опоздания, то каких-либо проблем быть не должно. Но если подобное происходит едва ли не каждую неделю, то это прямой путь к увольнению.
The Boy Band Con: The Lou Pearlman Story (Декабрь 2021).
Table of Contents:
Независимо от того, что ваше опоздание полностью вышло из-под контроля или по вашей вине, именно это вы и должны сделать.
Поймай себя как можно раньше
Вы никогда не захотите дойти до того момента, когда вы войдете в офис в 11 часов утра, и ваш начальник не знает, где вы были и почему пропустили половину дня. Скорее всего, если вы опаздываете, у вас есть не только средства, чтобы предупредить вашего менеджера заранее (привет, для этого и нужен сотовый телефон), но вы также довольно рано знаете, насколько поздно вы собираетесь быть.
Если проводник запрыгнет в микрофон, чтобы сообщить вам, что ваш пригородный поезд будет находиться на станции в течение 20 минут, вам следует попытаться найти сигнал и тут же связаться с вашим начальником. Если за ночь до поездки домой вы получите уведомление о том, что ваш рейс может быть задержан, стоит направить руководителю записку перед тем, как отправиться спать. Если ваш ребенок начинает кашлять от шторма, и вы знаете, что это означает, что вам нужно будет зайти в кабинет врача, достаньте свой телефон.
Мэтью Броштайн, технический директор Muse, отмечает, что он всегда хочет, чтобы люди в его команде уведомляли его «таким образом и в сроки, которые позволяют мне реагировать. Отправка мне электронного письма за две минуты до начала встречи гарантирует, что я не пойму, что вы опоздаете ».
Не ври
Как бы ни было заманчиво сказать: «Но случилась эта сумасшедшая вещь! Прямо передо мной была куча из 50 машин, и я буквально вылез из машины и перелез через кучу, чтобы попасть сюда! »Вам лучше идти с правдой или вообще не объяснять причины (если только это не куча вещей) на самом деле случилось с тобой). Риск быть пойманным во лжи слишком велик, и когда что-то действительно случится с вами там, где вам нужно их доверие, они будут менее склонны отдавать его вам, если вы обманули раньше.
Так что выбирайте честность, даже если страшно сказать, что вы проспали свою тревогу или забыли залить бензин в свою машину. Возможно, сейчас это не очень хорошо резонирует с ними, но когда вы приходите вовремя через день после этого, они чаще всего допускают неудачу или два скольжения.
Принести извинения
Подчеркните, что вы решили сделать все правильно
Кроме того, когда вы обращаетесь к своему менеджеру, «вы должны решать любые ожидаемые задачи и устанавливать ожидания для сроков и доставки. Дайте понять, что у вас есть день под контролем », несмотря на этот сбой, говорит карьерный тренер Muse Стивен Дэвис.
Благодарю их
В конце рабочего дня было бы мудро поблагодарить вашего босса за понимание, что вы опоздали. Вы, конечно, не хотите продолжать поднимать это, если ваш менеджер ушел, но если они были особенно восприимчивы или любезны, стоит признать это.
Знайте, как часто вы опаздываете
Опоздание на работу происходит. Это делают все, и обычно, когда это происходит один или два раза, это не страшно.
Но сделайте это три, пять, семь раз, и вы обязательно станете тем, кого все ожидают от опоздания. Что еще более важно, вы начнете терять уважение вашего босса.
Как выглядит письмо с опозданием на работу
Если у вас есть веские основания для опоздания
Если это чисто ваша ошибка, вы опаздываете
Если вы упустили что-то важное
Если вам нужно позвонить или отправить им текст вместо
Так что вы можете сказать в своем сообщении:
Или, если вы также отправили им по электронной почте, вы могли бы сказать:
37 То, что вы никогда не должны говорить своему боссу
Даже в самых обычных офисных условиях вы никогда не должны говорить об этом своему боссу.
Должны ли вы сказать своему боссу, что вы ищете работу?
Вы находитесь на грани получения другого предложения о работе, поэтому вы должны дать своему боссу один на один, верно? Не так быстро. Вот как излишнее раннее информирование вашего работодателя о поиске работы может иметь неприятные последствия.
Трудно признать, что у вас нет всей квалификации для вашей должности. Вот почему это нормально, чтобы владеть им.
Опоздала на работу — 30 эффективных отмазок для шефа
Автор-переводчик, журналист Colady
Время на чтение: 5 минут
Если ваш шеф равнодушно относится к тому, во сколько вы приходите на работу, то можно считать, что вам очень повезло. Однако обычно на опоздания начальство реагирует, мягко говоря, негативно. Конечно, всякое может случиться, но порой подчиненные придумывают кучу совершенно нелепых отмазок, которые вряд ли шеф поверит: «Умер хомяк, хоронили всей семьей», «Кошка родила» и прочая чушь. И это далеко не все, на что способно воображение работника, который никак не может проснуться на работу вовремя.
Этот материал будет полезен тем, кто задержался на работу, но нуждается в эффективном оправдании перед шефом.
Как оправдываться правильно
Сразу несколько слов о ваших «правдивых» объяснениях:
30 эффективных «отмазок» для шефа
А теперь перейдем непосредственно к правдоподобным причинам опозданий. Что можно сказать начальству, если время застигло вас врасплох или же вы оказались не в то время и не в том месте:
Чтобы не опаздывать, надо раньше выходить, а для этого – раньше вставать. Как ни противно, но очень действует, если наорут. Конечно, цель оправдывает средства, если ваша отмазка достаточно безобидна и одновременно случившееся дает вам серьезные причины для опоздания. Главное — не злоупотребляйте! А вообще лучше не сочиняйте — объяснитесь с шефом честно. Банально, зато правдиво. А, правда всегда лучше блуждающих глаз и неуверенного бормотания перед начальством.
Комментарий эксперта
Друзья! Я не буду пытаться подсластить неприятную правду. Она звучит так: Опаздывать всегда плохо. Задерживаясь где бы то ни было, вы ставите людей, ожидающих вас, в неудобное или неловкое положение. Поэтому, по возможности, избегайте таких курьёзов.
Как же быть, если опоздания не удалось избежать? Во-первых, не стоит сходу оправдываться. Поймите, то, что вы задержались, уже наталкивает всех на мысль о вашем проигрышном состоянии. Во-вторых, попросите прощение. И, в-третьих, вкратце перескажите причину своей задержки максимально правдиво. Так вы сможете защитить себя от потери доверия начальства.
А как вам приходилось оправдываться перед шефом за опоздания? Расскажите нам в комментариях!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
По образованию переводчик. Исследую современные тренды в разных сферах жизни, а также нахожу самые интересные откровения и новости звезд для читателей журнала Colady.
Понравилась статья? Поделитесь ей:
Рекомендуем статьи по теме
Задайте свой вопрос эксперту или выскажите мнение!
Для тех, кто постоянно опаздывает на работу. Реальные объяснительные)))
— Опоздал на работу на полчаса, потому что все равно до десяти ничего делать не буду, мы утром пьем чай, а в меня так много не влезает.
— 8 сентября 2006 г. опоздал на работу, потому что перед тем как отвести своего ребенка в садик, ему в самое неподходящее время приспичило по самой неподходящей нужде. Время опоздания соответствует длительности того самого физиологического процесса. Данный случай можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силе, т.е. «форс-мажор», так как не зависят от моего желания успеть на работу.
— Я опоздал, потому что Вы, который месяц не платите вовремя зарплату! Будете возмущаться я вообще уволюсь!
— Я новичок, работаю в вашей фирме второй день. Так как сегодня понедельник, тяжелый день после выходных, я сел в метро и приехал на свою старую работу. И только по удивленному взгляду моего бывшего директора я понял, что приехал не туда.
— Опоздал, т.к. пил очень-очень горячий чай, у меня лопнул мочевой пузырь и я ошпарил ноги.
— Сегодня, такого-то числа, в пятницу, я опоздал на 5 часов на работу, потому что думал, что сегодня суббота.
— Опоздал, потому что всегда опаздываю.
— Я проснулся утром, пошёл чистить зубы, и нечаяно выдавил весь тюбик с пастой. Пока засовывал пасту обратно, не заметил, как пролетело время. В будущем обещаю пользоваться зубным порошком.
С уважением Усенко Александр Борисович
— Опоздал на работу умышленно. Хотел посмотреть, чем дело кончится.
— 6 сентября 2006 года утром встала, позавтракала, накрасилась, вышла, села в машину, вовремя вошла в офис, проработав 4 часа, проснулась.
— Опоздал на три часа, т.к. после вчерашнего корпоративного праздника, в вашу честь, между прочим, я пришел в себя на лавочке в парке в г. Твери.
Как я туда попал, не знаю.
— Проснувшись утром, я услышал по радио песню со словами: «Ай, колокольчики, бубенчики, ду-ду, а на работу я сегодня не пойду». Вот так все и получилось. Впредь обещаю не слушать радио «Шансон» и приходить на работу вовремя.
— Сегодня, 10 сентября, я опоздала на работу потому, что не могла выйти из вагона на Волгоградском проспекте, пришлось ехать до конечной, пока ехала обратно пробка рассосалась.
— Я опоздал на работу 6 мая 2005 года. Опоздание произошло ввиду того, что в силу своих психосоматических аномалий, приблизительно с 1995 года, я систематически общаюсь с демонами.
— Я опоздал на работу по вине жены. Утром, в назначенное время, прозвенел будильник, который разбудил мою жену. Она не любит мой будильник, поэтому выкинула его, а мне дала по голове, от чего я потерял сознание ещё на пару часов.
Как правильно отпрашиваться с работы Эксперты рассказывают, что говорить начальнику, если нужно отлучиться из офиса
The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз мы узнали о том, как лучше отпрашиваться у начальника, если нужно решить личный вопрос в рабочее время.
руководитель отдела по работе с персоналом МФК «Честное слово»
При стандартном рабочем графике — пять дней в неделю с утра и до вечера — часть личных дел просто невозможно решить в нерабочее время: визиты в официальные инстанции, посещение врача, родительские собрания в школе нельзя отложить на выходные. Необходимость уйти с работы периодически возникает у каждого сотрудника, это нормальная житейская ситуация.
Но не стоит покидать рабочее место самовольно, надеясь, что начальство не заметит вашего отсутствия. Чтобы не портить свою репутацию и не провоцировать конфликтов, объясните начальнику, почему вам необходимо уйти именно сейчас. Ваш шеф — такой же человек, как и вы, с аналогичными потребностями. Говорите правду, не пытаясь приукрасить ситуацию, и, скорее всего, получите его поддержку. При этом важно не превращать редкие уходы в систему, чтобы не страдала рабочая дисциплина. Тогда никаких проблем у вас не возникнет.
Если объем вашей рабочей загрузки не позволяет безболезненно уходить по личным вопросам, предложите шефу отработать время отсутствия в выходные или задержаться после окончания рабочего дня. Альтернативным вариантом может стать работа дома, если вам нужно посидеть с больным родственником или проконтролировать работу сантехника. Помните, что руководитель отвечает за результаты работы своего отдела, поэтому предложите решение проблемы, приемлемое и для вас, и для компании.
Проявив ответственность и желание компенсировать свое отсутствие на рабочем месте хорошим результатом, вы не будете выглядеть бездельником и сохраните добрые отношения с начальством.
управляющий директор компании «Регус» в России
Если сотруднику необходимо уйти с работы по причине личного характера, не стоит ставить руководителя перед фактом фразой «Мне надо уйти». Желательно поговорить с работодателем заранее о необходимости отлучиться с работы. Если такая потребность возникает регулярно, стоит обсудить с работодателем возможность гибкого графика при условии сохранения эффективности работы. Это вполне распространенная практика, когда сотрудник работает вне офиса один-два дня в неделю. Аргументы можно подкрепить цифрами: 43 % офисных сотрудников считают, что предложенная им вакансия должна включать в себя возможность работы вне офиса. Таковы результаты исследования «Регус», в котором приняли участие более 600 офисных работников Москвы, Петербурга и Екатеринбурга. Представители многих профессий могут работать за пределами своего офиса не менее эффективно, чем находясь на основном рабочем месте.
Объясните работодателю, что, уйдя в рабочее время из офиса, вы обязательно сделаете работу в другое время: работая дома или задержавшись на работе в другие дни. Убедитесь, что ваш руководитель знает о том, каких результатов вы достигли, работая удаленно. Не стоит скрывать от работодателя, что вы высоко цените его готовность пойти вам навстречу в вопросе гибкого графика или возможности какое-то время работать за пределами офиса. Многое зависит от корпоративной культуры в каждой конкретной компании, но общее правило таково: если руководитель уверен, что сотрудник ответственно относится к поставленным задачам и что работа не пострадает из-за его личных дел, ему будет гораздо проще согласовать такую просьбу.
руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom
Не стоит бояться отпрашиваться, ведь непредвиденные ситуации могут случиться с каждым, и руководитель должен это понимать. Чтобы причина уйти пораньше была убедительной в его глазах, перед разговором поставьте себя на место начальника. Он отвечает за то, чтобы компания работала качественно и без перебоев, получала прибыль, за счет которой сотрудникам платят зарплату. Поэтому лучше подготовиться заранее и сделать все, чтобы ваше незапланированное отсутствие не повредило работе. В идеале заранее выполнить часть своих задач.
И сам разговор тоже должен быть заблаговременным. Ведь если вы не пришли и после начала рабочего дня позвонили сообщить, что вас сегодня не будет, потому что вам нужно оформить какие-то документы, это не только проявление неуважения, но и неприятный сюрприз для коллег, которым придется выполнять ваши задачи. Если же вы попросите отгул за несколько дней, все можно будет заранее спланировать.
В непредвиденных ситуациях, например, если резко поднялась температура или затопили соседи, конечно же, нет других вариантов, остается просто предупредить по телефону.
Четко и прямо объясняйте причину, по которой вам нужно уйти. Я считаю, что лучше всегда говорить правду, а не выдумывать несуществующие болезни. Так можно потерять доверие, ведь тайное рано или поздно становится явным. Желательно не только сделать часть работы, но и спланировать, когда вы сможете выполнить остальное. И быть готовым подменить коллег, которые подстраховывают вас в ваше отсутствие. Ну и конечно, не стоит злоупотреблять и отпрашивайтесь только по действительно уважительному поводу.
директор кадровой компании ManpowerGroup Russia & CIS
Причин для опоздания или отгула может быть множество, но все это в конце концов надоест любому руководителю. Лучший вариант, который не будет раздражать руководство и коллег, на которых свалятся ваши дела, — планирование дополнительного выходного заранее. Это можно сделать, оформив день в счет оплачиваемого отпуска или отпуска за свой счет. Можно ли спланировать заранее? Да, частично можно спрогнозировать дни, в которые вам нужно отсутствовать на работе. Например, если хотите пойти 1 сентября на праздничную линейку с ребенком или вам необходимо помочь с организацией юбилея маме, то такие предсказуемые дни лучше оформлять не в последний день. Некоторые сотрудники рассчитывают, что, при отпрашивании накануне им разрешат отсутствовать и засчитают рабочий день. И это вызывает сомнения. Ведь даже если у вас настолько хорошие отношения с руководителем, что он вас отпустит, то у него самого могут возникнуть проблемы при подаче табеля с часами вашей работы, если ваш ранний уход или отсутствие были замечены отделом кадров.
Может случиться, что человек проснулся с утра и просто не захотел идти на работу, позвонил и сказал, что плохо себя чувствует. Если это случилось раз, то руководитель может пойти навстречу и предложить остаться дома. Но когда это повторяется довольно часто, регулярно между майскими праздниками или в рабочий день 31 декабря, то, конечно, это вызывает сомнения и формирует негативное отношение к сотруднику, даже если потом он оформляет эти дни за свой счет.
Иногда нужен день по уважительной причине, например, в случае, когда кто-то из близких попадает в больницу или умирает.
Ситуации бывают непредвиденные, и каждый должен это понимать. Если сотрудник не злоупотребляет отгулами и старается их планировать, то даже в случае внезапно возникшей необходимости руководитель не будет против, и никаких уловок для этого придумывать не надо.
Как бороться с опозданиями сотрудников: 9 проверенных методов
Есть сферы бизнеса, где свободный график для сотрудников допустим или даже приветствуется ⏤ например, в разработке программного обеспечения и во многих творческих профессиях. Однако в подавляющем большинстве случаев от сотрудников все же требуется дисциплина и пунктуальность. Но иногда несоблюдение рабочего графика становится не просто единичными случаями, а системой. И тогда с этим точно надо что-то делать.
Содержание статьи
Существует 2 типа мер для борьбы с опозданиями сотрудников:
Наказания эффективнее, но негативно влияют на лояльность и не работают с некоторыми типами личности. Поощрительные меры намного лучше оцениваются сотрудниками, но действуют слабее и их эффект не долгосрочен (к хорошему, как известно, быстро привыкают).
Иногда тот факт, что в компании не принято опаздывать, не сразу укладывается в голове у некоторых сотрудников. В этом случае бывает достаточно просто поговорить с нарушителем дисциплины и попросить его не опаздывать.
Виктория Демидова, директор по развитию Adamos Logistic:
«Опоздания ⏤ извечный бич современного общества, так как с каждым годом и с каждым витком развития прогресса отвлекающих факторов все больше (гаджеты, соцсети и так далее). В нашей компании есть правила и стандарты, которые все сотрудники неукоснительно должны выполнять. И одно из правил (ценностей) ⏤ это отсутствие опозданий. Мы делаем на этом большой акцент еще на собеседовании. Также наблюдаем за будущим сотрудником во время стажировки и испытательного срока. И, если человек не соответствует нашим ценностям, то мы мирно расстаемся, желая друг другу всего хорошего. Все люди разные: разное воспитание, разное восприятие жизни. Я считаю, что если человек не может себя организовать, то навряд ли он сможет хорошо выполнять свои должностные обязанности (начиная от обычных должностей и, конечно же, заканчивая руководящими). Бороться и наказывать? Бесполезно. Так как это точно не приведет к повышению эффективности сотрудника. Если для вас и вашей компании это важный критерий, то говорите о нем на входе, цитируйте, транслируйте, и, конечно же, выполняйте сами».
Найдите причину опозданий сотрудников
Если вам мешают систематические опоздания, оптимальным будет начать с выяснения причин. Иногда такое поведение свидетельствует о профессиональном выгорании или сильном переутомлении. В этом случае поможет отправка сотрудника в отпуск или пересмотр его нагрузки и обязанностей.
В другом случае могут сказываться биоритмы человека: так, патологическая «сова» вряд ли долго продержится в графике с 7.00 до 17.00. Уместно будет пересмотреть график для конкретного сотрудника и сместить его на более поздние часы, если это допустимо для его должности.
Также часто опаздывают те сотрудники, которым сложно и долго добираться до рабочего места. Здесь снова может помочь перенос рабочего графика на чуть более позднее время или договоренность отработать упущенное ввиду опоздания время.
Как бороться с опозданиями сотрудников
Рассмотрим основные способы борьбы с опозданиями сотрудников. Первые 4 являются традиционными способами и могут сделать персонал пунктуальнее через негативную мотивацию. Но имейте ввиду, чо использовании «кнута» пропорционально снижает удовлетворенность и лояльность сотрудников. В случае, если это недопустимо для ваших сотрудников, вы можете использовать еще 6 поощрительных методов борьбы с опозданиями. Ознакомимся с каждым из них подробнее.
1. Денежные штрафы
Это один из самых популярных в России методов. Причем он может иметь как прямую форму, когда сотрудник платит за каждое опоздание или по итогам месяца из зарплаты удерживается сумма за все опоздания, так и косвенную. Например, непунктуальный коллега угощает обедом всех остальных или делает взнос в общий фонд, который потом может использоваться для поощрения более собранных сотрудников.
Главный принцип метода: опоздания в конечном итоге сказываются на финансах.
Плюсы этого метода в том, что последствия ощущаются сразу. Есть прямая причинно-следственная связь: «опоздал ⏤ потерял в деньгах», а значит это эффективно.
Но есть и минусы: налагать штраф за опоздание в России незаконно. Придется искать способы легализации штрафов. Например, вычитать сумму штрафа из премии или 13-й зарплаты, если она есть. Часто штрафные санкции отрицательно сказываются на лояльности и не всем подходят (некоторые сотрудники готовы в прямом смысле платить за свои опоздания, и это не исправит ситуацию и точно не улучшит дисциплину в коллективе).
Александр Иванов, системный администратор кафе-магазина LavkaLavka:
«В рознице опоздания недопустимы. Я понимаю, если в офис опоздал, в пробку попал, то вечером можно на это же время задержаться. Но в общепите и рознице заведение должно быть открыто вовремя, чтобы не потерять клиента.
У нас были и систематические опоздания сотрудников: мы должны открыться в 9:00, а продавец к этому времени не появился. Я стоял в 9:00 у дверей и ждал сотрудника с ключами. Гости заведения так же могут «поцеловать дверь» и уйти. Я и мои коллеги как минимум раз в месяц сталкивались с такой ситуацией, для нас это недопустимо. Сначала просто разговаривали, но пока не наказали рублем, слова не помогали. Финансовое наказание сработало почти на 100%. Первое время точно, но позже нарушения появились снова.
Чтобы автоматизировать контроль над сотрудниками, я рассматривал разные системы и изначально думал про proximity-карты. Но выбрал отпечаток пальца – это надежнее, его не передашь, как карточку, чтобы за тебя «пикнули». Система сама заполняет табель и показывает кто, когда и на сколько опоздал.
К сожалению, работники не очень организованы: с утра все отмечаются, а вечером многие уже забывают. Планирую перейти от отпечатков к системе распознавания лиц, тут уж точно никто мимо неопознанным не пройдет. Это позволит полностью исключить сотрудников из схемы формирования табеля: как система посчитает, так и оплатим».
2. Отработка опозданий
Еще один популярный способ: обеспечить выработку нужного количества часов ⏤ обговорить с сотрудником отработку опозданий. Тут есть юридические нюансы: чтобы сотрудник не пытался представить это неоплаченной переработкой, лучше обезопасить себя, прописав такую возможность в трудовом договоре.
Сотрудник должен оставаться на своем рабочем месте после окончания рабочего дня столько же, на сколько он опоздал. Но есть примеры, когда работодатель использует своего рода прогрессирующую отработку, то есть в случае первого опоздания, скажем, на 5 минут, сотрудник остается также на 5 минут. В случае второго нарушения на 5 минут ⏤ остается уже на 10 минут и так далее.
Из плюсов можно отметить, что есть люди, для которых такое смещение графика будет удобным, и, хотя вы возможно не добьетесь пунктуальности, свое время по факту сотрудник отработает.
Минусом этого метода является то, что реализуем он только в том бизнесе, где нет жестких требований к началу рабочего дня. Также он довольно негативно сказывается на отношении сотрудника к компании и руководству, формирует отрицательное отношение к действительно необходимым переработкам. Никто не захочет остаться ни на минуту после официального окончания рабочего дня, по принципу «ровно в шесть встал и ушел».
3. Объяснительные о причинах опоздания
Объяснительные записки ⏤ наследие советской бюрократической системы, но несмотря на древность метода, при определенных условиях они хорошо помогают решить вопрос с опозданиями сотрудников. В случае опоздания попросите работника написать подробную и обстоятельную объяснительную. Главное не подходить к этому формально и не принимать записки с общими фразами вроде «по семейным обстоятельствам» или «проспал».
Плюсы метода в том, что он довольно прост и дешев, но при этом действенен.
Минус ⏤ как и вся негативная мотивация, он вызывает протест и снижает лояльность сотрудников, но если не публиковать объяснительные, то этот отрицательный момент не так велик.
4. Социальный фактор
Не столь очевидный и прямой способ как бороться с опозданиями сотрудников ⏤ подключение общественного мнения, давления социума и желания иметь определенный статус. При использовании этого метода часто применяются различные аналоги досок позора. Например, раз в неделю самому опаздывающему сотруднику передают «Кубок непунктуальности», который он должен поставить на своем рабочем месте на всеобщем обозрении. Этот метод очень неприятен и, если вы все-таки решитесь его применять, то делать это нужно с большой осторожностью.
Некоторые работодатели вывешивают на доске с полезной информацией объяснительные опоздавших сотрудников для усиления эффекта.
Еще один вариант ⏤ сделать опоздание даже одного сотрудника проблемой для всего отдела, чтобы коллектив самостоятельно отрегулировал трудовую дисциплину.
Похожий метод ⏤ соревнования в пунктуальности с другими отделами. Кроме того, можно попробовать налагать санкции на руководителей за опоздания их подчиненных.
Плюс в том, что человек существо социальное, поэтому подобный метод обычно хорошо действует. Тем не менее находятся те, кто умеет игнорировать даже такое воздействие.
Социальные методы работают недолго ⏤ это минус, через несколько месяцев их придется обновлять. Кроме того, такое публичное порицание крайне негативно сказывается на лояльности сотрудников и на климате в коллективе. А в случае, если вы сделаете ответственными за опоздания всю команду, существует риск, что весь коллектив будет играть против вас, покрывая друг друга.
5. Бесплатные завтраки незадолго до начала рабочего дня
Если рабочий день начинается в 10:00, можно ввести бесплатные завтраки для сотрудников с 9:00 до 9:45. Это не только простимулирует сотрудников приходить пораньше, но и станет бонусом в соцпакете компании. Есть более скромный по затратам аналог: можно выкладывать в общем доступе бесплатные фрукты, соки и сладкие угощения и убирать их ровно к началу рабочего дня.
Плюсы: это повышает лояльность сотрудников.
Минусы: такой метод может стать для компании дополнительным видом расходов. Всех приходить на завтраки не заставишь, а значит, кто-то может продолжить опаздывать.
6. Премии и грамоты для пунктуальных
В противовес денежным штрафом и переходящим позорным кубкам, можно ввести небольшие поощрительные меры для тех сотрудников, которые приходят вовремя. Поощрение может выражаться в небольшой денежной премии, почетной грамоте, разрешении уходить по пятницам на час раньше, даже в подарочном сертификате на вкусный ужин в хорошем ресторане или в дополнительном отгуле.
Плюсы: хорошо сказывается на климате в коллективе, не сильно затратный метод.
Минус: не поможет в борьбе с вечно опаздывающими.
7. Планерки
В самом начале рабочего дня (или за 10-15 минут до начала) можно проводить десятиминутную встречу с непосредственным руководителем опаздывающего. На встрече можно обсудить рабочие вопросы, предстоящие задачи или текущие договоренности. Такие мини-совещания обычно положительно влияют на мотивацию и укрепляют отношения сотрудника и руководителя.
Плюсы: это не только простимулирует сотрудников не опаздывать, но и поможет всему коллективу лучше спланировать свой рабочий день и сразу настроиться на рабочий лад.
Минусы: такие совещания не всем по душе и руководителю самому важно будет соблюдать дисциплину.
8. Гибкий и индивидуальный график рабочего дня
Если на работу можно прийти в любое время с 08:00 до 11:00, то и конец рабочего дня должен сдвигаться в соответствии с этим ⏤ с 17:00 до 20:00. Такой вариант подходит не для всех компаний, но для обычных офисных сотрудников, как правило, хорошо работает.
Для ценных сотрудников можно разработать индивидуальный график, если у них есть в этом потребность. Помимо снижения количества опозданий, такая практика может простимулировать других сотрудников и новичков лучше работать, чтобы получить те же привилегии.
Плюс: хорошая мотивация.
Минус: метод подойдет только для некоторых видов бизнеса.
9. Корпоративный транспорт и оплата парковки
Если офис находится далеко от общественного транспорта, можно запустить корпоративный автобус от ближайшей остановки/метро до предприятия. Если около офиса есть платные парковки, можно оплачивать их тем сотрудникам, которые приехали за 15-30 минут до начала рабочего дня.
Плюсы и минусы тут примерно как с завтраками: с одной стороны, хорошо работает, но не для всех, и для компании может влететь в копеечку.
Александр Замыслов, генеральный директор компании «Телевизионные технологии»:
«У нас бизнес, связанный с общественными коммуникациями. Сотрудники делятся на две группы: те, у кого график с 9:00 до 18:00, и креативный класс, который ни от кого не зависит и работает по плавающему графику ⏤ кому как удобно. Те, кто работает с контрагентами, банками и организациями, вынуждены придерживаться их расписания. Но это не значит, что мои сотрудники должны приходить к 9:00, если им в 9:00 в этот день делать нечего. Накануне вечером на брифинге мы утверждаем план работ и приоритетность, а дальше уже каждый сам решает, во сколько ему нужно прийти. Мне важно, чтобы в конце дня план работ был выполнен. Учитывать время, проведенное коллегой на рабочем месте, некогда и незачем ⏤ важны результаты. Тем более, что какую-то часть работы можно делать дистанционно. Штрафы могут быть применены для тех, кто систематически не выполняет план работы. Но и они почти не налагаются ⏤ скорее, встает вопрос о расставании с сотрудником. Сначала пытаемся помочь ему с организацией работы, и если это не помогает ⏤ проще расстаться, чем штрафовать и тратить на это ресурсы компании. Нам нужны веселые и радостные сотрудники, а не рабы на галерах. Люди, боящиеся штрафов, ⏤ плохие сотрудники».
Заключение
Соблюдение трудовой дисциплины должно быть частью корпоративной культуры и поддерживаться на всех уровнях, включая владельцев бизнеса ⏤ только тогда получится снизить количество опозданий. Поэтому для начала стоит избавиться от вредного убеждения, что начальство задерживается, а не опаздывает. Если вы сами склонны к опозданиям, вряд ли вам удастся заставить сотрудников приходить вовремя.
Важно бороться не с сотрудниками, а с опозданиями, чтобы избежать лишней конфронтации и проблем с лояльностью коллектива. Самый эффективный метод ⏤ устранение причин опозданий и создание условий для соблюдения трудовой дисциплины.
Прежде чем решать, как бороться с опозданиями сотрудников, можно провести анализ, чьи опоздания критичны, а чьи допустимы. Опоздание продавца или менеджера, который открывает магазин, негативно скажется на деле, а опоздание маркетолога не повлечет таких последствий.