Как написать в резюме что готова обучаться и сменить сферу деятельности
Зачем и как адаптировать резюме под разные вакансии
Создать одно резюме и откликаться им на все вакансии не лучшая стратегия. Особенно если у вас накопился внушительный и разносторонний опыт работы, который занимает несколько страниц. Лучше создавать отдельные резюме под заинтересовавшие вакансии.
Рекрутер получает десятки и сотни откликов на привлекательную вакансию. Просмотр каждого и первичный отсев занимает всего несколько секунд. Если резюме хорошо структурировано и перечисленный в нем опыт внушает доверие — больше шансов, что рекрутер свяжется с кандидатом. Внимательно изучите вакансию, которая вас заинтересовала, и выберите только значимые для этой позиции достижения и функционал.
Резюме с простым перечислением функций и без примеров конкретных результатов вряд ли заинтересует работодателя. Общие формулировки вроде «успешный опыт проектной деятельности» или «работа с клиентами» ничего не скажут рекрутеру об уровне профессиональных навыков кандидата. Он скорее выберет тех, кто описал свой опыт максимально четко и внимательно отнесся к требованиям вакансии. Чтобы повысить свои шансы, можно создавать отдельные резюме под интересные вакансии. Количество резюме, которые вы можете создать на hh.ru, ограничено двадцатью. Поэтому вы можете завести, например, одно базовое резюме, а потом делать его адаптивные варианты под каждую интересующую вас вакансию, постепенно удаляя неактуальные, чтобы общее количество резюме не превысило 20.
Простые шаги, которые помогут упорядочить опыт для конкретного предложения:
Теперь обо всем по порядку.
Одно направление, разный функционал: выделить главное
Вакансии на одинаковые должности у разных компаний могут отличаться функционалом, требованиями или формулировками. Один и тот же навык может быть критически важен для одного работодателя и не обязателен для другого. Учитывайте это, когда составляете резюме.
Внимательно прочитайте вакансию и постарайтесь отметить у себя тот опыт, который лучше всего отражает нужные работодателю знания и умения. Хорошо подкреплять описание функционала конкретными достижениями — например, сколько клиентов удалось привлечь и за какой срок, или как быстро получилось внедрить систему документооборота в компании.
Придирчиво подходите к выбору фактов из своего трудового опыта. Описание стандартных должностных обязанностей заменяйте реальными задачами и показательными результатами. Если претендуете на массовую позицию в крупной компании, то соревноваться придется с сотнями других кандидатов. Помните, что главная задача резюме — привлечь внимание к вам как к специалисту.
«Если мы хотим научиться хорошо рассказывать о своем опыте и получать интересные предложения о работе, то важно развивать умение продавать свои навыки и знания на рынке труда. Не надо пугаться, если у вас мало опыта в презентации себя, это можно наработать с опытом», — говорит эксперт сервиса «Готовое резюме» Юлия Еремеева.
Разные направления и функционал: убрать лишнее
Исключите опыт, который не отвечает запросам работодателя. Если вы на прежнем месте работы совмещали несколько ролей — опишите только ту, которая напрямую относится к интересующей вас вакансии, рекомендует Юлия Еремеева: «Резюме — это не биография, а коммерческое предложение конкретному работодателю. Оно должно отвечать на главные вопросы: что я знаю и умею, в чем мои профессиональные преимущества, которые позволят занять определенную позицию».
Будьте гибкими, не увлекайтесь, удаляя лишнее из резюме. Если функционал из другой сферы будет полезен для решения задач нанимателя — можно о нем упомянуть. Например, пока вы учились в вузе, подрабатывали оператором кол-центра, а сейчас ищете работу по специальности, и вакансия, на которую вы претендуете, предполагает в том числе общение с клиентами. Упомяните про опыт в кол-центре, подчеркнув свои сильные переговорные навыки и отсутствие страха перед стрессовым общением. Это ваша сильная сторона, и она пригодится для многих должностей. У бывших юристов, например, способность самостоятельно оценить правовые риски тоже полезна для многих других сфер деятельности. Даже простое знание внутренней кухни какой-либо узкой отрасли и личные связи в ней сами по себе могут быть ценным багажом, если вы устраиваетесь в той же или смежной отрасли по другой специальности.
Более высокая позиция: делаем ставку на особенности опыта
Расскажите про задачи, которые соответствуют следующей ступени в вашей профессиональной сфере. Если претендуете на управленческую позицию, выбирайте такие функции и показатели, когда от вас требовалась максимальная самостоятельность в принятии решений.
Изучите описание интересной вам вакансии, сравните с предложениями других компаний. Так вы сможете сориентироваться, чего ждут от специалиста более высокого уровня. Даже если сейчас подходящего опыта нет, важно показать — вы понимаете, какие требования есть для этой позиции, и готовы работать, чтобы соответствовать им.
Адаптация резюме под вакансию повышает шансы получить предложение — наниматель видит вашу заинтересованность, он получает только полезную информацию и быстрее принимает решение.
«Рынок изменился — сейчас преимущество на стороне работодателя. Хороших вакансий не так много, а специалистов, которые хотят их занять, часто более чем достаточно. Поэтому тот, кто более ответственно подошел к поиску и максимально точно отразил необходимый опыт работы, с большей вероятностью получает предложение», — говорит эксперт сервиса «Готовое резюме» Юлия Еремеева.
Легко в ученье: подсказки студентам по составлению резюме
Воспользуйтесь конструктором резюме
На hh.ru есть конструктор резюме. Это существенно облегчает жизнь начинающим специалистам. Нужно лишь зарегистрироваться на сайте, а затем вбить ответы на вопросы в соответствующие поля. После того, как вы указали персональные данные, автоматизированная система поинтересуется, имеете ли вы опыт работы. Рассмотрим, как вести себя в обоих случаях.
Опыт работы есть
Укажите компании, в которых вы работали, в обратной хронологии. Например:
Результаты и достижения — вишенка на торте в любом резюме. Поэтому не забудьте в графе «О себе» перечислить то, чего вы добились на прежнем месте работы, будь то увеличение объемов продаж или скачок трафика. Используйте глаголы совершенного вида. Подкрепите результат своих трудовых подвигов цифрами — работодателя необходимо убедить взять именно вас. Помните, что нет такой сферы деятельности, где нельзя было бы поставить акцент на достижениях. Например: курьер может указать среднее число выполняемых за час или за рабочую смену заказов; промоутер — количество привлеченных клиентов. Отлично, если на вашей полке красуется корпоративная награда. Упомяните ее среди достижений, напишите, когда и за что она получена.
Опыта работы нет
Не нужно вздрагивать от грозной фразы, что не все работодатели рассматривают кандидатов без опыта. Во-первых, вы можете указать, что были в армии или проходили обучение. Во-вторых, покопавшись в омутах своей памяти, вы обнаружите немало полезных навыков.
Были старостой класса или группы? Обязательно упомяните этот факт, ведь это говорит о ваших лидерских качествах.
Помогали соседским детям с уроками? Отлично! Значит, вы обладаете опытом репетиторства.
Бесплатно трудились в зооприютах или домах престарелых? Внесите в резюме строчку о волонтерстве, ведь это характеризует вас как человека не только отзывчивого, но и стрессоустойчивого, коммуникабельного и ответственного.
Обязательно перечислите (при их наличии) и такие пункты, как участие в олимпиадах и кейс-чемпионатах, курсы и тренинговые программы, стажировки и дипломные/курсовые проекты, знание иностранных языков. Они выделят вас среди других молодых кандидатов, которые не уделяют внимание самопрезентации.
Как назвать резюме?
Пункт «Желаемая должность» станет заголовком вашего резюме, который работодатель увидит в первую очередь. Вы, конечно, можете в этом поле оставить предложенный системой вариант «Начинающий специалист». Однако лучше уточнить: «Стажер отдела продаж», «Младший инженер», «Помощник повара» и так далее. Это конкретизирует ваши профессиональные предпочтения и повысит конкурентоспособность.
И еще несколько общих правил
Пишите письма. Сопроводительные
Покажите свою заинтересованность работодателю — отправьте сопроводительное письмо в дополнение к резюме.
Не стоит пользоваться общими формулировками из серии «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на вакансию. » или «Я тот специалист, которого вы ищете. ». Оба варианта не демонстрируют ваш интерес к данной компании и не характеризуют вас как профессионала. Скорее, наоборот, указывают на формальный подход. И работодатель может сделать вывод, что это проявится и в работе. Совет один: пишите индивидуальные сопроводительные письма. Откликаясь на конкретную должность, внимательно изучите требования, которые предъявляются к соискателям. В письме кратко подсветите свои качества или знания, которые продемонстрируют работодателю, что вы способны выполнять обязанности, указанные в вакансии.
Кстати, есть работодатели, которые не рассматривают резюме без сопроводительного письма, а некоторые — устраивают соискателям своеобразный тест на внимательность: указывают в описании вакансии кодовое слово, которое необходимо упомянуть в сопроводительном письме или в отклике. Имейте это в виду, иначе все ваши труды исчезнут в Нарнии!
«Бывают такие сопроводительные письма, которые заставляют сразу позвонить кандидату. Поэтому дополнительно указывайте в них свой номер телефона. Контакты вообще должны присутствовать по максимуму: в резюме, письмах, подписях электронных почтовых ящиков». Ирина Святицкая
Как написать сопроводительное письмо к резюме
Без лишней информации и по делу
Каждый раз при отклике на вакансию я прикладываю к резюме сопроводительное письмо.
Кажется, именно оно однажды помогло мне получить приглашение на собеседование. Хотя опыта работы в той должности, на которую я претендовала, у меня не было. Расскажу, что обычно пишут в таких письмах и какие рекомендации по составлению таких писем дают рекрутеры.
Что такое сопроводительное письмо
Сопроводительное, или мотивационное, письмо — это письмо, которое можно приложить к резюме, чтобы объяснить, почему вы подходите на вакантную должность, какую пользу можете принести компании и почему должны выбрать именно вас. Можно сказать, что это рассказ кандидата о себе как о специалисте, но с прицелом на будущее. Если кандидатов на должность много, мотивационное письмо может решить, кого пригласят на собеседование в первую очередь, а кого — во вторую.
В большинстве случаев сопроводительное письмо — это не обязательное условие отклика. Но именно этим оно и ценно — с ним можно выделиться на фоне других кандидатов. Иногда в вакансии прямо указано, что от кандидата ждут такое письмо. Например, есть фраза: «Без сопроводительного письма резюме не рассматриваем». Еще без сопроводительного письма часто невозможно откликнуться на вакансию на специализированном портале. Например, так устроен сайт поиска работы hh.ru. Чтобы откликнуться на вакансию, нужно написать хотя бы пару предложений.
Сопроводительное письмо — это не гарантия, что ваше резюме откроют и прочитают. Но хорошее письмо может заставить потенциального работодателя обратить на вас внимание. Особенно если в вашей сфере высокая конкуренция.
Но есть исключения. Так, писать сопроводительное письмо часто не имеет смысла, если вы претендуете на должность линейного персонала, например продавца или кассира. Как правило, поток откликов на подобные вакансии большой, и рекрутер может не успевать читать письма всех кандидатов. Писать в таком случае письмо или нет — решать вам. Если опыт работы продавцом или кассиром большой, лучше отразить его в резюме. В таком случае можно обойтись формальным коротким письмом.
Цель составления
Основная задача сопроводительного письма — привлечь внимание рекрутера к резюме. Хорошее письмо поможет кандидату выделиться на фоне остальных, особенно если претендентов на одну позицию много и опыт их работы похож. Или наоборот: если все кандидаты без опыта, письмо может сыграть решающую роль.
Сопроводительное письмо позволяет продемонстрировать навыки писательства и то, как человек умеет формулировать мысли. Это важно, если кандидат претендует на должность, для которой нужны навыки работы с текстом. Например, писать сопроводительное письмо всегда стоит копирайтерам, маркетологам и дизайнерам.
Сопроводительное письмо пригодится, если информацию из резюме нужно пояснить. Например, вы решили сменить профессию и не имеете подходящего опыта работы. Тогда в сопроводительном письме нужно объяснить, почему вы решились на перемены и как видите себя в новой сфере.
Плюсы для резюме от сопроводительного письма в том, что таким образом вы показываете работодателю свою заинтересованность в вакансии и рассказываете о себе больше, чем позволяет это сделать резюме.
Требования к письму
Размер. Оптимальный размер сопроводительного письма — это 3—5 небольших абзацев. Письмо не должно занимать больше одной страницы. Лучше — примерно половину. Но письмо должно выглядеть цельным и законченным.
Стиль сопроводительного письма должен быть деловым, но не слишком формальным. Лучше не использовать шаблоны и канцеляризмы — сложные речевые обороты. Например, самое распространенное вводное предложение звучит так: «Прошу вас рассмотреть мое резюме на позицию…» — это шаблон, который уже приелся. Лучше заменить его чем-то похожим. Например, можно написать так: «Хочу работать в компании „Электроник“», или «Меня заинтересовала вакансия менеджера по продажам в вашей компании», или «Хочу стать частью команды „Электроник“, а именно — занять должность юриста».
Структура и содержание
Сопроводительное письмо должно быть построено вокруг преимуществ для работодателя. То есть в нем важно рассказать, что получит компания, если наймет именно этого кандидата.
С чего начать. Поприветствуйте потенциального работодателя и представьтесь. Напишите, на какую вакансию откликаетесь и откуда о ней узнали. Укажите название компании и должность, на которую откликаетесь, так, как они написаны в вакансии. Это покажет то, что вы пишете адресно, то есть в определенную компанию, а не массово рассылаете письма всем работодателям.
Если в вакансии указано имя рекрутера, в сопроводительном письме обратитесь к нему по имени. Рекрутер оценит вашу внимательность. Если отправляете резюме и сопроводительное письмо на специализированном портале, например hh.ru или superjob.ru, писать, откуда узнали о вакансии, не нужно, потому что это и так понятно.
Основная часть. Объясните, почему хотите работать в этой компании и что именно вас привлекает в вакансии. Далее расскажите о своих профессиональных качествах, которые будут полезны компании.
Как соотнести основные требования работодателя и ваш опыт или знания
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Высшее юридическое образование | Хорошо разбираюсь в праве, поскольку окончил юрфак и работал помощником адвоката три года |
Английский язык | Свободно общаюсь на английском и веду деловую переписку, поскольку знаю английский язык на уровне Advanced |
Отличное знание гражданского законодательства РФ | Отлично разбираюсь в гражданском законодательстве — работал помощником юриста по гражданским вопросам пять лет |
Если соответствуете не всем требованиям вакансии, лучше написать об этом прямо и добавить, что планируете с этим делать.
Как писать сопроводительное письмо, если соответствуете не всем требованиям вакансии
В вакансии | В сопроводительном письме |
---|---|
Опыт работы юристом в рекламном агентстве | У меня нет опыта работы юристом в рекламном агентстве, но я знаком с законом о рекламе в теории и готов использовать эти знания в деле |
Опыт разработки юридических документов | Никогда не разрабатывал юридические документы, но хорошо ориентируюсь в законодательстве и знаком с требованиями к делопроизводству |
Объем основной части сопроводительного письма зависит в том числе и от объема вакансии. Например, если требований много, постарайтесь уделить внимание каждому из них и описать, подходите ли вы под них. Если вакансия описана коротко и банально, общими словами, приводите примеры. Например, такое требование, как внимательность, можно подкрепить тем, что за год работы с базой данных вы ни разу не ошиблись при вводе информации. Вашу внимательность может подтвердить рекомендательное письмо от прошлого руководителя.
Заключительная часть. Поблагодарите потенциального работодателя за то, что прочитал ваше письмо до конца. Напишите, что готовы приехать на собеседование, если вы, как кандидат, понравитесь и можете подойти на должность. В конце оставьте свои контакты — имя, телефон и почтовый адрес, по которым работодатель может с вами связаться.
В маркетинге есть понятие «кол ту экшен», или призыв к действию. Это когда в конце рекламного текста пишут, что делать с полученной информацией дальше. Такой прием можно использовать и в сопроводительном письме. Например, в конце призвать потенциального работодателя позвонить вам или пригласить на встречу. Например, написать так: «Звоните — буду рад пообщаться по телефону или на личной встрече».
Ошибки при составлении
Повторение резюме. Сопроводительное письмо не должно дублировать информацию из резюме. Правильно, если оно будет его дополнять. Например, если в резюме указан небольшой опыт работы или есть перерывы в несколько месяцев, в сопроводительном письме можно объяснить, почему так случилось. Например, при недостатке опыта рассказать больше о знаниях и навыках и как они помогут справляться с задачами на новом месте. Если в работе был перерыв, объяснить, чем занимались в это время. Например, повышали квалификацию или получали новую профессию.
Лучше быть честным с работодателем. Если причина длительного перерыва кроется в семейных обстоятельствах или в чем-то личном, напишите пару слов об этом. Изливать душу не нужно, просто коротко объясните, почему вы не работали последнее время. Например, если переехали в новый город — что не работали в последний год из-за переезда, так как обустраивались на новом месте. Или что путешествовали и работали на временном проекте.
Длинный текст о себе. Читать длинные сопроводительные письма сложно, и никто не хочет этим заниматься. Как правило, рекрутеры сканируют письма по диагонали и смотрят отдельные части, на основе которых решают, работать с кандидатом дальше или нет. Более того, у рекрутера может не быть времени вчитываться в длинные письма кандидатов.
Если письмо больше страницы, часть придется удалить, чтобы в итоге остались 3—5 стройных абзацев. Разделяйте сопроводительное письмо на небольшие части, чтобы работодателю было легко быстро по нему пробежаться. В одном абзаце одна мысль. Например, в первом — приветствие и вводная информация по вакансии. Во втором — преимущества кандидата для компании. В третьем — благодарность и контакты.
Личная жизнь. В сопроводительном письме нет места информации о личном. Например, сколько у вас детей или собак, как вы любите проводить выходные или где отдыхали прошлым летом. Текст должен быть посвящен тому, чем вы, как специалист, будете полезны компании.
Опечатки и грамматические ошибки. Меньшее из всех зол, но тем не менее старайтесь их избегать. Прогоните сопроводительное письмо через специальные сервисы проверки на ошибки. Например, через «Текст-ру» или «Орфограммку». Еще можно проверить письмо через сервис «Главред» на чистоту и читаемость.
Не забывайте про оформление сопроводительного письма. Если пишете письмо на специальном сайте поиска работы, достаточно отбить абзацы друг от друга пустой строкой и убедиться, что в тексте нет двойных пробелов. Если оформляете письмо в отдельном документе, используйте выравнивание текста по левому краю, поля и заголовки.
Сопроводительное письмо должно быть аккуратным и приятным на глаз. Таким, чтобы его хотелось прочитать. Советую вычитывать письмо несколько раз, прежде чем отправить потенциальному работодателю, чтобы убедиться, что мысли в нем изложены логично и последовательно, а в тексте нет ошибок.
Я пишу сопроводительное письмо в отдельном гугл-документе. Сначала копирую туда текст вакансии, затем выбираю требования к кандидату и пишу под каждым из них то, как мои навыки и опыт соотносятся с требованиями работодателя. Затем несколько раз читаю письмо вслух, чтобы убедиться, что оно написано простым языком, исправляю ошибки и опечатки. Затем копирую письмо куда нужно, например в специальное поле на hh.ru, и отправляю работодателю.
Почему нужно писать сопроводительное письмо
Хотя примерно половина работодателей не читает сопроводительные письма, писать их все-таки стоит.
Сопроводительное письмо — это шанс отстроиться от других кандидатов с похожими на ваше резюме. Основная цель сопроводительного письма — убедить рекрутера открыть и прочитать ваше резюме. То, что вы потратили время и написали такое письмо, говорит о ваших серьезных намерениях в качестве кандидата.
Если вы отправляете резюме по собственной инициативе, например потому, что давно хотите работать в этой компании, без сопроводительного письма этого точно делать не стоит.
В каких случаях еще необходимо писать сопроводительные письма:
Объем сопроводительного письма не должен превышать половины страницы А4. Исключение для тех, кто претендует на высокие позиции. В таких случаях допустим и даже необходим объем на страницу А4.
Резюме фокусируется на прошлом и настоящем. Сопроводительное письмо направлено на будущее. Расскажите специалисту по подбору персонала, какую пользу вы можете принести компании в будущем и почему они должны выбрать именно вас.
Рекомендации по улучшению
Сопроводительное письмо должно быть адресным, то есть обращаться к конкретному работодателю. Например, при отклике на вакансию юриста в письме стоит написать, в какой именно компании хотите работать. У работодателя не должно создаться ощущение, что вы рассылаете одно и то же письмо всем компаниям, в которых есть похожие должности.
Не оценивайте результаты своей работы, а приводите конкретные доказательства и результаты. Например, конкретные цифры, если это возможно.
Как заполнить резюме на Портале «Работа в России»
Пошаговая инструкция «Как заполнить резюме на портале «Работа в России»»:
1. Заполните основную информацию (ФИО, возраст, фотография, желаемую заработную плату, сферу деятельности, желаемая должность).
— Четко сформулируйте желаемую должность. От этого зависит судьба вашего резюме. Не используйте такие варианты, как «любая должность» или «специалист», поскольку эти формулировки не дадут работодателю представления о том, чего вы хотите. Работодатель не будет тратить своё время на обдумывание того, что вам предложить. Не указана конкретная должность — резюме отправится в корзину.
— Заранее определитесь с зарплатой. В поле «Зарплата» лучше указывать конкретную денежную сумму, на которую вы претендуете. Избегайте вариантов вроде «19 991 руб.» — это не привлечёт внимание работодателя, а, напротив, вызовет непонимание.
— Дополните резюме свежей фотографией. Резюме с фото в списке остальных резюме привлекает внимание, так как изначально оно ярче. Лучше сделайте профессиональный снимок. На фото должен быть изображён только один человек — вы. При этом должно быть чётко видно ваше лицо. Помните: резюме с фотографиями, изображающими соискателя без одежды (частично или полностью), к рассмотрению не принимаются!
2. Заполните пожелания к вакансии. Обязательно указать график работы и тип занятости. Также можно указать готовность к переобучению, переезду и командировкам.
3. В контактной информации заполните место жительства, телефон и обязательно адрес электронной почты.
4. Заполните историю трудовой деятельности.
— Лучше всего представить последовательность перехода с одной должности на другую в обратном порядке (начинайте с последнего). Указывайте даты с точностью до месяца. Не указывайте слишком много мест работы. Акцентируйте внимание работодателя на том опыте, который соответствует Вашей теперешней цели. Не забудьте описать свои профессиональные достижения, если такие есть.
5. Укажите образование. Заполните все поля. Укажите годы начала и окончания учебы, полное название учебного заведения, полученную специальность.
6. При наличии укажите «Курсы и движения», «Свидетельства и сертификаты», «Дополнительное образование».
7. Выберите «Владение языками».
8. Отметьте социальное положение. Укажите семейное положение и наличие детей.
9. В иных документах при наличии укажите водительское удостоверение и медицинскую книжку.
10. В рекомендациях следует заполнить ФИО, должность и телефон человека, который может порекомендовать Вас как грамотного специалиста.
11. Опишите свои личные и профессиональные качества.
— Почему-то многие соискатели путают навыки и личные качества. Если первое очень важно для работодателя, так как является результатом опыта кандидата, то второе – зачастую абстрактный и самый неудачно заполненный пункт резюме. Добавлять себе «стрессоустойчивости» и «коммуникабельности» нет никакого смысла: лучше укажите ваши реальные рабочие навыки и конкретные результаты труда.
— Проверьте резюме на орфографические ошибки. В резюме не должно быть грамматических ошибок и опечаток — это производит крайне негативное впечатление на работодателя.
Помните главное: корректное резюме позволит Вам избежать возврата заявления на доработку.