Как научиться чему угодно
Как быстро научиться чему угодно: 6 главных правил
Ученые много лет изучают, как ускорить усвоение новых знаний. Несколько советов на эту тему вывел Шон Ким, автор Entrepreneur.
Ученые много лет изучают, как ускорить усвоение новых знаний. Несколько советов на эту тему вывел Шон Ким, автор Entrepreneur.
Как было бы здорово знать испанский три года назад… Как здорово было бы понимать в инвестировании, когда мне было только двадцать лет…
Многие из нас хотели бы уметь гораздо больше, чем позволяет нам время. А поскольку в онлайне полно информации, нам хочется все время осваивать что-то новое. И значит, единственная переменная, которую мы в состоянии контролировать — это время, которое мы тратим на обучение.
Ученые уже много лет изучают, как ускорить усвоение новых знаний. Вот самые фундаментальные из этих правил, которые помогут быстро изучить что угодно, от нового языка до деловых навыков или игры на музыкальных инструментах.
1. Не изобретайте велосипед
Когда нам предстоит освоить что-то новое, мы часто пытаемся сделать это в одиночку и недооцениваем, сколько времени и усилий можно сэкономить, если попросить о помощи человека, уже изучившего эту тему или навык. Вспомните, как вы сами изучали что-то. Сначала было трудно, но через несколько лет или даже месяцев вы понимаете, что делали не так, и можете посоветовать другу избежать таких ошибок. Поэтому консультируйтесь с ведущими специалистами в нужной вам области и используйте тот путь, которым они шли к успеху. И не обязательно советоваться лично — если у вас нет подходящих знакомых, читайте книги, блоги, смотрите видео в сети. «Хорошие художники копируют, — говорил Пабло Пикассо. — Великие художники воруют».
2. Расчлените навык
Это еще один лайфхак в плане обучения. Разделите нужный вам навык на самые фундаментальные части. Выберите из них самое важное — чему нужно научиться в первую очередь. Как мы помним из принципа Парето, 80 процентов результатов достигаются благодаря 20 процентам усилий. И это можно применить в любой области — в бизнесе, в оценке персонала, в оценке счастья или качества турпоездок.
Такой подход позволяет понять, что успех в любой области жизни — в том числе в обучении — на самом деле зависит от нескольких конкретных вещей. Соответственно, наша задача — выделить те 20%, которые дадут нам 80% результата. Эксперты по скоростному обучению уже взяли этот прием на вооружение. Например, Джош Кауфман в своем выступлении на конференции TED говорит, что вовсе не нужно учиться 10 тысяч часов, чтобы освоить какой-то навык. Лучше сделать упор на первые 20 часов и выучить самые важные базовые составляющие нужного ремесла, которые позволяют уложиться в такое время. Исследования в области моторных и когнитивных навыков показывают, что первые несколько часов обучения всегда приносят самые радикальные успехи.
3. Откажитесь от многозадачности
Мы проверяем почту каждые десять минут, все время заглядываем в ленту Instagram или часто делаем перерывы, чтобы поболтать с коллегами. Это одно из главных препятствий для быстрого обучения.
Подумайте о своем компьютере. Когда у вас в браузере открыто 20-30 разных вкладок, он начинает притормаживать, и новые действия отнимают все больше времени. Исследования показали, что когда мы отвлекаемся, нужно в среднем 25 минут, чтобы снова сосредоточиться на задаче. А при этом, как показывает одно исследование Калифорнийского университета, средний работник прилагает усилия лишь 11 минут — и затем начинает отвлекаться.
Это касается и долгосрочной концентрации. Многие из нас не способны потратить 6-12 (а то и больше) месяцев на освоение нового навыка из-за постоянно появляющихся новых проектов, идей или хобби. И когда мы решаем переключиться на что-то еще, гораздо труднее найти в себе прежний интерес и мотивацию, чтобы вернуться к предыдущему навыку.
Поэтому, как только вы «вычленили» базовые элементы навыка, которые дадут вам максимальный результат, фокусируйтесь только на их совершенствовании и не беритесь за освоение каких бы то ни было других новых предметов, пока не овладеете ими.
4. Повторяйте, повторяйте, повторяйте
Это вызывает больше всего трудностей у большинства людей. Многие из нас не хотят и слышать о том, что быстрое обучение чему-то требует практики. Оно требует регулярности и настойчивости в репетиции одного и того же навыка снова и снова, до той стадии, пока вы не начинаете делать это подсознательно, не задумываясь. Ведущие специалисты во многих областях действуют именно так, но мало говорят об этом, потому что делать упор на повторение — это как-то невесело. Но именно такая практика обеспечивает мастерское владение навыками, а вовсе не какие-то врожденные таланты.
5. Добивайтесь обратной связи — и немедленно
В 1960 году, когда «Битлз» были еще никому не известным школьным ансамблем, они поехали в Гамбург и играли там в местных клубах. Платили там мало. Звук был ужасный. Аудитории было на них плевать. Так что же «Битлз» получили благодаря Гамбургу? Многочасовые концерты нон-стоп, практика и немедленная обратная связь, которая вынуждала их становиться все лучше и лучше. Это одна из ключевых составляющих успеха «Битлз», писал Малкольм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры». Они практиковались не просто ради практики — они стремились играть перед аудиторией, которая сразу выдаст им свою критику и свое мнение. И чем лучше они играли, тем больше возможностей они получали для такого фидбека.
В 1962 году они играли по восемь часов за вечер семь дней в неделю. К 1964-му, когда они стали международными звездами, «Битлз» отыграли вместе уже больше 1200 концертов. Сегодня большинство групп за всю свою жизнь не успевают сыграть 1200 раз.
6. Рассчитывайте на длинную дистанцию
К сожалению, большинство из нас бросают новые проекты во время того, что Сет Годин называет «спадом», или даже до того. Годин говорит, что хотя в некоторых случаях важно вовремя закончить проект, многие потенциальные победители не добиваются успеха лишь потому, что они бросают его слишком рано. Вот как это происходит:
— у вас кончается время (и вы бросаете);
— у вас кончаются деньги (и вы бросаете);
— вам становится страшно (и вы бросаете);
— вы несерьезно к этому относитесь (и вы бросаете);
— вы теряете интерес (и бросаете).
Психологи также описывают «цикл перехода»: это цикл, который мы проходим во время перемен или каких-то новых событий. Сначала мы испытываем эйфорию от новизны. Именно поэтому мы так подсаживаемся на уведомления из соцсетей, потому что каждый раз происходит выброс дофамина. Но как только эта фаза «медового месяца» заканчивается, мы наталкиваемся на «спад», наш прогресс начинает тормозить. Вот тогда большинство из нас и бросают новое дело. Это очень важно: если вы можете предвидеть заранее этот спад, когда осваиваете что-то новое, с ним гораздо легче бороться. И еще важнее вот что: те, кто достаточно упорен, чтобы преодолеть спад, в состоянии оседлать новую волну, которая ждет на той стороне.
Итак, главные правила:
— Повторяйте за экспертами, не изобретайте велосипед.
— Выделите элементы навыка, которые приносят 80% успеха.
— Забудьте о многозадачности.
— Репетируйте, репетируйте, репетируйте! И ищите обратную связь.
— Играйте вдолгую и помните о спаде.
Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Как научиться чему угодно за 20 часов
Американский бизнес-тренер Джош Кауфман за год освоил шесть новых навыков: изучил программирование и написал две программы на Ruby, переучился слепой печати с одной раскладки на другую, начал заниматься йогой, научился играть в «китайские шахматы» го и на гавайской гитаре, и освоил виндсёрфинг. Об этом он написал книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно». Рассказываю, почему эту книгу стоит прочитать.
Каждый человек может научиться чему угодно: разговаривать по-японски, программировать на Swift или рисовать портреты. Для этого нужен не талант, как думают многие, а тренировки и постоянная практика. В книге Джош Кауфман рассказывает, как натренировать любой навык за 20 часов.
Мозг человека пластичен и способен усваивать новые умения путём постоянных повторений. Как ребёнок, который учится ходить и говорить, взрослый человек может научиться, с нуля, ходить на лыжах или вязать крючком. Главное — правильно построить процесс обучения.
Кауфман сформулировал десять принципов быстрого приобретения навыка и десять принципов эффективного обучения. Получился подробный план тренировок. Я сократил этот список до восьми пунктов — выбросил очевидное, объединил похожее. Смысл остался неизменным.
Допустим, вы хотите научиться верстать сайты. Вот как будет выглядеть план.
Автор на собственном примере доказывает, что да. Самому методу он уделяет 55 страниц из трёхсот. Дальше Кауфман рассказывает, как писал программы, учился играть на гитаре за 10 дней, и сколько наглотался воды, пока научился не падать с доски для виндсёрфинга.
Я проникся книгой и решил проверить прочитанное на себе. Давно хотел научиться скорочтению — этим и займусь. Для самоконтроля завёл в Телеграме канал, чтобы вести дневник обучения. Посмотрим, что получится.
А как вы считаете, реально научиться чему-нибудь за такой короткий срок? Может есть подобный опыт? Напишите в комментариях.
«научиться чему угодно» можно буквально за 20 минут. но вот стать компетентным в чем-либо нужна вся жизнь (сори за патетику)
Про это тоже есть в книге. Для достижения высокого уровня мастерства необходимы длительные тренировки на протяжении нескольких лет. Но Кауфман говорит о приобретении навыков для получения удовольствия или решения каких-то прикладных задач для жизни. Понятно, что за 20 часов не стать программистом, но он, например, написал две программы, которые ему нужны были для решения определённой проблемы.
Я вот, например, кроме скорочтения, хочу освоить Фотошоп. Но не для профессиональных задач, а чтобы делать иллюстрации для бложика. Для этого 20 часов будет как раз)
Это как рыбак-теоретик. Знает о рыбе все, но ни разу её не ловил)
Почему теоретик? Теории — только пятая часть книги. Всё остальное — как он применял на практике.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Наверное, этот успешный человек посмотрел не один семинар Тони Робинса! Ахахаха
Наверно, вы не стали читать дальше слов «бизнес-тренер» 😉
Отчего же, прочитал, но не смог удержаться.
Понимаю. Но согласитесь, между ними нет ничего общего.
Это почему нельзя учиться рисовать баннеры и верстать? С таким подходом я бы в ВУЗе один матанализ учил 4 года, еще лет 20 остальные предметы
Не совсем правильное сравнение. В вузе дают знания. А автор разделяет получение знаний и тренировку навыка. Для овладения навыком нужны регулярные интенсивные занятия. При совмещении результаты будут хуже. Про это есть в книге.
А вот мне интересен пример с языками. Автор выучил 6 языков, и один из них немецкий. Что это значит? Автор понимает устную речь? Говорит? Говорит и пишет? Может проспрягать 10 наиболее часто употребляемых немецких глаголов? Читает Шпигель? Может написать эссе на тему «Творчество раннего Баха в понимании Фрейда»?
В книге ничего не сказано про языки.
Кстати, автор очень невыгодно вложился в программирвоание. Он не выучил Питон, а написал 2 программы за 20 часов. Скорее всего, эти программы примитивные. При этом можно было бы заплатить проф. программисту за 10 часов и получить тот же (если не лучший) результат минус примитивное знание Питона но плюс 10 часов жизни.
Зато он освоил навык, который может пригодится в жизни.
5 мощных стратегий, которые позволят обучиться чему угодно
Каждый из нас может учиться быстрее и эффективнее, и есть несколько простых инструментов, которые могут помочь тебе в этом. Если ты включишь эти стратегии в процесс обучения, они положительно повлияют на твои способности.
Вот 5 мощных стратегий для ускорения процесса обучения:
1. Метод удара часов
Когда дело доходит до изучения чего-то нового, метод удара часов – это та самая стратегия, которая позволит тебе освоить любой навык или запомнить необходимую информацию максимально быстро. Метод удара часов заключается в знании, что количество часов в процессе обучения не имеет значения, но ты должен выбрать, какой стиль обучения даст тебе лучшие результаты.
Например, два человека ехали из пункта А в пункт Б. Неважно, насколько опытным является первый водитель. Если он водит избитый пикап, а у второго водителя есть Ferrari, то первый водитель проиграет.
Твой стиль обучения — это транспортное средство, которое может привезти тебя туда, куда ты хочешь добраться. Что бы ты не хотел выучить или освоить, тебе на выбор даются десятки, а то и сотни различных общедоступных методов и «экспертов». Это означает, что тебе нужно потратить больше времени на то, чтобы понять, у кого ты собираешься учиться, каков авторитет твоего «учителя» и соответствует ли он твоему стилю обучения.
2. Правило 80/20
Ты, вероятно, слышал о законе Парето. Это концепция, разработанная итальянским экономистом Вильфредо Парето, которая объясняет, что 80% желаемых результатов будут получены только из 20% твоих усилий. Хотя точное соотношение варьируется от ситуации к ситуации, ты все равно можешь обнаружить, что:
20% людей в твоей жизни приведут к 80% твоего счастья;
20% твоих клиентов будут управлять 80% твоих продаж;
20% твоих методов обучения приведут к 80% твоих результатов.
Когда дело доходит до обучения, создается впечатление, что мы так много не знаем, поэтому тебе буквально приходится перепрыгивать с одной темы на другую в попытках объять необъятное. Это приведет только к потере времени. То, что ты должен сделать, — это сосредоточиться на одной или двух вещах, которые помогут тебе достичь желаемых результатов.
Если ты учишь английский, чтобы иметь возможность путешествовать, вместо того, чтобы учиться писать или читать по-английски, ты должен научиться говорить на этом языке. Или вместо того, чтобы пытаться угодить недовольному клиенту, который платит тебе 500 рублей в месяц, ты должен уделять больше внимания клиенту, который платит тебе по 10 тысяч рублей в месяц.
3. Метод мгновенной практики
Погружение — лучший способ чему-нибудь научиться. Как показывают исследования, люди сохраняют в памяти:
5% того, что они узнают из лекции;
10% того, что они узнают из чтения;
20% того, что они узнают из аудио-видео;
30% того, что они узнают, когда они видят презентацию или смотрят на процесс работы;
50% того, что они узнают, когда участвуют в групповом обсуждении;
75% того, что они изучают, когда практикуют то, что узнали;
90% того, что они узнают, когда они используют полученные знания немедленно.
Вспомни, как ты научился играть в баскетбол, кататься на велосипеде или плавать. Вместо того чтобы смотреть обучающие видео или читать учебники о том, как что-то делать, самый действенный способ учиться быстрее — это начать действовать немедленно и набраться опыта на своих ошибках.
4. Метод наставника
Люди, выступающие на самых высоких уровнях, имеют одну общую черту — у них есть тренер. Есть 5 причин, по которым ты можешь бросить процесс обучения:
тебе не хватает времени;
у тебя кончились деньги;
ты несерьезно относишься к обучению;
ты теряешь интерес.
Наличие тренера (наставника/учителя) позволяет тебе видеть слепые пятна, которые не замечал раньше, и облегчает проход через трудные времена, которые неизбежно наступают, когда ты узнаешь что-то новое.
Наставником может быть не только профессиональный тренер или эксперт в определенной области. Можешь попросить своих друзей или родных выступить в роли человека, который будет контролировать ход твоего обучения и твои результаты.
5. Метод постепенного вливания в процесс
Выполнение работы часто является самой трудной вещью для большинства людей. Распространенная ошибка, которую делают люди, когда они узнают что-то новое, — это сосредотачиваются на производительности, а не на самом процессе. Трудно увидеть какие-либо последовательные результаты, пока ты не проделал значительную работу заранее.
Для писателей и журналистов это сидеть и писать 500 слов в день, как бы плохо это ни получалось. Для спортсменов это просыпаться каждое утро и тренироваться, независимо от того, насколько уставшим и болезненным ты себя чувствуешь. Для изучающих иностранный язык это заставлять себя говорить на чужом языке каждый день, независимо от того, сколько ошибок ты совершаешь или насколько неудобно ты себя чувствуешь.
Как научиться чему угодно: две модели приобретения навыка
Принципы обучения и тренировки, которые помогут вам быстрее освоить нужные навыки, определить свой уровень мастерства и меньше нервничать по пустякам.
Наука о том, как учиться новым вещам, могла бы стать одной из главных прикладных дисциплин современности. Каждый из нас на протяжении жизни осваивает множество навыков и умений. Какими бы разными эти навыки ни были — от приготовления торта и поиска в Google до исполнения сонат Бетховена и написания научных статей — в их основе лежит набор общих принципов. Понимание этих принципов сделало бы обучение более понятным и безболезненным процессом.
Читайте также :
Психология приближается к формулировке этих принципов с самого своего основания. Кривая Эббингауза, которая показывает, с какой скоростью забывается новый материал, была открыта ещё в 1885 году в качестве одной из первых таких закономерностей. Сегодня же мы знаем о механизмах обучения намного больше, хотя и всё равно недостаточно.
Правда, они не дадут вам самого главного — регулярной и осознанной практики. Эту часть работы придётся проделать вам самим.
1. Главные принципы обучения и тренировки: как научиться чему угодно всего за 20 часов
В своей книге «Первые 20 часов» Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA», предлагает модель обучения, с помощью которой можно освоить любой навык всего лишь за 20 часов сосредоточенной практики. Если вам приходится выкраивать часы и минуты в своём рабочем графике, а вы хотите не только оставлять время на отдых, но и учиться чему-то новому, эта модель может оказаться для вас полезной.
Чтобы обучение каждый раз не казалось вам хаосом невнятных впечатлений, в приобретении любого навыка можно выделить 4 основных этапа:
Разбить этот навык на мелкие элементы;
Последовательно изучить каждый из этих элементов;
Устранить все препятствия и отвлечения, мешающие занятиям;
Регулярно заниматься тренировкой основных элементов навыка.
Если вы хотите научиться играть на гитаре или заниматься йогой, вряд ли стоит сразу пытаться изображать джазовые импровизации или садиться в позу лотоса. Начните с базового расположения рук, отыгрывания простых гамм и аккордов. Выберите конкретное произведение, которые вы хотите научиться играть за ближайшие 20 дней и занимайтесь каждый день по 1 часу. Но для начала будет полезно познакомиться с литературой: теоретические знания важны, поскольку позволяют приобретать и исправлять наши представления о практике.
Существует убеждение, что хорошее владение любым навыком требует долгих лет сосредоточенной практики. Чему вообще можно научиться за каких-то 20 часов, если профессионалы набирают нужный опыт всю свою жизнь? Действительно, чтобы стать экспертом в какой-то области, вам понадобится гораздо больше времени. Многие исследования, проведённые в самых разных профессиональных сферах — от шахматистов и музыкантов до врачей и научных работников — показывают, что настоящими специалистами становятся только спустя около 10 тысяч часов сосредоточенной практики, а это около 6 лет занятий по 5 часов в день.
Да и это слишком благоприятный прогноз. То, что психолог Андерс Эрикссон назвал «осознанной практикой» (deliberate practice) требует огромной концентрации усилий. Музыканты, к примеру, могут заниматься действительно осознанной практикой всего около получаса в сутки. Этот формат занятий предполагает, что вы полностью сосредоточены на том, что делаете и получаете обратную связь от своих действий — то есть можете видеть, что у вас получается хорошо, а что не очень. Это вовсе не лёгкое дело.
Читайте также :
В книге Кауфмана есть два основных списка. Вот первый из них, в котором описываются главные принципы быстрого приобретения навыка:
Выберите привлекательный проект.
Сосредоточьтесь на каком-то одном навыке.
Определите целевой уровень мастерства.
Разбейте навык на элементы.
Приготовьте всё необходимое для занятий.
Устраните препятствия для занятий.
Выделите специальное время для занятий.
Создайте быстрые петли обратной связи.
Занимайтесь по расписанию, короткими интенсивными интервалами.
Уделяйте внимание количеству и скорости.
Каждый из этих принципов может иметь решающее значение. Не выбрав нужный уровень мастерства или интересный для вас проект, вы рискуете бесцельно потратить своё время, не научившись ничему конкретному. Без регулярных занятий вы будете вынуждены то и дело возвращаться к основам. Без обратной связи вы не сможете корректировать и улучшать свои действия. И так далее, и так далее.
Второй список — это список принципов эффективного обучения, который тоже состоит из 10 пунктов. Обучение отличается от практики, но оно не менее важно. Прежде чем приступить к самой практике, полезно будет поберечь свои усилия и произвести предварительную разведку. Так вы сможете узнать, как люди справлялись с теми же проблемами до вас, сэкономите своё время и дадите себе меньше поводов опускать руки от отчаяния, когда что-то будет не получаться. Вот этот список:
Изучите навык, о котором идет речь, и связанные с ним области.
Признайте, что вы ничего не понимаете.
Определите ментальные модели и мысленные зацепки.
Представьте результат, противоположный желаемому.
Поговорите с людьми, которые этим занимаются, чтобы знать, что вас ожидает.
Устраните из своего окружения всё, что вас отвлекает.
Для запоминания используйте интервальные повторения и закрепление.
Создайте поддерживающие структуры (т.е. шаблоны, по которым строится каждое занятие) и контрольные списки.
Сформулируйте и уточните прогнозы.
Уважайте свой организм.
Ментальные модели — это способы оперировать теми проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в какой-либо специфической области. Учёный будет мыслить терминами и концепциями, программист — переменными и алгоритмами, музыкант — нотными интервалами и партитурами. Освоение любого навыка часто требует освоения целого отдельного языка. Даже если в этом деле вы не продвинетесь дальше уровня трёхлетнего ребёнка, это уже будет большой прогресс.
Если вы уже занимаетесь отрабатыванием какого-то навыка, эти принципы, скорее всего, будут для вас интуитивно понятными. Но понимание приходит только тогда, когда сталкиваешься с ошибками. Этот список нужен именно для того, чтобы уберечься от чрезмерного количества таких ошибок, которые в конечном счёте могут отбить всякое желание учиться.
Кауфман описывает, как два десятка этих принципов делают даже самое, на первый взгляд, сложное занятие вполне осуществимым. И в этом нет никакой тайны:
Просто каждый день я выделял около часа на занятия избранным делом, но эти занятия были разумными. Навыки, поначалу казавшиеся абсолютной загадкой, через несколько дней или даже часов становились понятными. Каждый навык требовал небольшой теоретической подготовки, а также около 20 часов сфокусированной, намеренной практики.
2. От новичка до эксперта: шесть ступеней мастерства
Одна из самых известных моделей приобретения навыка была разработана в начале 1980-х годов братьями Стюартом и Хьюбертом Дрейфус из университета Калифорнии в Беркли. Эта модель, впервые описанная в статье «Пятиступенчатая модель умственной деятельности, задействованной в целенаправленном приобретении навыков», и сегодня часто встречается в научной и научно-популярной литературе.
Согласно дополненной модели Дрейфуса, освоение любого навыка делится на шесть этапов:
Новичок всегда следует правилам — для него они обладают статусом непреложного закона. Когда начинаешь осваивать новый навык, правила очень важны: только с их помощью можно хоть как-то сориентироваться в материале и получить необходимый опыт. Кроме того, во многих случаях правил вполне достаточно. Необязательно быть кулинаром, чтобы приготовить сносный торт и порадовать родных — достаточно прочитать рецепт и чётко следовать инструкции.
Читайте также :
Для продолжающего правила уже ситуативны: в одной ситуации годится одно, в другой лучше использовать другое. Продолжающий умеет делать не один торт, а несколько, и он не станет готовить ванильный торт так же, как шоколадный. Это уже хороший шаг в сторону компетентности.
Компетентный видит не столько правила, сколько лежащие в их основе принципы и модели. Он начинает больше полагаться на собственные представления и опыт, а не на набор инструкций. На этом уровне вы действуете более свободно и можете гибко подстраиваться под ситуацию. Здесь уже начинается зона личной ответственности за результат — зона, которой многие так и не достигают.
Специалист идёт по этому пути дальше и немного в другую сторону. Его действия уже в меньшей степени основываются на принципах, и в большей — на чувстве интуиции. Специалист догадывается, как нужно поступить в нужный момент, и его выбор часто оказывается верным. На месте множества разрозненных частей начинает проступать единое целое, «расчёт и рациональный анализ будто тают на глазах».
Эксперт в своём поле действует ещё более интуитивно: он просто делает — и оно работает. Если его спросят, почему он принял то или иное решение, ему может быть трудно сформулировать ответ — настолько очевидным он кажется. Причём это будет не самонадеянность, которая чаще встречается на уровне новичка, а именно глубокое владение навыком, освоенным почти на уровне рефлекса. Для этого необходимо много дней и месяцев практики: опыт эксперта «настолько велик, что каждая конкретная ситуация незамедлительно диктует ему на интуитивном уровне требуемые действия».
Мастер — это эксперт, который работает на высшем уровне своих возможностей. Он не только интуитивно знает, что и как нужно делать, но и делает это в собственном стиле. Каждого мастера отличает глубокая индивидуальность. До этого этапа уже мало кто доходит. Каждый мастер обычно является знаменитостью и заметным авторитетом в своём деле. Если вы увидите мастера, то, скорее всего, сразу это поймёте: это человек, полностью погружённый в свою работу.
Надо сказать, что границы между этими уровнями подвижные — между ними нет чёткой градации. Кроме того, продвижение вверх по этой лестнице не всегда означает что-то хорошее. К примеру, эксперт далеко не всегда будет хорошим учителем, а человек, находящийся на предыдущей ступени, может чувствовать себя в этой роли более комфортно.
Читайте также :
Модель Дрейфуса была создана на материале исследования авиапилотов и шахматистов и имеет в своей основе некоторые философские предпосылки, связанные с феноменологией (один из братьев Дрейфус позднее даже стал автором известной монографии о творчестве Хайдеггера). Отсюда следуют её наиболее существенные ограничения: слишком большое внимание уделяется интуиции, и слишком малое — осознанному совершенствованию.
Как показали более поздние работы психологов-бихевиористов — в первую очередь, нобелевского лауреата Даниела Канемана, автора знаменитой книги «Думай медленно… решай быстро» — интуиция применима там, где есть устойчивые правила и закономерности. Она важна для врачей, шахматистов или водителей такси, но не для биржевых аналитиков. Когда контекст становится непредсказуемым или слишком сложным, лучше отказаться от интуиции и использовать чёткие алгоритмы. Увы, человеческие способности не безграничны. Каким бы опытом вы ни обладали, ошибки всё равно совершать придётся.
Две модели приобретения навыка, которые мы описали в этом материале, хорошо дополняют друг друга. Джош Кауфман предложил доступные и чёткие принципы, которые облегчают обучение и делают регулярные тренировки более эффективными. Если держать под рукой эту модель, быстрое приобретение нового навыка перестанет казаться таким уж сложным и пугающим занятием.
Модель Дрейфуса позволяет посмотреть на это с другой стороны. Она поможет определить, на каком уровне мастерства вы сейчас находитесь и что вам потребуется для дальнейших шагов. Конкретных советов она не даёт, зато подсказывает возможные перспективы и сбивает излишнюю самоуверенность. Прежде чем называть себя компетентным специалистом в какой-либо сфере, полезно было бы задуматься, что это означает.