Как научиться понимать музыку с чего начать классическую
Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко
Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.
Фото белгородской филармонии
Зачем мне это нужно?
— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.
Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.
Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.
Как выбрать музыку?
— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.
Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.
Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.
Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.
Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.
Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии
На что обращать внимание?
— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!
Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.
На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.
Мне всё равно не понятно
— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.
Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.
Книги
— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».
Передачи и лекции
— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!
Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.
Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Что не стоит делать?
— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.
Разбираемся в классической музыке: как начать ее слушать и даже полюбить
Постоянные посетители концертов в Мемориальном доме-музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классики небольшой лекцией, на которой объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru начинает публиковать серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике. Первый выпуск посвящен самому сложному — с чего начать свой путь к серьезной музыке.
Нужно ли готовиться к походу на концерт?
— Прежде чем начать слушать классическое произведение, можно обратиться к бэкграунду — узнать, на фоне каких исторических событий была написана эта музыка, что в этот момент происходило в жизни композитора. По моему мнению, так ее будет легче воспринимать. Лучше не ждать, что понимание придет само. Наоборот, это требует определенной подготовки, вложений. Ничего страшного, если сначала сложно отличить музыкальные стили. Это все нарабатывается — было бы желание.
Мы с моими коллегами — музыкантами и художниками из «Школы / Škola crew» — занимаемся таким ликбезом. Перед концертами я даю слушателям базовые знания: рассказываю о композиторе, жанре, истории создания. Но бывает и наоборот, когда слушателю проще сначала познакомиться с произведением, а потом уже узнать все остальное о нем.
Можно ли притвориться, что разбираешься в классике?
— Конечно! Наденьте свой лучший костюм, идите в филармонию, займите свое место, сделайте лицо построже и постарайтесь примерно 120 минут (с перерывом) не выдавать, что вам скучно.
Главное правило — никогда не аплодируйте первым. Аплодируйте, когда все остальные это делают, но ни в коем случае не между частями произведений — это моветон (самое смешное, что никто из сидящих в зале на самом деле не знает, почему нельзя это делать). Так вы точно сойдете за знатока, и никто не заподозрит, что вы чего-то не понимаете.
А если серьезно — зачем притворяться? Просто получайте удовольствие от того, что слушаете.
На концерте интересно, но почему-то клонит в сон. Это плохо?
— Нет. Неподготовленному зрителю действительно очень сложно высидеть весь концерт, сконцентрировавшись исключительно на музыке. Поэтому в команде «Школа/Škola Crew» есть художники, которые к каждому концерту готовят анимированные проекции. Перед этим мы вместе разбираем произведения — изучаем историю их создания, биографии авторов, выделяем смысловые части.
С произведений какого композитора лучше начать?
— Здесь единого рецепта нет. Для того чтобы понять, что вам по душе, нужно послушать произведения разных композиторов. Кто-то лучше воспринимает Моцарта, кто-то — Чайковского, а кто-то — Дебюсси. Одно можно сказать с уверенностью: если вы не начнете слушать музыку, то вы никогда не узнаете, кто вам больше нравится.
Можно попробовать подступиться с другой стороны: начать слушать современных композиторов, с которыми нас разделяют не века, а годы. Но вот мой совет: постарайтесь дослушать произведение до конца.
Что лучше — живой концерт или хорошая запись?
— Разница, конечно, есть, но одно не исключает другого. Если вам комфортнее слушать музыку дома — пожалуйста. Но на концерте больше шансов установить прямой контакт с исполнителем, оказаться с ним на одной волне. Музыка влияет на вас именно в ту самую секунду, именно в то время, когда исполняется. И вы не просто слушатель, а соучастник. Бывает, что во время выступления у исполнителя возникает особое вдохновение, которого не было во время записи.
Как начать разбираться в классической музыке The Village выбрал семь методов, которые позволят любому желающему погрузиться в мир академической музыки
До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.
Главное — знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным. После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать — дома, по дороге на работу и в лифте — и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным. Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик.
Метод № 1: последовательный
Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой — слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.
Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа. Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем „Хорошо темперированный клавир“, „Вариации“ Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура. Моцарта можно начать — также в его исполнении — с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать „Реквием“, „Волшебную флейту“ и Дон Жуана. Это прекрасный старт».
С чего начать слушать Баха
«Хорошо темперированный клавир» — вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.
Бранденбургские концерты — одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.
Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла — знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.
По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?
С чего начать слушать Моцарта
«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.
Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.
Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.
Соната для скрипки и фортепиано № 21 — самая грустная музыка на свете.
С чего начать слушать Бетховена
Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой — чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй — чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена — лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.
Концерт для скрипки с оркестром — один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.
Соната для фортепиано №14 — символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.
С чего начать слушать Мендельсона
Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона. Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные. Понять, что его музыка — это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов», которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.
Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4, созданную им на волне восхищения Италией.
«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.
С чего начать слушать Чайковского
Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского — это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.
Для многих Чайковский — это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» — трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.
С чего начать слушать Брамса
Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая — шедевр. Помпезное начало «Третьей» — лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.
Камерный ансамбль — один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки — имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение — шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.
Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае — Пятый. «Венгерские танцы» — это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат — 21 образцовый бис.
Метод № 2: слушать близких по духу
Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них — Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.
Слушаем Малера
Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала — Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.
Слушаем Стравинского
Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» — во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.
Слушаем Шостаковича
В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.
Метод № 3: теоретический
Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.
Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать» скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.
Метод № 4: эмоциональный
Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это — быть человеком, Бетховен — как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.
Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы — систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты — Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе — Моцарт. Взвинченное, нервное состояние — Лист. Хочется эпики и трагедии — Брамс. Иронии и излома — Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип — посмотреть на классику через призму эмоций — возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.
Метод № 5: уточняющий
Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов» из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро» из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.
Метод № 6: ходить на концерты
Слушать классику в записи — это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.
Экспресс-метод
Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.
Первый день:
Джоаккини Россини — «Вильгельм Тель»
И. С. Бах — «Вариации Гольдберга»
Джон Адамс — «Краткая поездка в быстрой машине»
Второй день:
Франц Шуберт — Струнный квинтет в си, Адажио
Бедржих Сметана — «Влтава»
Стив Райх — «Музыка для 18 исполнителей»
Третий день:
Джузеппе Верди — Dies Irae из «Реквиема»
Игорь Стравинский — «Жар-Птица»
Карлхайнц Штокхаузен — Gesang der Junglinge
Четвёртый день:
Морис Равель — «Болеро»
Густав Малер — Симфония № 2
Дьёрде Лигети — «Реквием»
Пятый день:
Эдуард Элгар — «Энигма-вариации»
Людвиг ван Бетховен — Симфония № 9
Кшиштоф Пендерецкий — «Плач по жертвам Хиросимы»