Как называется часть речи которая отвечает на вопрос что делать
Глагол как самостоятельная часть речи.
Глагол – это самостоятельная часть речи, означающее действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы «что делать? что сделать?»: летать, ходить, смотреть, прискакать.
Формы глагола.
Постоянные и непостоянные признаки глагола.
Глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.
Возвратные и невозвратные глаголы.
Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс –ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись. Остальные глаголы называются невозвратными: смотреть, читать, кушать, бегать.
Переходные и непереходные глаголы.
Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:
Остальные глаголы считаются непереходными: лежать на кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён:
Синтаксическая роль глагола.
Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого. Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:
Наречие
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:
Разряды по значению
хорошо, открыто, искренне, безупречно
образа и способа действия
втрое, капельку, слишком, чуть-чуть
вблизи, дома, сверху
сегодня, весной, накануне, уже
нарочно, невзначай, наперекор, в шутку
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
Возможно сложение разных видов:
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
Еще дефис используют, когда есть:
Приставка по- пишется слитно:
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».
Глагол – это второй по важности после существительного член предложения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Уверен, о том, что такое ГЛАГОЛ, знают все! Ну, или хотя бы имеют представление и могут объяснить своими словами.
Но в этой статье мы расскажем о многочисленных нюансах, связанных с этим понятием.
О том, что все без исключения проходят в школе, но могли уже и подзабыть.
Что такое глагол
Глагол – это часть речи, которая в первую очередь обозначает действие, совершенное кем-то или чем-то, а также над кем-то или над чем-то. Также это процесс, отношение и состояние любых одушевленных лиц, предметов или явлений.
По частоте употребления в нашей речи глагол занимает почетное второе место после существительного. Распознать его очень просто.
Он отвечает всего на два вопроса – «Что делать?» и «Что сделать?», а также их различные формы.
(что делает?) парус одинокий. (М.Лермонтов)
Итак, она (что делала?) Татьяной. (А.Пушкин)
(что делаю?) грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)
Все теперь (что сделано?) без возврата. (С.Есенин)
Как уже было сказано, глаголы обозначают:
Глагол относится к так называемым самостоятельным частям речи. Это те, которые могут существовать сами по себе. К ним же относятся существительные, прилагательные, местоимения, наречия и причастия.
А вот предлоги, союзы и частицы – это зависимые части речи, потому что сами по себе они не имеют смысл и употребляются только вместе с другими словами.
История глагола
Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь». А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.
Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был «слово, речь». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.
Более того, азбука древних славян называлась «Глаголица». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».
Или вспомните знаменитые строчки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
В этом контексте имеется в виду именно старое значение слова. То есть Пушкин хотел сказать, чтобы пророк шел и словами (глагол) будил (жги) что-то хорошее в людях или доносил до них какие-то истины.
Но кстати, и сегодня мы иногда употребляем слово глагол в значении «слово, речь». Когда мы говорим «разглагольствует», подразумеваем «много говорит, болтает».
Начальная форма глагола
Начальную форму глагола называют ИНФИНИТИВ от латинского слова «infinitivus», что означает «неопределенный». Ее так иногда и называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив отвечает на вопрос «Что делать?» и бывает нескольких видов:
Морфологические признаки глагола
У глаголов есть следующие признаки:
Интересный факт! В древние времена у глаголов было четыре времени. Было еще дополнительное «прошлое», которое после того, как произошло еще какое-то действие. Например, он сел читать, когда пришел домой.
У большинства глаголов возможны оба вида, но есть и такие, которые употребляются только в одном.
Спряжение глаголов
Еще один признак глаголов, о котором стоит поговорить отдельно. Это целая система изменений слов в настоящем и будущем времени (изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам).
Спряжения бывают двух видов – первое и второе, и обозначаются они римскими цифрами I и II. Чтобы определить спряжение глагола, нужно смотреть на окончание. Какое оно – ударное или безударное.
Если окончание ударное
Для определения спряжения надо просто запомнить:
Глагол с приставкой спрягается точно так же, как и без нее. И для простоты эту приставку можно просто не замечать. Например: закричать – кричать, переспать – спать, дописать – писать.
Если окончание безударное
В этом случае все несколько сложнее. И какой бы глагол нам ни попался, надо будет переводить его в инфинитив.
И если начальная форма глагола имеет окончание «ить», то это второе спряжение. Например: спорить, помнить, верить. Но в данном случае есть исключения, которые надо просто запомнить – слова зыбиться, зиждиться и брить относятся к первому спряжению.
А вот к первому спряжению относятся все остальные глаголы, у которых окончания заканчиваются не на «ить», а на любые другие буквы. Хотя и здесь есть исключения – зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, видеть, слышать, держать, дышать, гнать.
Вместо заключения
Многие писатели и лингвисты очень тепло отзывались всегда о глаголах. Они считали эту часть весьма сложной, но способной оживить любой текст. Вот вам только несколько подобных примеров:
Найти нужный глагол для фразы, означает дать движение этой фразе (А.Толстой)
Глагол придает предложению жизнь. И оживляет некоторые слова рядом с собой. (Н.Грач)
Глаголы оживляют все, к чему приложены. (А.Пешковский)
Вот и все, что мы хотели рассказать о глаголах.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Оживить текст — это мягко сказано, без глагола я себе не представляю выражение хоть какой-нибудь здравой мысли, а в английском языке вообще не может быть предложений без глагола.
Сразу вспомнила нашу любимую учительницу русского языка Людмилу Георгиевну и ее уроки. Как она учила нас запомнить глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению. Это было почти стихотворение:
гнать, держать, смотреть и видеть, ненавидеть и обидеть, дышать, слышать и вертеть и зависеть и терпеть.
Зато запомнили на всю жизнь это правило и уроки.
наестся, бывало, сорочонок, встряхнётся, посмотрит хитрым чырным глазком на тарелку, да и взлетит на перкладину под самый потолок или полетит в сад.
Памятка по русскому языку на тему «Части речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Имя существительное
Имя существительное (сущ) – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?(одушевленное) что? (неодушевленное).
Обозначает:
Конкретные предметы: тигр, дерево
Явления природы: гром, молния
События: мир, праздник
Промежутки времени: сутки, век
Качества человека: доброта, смелость
Названия действий: ходьба, прыжок
Род имени существительного:
Женский (она, моя): осень, сирень
Мужской (он, мой): день, гость
Средний (оно, моё): солнце, пальто
Бывает:
1.Одушевленное (мама, девочка, кошка и т.д) – отвечает на вопрос КТО? 2.Неодушевленное ( стол, окно, ветер и т.д) – отвечает на вопрос ЧТО?
Склонение существительных:
Так же существительные бывают :
Нарицательные: (названия предметов): собака, девочка, город)
Собственные: (имена, фамилии, клички животных, названия рек, озёр, морей, городов): Иван, Петров, Жучка, Волга, Байкал, Краснодар
Имена существительные обладают постоянными и непостоянными морфологическими признаками.
Постоянные и непостоянные грамматические признаки
В предложении существительные являются:
Подлежащим – И.п (подчеркивается одной чертой );
Дополнением (косвенные падежи);
Обстоятельством (косвенные падежи).
Начальная форма существительного (н.ф) – именительный падеж единственного числа (И.п, ед.ч)
Наречие
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? (ярко, весело, ярко, поздно и т.д)
В предложении часто является обстоятельством.
Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.
И мя прилагательное
Имя прилагательное (прил) — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
Некоторые прилагательные могут употребляться в: полной и краткой
формах (широкие дорого – широки дороги)
В предложении прилагательное является:
Дополнением (подчеркивается волнистой линией)
Сказуемым (в краткой форме: чист, свеж) – подчеркивается 2 чертами =.
Имя прилагательное зависит от имени существительного!
Прилагательные изменяются по:
Имя прилагательное ВСЕГДА стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
Как определит падеж прилагательного?
1.Найти существительное, к которому оно относится; 2.Определить падеж существительного;
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
Местоимение
Местоимение (мест/ м) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Начальная форма местоимений (н.ф) – форма единственного числа, именительного падежа (И.п., ед.ч).
В предложении может быть подлежащим.
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и существительное.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица в ед.ч и мн.ч
Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
Склонение личных местоимений 3 – го лица в ед.ч и мн.ч
Глагол (гл) – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и его состояние (спать, ждать и т.д) и отвечает на вопрос «что делать?» «что делал?», «что сделает?»
В предложении является сказуемым (подчеркивается =)
Неопределённая форма глагола (н.ф) – неизменяемая форма глагола, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Не указывает ни время, ни число глагола.
Времена глаголов:
Прошедшее время: что делал? что сделал? (что (с)делала? что (с)делало?)
Настоящее время: что делает?
Будущее время: что сделает? что будет делать?
Частица не с глаголами пишется раздельно кроме слов, которые без не не употребляются ( ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить,
Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.
Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному
окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся
Как определить спряжение глагола?
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме.
Спряжение глаголов
Глаголы, оканчивающиеся на –ать,
1.Глаголы, оканчивающиеся на –ить ; 2.Глаголы исключения: 4 глагола на – ать ( гнать, дышать, держать, слышать), и 7 глаголов на –еть ( смотреть, видеть, ненавидеть,
терпеть, обидеть, вертеть, зависеть)
2 способа запомнить гл. искл 2 спр:
Гнать, дышать, держать и слышать, видеть, ненавидеть и обидеть и ещё терпеть, вертеть и зависеть и смотреть)
Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и ещё терпеть,
вертеть, и зависеть и смотреть.
Правило написания безударного личного окончания глагола
1.Определить время, лицо, число глагола; 2.Поставить глагол в неопределённую форму;
3.Определить спряжение глагола (проверить не относится ли к исключению)
1.Поставить глагол в неопределённую форму и определить спряжение
Возвратные глаголы – глаголы с суффиксом – ся ( перед ним всегда пишется мягкий знак (ь)). В неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? что сделать?
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
Если отвечает на вопрос что делать? что сделать? – то пишется -ться
Если отвечает на вопрос что делает?
(что сделает?) что сделают? (что делают?) – то пишется -тся
Глаголы в прошедшем времени изменяются по: числам и родам (в ед.ч)
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по: лицам и числам (спрягаются)
Падежи в русском языке
без, у, с, от, до, из, около, возле,
Виды второстепенных членов предложения
1.Отвечает на вопросы какой? чей? 2.Обозначает признак предмета 3.Обычно выражается прилагательным
4.Подчеркивается волнистой линией:
Отвечает на вопросы кого? чего? чему? и т.д (т.е. вопросы косвенных падежей)
Может быть выражено существительным, местоимением (в косвенном падеже)
Отвечает на вопросы где? откуда? когда? как?
Обозначает место, способ действия.
Выражается наречием/существительным (в косвенном падеже)
Порядок разбора слова как части речи
Разбор имени существительного
1.Часть речи – вопрос 2.Н.ф (И.п., ед.ч)
3.Собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное 4.Род, склонение
Роль в предложении.
(Белку – сущ., (кого?)., н.ф- белка, нарицательное, одушевленное, ж.р., 1скл, В.п., ед.ч., вт.чл.
Разбор имени прилагательного
1.Часть речи – вопрос 2.Н.ф (И.п., ед.ч., м.р) 3.Род (в ед.ч), падеж, число 4.Роль в предложении
Душистая (черёмуха) – прил., (какая?), н.ф – душистый., ж.р., И.п., ед.ч., вт.чл.
Часть речи – вопрос
Н.ф (что делать? что сделать?) 3.Спряжение, время
4.Лицо и число (в наст. вр и буд. вр) и род и число (в прош. вр) 5.Роль в предложении.
Летят – гл, (что делают?), н.ф – лететь, 2 спр, наст.вр, 3 л., мн.ч, сказ.
1.Часть речи 2.Н.ф (И.п., ед.ч)
3.Лицо, число, падеж 4.Роль в предложении
Я – мест., н.ф – я, 1 л., ед.ч, И.п, подл.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Памятка предназначена учащимся начальной школы на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий.
— совершенствование знаний частей речи;
— различать части речи и уметь приводить примеры;
— формирование навыков обобщения материала;
— воспитание культуры учебной деятельности;
— воспитание любви к речевой культуре.
Номер материала: ДБ-1140128
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.