Как называется чем освещает батюшка

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — пред­меты, исполь­зу­е­мые при совер­ше­нии бого­слу­же­ния.

Как называется чем освещает батюшка. Смотреть фото Как называется чем освещает батюшка. Смотреть картинку Как называется чем освещает батюшка. Картинка про Как называется чем освещает батюшка. Фото Как называется чем освещает батюшка

Агнец евха­ри­сти­че­ский – чет­ве­ро­уголь­ная частица, выре­за­е­мая из просфоры и пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся во время литур­гии в Тело Хри­стово для при­ча­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «под­ставка под книгу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный столик с поло­гой доской для удоб­ства читать стоя бого­слу­жеб­ные книги или при­кла­ды­ваться к иконам, поло­жен­ным на него.

Анти­дор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из кото­рой был вынут Агнец евха­ри­сти­че­ский для совер­ше­ния таин­ства при­ча­ще­ния. Раз­да­ется веру­ю­щим по окон­ча­нии литур­гии.

Анти­минс – (греч. – вместо и лат. пре­стол) – четы­рех­уголь­ный плат из шел­ко­вой или льня­ной мате­рии с заши­тыми части­цами мощей, на кото­ром совер­ша­ется литур­гия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, кото­рый освя­ща­ется с осо­бен­ной молит­вой в день Пасхи. Всю Свет­лую сед­мицу он хра­нится в храме, а в пас­халь­ную суб­боту раз­дроб­ля­ется (раз­ре­за­ется на неболь­шие кусочки) и раз­да­ется как свя­тыня. Артос напо­ми­нает веру­ю­щим о том, что Спа­си­тель вос­крес и пре­бы­вает с нами.

Бого­слу­жеб­ные книги – книги для совер­ше­ния бого­слу­же­ний, содер­жа­щие чино­по­сле­до­ва­ния служб и бого­слу­жеб­ные (устав­ные) ука­за­ния. Под­раз­де­ля­ются на свя­щенно-бого­слу­жеб­ные и цер­ковно-бого­слу­жеб­ные.

Венцы – короны из цвет­ного металла, воз­ла­га­е­мые на жениха и неве­сту во время вен­ча­ния – Таин­ства Брака.

Воздух – пря­мо­уголь­ный плат, кото­рый воз­ла­га­ется на дискос и потир во время литур­гии. При чтении Сим­вола веры свя­щен­ник под­ни­мает воздух и колеб­лет его над Свя­тыми Дарами. Это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в знак веяния над ними Свя­того Духа.

Даро­но­сица – один из малых свя­щен­ных сосу­дов, метал­ли­че­ская шка­тулка, в кото­рой пере­но­сят Святые Дары для при­ча­ще­ния боль­ных в домах и боль­ни­цах.

Даро­хра­ни­тель­ница – метал­ли­че­ский напре­столь­ный свя­щен­ный сосуд, в кото­ром хра­нятся запас­ные Святые Дары для при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щих и тяже­ло­боль­ных или для литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных даров. Изго­тов­ля­ется в виде часовни Гроба Гос­подня.

Дики­рий (гр. – двух­свеч­ник) – пере­нос­ной под­свеч­ник с двумя све­чами, упо­треб­ля­е­мый при архи­ерей­ском слу­же­нии.

Дискос (гр. – круг­лое блюдо) – один из глав­ных свя­щен­ных сосу­дов, упо­треб­ля­е­мых при литур­гии. Неболь­шое по вели­чине блюдо на под­ставке, на кото­ром при­го­тов­ля­ется, освя­ща­ется и раз­дроб­ля­ется Агнец, то есть часть глав­ной просфоры, пре­су­ществ­ля­ю­ща­яся в Тело Хри­стово в таин­стве Евха­ри­стии.

Елей – освя­щен­ное олив­ко­вое (или другое рас­ти­тель­ное) масло, исполь­зу­е­мое в неко­то­рых цер­ков­ных обря­дах.

Жезл – богато укра­шен­ный посох, кото­рый архи­ерей носит во время бого­слу­же­ния. Жезл явля­ется знаком высшей пас­тыр­ской власти. Посох дается также архи­манд­ри­там и игу­ме­нам, как началь­ни­кам мона­сты­рей.

Жерт­вен­ник – четы­рех­уголь­ный стол, нахо­дя­щийся в северо-восточ­ной части алтаря (слева от пре­стола), обла­чен­ный в такие же, как и пре­стол, одежды – сра­чицу и инди­тию.

Звез­дица – один из свя­щен­ных пред­ме­тов цер­ков­ной утвари. Пред­став­ляет собой две кре­сто­об­разно соеди­нен­ные дуги, скреп­лен­ные на вер­шине. После окон­ча­ния про­ско­ми­дии ста­вится на дискос над Святым Агнцем. Сим­во­ли­зи­рует собою чудес­ную звезду, за кото­рой волхвы шли в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Кадило – 1) метал­ли­че­ский сосуд на цепоч­ках, пред­на­зна­чен­ный для совер­ше­ния каж­де­ния; 2) куря­щийся ладан ( Пс.140:2 ).

Кафедра (др.-греч. седа­лище; сиде­нье) – кресло для архи­ерея, уста­нав­ли­ва­е­мое в храме.

Крест напре­столь­ный – Крест с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того Гос­пода, пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Кро­пило – бого­слу­жеб­ный пред­мет, пред­став­ля­ю­щий собою пучок из водо­стой­кого эла­стич­ного рас­те­ния или искус­ствен­ных воло­кон, с руко­я­тью, исполь­зу­е­мый свя­щен­ни­ком для кроп­ле­ния (т.е. кре­сто­об­раз­ного обрыз­ги­ва­ния) святой водой.

Ладан – бла­го­вон­ная дре­вес­ная смола, иногда с добав­ле­нием масла души­стых цветов или аро­ма­ти­че­ских рас­те­ний, упо­треб­ля­е­мая в храме для каж­де­ния.

Лам­пада (греч. «све­тиль­ник») – мас­ля­ный све­тиль­ник, зажи­га­е­мый перед ико­нами, на пре­столе и семи­свеч­нике.

Лжица – удли­нен­ная ложечка с кре­стом на руко­ятке, при­ме­ня­е­мая для при­ча­ще­ния мирян.

Орлец – круг­лый коврик с изоб­ра­же­нием орла, на кото­ром стоит архи­ерей во время бого­слу­же­ния.

Пани­ка­дило – боль­шой све­тиль­ник, подоб­ный люстре со мно­же­ством свечей (или лам­по­чек), сви­са­ю­щий из купола в цен­траль­ной части храма.

Плат – при­над­леж­ность для выти­ра­ния свя­щен­ных сосу­дов, нахо­дя­щихся на жерт­вен­нике.

Пла­ща­ница – четы­рех­уголь­ный плат, обычно из бар­хата, с живо­пис­ным или выши­тым изоб­ра­же­нием сня­того со Креста тела Христа Спа­си­теля. Также пла­ща­ница с изоб­ра­же­нием усоп­шей Божией Матери.

Покровцы – кре­сто­об­раз­ные матер­ча­тые покры­вальца для дис­коса и потира, вве­ден­ные в упо­треб­ле­ние еще в древ­но­сти для предо­хра­не­ния Святых Даров.

Пре­стол – чет­ве­ро­уголь­ный стол, утвер­жден­ный посреди алтаря, осо­бен­ным чином освя­щен­ный и обла­чен­ный в свя­щен­ные одежды (сра­чица и инди­тия).

Просфора (греч. – при­но­ше­ние) – неболь­шой круг­лый хлебец, состо­я­щий из двух соеди­нен­ных частей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих две при­роды Иисуса Христа: боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. На верх­ней части просфоры спе­ци­аль­ными печа­тями делают оттиски изоб­ра­же­ний креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, неболь­шое опа­хало) – при­над­леж­ность архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, пред­став­ля­ю­щая собой сереб­ря­ный или золо­че­ный круг на длин­ной руко­яти, внутри круга – изоб­ра­же­ние лика шести­кры­лого сера­фима.

Семи­свеч­ник – особый све­тиль­ник из семи ветвей на одной под­ставке, с чашеч­кой и лам­па­дой на конце каждой ветви.

Три­ки­рий – пере­нос­ной под­свеч­ник с тремя све­чами, исполь­зу­е­мый во время архи­ерей­ской службы.

Хоругви – свя­щен­ные зна­мена церкви, с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, Божией Матери, особо чтимых святых и празд­ни­ков.

Источник

Наставление православному христианину о церковной свече

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха
Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II

Как возник обычай воз­жи­гать свечи и лам­пады

Обычай ста­вить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от кото­рой при святом князе Вла­ди­мире была полу­чена нашими пред­ками пра­во­слав­ная вера. Но не в гре­че­ских церк­вях возник этот обычай.

Свечи и лам­пады с елеем упо­треб­ля­лись в храмах еще в глу­бо­кой древ­но­сти. Пове­ле­ние устро­ить све­тиль­ник из золота чистого с семью лам­па­дами – одно из первых, данных Моисею Гос­по­дом ( Исх. 25:31-37 ).

В вет­хо­за­вет­ной скинии Мои­се­е­вой све­тиль­ники состав­ляли необ­хо­ди­мую при­над­леж­ность Свя­щен­но­слу­же­ния и зажи­га­лись вече­ром пред Гос­по­дом ( Исх.30:8 ). В храме Иеру­са­лим­ском одно­вре­менно с еже­днев­ной утрен­ней жерт­вой, совер­ша­е­мой во дворе храма, в свя­ти­лище пер­во­свя­щен­ник без­молвно, бла­го­го­вейно совер­шал при­го­тов­ле­ние све­тиль­ни­ков для вечер­него воз­жи­га­ния, а вече­ром, после вечер­ней жертвы – воз­жи­гал све­тиль­ники на всю ночь.

Горя­щие лам­пады, све­тиль­ники слу­жили сим­во­лом води­тель­ства Божия. «Ты, Гос­поди, све­тиль­ник мой», – вос­кли­цает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – све­тиль­ник ноге моей», – гово­рит он в другом месте ( Пс.118:105 ).

Из храма в дома вет­хо­за­вет­ных веру­ю­щих пере­шло упо­треб­ле­ние све­тиль­ни­ков при суб­бот­них и других празд­нич­ных вече­рях, осо­бенно же на Пасху. Так как Гос­подь Иисус Хри­стос «в нощь, в нюже пре­да­я­шеся, паче же Сам Себе пре­да­яше за мир­ский живот и спа­се­ние», тоже совер­шил Пасху, то можно пред­по­ла­гать, что и в гор­нице Сион­ской, кото­рая пред­став­ляет собой пер­во­об­раз пра­во­слав­ных храмов, при первом совер­ше­нии Свя­тей­шей Евха­ри­стии, также горели све­тиль­ники.

Воз­жи­гали свечи и святые апо­столы, и первые после­до­ва­тели Хри­стовы, когда соби­ра­лись в ночное время для про­по­веди слова Божия, молитвы и пре­лом­ле­ния хлеба. Об этом прямо ска­зано в книге Деяний святых апо­сто­лов: «В гор­нице, где мы собра­лись, было довольно све­тиль­ни­ков» ( Деян.20:8 ).

В первые века хри­сти­ан­ства при бого­слу­же­нии всегда воз­жи­гали свечи

С одной сто­роны, в этом была и необ­хо­ди­мость: хри­сти­ане, гони­мые языч­ни­ками, для бого­слу­же­ния уда­ля­лись в под­зе­ме­лья и ката­комбы, да к тому же бого­слу­же­ния чаще всего совер­шали по ночам, и без све­тиль­ни­ков обой­тись было нельзя. Но по другой, – и глав­ной при­чине, осве­ще­ние имело духов­ное зна­че­ние. «Нико­гда не совер­ша­ется у нас бого­слу­же­ние без све­тиль­ни­ков, – гово­рил учи­тель Церкви Тер­тул­лиан, – но мы упо­треб­ляем их не для того только, чтобы раз­го­нять мрак ночи, – литур­гия совер­ша­ется у нас при свете днев­ном; но для того, чтобы изоб­ра­зить чрез это Христа – свет несо­тво­рен­ный, без кото­рого мы и среди полдня блуж­дали бы во тьме».

В конце вто­рого века в Иеру­са­лим­ской Церкви Бог сотво­рил чудо: когда на Пасху в храме не ока­за­лось елея для лампад, то епи­скоп Наркис велел налить в лам­пады коло­дез­ную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправ­лены самым лучшим маслом. Когда на Цер­ковь Хри­стову пре­кра­ти­лись гоне­ния. и настал мир, обычай воз­жи­гать све­тиль­ники и свечи остался.

Ни одно бого­слу­же­ние, ни одно свя­щен­ное дей­ствие не совер­ша­лось, как и теперь не совер­ша­ется, без све­тиль­ни­ков.

В вет­хо­за­вет­ные вре­мена пред книгой закона Мои­се­ева горела неуга­си­мая лам­пада, зна­ме­нуя, что Закон Божий есть све­тиль­ник чело­веку в его жизни. А так как в ново­за­вет­ные вре­мена Закон Божий содер­жится в Еван­ге­лии, то в Иеру­са­лим­ской Церкви при­няли за пра­вило перед выно­сом Еван­ге­лия нести горя­щую свечу, а во время чтения Еван­ге­лия зажи­гать все свечи, зна­ме­нуя, что свет Еван­гель­ский про­све­щает вся­кого чело­века.

Этот обычай пере­шел и к другим помест­ным Церк­вям. Впо­след­ствии стали ста­вить свечи и зажи­гать лам­пады не только перед Еван­ге­лием, но и перед дру­гими свя­щен­ными пред­ме­тами, перед гро­бами муче­ни­ков, перед ико­нами святых, в озна­ме­но­ва­ние своего бла­го­во­ле­ния к свя­тыне. Иеро­ним в посла­нии против Виги­лян­ция сви­де­тель­ствует: «во всех Церк­вах Востока, Когда чтется Еван­ге­лие, воз­жи­га­ются свечи и при сол­неч­ном сиянии, воис­тину не для про­гна­ния мрака, но в знак радо­сти, дабы под обра­зом чув­ствен­ного света пока­зать свет оный… Иные же сие творят в честь муче­ни­ков».

«Лам­пады и свечи суть, образ веч­ного Света, а также озна­чают свет, кото­рым сияют пра­вед­ники», – гово­рит святой Софро­ний, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (VII век). Святые отцы VII Все­лен­ского Собора опре­де­ляют, что в Пра­во­слав­ной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Хри­стову, Свя­тому Еван­ге­лию воз­да­ется честь каж­де­нием фимиама и воз­жже­нием свечей. Бла­жен­ный Симеон Солун­ский (XV век) пишет, что «воз­жи­га­ются свечи и пред ико­нами святых, ради добрых дел их в мире…»

Сим­во­ли­че­ское зна­че­ние свечей, под­свеч­ни­ков, лампад и света в храме

Свет в пра­во­слав­ном храме – это образ небес­ного, Боже­ствен­ного света. В осо­бен­но­сти он зна­ме­нует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истин­ный, Кото­рый про­све­щает вся­кого чело­века, гря­ду­щего в мир.

Древ­ние визан­тий­ско-рус­ские храмы имели очень узкие окна, созда­вав­шие полу­мрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсут­ствие света. Это озна­чает земную чело­ве­че­скую жизнь, погру­жен­ную в сумрак греха и неве­де­ния, в кото­ром, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” ( Ин.1:5 ). Сумрак в храме явля­ется обра­зом того мыс­лен­ного духов­ного сумрака, покрова, кото­рым вообще окру­жены тайны Божий. Неболь­шие узкие окна древ­них храмов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие источ­ники света Боже­ствен­ного, созда­вали поэтому в храмах такую обста­новку, кото­рая в точ­но­сти соот­вет­ство­вала при­ве­ден­ным словам Еван­ге­лия и пра­вильно отоб­ра­жала при­роду вещей в духов­ной обла­сти жизни.

Внеш­ний свет допус­кался внутрь храма лишь как образ света неве­ще­ствен­ного, и в очень огра­ни­чен­ном коли­че­стве. Светом в соб­ствен­ном смысле для цер­ков­ного созна­ния явля­ется только Боже­ствен­ный свет, свет Хри­стов, свет буду­щей жизни в Цар­стве Божием. Этим опре­де­ля­ется и харак­тер внут­рен­него осве­ще­ния храма. Оно нико­гда не назна­ча­лось для того, чтобы было светло. Све­тиль­ники храма всегда имели духовно-сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Они воз­жи­га­ются и днем, во время днев­ных служб, когда света из окон доста­точно для общего осве­ще­ния. В устав­ных слу­чаях цер­ков­ные све­тиль­ники во время вечер­них и ночных бого­слу­же­ний могут воз­жи­гаться в очень неболь­шом коли­че­стве, а при чтении шесто­псал­мия на все­нощ­ном бдении поло­жено гасить все свечи, кроме свечи в сере­дине храма, где стоит чтец, пред ико­нами Христа, Бого­ма­тери и храма в ико­но­стасе. Сумрак в храме ста­но­вится очень густым. Но пол­ного мрака не бывает нико­гда: «Свет во тьме светит». Зато при празд­нич­ных и вос­крес­ных бого­слу­же­ниях по чину воз­жи­га­ются все све­тиль­ники, в том числе и верх­ние – пани­ка­дило и поли­кан­дила, созда­вая образ того пол­ного света Божия, кото­рый вос­си­яет верным в Цар­стве Небес­ном и содер­жится уже в духов­ном зна­че­нии празд­ну­е­мого собы­тия. Сим­во­ли­че­ский харак­тер света в церкви сви­де­тель­ству­ется также устрой­ством и соста­вом горя­щих свечей и лампад. Воск и елей в древ­но­сти были при­но­ше­ни­ями веру­ю­щих ко храму в каче­стве доб­ро­воль­ных жертв. Литур­гист XV века, бла­жен­ный Симеон, архи­епи­скоп Солун­ский, объ­яс­няя сим­во­ли­че­ское зна­че­ние воска, гово­рит, что чистый воск озна­чает чистоту и несквер­ность людей, его при­но­ся­щих. Он при­но­сится в знак нашего рас­ка­я­ния в упор­стве и готов­но­сти впредь к послу­ша­нию Богу подобно мяг­ко­сти и подат­ли­во­сти воска. Как выра­бо­тан­ный пче­лами после собра­ния нек­тара с мно­же­ства цветов и дере­вьев воск сим­во­ли­че­ски озна­чает при­но­ше­ние Богу как бы от лица всего тво­ре­ния, так горе­ние вос­ко­вой свечи, как пре­вра­ще­ние воска в огонь, озна­чает обо­же­ние, пре­вра­ще­ние зем­ного чело­века в новую тварь дей­ствием огня и теп­лоты Боже­ствен­ной любви и бла­го­дати.

Елей, как и воск, озна­чает тоже чистоту и искрен­ность чело­века в его покло­не­нии Богу. Но елей имеет и свои осо­бен­ные зна­че­ния. Елей – это масло плодов олив­ко­вых дере­вьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Гос­подь пове­лел Моисею, чтобы в жертву Богу был при­но­сим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Сви­де­тель­ствуя чистоту чело­ве­че­ских отно­ше­ний к Богу, елей явля­ется зна­ме­нием мило­сти Божией к людям: он смяг­чает раны, ока­зы­вает целеб­ное дей­ствие, одоб­ряет пищу.

Боль­шое бого­слу­жеб­ное и таин­ствен­ное зна­че­ние имеют Лам­пады и свечи. Они горят в алтаре за пре­сто­лом в особом све­тиль­нике (семи­свеч­ник), лам­пада или свеча в под­свеч­нике ста­вится на Горнем месте, на пре­столе, на жерт­вен­нике, лам­пады могут воз­жи­гаться и у отдель­ных икон в алтаре.

В сред­ней части храма лам­пады обычно воз­жи­га­ются у всех икон, а возле особо чтимых икон воз­жи­га­ется по нескольку лампад; кроме того, ста­вятся боль­шие под­свеч­ники с ячей­ками для многих свечей, чтобы веру­ю­щие могли ста­вить здесь при­но­си­мые ими к этим иконам свечи. Боль­шой под­свеч­ник ста­вится всегда в центре храма с восточ­ной сто­роны аналоя, где лежит икона дня. Особый под­свеч­ник с боль­шой свечой выно­сится на малых входах на вечерне и литур­гии, на вели­ком входе – за литур­гией, а также перед Еван­ге­лием, когда оно выно­сится на входах или для чтения. Эта свеча зна­ме­нует свет Хри­сто­вой про­по­веди. Самого Христа, как Света от Света, Света истин­ного. Такое же зна­че­ние имеет свеча в под­свеч­нике, кото­рой вместе с кади­лом за литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ сло­вами «Свет Хри­стов про­све­щает всех». Особое духов­ное зна­че­ние имеют свечи в архи­ерей­ских дики­риях и три­ки­риях. Во время каж­де­ния храма в устав­ных слу­чаях диакон пред­ше­ствует совер­ша­ю­щему каж­де­ние свя­щен­нику с особой диа­кон­ской свечой, кото­рая зна­ме­нует свет апо­столь­ской про­по­веди, пред­ше­ству­ю­щей при­ня­тию веры во Христа среди наро­дов, то есть как бы пред­ше­ству­ю­щей Христу, гря­ду­щему к людям. Зажжен­ные свечи в руках свя­щен­ни­ков нахо­дятся в преду­смот­рен­ных Уста­вом слу­чаях бого­слу­же­ния. Особым све­тиль­ни­ком с тремя све­чами свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ за пас­халь­ными служ­бами. В цен­траль­ной части храма из купола книзу нис­пус­ка­ется боль­шой све­тиль­ник с мно­же­ством огней, воз­жи­га­е­мых в поло­жен­ных слу­чаях, – пани­ка­дило или пани­кан­дило. Из купо­лов боко­вых при­де­лов нис­хо­дят в храм подоб­ные же све­тиль­ники мень­ших раз­ме­ров, назы­ва­е­мые поли­кан­ди­лами. Поли­кан­дила имеют от семи до две­на­дцати све­тиль­ни­ков, пани­ка­дила – более две­на­дцати.

Цер­ков­ные све­тиль­ники бывают разные. Под­свеч­ники всех видов, помимо прак­ти­че­ского назна­че­ния, сим­во­ли­зи­руют ту духов­ную высоту, бла­го­даря кото­рой свет веры светит всем в доме, всему миру. Пани­ка­дило (мно­го­свеч­ники, в пере­воде с гре­че­ского), нис­пус­ка­ю­ще­еся сверху в цен­траль­ную часть храма, ипо­ли­кан­дила, нахо­дя­щи­еся в боко­вых при­де­лах, мно­же­ством своих огней озна­чают соб­ственно Небес­ную Цер­ковь как собра­ние, созвез­дие людей, освя­щен­ных бла­го­да­тью Духа Свя­того, про­све­щен­ных светом веры, горя­щих огнем любви к Богу, пре­бы­ва­ю­щих нераз­лучно вкупе в свете Цар­ства Небес­ного. Поэтому эти све­тиль­ники и спус­ка­ются сверху в ту часть храма, где стоит собра­ние земной Церкви, при­зван­ной духовно стре­миться ввысь, к своим небес­ным собра­тьям. Цер­ковь Небес­ная осве­щает своим светом Цер­ковь земную, про­го­няет от нее мрак – таков смысл вися­щих пани­ка­дил и поли­кан­дил.

На ико­но­стасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят под­свеч­ники с горя­щими све­чами. «Све­тиль­ники, горя­щие пред ико­нами, озна­чают, что Гос­подь есть свет непри­ступ­ный и огнь пояда­ю­щий для греш­ни­ков нерас­ка­ян­ных, а для пра­вед­ни­ков огнь чисти­тель­ный и живо­твор­ный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистей­ший свет, немер­ца­ю­щий, сия­ю­щий всей все­лен­ной, что она есть купина горя­щая и неопа­ли­мая, при­яв­шая неопально в Себя огнь Боже­ства – пре­стол огнен­ный Все­дер­жи­теля… что святые суть све­тиль­ники горя­щие и све­тя­щи­еся всему миру своею верою и доб­ро­де­те­лями…» (св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский).

«Свечи пред ико­нами Спа­си­теля озна­чают, что Он Свет истин­ный, про­све­ща­ю­щий вся­кого чело­века гря­ду­щаго в мир ( Ин.1:9 ), и вместе Огнь пояда­ю­щий или ожи­во­тво­ря­ю­щий души, телеса наши; свечи пред ико­нами Божией Матери озна­чают, что Она Матерь непри­ступ­ного Света, и вместе пла­мен­ную любовь к роду чело­ве­че­скому; что Она в чреве носила огнь Боже­ства и неопа­лима и вечно носит в Себе все­лив­шийся в Нее огнь Боже­ства; свечи пред ико­нами святых озна­чают пла­мен­ную любовь святых к Богу, ради Кото­рого они пожерт­во­вали всем, что бывает дорого для чело­века в жизни… озна­чают, что они све­тиль­ники, нам горя­щие и све­тя­щие своею жизнью, своими доб­ро­де­те­лями и наши горя­чие молит­вен­ники пред Богом, день и ночь о нас моля­щи­еся; горя­щие свечи озна­чают и наше горя­чее усер­дие к ним и жертву сер­деч­ную…»

Лам­пада, вися­щая перед иконой, сим­во­ли­зи­рует древ­ний огнен­ный столб, кото­рый в нощи вывел Изра­иль.

Свечи, горя­щие на под­свеч­нике, постав­лен­ные вокруг лам­пады, напо­ми­нают моля­ще­муся о купине, о тер­но­вом кусте, кото­рый горел, но не сгорал, и в кото­ром Бог явился Моисею. Горя­щая, но не сго­ра­ю­щая купина осо­бенно про­об­ра­зо­вала Матерь Божию.

Свечи, постав­лен­ные пра­виль­ными кру­гами, обо­зна­чают колес­ницу, вос­хи­тив­шую Илию, а сами круги изоб­ра­жают как бы колеса этой колес­ницы.

«Огонь горя­щих… свечей и лампад, как и само кадило с горя­чими углями и бла­го­вон­ным фимиа­мом служат для нас обра­зом огня духов­ного – Духа Свя­таго, сшед­шаго в огнен­ных языках на апо­сто­лов, попа­ля­ю­щего гре­хов­ные наши скверны, про­све­ща­ю­щего умы и сердца наши, вос­пла­ме­ня­ю­щего души наши пла­ме­нем любви к Богу и друг к другу: огонь пред свя­тыми ико­нами напо­ми­нает нам о пла­мен­ной любви святых к Богу, из-за кото­рой они воз­не­на­ви­дели мир и все его пре­ле­сти, всякую неправду; напо­ми­нает нам и о том, что мы должны слу­жить Богу, молиться Богу пла­мен­ным духом, чего у нас боль­шею частью и нет, ибо имеем охла­дев­шие сердца. – Так в храме все поучи­тельно и нет ничего празд­ного, ненуж­ного» (св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский).

Пра­вило воз­жи­га­ния свечей в храме

Воз­жи­га­ние свечей в храме – это особое дей­ство, тесно свя­зан­ное с пес­но­пе­нием и свя­щен­но­дей­стви­ями служб.

В бого­слу­же­ния буд­нич­ные, когда почти во всех молит­вах выра­жа­ется одно: пока­я­ние, сокру­ше­ние и скорбь о грехах, и осве­ще­ние бывает самое малое: кое-где теп­лится оди­но­кая свечка или лам­пада. В дни празд­нич­ные, – как напри­мер в вос­крес­ные дни, когда вос­по­ми­на­ется победа Христа Спа­си­теля над смер­тью и диа­во­лом, или, напри­мер, когда про­слав­ля­ются осо­бенно уго­див­шие Богу люди, – цер­ковь выра­жает свое тор­же­ство боль­шим светом. Тут уже воз­жи­га­ются поли­кан­дила, или как у нас гово­рят пани­ка­дила, что, с гре­че­ского языка, значит мно­го­свещ­ники. В вели­чай­ший из хри­сти­ан­ских празд­ни­ков – в свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние не только осве­ща­ется вся цер­ковь, но и все пра­во­слав­ные стоят с зажжен­ными све­чами.

Итак, чем радост­нее и тор­же­ствен­нее совер­ша­ется в Храме Бого­слу­же­ние, тем больше бывает света. Цер­ков­ный Устав пред­пи­сы­вает при более радост­ных и тор­же­ствен­ных служ­бах воз­жи­гать свечей более, и при менее тор­же­ствен­ных, или же печаль­ных, пост­ных – менее. Поэтому на пове­че­рии, полу­нощ­нице, часах горит меньше све­тиль­ни­ков, чем на вечерне, утрене, литур­гии.

Во время чтения шесто­псал­мия свечи в храме гасятся. Это дела­ется для того, чтобы псалмы, выра­жа­ю­щие созна­ние своего гре­хов­ного состо­я­ния, изоб­ра­жа­ю­щие мно­же­ство врагов, ищущих погу­бить душу и тело, слу­ша­лись со вни­ма­нием и стра­хом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в тем­ноте, мог вздох­нуть и про­сле­зиться.

Тем­нота во время чтения шесто­псал­мия осо­бенно спо­соб­ствует сосре­до­то­чен­но­сти и обра­ще­нию внутрь своей души.

В сере­дине шесто­псал­мия свя­щен­ник, как бы при­ни­мая на себя звание Хода­тая и Иску­пи­теля всего рода чело­ве­че­ского, выхо­дит на амвон и пред цар­скими дверьми, как пред затво­рен­ным раем, при­но­сит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы све­тиль­нич­ные. Одно из объ­яс­не­ний све­тиль­нич­ных молитв ука­зы­вает, что они назы­ва­ются так потому, что содер­жат бла­го­да­ре­ние Богу за ночной свет, дару­е­мый нам в свечах, и моле­ние, чтобы Гос­подь, под видом веще­ствен­ного света, наста­вил нас и научил нас ходить в истине. О таком бла­го­да­ре­нии и моле­нии пишет Васи­лий Вели­кий: «Отцам нашим забла­го­рас­су­ди­лось не с мол­ча­нием при­ни­мать бла­го­дать вечер­него света, но бла­го­да­рить, как только он явится «. В про­ро­че­ском стихе «Бог Гос­подь и явися нам» про­слав­ля­ются два при­ше­ствия Хри­стова: первое как бы утрен­нее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, кото­рое про­изой­дет как бы ночью, в конце мира.

Во время про­воз­гла­ше­ния мирной екте­нии зажи­га­ются все свечи в храме, зна­ме­нуя, что их осияла слава Гос­подня. На литур­гии, как на самом тор­же­ствен­ном Бого­слу­же­нии, во все дни года (то есть буд­нич­ные и празд­нич­ные), зажи­га­ется более свечей, чем на других служ­бах. Первую свечу воз­жи­гают на том месте, где начи­на­ется Бого­слу­же­ние – на жерт­вен­нике. Затем воз­жи­гают свечи на пре­столе. «Горя­щие свечи на пре­столе изоб­ра­жают несо­здан­ный тро­и­че­ский Свет, ибо Гос­подь живет в свете непри­ступ­ном ( 1Тим.6 ), и огнь Боже­ства, попа­ля­ю­щий нече­стие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский). Эти свечи воз­жи­гает диакон или сам свя­щен­ник. После этого горя­щие свечи уста­нав­ли­ва­ются пред ико­нами Спа­си­теля, Божией Матери, хра­мо­вой и святых.

При начале же чтения св. Еван­ге­лия, свечи, как и в древ­ние вре­мена, воз­жи­га­ются во всем храме, в изоб­ра­же­ние того, что свет Хри­стов про­све­щает всю землю.

Воз­жи­га­ние свечей в храме – это часть службы, это при­но­ше­ние жертвы Богу, и как нельзя и нару­шать бла­го­чи­ние в храме недо­стой­ным, бес­по­кой­ным пове­де­нием, также нельзя созда­вать бес­по­ря­док, пере­да­вая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, про­тис­ки­ва­ясь к под­свеч­нику, чтобы поста­вить ее самому.

Если хотите поста­вить свечку – при­хо­дите до начала службы. Горестно видеть, как при­шед­шие в храм к сере­дине службы, опоз­дав­шие, в самые ответ­ствен­ные и тор­же­ствен­ные моменты Бого­слу­же­ния, когда все зами­рает в бла­го­да­ре­нии Богу, нару­шают бла­го­чи­ние в храме, пере­да­вая свои свечи, отвле­кая других веру­ю­щих.

Если кто опоз­дал на службу – пусть дождется окон­ча­ния Бого­слу­же­ния, а затем, если у него есть такое жела­ние или нужда, поста­вит свечу, не отвле­кая других и не нару­шая бла­го­чи­ния.

Свечи и лам­пады воз­жи­гают не только в Храме, но и в домах бла­го­че­сти­вых хри­стиан. Пре­по­доб­ный Сера­фим, вели­кий хода­тай пред Богом за живых и усоп­ших, так пояс­нил вели­кое зна­че­ние свеч и лампад: «Я имею… много особ, усерд­ству­ю­щих ко мне и бла­го­тво­ря­щих мель­нич­ным сиро­там моим. Они при­но­сят мне елей и свечи и просят помо­литься за них. Вот, когда я читаю пра­вило свое, той поми­наю их сна­чала еди­но­жды. А так как, по мно­же­ству имен, я не смогу повто­рять их на каждом месте пра­вила, где сле­дует, тогда и вре­мени мне не достало бы на совер­ше­ние моего пра­вила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каж­дого по одной свече, за иных же посто­янно теплю лам­пады; и где сле­дует на пра­виле поми­нать их, говорю: «Гос­поди, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кан­дила (то есть лам­пады) «. А что это не моя, убо­гого Сера­фима, чело­ве­че­ская выдумка, или так, про­стое мое усер­дие, ни на чем Боже­ствен­ном не осно­ван­ное, то при­веду вам в под­креп­ле­ние слова Боже­ствен­ного Писа­ния. В Библии гово­рится, что Моисей слышал глас Гос­пода, гла­го­лав­шему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да воз­жи­гает предо Мною кан­дилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва бла­го­при­ятна Ми есть». Так вот… почему святая Цер­ковь Божия прияла в обычай воз­жи­гать в святых храмах и в домах верных хри­стиан кан­дилы, или лам­пады, пред свя­тыми ико­нами Гос­пода, Божией Матери, святых анге­лов и святых чело­век. Богу бла­го­уго­див­ших».

Как мы видим, цер­ков­ная свеча – свя­щен­ное досто­я­ние пра­во­сла­вия. Она символ нашего духов­ного союза со святой Мате­рью-Цер­ко­вью.

Свеча напо­ми­нает нам о нашем кре­ще­нии. Три свечи ста­вятся на самой купели, в зна­ме­нии Св. Троицы, во имя кото­рой бывает кре­ще­ние. Наши вос­при­ем­ники, про­из­неся за нас обеты отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния со Хри­стом, со све­чами в руках стояли у этой купели. Свечи, кото­рые они дер­жали в руках, пока­зы­вали веру в то, что это таин­ство дает душе кре­ща­е­мого про­све­ще­ние, что кре­ща­е­мый идет от тьмы к свету и ста­но­вится сыном света, почему и само кре­ще­ние назы­ва­ется про­све­ще­нием.

Свеча напо­ми­нает нам о нашем бра­ко­со­че­та­нии. Свечи даются обру­ча­ю­щимся и вен­ча­ю­щимся. Взо­жжен­ные свечи в руках соче­та­ю­щихся браком сви­де­тель­ствуют о чистоте их жизни. Посред­ством свечей, зажи­га­е­мых ново­брач­ными, как бы сияет чистота брака. Со све­чами про­ис­хо­дит и таин­ство собо­ро­ва­ния. Около лам­пады или дру­гого сосуда с вином и елеем зажи­гают семь свечей во образ семи даров Свя­таго Духа, а все пред­сто­я­щие держат в руках зажжен­ные свечи в знак своей пла­мен­ной молитвы.

Со све­чами про­ис­хо­дит обряд погре­бе­ния, и свеча напо­ми­нает нам, что и мы будем лежать в гробу, окру­жен­ные четырьмя под­свеч­ни­ками с горя­щими све­чами, сим­во­ли­зи­ру­ю­щими крест, а наши родные и близ­кие будут во время пани­хиды дер­жать в руках горя­щие свечи, изоб­ра­жая Боже­ствен­ный свет, и кото­рым был про­све­щен хри­сти­а­нин в кре­ще­нии.

Один вид цер­ков­ной свечи может вызвать в душе пра­во­слав­ного чело­века глу­бо­чай­шие мысли о жизни и смерти, о грехе и пока­я­нии, о скорби и радо­сти. Много, много гово­рит цер­ков­ная свеча и чув­ству, и уму веру­ю­щего.

Духов­ное зна­че­ние цер­ков­ной свечи – нашей жертвы Богу

Свечи, кото­рые веру­ю­щие поку­пают в храме, чтобы поста­вить в под­свеч­ники возле икон, имеют несколько духов­ных зна­че­ний: поскольку свеча поку­па­ется, она есть знак доб­ро­воль­ной жертвы чело­века Богу и храму Его, выра­же­ние готов­но­сти чело­века к послу­ша­нию Богу (мяг­кость воска), его стрем­ле­ние к обо­же­нию, пре­вра­ще­нию в новую тварь (горе­ние свечи). Свеча есть также сви­де­тель­ство веры, при­част­но­сти чело­века к Боже­ствен­ному свету. Свеча выра­жает теп­лоту и пла­мень любви чело­века ко Гос­поду, Матери Божией, Ангелу или свя­тому, у ликов кото­рых веру­ю­щий ставит свою свечу.

Горя­щая свеча – это символ, види­мый знак, она выра­жает нашу горя­чую любовь бла­го­во­ле­ния к тому, кому ста­вится свеча. И если нет этой любви и бла­го­во­ле­ния, то свечи не имеют ника­кого зна­че­ния, жертва наша напрасна.

К несча­стью, это про­ис­хо­дит нередко, слиш­ком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здра­вии», «об упо­ко­е­нии», об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.

При­нято ста­вить свечи своему Ангелу, то есть свя­тому, имя кото­рого носят1. А многие ли знают житие своего свя­того? А не зная, можно ли его любить?

Неко­то­рые из нас вспо­ми­нают о Боге, о Бого­ма­тери, о святых лишь зайдя в цер­ковь, и то на несколько минут, и думают, что доста­точно поста­вить перед иконой свечу, и молитва наша испол­нится – как будто Богу, Бого­ро­дице и святым нужны свечи!

Часто живя как неве­ру­ю­щие, как языч­ники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поста­вив свечу, выпол­нили свой долг, сде­ла­лись чистыми и пра­вед­ными – точно свеча может умо­лить и уми­ло­сти­вить за нас Бога!

Бывает и хуже. Неко­то­рые не только не счи­тают грехом обма­нуть, при­тес­нить, огра­бить дру­гого, но еще и раду­ются, когда это уда­ется сде­лать. И затем думают, что если в празд­ник рас­ста­вили свечи в церкви или засве­тили лам­паду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.

Как страшно заблуж­да­ются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближ­нему, как самому себе, без испол­не­ния Запо­ве­дей Гос­под­них – не нужны наши свечи. Никто не тре­бует их от нас. Бог тре­бует, чтобы мы любили Его всем серд­цем, чтили всей душой, неуклонно испол­няли Его святые запо­веди и всей жизнью про­слав­ляли Его. Его святым угод­ни­кам – угодно, чтобы мы под­ра­жа­тели им были, как и они были под­ра­жа­те­лями Христу2, чтобы мы подобно им были и со всем ста­ра­нием, со всей забот­ли­во­стью сле­до­вали тем, кото­рые живут по образу уго­див­ших Богу, и не сле­до­вали врагам креста Хри­стова, им же кон­чина поги­бель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудр­ствуют3. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к уго­див­шим Ему и рев­ность под­ра­жать им, – в таком случае будем ста­вить свечи и зажи­гать лам­пады перед обра­зами их: то и другое, как види­мое выра­же­ние нашего внут­рен­него света и огня, будет угодно им.

А если в нашей душе тьма бес­про­гляд­ная; если наша жизнь – грех и без­за­ко­ние, что ж тут наши свечки и лам­падки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорб­ляют Гос­пода Бога и святых Его и воз­буж­дают не любовь и милость, а гнев и нака­за­ние. Ведь пред­ставь себе: кто обма­ном и без­за­ко­нием награ­бил мил­ли­оны рублей и думает потом, что десят­ком свечей он не только закроет все свои без­за­кон­ные дела, но еще и милость заслу­жит от Бога, – что он хочет и наде­ется сде­лать? Обма­нуть Гос­пода Бога, под­ку­пить Его святое пра­во­су­дие? Да, страшно поду­мать и ска­зать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Сви­де­тель­ство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим запо­ве­дям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман, — как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его дей­ствия. Но слова, клятвы и дей­ствия отно­сятся к людям; а свечи пред­ла­га­ются Богу и Его угод­ни­кам… И вот чем думают уго­дить Гос­поду Богу, Кото­рый видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может чело­век осле­пить себя. Какой чест­ный чело­век примет что-нибудь от вора и гра­би­теля? Не только не примет, но еще сочтет оскорб­ле­нием, если такой осме­лится явиться к нему с чем-либо. А тут из добы­того обма­ном и вся­че­скими неправ­дами, что тоже воров­ство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они счи­тают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и при­ятно то, что оскор­било бы вся­кого чест­ного чело­века? Поги­бель­ное заблуж­де­ние! Тем больше поги­бель­ное, что они совер­шенно успо­ка­и­ва­ются на своих свечах и убеж­дены, что поста­вив свечи, могут и далее бес­страшно и без­на­ка­занно про­дол­жать делать без­за­ко­ние.

Нет, не так. Послу­шайте, что Гос­подь гово­рил еще евреям, кото­рые, точно также, про­вож­дая нече­сти­вую и без­за­кон­ную жизнь, думали, что если при­но­сят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.

«К чему мне мно­же­ство жертв ваших? Вы при­хо­дите являться пред лице Мое; но кто тре­бует этого от рук ваших, чтобы вы топ­тали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Куре­ние ваше отвра­ти­тельно для Меня. Ново­ме­ся­чия ваши, посты и празд­нич­ные собра­ния нена­ви­дит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше без­за­ко­ний ваших. Когда про­стрете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни моли­лись, – не послу­шаю вас». Вот при­го­вор Самого Гос­пода Бога над всеми жерт­вами, кото­рые при­но­сятся Ему, – значит над све­чами, – когда при­но­ся­щие их не забо­тятся о важ­ней­шем – об уго­жде­нии Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Гос­пода Бога: свечи ваши – мер­зость Ми есть; постов и празд­ни­ков ваших нена­ви­дит душа моя. И кто тре­бо­вал этого от вас? Измый­теся прежде от нече­стий ваших; отьи­мите лукав­ства от душ ваших пред очима Моима, пре­ста­ните от лукавств ваших, научи­теся добре тво­рити, взы­щите суда (будьте спра­вед­ливы и честны) и уже потом являй­тесь сюда со своими све­чами. Иначе, егда про­стрете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умно­жите моле­ние, – не услышу вас.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С серд­цем чистым поставь перед обра­зом свечку, засвети лам­падку дома, – они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наи­мень­шая из всех свечей в церкви, она будет угод­нее Ему тол­стых свечей тех, о кото­рых ска­зано выше. Но, повто­ряем, свечи и лам­пады, сами по себе, без веры и усер­дия нашего, ничего не значат; нико­гда не забы­вайте этого. Не воз­ла­гайте на них ника­ких надежд: они не спасут вас, если сами не забо­ти­тесь и не ста­ра­е­тесь об этом; они не при­не­сут мило­стей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забы­вайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Гос­поду Богу будут отверг­нуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или нахо­ди­тесь во вражде с ближ­ними. Вот что сказал Спа­си­тель наш: если ты при­не­сешь дар твой к жерт­вен­нику, и там вспом­нишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жерт­вен­ни­ком и пойди, прежде поми­рись с братом твоим и тогда приди и при­неси дар твой4. Так и должно быть. Вы при­хо­дите в цер­ковь засви­де­тель­ство­вать Гос­поду Богу свою любовь, свое бла­го­го­ве­ние; но: можно ли истинно любить Гос­пода Бога, не любя своих близ­ких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего нена­ви­дит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию запо­ведь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.

По слову свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского: «Ста­вить свечи перед ико­нами хорошо. Но лучше, если при­но­сишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближ­нему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ста­вишь свечи, а любви к Богу и ближ­нему в сердце не имеешь: ску­пишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «И послед­нее. Свечи надо при­об­ре­тать только в том Храме, куда вы пришли молиться. При­но­сить с собой свечи, куп­лен­ные пусть даже в бла­го­че­сти­вом месте, но за сте­нами Храма, и ста­вить эти свечи перед ико­нами – нельзя.

Свеча, при­об­ре­тен­ная в Храме, для веру­ю­щего – пред­мет почте­ния, она пред­на­зна­чена слу­жить жерт­вою Богу, в воню бла­го­уха­ния духов­ного. Свеча, куп­лен­ная вами за сте­нами Храма и затем при­не­сен­ная в Храм – это не жертва.

При­ме­ча­ния:

1 Каждый ново­рож­ден­ный при кре­ще­нии полу­чает имя какого-нибудь свя­того, молит­вам и покро­ви­тель­ству кото­рого кре­ща­е­мый пору­ча­ется на всю жизнь. Таким обра­зом, святой, как молит­вен­ник, покро­ви­тель и хода­тай пред Богом, дела­ются для чело­века другим Анге­лом хра­ни­те­лем (каж­дому при рож­де­нии дается от Бога соб­ственно так назы­ва­е­мый Ангел хра­ни­тель), почему и назы­ва­ется вообще Анге­лом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего свя­того.

Настав­ле­ние пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину о цер­ков­ной свече. – М.: Мос­ков­ское подво­рье Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *