Как называется философия созданная фейербахом в чем достоинства и недостатки этой философии
Философия л. фейербаха
Философия Людвига Фейербаха(1804 – 1872) считается завершающим этапом германской хорошей философии, известный представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эры в германской и всемирный философии. Основное направление философии Фейербаха – критика немецкого хорошего идеализма и обоснование материализма. Само собой разумеется, материализм как направление философии появился задолго до Фейербаха (в Греции его представителями были Демокрит и Эпикур, в Англии Нового времени – Фрэнсис Бэкон и Джон Локк, во Франции – просветители-материалисты). Но указанные материалистические философские школы были, в основном, внутренним национальным явлением собственного времени и отличались непоследовательностью и несоответствиями, пребывали под сильным влиянием теологии, искали компромисс между существованием Бога и материалистическими идеями (формой аналогичного компромисса был, например, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, главными чертами которого были:
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой немецким материализмом и классической философией XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под громадным влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) стала женой национальные рамки Германии и стала общемировой философией, в особенности популярной в конце и середине XIX – первой половине ХХ вв. В ряде государств, отправившихся по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, кое-какие Африки и страны Азии), материалистическая философия (выросшая на базе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах отвергает мышления тождества и идею бытия, не признает наличия полной идеи – независимой субстанции и превопричины материального мира. Он логически обосновывает невозможность отчуждения (превращения) безотносительной идеи в материальный мир, потому что окружающий мир очевиден и осязаем, тогда как полная мысль являются только предположением разума, выдумкой Гегеля. В целом философию Гегеля Фейербах вычисляет неестественной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма.Сущность данной теории в том, что:
1) единственно существующими действительностями являются причеловек и рода, что есть частью природы;
2) человек будет главным интересом философии; он имеется единство материального и духовного, потому, что мысль существует не сама по себе, а имеется продукт сознания человека;
3) Всевышнего как отдельной и независимой действительности не существует; Всевышний – это плод воображения человека;
4) природа (материя) вечна и нескончаема, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это разные проявления материи.
Особенное место в философии Фейербаха занимает неприятность Всевышнего.В отличие от прошлых философов-материалистов, искавших компромисс между собственными материалистическими взорами и идей существования Всевышнего, – деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций и тесно увязывает проблему Всевышнего с антропологией. Возможно выделить следующиеосновные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
1) Всевышнего как независимой действительности нет; Всевышний – это порождение сознания человека;
2) религия представляет собой глубоко созданную мифологически-фантастическую идеологию, не имеющую ничего общего с действительностью;
3) распространение религии произошло благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
4) корни религии кроются в эмоции бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; идея о Всевышнем – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его аффекты и страх;
5) Всевышний – это совершенный образ человека, созданный человеком, это то, чем желал бы себя видеть человек; Всевышний в конечном итоге не есть творцом, Он имеется творение человека, его разума, тогда как подлинный творец (а не творенье) – человек.
Кроме этого Л. Фейербахом были затронуты вопросы гносеологии. Фейербах был оппонентом И. Канта, что выдвинул теорию об ограниченных непознаваемости и разума познавательных способностях человека внутренней сущности вещей и явления окружающего мира. Напротив, в соответствии с Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума бесконечны. Но безграничность возможностей познания разума наступает не сходу, а начинается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научного прогресса. Сущность данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают потомки». Базу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в базе которых лежит объективная реальность и каковые осознаются разумом. Так, гносеология Фейербаха базируется на материалистических правилах при соуравнении и единении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взглядыФейербаха были обусловлены его антропологической философией. Он считал, что человек – это неповторимое биологическое существо, наделенное волей, разумом, эмоциями, жаждами. Наряду с этим полнокровная реализация человеком собственного «Я» вероятно лишь вместе с «Ты» (другими словами вторыми людьми), т.е. человек может жить лишь в обществе. Базой связей между людьми в обществе, стержнем общества будет религия, которая, согласно его точке зрения, должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (Всевышнего), а на иных правилах. Фейербах был уверен, что нужно отбросить классическую религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви в семьи как наиболее отвечающей природе человека, а смыслом жизни человека будет рвение к счастью.
2.17 Философия XIX века: Фейербах, марксизм — Философия для бакалавров
Философия Фейербаха
Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.
Общая характеристика
Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:
Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:
Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:
Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:
Познание
Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.
Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.
Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.
Этика
Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.
Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.
Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.
Теологическая философия
Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.
Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:
Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.
Основные направления философии Фейербаха
Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.
Биография мыслителя
Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.
Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.
Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.
В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.
Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.
В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.
Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.
Учение Фейербаха о познании
Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.
Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем — самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.
Этика Фейербаха
В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.
Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.
Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.
Основные работы Фейербаха
За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.
В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека. Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней. Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.
Первая книга, которая стала известной — «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.
В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).
В более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) — материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.
Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».
Последнее произведение мыслителя — «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.
Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.
Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.
Философские взгляды мыслителя
Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения — зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.
Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.
Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.
Учение Фейербаха о религии
Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.
В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.
Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.
Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.
Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.
Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.
Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.
Реферат на тему: Философские идеи Фейербаха
Содержание:
Введение
Истоки атеистической и материалистической философской системы Л. Фейербаха
К 20-м годам XIX века учение Гегеля занимало доминирующее положение в духовной жизни Германии. Однако его господство не было абсолютным. Даже в Пруссии границы философии были шире, чем границы гегельянства.
Важно отметить (это обстоятельство имеет принципиальное методологическое значение), что учение Фейербаха возникло не на пустом месте, что материалистическая традиция никогда не исчезла из немецкого философствования. Фейербахианство не могло возникнуть на пустом месте, в связи с предшествующим развитием теоретической мысли.
У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связаны, дополняют и переходят друг в друга. Поскольку философ пришел к материализму через критику религии, а, в свою очередь, эта критика становилась глубже и убедительнее по мере формирования его материалистических взглядов.
Каковы идейные и теоретические истоки атеизма и материализма Фейербаха? Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа.
Первая опубликованная работа Фейербаха была для него и последняя, которую он написал как учитель в высшей школе. Как вольнодумцу он был уволен из Эрлангенского университета. Фейербах целиком посвятил себя литературной деятельности. Одно за другим выходили его историко-философские труды: История философии Нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы (1833), Изложение, развитие и критика философии Лейбница (1837), Пьер Бейль. история философии и человечества (1838).
Критика гегелевского идеализма
В своей работе О критике философии Гегеля (1839) Фейербах выступил против идеалистической системы своего бывшего кумира. Свою критику идеализма он связывал с критикой религии. Он считал, что любое проявление идеализма, в том числе гегелевских взглядов, составляет теоретическую основу религии. Он считал, что учение Гегеля о первичности абсолютной идеи и превращении ее в природу есть религиозная догма, выраженная в рационалистической форме о сотворении мира.
В то же время Фейербах выражает свое несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении философии и религии. Он заявил, что тот, кто не отказывается от философии Гегеля, не отказывается и от теологии. Он утверждает, что учение Гегеля о порождении природы абсолютной идеей является только рациональным выражением богословского учения о сотворении природы Богом.
Фейербах также не согласен с Гегелем в том, что философия Гегеля является абсолютной философией по своему статусу. В качестве возражения он характеризует философию Гегеля как мир прошлого, и как таковой он не может быть путеводителем на будущее.
Философское наследие Фейербаха полно противоречий и критических эксцессов. Возможно, наиболее ярким из них является то, что, критикуя идеализм Гегеля, он не оценил его диалектические идеи и полностью отбросил это интеллектуальное богатство. Тем не менее учение Фейербаха оказало несомненное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Материализм Фейербаха стал одним из истоков формирования марксистской философии.
Критика религии в философии Л. Фейербаха
Философия религии девятнадцатого века. на него во многом повлияли идеи Г.В.Ф. Гегеля, большая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в форме процесса, то есть в непрерывном движении, изменении, преобразовании. и развития, и предпринята попытка раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. В полемике с идеями Г.В.Ф. Гегеля сложились взгляды на религию Л. Фейербаха, К. Маркса и других философов.
Антропологическая сущность религии
Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и, прежде всего, религию. Бог не создал человека, но человека Божьего. Божественная сущность, утверждает Фейербах, есть не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем обожествленная, почитаемая как потусторонняя сущность, то есть Бог.
Буквально все вопросы бытия и познания на основе человеческой сущности Фейербах считает естественными, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Антропологический материализм Фейербаха определил его социально-философские взгляды. Дело в том, что в осмыслении проблем сущности религии, морали, истории и т. д. Немецкий философ исходил из своего понимания сущности человека как абстрактного биологического существа. Он характеризовал человека через единство его чувств, мыслей и воли. Более того, он видел разницу между человеком и животными в наличии особого религиозного чувства, которое человек стремится удовлетворить. Поэтому, полагал Фейербах, возникают всевозможные религии, в том числе христианство.
Но человек воплощает в религии свою сокровенную сущность. Следовательно, необходимо доказать, что это противостояние, тот разлад между Богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад между человеком и его собственной сущностью.
Религия и философия
Спекулятивная философия религии приносит в жертву религию философии, христианская мифология жертвует философией религии. Один делает религию игрушкой спекулятивного произвола, другой превращает разум в игрушку фантастического религиозного материализма. Один заставляет религию говорить только то, что она хочет, другой заставляет говорить вместо разума. Человек не может выйти из себя и поэтому превращает образы религии в свои собственные мысли; другая не может прийти в себя и создает образы.
Противоречие между любовью и верой
Признавая любовь сущностью и целью человеческой жизни, немецкий мыслитель видел в ней решающую силу социального прогресса, в том числе морального. Главный принцип нравственности, проповедуемый Фейербахом, наиболее ярко выражен в его отношении: чтобы люди были счастливы, они должны любить друг друга. Человеческое счастье обусловлено взаимным влечением людей в сердце.
По мнению Фейербаха, любовь к Богу (как отчужденная, ложная форма истинной любви) должна уступить место любви к другим людям. Человек не может найти счастье в одиночку: существует прямая связь между его счастьем и счастьем того, кого он любит. Счастье не может быть односторонним; он либо двусторонний, либо всесторонний. Мыслитель подчеркивал, что мораль, конечно, не знает собственного счастья без счастья других, она не знает и не желает изолированного счастья, изолированного и независимого от счастья других людей или сознательно и намеренно основанного. на их несчастье, он знает только товарищеское, общее счастье.
Фейербах, рассматривая узы моральной любви как эффективные возможности для обретения человеческого счастья, стремился изобразить контуры будущего общества на этих моральных и психологических принципах. Он видел в нем общество любви и справедливости. Желание внести свой вклад в создание такого общества подтолкнуло его в последние годы жизни вступить в ряды Социал-демократической партии Германии.
Идея Фейербаха о необходимости преодоления относительной самостоятельности религии и философии (несмотря на существование религиозной философии) еще не получила и вряд ли получит историческое подтверждение в будущем.
Заключение
Историческое и философское значение творчества Фейербаха определяется фундаментальным характером поставленных им проблем нерелигиозной или постхристианской морали. Это проклятые вопросы не только XIX, но и XX и, видимо, XXI века. Осведомленность о безбожии мира постепенно приобретает свою трагедию. Фейербах был оптимистом, последователем просвещения. Но, возможно, поэтому ему удалось сформулировать гуманистический философский и исторический стандарт для медленно, в муках зарождающегося нового морального сознания человечества.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.