Как называется к чему швартуют корабли

ШВАРТОВКА

Смотреть что такое «ШВАРТОВКА» в других словарях:

Швартовка — маневр по постановке корабля (судна) вплотную или почти вплотную к причальной линии, другому кораблю или стенке, а также закрепление его около них при помоши тросов. Существуют следующие способы швартовки кораблей: швартовка кормой, швартовка… … Морской словарь

швартовка — пришвартовывание, причаливание, пришвартовка, перешвартовка Словарь русских синонимов. швартовка сущ., кол во синонимов: 4 • перешвартовка (1) • … Словарь синонимов

швартовка — ШВАРТОВАТЬ, тую, туешь; ованный; несов., что (спец.). Ставить (судно) на причал, на швартовы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

швартовка — манёвр подхода корабля (судна) вплотную к береговому причалу (пирсу) или к другому кораблю и прикрепления к ним швартовыми (канат, трос) … Морской биографический словарь

швартовка — švartavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laivo pririšimas lynu (laivavirve) prie prieplaukos, plūduro arba kito laivo. kilmė ol. sjortouw – pririšamasis lynas atitikmenys: angl. anchoring the boat vok. Festmachen, n;… … Sporto terminų žodynas

Швартовка — ж. разг. 1. процесс действия по гл. швартовать, швартоваться 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

швартовка — швартовка, швартовки, швартовки, швартовок, швартовке, швартовкам, швартовку, швартовки, швартовкой, швартовкою, швартовками, швартовке, швартовках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

швартовка — шварт овка, и, род. п. мн. ч. вок … Русский орфографический словарь

швартовка — и; ж. Мор. к Швартовать и Швартоваться. Ш. яхты длилась десять минут … Энциклопедический словарь

швартовка — и; ж.; мор. к швартовать и швартоваться. Шварто/вка яхты длилась десять минут … Словарь многих выражений

Источник

Состав швартовного устройства

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют кораблиШвартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

В состав швартовного устройства входят:

швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;

швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);

вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.

Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Крепление швартовного троса на кнехте

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Подготовленное для швартовки рабочее место:

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.

Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.

Использование турачки брашпиля

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.

Переносные стопоры: а) – цепной; б) – растительный

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Крепление переносного стопора к кнехту

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.

На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.

Удержание швартовного троса стопором

Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть фото Как называется к чему швартуют корабли. Смотреть картинку Как называется к чему швартуют корабли. Картинка про Как называется к чему швартуют корабли. Фото Как называется к чему швартуют корабли

Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Источник

Морской словарь для моряков и чайников. Е-К

ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ УКРАИНЫ И РОССИИ А ТАКЖЕ МОРЯКАМ И КОРАБЛЯМ
ПИНСКОЙ,ДНЕПРОВСКОЙ,ДУНАЙСКОЙ И АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИЙ ПОСВЯЩАЮ.

ЕСТЬ!
Морской народ, не многословен,
У них свой язык и терминов не счесть.
Не для них:хорошо,понял,будет сделано-
Морячок скажет старшему:»ЕСТЬ!»

Не стала «металистом» наша цепь,
У корабля другой и особый расскрас,
Каждый скобой цепь свою прицепит-
Зовут украшение ЖВАКА-ГАЛС.

ЖУРНАЛЫ.
Эта книга сургучём зашнурована,
В рубке и машинном всё исписали,
Каждая минута записана,-
«Чёрный ящик» корабля,-морские журналы.

ЗАДРАИВАТЬ.
Это не палубу дрить до дыр,
Во время штормма отсеки и люки прилаживать,
Если нужно, снимай: тельник и мундир,
Команда люки,- ЗАДРАИВАТЬ!

ЗАЕДАТЬ
Приспособы, не стабильны и ламаются,
Со шкивом,бывает верёвку нужно вываживать,
Такелаж в исправности держать стараются,-
Но,- механизмы имеет свойство ЗАЕДАТЬ.

ЗЮЙДВЕСТКА
Во время сильного ветра слетит бескозырка,
Отправится в путь и капитанская кепка,
Эта шляпа с полями не пропустит воды,
Морякам поможет ЗЮЙДВЕСТКА.

ЗЫБЬ
Утихнут бывает волны,
Когда на море внезапно появится сыпь,
Сильный ветер недалеко бродит-
А на корабль нагоняет ЗЫБЬ.

ИДТИ
Пассажиры едут и плавают,
Так они обозначили свои пути,-
Моряки и иначе свой курс называют,-
Завтра с грузом, в Марсель ИДТИ.

ИЛЛЮМИНАТОР
Окна вырубить на борту грубо,
Чтобы осмотреть порт,дали экватор,
Круглые люки украшают с боков судно-
И этот люк света, зовут ИЛЛЮМИНАТОР.

КАБЕЛЬТОВ.
Наверно от него пошло название кабель,
Это важный толстый трос,
Им перетягивают судна и длину мили меряют,-
КАБЕЛЬТОВ его зовёт портовый и матрос.

КАБАЛКА.
На корабле и доке тоже косы заплетают,
Такелаж нельзя держать без толка,
Этой нитью пряди свивают,
Все проблемы решает,- КАБОЛКА.

КАБОТАЖ
Это судно плавает по одному маршруту,
Только в соей державе чтобы не взяли в абордаж,
Каботажные судна тоже возят важные грузы-
Это плавание,- называется КАБОТАЖ.

КАМБУЗ
Святое место на морском корабле,
Здесь свмый важный для моряков и желудка груз,
А кок управляется в своей стряпне,
На корабле важнее места нет,- чем КАМБУЗ.

КАМПАНИЯ.
Это не война и политика скажу заранее,
Корабли готовятся в дальнее плаванье,
Капитан «команду приглашает на свидание»
Всё это называется морская КОМПАНИЯ.

КАНАТ
Если Ты увидел портовой берег,
Тебе придётся швартоваться морской брат,
Толстый подарок на берегу зацепить сумеют-
Прочный и важный морской канат.

КАТ.
Он не рубит морякам головы,
Кран для якоря брат,-
Якорь подымает малый и здоровый,
Тяжелые грузы перемещает КАТ.

КАЮТА.
Не велика она на судне,такие госты,
Но здесь моряк и пассажир найдёт приют,
Специальная кровать,чтобы не паламать кости,
Свободный от вахты,отдыхает в КАЮТЕ.

КВАРТЕРДЕК.
На корме приподнята палуба,
И до фальшботов её разбег,
Сделана из морёного перочного дуба,
На корме примостился КВАРТЕРБЕК.

КИЛЬ
Он основа любого корабля,
И пронесёт его много миль,
Безопасно хотите ходить в моря?!-
Внутренний и внешний поможет КИЛЬ.

КИЛЬВАТЕР
Бот и крейсер прибавляет ход,
Спешит войти в форватер,
Чаек и бакланов обльёт,
След от корабля КИЛЬВАТЕР,

КЛАСТЬ РУЛЬ.
Команда:»Левый на борт!»
Капита китобоев командует БУЛЬ,
Штурвал крутят в правый бок,-
По-морскому это КЛАСТЬ РУЛЬ.

КЛЕТЕНЬ.
Тросы и другие снасти украпляет,
Где трос трётся об рею,мачту и пень,-
Все опасные места переплетут и перевяжут,
От опасных разрывов помогает КЛЕТЕНЬ.

КЛИВЕР.
На бушприте гордо реет парус,
Им удобно ловить попутный ветер.
Пиратам до Тартуги мало осталось,
Их от смерти сегодня спас КЛИВЕР.

КЛИПЕР
Большое с малой посадкой монитор-судно,
Пограничников не подведёт мотор и ветер.
Во все времена речному флоту воевать трудно,
Но не раз вступал в бой быстроходный КЛИПЕР.

КЛОТ-КЛОТИК.
Большое скопление военных кораблей,
На парад строится эскадра и флот,
Специальный кружок на мачте, матает скорей,-
Сигнальные флаги подымает КЛОТ.

КНОП.
На корабле тоже косички заплетают,
Чтобы не зацепится и не вывалится за борт,
Снасти и верёвки собирают,-
Вяжут узел морской под названием КНОП.

КОЖУХ
Термин кожух популярен везде,
Водный и автомобильный тоже,
Надстройка на паровой трубе-
Тоже назвали по образу КОЖУХ.

КОК.
Хочешь получить в лобешник!?
Тогда скажи:»Повар подай суп и пирог!»
Он на судне самый важный:
«Запомни чайник,морского добряка зовут КОК!»

КОНОСАМЕНТ
Если плывут к тебе пограничники и таможня,
Готовь копитан на судно документ,
Грузы посмотреть им тоже нужно-
Предъяви тогда КОНОСЕМЕНТ.

КОРАБЛЬ
Говорят финикийци строили судна,
А на каком тогда смотрел НОЙ в голубую даль!?
Древнюю морскую историю узнать трудно,-
И, кто первый,- дал название КОРАБЛЬ.

КОРМА.
Если вы на это место скажете попа,
Моряки вышвырнут за борт такого дурака,
Здесь лоцманское место и управление судном,-
Эту старушку по прежнему зовут КОРМА.

КАФЕЛЬ-НАГЕЛЬ.
Корабельные снасти необходимо крепить,
Нужен прочный штырь а не кабель,
Железный малый имущество собрать,
Очень прочный,- КАФЕЛЬ-НАГЕЛЬ.

КАФЕЛЬ-ПЛАНКА
Прочная дубовая с отверстиями доска,
Вставлять кафель-нагели для крепёжного замка,
Мамка,- для любого штырька,
Приспособа,- КАФЕЛЬ-ПЛАНКА.

КРАМБОЛ
В плаваньи якорь,должен быть поднят,
Кронштейн на носу в борт вошёл,-
Так они вместе по морю ходят,
А нос корабля украшает якорь одетый на крамбол.

КРАНЕЦ.
Дерево и подушка опсыпана» пробкой»
Чтобы кораблю с причалом танцевать «танец»,
Обматан растительной верёвкой,
От стыковки убережёт судно КРАНЕЦ.

Заданный курс между двух портов,
Так плавают погранци,чтобы грузы зондировать,
Всегда у родных рядом берегов,-
Необходимо крейсеру крейсировать.

КРЕН.
Кренометром наклон отщитай,
Ещё немного и подводный плен.
Один градус и кому в ад а кому в рай,-
Плохая шутка когда у корабля КРЕН.

КРУЧЕ ДЕРЖАТЬ!
Усталый корабль со штормом спорят,
В бухту быстрей бы убежать,
Нужно паруса по ветру прямо,-
Звучит команда:»КРУЧЕ РЕБЯТА ДЕРЖАТЬ!»

КРЮЙСЕЛЬ
Бизань мачта смотрит в небеса,
Марсель конус обнимает снасть,
Блок с низу подымает паруса,-
Помогает при способа КРЮЙСЕЛЬ.

КУРС.
Внимательно не спешите в море, не будете на рифах,
И конечно если капитан не трус,
О мореплавании, много написано в книгах,-
Штурман,-внимательно на карте прокладывай КУРС.

Источник

Словарь морских терминов

Акростоль — декоративная кормовая оконечность.

Ахтерштевень — брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Бак — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок — мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т.д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи команды на корабле.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов — трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балясина — точеный реек, служащий ступеныкой у штормтрапа.

Банка — 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин. 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Банник — деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты и пр., а также при спуске за борт.

Бизань-мачта — первая мачта с кормы судна.

Битенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Блинд — прямоугольный парус, который устанавливали на брушприт.

Блокшив — корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т.д.

Борт — бок, боковая стенка судна.

Боцман — старший из палубной команды судна.

Боцманмат — старший унтер-офицер во флоте.

Брашпиль — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ватерлиния — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Веретено якоря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.

Водоизмещение — вес корабля в тоннах, т.е. количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.

Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Вымбовка — деревянный или металлический рычаг.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галета — сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.

Гафель — рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в нее сзади, к которому привязывались некоторые паруса.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.

Гинцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Гитовы — снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Грот-мачта — вторая мачта от носа судна. На кораблях с 4-мя и более мачтами все мачты между фок-мачтой и бизань-мачтой носили название грот-мачта и нумеровались от носа судна.

Гюйсшток — стойка, на которой поднимается гюйс.

Дек — палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный). Деком называлось и пространство между двумя палубами, где размещался личный состав.

Дирик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подьема.

Дифферент — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Док — бассейн, вырытый в земле и сообщающийся с одной стороны с гаванью. Служит для ремонта, окраски, а иногда и для строительства судов.

Драек — инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Дрейф — отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Иллюминатор — застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.

Кабельтов — мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины

Каболка — самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Камбуз — кухня на судне.

Канонир — рядовой артиллерист в парусном флоте, иногда так назывался офицер командовавший пушечной палубой.

Капер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Каперское судно — в ХV-ХIХ вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженного с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал каперское свидетельство и мог поднимать на корабле флаг того государства, которому служил.

Карронада — короткая чугунная пушка.

Каюта — отдельное помещение на судне для жилья офицеров и пасажиров.

Кают-компания — столовая и место отдыха командного состава корабля.

Квартир-мейстер — младший унтер-офицер во флоте. Отвечал за снабжение судна и команды

Киль — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.

Килевание — наклон судна на бок на столько, чтобы киль вышел из воды.

Клевант — 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2, Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.

Клетень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Клотик — оконечность верхней части мачты

Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.

Кноп — узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.

Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Корма — задняя оконечность судна.

Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель-нагель — деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.

Кринолин — площадка, где размещались гребцы.

Крюйт-камера — пороховой погреб на корабле.

Кубрик — 1. Жилое помещение для команды. 2. Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Легость — 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линек — короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линь — тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели — дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.

Лот — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.

Лотлинь — специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания.

Лоцман — лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т.д.

Люверс — круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марка — несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения. его расплетания.

Марс (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Мателот — соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.

Матрос — лицо из состава верхней команды на судне.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Миля морская — единица длины, равная 1852 метра.

Морская сажень — 6 футов (1.83 м).

Мортира — Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.

Мусинг — кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Набор судна — каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Нагель — деревянный гвоздь.

Нактоуз — ящик или шкалик, на котором укреплен компас.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.).

Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево.

Октан — угломерно-отражательный мореходный инструмент.

Оплетка — конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Орудийный расчет (орудийная прислуга) — личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек — открытая палуба для управления судном; опер-дек — верхняя батарейная палуба;мидель-дек — средняя батарейная палуба; орлопдек — палуба жилых и служебных помещений;трюм — самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.

Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 — 152 миллиметра).

Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пластырь — устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Полубак — носовая надстройка на баке корабля.

Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Прядь — вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок.

Растительный трос — трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)

Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.

Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.

Рундук — ящик или ларь; устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на! фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Свайка — железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других тажелажных работ.

Свистов — тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.

Сей-тали — тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Слабина троса — провисание, излишек не туго натянутой снасти.

Снасти — вырубленные тросы для, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Сплесень — соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.

Стренди — составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.

Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно служившее для перевозки людей и грузов.

Схватка — временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Такелаж — общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.

Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Талреп винтовой — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Тимберовка — капитальный ремонт парусного судна.

Траверз — направление, перпендикулярное к курсу судна.

Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

Трап — лестница на корабле.

Трап-балка — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

Тросы — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.

Трюм — внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.

Узел — единица скорости, равная морской миле в час.

Утка — точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.

Флагшток — верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.

Фок-мачта — первая мачта от носа судна

Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Фрахт — плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами.

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовка — подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.

Швартовное устройство — шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.

Шканцы — самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.

Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30 — 40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив — колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

Шкипер — содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.

Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.

Шпангоут — ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке.

Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.

Штевень — прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.

Штерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подьема на корабль.

Шпринг — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь — цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.

Штурман — помощник капитана, специалист по кораблевождению.

Энтер-дрек — небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним.

Ют — кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.

Юферс — круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *