Как объяснить человеку что он не прав и тебя обидел
Как объяснить человеку что он не прав и тебя обидел
Ольга Юрковская специально для https://bewoman.club
Как сообщить о своей обиде так, чтобы вас услышали
«Ты серьезно обиделась?»
Даже если вы оскорблены в самых лучших чувствах, я настоятельно рекомендую не высказывать обидчику напрямую все, что вы о нем думаете, и, тем более, не устраивать мелкой мести.
Неважно, насколько униженной вы себя чувствуете, действовать, исходя из истерики, нельзя. Пока у вас есть эта яркая, пульсирующая эмоциональная реакция, ваши действия будут неточными и непродуманными. О таких случаях говорят «попал под горячую руку». Вы не сумеете дозировать силу воздействия и наделаете кучу ошибок, о которых потом сильно пожалеете.
Контроль эмоций и расчетливый ответ на обиду
Нельзя допустить, чтобы всплески сиюминутных настроений взяли над вами верх. Нужно остыть, осознать и принять ситуацию. Она уже случилась. Проанализируйте ее и потом уже воздействуйте на обидчика. В идеале вам должно быть безразлично. Хотя это кажется совершенно нелогичным. Ведь вам же сейчас плохо, больно, обидно. Бессознательно вы очень хотите, чтобы другой человек пережил такое же унижение и боль.
Механизм ответной агрессии уже давно изучен учеными. Приматы, которых били (в рамках научного эксперимента), сами начинали бить тех, кто оказался рядом. Так своя боль притуплялась, и животным становилось легче.
Как правило, большинство людей действуют похожим образом. Только вместо физической агрессии в ход идет психологическая. Угрозы, шантаж, требования.
Когда вы обижены, то ожидаете, что обидчик должен отреагировать на ваши попранные чувства определенным образом. Вы его обвиняете — значит, он должен продемонстрировать вину, раскаяться и загладить ее.
Как правило, вы ожидаете каких-то конкретных измеримых действий — извинений, изменения поведения. А если он не собирается ничего делать в ответ? Если для него происходящее совершенно нормально?
Тогда что, нужно обидеться еще сильнее?
К инфантильным людям всерьез не относятся
Много ли внимания уделяют взрослые детским истерикам? Ну подумаешь, поорет ребенок, побросается на пол в супермаркете. Обижаться всерьез — означает регрессировать в инфантильный возраст. Топать ножкой и пытаться по-детски манипулировать. Эта незрелая позиция редко когда позволяет выиграть локальный конфликт и уж точно не добавляет позитива отношениям с людьми.
Ваша боль не является индульгенцией для требований. «Плохо» не дает вам никаких прав в отношении других людей. Напрасно ожидать: «Я сейчас вывалю на тебя свои эмоции, а ты изменись и стань мне удобным». Может, человек и сделает что-то в ответ, но при этом разозлится и почувствует себя использованным. А может быть, просто удивится, почему вы беситесь. В его системе координат все нормально.
Поэтому запомните правило: эмоции предъявлять можно и нужно лишь тогда, когда они остыли. Недаром говорят, что месть — это блюдо, которое подают в охлажденном виде.
Как правильно разрешать конфликт
В спокойном состоянии вы осознанно предъявляете человеку претензию за свои попранные чувства и вызываете нужную вам реакцию — вину за причиненную вам боль. Затем договариваетесь о последствиях (например, что он что-то сделает, а также берет на себя обязательства больше чего-то не делать). Это пример взрослого, нормального взаимодействия.
«Плохо» — это не основание для требований и обвинений. Это основание либо для просьбы, либо для предложения.
Друзей, мужей, жен, детей, близких людей обязательно нужно информировать о ваших болезненных переживаниях. Но только не в формате нападения и крика. Вы же не хотите, чтобы они себя чувствовали обманутыми и использованными.
Хороший способ заявить об обиде
Представьте, что вы с другом в гостях. И за разговором друг начинает рассказывать про вас не то, что вам хочется слышать. Вы понимаете, что влияния на другого человека у вас нет. При этом вы имеете право защищаться любыми удобными способами.
Можете проинформировать друга о том, что вам не нравится этот разговор. Или его поведение. Предупреждаете, что в следующий раз, если это снова произойдет, вы уходите.
Условие должно быть достаточно важное, но желательно не болезненное для человека. Если он снова инициирует неприятный вам разговор — встаете и покидаете помещение.
В следующий раз друг будет себя держать за язык всеми руками и ногами. Просто чтобы не остаться в такой ситуации дураком.
Или, например, человек все время подводит вас, обещает сделать и не делает. Обвинять и требовать нельзя. Что же делать?
Сэндвич из полезной обиды
Есть рецепт, по которому из любой неприятной и обижающей вас ситуации можно выйти с пользой для себя. Неважно, кто перед вами — подчиненный, ребенок или мужчина. Представьте себе такой сэндвич: слой позитива, похвалы, несколько капель критики и большая надежда на то, что все будет хорошо.
1. Начните с позитива
Скажите человеку, как вы его цените и любите, как вам важны отношения с ним. Если это сотрудник, отметьте его хорошую работу. Если муж — его заботу о вас. Если жена — поблагодарите за вкусный ужин, приготовленный ею.
2. Опишите свое видение ситуации. Используйте «я-сообщения»
«Я расстроена, я переживаю, я тревожусь, я не знаю, что делать, не знаю теперь, можно ли на тебя рассчитывать в дальнейшем».
Еще раз напоминаю, что обвинения и «ты-сообщения», оскорбления и наезды — самая большая глупость, которую вы можете сделать.
3. Точно сформулируйте свои ожидания
Например: «Я хочу, чтобы ты приходил вовремя». Или: «Я хочу, чтобы ты звонил мне и предупреждал, когда опаздываешь».
Ваша задача — донести до человека мысль, что у вас есть какие-то «идеальные» ожидания насчет него, и вы предлагаете ему попытаться этим ожиданиям соответствовать.
4. Дайте четкие инструкции
Конкретно сформулируйте, какие изменения вам сейчас нужны, какие реальные действия вас устроят.
Женщины часто этот пункт пропускают. Они вываливают целую кучу эмоций, претензий, обвинений, а что с этим добром делать — партнер не знает. Если вы в состоянии внятно сформулировать инструкцию, скорее всего, вы сумеете договориться. Инструкция должна быть простой и короткой, на два-три пункта. И гарантирую, что 80% проблем в отношениях снимутся.
5. Опишите, что будет, если человек это сделает
Объясните, что вам нужно убедиться, что он к вам хорошо относится и уважает ваше время. Если он сделает то, что вы просите, вам станет хорошо, спокойно и вы снова сможете ему доверять. Опишите, какие бонусы принесет ситуация, если решить ее по приведенному вами сценарию.
6. Поведайте о печальных последствиях, которые наступят, если ситуация не изменится
Если речь идет о вашем подчиненном, то вы будете «вынуждены лишить премии или уволить». Если речь идет о муже, то «не смогу тебе доверять, и это повлияет на наш секс». Если речь идет о друзьях, то «я боюсь, что мы с тобой просто поругаемся». Если речь идет о коллегах, то «не сможем сотрудничать, и все закончится печально».
Не стесняйтесь озвучивать те реальные негативные последствия, которые действительно настанут, если все пойдет не туда.
7. Закончите на позитиве
Выразите надежду, что в следующий раз человек будет действовать в соответствии с вашей просьбой. Подчеркните, что это пойдет на пользу вашему долгосрочному сотрудничеству и улучшит ваши отношения. Или сделает вас обоих довольными и счастливыми.
Всегда заканчивайте на позитиве и с надеждой на счастливое будущее. Даже если вы мечтаете никогда больше не встретиться с этим персонажем. Земля круглая, мало ли кто и когда пригодится.
Если же закончить отношения на словах: «Ты козел и дурак», — когда-нибудь они прилетят бумерангом.
Чаще всего не стоит замалчивать свои обиды. Возможно, вы боитесь конфликтов, которые могут начаться, стоит вам заговорить о своих переживаниях и чувствах. Но конфликт никогда не является проблемой, если вы умеете через него проходить. Это способ стать сильнее в ваших отношениях.
Пустые, формальные отношения без конфликтов никогда не становятся глубокими, сильными, конструктивными и человечными. Две маски, которые ни разу не конфликтовали, так и останутся двумя масками. Помните фильм «Мистер и миссис Смит»? После конфликта их отношения стали такими, что к семейному психотерапевту они пришли похвастаться, а не пожаловаться друг на друга.
Лучший способ убедить кого-то, что он не прав
В споре рождается истина. Так говорят, когда обсуждение чего-то двумя людьми заканчивается принятием общего решения. Но иногда в споре с другим человеком тебе не просто не хочется с ним соглашаться, но даже тяжело слушать его доводы. При этом чем больше он говорит, тем больше ты утверждаешься в своей правоте. Худшее, что ты можешь сделать в такой ситуации, — это продолжать настаивать на своем мнении. Потому что это заставит твоего оппонента принять оборонительную позицию, и он будет еще больше держаться собственных убеждений. Вместо этого прими его точку зрения как часть истины, а затем направь собеседника к самостоятельному признанию собственной неправоты.
Данный подход ведения дебатов был сформулирован еще в XVII веке философом Блезом Паскалем. Он говорил, что лучший способ повлиять на сознание оппонента — это посмотреть на вещи его глазами, а потом дать ему возможность изменить свое мнение. В одной из своих книг Паскаль пишет:
Если ты хочешь указать кому-то в споре, что он ошибается, то начни с признания его правоты. Покажи, что его точка зрения может иметь смысл и ты готов к ней прислушаться. Затем предоставь информацию, которая последовательно вытекает из его слов, чтобы он сам пришел к полному пониманию ситуации. Как объясняет Паскаль, мало кого задевает отсутствие знаний в чем-либо. Знать все невозможно. Но человека может разозлить, когда это незнание используют против него, чтобы поставить под сомнение его интеллект. В этом случае спор неосознанно превращается в личное столкновение и не способен закончиться конструктивно.
Профессор психологии Техасского университета Артур Маркман называет данный подход к дебатам действенным и способным разрешить любые разногласия. Как утверждает Маркман, лояльная риторика ослабляет защитный механизм оппонента и позволяет ему изменить мнение без опасения, что он будет выглядеть глупо. Таким образом дискуссия может превратиться в сотрудничество, а обсуждение — принести плоды за счет словесной транзакции: «Я соглашусь с твоим мнением, но в ответ ты признаешь, что в чем-то ошибся и согласишься со мной». Иногда самый верный способ изменить мнение собеседника — просто дать возможность сделать это ему самому.
GuruTest
Как сказать мужчине, что он не прав: 7 полезных советов психологов
Никто из нас не идеален. Мужчины думают, что они всегда правы, но и они совершают ошибки. Кто-то признает это легче, кто-то не может с этим смириться, но нужно уметь указывать на неправоту своего мужчины правильно.
Так вы не просто сохраните отношения, но и улучшите их, показав свое уважение. Это очень важная ступень развития любой женщины. Ведь научиться правильно указывать на неправоту своему мужчине придется любой даме в любых отношениях. Насколько часто мужчина может быть не прав и по какой причине — это вопрос иной. Сначала необходимо научиться принимать это и принимать возможность необратимости ситуации. Словом, нужен опыт, без которого никуда.
Совет первый: соблюдайте спокойствие, не провоцируйте
На всех этапах переговоров вам необходимо не повышать голос, не пытаться начать давить на мужчину. Абсолютное большинство людей в мире полагает, что женщины представляют собой источник эмоций и несдержанности, импульсивности, но на самом деле таковыми являются мужчины. Когда вы показываете свой негатив, то они сразу на автомате начинают идти против вас. Защищая свою честь, они отстаивают право на звание сильнейшего в своем доме.
Ваше спокойствие не будет его провоцировать, если он сам является нормальным человеком, понимающим и чутким. Если он сохранит это спокойствие, то конфликта не будет. Начинайте и продолжайте разговор всегда в стандартном темпе. Вы увидите, насколько это действенно, уже в первые дни вашего общения. Микропроблемы всегда имеют место, так что почти сразу у вас будет шанс проверить это на деле. Мужчины не могут держать себя в руках и не должны этого делать. Это неправильный стереотип, когда люди думают, что мужчина должен всегда оставаться спокойным. Да, это отчасти так, но не только мужчина, но и женщина должна уметь не давать хода эмоциям.
Совет второй: используйте вспомогательные фразы
Речь идет о тех фразах, которые вызывают уважение со стороны собеседника. Скажите, что вы понимаете позицию своего любимого. Это полезно делать не только в самом начале проблемного диалога, но и в его разгаре. Так советуют делать психологи, которые занимаются изучением коммуникативных навыков людей. Когда вы говорите, что понимаете злость мужчины или его негодование, его позицию, он успокаивается. Это полезно будет делать и на работе, в бизнесе. Это всё тонкости психологии, которые очень полезно знать.
Еще одна вспомогательная фраза: «Я знаю, почему ты злишься». Используйте ее, когда ситуация уже начинает накаляться. Человеку, а в данном случае вашему мужу или мужчине, очень важно знать, что вы понимаете, почему он негодует. Такие фразы можно придумать самостоятельно — разновидностей их великое множество. Основа всего — ваша дипломатичность и понимание.
Совет третий: подходите поближе к любимому человеку
Физический контакт во время ссоры или во время сложной ситуации поможет вам перестать нервничать и отдаляться от мужчины. Психологи говорят, что это крайне важный момент, который не следует упускать никогда. Если вы ругаетесь, находясь на каком-то расстоянии, то вы словно отдаляетесь. Если вы подойдете ближе, то конфликт сразу перестанет развиваться, как минимум.
Стоит еще отметить вашу позу. Руки нельзя скрещивать — тяните их к мужчине или держите открытыми. Это тоже тонкости психологии, которые следует перенять всем девушкам и женщинам без исключения. Если вы все будете делать правильно, то никакой мужчина не будет разговаривать с вами на повышенных тонах.
Совет четвертый: сначала думайте — потом говорите
Обычно большинство людей делает все наоборот, потому что задевают их интересы. В совокупности с самым первым советом о спокойствии обдуманные решения и слова принесут вам только счастье. На долю секунды следует задуматься о том, что могут спровоцировать ваши слова, что они могут значить для вашего мужчины.
Совет пятый: избегайте упреков
Предлагайте решение проблем, а не обсуждайте их причины. Абсолютно все люди реагируют на упреки невероятно агрессивно. Сначала, быть может, все будет в порядке. Но когда-нибудь ваш мужчина взорвется от упреков в его адрес.
Он сразу настраивается относительно вас враждебно, причем нет никакой разницы, пользуетесь вы другими нашими советами или нет. Если вы упрекаете его в открытой позе с добрым лицом, это будет бесить его в разы сильнее. Если вы уж встаете на путь позитива и пацифизма, то следует делать это по всем фронтам.
Совет шестой: никаких клише, стереотипов
Стереотипные фразочки типа «ты меня не уважаешь», «тебе только это и нужно», «все вы, мужики, одинаковые» являются взрывоопасными. Мало того, что мужчина может усомниться в ваших умственных способностях, так еще он может и почувствовать, что вы пытаетесь им манипулировать.
Особо умные представители сильного пола сразу поймут, что вам нечего сказать, что вы просто хотите прижать его к стенке и заставить делать то, что нужно вам. Другие просто не поймут вашего посыла. Строго говоря, эти фразы в долгосрочной перспективе работают только против вас.
Совет седьмой: не отстаивайте точку зрения, а пытайтесь понять мужчину
Не получится навязать или доказать что-то другому человеку, если он не настроен на диалог. Когда люди кричат друг на друга или спорят, они оба остаются при своем. Если вы попытаетесь понять человека, то вероятность того, что получится адекватный разговор, будет намного выше. Попробуйте не переступать черту, за которой ваш диалог станет похож на спор. Это очень важно.
Сказать своему мужчине, что он не прав, можно так, что он будет любить вас еще больше. Не бойтесь высказывать свое мнение, но делайте это по правилам. Это один из тайных ключей к сердцу мужчины. Если он увидит на ранних этапах общения, что вы умеете вести диалог, он ваш.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
Как рассказать близкому человеку о ваших обидах
Общение с родными, друзьями или возлюбленными существенно отличается, скажем, от общения просто со знакомыми, соседями или коллегами. Именно по-настоящему близкие люди часто ранят нас больнее всего. И либо это выливается в скандалы, либо мы терпим такую ситуацию годами, хотя она причиняет нам серьезный дискомфорт, а порой становится и вовсе невыносимой. Есть ли какой-то третий путь?
Если мы сталкиваемся с человеком лишь в какой-то одной плоскости – к примеру, по работе или на основе общих интересов, то мы не ждем от него слишком многого. Сослуживицу, соседку или приятельницу по кружку кройки и шитья мало интересует, как мы выглядим, умеем ли мы готовить или как мы воспитываем своего ребенка. А вот близкая подруга уже может отпустить пару-тройку замечаний по поводу нашей внешности или образа жизни. Если же вы живете с родителями, с мужем, со свекровью, то каждый из них может высказать вам то, что думает по данному поводу.
«Что это ты сегодня так вырядилась? Да и на голове воронье гнездо, когда в парикмахерскую сходишь?» – интересуется подружка. А если видит, что вам это не понравилось, может добавить: «Ну я же добра тебе желаю, потому и делаю замечания! Ведь если не я, то кто же? Я тебе подруга, а значит, имею право тебя критиковать!»
«У всех дети как дети, одна ты неудачница! И деньги не умеешь зарабатывать, и муж у тебя никчемный!» – выговаривает мама, когда вы остаетесь с ней наедине.
Очень часто мы предпочитаем в ответ на такие реплики промолчать. «Чтобы не обострять отношения», как говорим мы сами себе. Потому что, какая ни есть, она подруга… И мама у нас одна… И свекровь все-таки мать мужа, и с ней лучше не ссориться… И на мужа лучше не огрызаться, а то еще бросит, а как же вы без кормильца и главы семьи?
Мы можем даже уговаривать себя в глубине души, что близкие правы, критикуя нас в обидной форме. Что они действительно хотят нам добра. И говорят такие обидные вещи именно потому, что они – близкие люди. А раз близкие, то, значит, имеют право нас обижать…
Между тем обиды копятся как снежный ком. И в один прекрасный день мы посылаем подругу, которая так о нас печется, к черту, хлопаем дверью в маминой квартире, обещая, что больше у нее не появимся, высказываем свекрови все, что о ней думаем, уходим от мужа, осознав, наконец, что он нас не любит… И остаемся одни до тех пор, пока не появляются другие люди из «ближнего круга», которые начинают точно так же нас обижать.
События могут развиваться и по иному варианту. На обидное замечание мы каждый раз отвечаем колкостью и претензиями в адрес собеседника в стиле «сам дурак», напоминая ему, что у него, в свою очередь, не так… Да, обе стороны выпускают пар, но при этом мотают себе нервы. И рано или поздно это заканчивается отчуждением или прекращением отношений.
Давайте сначала ответим на вопрос – зачем близкие люди нас обижают? Потому и обижают, что мы «свои». До чужих ведь нам, собственно, и дела нет… При этом они могут быть искренне убеждены в том, что, указывая нам на наши просчеты и недостатки, творят благо… Что же происходит на деле? А на деле они самоутверждаются за наш счет, испытывая удовлетворение от того, что мы оказались хуже их. Подруга – любительница покритиковать – сама может быть плохо одета, причесана и несчастлива в личной жизни. Мама ничего не добилась в жизни и теперь выживает на крохотную пенсию и то, что вы ей подкидываете. Свекровь сама лентяйка и неумеха, а муж приносит денег с гулькин нос, и его любимое занятие – поваляться на диване, напившись пива…
Что же делать? Научитесь не просто давать отпор, а говорить близким о ваших чувствах. Обычно в ответ на чей-то выпад мы молчим, начинаем оправдываться, или скандалим… А почему бы не сказать: «Почему ты говоришь мне такие вещи? Ведь я тебе ничего подобного не говорю! Неужели ты не понимаешь, что делаешь мне больно? Зачем ты несешь мне этот негатив?»
Апеллируйте к чувствам, а не к разуму. Не оскорбляйте, не обзывайте человека в ответ, объясните ему, что вам неприятно, раз он так к вам относится. Можно сказать: «Почему-то моих достоинств ты вовсе не замечаешь, зато обращаешь внимание на малейшие промахи». Не бойтесь спросить: «Раз я так плоха, может, нам перестать поддерживать отношения?» Вряд ли эти люди всерьез заинтересованы в том, чтобы с вами порвать. А если уж они «наезжают» на вас именно для того, чтобы свести отношения на нет, то зачем вам вообще нужно такое общение? Еще хороший вопрос: «Скажи, ты меня уважаешь?» Понятно, что вы не задаете его, так как боитесь получить ответ типа: «А за что тебя уважать?» Но тогда все сразу встанет на свои места, и вы поймете, что держаться за такие отношения не стоит. Другие варианты вопроса: «Ты меня не любишь?» или: «Я тебе не нужна?». Порой угроза разрыва заставляет человека пересмотреть свое поведение.
Можно в тактичной форме рассказать о ваших собственных претензиях в адрес человека, чтобы он понял: у вас их не меньше, чем у него, но вы до поры до времени держите их при себе. Это путь к тому, чтобы договориться. Может, обеим сторонам стоит пообещать поработать над своими недостатками. Но беседа обязательно должна быть двухсторонней!
Всегда помните: если человек дорожит вами, он не станет намеренно поступать так, чтобы вам с ним было плохо. Если же вы ему не дороги и он не собирается считаться с вашими чувствами, то смысла поддерживать отношения нет никакого. Постарайтесь дистанцироваться от такой личности.
Как объяснить человеку что он не прав и тебя обидел
Итак, тебе кинули обидку. И причину объяснять не хотят. А может быть, тебя даже начали игнорировать? Как бы то ни было, я расскажу тебе, что делать, если на тебя обиделись.
Это повсеместная проблема. Кто-то в твоей жизни на тебя обиделся. Это может быть друг, подруга, половой партнер, коллега… Так или иначе, это человек, с которым ты проводишь много времени. Вдруг что-то случилось, и этот человек обиделся, да еще и не на шутку. Что делать в такой ситуации?
Сегодня поговорим об этом.
То, о чем дальше пойдет речь, применимо не только к друзьям и подругам, а ко всем, с кем у тебя есть какие-либо отношения, деловые, романтические и пр.
И прежде, чем я расскажу, что нужно сделать, нам надо прояснить парочку вещей.
Две вещи, которые следует осознать, если на тебя обиделись
Есть пара моментов, которые нужно осознать, прежде чем переходить к каким-либо действиям.
1. Каждый человек несет полную ответственность за свои эмоции.
Если человек убежден, что его кто-то обидел, оскорбил или в принципе создал в нем любые негативные эмоции, то он играет в жертву, снимая с себя ответственность за свое эмоциональное благополучие. Когда он избавляется от менталитета жертвы, он начинает видеть, как сам создает всю свою жизнь в каждый момент времени. В частности, это означает, что он сам создает свои эмоции.
Говорю я это к тому, что если у твоего друга/партнера/коллеги обида, а ты не осознаешь, что его обида — его вина, то ты на автомате будешь дергаться из стороны в сторону, в тревоге пытаясь как-либо поправить ситуацию.
Тебе также нужно осознавать, что дергаешься ты не из-за обиды того человека на тебя, а из-за своих собственных “тараканов”.
Какие это тараканы?
Вот это и есть второй момент.
2. Если тебе очень неприятно от того, что на тебя обиделись, копни себя. Ты увидишь там страх и чувство вины.
Давай начистоту. Тебя не волнует то, что на тебя обиделись! Не это привело тебя на мою страничку.
Ты здесь потому, что тебя гложет чувство вины за то, как ты себя якобы повел, или повела, в той ситуации. В голове у тебя бубнеж, и содержимое этого бубнежа можно свести к “это я виноват”, “нет, это он виноват», “нет, это я виноват”…
Виноватым себя никто не хочет чувствовать, потому что с детства все мы это чувство не любим. И с детства этим чувством всеми нами манипулируют.
Как бы то ни было, рядышком с твоим чувством вины находится страх. Страх потерять этого человека.
Проработай страх его потерять
Особенно этот страх проявляет себя, когда человек на фоне своей обиды принимает решение тебя игнорировать. Твой страх обязательно будет подливать масла в огонь твоего негативного внутреннего диалога, связанного с тем инцидентом и последовавшей обидой.
И, кстати, чем ближе тебе этот человек, тем сильнее будут страх и чувство вины
Дело опять же в детстве! Ведь в детстве родители были твоими самыми близкими людьми, и именно в тех отношениях с родителями начали резонировать страх и чувство вины. Как заставить ребеночка вести себя определенным образом?
На фоне этого типичного для многих родителей манипулирования-программирования у тебя и выработалась склонность эмоционально зависеть от одобрения других людей. А эмоциональная зависимость — это подсознательный корень как чувства вины, так и чувства обиды.
Ок, допустим, ты эти вещи осознаешь. Что же, наконец, делать с тем, кто обиделся на тебя?
Что делать с обиженным?
Действия должны вытекать из здравомыслия, трезвого восприятия и без автоматического реагирования. Если ты сейчас не воспринимаешь все трезво, на автомате тебя так и прет что-нибудь написать или сказать этому человеку, а голова переполнена мыслями на его счет, действовать тебе еще рано, и следует озаботиться работой над собой.
Работа над собой в данном случае направлена на то, чтобы отбросить свои убеждения и представления насчет сложившейся ситуации и начать осознавать ситуацию, как есть. Вот, что тебе следует проработать:
Далее, необходимо встретиться с человеком. Твоя задача на этой встрече — не извиняться перед ним, а помочь ему разобраться со своей обидой.
И помогать нужно при личной встрече.
Предложи ему встретиться и в спокойной манере все высказать.
Обрати внимание, я не сказал, чтобы ты извинялся! Извиняться пока что рано.
Если ты сейчас начнешь извиняться, ты тем самым выдашь свои страхи и чувство вины с головой! Человек это почувствует, и подсознательно поймет, как он может использовать эти глубоко сидящие в тебе вещи, чтобы тобой поманипулировать.
Не делай этого! Просто пригласи человека встретиться.
Напиши или позвони, пригласи на чашку чая или кофе, потому что ты все же хочешь узнать, что случилось, и что у нее/него “в голове”. Тебе сложившаяся ситуация не нравится, и ты хочешь в ней разобраться.
Если человек согласится встретиться, переходи к следующему пункту.
Если человек не хочет встречаться, то все очень просто.
Это значит, что ты прекращаешь контакт.
Предложив встретиться и обсудить его мусор, его тараканы, его проблемы — это уже жест доброй воли. Если этот жест отвергают, то ты реально ничего не можешь сделать. Ни для этого человека, ни для отношений с ним.
Разве это не эгоизм?!
Если тебе кажется, что это эгоизм, напоминаю, что я пишу с позиции человека, который проработал страхи и чувство вины.
Обвинение в эгоизме работает только с теми, кто еще не освободился от своих страхов и чувства вины. Эгоизм – это как раз хорошее слово, чтобы нажать на кнопочку “чувство вины” и вынудить человека действовать в угоду себе. Но как только у этого человека чувство вины прорабатывается, как и страх показаться эгоистом, то видно, что никакого эгоизма у него не было.
Были лишь попытки им проманипулировать при помощи обвинений в эгоизме + непонимание ответственности за свои эмоции.
Но когда это понимание есть, из него вытекает рациональное действие. Если человек не в состоянии со своей обидой разобраться, ты ему предлагаешь помочь и выговориться о своей проблеме, а он не принимает этого, а значит — скатертью дорога.
Это понимание также означает, что не нужно ему звонить и написывать.
Окей, допустим, человек все же согласился увидеться. Отлично. Это значит, что хотя бы чуточка осознанности в нем есть и он хочет разобраться в себе, а не сваливать все на тебя, как это делают жертвы.
Вот вы на встрече. Что дальше?
Не реагируй. Не извиняйся. Просто задавай вопросы и слушай.
Твоя задача здесь — превратиться в ухо.
Ты работаешь чуть ли не как терапевт. Тебе нужно дать высказаться человеку. Чтоб он не брызжал слюной в обиженном одиночестве, а вытащил на поверхность свои обиды в беседе с тобой.
Но что важно — не надо оправдываться. Ведь не ты несешь ответственность за его эмоции.
Лучше задавай вопросы.
Задавая такие вопросы, ты осуществляешь рефрейминг в уме своего собеседника. До разговора с тобой его позиция была такая:
Сейчас же, позиция все больше начинает быть похожа на такую:
Были совершены определенные действия. У меня произошли определенные реакции. У меня возникла обида.
Без каких-либо обвинений или извинений, тебе удалось добиться того, что человек, хотя бы отчасти, начал осознавать, что твое поведение и его обида — две разные вещи.
Одна вещь следует за другой, да. Но это не значит, что одна вещь вызывает другую. И уж тем более это не значит, что ты несешь ответственность за обе вещи.
И только если у собеседника появляется это разграничение между твоим поведением и его реакциями, следует затрагивать извинения.
Нужно ли извиняться, если на тебя обиделись
Извиняться надо, но только если это целесообразно.
Если видишь возможность изменить свое поведение в будущем, извинись. Затем предложи альтернативу своему поведению.
Разные ситуации приводят к обиде на тебя.
Иногда люди будут на тебя обижаться, а ты в своих действиях не будешь видеть ничего, что можно было бы изменить.
Например, если друг на тебя обиделся по сущей фигне, тут не за что извиняться.
Выслушай человека, и все на этом. Если после разговора с тобой у собеседника не произошло осознания толики ответственности за свои обиды, ты больше ничего не сможешь сделать. Поэтому так и говори.
Что если на тебя обиделись на ровном месте?
Допустим, коллега обиделся на твою критику его поведения.
Если эта критика была необходимой мерой, то нужно спокойно дать человеку понять, что ты будешь продолжать критиковать его и дальше. Нет никакой объективной необходимости менять свое поведение, если критика обязательна.
Это не имеет отношения к нему, как к личности, но его поведение ты будешь критиковать, и даже сдерживать себя не собираешься. У человека тогда произойдет перестройка его ожиданий, и он не будет в будущем обижаться. Обижаются тогда, когда ожидают лишнего.
Если его это совершенно не устраивает, тогда пусть человек думает, что хочет и делает, что хочет. У тебя нет ни страха, ни чувства вины (если есть, прорабатывай). Поэтому ты спокойненько дашь ему возможность продолжать обижаться и дальше, а вести себя будешь так, как посчитаешь нужным.
Есть и другая ситуация.
Что если ты намеренно спровоцировал его обиду?
Допустим, поведение твоего друга было тобой раскритиковано на автомате, при всех, с насмешками — и ему теперь обидно.
Здесь ты уже можешь разглядеть возможность для изменения своего поведения в будущем. И точно так же, как человек в беседе с тобой вытащил на поверхность своих тараканов, ты можешь вытащить и своих.
Открываясь таким образом, ты показываешь человеку свою готовность разбираться в себе, и не сбрасываешь с себя ответственность за свое поведение.
Ты подаешь человеку пример. Взяв на себя ответственность за свое поведение, ты косвенным образом предлагаешь ему взять ответственность за свою обиду. Возьмет он ее или нет — это отдельный пункт, о котором ниже.
Сейчас и только сейчас, когда в этом инциденте тобой было изолированно твое собственное поведение, которое ты можешь изменить в будущем… имеет смысл извиняться.
Как следует извиняться, если на тебя обиделись
“ Я прошу прощения за такое поведение. Я постараюсь в будущем так не делать ”.
Ты не обещаешь, что больше так не будешь делать никогда. Ты обещаешь постараться больше так не делать. Это куда более правдивое обещание.
Если ты видишь ясно, что в будущем можешь поступить иначе, добавь это.
“ Я постараюсь в будущем так не делать. Я постараюсь сразу же высказывать тебе то, что мне не нравится, в спокойной и дружелюбной манере, а не держать это в себе, чтобы потом выливать это на тебя в тот момент, когда ты будешь наиболее уязвим для критики ”.
Задача такого извинения — показать человеку, что ты несешь ответственность за свое поведение и имеешь намерение его исправить.
НО НИКОГДА НЕ ИЗВИНЯЙСЯ ЗА ЕГО ОБИДУ!
Это главное. Извиняйся за конкретные вещи, которые имеют отношение к тебе и только к тебе. Его обида — не из таких вещей.
Ок, теперь, когда разговор на эту тему с другом/коллегой/партнером подходит к концу, парочка слов на тему конечной реакции твоего собеседника.
Возьмет ли он ответственность за свою обиду или нет?
Что делать, если он не перестанет обижаться?
Допустим, все эти шаги тобой проделаны. Высказано все, что можно было высказать. Все это было сделано с позиции дружбы/любви и сопереживания.
А он все равно не хочет брать на себя ответственность за свою обиду…
Значит, нужно этого человека отпустить.
Вы находитесь на разных частотах. Ты находишься на частоте осознанности, он — на частоте автоматизма и беспомощности. Беспомощность буквально означает, что ты больше ничем не можешь ему помочь.
У тебя нет чувства страха и вины — а значит, ты не будешь менять свое поведение в ущерб себе только лишь ради того, чтобы ему было легче. Значит, ты больше ничего не можешь сделать. Расслабься. Прочитай мою статью Как выкинуть человека из головы.
Конечно, если этот человек — твой муж или жена, то у меня нет легких советов. Ты в не простой ситуации, и приятных советов тут нет и быть не может.
Если человек не готов “сотрудничать” с тобой в вопросе выгребания мусора из собственной башки, в первую очередь ради самого себя, а уже потом — для тебя и ваших отношений, то у меня уже к тебе вопрос.
Как тебя вообще угораздило оказаться рядом с таким человеком?
Ведь сейчас очевидно, что вы на разных волнах, о чем я только что написал. Может быть, когда-то вы были на одной, но это в прошлом.
Не надо отрицать очевидных вещей. И не беги от необходимых выводов, которые нужно сделать. Не исключено, что эти отношения нужно прекращать, какими бы сложными не были последствия.
Что делать — решать тебе.
А что, если он захочет перестать обижаться?
Что если произошло чудо, и человек воспрял духом, осознав свою ответственность за собственные обиды, и захотел от них избавиться?
Если начнет работать над собой, то потом будет тепло вспоминать этот инцидент с обидой на тебя как отправной пункт в прокачке своей осознанности.
И тебе спасибо скажет.
Турбо-суслик: очисти свой ум, отпусти все обиды и обрети эмоциональную свободу!
Подпишись на БЕСПЛАТНУЮ рассылку о системе Турбо-суслик и получи на почту книгу руководство.
Никакого спама или болтовни! Рассылка состоит из восьми писем, в которых раскрываются аспекты применения замечательной системы Турбо-Суслик (отношения, деньги, освобождение от прошлого и пр.). Ссылка на скачивание будет доступна сразу после оформления подписки.