Как объяснить что такое местоимение
Что такое местоимение?
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.
Чтобы узнать, что такое местоимение как часть речи в русском языке, обратимся к его морфологическим признакам, постоянным и непостоянным.
Происхождение слова «местоимение»
Сначала выясним, что значит сам термин — «местоимение». Это слово заимствовано из старославянского языка. В этом древнем языке оно было создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое возникло способом сложения слов «анти», что значит «вместо», и «онима», которое переводится как «имя». В старославянском языке этот термин был образован слиянием сочетания слов «вместо имени» с помощью суффикса -й-. А начальное «в» исчезло в результате фонетических процессов. Так появилось в русском языке слово «местоимение».
Местоимение — это самостоятельная часть речи
Местоимение занимает особое положение в системе частей речи русского языка. Другие части речи конкретно называют предметы, например имя существительное; обозначают их признаки, как имя прилагательное; количество предметов и порядок их при счете, как числительное.
Местоимения отличаются от знаменательных частей речи тем, что они не имеют конкретного, реального, вещественного значения, то есть не называют и не обозначают предметы и их признаки, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Почтовый голубь может лететь много часов подряд. Он возвращается в свою голубятню из любого места.
В смешанных лесах живут многие птицы. В наших лесах живет филин — одна из самых крупных сов мира.
Три ягоды лежит на тарелке. Сколько ягод лежит на тарелке?
Местоимения обладают уникальной способностью замещать слова других частей речи. С этой точки зрения различают группы слов:
Как и любая самостоятельная часть речи, местоимение обладает набором определенных морфологических признаков, одним из которых укажем разряд.
Разряды местоимений
Семантический разряд является постоянным морфологическим признаком всех местоимений. По значению и грамматическим признакам выделяют следующие разряды местоимений:
Его лицо стало грустным.
который? чей? сколько?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
нечего, никакой,
ничей, нисколько
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
любой, всякий, целый,
иной, весь, другой
Завтра все покажется иным.
таков, тот-то, такой-то,
столько, столько-то
Столько радости было в ее глазах!
Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе.
У личных местоимений постоянным морфологическим признаком является грамматическая категория лица.
Как изменяются местоимения
Местоимения обладают непостоянными грамматическими признаками падежа, рода и числа.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов, имеющих застывшие формы одного или двух падежей:
Указательные местоимения «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Понаблюдаем, как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень и возникают супплетивные формы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) | тобой (тобою) | им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Посмотрим, как склоняются местоимения-прилагательные, имеющие непостоянные грамматические признаки рода и числа.
Падеж | Муж. род | Жен. род | Ср. род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | мой | моя | моё | мои |
Р. п. | моего | моей | моего | моих |
Д. п. | моему | моей | моему | моим |
В. п. | мой (моего) | мою | мой (моего) | мои (моих) |
Т. п. | моим | моей | моим | моими |
П. п. | о моём | о моей | о моём | о моих |
Местоимения-числительные изменяются только по падежам.
Падежи | Местоимения-числительные | |
---|---|---|
И. п. | ско́лько | столько |
Р. п. | ско́льких | стольких |
Д. п. | ско́льким | стольким |
В. п. | ско́лько | столько |
Т. п. | ско́лькими | столькими |
П. п. | о ско́льких | о стольких |
Синтаксическая роль местоимений
Синтаксическая роль местоимений в предложении довольно разнообразна. Местоимения могут являться любым членом предложения по той причине, что они замещают слова разных частей речи. В зависимости от того, что они замещают в речи, существительное, прилагательное или числительное, и какой член предложения поясняют, местоимения выполняют синтаксическую роль
Примеры
Что-то послышалось из-за двери дома: то ли шорох, то ли скрип.
Их ответ был для нас неожиданным.
Сегодня у нас появилась прекрасная возможность пойти на выставку.
Несколько дней солнце не выглядывало из-за густой пелены облаков.
Видеоурок
Подборка правил: местоимение
Подборка правил: местоимение (определение, разряды, склонение, правописание).
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их (я, они, кто, что, который, несколько, некто, тот, этот, ваш, свой).
Постоянным признаком местоимений является принадлежность к одному из девяти разрядов.
1. ЛИЧНЫЕ — я, мы (местоимения 1-го лица); ты, вы (местоимения 2-го лица); он, она, оно, они (местоимения 3-го лица). Морфологические признаки — падеж, число, род.
2. ВОЗВРАТНОЕ — себя. Морфологические признаки — падеж.
3. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ — кто? что? каков? чей? который? сколько? Морфологические признаки — падеж, число, род.
4. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ — кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Морфологические признаки — падеж, число, род.
6. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ — никто, ничей, нисколько, никакой, нечего и др. Морфологические признаки — падеж, число, род.
7. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ — мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их. Морфологические признаки — падеж, число, род.
8. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ — тот, этот, такой, таков, такое, столько. Морфологические признаки — падеж, число, род.
9. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ — весь, всякий, сам, каждый, иной, любой и др. Морфологические признаки — падеж, число, род.
Непостоянные признаки
Склонение личных местоимений
Начальная форма местоимений – именительный падеж единственного числа.
Склонение притяжательных местоимений
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета кому-либо.
Правописание местоимений
ЗАПОМНИ: не кто иной, как.
Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного.
Для взрослых, хорошо владеющих русским языком, подобрать подходящее по смыслу местоимение (он, она, оно, они) вместо знакомого ему слова (существительного) – наипростейшее дело. Некоторым дошкольником сделать то же самое, при этом без ошибок и быстро, довольно трудно. Также трудно подобрать и правильное окончание прилагательного, даже и в устной речи.
В данной статье предложены упражнения для развития указанных навыков. Также мы приводим краткие определения что такое существительное и прилагательное, и объясняем, как определить род существительного.
Еще не так давно, в некоторых детских садах разбирали эти вопросы в подготовительных группах, не считая это преждевременным занятием. Нужно ли ребенку до школы знать, что такое существительное, прилагательное, какого рода могут быть существительные – выбор ответа на эти вопросы остается за родителями.
Упражнение № 1 (тест).
Рекомендуем Вам распечатать все упражнения и вычеркивать правильные ответы. Неверные ответы – подчеркивать и впоследствии возвращаться к этим словам.
Для удобства анализа даем упражнения в виде таблиц, но слова надо называть ребенку в случайном порядке (не последовательно) из разных столбцов.
«Я буду читать слова, а ты скажи, каким словом из четырех можно его заменить: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Например, я говорю слово «САМОЛЕТ», а ты говоришь: «ОН».
Если ребенок ответил без ошибок, можно переходить к упражнению №4. В случае ошибок нужно переходить к упражнениям №2, №3.
1) «Перечисли времена года и скажи, какими словами можно их заменить: ОН, ОНА, ОНО».
ОТВЕТ: ЗИМА – ОНА, ВЕСНА – ОНА, ЛЕТО – ОНО, ОСЕНЬ – ОНА.
2) «Перечисли части суток (время суток) и скажи, какими словами их можно заменить».
ОТВЕТ: УТРО – ОНО, ДЕНЬ – ОН, ВЕЧЕР – ОН, НОЧЬ – ОНА.
3) «Перечисли дни недели и скажи, какими словами их можно заменить».
ОТВЕТ: ПОНЕДЕЛЬНИК – ОН, ВТОРНИК – ОН, СРЕДА – ОНА, ЧЕТВЕРГ – ОН, ПЯТНИЦА – ОНА, СУББОТА – ОНА, ВОСКРЕСЕНЬЕ – ОНО.
«Я буду называть слова, а ты попробуй добавить слово, отвечающее на вопрос: КТО или ЧТО?»
1) Взрослый говорит слово КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ или КАКИЕ, ребенок продолжает (взрослый задает ребенку вопрос, а ребенок придумывает существительное).
Далее дана таблица для примеров слов:
2) Взрослый называет ребенку прилагательное, а ребенок придумывает существительное.
Аналогично, для слов: НОВЫЙ, НОВОЕ, НОВАЯ, НОВЫЕ.
«Я буду называть слова, отвечающие на вопрос: КТО или ЧТО, а тебе нужно к этому слову подобрать подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос: КАКОЙ?». Желательно, чтобы ребенок отчетливо произносил окончание прилагательного!
КЛУБНИКА (КРАСНАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ, АРОМАТНАЯ) …
ДЕНЬ (ПАСМУРНЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, ДЛИННЫЙ, КОРОТКИЙ) …
ОСЕНЬ (РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, РАЗНОЦВЕТНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ) …
ОБЛАКО (ОГРОМНОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, БЕЛОЕ, СЕРОЕ, ПРИЧУДЛИВОЕ) …
ИГРУШКА (ИНТЕРЕСНАЯ, ЗАБАВНАЯ, НЕОБЫЧНАЯ, КРАСИВАЯ) …
ЛЕТО (ЖАРКОЕ, ЗНОЙНОЕ, ПРОХЛАДНОЕ, ДОЖДЛИВОЕ) …
РОЗЫ (ДУШИСТЫЕ, МЕЛКИЕ, КРУПНЫЕ, СВЕЖИЕ, КРАСНЫЕ) …
Упражнение можно продолжать с придуманными Вами словами.
Упражнение №7 (рекомендуется в тех случаях, когда родитель хочет дать представление ребенку: что такое существительное, какие бывают существительные по роду, что такое прилагательное?)
Существительные (имена существительные) – слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы: КТО или ЧТО?
Прилагательные (имена прилагательные) – слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?
«Укажи существительные и прилагательные в следующем предложении».
1) Разноцветная радуга появилась на синем небе сразу после весенней грозы.
Существительные : радуга, небо, гроза.
Прилагательные : разноцветная, синее, весенняя.
Замечание: если у ребенка возникли трудности с поиском существительных и прилагательных, то перечитайте предложение заново и укажите правильные ответы.
2) Маленькая рыбка увидела огромную зубастую щуку и спряталась под большим камнем.
Существительные : рыбка, щука, камень.
Прилагательные : маленькая, огромная, зубастая, большой.
Вводим понятие рода.
Далее обсудите с ребенком, к какому роду относятся следующие слова:
При необходимости (в случае ошибок), можно продолжать обсуждать рассмотренные в статье темы с ребенком во время прогулок, но важно здесь не злоупотреблять, иметь чувство меры.
Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!
Объяснить ребенку что такое местоимение
Что такое местоимение
Объяснить ребенку что такое местоимение. Что такое местоимение? Постоянные морфологические признаки местоимений.
Что такое местоимение?
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.
Чтобы узнать, что такое местоимение как часть речи в русском языке, обратимся к его морфологическим признакам, постоянным и непостоянным.
Происхождение слова «местоимение»
Сначала выясним, что значит сам термин — «местоимение». Это слово заимствовано из старославянского языка. В этом древнем языке оно было создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое возникло способом сложения слов «анти», что значит «вместо», и «онима», которое переводится как «имя». В старославянском языке этот термин был образован слиянием сочетания слов «вместо имени» с помощью суффикса -й-. А начальное «в» исчезло в результате фонетических процессов. Так появилось в русском языке слово «местоимение».
Местоимение — это самостоятельная часть речи
Местоимение занимает особое положение в системе частей речи русского языка. Другие части речи конкретно называют предметы, например имя существительное; обозначают их признаки, как имя прилагательное; количество предметов и порядок их при счете, как числительное.
Местоимения отличаются от знаменательных частей речи тем, что они не имеют конкретного, реального, вещественного значения, то есть не называют и не обозначают предметы и их признаки, а приобретают в речи значение того слова, на которое указывают или вместо которого употребляются.
Почтовый голубь может лететь много часов подряд. Он возвращается в свою голубятню из любого места.
В смешанных лесах живут многие птицы. В наших лесах живет филин — одна из самых крупных сов мира.
Три ягоды лежит на тарелке. Сколько ягод лежит на тарелке?
Местоимения обладают уникальной способностью замещать слова других частей речи. С этой точки зрения различают группы слов:
Как и любая самостоятельная часть речи, местоимение обладает набором определенных морфологических признаков, одним из которых укажем разряд.
Разряды местоимений
Семантический разряд является постоянным морфологическим признаком всех местоимений. По значению и грамматическим признакам выделяют следующие разряды местоимений:
У личных местоимений постоянным морфологическим признаком является грамматическая категория лица.
Как изменяются местоимения
Местоимения обладают непостоянными грамматическими признаками падежа, рода и числа.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов, имеющих застывшие формы одного или двух падежей:
Указательные местоимения «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Понаблюдаем, как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень и возникают супплетивные формы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) | тобой (тобою) | им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Посмотрим, как склоняются местоимения-прилагательные, имеющие непостоянные грамматические признаки рода и числа.
Падеж | Муж. род | Жен. род | Ср. род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | мой | моя | моё | мои |
Р. п. | моего | моей | моего | моих |
Д. п. | моему | моей | моему | моим |
В. п. | мой (моего) | мою | мой (моего) | мои (моих) |
Т. п. | моим | моей | моим | моими |
П. п. | о моём | о моей | о моём | о моих |
Местоимения-числительные изменяются только по падежам.
Падежи | Местоимения-числительные | |
---|---|---|
И. п. | ско́лько | столько |
Р. п. | ско́льких | стольких |
Д. п. | ско́льким | стольким |
В. п. | ско́лько | столько |
Т. п. | ско́лькими | столькими |
П. п. | о ско́льких | о стольких |
Синтаксическая роль местоимений
Синтаксическая роль местоимений в предложении довольно разнообразна. Местоимения могут являться любым членом предложения по той причине, что они замещают слова разных частей речи. В зависимости от того, что они замещают в речи, существительное, прилагательное или числительное, и какой член предложения поясняют, местоимения выполняют синтаксическую роль
Примеры
Что-то послышалось из-за двери дома: то ли шорох, то ли скрип.
Их ответ был для нас неожиданным.
Сегодня у нас появилась прекрасная возможность пойти на выставку.
Несколько дней солнце не выглядывало из-за густой пелены облаков.
Видеоурок
2 класс. Русский язык. Что такое местоимение
Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи – местоимение. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:
Перья у вороны серые или чёрные.
Сразу видно, что в этом тексте очень много повторов слова ворона. Подставьте вместо слова ворона слова она, у неё. Прочитайте получившийся текст:
Перья у неё серые или чёрные.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или его признак, не называя его. Своё название местоимение получило не случайно. Оно употребляется вместо имени существительного или имени прилагательного. В нашем языке очень много местоимений. Постепенно вы научитесь их различать, а пока назовём самые известные:
Я – мы. С помощью этих местоимений люди говорят о себе.
Ты – вы. С их помощью люди обращаются друг к другу.
Он, она, оно, они. С их помощью люди говорят о других людях или предметах.
Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время.
Местоимения я – мы, ты – вы, он, она, оно, они отвечают на вопросы кто?иличто? и указывают на предмет.
Правила употребления местоимения
При употреблении местоимений нужно соблюдать правила, которые мы выучим.
Нам не понятно, о ком идет речь, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Отсюда следует первое правило: местоимение можно использовать только после того, как был назван предмет или признак в предыдущем предложении. Например:
Наш пёс погнался за кошкой. Он вбежал на веранду.
Теперь нам понятен смысл предложения, потому что местоимение он указывает, что действие выполнил пёс.
Мария Васильевна, Вы приедете в гости?
Обратите внимание, что местоимение Вы нужно писать с заглавной буквы.
Закрепление полученных знаний на практике
Маша встала рано утром. Маша умылась и позавтракала. Маша пошла в школу. Маша очень любит учиться.
Маша встала рано утром. Она умылась и позавтракала. Девочка пошла в школу. Маша очень любит учиться.
– А где Слава и Женя? … будут играть? Они
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если он, и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы.
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они –
На этом уроке мы узнали, что местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или признак, не называя его. Более подробно о местоимении вы узнаете на других уроках.
Это интересно
Знаете ли вы, что из местоимений можно составлять целые слова? Например:
– Они вымыты (вы—мы-ты).
Какие два местоимения и предлог нужно сложить, чтобы получились самые крупные овощи?
Тыквы (ты-к-вы).
Какое местоимение составлено из двух предлогов?