Как объяснить что такое семья
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Семья
В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.
Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.
В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):
Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:
– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)
– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)
Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:
Мама, так тебя люблю,
Я большому кораблю
Маму крепко поцелую,
Мама – солнышко мое.
С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».
– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)
Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.
– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)
– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)
– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)
Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):
Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.
После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).
Семьи большие и маленькие (5–6 лет)
Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.
Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.
– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.
– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.
– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.
– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)
И в нашей квартире
На толстеньких ножках
То с куклой, то с кошкой,
– Сколько детей в этой семье?
– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)
– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.
После игры воспитатель возвращается к беседе:
– У кого дома есть братья или сестры?
– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.
– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.
Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.
– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Когда они выросли и поженились,
Они нисколько не изменились:
Шли годы: осень на смену весне.
Не юноша и девушка,
И рассказывают сказки,
В креслах сидя рядом,
– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)
От ходьбы она устает.
Посажу ее в самолет.
Отдохнет она наконец.
– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:
Скажем бабушке: «Спасибо».
– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)
В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)
В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых
– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.
…Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!
– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.
– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)
– А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».
– За что мама была благодарна дочери?
– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?
– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)
– Папа, подари мне барабан.
– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.
– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.
– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.
– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.
Для чего нужна семья: что она значит, почему важна в жизни человека
Каждый нуждается в поддержке, любви, домашнем уюте. Именно поэтому так важно найти и полюбить надежного партнера, который не покинет вас в трудную минуту, и постепенно, не торопясь, развивать с ним семейные отношения. В этой статье я расскажу вам кратко, для чего нужна человеку семья.
Что обозначает это слово
Крепкий семейный союз – это не просто единица общественности, а небольшое государство со своими законами и ценностями. Он является самым ценным в жизни каждой личности.
Семья – это место, где все зарождаются, воспитываются, приобретают навыки, узнают традиции и ценностные ориентиры, получают образование, обретают добродетель, человечность, вежливость. В прохождении всех этих стадий нам помогают родители. Они играют самую важную роль в нашей жизни. Также на нашу самореализацию влияют братья и сестры. Если они старше, мы чувствуем себя защищенными, они помогают лучше понять, как устроен окружающий мир и как себя вести, чтобы выстроить конструктивный диалог с людьми.
Младшие братья и сестры зарождают в нас искренние чувства, руководствуясь которыми, мы начинаем проявлять заботу, опеку, доброту, помощь, сострадание и теплоту. Такое слово несет великий смысл в душе каждого.
Зачем нужна крепкая семья: что это такое в жизни человека
Если мужчина или женщина стремятся выстроить нормальные семейные отношения или усовершенствовать уже имеющиеся, необходимо точно определить функции родственного союза:
Почему семья является важной жизненной целью человека: в чем проявляется важность
Если в школе нас учат различным дисциплинам, которые помогут в будущем построить карьеру и стать перспективной личностью, то дома родители дают нам воспитание, полезные привычки, установки и заботу, которой так не хватает во взрослой жизни. Какие важные действия выполняет семья:
Значение родственного круга
Как бы над вами ни издевалась судьба, какие бы проблемы у вас ни были, за поддержкой всегда можно обратиться к близким людям. Они разделят с вами все невзгоды и поражения.
Что такое семья
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.
Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции
Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.
В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
Как возникла семья: экскурс в историю
На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.
Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.
Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.
Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.
У каждой ячейки есть несколько составляющих.
Признаки и функции
Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:
Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:
Функции:
Структура семьи
В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.
Ресурсы семьи и их виды
Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.
Ресурсы можно разделить на несколько категорий.
Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.
Для чего необходима семья
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Что такое современная семья и каково её значение
В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени
Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
Роль семьи в жизни человека
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Семья: что это такое
Возникновение семьи как общественной единицы
Русское понятие «семья» имеет славянское (и, соответственно, индоевропейское) происхождение. Оно восходит к значению территориальной общности.
В старославянском и древнерусском языках имелось также слово «сѣмия»,обозначающее семью в целом (под этот термин попадали все члены рода, которые проживают совместно), а также челядь, холопов, домочадцев.
Когда точно появился первый семейный союз – неизвестно. Точно можно сказать, что на заре эволюции человек предпочитал вести одиночный образ жизни. Но когда люди поняли, что в группе выживать проще, начали появляться первые ячейки – прообразы семьи.
Древние женщины переключили своё внимание с альфа-самцов на мужчин-добытчиков, которые помимо потомства могли обеспечить ещё и безопасный быт.
До Великой Отечественной войны в России преимущественно проживали патриархальные семейные союзы. В них главой признавался мужчина, ему подчинялись все остальные члены ячейки.
После войны доминирующую роль заняла детоцентристская семья, для которой главной ценностью были дети (отсюда и стремление сохранить брак ради благополучия чад).
И.С. Кон в своих трудах пишет, что русские матери и жёны в дореволюционной России были сильными личностями. В классической литературе встречаются высказывания о русской женщине: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».
Относительно недавно в российском обществе возник супружеский союз, доминантой в котором являются равноправные отношения. Стабильность брака напрямую зависит от качества отношений между супругами, а качество этих отношений зависит от желания и стремления партнёров работать над ними.
Что такое семья простыми словами?
В житейском плане семья представляет собой людей, которые проживают на одной территории. А в дореволюционной России количество членов семьи определяли по числу «едоков», обедающих за одним столом.
Институт семьи в нашей стране почти всегда был под пристальным вниманием. Заключение брака исторически определялось светскими и церковными нормами права. В современной системе семейного права определение слова «семья» выглядит так — это круг лиц, которые связаны правами и обязанностями на основе родства, брака и усыновления.
Семья – это школа
В этой школе обучают принципам взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей, старших по возрасту и младших.
Здесь закладываются основы характера. У детей до 6 – 7 лет модель отношений уже устанавливается на всю жизнь.
Эта школа обучает самым необходимым предметам в жизни: прощению, дружбе, заботе, состраданию, нежности, пониманию, трудолюбию. Но школа может обучить и раздражению, грубости, упрямству, вранью, невоздержанию, жестокости.
«Забота и привязанность, проявляемые к зависимым от нас детям, удаляют из нашего естества грубость, делают нас любящими, сострадательными и оказывают влияние на развитие благородных свойств нашего характера».
Семья – это больница
Здесь можно излечиться от разных заболеваний. Самое сильное лекарство, которое применяют в этой больнице – любовь!
Духовное исцеление – один упал, другой может помочь с любовью.
Физическое исцеление – болеть даже гриппом, когда за тобой с любовью ухаживают и можно быстрее выздороветь. Дети это особенно чувствуют, даже совсем маленькие, грудные. Они быстрее развиваются, если рядом родители, которые прикасаются, целуют и обнимают.
Нравственное исцеление – Муж и жена, молясь друг о друге, помогают избавиться от недостатков характера, терпеливо переносят неудачи.
Семья – это мастерская
Здесь с детства обучают навыкам ведения хозяйства. Родители обязаны научить этому своих детей. Ленивые дети – результат некачественного обучения в семье.
Здесь детей обучают умению вести семейный бюджет. Этому умению нужно обучать уже с трех лет, когда ребенок может вложить в конверты деньги, предназначенные для разных целей – на храм, приношения, счета за квартиру, на бензин, на еду, на одежду и т. д.
Обучение аккуратности и чистоплотности и разным бытовым умениям: девочек – варить, мыть посуду, печь, мыть полы, убирать в доме. Мальчиков – пользоваться различными инструментами в хозяйстве, работать на огороде, исполнять простые плотницкие и столярные работы.
Что такое семья для детей?
Значение семьи для человека меняется на разных стадиях жизни. Семья для ребёнка — это среда, где он растёт и развивается в физическом и эмоциональном смысле. Семья для малыша — это место, где он начинает познавать мир и делать первые шаги.
Вспомните себя маленьким или задумайтесь, наблюдая за своим ребёнком, что такое семья глазами детей. Сразу после рождения малыш беспомощен, его жизнь зависит от тех, кто рядом, от членов семьи. Через год-два ребёнок уже осознаёт своё положение в семье и чувствует, как к нему относятся мама и папа. Для нормального развития и душевного комфорта детям очень важно ощущать, что они любимы и значимы для других членов семьи. В этот момент у маленького человечка закладывается основа для будущих отношений с людьми. Добрые отношения с мамой и папой формируют развитие в ребёнке высокой самооценки и делают его открытым в общении с другими людьми.
Бывает и так, что в семье присутствует буквально «культ» ребёнка, и все члены семьи сосредоточены вокруг малыша. В этом случае семья глазами ребёнка выглядит как мир, который вращается исключительно вокруг него, даёт чувство безопасности и повышает самооценку. В подобных случаях семья своим отношением влияет на то, что ребёнок перестаёт чувствовать интересы других людей, таким детям бывает сложно вписаться в нормы общепринятого социального поведения.
Детские психологи считают, что детям нужно рассказывать о том, что мама, папа, бабушка, дедушка — это самые близкие для него люди, семья — это надёжное пристанище, а дом — это место, где человека всегда ждут. Родителей интересует, как объяснить ребёнку, что такое семья. Можно это сделать на примере книг, заостряя внимание на описании семьи.
Например, большая итальянская семья Чиполлино, где у лукового мальчика были мама, папа и семь братьев, и все в этой большой семье заботились друг о друге. Или русская сказка «Три медведя», где все и всё на своих местах: у папы самая большая кровать и ложка, у мамы-медведицы — поменьше, а у маленького Мишутки — и кроватка, и ложечка были совсем маленькие, как и сам Мишутка. Но бывает и другой формат семьи, и о нём тоже нужно говорить. У Буратино был только папа Карло, а у Красной Шапочки — мама и далеко живущая бабушка.
Любое стихотворение о маме, папе, бабушке или дедушке не только тренирует память, но и помогает объяснить ребёнку, что такое семья, на примере. Полезно рассказывать детям об истории вашей семьи: как все радовались появлению малыша, кем работала бабушка, где познакомились мама и папа, какие успехи у старших братьев и сестёр. Можно вместе с детьми создать своеобразное портфолио семьи — генеалогическое дерево с фотографиями родственников.
Развиваясь, ребенок быстро понимает, что такое семья. Но определение для детей не будет полным и понятным, если о понятии семьи он узнаёт лишь из разговоров. Важно всячески демонстрировать семейные ценности и традиции: сбор всей семьи за обедом, отметки в календаре всех дней рождений родственников, не забыть позвонить бабушке и т. д.
Семья: зачем нужна человеку
Что такое семья и зачем же она нужна человеку? Специалисты утверждают, что психология человека создана таким образом, что каждому нужны близкие люди (муж, жена, родители, а также другие родственники), которые будут дарить ему любовь, а взамен он будет платить той же монетой. У каждого человека есть потребности и семья способна удовлетворить не только материальные и физические, но и духовные потребности.
Во время образования семейных уз духовная составляющая занимает первое место, ведь два человека влюбляются и им нравится совместное времяпрепровождение. В этот момент они могут делиться переживаниями, а также сокровенными тайными и мыслями, в том числе. Если у человека есть семья, тогда он получает всё необходимое, а именно любовь, поддержку во всех её проявлениях, а также понимание, без которого трудно существовать в обществе.
Существуют долголетние союзы, которые прожили много лет душа в душу и их наградой является настоящая любовь. Вот только статистика пугает, ведь многим бракам свойственно распадаться на этапе притирки, так как в этот момент происходят бесконечные и тяжело решаемые конфликты.
Виды семей и их характеристика
Важно рассказывать ребёнку, какие семьи бывают по количеству детей: многодетные (три и более ребёнка), малодетные (один-два ребёнка) и что семья без детей — это тоже семья (бездетная или инфертильная).
Ещё одна характеристика семьи — по типу воспитания.
Либеральная: в основе — самоопределение личности, независимо от традиционных устоев.
Демократическая: члены таких семей проявляют внимание и участвуют в жизни других людей.
Авторитарная: строится на непререкаемом авторитете старших родителей.
По численному составу семьи делятся на:
Виды семьи делятся «по возрасту».
Молодая семья — это отношения, которые формируются и проходят адаптацию в первые несколько лет супружества. Сегодня молодые семьи принято делить на:
Семья среднего супружеского возраста — в таких «коллективах» выработаны и сложились семейные правила и стереотипы.
Пожилая семья — в основном, это зрелая пара, на пенсии, проживающая отдельно или вместе со взрослыми детьми.
Ниже дополнительно приведены научные виды семьи и их характеристика — по тому, как распределены домашние обязанности в «ячейках общества».
Существует много различных классификаций, определяющих типы и виды семьи. Исторически семья эволюционировала, менялся её формат по такому параметру как — половые отношения между членами:
В современном мире также наблюдается тенденция к добрачным союзам — гражданским бракам как репетиции возможного будущего законного брака. Фактически это та же семья, но без документа о браке. Отношения к гражданским бракам в обществе разные, одним из преимуществ «пожить до свадьбы» называют положительное влияние на динамику разводов.
Тема современной семьи будет не полной, если не затронуть вопрос однополых браков, которые разрешены в ряде стран.
Самые большой спор у представителей консервативных и либеральных сил возникает относительно права однополых пар усыновлять детей, и насколько эти усыновлённые дети смогут стать полноценными членами общества.
Кто считается семьёй: состав
Состав семьи (с точки зрения закона) выглядит следующим образом:
При этом факт совместного проживания на деле значения не имеет. Дети продолжают оставаться членами одной семьи даже по достижении совершеннолетия. Однако и здесь есть свои нюансы. Дети старше 18 лет в семье военных не входят в состав по закону. Бывшие супруг или супруга, сожители (гражданские супруги) не являются членами семьи.
Ресурсы семьи, их виды
Это понятие включает в себя материальные ценности, имущество и источники дохода членов семьи. Семейные ресурсы делятся на несколько видов:
Финансовые
Наличные деньги, банковские вклады, акции, ценные бумаги, заработные платы и социальные пособия.
Материальные
Имущество в виде недвижимости, автомобилей, бытовой техники, ювелирных украшений и других ценных вещей.
Трудовые
Все члены семьи так или иначе выполняют трудовые обязанности. Взрослые делают основную работу, дети им помогают.
Информационные или технологические
Каждое домашнее дело выполняется по некой технологии. Например, родитель что-то делает и на своём примере обучает тому же ребёнка.
Ресурсы помогают решать семейные и бытовые проблемы, удовлетворять человеческие потребности и достигать определённых целей.
Ценности семьи
В понимании каждого семья для человека – это маленький мир с определенным укладом, традициями и ценностями, с помощью которых эта система формируется, развивается и функционирует. Существуют так называемые базовые ценности, присущие большинству семей во всем мире. К ним можно отнести:
К тому же понятие того, что такое дружная семья, может включать себя один из двух типов ценностей:
Психологический климат
Значение семьи в жизни человека для каждого определятся по-разному. Одни чтят и уважают, высказывают благодарность своим родным, другие же не находят в этом ценности. Все зависит от того, в какой среде и как воспитывался человек.
Выделяют благоприятный и неблагоприятный климат.
Климат в семье можно определить следующими характеристиками: эмоциональным состоянием, взаимопониманием, сплочённостью и так далее. На него влияют взаимоотношения супругов, их отношение к другим людям, к остальным членам семьи. В благополучной семье психологический климат обусловлен доброжелательностью, заботой, чувством долга и ответственностью, характеризуется общностью интересов жены и мужа. Теперь более понятно, какое значение семья имеет в жизни человека – первостепенное.
А какова роль семьи для ребенка?
Семья – то место, где малыш произнес слово «мама», сделал первые шаги. Родители стараются дать своему крохе все самое лучшее, заботу, ласку, любовь, прививают духовные и моральные принципы, учат познавать мир. Малыш сможет оценить ее роль в своей жизни, только будучи взрослым. Но родители должны рассказывать и демонстрировать значимость семьи, чтобы ребенок знал, что всегда может обратиться к ним за помощью и поддержкой. Понимание того, что он имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Особенности и проблемы института семьи на современном этапе жизни общества
Несмотря на стремительное течение времени, основополагающие признаки семьи остаются неизменными. Тем не менее некоторым корректировкам подлежат особенности данного института, кроме того, на сегодняшний день отмечается тенденция роста проблем, присущих современной ячейке общества. Важными характеристиками семьи сегодня является ее нуклеарное «содержание» (семейное ядро составляют исключительно жена, муж и дети), а также эгалитарность (основой такой семьи считается равноправный и добровольный, независимый от материальных расчетов и чужого мнения, союз мужчины и женщины). Кроме того, ячейка общества является экзогамной, то есть подчиняется запрету на браки кровных родственников, и «симметричной», в которой работают оба супруга.
Основные проблемы современной семьи
Среди основных проблем, зачастую возникающих на современном этапе жизни общества, следует выделить более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи, увеличение количества разводов, а также превращение брака из экономического института в морально-правовой (вследствие научно-технологической революции). Чтобы решить данные проблемы, современное общество должно приложить немало усилий, ведь с каждым годом ситуация только усугубляется. Всем известно, что каждая пара проходит несколько этапов развития (касательно личных отношений). Таким образом, переход с одного уровня на другой, как правило, сопровождается серьезным кризисом, который в силах преодолеть только самые мудрые и сильные люди. Сегодня даже невозможное возможно. А значит, нужно верить и действовать!
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
Чтобы не вредить себе, своему партнёру и будущим детям, необходимо помнить, что семейные отношения не являются чем-то обязательным. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына» – этот принцип больше не является актуальным; да и в прежние времена его актуальность была вынужденной. Если ты не готов вступать в семейные отношения, то лучше этого и не делать. В самом деле, бытие человека не ограничивается семейным кругом, ведь он является частью «большого» общества и может реализовать себя в малых группах различного типа.
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.