Как объяснить что в бородинском сражении участвует долохов

Как показывают Долохова на бородинском сражении в романе война и мир

Долохов, каким он показан перед сражением? (Он нарочно громко просится в бой, чтобы слышал Кутузов, потому что опять разжалован)

Следующая встреча с Долоховым происходит в штабе Кутузова накануне Бородинского сражения (т. 3 ч. 2 гл. 22). Один из присутствующих охарактеризовал его так: “Это такая бестия, везде пролезет! Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец. ” Долохов неисправим: видимо, опять провинился, его снова разжаловали, и он оказался на поле Бородина. Так же, как и в Шенграбенском сражении, ему надо показать себя и выслужить прощение. Он добился встречи с Кутузовым и сказал ему, что тот может на него рассчитывать, если ему понадобится человек, который бы “не жалел своей шкуры” и который бы готов был пожертвовать собою ради “пользы отечеству”. Искренни ли эти слова Долохова? Ведь и за друга Николая Ростова он тоже когда-то был готов умереть, но потом, не задумываясь, переступил через него. Единственно, в чем он не лукавит, так это в том, что готов на самые отчаянные поступки. Долохову не знакомо такое чувство, как страх смерти. Он бесстрашен, отважен. Этого у него не отнять. Здесь же, в штабе Кутузова, находился и Пьер Безухов. Долохов подошел к нему и громко, “ с особенной решительностью и торжественностью”, “со слезами, выступившими на глаза” попросил прощения за те “недоразумения”, которые были между ними, обнял и поцеловал его. Казалось бы, наконец-то Долохов научился совершать благородные поступки. Но Пьер как-то странно отреагировал на это: “Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему”. Почему? А он, наученный горьким опытом, не поверил красивым словам, он понял, что это очередная игра на публику. Автор намеренно подчеркивает тот факт, что объяснение это происходило в присутствии посторонних. В подобных случаях не кричат во всеуслышание!

Источник

Долохов в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Долохов не является главным героем романа “Война и мир”, но образ его настолько ярок и индивидуален, что сразу же заинтересовывает читателя. Толстой наделяет этого героя такими, казалось бы, несовместимыми чертами характера, что мы в течение всего романа размышляем, каков же он на самом деле.

Впервые с Долоховым, семеновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять… рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания – отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, – понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой Дом, Долохов со спокойной совестью заводит Роман с его женой и ко всему этому еще цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет.

Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу.

Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берет в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но все его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не все для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаем, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, – любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признается Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит ее: “…она не перенесет этого…

Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел…” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за все, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нем есть. И как могут уживаться в нем такие совершенно противоположные чувства – ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признается Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”.

А вот высказывание Долохова: “…на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нем ложное геройство и личный эгоизм.

Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что свое отношение к нему автор выражает ее словами: “…У него все назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым.

Но все-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не все еще потеряно в его судьбе, что Федору Долохову еще встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

Related posts:

Источник

Роман Война и Мир. Бородинсоке сражение, анализ поведения героев. Помогите)

Бородинская битва — кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»
Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.
Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »
И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».
«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физи

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.
Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»
Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.
Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »
И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».
«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физи

Источник

Бородинское сражение и его последствия в романе «Война и мир»

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» полон надуманных историй. Однако даже в нем встречаются достоверные исторические события. Одним из них является Бородинское сражение. Это главная битва, которая и стала причиной победы русских над французами. Бородинское сражение в романе «Война и мир» описывается очень красочно и полностью окунает читателей в ту кровавую битву. А сочинение на тему Бородинского сражения поможет получше разобраться в схватке и ее последствиях.

Кульминация романа

Битва при Бородино считается одним из самых важных событий всего романа. Она занимает большую часть тома № 3, около двадцати глав. Многие литературные критики, да и сами читатели уверены, что Бородинская битва — это кульминация романа. На самом деле это сюжетный центр всего произведения, где меняется не только ход событий, но и сами герои. Об этом сражении Лермонтов написал произведение «Багратион».

Именно на поле битвы многие товарищи вновь встречаются и изменяют свое отношение к жизни. Например, Пьер Безухов видится с Долоховым, а князь Андрей Болконский — с Анатолием Курагиным, чей нрав всегда раздражал его.

Краткий анализ схватки

Русские знают этот исторический эпизод как Бородинское сражение, а французы — как битву у Москвы-реки. Это было самое крупное военное столкновение двух разных стран в 1812 году. Войсками Российской империи командовал генерал Михаил Кутузов, а французской армией — император Наполеон I Бонапарт.

Несмотря на то что Бородинская битва длилась всего один день, она считается самой кровопролитной схваткой того времени. С каждой стороны погибли тысячи людей и были разрушены десятки орудий. Это было огромной потерей как для Российской империи, так и для Франции.

Конец сражения каждый из противников видит по-своему. Для русских она завершилась победой Кутузова. А для французов — победой Наполеона, так как после 12 часов безостановочной схватки армия противника отступила. Но все было не так просто. Основной стратегией главнокомандующего российской армии было отступление. Кутузов надеялся, что противник начнет активно продвигаться вглубь России, при этом тратя свою мощь.

Толстой сумел описать ход сражения и ее последствия для всех сторон. Он умело перемещался от российской армии к французской, от Раевской батареи до полка Болконского. Писатель в красках передал смерти 40 российских генералов, смертельное ранение князя Андрея Болконского.

Сражение на поле

Лев Толстой показывает своим читателем Бородино от лица не главнокомандующего, а обычного персонажа, который никогда не был связан с войной — Пьера Безухова. Он не разбирается в военном деле и воспринимает все события сердцем. Тем самым автор передает смысл битвы под Бородино в психологическом смысле, а не историческом.

Лев Толстой начинает описывать битву с конца лета 1812 года. Французский генерал Наполеон продвигался к Бородино и не сразу сумел заметить, что русская армия расположилась между Утицей и Бородинским полем. Сама битва началась случайно: французская армия раскрыла позицию Шевардинского редута.

25 августа считался днем тишины, когда противники готовились к предстоящему событию. А 26 августа началось само сражение при Бородино. Первые часы русским не везло. Они потеряли редут, из-за чего левый фланг остался не защищенным. Численность российской армии уменьшилась в два раза.

Даже само поле сражения было плохо укреплено, невыгодно для Кутузова. Но несмотря на все проблемы, Российской империи удалось ослабить силу Наполеона и пошатнуть его авторитет.

Образ батареи

Пьер Безухов, человек спокойный, оказывается не просто в середине битвы, а среди солдат батареи Раевского, расположенной на кургане. Она находилась в самом центре российских войск, и ее защита была одной из главных задач.

Ее оборона была кровавой. Французы со всех сил стремились захватить батарею и тем самым окончательно разбить русскую армию. Сам курган позволял русским перебрасывать кампуса с одной части поля на другую почти без потерь. Это было невыгодно для Наполеона, поэтому он стремился со всех сил разрушить курган и разделить армию врага на две части.

После того как флеши Багратиона были разрушены, Наполеон временно забыл о батарее Раевского. Однако, когда российские войска стали ослабевать, французы вновь бросились вперед на захват кургана. И в конечном счете им это удалось, главное сооружение пало. Но несмотря на это, русская армия не сдалась и продолжила сдерживать свои позиции на поле битвы.

Во время защиты батареи погибли более десяти тысяч солдат. Сюда были брошены самые сильные французские орудия и большая часть армии: конница, пехота и артиллерия.

Сам Пьер Безухов появился на кургане в сюртуке и белой шляпе. Русские солдаты приняли такого необычного гостя с улыбками и смешками, но были добры и учтивы с помещиком. Несмотря на это, сам Пьер предпочитал держаться в стороне, чтобы не мешать настоящим солдатам.

На самом кургане с Безуховым случилась довольно жуткая, но комичная ситуация. Он столкнулся с французом, из-за чего испытал сильнейший страх. Однако после того как он заметил, как дрожит противник, дворянин успокоился. В этот момент было сложно понять, кто у кого в плену: Пьер у француза, или француз у Пьера. Но враг решает убежать прочь по трупам и кровавым рекам. Безухов, наблюдая за всем этим, понимает, что в войне не бывает победивших. Каждая из сторон терпит поражение.

Герои в Бородинском сражении

Во время описания Бородино Толстой рассказывает не только о битве, но и об обычных людях. Именно здесь читатель встречает уже давно полюбившихся героев и видит их с другой стороны. Эта битва изменяет все.

Среди всех героев можно выделить:

Пьер Безухов

Тот момент, когда Пьер едет на само поле битвы, ярко описывается Толстым. Он встречает большое количество павозок с ранеными людьми. Чувство тревоги, скорби и неясности висело в самом воздухе. Люди теряют надежду и задают действительно ужасающие вопросы. Один из мужчин спросил у Пьера, умирать им здесь или около Москвы. Это вызвало неподдельный ужас у героя.

Но больше всего поражают Безухова не раненые офицеры или лужи крови, а легкость и непосредственность окружающих людей. Их не волнует, что они завтра могут умереть или покалечиться. Для обычных крестьян есть только сегодня. Они веселятся, устраивают праздники и посиделки. В прямом смысле смеются смерти в лицо. Один из встречных прохожих Пьера даже не знал названия места, где будет происходить сражение. Это показывает, насколько русский народ бесстрашный.

До войны Пьер был одиноким человеком, у которого было богатство, но не было цели в жизни. Он просто существовал изо дня в день, ничего не изменяя. Безухов чувствовал себя ненужным. Но Пьер на Бородинском поле перестал быть одним, он стал частью самого народа. Он почувствовал вкус жизни и понял, насколько она важна. Комфорт, удобства и богатства — все это стало бессмыслицей. Пьер вновь пытается найти смысл своей жизни.

Во время этих скитаний Пьер натыкается на простого крестьянина Платона Каратаева. Толстой не особо полно раскрывает этого персонажа, но он полон жизненных мудростей, спокойствия и человечности. Все это помогает Пьеру найти себя в этом большом мире.

Андрей Болконский

Андрей замечает, что солдаты уже готовятся к предстающей смерти. Надевают белые, чистые рубашки, больше не пьют водку, что было всегда перед сражением. Это вызывает еще большее волнение в душе у Болконского.

Эпизод с ранением Андрея оставляет в душе читателя тревогу и скорбь. Это была бессмысленная жертва. Это не был героический поступок, как при Аустерлице или Шенграбене. Солдаты кричали Андрею: «Ложись!», однако он продолжал стоять. Возможно, это было вызвано тем, что мужчина был дворянином, и лечь на землю значило потерять честь. Или Болконский настолько устал от своей жизни, что просто решил с этим покончить.

Для князя Андрея Бородино стало финальным этапом не только жизни, но и духовных поисков. Умирая на руках возлюбленной Наташи Ростовой, князь перестает думать о высоком и беззаветном, все его прежние мечты испаряются. В мыслях Болконского родимый дом, зеленая трава и голубое небо.

Наполеон I Бонапарт

Поведение Наполеона во время сражения заставляет задуматься. Он нервничает и все время «находится не в духе». Скорее всего, генерал понимал, что это сражение будет началом его конца. Наполеон не уверен в собственной армии, подвергает ее силу сомнениям.

Главные качества Наполеона I Бонапарта:

Во время самого Бородинского сражения в «Войне и мире» он сидит на кургане и просто пьет пунш. Тем самым Бонапарт показывает свою оторванность от народа и армии. Он всегда был одним, вдалеке от других. Наполеон продемонстрировал свою желчь и слабость. Он стоял на кургане и смотрел, как погибают люди, попивая пунш.

Михаил Кутузов

Михаил Кутузов — противоположность Наполеону. В контексте Бородинского сражения он предстает положительной фигурой. Он един со своими солдатами участвует в битве, стоя со своими товарищами плечом к плечу. Кутузову все равно на свой статус, он не страшится быть простым. В отличие от Наполеона, Кутузов не стремился к власти, она была ему ни к чему. Это настоящий полководец, знающий военное дело и свою армию. Он считает, что победа зависит не от тактики, а от отношения войска.

Главные качества Михаила Кутузова:

Толстой начал описание сражения при Бородино с рассуждения о том, что эта битва не имела логического значения ни для одной армии. Наполеон потратил большое количество войск, был истощён из-за войны. Для России Бородино стало риском утратить Москву.

Источник

Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это – центр романа, его кульминация, решающий момент в жизни всей страны и многих героев произведения. Здесь перекрещиваются пути главных действующих лиц: Пьер встречает Долохова, князь Андрей – Анатоля, здесь каждый характер раскрывается по-новому, и здесь впервые проявляет себя громадная сила, выигравшая войну, – народ, мужики в белых рубахах.

Картина Бородинского сражения в романе дана через восприятие штатского человека, Пьера Безухова, самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле, но сердцем и душой патриота воспринимающего все происходящее. Чувства, овладевшие Пьером в первые дни войны, станут началом его нравственного перерождения, но Пьер еще не знает об этом. «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее…» Он впервые ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, а частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, Пьер испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то…»

Это чувство естественно рождается у честного человека, когда над ним нависает общая беда его народа. Пьер не знает, что такое же чувство испытают Наташа, князь Андрей в горящем Смоленске и в Лысых Горах, а также многие тысячи людей. Не одно только любопытство побудило Пьера отправиться на Бородино, он стремился быть среди народа, там, где решается судьба России.

Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался к расположению русских войск. По пути ему встречались многочисленные телеги с ранеными, и один старый солдат спросил: «Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы?» В этом вопросе не только безнадежность, в нем ощущается то самое чувство, владеющее Пьером. И еще один солдат, встретившийся Пьеру, сказал с грустной улыбкой: «Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы этого всего, потому что они – профессиональные военные, привыкшие к ужасам войны. Но для Пьера все это необычно, как неискушенный зритель он замечает все мельчайшие подробности. И глядя вместе с ним, читатель начинает понимать и его, и тех, с кем он встречался под Можайском: «удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то. »

И вместе с тем все эти люди, каждый из которых завтра может быть убит или искалечен, – все они сегодня живут, не задумываясь о том, что их ждет завтра, с удивлением смотрят на белую шляпу и зеленый фрак Пьера, смеются и подмигивают раненым. Название поля и деревни рядом с ним еще не вошло в историю: офицер, к которому обратился Пьер, еще путает его: «Бурдино или как?» Но на лицах всех встреченных Пьером людей заметно «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимание: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться».

«В длинном сюртуке на огромном толщине теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», – таким видим мы Кутузова перед Бородинским сражением. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости». Это подчеркнутая автором старческая тяжесть и слабость, физическая немощность, усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Он преклоняет колени перед иконой, как и все люди, как солдаты, которых он пошлет завтра в бой. И так же, как они, он чувствует, торжественность настоящей минуты.

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны. быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося Михаила Илларионовича, хвалит и его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться он «сумел удержаться при главной квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Какое геройство, граф!» Борис рассчитал правильно: Кутузов услышал эти слова, запомнил их – и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствия посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог объяснить, зачем он поехал на Бородинское поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя Андрея, который смог объяснить ему все происходящее. Только ему мог поверить Пьер, только от него ждал в этот решающий момент своей жизни важных слов. И они встретились. Князь Андрей ведет себя по отношению к Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием дела объяснил положение дел в армии. Как и все солдаты и большинство офицеров, он считает величайшим благом отстранение от дел Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны зависит от «того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и в полной мере осознал, как ему было жалко свою жизнь и своей дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. »

26 августа – день Бородинского сражения – глазами Пьера мы видим красивое зрелище: пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск. Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это. было самое важное место в сражении», не замечал раненых и убитых. В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. Вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя, с ужасом наблюдая за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал свою нишу, выполнял честно или не очень свой долг. Кутузов это прекрасно понимает, почти не вмешивается в ход сражения, доверяя русским людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения». Подслеповатым глазам штатского не видно всего масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился весь драматизм битвы, ее неимоверный накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит из рук в руки сражающихся. Пьеру не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно от происходящего, он наивно думает, что «. теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали! Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское ядро. Стоявший рядом с князем Андреем адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!» Болконский стоял и думал о том, что не хочет умирать, и «вместе с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить иначе. Он, с его чувством чести, с его благородной доблестью, не мог лечь. В любой ситуации находятся люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но. русские все так же стоят. » Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это время «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом. сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог остановить».

Здесь Толстой впервые показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием занимался своим туалетом, затем принял приехавшего из Парижа придворного и разыграл небольшой спектакль перед портретом своего сына. Для Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность своих распоряжений: все будет так, как будет, он не мешает людям мелочной опекой, а верит в высокий дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой правдиво, документально точно отразил события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и Кутузов руководили сражением, оно шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького человечка». Говоря об этом, Толстой как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и от кровопролитий.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *