Как объяснить детям что такое безопасность
Как рассказывать детям о безопасности, при этом не напугав их. Объясняет психолог
Мы очень хотим уберечь детей от разных опасностей, но часто перебарщиваем с эмоциями и подробностями – и ребенку начинает казаться, что улица кишит маньяками, а в магазине непременно случится пожар. Как научить ребенка не бояться всего на свете, но при этом соблюдать правила безопасности, рассказывает психолог Екатерина Сафонова.
психолог портала
«Я – Родитель»
Наверное, большинство родителей едины во мнении, что безопасность – превыше всего. В современном мире о безопасности не говорит только ленивый, ведь, как многим кажется, опасности грозят детям на каждом шагу. Давайте разбираться, так ли это, и как рассказать малышам о безопасности, не напугав их.
Современный мир живет в более динамичном режиме, особенно убыстряет этот режим Интернет, поэтому и опасности возникают быстрее, чем раньше. Конечно, чересчур устрашающие рассказы о страшных последствиях могут травмировать ребенка, ведь дети отличаются повышенной впечатлительностью.
Недавно в крупном торговом центре я увидела мальчишку лет трех, который истошно плакал на весь магазин — оказалось, он потерялся. Когда я уже взяла его за руку и собралась вести к охране, чтобы объявили о пропаже по громкой связи, выяснилось, что родители мальчика просто спрятались за колонной. Таким образом они хотели проучить его, чтобы «меньше капризничал». На деле эта ситуация явилась для малыша серьезнейшей психологической травмой, которая впоследствии может оказать негативное воздействие на развитие и психику ребенка.
Родители, запомните несколько правил:
Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.
Не угрожайте фразами «Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести». Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.
В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.
В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.
Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.
Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.
Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.
Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 2 поста в день.
Конспект занятия «Что такое безопасность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.1 Сценарный план занятия
Тема: «Что такое безопасность»
Цель: формирование знаний и умений детей по защите здоровья и жизни в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.
1. Ф ормировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить.
2. Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;
3. воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки, бережное отношение к здоровью и жизни людей.
Оборудование: Сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи.
Знакомство с понятиями «опасность», «безопасность»
Задание «Выбери ответ»
Игра «Продолжите предложение»
Опасность на дорогах
3. Заключительная часть
Чтение стихотворения А. Беляева «Цените жизнь»
Материал к занятию
В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Вот сегодня мы с вами и поговорим об опасностях, с которыми мы можем столкнуться в жизни, и которые могут нанести вред нашему здоровью и даже унести жизнь как нашу, так и других людей.
Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Воспитатель: Как понимаете слово опасность?
Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.
Тема нашего занятия «Что такое безопасность?».
-Что такое безопасность? Ответьте своими словами.
Давайте прочитаем более точное определение этого слова из словаря.
-Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (на дороге, на реке, во дворе, в лесу, дома)
Воспитатель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?
Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.
Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.
Даже если вы находитесь в безопасном месте, и там могут произойти непредвиденные ситуации.
Ситуация. Звонок в дверь. Вы дома одни. Незнакомец говорит, что он плохо себя чувствует и просит дать ему попить воды.
— Как вы поступите? (Ответы детей. Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: «Папа, к нам кто-то пришел».)
Ситуация. Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?
( Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.)
Ситуация. Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?
(В лифт не входить, переждать)
Ситуация. Незнакомый человек предлагает вам конфету. Как правильно вести себя в данной ситуации?
(Конфетка может быть отравлена, чужой человек может украсть ребенка и причинить вред здоровью.)
Мало знать правила безопасности нужно ещё и вести себя в соответствии с ними.
Задание «Выбери ответ».
А. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
2. Сделаешь вид, что в доме никого нет.
3. Позвонишь родителям или знакомым людям.
4. Начнешь кричать и шуметь.
Б. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?
1. Будешь ждать того, кто в нее войдет.
2. Спросишь, кто там.
3. Сообщишь родителям.
В. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
1. Вступишь с ним в разговор.
2. Молча отойдешь в сторону.
3. Подойдешь туда, где есть люди.
4. Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.
Г. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
1. Примешь их предложение.
3. Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.
4. Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.
Д. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Не пойдешь в подъезд.
2. Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.
3. Позвонишь родителям по мобильному телефону.
4. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.
Е. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Немедленно выйдешь из подъезда.
2. Пойдешь спокойно по лестнице домой.
3. Позвонишь в любую квартиру.
4. Начнешь звать на помощь.
Назовите основные факторы возникновения пожара в зданиях. (Неисправность электрооборудования, неправильная эксплуатация газовых плит, включение в одну розетку нескольких электроприборов, игры детей с огнём, неисправность электропроводки, курение в постели…)
Оказывая помощь человеку, на котором загорелась одежда, необходимо:
· не позволять пострадавшему бежать, а повалить его на землю и покатать его;
· накинуть на него плотную ткань или мокрое одеяло;
· не срывать с обожжённого тела одежду, а аккуратно разрезать её;
· на ожёг наложить сухую чистую повязку.
А какие вы знаете средства пожаротушения?
· не играйте со спичками, зажигалками;
· не устраивайте игр с огнём вблизи зданий, в подвалах;
· не нагревайте на огне банки из-под красок, аэрозольные баллончики;
· не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
· пользуйтесь газовой плитой, только когда дома присутствуют взрослые.
Опасность при пользовании газом.
Какая опасность ещё может подстерегать вас дома? (Пользование газом)
Игра «Продолжите предложения».
1. Обнаружить утечку газа можно… (на глаз – на поверхности мыльной пены выделяются пузырьки; на слух – газ вырывается со свистом; по запаху).
2. Нельзя искать место утечки газа…(с помощью открытого огня).
3. На кухне опасно выполнять домашние задания, когда горит газ, потому что…(накапливается углекислый газ, наступает кислородное голодание и начинает болеть голова).
· Если конфорка погасла, не зажигать её.
· Выключите конфорки газовой плиты и перекройте газовый кран на трубе.
· Не включайте свет, электроприборы.
· Откройте окна, чтобы проветрить помещение.
· Выйдите из квартиры, сообщите взрослым и от соседей вызовите аварийную газовую службу по телефону 04.
Опасность на дороге.
Какие правила нарушают дети?
Кто из детей подвергается опасности?
Если вы согласны с высказыванием, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».
1. Можно ли переходить дорогу перед движущимся транспортом? (нет).
2. Можно ли переходить дорогу на красный свет светофора? (Нет).
3. Нельзя играть на дороге в игры. (Да).
4. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. (Да)
5. Можно ли ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам? (Да)
6. Переходить дорогу нужно только в разрешённых местах. (Да)
7. Нельзя переходить дорогу на зелёный свет светофора. (Нет)
8. На пешеходных дорожках нужно держаться правой стороны.
Назовите причины несчастных случаев на дороге. (Переход улицы перед транспортным средством, в запрещённых местах, на красный свет светофора; невнимательность; неожиданный выход из-за транспорта на остановке.)
· Улицы, где есть светофоры, переходить только на зелёный свет.
· Ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.
· Если нет светофора, то дорогу переходить в местах, где установлен знак «Пешеходный переход».
· Прежде, чем перейти дорогу, надо убедиться, что на ней нет автомобилей.
· Автобус или троллейбус надо ждать на посадочных площадках.
· Нельзя устраивать игры на дороге.
Ребята, мы с вами попытались вспомнить опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать, куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним: служба газа, скорая помощь, полиция, пожарная часть. Попробуйте вспомнить номера телефонов экстренных служб.
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Сейчас вы выполните тест, и мы узнаем, как вы знаете правила безопасности.
1. Можете ли вы без разрешения допоздна гулять на улице?
2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?
3. Можете ли вы уйти из комнаты, не проверив, выключены и электроприборы?
4. Считаете ли вы, что Правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?
5. Можете ли вы кататься по тонкому льду?
6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?
7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести домой какой-нибудь неизвестный предмет?
8. Часто ли вы прогуливаете уроки?
Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что Вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).
Завершить занятие хочется словами А. Беляева.
Цените жизнь, чужую и свою –
Я здесь теорий новых не открою,
В момент успеха или на краю
Цените жизнь, и вам воздастся втрое.
Когда вокруг сплошная темнота,
Когда внутри так холодно и плохо,
Когда горит последняя мечта…
Цените жизнь до финишного вздоха!
Порой судьба бывает непростой,
И на душе становиться тревожно,
Но кто ответит: что там, за чертой?
Цените жизнь, пока ещё возможно!
Человеческая жизнь – это самый сокровенный Божий дар. Она дороже всех ценностей – земных и небесных. Поэтому любите, цените, берегите её!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
33 важных правила безопасности. О чем стоит обязательно поговорить с ребенком
Иногда детям в голову приходят странные вещи. Они могут лизнуть железную трубу на площадке в лютый мороз, сократить дорогу в школу через заброшенную стройку или попробовать жевательный табак за компанию. Ребенок растет, и с каждым годом появляются новые правила безопасности и заботы, о которых ему должны рассказать родители. Вместе с ПИК сделали важный чек-лист — сохраняйте, он вам пригодится.
ДОШКОЛЬНИКИ (до 6 лет)
1. Как избежать ожога
Чтобы понять опасность горячих предметов, потрогайте вместе с маленьким ребенком чашку с кипятком. С трех лет ребенок должен знать: если обжегся, сразу подставляй часть тела под холодную воду. И никакого подсолнечного масла, как учит бабушка.
2. Когда надо мыть руки
Руки надо мыть, когда пришел с прогулки, после игры с животными, посещения туалета и перед едой. Иначе в животе могут завестись глисты. Кстати, они попадают в живот еще из грязи под ногтями, поэтому коротко стричь ногти тоже обязательно.
3. Когда начинать чистить зубы
Не стоит думать, что раз зубы меняются, молочные можно не чистить. В идеале, чтобы к моменту появления постоянных зубов ребенок привык чистить их дважды в день без напоминаний. Хорошая гигиена может спасти от кариеса. В пять-шесть лет чистите зубы вместе — сначала ребенок, потом вы. В шесть лет выдайте песочные часы, чтобы он чистил зубы с интересом и несколько минут.
4. Почему нельзя лизать железо на морозе
Если это произойдет и язык прилипнет к железу, ребенок может сильно растеряться, а еще он не сможет позвать на помощь. Беду лучше предотвратить, рассказав о последствиях. Если исследователь все-таки захочет убедиться в правдивости ваших слов, он хотя бы будет знать, что лучше не экспериментировать в одиночестве.
Если гуляете с двух-трехлеткой вблизи дороги, рисуйте на земле линию, за которую нельзя забегать. Когда переходите дорогу, проговаривайте вслух свои действия: «Сначала смотрим налево, потом направо». Делайте это вместе с ребенком, пока у него не выработается автоматическое поведение. Никогда не сокращайте путь, перебегая дорогу. Ребенок так поступит, когда вас не будет рядом.
В жилом районе «Саларьево парк» от ПИК построен большой игровой комплекс вдали от проезжей части и с пешеходными дорожками по периметру. Для детей здесь полностью безопасно, а родители могут быть абсолютно спокойны.
6. Как вести себя во время еды
Подавиться можно даже кусочком яблока без кожуры. Тем более опасно набивать полный рот и смеяться с едой во рту. До трех лет не оставляйте ребенка одного за столом. Когда он станет старше, напоминайте о правилах во время еды.
7. Как нельзя играть с пластилином
Современный пластилин совсем не похож на тот, что был в нашем детстве. Поэтому ребенок может не догадываться, что он намертво прилипает к волосам. В эту же компанию попадают и жвачки. Стоит рассказать дошкольнику об их коварстве, чтобы не пришлось придумывать стрижку, маскирующую вырезанный клок волос.
8. Где в квартире можно быть только со взрослыми
Ребенок до трех-четырех лет просто не понимает опасности открытого окна. Он может выпасть из него по неосторожности или если от высоты закружится голова. С раннего детства говорите, что к открытому окну ни в коем случае нельзя подходить без взрослых, и не оставляйте окна нараспашку.
9. Как быть, если потерялся
Главное правило — стоять на месте и никуда не уходить, мама и папа обязательно придут. Взрослые знают, в каких местах были, и первым делом будут искать там. К четырем годам речь ребенка становится понятной не только родителям, и он уже в состоянии запомнить свое полное имя и имена родителей. К шести-семи годам дети могут запоминать свой адрес. Эту информацию можно называть, если потерялся.
10. Как защитить себя от плохих взрослых
Если воспитатели обижают ребенка в садике, от страха он может замкнуться в себе, подумать, что сам виноват, и не сказать о проблеме дома. Есть смысл периодически напоминать ребенку: если на тебя кричат или наказывают — нужно говорить маме и папе. Особенно стоит спрашивать об этом, если ребенок стал капризным, появились странности в поведении или когда в группу пришел новый воспитатель.
11. Зачем понимать свои эмоции
Человек может испытывать разные эмоции: радость, удивление, смех, гнев, восторг, тоску, стыд, страх. Их не надо делить на плохие и хорошие. Если можно смеяться и радоваться, то и злиться тоже можно. А вот держать в себе гнев, страх и тревогу как раз опасно. Дошкольника в разных случаях можно спрашивать, что он чувствует в данный момент. Допустим, когда получил подарок, вернулся с прогулки или споткнулся. Так развивается эмоциональный интеллект. Следующий этап: научить работать со сложными эмоциями. Например, правильно выражать страх или тревогу.
12. Когда и кому можно говорить «нет», «нельзя» и «не хочу»
Чем старше ребенок, тем больше людей вокруг него. Родители не всегда могут проконтролировать это общение. Нарисуйте вместе с ним круг с уровнями доверия, центр которого — ребенок. Себя он может трогать где угодно. Следующий круг — родители. С ними есть близкий контакт, но и они спрашивают разрешения на некоторые действия. Следующие круги — близкие друзья семьи и родственники, просто знакомые и, наконец, незнакомцы. Чем дальше человек от центра круга, тем меньше прав имеет на прикосновения. Если не хочется обниматься с двоюродным дядей или целовать бабушку — не надо этого делать.
13. Какие секреты не нужно хранить
Рассказывать о странном поведении других взрослых, родственников или подростков (например, двоюродного брата) надо обязательно. Ребенок должен понимать, что поводом поговорить с родителями могут быть неприятные прикосновения, тайные подарки или секрет, который ему предложил хранить другой взрослый.
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (7–12 лет)
14. Куда звонить в случае трагедии
Школьнику важно выучить несколько номеров, куда звонить в случае пожара, потопа, нападения и других ужасных событий. А также телефоны мамы и папы. Заучите их так же, как таблицу умножения. Если неприятность случится, ребенок сможет позвать на помощь.
15. Как выглядит травля
Коллективу противостоять всегда сложно. Особенно когда учителя не видят проблемы («Подразнят и перестанут!»). Если сразу несколько одноклассников обзываются, бьют, оскорбляют — это травля, и о ней надо сказать взрослым. А вот молча терпеть, бояться шантажа и справляться самостоятельно точно не стоит.
16. Какие места безопасны для игры на улице
Современным детям повезло: им есть где играть во дворе. Поэтому они могут не догадываться, что стройка, железная дорога, заброшенное здание, линии электропередач или снежная гора могут быть опасны. Расскажите о возможных последствиях: снег может провалиться, а на стройке упасть бетонная плита.
17. Как заботиться о здоровье
С началом учебы нагрузка на глаза сильно увеличивается. И если в перерывах играть в смартфон, есть вероятность, что ко второму классу придется носить очки. С первых дней в школе приучайте ребенка давать отдых глазам. Самое полезное — смотреть вдаль и «рисовать» глазами круги и восьмерки.
Чтобы избежать проблем с осанкой, обеспечьте ребенку мебель для учебы нужной высоты, приучите делать упражнение «кошка», когда устала спина, а на площадках не проходите мимо конструкций, на которых можно повиснуть, вытянув позвоночник.
18. Как покупать в интернете
Для покупки приложений или вещей в некоторых интернет-магазинах достаточно одного клика. Объясните школьнику, почему надо внимательно читать все всплывающие окна, а не бездумно жать на «Ok».
19. Что надо знать про общение в интернете
В соцсетях можно поставить любое фото. Так, взрослый мужчина может представиться школьником. Хорошо, если у родителей есть доступ к соцсетям ребенка до 13–14 лет. Объясните, что это не способ слежки и контроля, а защита.
20. Почему нельзя ходить с незнакомцами
Преступников можно узнать по двум особенностям: вы их не знаете и они вас торопят. Если на улице или по телефону к ребенку обращается незнакомец и представляется другом папы или мамы, приглашает куда-то поехать, ребенок должен знать — это обман. Мама и папа не будут передавать свои просьбы через кого-то. Но на всякий случай придумайте запоминающееся кодовое слово, если незнакомец его не скажет, он точно действует не по просьбе родителей. Также нельзя идти со взрослым, если тот предлагает посмотреть котят или угостить конфетами.
В современных жилых комплексах многое сделано для безопасности ребенка. Это домофоны и закрытые дворы, камеры видеонаблюдения и хорошие школы прямо на территории жилых районов. В жилом районе «Белая Дача парк» от ПИК строят воспитательно-образовательный комплекс, где дети будут под присмотром и после уроков. Например, на занятиях по биоинжинирингу.
21. Что делать, если на тебя напали
Некоторых детей страх парализует. Предупредите, что в случае опасности можно громко кричать. Волонтеры «Лизы Алерт» предлагают фразу «Я вас не знаю». Так больше шансов быть услышанным и спастись.
22. Какой дорогой ходить в школу
Иногда сократить путь можно через пустырь, помойку, гаражи, другие тихие и опасные места. Ребенок должен понимать: его жизнь — это самое ценное. И пятиминутное опоздание в школу точно ее не стоит.
23. Как различать полезную и вредную еду
Младший школьник вряд ли может осознанно подходить к планированию своего меню. Но в этом возрасте ребенок уже понимает разницу между едой и лакомством. Если есть только сладости, чипсы, попкорн и сгущенку — появится кариес, лишний вес и гастрит. Но иногда можно не отказывать себе в удовольствии.
24. Что надо знать о своем здоровье
Дети-аллергики обычно с раннего детства осознают опасность некоторых продуктов, то же можно сказать про детей, страдающих астмой или диабетом. Тем не менее накануне школы поговорите об этом еще раз. Если ребенок не запоминает названия запрещенного лекарства или еды, положите ему с собой памятку. Кроме особенностей здоровья, выучите с ребенком и его группу крови.
25. Как уберечься от клещей
Клещи опасны в теплое время года, особенно в мае-июне. Коварное насекомое заползает в укромное место на теле, а его укус может не чесаться и никак себя не выдавать. Панамка и максимально закрытая одежда в лесу и парке — действенная защита против клещей. Если ребенок все-таки обнаружил клеща на теле, надо срочно обратиться к врачу, а не вынимать его самостоятельно.
26. Как избежать солнечного удара
Его признаки — тошнота, слабость, головная боль, повышение температуры. В этом случае помогут врач, обильное питье, компрессы и прохладное помещение. А избежать солнечного удара можно, если в жару носить панамку или кепку из светлой, легкой ткани и не играть на солнцепеке.
27. Как вести себя в лесу
Если собираетесь в лес, одевайте ребенка в яркую, теплую одежду, непромокаемую обувь и повесьте на шею свисток. Он должен знать: если потерялся, надо свистеть и стоять на месте, а на шум отвечать шумом. Не стоит забираться на дерево, чтобы с высоты увидеть свой дом. Шансов на это мало, а вот травму получить легко. И ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды.
28. Почему надо мыться
Организм подростка начинает меняться с 11–12 лет. В это время на коже появляются высыпания, а волосы быстрее становятся жирными. Пот подростка начинает неприятно пахнуть. Причем ребенок может об этом не догадываться. Купите дезодорант и напомните, что без мытья он бесполезен. У девочек в этом возрасте начинается менструация. Расскажите, что это естественный процесс и научите пользоваться прокладками.
ПОДРОСТКИ (12–17 лет)
29. Когда важно сказать «нет»
Попробовать наркотики, алкоголь и сигареты подросток может по разным причинам. Например, из-за азарта, риска, желания идти против правил или соответствовать своей компании. Категорический запрет может только усилить желание. Если это уже случилось, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологам, причем это не должно восприниматься как наказание для ребенка.
Доверительные отношения предотвращают опасные опыты с алкоголем и наркотиками. Если ребенок умеет говорить «нет» и уверен в себе, он не станет пробовать какие-то вещи, только чтобы не отстать от коллектива. Еще до пубертата при случае объясняйте ребенку, что наркотики — это не круто.
30. Что надо знать о насилии
В 13–14 лет с ребенком уже можно прямо говорить о сексуальном насилии. Не бойтесь испугать таким разговором. Напомните подростку о границах тела, интимных местах и кругах доверия. Он должен понимать, что эти правила действуют в обе стороны. То есть он тоже не должен нарушать чужие границы — нет значит нет.
31. Как позаботиться о себе во время экзаменов
Учеба на износ может привести к нервному срыву. А вот регулярный отдых только повышает эффективность. В дни подготовки к ЕГЭ надо планировать перерывы или даже часовой дневной сон в проветриваемой комнате.
32. Какому работодателю можно доверять
По закону подросток может устроиться на работу с 14 лет. В этом случае договор за него подписывает родитель или опекун. С 16 лет он может подписывать документ самостоятельно, разрешение родителей на работу не требуется. Подростка должно насторожить, если ему предлагают большие деньги за странные действия. А еще если он никогда не видел своего работодателя, а вся договоренность происходила в мессенджерах.
33. Зачем проверять информацию в интернете
Приучайте подростка проверять всю информацию, которую он находит в интернете. Новый знакомый может оказаться не тем, кем представляется, а новость быть обманом.