Как объяснить детям что такое число и цифра
Чем отличается число от цифры?
Чем отличается число от цифры?
В повседневной речи мы часто используем понятия «число» и «цифра» — и нередко подменяем их друг другом. Однако это совершенно неверно — они вовсе не являются синонимами. Назвать число цифрой в важном докладе или реферате будет грубой ошибкой, свидетельствующей о непонимании сути математики.
Чтобы устранить все вопросы, разберемся в том, что понимается под словами «цифра» и «число» — и в чем разница между двумя терминами.
Что такое цифра?
По сути, цифра не является самостоятельным математическим понятием — это всего лишь условное обозначение, знак письма, при помощи которого записываются числа. Цифры ограничены в количестве. Если брать в качестве примера арабские цифры, которыми принято пользоваться для расчетов во всем мире, то их окажется всего 10 — от 0 до 9. Не существует двузначных цифр. Цифра всегда представляет собой только один знак — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Обозначение «10» уже является числом, поскольку состоит из двух отдельных цифр — 1 и 0. Цифры не передают собой никаких абстрактных понятий. Иными словами, при их помощи нельзя ничего измерить — ни расстояние, ни температуру, ни промежуток времени. Единственное их назначение — это запись числовых понятий. Конечно, цифры существуют не только арабские.
Например, на уроках истории мы часто встречаемся с римскими цифрами, которые записываются латинскими буквами — 1 как I, 5 как V, и так далее. Но в математике применять эту систему неудобно, поэтому ее использование ограничено.
Что такое число? Что такое цифра, мы разобрались, а что представляет из себя число, и какими особенностями оно обладает?
В отличие от цифры, число всегда обозначает некое понятие — количественное, временное, температурное и так далее. Оно не может быть применено само по себе — у него всегда есть самостоятельный смысл. Число может быть двузначным, трехзначным и так далее до бесконечности. При этом любое число состоит из одних и тех же десяти цифр в разных комбинациях. Число может иметь и всего один знак, то есть выглядеть, как цифра — разница будет только в смысловой нагрузке.
Например, цифра 1 может быть использована лишь для создания некоего числа, а вот число 1 что-то обозначает — «1 яблоко», «1 градус», «1 километр» и тому подобное. Количество существующих чисел никак не ограничено. Из всего десяти арабских цифр можно составлять числа бесконечно — и ни разу не повториться.
Чем отличается цифра от числа
Все знают, что есть цифры и числа. Но если спросить: «Чем отличается цифра от числа?«, то многие дети, а порой и взрослые, затрудняются с ответом. А как объяснить эту разницу ребенку простыми словами?
Чтобы ответить на этот вопрос и понять в чём различие между цифрой и числом надо разобраться с понятиями, что такое цифра и что такое число.
Числа и цифры: в чем разница
Содержание
Что такое цифра?
Цифра — это письменный знак, изображающий число.
Что значит слово цифра? Это слово арабского происхождения и означает ноль или пустое место. Их существует только десять. Они придуманы для обозначения числа. Цифр всего 10.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Что такое число?
Число — это основное математическое понятие.
Его используют для:
Числа записываются при помощи цифр. Различают несколько видов чисел.
В древнейшие времена цифры обозначали прямолинейными пометками. Палочки до сих пор используются для обозначения римских цифр. Римских цифр 7.
I, V, X, L, C, D, M
Римские числа также, как и арабские, образуются при помощи цифр, только в данном случае римских.
В римских числах желательно разбираться, т.к. они часто используются не только в школьном курсе математики, но и в жизни. Например, на циферблате часов.
Отличия числа от цифры
Надеюсь, что теперь вам всё понятно, и вы сможете без труда объяснить даже ребёнку, чем отличается число от цифры.
На уроках математики в начальной школе используется очень полезное упражнение. Детей просят дать характеристику числу. Другими словами рассказать о числе все, что знаешь. Не всем детям это задание даётся легко. Чтобы его выполнить пригодятся вышеописанные знания и не только.
Какие виды чисел изучаются в начальной школе?
В начальной школе рассматриваются: натуральные числа, число 0, доли и дроби.
Натуральные числа — используются для счёта предметов;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11…
Однозначные числа — состоят из одной цифры;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Двузначные числа — состоят из двух цифр;
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 … 99
Соответственно самое маленькое двузначное число 10, а самое большое — 99.
Аналогично числа можно охарактеризовать как трёхзначные, четырёхзначные и т.д.
Иногда дети затрудняются назвать самое маленькое, например, пятизначное число (10 000) или самое большое семизначное (9 999 999). Просто полезно будет потренироваться это делать.
Чётные — числа, которые делятся пополам без остатка или же заканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8;
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14…
Нечетные — числа, которые не делятся на 2 без остатка;
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13…
Круглые — числа, которые заканчиваются нулём.
10, 20, 30, 40, 50…
Как дать характеристику числу?
Разберём несколько примеров.
Число 7 — однозначное, нечетное, соседи числа 7 числа 6 и 8.
Также чисел первого десятка можно добавить такое дополнительное задание, как состав числа. Т.е. число 7 можно получить сложением чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.
Число 10 — двузначное, чётное, круглое, соседи числа 9 и 11. Число 10 можно получить сложением чисел 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Чем крупнее число, тем больше можно о нём рассказать.
Число 999 — наибольшее трёхзначное число, нечётное, соседи 998 и 1000, в числе 9 сотен, 9 десятков и 9 единиц.
Надеюсь, что полученные знания были вам полезны и теперь вы знаете чем отличается цифра от числа, сможете объяснить это ребёнку простыми словами, а также потренироваться давать характеристику числам.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Детский вопрос, но все таки. Формализовать его можно так:
Термин «цифра» происходит от арабского слова «cifra» и обозначает «ноль, пустой, ничего». Наиболее распространенными в мире являются так называемые «арабские цифры», которыми мы привыкли пользоваться. Это система из десяти знаков от 0 до 9. К слову, на самом деле она придумана в Индии, а не в арабских странах. До этого счет велся при помощи ровных линий – палочек. Каждая палочка соответствовала определенной цифре, например, пять палочек – пятерка, семь палочек – семерка и т.д. Больше всего такая система походила на зарубки, но была крайне неудобной для графического изображения больших чисел.
В древней Индии математика развивалась довольно активно, поэтому более удобная система счисления была придумана именно здесь примерно в V веке. Однако европейцы переняли цифры от арабов, которые к тому времени усовершенствовали десятичную систему. Из-за этого цифры начали называть арабскими. Не любой знак может называться цифрой. Ее признаком является способность описывать определенные числа. Например, «+» – это тоже знак, но не цифра. Если дополнительного уточнения нет, то цифрой обозначают один из знаков от 0 до 9.
Слово «цифра» имеет множество нюансов в плане употребления, хотя на многие из них мы не обращаем внимания в повседневной жизни. Например, выражение «эти цифры больше» является неверным, поскольку сравнению подлежат числа, а не цифры. Существуют и другие системы цифр. Например, наиболее близкие для нас, которые все еще используются – римские. С их помощью чаще всего указываются века: I, II, III и т.д.
Число считается одним из главных понятий в математике. Его используют для сравнения, нумерации, описания количественной характеристики. Таким образом, числа обозначаются при помощи цифр, а также математических символов («плюс», «минус», «скобки» и др.).
Необходимость вести счет чего-либо возникла еще у первобытных людей, и понятие числа постепенно становилось все сложнее. С развитием науки оно обрело еще более глубокий и важный смысл. Выделяют несколько числовых множеств:
1. натуральные – используются при естественном счете (от единицы и до бесконечности, а иногда и от ноля);
2. целые – объединение натуральных, отрицательных чисел и ноля;
3. рациональные – дроби; действительные – представляют собой расширение множества рациональных чисел;
4. комплексные – расширение множества действительных чисел.
Чем отличается цифра от числа?
Таким образом, цифра – это просто знак, символ, который можно сравнить с буквами в словах. Число же является математическим понятием, количественным показателем, и для его графического изображения используются именно цифры. Рассматривая статистики, графики, отчеты – любые количественные данные, мы видим числа, а не цифры.
Разнообразие чисел довольно большое. Они могут быть целыми, четными, нечетными, положительными, отрицательными и т.д. Также не существует какого-либо последнего числа – всегда будет то, что больше него. Количество цифр ограничено десятью знаками: от 0 до 9. Сравнивать между собой можно только числа, а не цифры.
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа дошкольников
Наталья Мартынова
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа дошкольников
Методика ознакомления с цифрами как знаками числа.
Формирование понятия числа.
Одна из основных задач математического развития детей состоит в формировании у них умения считать и на этой основе развитии представления о числе.
В разные годы педагогов интересовала проблема обучения детей счетной деятельности, знакомства с цифрами.
Современным психологом Н. И. Чуприковой проводились эксперименты, в которых дети, не умеющие считать, наблюдали за тем, как это делает кукла, находили ошибки, допущенные ею. По мнению автора исследования,освоению счета предшествуют: стабильность, неизменность, устойчивость порядка числительных; соотнесение объекта только с одним числительным; определение общего количества последним произнесенным числительным; сосчитывание предметов в любом порядке.
Интерес детей 2—3-х лет к называнию количества числом был выявлен в исследовании В. В. Даниловой.
Исследование А. М. Леушиной позволило выделить этапы формирования количественных представлений в дошкольном возрасте.
1. Дочисловая деятельность.
2. Овладение счетной деятельностью.
3. Овладение вычислительной деятельностью.
1. Дочисловая деятельность
Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности, необходимо, прежде всего, научить детей работать с множествами. :
-видеть и называть существенные признаки предметов;
-видеть множество целиком;
-выделять элементы множества;
-называть множество (обобщающее слово) и перечислять его элементы;
-составлять множества из отдельных элементов и из подмножеств;
-делить множество на классы;
-упорядочивать элементы множества;
-сравнивать множества по количеству путем соотнесения один к одному;
-создавать равночисленные множества;
-объединять и разъединять множества (целое и части).
2. Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
-знание слов-числительных и называние их по порядку;
-умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно-однозначное соответствие);
-выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
-понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др. ;
-понимание количественного и порядкового значения числа.
Представления о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
-знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
-знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
-знание связей между соседними числами (больше, меньше).
3. Вычислительная деятельность
Вычислительнаядеятельность включает в себя:
-знание связей между соседними числами («больше-меньше» на 1);
-знание образования соседних чисел;
-знание состава чисел из единиц;
-знание состава чисел из двух меньших чисел;
-умение составлять и решать арифметические задачи.
Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо:
-владение устной и письменной нумерацией;
-владение арифметическими действиями сложения и вычитания;
-владение счетом группами.
Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением. Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые. Важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.
Рассмотрим задачи обучения числу на примере программы «От рождения до школы»
Возрастная группа Задачи
2 группа раннего возраста Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один – много).
Младшая группа Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Средняя группа Учить называть числительные по порядку; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам,например: «Один, два, три – всего три кружка».
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета («Здесь один, два зайчика, а здесь один, два, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами…
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
Старшая группа Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств…
Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел.
Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
Подготовительная группа Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Пример знакомства с числом 6 (методичка)
4. В процессе обучения у детей формируется совокупность последовательных представлений о числе:
1. Первоначально дети понимают число как равномощность множеств и его независимость от качественных и пространственных признаков элементов множеств. Это достигается, когда ребенок сравнивает различные множества по количеству и приходит к выводу, что предметы разные, но их поровну, например, по 5.
2. Затем, на основе обучения детьми усваивается количественное значение понятия числа, то есть его отношение к единице. Это происходит с детьми в старшем дошкольном возрасте, когда изучается количественный состав числа из единиц.
3. В старшем же дошкольном возрасте дети усваивают и порядковое значение числа, что происходит при обучении их порядковому счету. Дети учатся находить место предмета по порядку и именовать его порядковым числительным.
4. Далее, в старшем дошкольном возрасте, дети усваивают представление о числе как показателе кратного отношения одной величины к другой, принятой за единицу измерения. Представления о числе, достигнутые на основе сравнения множеств в предыдущее время, дополняются, уточняются, углубляются в процессе измерения. Дается новая характеристика числа – результат измерения.
5. Особенностью усвоения натурального ряда детьми дошкольного возраста является то,что этот процесс идет по этапам:
1. «хаотический счет»
2. усвоение отрезков натурального ряда
3. усвоение натурального ряда как понятия.
«Хаотический счет». Дети еще в раннем возрасте слышат от взрослых различные слова – числительные, запоминают их, а затем и воспроизводят. Обычно это номера домов, телефонов, слова-числительные из потешек, детских стихов, песенок и т. п. Называние числительных носит случайный, нестабильный характер.
Усвоение отрезков натурального ряда. Постепенно ребенок упорядочивает знакомые ему слова-числительные. Усваивает этот порядок лишь на некоторых отрезках натурального ряда (неизменные, устоявшиеся словосочетания). Обычно это происходит на отрезке до 5. Дальше следуют случайные слова-числительные. Как было на первом этапе. Например, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 5, 40…
Образ ряда пока отсутствует. Место числительного среди других не осознается. Дети на этом этапе, овладевая счетом, не могут начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала.
Усвоение натурального ряда как понятия. Началом усвоения натурального ряда как понятия можно считать тот момент, когда ребенок усваивает, что все числа натурального ряда идут в возрастающем порядке, то есть ребенок может называть числа с промежутками, но всегда в возрастающем порядке. Например, 1,2,3,4,5,8,15, 40,100… То есть идет усвоение того, что каждое последующее число больше предыдущего. К концу этапа ребенок последовательно называет числа, начиная с любого числа, называет числа в обратном порядке, называет предшествующее и последующее числа.
Примеры игр на обучение счету:
Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти («алфавит») знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т. н. «арабские цифры»). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные коды и числа.
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы,поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки
Помните, что цифры – понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры!
2. Основные задачи работы при знакомстве с цифрами.
Научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);
Научить детей соотносить слово-числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами, но и двигательно – осязательно (кинестезически).
Для этого используют изображения цифр, вырез из мелкой наждачной бумаги, которую дети обводят пальцем по ходу письма цифры (последнее наиб важно, поскольку не только готовит руку к письму цифр, но и формирует правильный мыслеобраз ее контура, помогающий освоить ее написание).
4. Особенности наглядного материала.
Любые множества, числовые и цифровые карточки. В качестве приемов на закрепление начертания цифр можно использовать вырезание, заштриховку и др.
5. Методика обучения
Необходимо научить детей различать понятия
Количество (свойство конкретного множества, отражающее сколько в нем элементов).
Число (абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств).
Цифра (знак для записи чисел).
Учить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной необходимо после знакомства с образованием числа.
• Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин; на номера страниц).
• Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр. (С. Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).
Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия. На стол положите одну фигуру, напомните, что это»один», а рядом положите цифру один, изображенную на карточке или из магнитного набора. И объясните детям, что для краткости и удобства число один обозначают цифрой «1». Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами. Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков. Или предложить цветные числа – палочки Кьюизенера.
6. Схема работы с каждой цифрой. Дети считают конкретные множества, обозначают их числом, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются. «Сколько игрушек на столе? Чтобы записать, сколько игрушек мы видим, я ставлю цифру. Вот она».
1. Повторение предыдущей цифры.
2. Рассматривание множества с нужным количеством элементов.
3. Демонстрация цифры. Рассматривание цифры.
4. Анализ ее начертания Обсуждение, на что похожа цифра.
5. Рисование цифры пальцем в воздухе, выкладывание из палочек (полосок бумаги, лепка из пластилина, разучивание стихов о каждой цифре и др.
6. Поиск карточки с нужной цифрой
7. Использование цифровых карточек для ответов на вопросы.
8. Возможна запись цифр.
Пример знакомства с цифрой 6 (методичка)
7. Для закрепления записи цифр
используются различные обследовательские действия:
• написание цифр пальцем в воздухе,
• «песчаные цифры,
• выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
• лепка цифр из пластилина,
• написание цифр пальцем на крупе,
• штриховка контурных цифр,
• чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр,похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
8. Знакомство с цифрой 0.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».
9. Варианты заданий
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
Покажите цифрой, сколько предметов на столе.
Покажите цифру, которая обозначает число 7.
Отсчитайте столько предметов: 5.
Покажите цифрой на сколько четыре меньше пяти.
Я назову число, а вы отсчитайте на столько (показывает 1) кругов больше. Семь.
Присядьте столько раз: 1.
К демонстрационным материалам, использующим зрительную активность дошкольника,относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.
Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.
Конспект урока математики в 6 классе на тему «Нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби» Конспект урока математики в 6 классе МОУ СОШ с. Телегино Колышлейского района Пензенской области на тему «Нахождение дроби от числа и числа.
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.
Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.