Как объяснить детям что такое общество

Как и зачем говорить с ребенком об общественной жизни? (Спойлер: помогут мультфильмы!)

Как объяснить детям что такое общество. Смотреть фото Как объяснить детям что такое общество. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое общество. Картинка про Как объяснить детям что такое общество. Фото Как объяснить детям что такое общество

Как рассказать ребенку о жизни общества без занудства

Родителям часто кажется, будто детям еще рано знать все об окружающем мире: ну разве пятилетке объяснишь, как работают банки, зачем папа взял ипотеку или что такое бабушкина пенсия? Но на самом деле знакомить детей с жизнью общества и страны не менее важно, чем показать все виды птиц и полевых цветов: это такая же часть полноценного развития. Рассказываем, зачем еще нужны «уроки обществознания» и как провести их для малышей и школьников без нудных лекций и сложных терминов.

Зачем ребенку знать об обществе и стране?

Дети с ранних лет отчетливо понимают разницу между «моим» и «чужим». Они видят, что существуют правила поведения в семье, детском саду — а потом и в школе — по сути, это и есть знакомство с обществом. Если начать знакомить со «взрослыми» понятиями еще до школы, это поможет ребенку:

Ребенку, который ничего не знает о форме государственного устройства своей страны, налогах, социальных службах и других важных вещах, будет сложнее встроиться в общество. Он рискует вырасти тем самым Незнайкой на Луне, который не понимает, откуда и почему берутся фертинги и сантики и какие возможности и ограничения есть в его стране.

Неужели об этом можно говорить с малышами?

Конечно, есть вещи, которые не стоит обсуждать в раннем возрасте. Но дошкольникам в рамках семейного «обществоведения» можно рассказать о волонтерах поисковых отрядов, некоммерческих организациях по защите природы, субботниках в парках. Малышам полезны и разговоры на более сложные темы, например о расизме — в этом уверены эксперты британской компании EqualiTeach. Клинический психолог Юлия Ларионова считает, что даже глобальные изменения в жизни страны важно объяснить ребенку:

Информация от взрослых, какие именно события произошли на уровне семьи, города, страны и мира, — очень важна, это уменьшает напряжение детей. Ребенок хочет понимать, что происходит, а если не может, то выключается: заболевает или «выдает» буйное поведение и нежелание учиться. Это характерно для старших дошкольников и младших школьников, такое поведение возникает у детей, которые не справляются с самостоятельным проживанием эмоций и новых ситуаций. Они нуждаются в новых словах, понятиях и героях. И новые слова берутся от того, кто знает больше и может действовать шире, — от взрослого. А примером может стать книжный или мультяшный персонаж.

Предстоящая перепись поможет рассказать об участии в жизни страны

В апреле 2021 года в России пройдет перепись населения — чем не повод начать разговор об обществе с ребенком? Объяснить ребенку, что это такое и почему участие каждого важно для нашего будущего, поможет мультсериал «Приключения Випина». Птичка Випин, которую специальное жюри сделало талисманом Всероссийской переписи населения, готовится провести перепись на своем родном дереве. Уже вышли пять серий, в которых остроумно и интересно рассказывается о первой в российской истории цифровой переписи населения.

Как объяснить детям что такое общество. Смотреть фото Как объяснить детям что такое общество. Смотреть картинку Как объяснить детям что такое общество. Картинка про Как объяснить детям что такое общество. Фото Как объяснить детям что такое общество

Простая яркая графика, понятный короткий сюжет — за две минуты одной серии ребенок узнает:

Забавный Випин учится делить пирог (как правильно — по красоте, уму, потребностям или справедливости?), в лицах показывает возможные диалоги при встрече переписчика с жителями города — строгой учительницей, глуховатой бабушкой, веселым подростком и футбольным болельщиком.

Научиться жизни в обществе можно у сказочных персонажей

Еще в XX в литературе и мультфильмах для детей было много положительных, активных героев. Мальчиш-Кибальчиш, герои Носова, Чуковского, Маршака, Михалкова и Барто — все они были неравнодушными жителями своего города и страны (пускай иногда и фантастической). Дядя Степа служил примером того, как должен себя вести настоящий милиционер и спортсмен, Незнайка вместе со своими друзьями меняли общество на Луне, а Чиполлино — в огородном государстве. Кот Леопольд учит мышей делать добрые дела и «жить дружно» — так можно рассказать ребенку о волонтерах и важных принципах, которые должны быть в основе общества.

В зарубежной мультипликации об общественной жизни тоже рассказывали. В мультфильмах Диснея дядя Скрудж учит не только копить деньги, но и уважать законы страны. Питер Пэн отлично понимает, в чем разница между реальным миром и Страной Нетинебудет, и действует по ее правилам.

И в современных мультфильмах принято говорить не только о приключениях и любви, но и о гражданской позиции: в «Короле Льве» Симба борется за власть с завистливым и жестоким дядей и возвращает прайду процветание. А Эльза из «Холодного сердца» делает все для блага своего народа и готова пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить мир. Думаете, для ребенка это только интересный сюжет? На самом деле даже второстепенные персонажи таких мультфильмов:

Источник

Урок по окружающему миру по теме «Общество»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»

4 класс УМК «Школа 2100»

Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края

Цели и задачи урока

Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:

-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;

-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.

— учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

— формирование социально одобряемых форм поведения.

презентация «Что такое общество»;

Запись песни «Дружба»

Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)

— Как узнать внутренний мир человека?

— Назовите врождённые признаки человека?

— А какие приобретённые вы знаете?

— Расскажите о положительных эмоциях?

— Что вы знаете об отрицательных эмоциях?

— Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?

— А характер? Это что такое?

Откройте учебник на стр. 28

-Прочитайте вопрос ( Вспомни, что ты знаешь о значении слова «общество»?)

Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их на­стоящее, их история и культура?

— Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.

— Давайте поможем Илюше разобраться. Чем по вашему мнению отличаются «Общество охотников» и «Общество защиты животных»?

Слайд : «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!».

Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?

Ученики: Нет, это только призыв к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».

Слайд добавляет фразу: «Общество может вклю­чать не всех жителей одной страны».

Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики: Что такое общество?

— Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121

ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страни­цы) и ответьте на вопросы:

Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)

Что объединяет людей на третьем рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды «Спар­так»»? (Да.)

Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретят­ся и такие:

обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Предположения необходимо выслушать, как верные, так и невер­ные, но не комментировать.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.

Задание на применение знаний:

— Давайте прочитаем второй абзац.

Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; раз­витие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строи­тельство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различ­ных спортивных соревнованиях.

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.

Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассника­ми? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)

Можно сказать, что вы общество? (Да.)

— Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?

Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда жела­ния людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)

Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)

А теперь давайте рассмотрим такие ситуации

Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.

-У меня правильный ответ!- сказал Петя.

— Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.

Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника

Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?

На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.

Как можно было избежать конфликта между мальчиками?

На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:

«Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.

Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?

Вывод: конфликт луч­ше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаим­ные уступки – КОМПРОМИСС.

Разрешение конфликта (на доске)

Уход от решения проблемы

— Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД

Два козлика.

— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.

— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?

Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

— Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?

— Как бы вы поступили на месте козликов?

Работа в рабочих тетрадях.

Откройте тетради на стр. 15

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Что такое общество?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

С помощью учителя ученики дол­жны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.

— А что такое конфликт?

Не забывайте о чувстве юмора

Критикуйте поступки, но не человека

Не унижайте, не оскорбляйте собеседника

Будьте хорошим слушателем

Будьте справедливы и терпимы к людям

Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах

Не перебивай собеседника, дай ему высказаться

Не повышайте голоса.

А сейчас давайте споём вашу любимую песню «Дружба».

Домашнее задание. стр.28-31 Тетрадь с. 15-17

Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».

Источник

«Что такое общество» урок окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«»Что такое общество» урок окружающего мира »

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

по окружающему миру

«Что такое общество?»

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

— ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

— Какое у вас сегодня настроение?

— Как узнать о настроении человека?

— Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

— Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!

2. Актуализация знаний (4мин)

3. Проверка домашнего задания в виде теста

4. Опрос учащихся – устная работа

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

-Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

— Что такое внутренний мир человека?

— Как узнать внутренний мир человека?

— Что такое личность?

— Что такое настроение?

-А характер? Что это такое?

— Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

— В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

— Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

— Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

— Назовите из этого определения ключевые слова.

— Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

— В этом обществе состоят все жители страны?

— Какое заметили противоречие?

— Почему возникло затруднение?

— Определите цель урока.

— Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»

— обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.

— Внутреннее душевное состояние.

— неповторимое сочетание особенностей личности

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.

— Все жители одной страны.

— Общество защиты животных.

— Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

— Не всё знаем о понятии общество.

— Уточнить понятие общество.

— Что такое общество.

Структурирование знаний; волевая соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации

и формулирование познавательной цели

3. Проблемное объяснение нового материала (8мин)

Цель: знакомство с новыми терминами, понятиями, поиск ответов на поставленные вопросы? организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

— Что объединяет людей на рисунке? с.28

-Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?

-Их можно назвать «спортивное общество команды «Спар­так»»?

— Что вы видите на след. рисунке?

-Так что же объединяет людей в общество?

— Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

— Какие ключевые слова вам помогли?

— Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?

— Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

Им нравится команда «Спартак»

Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)

-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.

Проговаривание по схеме.

извлечение необходимой информации из текстов;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Первичное закрепление во внешней речи (5мин)

Цель: зафиксировать новое учебное действие.

— С помощью чего можем проверить свои предположения?

— Откройте учебники, с. 29. Прочитайте текст «Что объединяет людей

в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте.

— Наши предположения нашли подтверждение?

— Где ещё можно найти информацию?

— Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение.

Источник

Тема урока: «Что такое общество»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Что такое общество

систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;

формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;

формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них

1.Что такое общество

2.Общество как совместная жизнедеятельность людей

3. Общественные отношения

7. Работа с документом ( стр. 14 – 15), ответы на вопросы на стр. 15

Тип урока: изучение нового материала

ППЗ: Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные общества»?

2.Изучение нового материала

1). Что такое общество? Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Общество в узком смысле слова

А).Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( например, спортивное общество «Динамо»);

Б). Определенный этап исторического развития человечества ( например, феодальное общество, капиталистическое общество).

В).Определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны.

Г) Это круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения ( например, общество нумизматов,, дворянское общество).

Д) Это отдельное конкретное общество, страна, государство, регион ( современное российское общество, французское общество).

Е) Человечество в целом.

Общество в широком смысле слова

А).Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя:

Что лежит в основе жизни общества?

А). Приоритет материального:

Материальное производство играет огромную роль в жизни людей. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен есть, пить, иметь одежду и жилье, т.е. удовлетворять свои инстинкты.

Б). Приоритет духовного:

1.Прежде чем что-либо создавать, человек обдумывает, строит модель в сознании ( что, где, как, для чего).

2.При исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ.

Вывод: Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов ( вместе). М. Вебер ( нем. социолог)

2.Общество как совместная жизнедеятельность людей

Общество – это совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Первоосновой взаимодействия людей является деятельность

Вопрос к уч-ся: Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?

Найдите ответ в учебнике на стр. 7 – 9

Заполним таблицу « Основные отличия человека от животного

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде

Изменяет и преобразует природу

Приспосабливается к природе

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям

Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей

Развивается по двум программам: биологической ( инстинкты) и социально-культурной

Существование направляется только инстинктами, действия изначально запрограммированы

Потребности постоянно изменяются и растут

Потребности практически не изменяются

В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования

Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

3. Общественные отношения

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами ( или внутри них).

— Это тот воздух, который мы не видим, но которым мы дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

— Это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

— Это многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности.

— Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

— Это относительно устойчивые, во многом безличные ( формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.

В узком смысле – опосредованные связи между людьми.

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи

— Безличные ( формальные ) связи

— Затрагивающие важные стороны жизни.

Общественные отношения подразделяются на:

— Материальные отношения ( возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него):

1) Производственные отношения ( отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления)

3)Отношения по детопроизводству

4) Отношения между историческими общностями людей ( род, племя, народность, нация)

5) Брачно-семейные отношения между людьми

6) Отношения между личностью и обществом

— Духовные ( идеальные) отношения ( формируются, предварительно «проходя через сознание людей, определяются из духовными ценностями):

Д). Виды общественных отношений:

1) На уровне социальных общностей:

— классовые, национальные, групповые, семейные.

2).На уровне взаимодействия между людьми в группе:

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить ему место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям

4. Общество и природа

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

— это весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений ( в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).

Б). Природа в узком смысле слова: – весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества;

— это природно-географическая среда.

Взаимосвязь общества и природы

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Общество Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели

Природа Действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:

1). Как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;

2). Оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д.

Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

5. Взаимосвязь общества и природы

Природа – совершенный космос, противоположный хаосу.

Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом – душой.

Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения _ считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога

Природа – источник радости, наслаждения. Принцип- единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком.

Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур;

Природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Отличия общества от природы

— имеет законы исторического развития;

— занимается созидательной деятельностью;

— преобразует мир, в том числе и природу.

— имеет собственные законы;

— постоянный и непрерывный эволюционный процесс;

— естественная среда окружения человека;

— влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;

— может замедлять или ускорять развитие стран и народов;

6. Общество и культура. «Вторая природа»

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т.е. культура.

Человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.

Культура характеризуется историчностью и многообразием.

Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. Своеобразие проявляется в языковых различиях, в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. Понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры.

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями:

— наличие языка с определенным грамматическим строем;

— институт брака и семьи;

— во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях;

— почти у всех народов существует запрет на инцест ( сексуальные отношения с близкими родственниками).

Но даже эти немногочисленные универсалии по своему преломляются в культуре разных обществ. Так большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

Важнейшие составляющие элементы культуры

— понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

— взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

— ценности – общепринятые убеждения относительно целей. К которым человек должен стремиться;

— правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры

7.Науки, которые изучают общество и человека в нем

Культурология Юриспруденция ( правоведение) Эстетика Этнология Экономика ( экономическая теория) Политология История Философия

Работа с документом ( стр. 14-15)

Вопросы и задания к документ:

1). Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?

2). Почему П.А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?

3). Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П.А. Сорокина.

Задания на стр. 15 – 16.

Домашнее задание: п. 1, вопросы для самопроверки.

1. П. 1; ответить письменно на вопрос 3, стр. 16

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *