Как объяснить детям что такое пейзаж
«Что такое пейзаж»
Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»
Цель: Познакомить детей с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей: пейзаж, пейзажист.
Материал: Дидактические игры «Собери картину», «Составь пейзаж», репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща», магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.
Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник?
А вы хотите стать художниками?
Дети берут бэйджики и надевают.
Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты). Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.
Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.
Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.
Игра «Составь пейзаж» (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж)
Дети выполняют задание за столами.
Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились. Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж? Почему вы решили составить летний пейзаж?
Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.
Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают). Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх). Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.
Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.
И вот дождался русский лес своего художника.
— Что изображено на картине
— Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?
— Хотели бы вы оказаться в этом лесу?
— Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?
— Почему роща названа «корабельной»?
В том случае, если дети будут затрудняться с ответом,педагог им поясняет:
— очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Х. – До свидания, ребята!
Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.
Волшебные колокольчики, поделка из соленого теста Новогодний подарок «Волшебные » колокольчики. Цель:Развивать эстетические чувства фантазию, желание порадовать близких, положительный эмоциональный.
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с пейзажем»
Елена Пешкова
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с пейзажем»
1. Познакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства.
2. Учить различать натюрморт, портрет, пейзаж.
3. Продолжать знакомить детей с законами композиции. Учить располагать изображение по всему листу бумаги.
4. Закреплять знания о признаках весны.
5.Обогащать словарный запас детей : пейзаж, фон, линия горизонта.
1. Приглашаю детей в картинную галерею.
-В нашей галерее много картин. Какая тебе больше всего понравилась и почему? (ответы детей)
-Посмотрите на эти картины. Что у них общего? (на всех картинах изображены люди)
-Как называются эти картины? (портреты). Что такое портрет?
-Посмотрите, что общего у этих картин? (на этих картинах изображены фрукты, овощи, цветы, вазы и т. д.) Как эти картины называются? Как ты догадался?
-Обратите внимание, что изображено на этих картинах? (природа)
-Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.
Давайте рассмотрим пейзажи.
-Какое время года изображено на этой картине? Как называется этот пейзаж? (осенний пейзаж)
— А на этой картине художник нарисовал какой пейзаж?
— Ребята, художник начинает рисовать пейзаж с линии горизонта. Линия горизонта делит рисунок на две части. Посмотрите, что изображено сверху линии горизонта на картинах? (небо, облака….)
Что изображено внизу? (земля, трава, снег….) Если линия горизонта высоко. Чего больше на картине земли или неба? Покажи картину, на которой высокая линия горизонта. А если линия горизонта низко, чего больше на картине? Найди картину, на которой высокая линия горизонта.
— Посмотрите, почему на картине одни деревья высокие, а другие – низкие? (потому что одни близко, другие – далеко).
2. Наша картинная галере необычная. В ней можно попробовать каждому создать свой пейзаж. Я приготовила для вас картинки, из которых каждый из вас может создать весенний пейзаж. Предлагаю вам стать художниками.
Дети составляют под спокойную музыку.
— Посмотрите, какие весенние пейзажи получились у нас!
3.-Какие картины мы увидели в галерее?
-Какие картины называются пейзажами?
-Что вам понравилось на занятии?
Большое всем спасибо!
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с компьютером» («Знакомство с кабинетом информатики») Цель: Познакомить детей с назначением и способами использования компьютера. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность,.
«Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Знакомство с пейзажем в старшей группе Интеграция образовательных областей ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЗНАНИЕ, МУЗЫКА. Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи,.
Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа
Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по знакомству с жанром пейзажа
Цель. Закрепить у детей представления о новом жанре живописи «пейзаж» и средств выразительности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен.
Образовательные. Уточнить и закрепить знания у детей о мире искусства, его видах, о том, кто создает произведения искусства. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве.
Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, использованию в речи искусствоведческих терминов.
Воспитывающие. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.
Словарная работа: репродукция, оригинал, экскурсовод, риза, пропасть, величавая.
Материал.Репродукции картин изображающие разные виды живописи: пейзажа, портрета, скульптуры, натюрморта,
наборы мелких картинок с изображением живой природы.
Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихов,
Рассматривание и изучение картин известных художников: «Золотая осень» Левитана. «Первый снег», «Февральская лазурь» И. Грабарь. И. Шишкин «На севере диком» и др.
Дидактические и художественно –развивающие игры: «путешествие в мир искусства», «придумаем натюрморт», «весёлое рисование».
Медленно открываются двери, и перед глазами детей картины замечательных и художников. Воспитатель предлагает совершить экскурсию по импровизированному залу картинной галереи и отыскать в нём натюрморты, пейзажи, портреты.
Детям предлагается внимательно посмотреть на картины, постоять у понравившихся, полюбоваться ими. Воспитатель в это время подходит то к одной группе детей, то к другой, включаясь в разговор по поводу картин. Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.
На планшетах три таблички с надписями «натюрморт», «пейзаж», «портрет». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картины и разобрать их по жанрам к надписям.
Проводится игра «соревнование». Для этого дети делятся на три команды,каждая команда имеет название: «пейзаж», «натюрморт», «портрет». Командам даётся задание найти картины заданного им жанра, чья команда быстрее поместит картины на планшетах под названием.
Ветер дует нам в лицо. (Машут руками на лицо).
Закачалось деревцо. (Качаются из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише. (Приседая, машут руками вверх- вниз).
Деревцо всё выше, выше. (Тянутся вверх).
Воспитатель читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком»
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Затем воспитатель обращает внимание детей на картину И. И. Шишкина «На севере диком» (1891 Холст, масло. 161 118 см.)
-Дети, когда И. И. Шишкин прочитал стихотворения М. Ю. Лермонтова, он решил написать по стихотворению картину «На севере диком». Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на её источник. Это художественное произведение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.
Воспитатель предлагает детям войти в картину, осмотреться, рассказать всем об увиденном, вызывает 2-3 детей.
Рассказ воспитателя по картине.
«Художник И. И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал «На севере диком». Эта картина навеяна настроением от прочтения стихотворения М. Ю. Лермонтова.
На переднем плане – величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием. Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные одежды. Она горда и не преступна. Пушистый, рыхлый, розоватый снег покрывает горные вершины.
На втором плане – глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное сине-зеленое небо, на котором повисли облака, похожие на бесформенные куски ваты. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы.
Анализ занятия.
Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами «Музыкальные посиделочки» Конспект занятия по знакомству с кубанскими народными музыкальными инструментами для детей старшей, подготовительной групп. «Музыкальные.
Конспект занятия по знакомству с трудом взрослых «В мире людей и профессий» Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Задачи. Обучающие. Развивая навык собственного.
Конспект занятия по знакомству с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать.
Конспект занятия по знакомству со стихотворением Г. Лагздынь «В коридоре шкафчики» Задачи:познакомить детей с новым для них произведением, прививать интерес к книгам, воспитывать аккуратность, опрятность, продолжать формировать.
Конспект занятия по ознакомлению с малым фольклорным жанром. Вторая младшая группа. Программное содержание. Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы. Формировать.
Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему «Покормите птиц зимой» Цель: Формировать и актуализировать знания детей о перелётных птица, и о птицах, зимующих на родине; уметь сопереживать и сочувствовать.
Конспект занятия по знакомству детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Образовательная: Учить узнавать и правильно.
Знакомство с жанром изобразительного искусства «Пейзаж» Занятие «Пейзаж» старшая группа Цель: Познакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художник.
Конспект НОД «Знакомство детей с пейзажами»
Людмила Шемякина
Конспект НОД «Знакомство детей с пейзажами»
Цель: Познакомить детей с разными видами пейзажей.
Образовательные. Закрепить представление детей о пейзаже, как о виде изобразительного искусства. Познакомить с некоторыми репродукциями картин.
Развивающие. Расширять кругозор детей.
Воспитательные. Приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства.
Активизация словаря (Виртуальная экскурсия, картинная галерея, экскурсовод, пейзаж.)
Вхождение в образовательную деятельность: (В кругу).
— Ребята, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
— Давайте возьмемся за руки и сейчас пойдем на право, а потом пойдем на лево, в круг все вместе мы сойдемся, на места свои вернёмся, улыбнёмся, подмигнём и на экскурсию пойдем.
— Ребята, посмотрите у меня для вас сюрприз! (показываю конверт)
— Как вы думаете, что может быть в конверте (ответы детей)
-В конверте пригласительный билет. Показываю красочно оформленный пригласительный билет,и читает: «Приглашаю ребят подготовительной группы на виртуальную экскурсию в картинную галерею.
— А кто знает, что значит виртуальная экскурсия? (Ответы детей)
— Виртуальная экскурсия, это когда мы с вами не выходя из своей группы можем посетить любую картинную галерею по телевизору.
— А что можно увидеть в картинной галерее? (Ответы детей картины)
— Верно, но прежде, чем начать нашу экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в галерее? (Ответы детей. Спокойно, не кричать, не мешать другим рассматривать картины).
Педагог: Присаживайтесь на стульчики. (На экране телевизора иллюстрация картинной галереи. Включается спокойная музыка)
В галерее работают специальные служители – экскурсоводы.
Если вы в галерею пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.
Экскурсоводом сегодня буду я.
— Мы в зале пейзажной живописи. Это название означает «писать живо», то есть, чтобы на картине все было как живое. Про художников говорят, что они пишут картины. В своих картинах художники передают красоту мира. Если художник рисует природу или город, или деревню, как называется такая картина? (Ответы детей пейзаж)
— Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.
Если видишь, на картине
Или ель и белый иней,
Или снежная равнина,
Называется пейзаж.
— Сегодня мы с вами рассмотрим разные виды пейзажей.
На экране картина «Золотая осень» Исаак Левитан.
— Давайте рассмотрим репродукцию картины «Золотая осень» Исаака Левитана. Что изображено на картине? (ответы детей)
На экране картина «Зимой в лесу» Исаак Левитан.
— Эта картина художника Исаака Левитана называется «Зимой в лесу». Что нам хотел показать художник через эту картину? (Ответы детей)
— Художник хотел показать нам, что зимой вся природа отдыхает.
На экране картина «Грачи прилетели» Саврасов.
-Картина художника Саврасова «Грачи прилетели». На этой картине художник хочет показать нам пробуждение природы, после долгой зимы. На небе уже меньше облаков. Линия, где небо как-будто соединяетя с землей или водой называется линией горизонта. На этой кортине линия горизонта проходит прямо по середине.
На экране картина «Большая вода» Исаака Левитана
— Мы с вами знаем что таяние снега приводит к увеличению воды в реках, озёрах. И художник хотел нам показать большую воду, когда деревья стоят в воде, даже дома.
— А что художник изобразил на первом плане? (Ответы детей)
— Мы с вами рассмотрели репродукции картин по временам года.
— Сейчас я хочу вам показать горный пейзаж.
На экране картина «Горное озеро»
— Художники пишут не только пейзажи по временам года, это могут быть и горные пейзажи. На этой картине на первом плане показана красота гор озеро, на заднем плане показаны горы снежные холодные высокие.
На экране картина «У берегов Крыма» Иван Айвазовский
— А на этой картине уже морской пейзаж художника Ивана Айвазовского. Посмотрите как художник передал красоту моря, а линия горизонта на этой картине где? (Ответы детей)
На экране «Космический пейзаж»
— Как я вам уже говорила пейзажи бывают разные и сейчас мы рассмотрим космический пейзаж. Это картины уже вымышленные, на которых художники придумывают который может быть в космосе.
Физ. минутка на ковре.
— Наверно устали сидеть, давайте отдохнём. Вставайте ко мне в круг.
Посмотрите вы на нас
Мы ребята супер класс
Можем многое мы делать
Клеить резать шить плести
Посмотрите вы на нас
Мы ребята супер класс.
— А сейчас мы с вами тоже будем художниками, но мы не будем писать картину, мы с вами создадим свою картину из готовых элементов, и посмотрим какой у нас с вами получится пейзаж.
Дети подходят к столу, на котором лежат силуэты деревьев, облаков, птиц.
— Выбирайте понравившийся элемент и приклеивайте его на наш холст.
— Посмотрите какой красивый у нас получился пейзаж. А какой это пейзаж?
(Ответы детей. Времена года осень)
— Где мы сегодня с вами были? Какие пейзажи мы видели. Какой вам больше понравился)
— Вы все большие молодцы. Давайте скажем гостями спасибо, что пришли к нам.
Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.
Конспект ООД «Знакомство со льдом» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Росток» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым.
Конспект занятия по ФКЦМ «Знакомство с кошкой» для детей раннего возраста Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.
Конспект занятие по обучению детей игре в шашки «Знакомство. Королевство шашек» Королевство шашек. Цель: Обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре. Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё» Конспект занятия «Знакомство с буквой Ё» Цель:: познакомить детей с буквой Ё. Материал и оборудование: проектор, программа «Буквария»,.
Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» Цель: познакомить с буквой Ц, совершенствовать произношение звука [ц]. Материал и оборудование:.
Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» (2 занятия)Цель: познакомить детей с буквой Ч, развивать произношение звука [ч]. Материал и оборудование:.
Конспект занятия «Знакомство с куклой Катей» для детей раннего развития Конспект «Знакомство с куклой Катей» в группе раннего развития. Цель: познакомить детей с куклой Катей, как моделью человека. Задачи:.
Конспект занятия «Знакомство детей второй младшей группы с песком» Цель:познакомить детей с песком Песок-прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитии моторики.
Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажем
Известно, что основы художественного воспитания закладывается в дошкольном детстве. Большое место в этом процессе занимает природа, которую В. Г. Белинский назвал первым воспитателем детей.
Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество, способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее чувство любви к своему родному краю.
Знакомство с пейзажной живописью начиная со средней группы осуществляется в разных сферах и видах деятельности: знакомство с произведениями искусства, изобразительную деятельность, развитие речи, музыкальную деятельность, ознакомление с окружающим миром (наблюдение, экскурсия).
В своей работе по воспитанию эстетических чувств через пейзажную живопись используем различные методы и приемы: индивидуальная работа, наблюдения, экскурсии, беседа, рассказ, рассматривание картин о природе, художественное слово, игровые приемы. Все они между собой взаимосвязаны и дают положительные результаты.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с пейзажной живописью проводим экскурсии в парк, лес, улицам города. Эти экскурсии подготавливают детское восприятие к определенному знакомству с пейзажем. А также воспитывают у них любовь к своему родному краю.
Стремясь сформировать у каждого ребенка умение чувствовать красоту природы ее совершенство используем при наблюдениях стихи и произведения поэтов: И. Сурикова, С. Есенина, Е. Тургенева, А. Толстого и др.
Живое наблюдение природы, восприятие ее в стихах конкретизирует восприятие детей, делает его более осмысленным.
Рассматривая картины о природе, знакомим детей с пейзажной живописью. Подчеркивая, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, используя разные средства выразительности. Рассматривая картины беседую с детьми, обращаю внимание на то, как изобразил природу художник, как нарисовал деревья, кусты, небо и т. п. Все это способствует созданию в рисунке детей развернутого пейзажа, т. е. Помогает не только воспроизвести им отдельные образы природы с индивидуальными способностями, но и раскрыть взаимосвязи между ними, расположить предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и наконец выразить чувства.
Видя, что дети заинтересовались, организовали экскурсию на выставку картин при доме культуры на тему «Мотивы золотой осени», где опытный экскурсовод познакомил детей с картинам Семеновских художников (В. П. Осьминкин, С. А. Ляшков и др.) Рассказала о жизни художников и о том, как они раскрывают в своих картинах всю красоту родного края.
Также в нашем плане стоит экскурсия в художественную школу, где дети смогут понаблюдать, как обучают рисовать различные картины.
Большое значение придаем художественному слову т. к. литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту повседневной жизни. Обращает их внимание на то, что поэт замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт.
Собрали и оформили коллекцию разных картин, фотографий, открыток о природе. Дети с интересом рассматривают их. Картины о природе особенно Эмоционально воспринимаются детьми, если использовать музыкальное сопровождение.
Рисование красками чередуем с рисованием цветными карандашами, мелками, фломастерами, красками. Чтобы у детей не потерялся интерес к рисованию, периодически демонстрируем новые приемы работы с нетрадиционными технологиями (рисование пластилином, пальчиками, ладошкой, монотипия).
Одной из особенностей проявление творчества в пейзажном рисунке детей следует считать их умение изображать фон. В средне группе мы познакомили детей с фоном пейзажного рисунка, с линией «дружбы» неба и земли — горизонт. В старших группах учим рисовать фон по — разному, составляя и используя различные оттенки цветов. Окраска фона выполняет важную смысловою функцию — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника. Фон учим закрашивать с помощью поролонового тампона, используя толстые кисти, размыванием краски водой, наложением одной краски на другую.
Также обучаем детей по — разному изображать в рисунке пространство: в виде одной линии, широкой полоски земли, земли и неба, рисуя пригорки, широкое или узкое пространство неба; располагать отдельные образы природы рядом, подчеркивая их различия по величине (низкий куст, высокое дерево). Показываем как располагать предметы на всем листе бумаги, а не на одном уровне, рисовать перспективу (далеко, близко).
Помогаем детям освоить колористическое решение пейзажа, понять красоту и доступность того или иного способа передачи определенной цветовой гаммы. Показываем и рассказываем, что на темном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее. Для развития остроты восприятия насыщенности цвета используем игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке», «Назови краски теплой и холодной страны», даем карточки подсказки (синий + белый = голубой). Показываю, как можно сочетать оттенки цветов с фоном рисунка (желто — зеленые листочки красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, а на фоне зеленой травы смотрятся ярче голубые, красные, желтые цветы, а белые стволы берез хорошо на фоне темно — синего, фиолетового неба и т. п.)
При развитии творческой выразительности детских рисунков в первую очередь обращаем внимание на эмоции детей. Эмоция — это движущая сила воображения, а следовательно и выразительности детского творчества. Поэтому в первую очередь стараемся удивить детей темой, заинтересовать их. Чем сильнее захватывает ребенка тема, тем более выразительно он старается ее передать. Для этого используем игровые приемы, показ нового способа действия, художественное слово и др.
Важным приемом обучения является также анализ детских работ. Мы стараемся проводить его по разному. Например: использую художественное слово, дети читают строки из произведения поэтов и отмечают, как этот эпизод отражен в рисунке. Из работ детей делаем выставки в группе, родительском уголке. Заинтересованно, уважительно и деликатно относимся к детскому творчеству.
При оценке детских рисунков мы опираемся на следующие критерии: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения ребенка; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, как они расположены на листе); изображения формы, ее характерных признаков, деталей; передача пропорций предмета, размеров; наличие выразительных образов.
Используя эти методы и приемы к концу года мы надеемся добиться неплохих результатов.