Как объяснить детям что такое предложение в 1 классе
Конспект занятия «Предложение» для учащихся 1 классов
Конспект занятия по теме «Предложение».
Занятие рассчитано на учащихся первых классов (может быть применимо в логопедической практике). По программе внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», это первое занятие в блоке «Знакомство с предложением», далее идут занятия на закрепление интонационной законченности предложений и дифференциацию предложения и словосочетания.
Тема: Предложение
Цель: Закрепить знания детей о предложении.
Задачи: Учить детей различать понятия слово – предложение, познакомить детей с оформлением схемы слова (оформление начала и конца схемы, учить подбирать схему к предложению, учить определять количество слов в предложении, составлять предложение, развитие мелкой моторики, развитие внимания.
— осознавать роль языка и речи в жизни людей;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;
— понимать эмоции других детей, сопереживать, помогать;
Метапредметные:
— определять и формулировать цель с помощью учителя;
— учится свое предположение на основе работы с материалом;
— учится работать по предложенному учителем плану;
— учить оформлять свои мысли в устной форме;
— учится работать в группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
-находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, информацию полученную в ходе занятия.
-делать выводы в результате совместной работы учителя и группы;
Оборудование: Предметные картинки, схема предложения, карточки с графическим изображением слов, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, тетради, книги, цветные карандаши.
Ход занятия:
Для этого приветствия необходимо вырезать из жёлтой бумаги солнце (круг) с отдельными лучиками (по количеству детей). Каждый ребёнок получает свой лучик. Жёлтый круг располагается в центре ковра. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют. Это приветствие позволяет видеть тех, с кем ещё не поздоровались, поскольку в руках у него ещё находится лучик.
На место сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года, кто назовет соседей весны (зима, лето, признаки весны, какой сейчас месяц, соседи месяца, день недели, соседи этого дня, время суток.
Детям выдаются карточки с напечатанными предложениями: Ребята, прочитайте, что написано на карточке, как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это предложение. А как вы узнали, что это предложение? А что еще вы знаете о предложении? Вы заканчиваете 1 класс, и у вас уже много знаний о предложении, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы повторить все то, что вы знаете. Сегодня мы с вами будем составлять схемы предложений, будем определять количество слов в предложении, работать с рассыпавшимся предложением, поиграем в игры на внимание, сделаем гимнастику для пальчиков.
Послушайте и ответьте на вопрос: Является ли это предложением? Мальчик, пилить, сорока. (Ответы детей)Следующее: Девочка читает книгу. Докажите, что это предложение. В предложении все слова связанны по смыслу, т. е. живут в согласии. Предложение мы произносим на одном дыхании, между предложениями делаем паузу. Ребята, а как пишутся предложения? Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Предложения могут быть длинными, а могут быть совсем коротенькими и состоять из одного слова.
Я предлагаю вам поиграть в игру «ДА И НЕТ», если это предложение вы хлопайте, а если это не предложение топайте.
-Осенью опадают листья.
-Семен, лошадь, играть.
-Зимой бывает северное сияние.
-Доски, плыть, железо.
-Марине купили новый мяч.
Ребята, а как вы думаете, из скольки слов могут состоять предложения.
Предложения могут быть очень короткими и состоять из одного слова,например: Утро. Вечереет. Может, кто-то сможет придумать такое коротенькое предложение. Предложение может состоять и из большого количества слов, поиграем. Детям нужно распространить предложение, добавляя каждый раз по одному слову, одновременно на доску вывешивать по дополнительной карточке.
— Малыш кушает….(Малыш кушает манную кашу ложкой из тарелки.)
«Подбери схему к предложению» Ребята, у каждого из вас есть карточки с заданием, вам нужно подобрать схему к каждому предложению. А проверить правильность выполнения задания, мы сможем с помощью доски, (на другой стороне написаны верные ответы). Приложение 1.
Графический диктант. Ребята, сейчас я прочитаю вам предложение, а вы попробуете, зарисовать его схему в свою тетрадь. (Холодно. Бабушка печет пирожки. Оля спит.)
А сейчас, мы поиграем с вами в игру «ЖИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» каждой команде выданы карточки с рассыпавшимся предложением, нужно выстроится у доски так, чтобы получилось предложение. Приложение 3
Пальчиковая гимнастика. (Гимнастика проводится с помощью массажных мячиков)
Я мячом круги катаю
Взад- вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Игры на внимание: Ребята, поиграем в игры на внимание. «Носик, ушки, макушки». Если я скажу носик –вы пальчиком показываете нос, если ушки, вы дотрагиваетесь до своих ушей, если макушки – до своей головы. Будьте внимательны.
«Солнышко – камушек, заборчик». Солнышко – рука на столе с расставленными в стороны пальцами, заборчик – ладошка на ребре, камушек – рука сжата в кулак. Ребята, это тоже игра на внимание, смотрите на мои руки (я буду вас путать, слушайте мой голос, и делайте то, что я вам говорю.
«Неоконченное предложение» Ребята, посмотрите, на доске написано предложение, но оно не окончено, а закончите вы его, выбрав подходящую картинку.
На доске записаны предложения:
А сейчас, давайте немножко посчитаем, ведь слова в предложении можно не только читать, но и считать. Итак, немного потренируемся.
(Нет, Ура, каникулы, Мама сшила юбку. Машина едет по дороге.)
Ребята, а сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. У вас есть карточки с заданием, нужно сосчитать сколько слов в предложении и обозначить цифрой. Приложение 4. После выполнения работы. Поменяйтесь пожалуйста карточками друг с другом и проверьте правильность выполнения задания своего товарища с помощью ответов на доске. С помощью наклеек оцените работу друга, если все сделано без ошибок, вы можете приклеить наклейку со словами «Отлично» или «Молодец», если допущена одна или две ошибки, выберите наклейку со словом «Хорошо», если ошибок больше, то воспользуйтесь наклейкой со словом «Старайся».
Для выполнения следующего задания, у вас есть право выбора. Если вы считаете, что умеете хорошо и уверенно читать, вам будет дано более сложное задание, если вы еще не очень уверенны в своих силах, вам будет дано задание немного полегче, но тоже очень интересное. Упражнение «Предложение рассыпалось» Приложение 5.
Ребята, а вы мечтали стать следопытами. А вы думаете, у вас получится, давайте попробуем. Это книги детского писателя Николая Носова, он пишет рассказы про детей, описывает смешные и забавные случаи из их жизни, ваша задача оттискать на – 10 страница, 9 предложение и
7 предложение на 5 странице.
Итог занятия:
Ребята, вы знаете, кто такие журналисты. Сейчас кто-то один из команды станет журналистом, его задача, узнать, что же ребята нового узнали на занятии, а журналисту из второй команды, нужно узнать, что ребятам больше всего запомнилось и понравилось на занятии.
Рефлексия: Ну, и как всегда в конце занятия, мы подарим шарики утенку. У вас есть цветные карандаши, если вам все понравилось и вы считаете, что вы отлично занимались сегодня, раскрасьте шарик красным карандашом, если вам было немного скучно на занятии, у вас что то не получалось, подарите утенку зеленый шар, а если вам было не интересно, скучно, занятие вам не понравилось, раскрасьте шарик синим цветом.
Прощание. Упражнение «Я тоже»
На прощание поиграем в игру «И я тоже», я буду произносить фразу, а если вы согласны, отвечйте «И я тоже»
Предложение в русском языке 1 класс
Предложение – это единица нашей речи, которая служит для выражения мысли. Предложение состоит из слов, которые связаны по смыслу.
Сравните две строки:
Кот, квадратный, хорошо, пишет.
Кот, рыжий, спит, крепко.
Из каких слов можно построить предложение, связав их по смыслу? Можно ли сказать – «квадратный кот»? «Хорошо пишет кот»? Нет, нельзя.
Попробуем составить предложение из слов второй строки:
Рыжий кот крепко спит.
Мы узнали о том, что кот рыжий и что он спит.
Поменяется ли эта мысль, если поменять слова местами?
Крепко спит рыжий кот.
Кот рыжий спит крепко.
Мысль осталась прежней. Её можно образно представить.
Весна, ребята, каникулы, солнце.
Весна уже пришла. Дует тёплый ветерок.
В первой строке записаны просто слова, во второй строке два предложения.
1-е: Весна уже пришла.
2-е: Дует тёплый ветерок.
Каждое предложение выразило свою мысль. Слова в предложениях связаны так, что понятно, о чём и что надо сказать.
Произнесите ещё раз предложение спокойно и понаблюдайте за своим голосом: Весна уже пришла.
Голос был спокойный, а к концу предложения понизился. Работу голоса, его усиление и повышение учёные назвали научным словом интонация. Когда мы произносим предложение-сообщение, то понижаем тон к концу предложения. Так мы показываем, что мысль закончена. В конце таких предложений надо ставить точку. Называются эти предложения повествовательными. Они о чём-то рассказывают, повествуют. Это их цель.
Предложения могут побуждать кого-либо к действию. Интонация в таких предложениях будет иметь разные оттенки: просьбы, приказания, требования. Такие предложения называют побудительными.
Саша, принеси, пожалуйста, учебник.
В предложении можно о чём-то спрашивать. При вопросительной интонации тон резко повышается на важном слове в вопросе. Можно по-разному прочитать одно и то же предложение-вопрос, выделяя голосом каждый раз новое слово.
Ребята ходили в субботу в кино?
Интонация меняется в зависимости от того, что именно нужно спросить. Такие предложения называются вопросительными. В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
Существуют предложения, которые выражают свои мысли весело, с восторгом, изумлением или гневом. Такие предложения произносятся с повышенной интонацией, с восклицанием. Их так и называют – восклицательные предложения.
В конце таких предложений стоит восклицательный знак.
Это очень интересная книга!
Предложениям, в которых чувства не выражаются, дали название невосклицательные.
1. Прочитайте повествовательное предложение, понижая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в кино.
2. Прочитайте восклицательное предложение, повышая голос к концу.
Ребята ходили в субботу в кино!
3. Прочитайте побудительное предложение.
Ребята, сходите в субботу в кино!
4. Прочитайте вопросительное предложение.
Ребята ходили в субботу в кино?
по цели высказывания
по интонации
Итак, важно понимать, какое предложение ты читаешь, чтобы получалось выразительное чтение. Надо следить за знаками в конце предложений и правильно их интонировать.
Прочитайте выразительно стихотворение Г. Чистяковой и подумайте, какие чувства надо передать при чтении и с какой интонацией необходимо читать.
Кто из вас, ребята, знает,
Отчего собака лает?
Чем собака недовольна:
Может, кто-то стукнул больно,
Может, лапу отдавили,
Может, кошки задразнили,
Может, ласки захотела,
Может быть, давно не ела,
Может быть, страшна её вьюга,
Может, потеряла друга?
Отчего собака лает?
Может, голос проверяет?
Голос звонок! Даже очень!
Может быть, сказать нам хочет:
Как же я прекрасно лаю!
В этом стихотворении вы увидели ещё один знак – запятую, она говорит: читай с паузами, интонация перечисления.
У каждого предложения есть своя задача речи. Как же её определить?
На диване лежит котёнок.
Задачей этого предложения было сообщить, что именно котёнок, а не щенок и не взрослая кошка лежит на диване. При чтении необходимо выделить голосом слово котёнок. Выделение голосом важного по смыслу слова называется логическим ударением. Договоримся показывать его графически стрелкой над словом.
На диване лежит котёнок.
Теперь выделим голосом (поставим логическое ударение) слово «лежит». Задача речи – сообщить, что котёнок не прыгает, не ест, а именно лежит.
На диване лежит котёнок.
Поменяем место логического ударения: перенесем его на слово «на диване». Задача этого предложения – сообщить, что котёнок лежит не на стуле, не на полу, а именно на диване.
На диване лежит котёнок.
Можно заметить, что предложения одинаково написаны, но различаются в прочтении, и зависит это от логического ударения. В устной речи логическое ударение можно поставить на любое слово в предложении, в зависимости от того, какова цель сообщения, то есть задача речи. Значит, чтобы выразительно читать, надо правильно ставить логическое ударение на нужные слова и произносить предложения с правильной интонацией.
Предложение всегда записывается с заглавной буквы. В конце предложения ставят знак: точку, вопросительный или восклицательный знаки, иногда многоточие. Их называют знаками препинания.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Здравствуй, Букварь! Введение понятия «предложение»
Класс: 1
Ключевые слова: Букварь
Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе; дать понятие о предложении как единице речи; формировать умение составлять рассказы на заданную тему.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели
(И на доску посмотрели).
2. Вводная беседа
Давайте вспомним, с какими правилами поведения школьника мы вчера с вами познакомились?
А зачем и почему дети идут в школу?
Кто поможет в приобретении новых знаний?
3. Знакомство с учебником
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)
Первой нашей книгой, по которой мы будем учиться – будет «Букварь».
Я – «Букварь», учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Что можно сказать о книге?
Как сохранить учебник красивым и чистым? (К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.)
Давайте попробуем полистать книгу.
«Бережно, бережно, бережно беру страницу за правый верхний уголок, бережно, бережно, бережно перелистываю страницу».
Учитель обращает внимание детей на условные обозначения в учебнике.
Сегодня мы зайчики.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
4. Работа по теме урока
Беседа по сюжетной картинке, с. 4.
Рассмотрите картинку. Кто изображен на картинке?
Сейчас мы много говорили. Я задавала вопросы, вы отвечали на них. Все, что мы говорили – это речь.
Вы рассказывали о школе – это речь. Я задавала вопросы – это речь. Вы отвечали на вопросы – это речь.
Все, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)
Если то, что мы говорим записать, то такая речь будет – письменная. Письменная речь используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами.
Речь бывает устная и письменная (хором).
Устную речь мы слышим и произносим, а письменную речь мы пишем и читаем.
Речь делится на части. Эти части называются предложениями. В предложении выражается одна законченная мысль.
Рассмотрите иллюстрации на с. 5. Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)
Писать мы не умеем, поэтому предложение будем обозначать длинной полоской.
Большая буква в начале предложения. Предложение закончилось (точка).
Давайте попробуем составить предложение по картинке на с. 4. (Например. Сегодня 1 сентября.)
Это наше первое предложение. Кто хочет прочитать это предложение? (Ученик выходит и читает, ведя указкой.)
Написание предложения сначала в воздухе, потом в тетрадке.
5. Итог
6. Работа с предложениями
Учитель произносит слова, класс слушает и объясняет, получилось предложение или нет, в чем причина неудачи.
Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определенном порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.
Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его длинной полоской.
Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой (обратная сторона карандаша) до полоски.
Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.
Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.)
Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.)
Вывод: письменную речь мы видим и пишем.
Работа в Р.Т. № 1.
Посадка при письме, с. 4-5.
Рассмотрите рисунки в тетради. Положите тетрадь правильно.
Учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца большой, указательный и средний. После этого ученики несколько раз упражняются: положат ручку, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.
Проверка посадки.
Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.
Р. Т., с. 6. Соединить листочек с листочком, божью коровку с божьей коровкой.
Найдите голубую точку на первом листочке, проследите по стрелочке линию ко второму листочку. А теперь возьмите простой карандаш и проведите линию от второго листочка к третьему и т.д.
Последовательно соедините божьих коровок, не попуская ни одну из них.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать, загибают пальцы
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А другой давненько спит.
Кто из нас еще шумит? шепотом, закрыли глаза
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет, погромче
Солнце красное взойдет
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать, разжимать пальцы
Просыпайся, детвора!
В школу пальчикам пора.
Р.Т., с. 7. Соединить звездочки линией вниз, соединить грибки вправо.
Догадайтесь, что нужно сделать на с. 7.
Проведем прямые линии из центра каждой звездочки сверху вниз. Что поможет выполнить это задание? (Точка и стрелочка.)
Проведем линию слева направо из центра каждого гриба.
Ребята, посмотрите на линии, которые вы провели от звездочки. Такие линии называются вертикальными. Их мы всегда будем проводить сверху вниз.
А теперь посмотрите на линии, которые провели от грибочков. Такие линии называются горизонтальными. Их мы будем проводить слева направо.
7. Итог урока
8. Домашнее задание: выполнить задание: рисунок «Мой первый день в школе».
Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»?
С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение – это единица письменной речи.
Какие типичные ошибки совершают дети?
1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.
2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.
3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.
4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.
5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.
6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.
Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.
Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.
Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?
Это можно сделать с помощью серии упражнений.
Исключение лишнего слова
Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.
Восполнение недостающего слова
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения
Задание: Составь из данных слов предложение.
Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить
Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.
Исправление ошибок согласования, управления
Задание: Исправь ошибки.
Поиск границ предложений в тексте
Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.
К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет
Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное – запастись терпением.
Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна, логопед.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.