Как объяснить детям что такое причастие как часть речи
Подборка правил: причастие
Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (белеющий, решивший, слушающий).
Признаки
1. Постоянные признаки
2. Непостоянные признаки
Залог причастий
Полная и краткая форма причастий
Полную форму имеют все причастия (украшенный).
Краткая форма есть только у страдательных причастий со вершенного вида (украшен).
Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.
Склонение причастий
Причастие в изменяется по числам, по падежам, по родам.
Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.
Правописание суффиксов причастий
Действительные причастия
Страдательные причастия
ЗАПОМНИ! брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся
-НН- пишется:
-Н- пишется:
ЗАПОМНИ: конченый человек – конченный в срок отчёт, названый брат – названный выше, посажёный отец – посаженное в парке дерево, приданое невесты – приданный чему-то.
ЗАПОМНИ!
Правописание не в причастиях
НЕ пишется СЛИТНО:
НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.
Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия
К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».
Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».
То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.
Что надо говорить о причастии вашей учительнице
Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.
Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.
Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.
Виды причастий – вот тут все срезаются
В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.
По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:
По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:
По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.
Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.
По роду: мужского, женского, среднего рода:
Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:
Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.
Еще два слова о действительных причастиях
Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.
Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.
Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.
Пример характеристики причастия
Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:
Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.
Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
P. S. Мое видео про причастия.
Как объяснить детям что такое причастие как часть речи
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).
Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».
Синтаксическая роль
В предложении причастия выполняют функцию:
План морфологического разбора.
I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!
◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).
Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
Открытый урок в 6 классе на тему:»Причастие как часть речи».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Причастие как часть речи»
I. Введение в тему урока.
(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)
Задание « собери слово» (выбери указанную морфему из данных слов (слова записаны на доске):
Один ученик записывает это слово на доске и делает вывод, что тема урока «Причастие».
(После этого учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Запись эпиграфа: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В. И. Даль)
II. Ввод нового материала.
Есть в стране Лингвинии область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.
– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?
Просим детей записать в тетрадь три словосочетания:
Просим определить части речи однокоренных слов (задать вопросы). Обращаем внимание на слово желтеющий, можно ли назвать это слово прилагательным? Глаголом? Дети сами делают вывод.
III. Работа в группах по изучению нового материала.
I группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные прилагательным (раздать листочки с предложениями).
1. Внимание охотников привлек растущий на опушке леса дуб.
2. Прочитанная книга лежала на полке.
II группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные глаголу (раздать листочки с предложениями).
1. Догоравший костер ещё дымился.
2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.
1. Вопрос какой?
2. Род
3. Число
4. Падеж
5. Полная и краткая форма
6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое
1. Вопрос что делающий? что сделавший?
2. Возвратность-невозвратность
3. Переходность-непереходность
4. Вид
5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет
6. В предложении – сказуемое
(раздать листочки с заданиями)
* Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.
* От глаголов образовать причастия: читать, гореть; бегать; зеленеть; петь, расти.
* Письменно объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа:
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В. И. Даль)
Проверка работ каждой группы. I и II группы называют морфологические признаки причастий, демонстрируя на примерах. III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно, объясняет смысл эпиграфа.
IV Физкультминутка, упражнения для глаз
V Закрепление нового материала.
Выполнение упражнения 451 из учебника
VI Подведение итогов урока.
Можем ли мы теперь в предложениях определять причастия?
Для чего мы используем причастия в речи?
VII Оценки за работу на уроке
VIII Домашнее задание. Презентация на тему «Причастие». Для слабых учеников – упражнение 453.
Технология дифференцированного обучения
Мною был разработан урок русского языка для 6 класса, основанный на технологии дифференцированного обучения. В классе, для которого я готовила урок, обучаются как сильные, так и слабоуспевающие ребята. Одной из проблем всегда является вовлечение слабых детей в учебный процесс.
Технология дифференцированного обучения привлекает меня тем, что позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учеников, работая по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. Очень важным фактором стала для меня большая степень занятости учащихся.
Я хотела провести урок таким образом, чтобы задействовать всех учащихся, независимо от уровня способностей и коммуникативной активности. Тема урока и время проведения соответствуют поурочному планированию. Классное помещение было подготовлено заранее, парты составлены для работы в группах.
Урок начался интересно. С первых минут удалось привлечь внимание учащихся. Практический и теоретический материалы соотносились друг с другом. На уроке проводилась работа в группах, фронтальная работа. Каждый этап работы проверялся устно. Учащиеся при выполнении заданий опирались на имеющиеся знания: признаки имени прилагательного, признаки глагола. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный и насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.
Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход. Также домашнее задание было дано дифференцировано. Отклонений от плана урока не было. Результативность хорошая. Урок был насыщенным, проходил в быстром темпе. Перегрузки детей не было. Я считаю, что цели урока были достигнуты.
Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Готовясь к этому уроку, я намеренно не стала предупреждать ребят о предстоящем.
Первое же задание было выполнено учащимися с легкостью. Дети смогли четко сформулировать и обосновать тему урока: «Мы изучаем морфологию, а это значит, что нас интересует причастие как часть речи».
Лингвистическая сказка пробудила интерес к изучению русского языка и активировала творческий взгляд на изучение темы. Ребята сразу представили семью из мамы-прилагательного, папы-глагола и сыночка-причастия. Учащиеся первой и второй групп, заданием которых было определение признаков прилагательного и глагола, присущих причастию, отметили, что эта работа затруднений не вызвала, так как признаки «родителей» причастия им были хорошо известны. Обе группы смогли подобрать много интересных примеров для демонстрации. У третьей группы было три мини-задания. Первые два практические задания они выполняли сообща, а вот третье – более творческое, сначала устно обсуждали, где каждый ученик смог высказать свое мнение, потом самостоятельно записывали.
Упражнение 451 выполняли по классической схеме – один ученик у доски, остальные – в тетрадях.
Подводя итоги урока, я отметила хорошую результативность, а, соответственно, достижение поставленных целей.
Оценка использованной методики
Опираясь на технологию дифференцированного обучения, работать было несложно и интересно как учителю, так и учащимся. Наблюдается высокий уровень эффективности данной методики.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое причастие в русском языке?
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает грамматические признаки глагола и прилагательного.
Причастие в русском языке
Чтобы понять, что такое причастие в русском языке, укажем, что оно образуется от глагола с помощью характерных формообразующих суффиксов:
Причастие — это особая неспрягаемая форма глагола, которая обладает признаками прилагательного. С одной стороны, причастие обозначает признак, как и прилагательное, но, с другой стороны, это признак особенный, который связан с действием.
Имя прилагательное обозначает постоянный признак предмета безотносительно ко времени (платок какой? синий), а причастие — это глагольная форма, выражающая признак, связанный с течением времени.
К примеру, в словосочетании «плавающая утка» причастие «плавающая» обозначает признак. К нему можно задать вопрос прилагательного:
И в то же время этот признак связан с действием в настоящем времени:
Сравним с другой формой причастия:
Здесь речь идет о птице, которая плавала раньше, до момента речи об этом, то есть в прошлом. Признак связан с уже совершенным действием.
Подытожим наши наблюдения определением, что такое причастие в русском языке.
Причастие совмещает в себе признаки двух самостоятельных частей речи: глагола и прилагательного.
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие
1. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
Падеж | Мужской род | Женский род | Средний род | Мн. число |
---|---|---|---|---|
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
3. причастие изменяется по родам:
4. согласуется с существительным в роде, числе и падеже:
В предложении причастие выполняет синтаксическую роль определения.
В густой кроне деревьев на ветках сидят поющие скворцы.
Признаки глагола у причастия
Как и глагол, от которого образовано причастие, оно имеет грамматические категории:
2. действительный или страдательный залог
Причастие в форме действительного залога обозначает признак действия, которое совершает сам производитель:
Причастие в форме страдательного залога обозначает признак предмета, который испытывает действие со стороны, подвергается чьему-то воздействию:
3. Причастие сохраняет переходность/непереходность производящего глагола:
5. у причастий различают настоящее и прошедшее время:
Действительные причастия
Действительное причастие обозначает признак предмета, который сам производит действие или испытывает определенное состояние.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов с помощью суффиксов -вш- (после гласного), -ш- (после согласного) и окончаний прилагательных:
Страдательные причастия
Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым совершается или уже произведено действие извне. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Эти формы также обладают категорией времени.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени с помощью суффикса -ем- (от глаголов I спряжения) или суффикса -им- (от глаголов II спряжения):
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т-:
Страдательный причастия прошедшего времени имеют полную и краткую форму:
Краткие формы причастий, как и прилагательных, не склоняются, а только изменяются по родам и числам:
Причастия могут потерять признак действия и переходить в имена прилагательные. Наиболее часто переходят в прилагательные страдательные причастия. Некоторые из них совсем утратили связь с глаголом:
Морфологический разбор причастия
Начальная форма причастия — это полная форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
I. Особая форма глагола — причастие
а) действительное или страдательное
а) полная или краткая форма;
б) падеж (в полной форме);
г) род (в единственном числе).
Примеры
Ольга толкнула створки рассохшихся ставен.
Рассохшихся — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — определение.
Село расположено на высоком берегу реки.
Расположено — это особая глагольная форма причастие
Синтаксическая роль — сказуемое.