Как объяснить детям что такое проект
Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?»
Светлана Пантелеева
Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду. Что это такое?»
Цель : ознакомление родителей с проектной деятельностью, оказание помощи родителям в организации совместной творческой деятельности в семье.
1. Развивать творческие способности детей и взрослых.
2. Организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога.
3. Вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности
4. Налаживание эмоционального контакта.
5. Использовать инновационные формы работы с родителями.
1. Консультация для родителей на тему: «Проектная деятельность в ДОУ»
2. Реализация проекта с детьми «Золотая хохлома»
3. Анкетирование родителей «Что вы знаете о проектной деятельности?»
4. Изготовление памятки для родителей «Самостоятельный поиск знаний – залог успешного развития личности!»
Ход собрания.
1. Определение проектной деятельности (анализ результатов анкетирования).
2. Актуальность, особенность и значение проектной деятельности в ДОУ.
3. Презентация для родителей «Что такое проектная деятельность».
4. Презентация детского проекта «Золотая хохлома».
5. Вовлечение родителей в реализации проектной деятельности с детьми.
1. Что такое проект и проектная деятельность?
Каждому участнику кидается мяч и предлагается назвать слово – ассоциацию на слово «проект».
Восп. Какие разные ассоциации у вас возникли, но никто их вас не назвал словосочетание «детский сад». И правда, на первый взгляд, проектная деятельность и дети дошкольного возраста не совместимы. Однако это не совсем так!
Давайте попробуем сформулировать что такое «проект» вообще.
Восп. Подводит итог высказываниям и дает официальные понятия «проекту»:
— В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию
— Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания
— Проект — это работы, планы, мероприятия направленные на создание уникального продукта Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Проектная деятельность – деятельность, специально организованная взрослым и выполненная детьми, завершающаяся созданием определённого продукта.
2. Актуальность, особенность и значение ПД в ДОУ.
— Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и коллективную творчески завершенную работу, имеющую социально-значимый результат.
Данное направление в образовательной деятельности настоящее время является одним из актуальных направлений в работе с детьми
Метод проектов возник давно, еще в 20-х прошлого века. Еще в то время было выведено определение проекта. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение полученных знаний.
Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?
— Это прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему. А что значит «погружение»?
Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности, приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.
3. Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это сделать?
(прочитать в книге, в Интернете, посмотреть телевизионную передачу и т. д.)
Все это могут использовать и дошкольники. Но все ли могут самостоятельно это сделать?
Конечно, нет,им необходима помощь: читать они не умеют, пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти необходимую литературу нет возможности. Т. е. им во всем нужна помощь взрослых.
Но кроме знаний в процессе проектной деятельности дети приобретают и определенные навыки, закрепляют уже имеющиеся у них навыки, а это происходит в деятельности, в разной деятельности, в зависимости какая тема проекта.
3. Презентация для родителей «Что такое проектная деятельность?» (структура, принципы, методы реализации).
4. Презентация детского проекта «Золотая хохлома» (обсуждение с родителями этапов и реализации данного проекта).
5. Вовлечение родителей к ПД (советы по выбору тем проектов, сроков выполнения, форме презентации с детьми).
Реализация проектной деятельности в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей:
— родители создают для ребёнка проблемную ситуацию, которую ему предстоит решить, помогают найти и сформулировать ответы на появившиеся вопросы;
— родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию, изготовить вместе с ним поделку, нарисовать рисунок, выполнить аппликацию, сделать подборку художественной литературы, картинного или иллюстративного материала по теме проекта;
— родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например, участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, игровой деятельности, экспериментировании и т. д.
Дошкольник, еще не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребенку найти необходимые средства и способы, знакомит с новым. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместный поход в библиотеку, чтения детских познавательных и справочных книг, работу в поисковой системе Интернет, наблюдений, экскурсий. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: оформление альбомов, рисование, лепка.
Презентация «Учимся создавать проект»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Учимся создавать проект»»
Учимся создавать проект
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 385 СПб : Скапцова Е.И.
Типы проектов по деятельности:
1. Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
2. Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.
3. Ролевые, игровые- участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
4. Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.
Типы проектов по продолжительности:
Учебные проекты бывают следующих видов:
по количеству участников:
Принципы организации проектов.
1. Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
2. Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.
3. Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).
4. Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).
Стадии работы над проектом — это «пять П»
Требования к проектам:
В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема.
Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно.
Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.
Основные этапы проектной деятельности:
Как собрать материал для проекта? 1. Выбрать тему 2. Собрать информацию
Примерные темы проектов
Этическое и эстетическое воспитание.
Школа вежливых наук.
Люблю тебя, мой край родной.
Страницы истории моего города – страницы жизни моей семьи.
Позвольте пригласить на бал.
Моя зелёная планета.
Встречают по одёжке.
История маленького зёрнышка.
Подъезд моей мечты.
Физминутки – не ради шутки.
В гостях у Мойдодыра.
Золотые руки русского народа.
Папа, мама, я – спортивная семья.
Гипотеза – это предвидение событий.
Гипотезы – обычно начинаются словами:
Цель звучит ёмко и отражает тему проекта:
Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели:
Формы продуктов проектной деятельности
Формы презентации проектов
Проекты в школе: от подготовки до презентации
Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задается на уроках очень часто. Причем увлечь ребенка той или иной профессией пытаются даже во время дошкольной подготовки. Эту идею нельзя недооценивать. Малыш, который впитывает в себя как губка все, что его окружает, начинает интересоваться не только предметами, но и действиями взрослых. Так постепенно формируется его представление о себе и своей будущей роли в социуме.
В последнее время особое место в воображении детей занимает непонятная, но любопытная сфера бизнеса. Ребята, уже осознающие, что деньги – это своеобразный «язык» людей, в будущем планируют хорошо зарабатывать. И при этом работать исключительно на себя. Такое стремление к финансовой и психологической независимости вполне понятно.
Как подготовить учащихся к будущему?
Однако подростки, как правило, смутно представляют себе, каким образом разрабатывается и реализуется бизнес-проект. В таком случае и педагогу, и родителю важно объяснить школьнику, что предпринимательство требует от человека серьезных эмоциональных и материальных вложений. Залог грядущего успеха в организованности, умении грамотно распределять ресурсы и, разумеется, знаниях.
Каждый ребенок изначально обладает уникальным потенциалом. Фундаментальной целью школы и системы образования в целом является предоставление возможностей для самореализации маленького человека. Правильный подход к выявлению способностей ученика позволит выпустить не только разумного члена общества, но и талантливого специалиста, искренне вовлеченного в свою профобласть. В достижении этой благородной цели поможет проектно-исследовательская деятельность.
Что включает в себя школьный проект
Конечным продуктом здесь может выступить что угодно: от стенгазеты до макета Древней Руси. Ведь главным является создание чего-то совершенно нового для ученика, ранее им неизведанного.
Решение проектных задач, так или иначе, входит в план каждого урока любой дисциплины. Разработкой же масштабных презентаций и практикой их защиты занимаются в основном на внеурочных занятиях.
В идеале принцип такого подхода к обучению базируется на 3-х преимуществах:
Самодисциплина (ребенок методом проб и ошибок учится самостоятельно организовывать свое свободное и рабочее время);
Самореализация (выбрав наиболее интересное для себя направление, школьник начинает максимально эффективно использовать свой потенциал).
Кроме того, дебаты во время защиты проекта – крайне полезный и увлекательный процесс. Даже если ребенку не суждено стать оратором или ученым, ему все равно придется презентовать себя как на работе, так и в обществе.
Применение проектов на практике
Понятно, что в начальных классах малыши еще не обладают навыками самостоятельного поиска нужной информации. Поэтому для начала им подойдет игровая форма: простое наблюдение за животными, растениями, погодой. По мере взросления проектные задачи ребят должны постепенно усложняться. Мотивацией послужит практический опыт из реальной жизни, а именно возможность заработка.
За основу берется некая идея. К примеру, установка на привокзальной территории терминала для зарядки гаджетов. В этом случае мало хотеть, нужно сначала все продумать, а потом еще и сделать:
Узнать все о путях реализации с точки зрения закона;
Зарегистрироваться в качестве ИП (попросить родителей);
Прикинуть свои шансы на успех, посмотреть, какие могут возникнуть проблемы и как с ними справиться;
Найти подходящее место, а также ответственное лицо, с которым нужно согласовывать установку и т.д.
Понятно, что девятикласснику не стать предпринимателем с ходу. Но у него сформируется конкретное, подтвержденное практикой представление о том, как можно запустить свой стартап.
В теории все звучит, конечно, привлекательно, но на деле преподаватели сталкиваются с определенными трудностями:
С чего следует начинать проект;
Как мотивировать учеников;
Каким образом следует включить такой подход в школьную программу без ущерба для основной базы.
Пособия в помощь
Как привести идею проекта к успешному результату;
Каким образом структурировать свою работу;
На примерах разбираются ошибки и способы их решения;
Даются советы по самостоятельной подготовке к сдаче проекта.
Цифровые решения
Серьезным подспорьем для педагогов станут сразу несколько онлайн-ресурсов: разрабатываемая Просвещением «Лаборатория школьных проектов» (появится в доступе осенью 2021) и «Proобрskills».
Работа в «Лаборатории школьных проектов» включает в себя 3 этапа:
Самый простой уровень: начинающему проектировщику необходимо заполнить пустые поля шаблона с темой и привести работу к логическому завершению;
Второй этап чуть более сложный. Здесь ребенку придется самому корректировать структуру проекта или исследования;
Третий уровень, где ученик создает свой проект самостоятельно, а учитель выступает в качестве куратора.
Уникальность же «Proобрskills» – в предоставлении всем участникам чек-листов. Такой методичный и скрупулезный подход обладает неоспоримыми плюсами:
Актуальность исследования будет обоснована уже на начальном этапе работы;
Четкая и понятная формулировка технического задания, что упростит процесс его выполнения;
Отбор требуемой литературы. Ребенок в ходе подготовки научится самостоятельно отсекать недостоверные источники информации;
Отслеживание всех нюансов процесса исследования. Учитель по чек-листу проектировщика будет видеть, как продвигается работа, какие ошибки сделаны, где не хватило базы знаний или усидчивости;
Ступенчатый анализ хода работ, его корректировка и конечная защита позволит усилить качество полученного результата.
Компьютерная презентация vs стенд для проектной работы
Представление проекта должно быть не только информативным, но и интересным. Наряду с компьютерной презентацией, которая распространена в каждой школе, существует стендовая демонстрация. Когда на доске отображаются основные моменты исследования в виде диаграмм, рисунков или таблиц. Такая презентация не должна быть перегружена данными. Она выступает лишь в роли помощника выступающего и аудитории.
Имеются ли существенные отличия между компьютерным показом и стендовым? Нет, в сущности это одно и то же. Просто в презентации слайды идут друг за другом, а на стенде последовательно вырисовываются блоки информации:
ФИО автора и научного руководителя;
Актуальность представленной темы;
Цель проекта и критерии результативности проекта (в исследовании мы говорим о подтверждении гипотезы);
Концепция проекта (блок-схема выполнения работ, демонстрация сути процесса исследования и его объектов: это могут быть карты местности, схемы, фото образцов и команды);
При желании в структуру можно включить список литературы, оценку эффективности и благодарности, если таковые имеются.
Как сделать презентацию максимально привлекательной
Чтобы защита проекта запомнилась всем участникам, желательно использовать инфографику – цепляющие внимание картинки со смысловой нагрузкой, созвучной идее проекта.
Изображения должны быть красочными и запоминающимися (другими словами – вирусными);
Любая информация, отображенная на картинке, обязана быть максимально простой для восприятия;
На вопросы, рассматриваемые во время защиты, допустимо отвечать в череде слайдов, логически связанных друг с другом (при помощи изображений или фотографий постепенно развиваем свою мысль, начиная с первоначальной задумки и заканчивая результатами, которые достигли).
Если вы хотите дополнить этот материал предметными знаниями в удобной и красочной форме, можете скачать файлы в формате PDF, прикрепленные ниже.
Конспект на тему «Учащимся о проектной деятельности и учебных проектах»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учащимся о проектной деятельности
Проект: 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе реальное обоснование и конкретный способ своей практической значимости.
2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
Проектирование: 1) Процесс разработки проекта (в знач.1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию – обучать с использованием метода проектов).
Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Результаты проекта: 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определённых общеучебных умений, компетенций.
Портфолио (папка) проекта: подборка всех рабочих материалов проекта.
Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере ( компетенции входят в «Минимумы содержания»)
Компетентность- владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере ( компетентности входят в «Требования к выпускникам»)
Иерархия ( порядок подчинения ) компетенций
Ключевые компетенции — относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения;
Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
I . Учебно-познавательная компетенция-совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (Хуторской А.В.)
Самостоятельная познавательная деятельность включает в себя владение элементами:
общеучебной деятельности, составной частью которой является овладение учеником способами организации:
г) рефлексии (самоанализа);
е) действий в нестандартной ситуации (овладение креативными навыками продуктивной деятельности);
ж) овладение приёмами:
— постановки учебно-познавательных проблем;
— решения учебно-познавательных проблем;
2) логической деятельности (умение рассуждать и делать умозаключения) ,
3) методологической деятельности (знание теоретических основ(идей, принципов)теории, владение совокупностью приёмов, методов исследования какой-либо проблемы, решения практической задачи)
II . Информационная компетентность
1) Владение информационными технологиями (технологии с использованием специальных технических средств),
2) умение работать со всеми видами информации
III .Коммуникативная компетентность
1) знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
2) навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;
3) коммуникативные умения:
А) представить себя,
В) инициировать учебное взаимодействие с любым объектом коммуникации
(задать вопрос, вступать в диалог, вести дискуссию,
отстаивать свою точку зрения; находить компромисс и др.);
4) презентационные навыки и умения:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— умение использовать различные средства наглядности
-умение отвечать на незапланированные вопросы.
«Анатомия» учебного проекта
Основные требования к проекту
Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с проектирования самого проекта, в частности- с определения вида продукта и формы презентации)
Результатом работы над проектом является продукт (средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы)
Структура учебного проекта
Выдвижение гипотез- путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации проекта
Выбор формы презентации продукта, подготовка презентации.
Самооценка и самоанализ
по доминирующей в проекте деятельности:
А) исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, формулирования предмета и объекта исследования, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определения методов исследования, выдвижения гипотезы решения обозначенной проблемы, разработки путей её решения, обсуждения полученных результатов, выводов, оформленных результатов исследования, обозначения новых проблем для дальнейшего развития исследования);
Б) творческие (предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике и т.д.) Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры сценария видеофильма, драматизации, статьи, репортажа, альманаха и т.д.);
В) ролевые, игровые (в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя отдельные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая)
Г) ознакомительно-ориентировочные (информационные) (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
Цель проекта, его актуальность- источники информации (литературные, Интернет, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы – результат (статья, реферат, доклад)- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в конференции и т.п.)
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их организационной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью:
предмет информационного поиска;
поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
аналитическая работа над собранными фактами;
корректировка первоначального направления;
дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям;
анализ новых фактов;
выводы (и так далее- до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта);
заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка)
Д) практико-ориентированные (прикладные)
(отличаются чётко обозначенного с самого начала результата деятельности, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, исторического, литературоведческого, словарь и т.д.)
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение функций каждого из них, чётких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта)
по предметно-содержательной области:
А) монопроекты (проводятся в рамках одного предмета, при этом выбираются саамы сложные разделы или темы).
-культуроведческие (связаны с историей и традициями разных стран);
по характеру координации:
А) с открытой координацией (координатор ненавязчиво направляет работу участников, организует, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей (н-р, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов и т.д.);
Б) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, выступает как полноправный участник проекта)
по характеру контактов:
А) внутренние или региональные (в пределах одной страны);
Б) международные участники проекта являются представителями разных стран)
5) по количеству участников:
А) личностные (между двумя партнёрами, находящимися в разных школах,
Б) парные (между парами участников);
В) групповые (между группами участников);
6) по продолжительности выполнения:
А)_ краткосрочные для решения небольшой проблемы или части более
крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких
уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные);
Б) средней продолжительности (от недели до месяца);
В) долгосрочными ( от месяца до нескольких месяцев)
Рефлексия- это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.
Любое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Разбор полётов нужен для улучшения самих полётов.
Рефлексию можете написать не только в виде ответов на вопросы, но и повествовательно без пунктов, а также в любой другой форме: мини-сочинения, эссе, притчи, детектива, сказки и т.п. Главное, чтобы в ней было осознание вами того, что вы делали во время выполнения проекта, что и как с вами происходило.
Для осознания своей деятельности вы можете выбрать наиболее подходящую форму проведения рефлексии.
1. Почему я решил принять участие в этой проекте?
2. Как я готовился к проекту? Что от него ждал?
3. Как менялись мои чувства и настроения во время выполнения заданий?
4. Лучше всего у меня получилось … Этого я достиг благодаря …
5. Труднее всего было … Эти трудности я преодолевал так …
6. Чему я научился в процессе деятельности?
7. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям)
Рефлексия «Дневник моих открытий» (возможна для всех классов):
Заполните страничку собственного дневника открытий, который вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все ваши открытия, которые вы сделали во время участия в данном виде деятельности. Благодаря чему вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для литературы; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.).
Рефлексия «Эйдос» (8-11 классы):
«Эйдос» в переводе с греческого означает «идея», «образ», «сущность», «мир идей». Задания эвристической олимпиады – ключ от двери в ваш мир идей. Какие из заданий привели вас к новым идеям, как это происходило? Что вы чувствовали, когда находились в своем мире идей? Как вам это понравилось? Каким символом вы бы его представили свой сегодняшний мир идей? Ваши пожелания себе, учителям, составителям эвристических заданий.
Рефлексия «Трактат» (8-11 классы):
Представьте, что у вас есть возможность написать трактат потомкам (ученикам, которые в будущем будут участниками подобных проектов).
Делает общение непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая и не обижая другого человека.
Предлагается высказаться сразу после выполнения проекта.
Например: «Я работал с удовольствием, когда…», «Я доволен…, потому что…», «Я возьму на себя…», «Я понял, что…».
С помощью ряда открытых вопросов по теме, проблеме предполагается понять позицию другого человека, сопоставить собственное видение проблемы и путей её решения с мнением другого, задать вопрос и получить ответ.
Составляется из нескольких вопросов, которые помогают переосмыслить (доосмыслить) полученные на занятиях знания, навыки, умения, виды деятельности и т.д.
-Вам понравилось это занятие (задание?)
-Занятие способствовало развитию Вашего самообразования? Саморазвития?
Необходимо познакомиться с понятиями (исследование, тема исследования, цель, задача, проблема, гипотеза, объект и предмет исследования, методы исследования) и технологией исследования.
Как выбрать тему исследования?
Выбор темы будет зависеть от степени интереса к определённому учебному предмету, предлагаемому или выбранному самим объекту.
Темы исследования могут быть:
*фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
*экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
*теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Цели и задачи исследования
Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы его проводите (Например: Цель: Узнать, как различать союзы и союзные слова. Выяснить, в чём сходство и отличие фольклорных и литературных произведений.)
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает на общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (Например: 1) Изучить вопрос в теории, определить основные сходные и отличительные черты фольклорных и литературных произведений.
2) Провести исследование, сопоставив фольклорное и литературное произведение.
3) Оформить результаты исследования в виде сообщения.)
Для решения первой задачи вам необходимо знать
Проблема – вопрос, требующий разрешения. Именно проблема, как правило, рождает тему будущего исследования.
Гипотеза – предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами:
Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать: самую важную поставить на первое место, менее важную – на второе и так далее.
Объект исследования- то, на что направлено ваше действие. (Например: если тема вашего исследования Отличие фольклорных произведений от литературных, объектом и будут являться фольклорные и литературные произведения)
Предмет исследования— то, на предмет чего вы проводите исследование. (Например: если тема вашего исследования Отличие фольклорных произведений от литературных, то предметом исследования будут являться отличительные признаки фольклорных и литературных произведений)
Методы (от греческого слова mehodos ) исследования – способ, приём познания явлений окружающего мира.
Список доступных методов исследования:
С этого надо начинать любую исследовательскую работу. Задай себе вопросы: что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь.
Если то, что ты исследуешь, описано в известных тебе книгах, к ним нужно обратиться в первую очередь.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников.
Спросить у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесём всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
Неспециалистами для нас будут все остальные люди.
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
Фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные, художественные.
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет.
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Из сети Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам.
Кроме Интернета, звуковую, графическую и анимационную информацию можно найти на компакт-дисках. Также с помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников.
Интересный способ добычи новых знаний – наблюдение.
Эксперимент (от латинского experimentum )- проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Продумай план эксперимента. Может быть, ты проведёшь не один, а несколько экспериментов.
Критерии оценивания публикации