Как объяснить детям что такое симметрия
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность
Юлия Федосеева
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность
Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще надо? Симметрия, в окружающей обстановке ребёнка, формирует его эстетичность, развивает зрительно – моторную координацию, пространственное восприятие окружающего мира, координацию, мелкую моторику рук, способствует развитию внимания, любознательности, прививает чувство гармонии и красоты. У большинства детей понятие симметрии формируется через конструирование, рисование, аппликацию, прочую ручную деятельность. Понятие симметрии надо формировать. Как это сделать? Предлагаю Вашему вниманию несколько простых для понимания детей вариантов, с помощью которых они познакомятся с понятием симметрия, изучат основные закономерности расположения изображений на плоскости.
1. Складывание листа бумаги
Учите сгибать лист бумаги пополам, так, чтобы уголки совпадали. Стоит обратить внимание на линию сгиба и показать малышу, что части листа одинаковые.
2. Вырезание симметричных фигурок.
Учите вырезать фигурку из сложенного пополам листа.
Нарисуйте половину простого предмета, согните пополам и держа бумагу за сгиб вырезайте фигуру по линиям. Разворачивание вырезанной фигуры детей приводит в восторг.
3. Дорисовывание предмета.
Учите дорисовать часть предмета по клеточкам. Выбирайте симметричную фигурку, первую половину нарисуйте Вы, а вторую предложите дорисовать ребёнку самостоятельно.
Закрепляем понятие «Зеркальная симметрия»
Берём любую фигуру, закрываем её половину листом (закрепив скрепкой, или «прихватив клеем) или просто загибаем по центру. Ставим на край фигуры зеркало и рассматриваем отражение в нём. Затем предложите ребёнку нарисовать на чистом листе фигуру, которую он увидел в зеркале.
Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.
Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.
Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.
Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.
Что такое «симметрия»? Развиваем мышление детей
Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Неизменность тех или иных предметов может наблюдаться относительно различных операций − поворотов, переносов, замены частей, изображений. В связи с этим различают различные виды симметрии.
Поворотная симметрия есть в снежинках и цветочках, когда один элемент повторяется много раз. Интересно, что в живой природе количество таких повторений – 6, а в неживой, в снежинках – 6.
Переносная симметрия встречается чаще всего в искусстве, во всевозможных орнаментах, в декоративно-прикладном искусстве.
Но чаще всего мы сталкиваемся с зеркальной симметрией. Объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. Зеркальная симметрия в животном мире называется билатеральной.
Существует также симметрия подобности, это когда объект повторяется, но с изменением своего размера.
Симметрия также часто встречается в детских игрушках и всевозможных заданиях. Например, калейдоскоп. Ниже представлены задание на ознакомление детей с понятием «симметрия». Также эти задания способствуют развитию логического мышления деток.
Клоун
1. Рассмотри внимательно рисунок. Кто на нем изображен?
Как ты считаешь, какая половинка спряталась от нас: правая или левая?
2. Дорисуй половинку клоуна по клеткам.
3. Послушай стихотворение Шапиро Татьяны про грустного клоуна.
Слёзы льются − ну и ну!
А увидит кто − беда!
Ну и клоун − да-да-да!
Неужели ты грустишь?
Никого ты не смешишь!
Не хохочешь, не поёшь!
Рассмеялся клоун вдруг;
— Да я просто режу лук!
Режу лук под Новый год!
Угощу всех, кто придёт!
Резать лук на винегрет.
4. Как ты считаешь, клоун был огорчен по-настоящему?
5. Раскрась получившегося клоуна так, чтобы он стал ярким, красивым и весёлым.
Ромашка
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
2. Посмотрите на рисунок. Что на нем изображено? Какой части не хватает? Правой или левой?
3. Попробуй дорисовать правую часть нашей ромашке. Раскрась рисунок так, чтобы получилась ромашка.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и улетел (Бабочка).
2. Посмотри на рисунок. Кто на нём изображен? Какой части не хватает? Правой или левой?
3. Попробуй дорисовать бабочку. Раскрась ее так, чтобы было красиво и ярко!
«Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике
Щепкина Татьяна Викторовна
«Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике
«Симметрия в математике» Дистанционное обучение дошколят математике.
Уважаемые родители сегодня у нас необычное занятие по математике.
Цель: Познакомить детей с понятием «симметрия», «симметричные фигуры», «симметричные предметы»;
Материал: лист бумаги, краска, вырезанными из бумаги- квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, листочки бумаги, ножницы, игра «Сложи узор», конструктор, мозаика.
Объяснить ребенку, что такое симметрия просто и наглядно достаточно легко, сложнее дать малышу понять, что являет собой симметрия в математике и зачем она в ней нужна. Для обучения дошкольника основным принципам симметричного изображения фигур нужно проявить немного фантазии и учесть то, что дети дошкольного возраста лучше воспринимают мир наглядно, но, вместе с этим, быстро теряют интерес, если не понимают происходящее. Именно на устранении этих недочетах в обучении и построены основные схемы объяснения ребенку, что такое симметрические фигуры и как их изобразить на бумажном листе.
Предложите ребёнку один обычный фокус. Для этого нам понадобится обычный белый лист и краска. Рисуем краской на листе слева цветок. Сгибает лист пополам, разглаживает его и разгибает обратно. Смотрите, получились совершенно два одинаковых цветка. Одинаковые предметы называются симметричными.
Составьте из геометрических, вырезанных из бумаги, фигур домик – квадратные стены (квадрат, крыша – треугольник (на квадрат кладём треугольник, прямоугольные окна и труба на крыше (прикрепляем остальные фигуры). Какие из этих фигур симметричные? Как узнать, симметричная ли фигура? Узнать просто – складываем бумажные геометрические фигуры, пополам. Ребёнок складывает квадрат по диагонали. Квадрат состоит из двух одинаковых треугольников. Это симметричная фигура. Прямоугольник состоит из двух одинаковых квадратов. Это тоже симметричная фигура. Треугольник состоит из двух треугольников. И это симметричная фигура.
Вывод: Значит все эти фигуры – симметричные. Если сложить их пополам, все точки их половинок совпадут.
В домике живёт Мишка, он ждёт гостей. Просит сделать для них салфетки.
Предложите детям сделать салфетки для гостей Мишутки. Узор должен быть симметричным. Мы с детьми сделали вот такие симпатичные салфетки. Мишутки они очень понравились, и он принёс детям угощения.
Мы организовали весёлое чаепитие.
Уважаемые родители для закрепления материала предложите детям вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое – цветы, бабочки, стрекозы.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Дистанционное обучение дошколят «Кошки и собаки наши верные друзья» Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Занятие «Безопасность» ТЕМА: «Кошки и собаки наши верные друзья» Цель: Научить ребёнка.
Дистанционное обучение дошколят «Планета Земля — наш общий дом» ДЕНЬ ЗЕМЛИема: «Планета Земля – наш общий дом» Уважаемые родители! День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг.
Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик» Задачи: продолжать учить детей составлять целостную композицию из частей. Материалы: картон зелёного цвета; геометрические фигуры из бумаги:.
Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в «виртуальном детском саду». На сегодняшний.
Фотоотчет «Дистанционное обучение в дни карантина» Вот уже вторую неделю вся страна на самоизоляции. Наш детский сад города Нижневартовска «Забавушка» не исключение. Каждую неделю отправляем.
Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Фотоотчёт «Дистанционное обучение в ДОУ» Сейчас все образовательные организации России находятся на карантине. Чтобы обеспечить непрерывность.
Как рассказать ребёнку о ВОВ? Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошколят Уважаемые родители! Знаете ли вы. как воспитать ребёнка патриотом своей Родины? Только зная историю своей страны, ребенок будет любить и.
Как сделать мыльные пузыри? Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошколят Как сделать мыльные пузыри? Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошколят. Вспомните себя в детстве, как было уютно, тепло.
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.
Презентация к уроку
Цель урока: дать представление о симметрии, её видах.
Ход урока
І. Мотивация. Создание проблемной ситуации
1.1. Психологический настрой
Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу.
1.2.Сообщение темы урока
Урок мы проведём не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Нам предстоит выполнить работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя. Мы будем учиться проводить исследование.
Учитель. Как вы понимаете, что означает слово исследование? В толковом словаре Ожегова говориться так: “Исследование – научный труд. Исследовать – это значит подвергать научному изучению”.
А кто же такой исследователь? Обратимся вновь к толковому словарю: “Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием”.
Итак, я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
Мир полон удивительной красоты, которую вы должны открывать, прежде всего, сами. Нужно учиться видеть и слышать, готовиться к встрече с “чудом”.
Но для начала нужно определить тему нашего исследования.
Учитель. Посмотрите на доску. Перед вами изображения предметов. Как вы думаете, что их объединяет?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель. Мнения разошлись. Как нам быть?
Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях и сформулируют проблему: мы не можем определить, что объединяет данные предметы.
Учитель. Что нам нужно знать, чтобы разрешить данную проблему? Поможет нам ребус. Если верно разгадаете слово, вы сразу поймёте, о чем пойдёт речь на уроке.
Дети разгадывают ребус и определяют тему урока.
Учитель. Всё очень просто: их объединяет то, что они симметричны. Какой же будет цель нашего исследования? (Собрать факты о симметрии).
Итак, сегодня тема нашего исследования – СИММЕТРИЯ.
Учитель. А что такое симметрия? Где встречается симметрия? Где и как нам найти ответы на эти вопросы?
Выслушать мнение ребят.
Учитель. Молодцы! Вы выдвинули много предположений, но не все согласны с правильностью некоторых идей, не все готовы принять их на веру. Как же можно проверить выдвинутые предположения?
1.3. Работа над новым материалом
Учитель. Как найти ответ на этот вопрос? Какими способами? Действительно, для того, чтобы проверить наши предположения, необходимо собрать всю доступную информацию по данной теме. Это дело новое и сложное.
Нужно подумать “А что я уже знаю по данной теме?”. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы при изучении темы, чему научиться?
Давайте подумаем, каким образом мы можем ещё добывать информацию? В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, различной познавательной литературы, журналов, газет, где есть необходимые сведения.
Посмотреть по телевидению.
Найти и прочитать в Интернете.
Провести наблюдение, опыт (этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе).
Спросить у другого человека.
Учитель. А какой способ больше всего подойдёт нам сегодня для того, чтобы ответить на вопрос? Какой способ поиска информации кажется интереснее?
1.4.Работа по учебнику
Новую информацию по данной теме мы получим из учебника Окружающий мир (с. 121).
Дети читают пятистишие, которое открывает раздел программы. Знакомятся с понятием “Симметрия”.
Учитель. Древние греки говорили, что симметричное, гармоничное изделие будет одновременно прочным и прекрасным. В природе встречаются предметы симметричной формы и окраски. Это листья и цветки растений, узоры на крыльях бабочки. Человек учился красоте у природы.
1.5. Постановка цели исследования
Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приёмом загадки.
На доске размещены три замка и рисунки знакомых предметов (Приложение 2).
Учитель. Что нарисовано? Какая идея отражена на доске? Как вы думаете, что нужно сделать? (Необходимо распределить на 3 группы).
Дети высказывают свои предположения. Учитель подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях ребят и формулирует цель исследования.
Учитель. Итак, перед нами возникла проблема. Есть необходимость распределить предметы на три группы. Но в данный момент, мы не можем однозначно выполнить это задание. Что делать? Что нам нужно знать?
Выслушать детей. Записать на доске вопрос исследования: на какие группы (виды) можно распределить симметричные предметы?
Формируется цель исследования: изучить материалы о каждом виде симметрии, чтобы выполнить соотнесение предмета к определенной группе.
Учитель. А теперь в нашей научной лаборатории будем находить доказательство правильности или ошибочности нашего решения.
ІІ. Исследование в малых группах
Работа в группах. Инструктаж работы в группах.
Учитель знакомит с правилами поведения и работы (сотрудничества) в группе.
Каждый рабочий лист содержит инструкцию (инструктивный план), который поможет ребятам организовать работу в группе.
Для подготовки отчёта о работе группы можно предложить детям воспользоваться специальным средством “Помощник ответа”. В этом случае учитель дает детям конверт, в котором находятся 5 или 6 листов бумаги с незавершёнными предложениями. Эти незавершённые предложения являются началом изложения определённой части работы, выполняемой группой.
Ребята изучают информацию, в дальнейшем рассказывают одноклассникам.
Во время исследования, работы в малых группах учитель консультирует по очереди каждую малую группу: как поняли ребята научно-познавательный текст; анализ фактов, найденных детьми; обсуждение вариантов представления обнаруженных фактов на рабочем листе и формулировки вывода.
ІІІ. Обмен информацией
Таким образом, на доске появляются перечень видов и примеров симметрии.
Выступление каждой группы сопровождается показом слайдов презентации для наиболее яркого представления:
Слайд 9 – группа № 1;
Слайд 10 – группа № 2;
Слайд 11 – 14 – физминутка
Слайд 15 – 16 – группа № 3.
Учитель. Посмотрите на доску, на таблицу с фактами. Какое заключение мы можем дать на основании найденной информации? Как много групп мы с вами выделили! Каждая обладает определенными отличительными признаками!
ІV. Организация информации
Учитель предлагает организовать полученные сведения.
Учитель. Давайте внимательно посмотрим на все материалы, которые представили ребята из каждой группы. Как мы можем систематизировать найденную информацию? Давайте наведем порядок в обнаруженных материалах.
Учитель. Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. В ходе исследования мы собрали много интересной информации о симметрии.
V. Связывание информации, обобщение
Учитель. Посмотрите на доску. Все дворцы теперь имеют свои названия. Теперь мы можем точно дать название видам симметрии и, узнав, столько интересного, мы без ошибок можем распределить изображённые предметы по группам. (Предложить детям соединить линиями изображённые предметы и дворцы).
Выслушать детей и сформулировать обобщение урока: всё бесконечное множество объектов окружающего мира можно разделить не только на множество объектов живой, неживой природы и рукотворного мира, но и по другому основанию классификации – на множества несимметричных объектов и объектов с разными видами симметрии.
VІ. Подведение итогов
На этом этапе подведения итогов полезно вернуться к загадке, с которой началось исследование.
Учитель. Какая идея была отражена на доске? На какой поставленный вопрос мы получили ответ? Какие предположения вы смогли подтвердить, а какие опровергнуть? Что нового узнали? Какой вывод мы теперь можем сделать?
Учитель. Молодцы. Нам удалось сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.
Учитель. Каким способом мы сегодня получили новые знания? (Поиск фактов, связывание фактов).
VІІ. Применение
1) Попросить детей объяснить, как они понимают выражение о симметрии: “Красота тесно связана с симметрией” (Г. Вейль)
Учитель. О чем говорит это выражение? Как вы его понимаете?
2) Вот, сколько вы теперь знаете о симметрии. Сейчас посмотрим, сможете ли вы выполнить задания.
Предлагаемые задания используются с целью закрепления полученных знаний о видах симметрии. Каждому виду симметрии соответствует одно задание.
Из симметричных фигур сделать несимметричные. (Каждой малой группе предоставляется по одному рисунку: домик, рубашка, груша).
Учитель. Посмотрите, как повеселели, “ожили” рисунки. Несимметричные детали сделали рисунок ещё более красивым. Несимметричное тоже может быть красиво в сочетании с симметричным.
Перед вами рисунки с поворотной симметрией. Сколько раз повторяется каждая фигура?
Рассмотрите внимательно группы рисунков. Найдите закономерность, и определи “лишнее” в каждой группе предметов.
Назовите предметы в классе, и определите, к какому виду симметрии они относятся.
VІІІ. Домашнее задание
Учитель. Вам необходимо выполнить творческое задание: вспомнить новые слова, с которыми познакомились на уроке, и записать их в крестословицу. Если вы правильно выполните задание, то сможете, определить тему следующего урока.
Примечание 1. На слайде – примеры зеркальной симметрии.
Примечание 2. Тема следующего урока “Зеркальная симметрия”. Так названо продолжение знакомства с осевой симметрией. Целью урока является закрепление понятия осевой симметрии, знакомство с чудесным свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение.
№ 2. Закончите рисунок. Главное условие – рисунок должен быть симметричным.
ІX. Рефлексия
Дополнение к уроку: